Научная статья на тему 'Путешественник как личность с потребностью в новизне и самотрансценденции'

Путешественник как личность с потребностью в новизне и самотрансценденции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10165
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / НОВИЗНА / САМОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ / TRAVEL / SELF-TRANSCENDENCE / LIFESTYLE / VALUE / NOVELTY / SELF / PERSONALITY OF TRAVELER / SELF-REALIZATION / PHILOSOPHY OF TRAVEL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Анна Николаевна

Предпринята попытка создать модель личности Путешественника. Он представляет собой совершенно специфичный тип человека, образом жизни которого является путешествование. Определяющими и мотивирующими факторами поведения Путешественника являются его мировоззрение, интересы, система ценностей, где на первом месте стоит ценность Новизны. Модель личности Путешественника мы предлагаем рассматривать как вертикальный срез ее черт и характеристик, во главе которых лежат ценности. Важность этой темы заключается в том, что Путешественники являются идеальным примером личностей, твердо стоящих на пути самореализации и раскрытия потенциала своей Самости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Traveler: a personality with a necessity in novelty and self-transcendence

The aim of this article is an attempt to create a model of the Traveler's personality. It is quite a specific type of person whose way of life is traveling. The personality of the Traveler is the cornerstone of Traveling Philosophy because without a person who performs the journey there is no Traveling itself. Even though J. Steinbeck considered that "[w]e do not take a trip; a trip takes us", the role of personality in this process is hard to overestimate. People always traveled to discover new lands, to make acquaintance with a neighbor, to find treasures, to test their might, to gain knowledge of the previously unknown and, finally, to become different than they were before they left homeland. Then why do some people set off to journeys that are sometimes dangerous and complicated and why do others stay at home? Why, what for and for what purpose do these people risk their lives and transcend from the comfortable and understandable world? What is the motivation? What are the main characteristics of the Traveler's personality? The world outlook, interests and value system (where the top spot is the value of Novelty) are the defining and motivating factors of the Traveler's behavior. It is the world outlook that creates the sense-making basis for a person to choose Traveling as a way of life. Values are considered as strategical intentions of the personality that define its behavior and integrate in a particular key. As the specifics of a person's psychology, methods of his/her intellectual and emotional interaction with the world result from each value, it is appropriate to accompany each aspect of the Traveler's life with the relevant psychological module. The result is the characteristics of the personality in a vertical section: from values, aims and purposes to the emotional and volitional sphere, cognitive strategies and inherent peculiarities. Also it is proposed to consolidate all possible variants (external "geographical" and internal "metaphysical") of travel in a person's life into one key, namely, to consider them as a process of personality's transcending outside of boundaries of its society, habitual world, mentality, culture, personality, etc. The role of the Traveler in the community's life is hard to overestimate since not only s/he creates socially interesting Products that conclude the results of the journeys and introduce new meanings, values, cultural codes into his/her environment; but also s/he partially becomes the Product of his/her way of life. The Traveler gives an amazing example of a self-actualizing personality that proceeds along the path of individuation, finding Self and Meaning. Path to Self through self-transcendence during Traveling helps society to see other perspectives besides those that exist on the objective utilitarian and practical level of being. The Traveler is desperately absorbed into the world of Novelty and Changes and carries away other people with similar values taking them out of the circle of meaningless existence and existential vacuum.

Текст научной работы на тему «Путешественник как личность с потребностью в новизне и самотрансценденции»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 51-58. DOI: 10.17223/15617793/400/8

УДК 141

А.Н. Иванова

ПУТЕШЕСТВЕННИК КАК ЛИЧНОСТЬ С ПОТРЕБНОСТЬЮ В НОВИЗНЕ И САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ

Предпринята попытка создать модель личности Путешественника. Он представляет собой совершенно специфичный тип человека, образом жизни которого является путешествование. Определяющими и мотивирующими факторами поведения Путешественника являются его мировоззрение, интересы, система ценностей, где на первом месте стоит ценность Новизны. Модель личности Путешественника мы предлагаем рассматривать как вертикальный срез ее черт и характеристик, во главе которых лежат ценности. Важность этой темы заключается в том, что Путешественники являются идеальным примером личностей, твердо стоящих на пути самореализации и раскрытия потенциала своей Самости.

Ключевые слова: путешествие; самотрансценденция; образ жизни; ценности; Новизна; Самость; личность путешественника; самореализация; философия путешествия.

Люди всегда путешествовали, чтобы открыть новые земли, познакомиться с соседями, найти сокровища, проверить свои силы, обрести неведомые ранее знания и, наконец, стать иными, чем они были до того, как покинули родной порог. Но почему одни отправляются в путешествия, порой опасные и сложные, а другие остаются дома? Зачем, ради чего, с какой целью первые рискуют своими жизнями, убегают из границ комфортного и понятного им мира? Какова их мотивация? Каким набором характеристик обладает личность путешествующего человека?

Личность Путешественника - краеугольный камень философии Путешествий, ведь без человека, который их совершает, нет и самих Путешествий. Хотя Д. Стейнбек считал, что «не мы командуем путешествиями, а они - нами» [1], все же роль личности в этом процессе переоценить сложно. Прежде чем перейти к рассмотрению личности Путешественника и основным моментам, по которым ее можно отличить от человека, предпочитающего из перемещений безопасные поездки на отдых или эмиграцию, определимся с понятием Путешествия. Мы предлагаем объединить все возможные варианты путешествий в жизни человека - внешние «географические» и внутренние «метафизические» - в одном ключе, а именно рассматривать их как процесс трансцендирования личности за границы своего социума, привычного мира, ментальности, культуры, личности и т. д.

Собственно трудов по исследованию личности Путешественника немного, поскольку чаще всего статьи и книги по теме путешествий касаются вопросов мобильности, туризма, искусства путешествовать, путешествий как аспекта культуры. Человек в этих работах появляется чаще всего как субъект с имманентно присущей ему потребностью путешествовать, делающий это с разными целями. Тем не менее в трудах ряда известных философов и психологов можно найти описание тех или иных черт личности Путешественника. Это работы А. Маслоу, В. Франкла, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, Ж. Батая, Г. Марселя, К.Г. Юнга, А. Камю, С. Грофа, Ф. Ницше и др. Среди современных исследований можно отметить работы И.Л. Беккера, рассматривающего путешествие как «способ социального бытия» личности и способ ее самопознания, А. В. Черданцевой, изучающей личностные характеристики Путешественника с точки

зрения психологии, Н. В. Новиковой, предлагающей считать Путешественника «эстетически воспринимающей личностью», Л. А. Мясниковой, доказывающей тезис, что «путешествие - это путь к себе».

Для построения модели личности Путешественни-кавоспользуемся достаточно распространенной в психологической литературе концепцией структуры личности, созданной К.К. Платоновым («Структура и развитие личности» [2]) и имеющей четыре основных блока: базовые врожденные свойства человека,

например темперамент; подструктуры, имеющие отношение к опыту (знания, навыки, привычки) и особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания); эмоционо-волевая сфера (чувства, переживания) и, конечно, область мировоззрения (личностные смыслы, интересы, ценности, убеждения). Другими авторами, разработавшими свои варианты структуры личности, являются С.Л. Рубинштейн («Основы общей психологии» [3]), Р. Кеттел («Личность» [4]), А.Н. Леонтьев («Деятельность. Сознание. Личность» [5]), Л.И. Божович («Проблемы формирования личности» [6]). Структура К.К. Платонова может быть использована в качестве базиса для создания модели личности Путешественника. Но следует отметить, что Путешественник изначально настроен на поиск Новизны во внешнем или внутреннем мире, а значит, нацелен на разрушение каких-то компонентов своего Я и заведомо готов к трансформации личности. Формально Путешественником может стать любой человек, который отправляется в Путешествие сознательно или бессознательно, но во втором случае встает вопрос о процессе последующего осознания проделанного пути, добровольности трансформаций Я и готовности создать Продукт в итоге. Типичным примером сферы бессознательных путешествий является туризм, услуги которого доступны каждому и имеют чаще всего рекреационные цели. В рамках нашей темы мы остановимся на рассмотрении личности Путешественника, который уже понимает свой путь и идет по нему осознанно и добровольно.

Самым важным в структуре личности Путешественника является мировоззренческий блок, так как именно туда входят компоненты, создающие ценностную смыслообразующую основу для того, чтобы человек выбрал именно Путешествия как образ жиз-

51

ни. Ценности мы будем рассматривать как стратегические интенции личности, определяющие ее поведение и интегрирующие в каком-то определенном ключе. Поскольку из каждой ценности вытекают особенности психологии человека, способы его интеллектуального и эмоционального взаимодействия с миром, то целесообразно будет сопроводить каждый отдельный мировоззренческий аспект личности Путешественника соответствующим психологическим блоком. В итоге мы получим параметры его личности в вертикальном «разрезе»: от ценностей, установок и смыслов до эмоционально-волевой сферы, познавательной стратегии и врожденных особенностей. Мировоззренческие ориентиры направляют, а специфичные характеристики личности позволяют Путешественнику действовать согласно выбранному им образу жизни.

1. В мире Путешественника приоритетной ценностью, определяющей все остальные смыслы его жизни и интересы личности, будем считать ценность Новизны. Новизна может являться ему на различных Маршрутах: исследование культуры экзотических племен, своих физических возможностей (экстрим), чудес природного мира или в Путешествии к Богу, своему Я, в Сновидения, Страну Смерти и т.д. Навстречу Новизне во все времена отправлялись боги и герои: Путешествие совершалось ради ценного Продукта - Идеи, которая станет новой основой духовной жизни общества. На теме поиска новых знаний построены сюжеты Путешествий принца Гаута-мы (Будды), Моисея, пророка Мухаммеда, Заратустры. Мы видим, что покидание мира обыденной реальности - обязательное условие обретения знания. Один из самых характерных примеров путешествий за Новизной - внешних и внутренних - «Паломничество в страну Востока» (Г. Гессе) [7]. Север Африки, Ближний Восток, Персия и Индия в конце XIX в. стали местами массового поиска новых идей и ощущений. Востоком была увлечена большая часть образованных европейцев: внезапно им показалось, что Европа слишком скучное и набитое стереотипами место, не имеющее потенциала для развития, а спасти ее может только свежий «восточный ветер». Те, кто остались дома и не отправились вживую искать Восток, начали путешествие с музеев, занятий духовными практиками, переводов и чтения книг, наполненных восточной мудростью. К поиску Новизны можно отнести и попытку Путешественников найти свою «внутреннюю родину» - то место, с которым они чувствуют трансперсональное единение, т. е. где им комфортно на всех уровнях (физическом, психическом, ментальном, духовном) и где они начинают осознавать свою аутентичность (конгруэнтность внешних проявлений личности внутреннему Я). Это происходит, когда настоящая родина по каким-то причинам не обладает потенциалом для самореализации личности. Например, Г. Флобер с первого же дня в Египте «почувствовал себя как дома в мире абсолютного беспорядка - как визуального, так и акустического. Хаотичная египетская реальность пришлась ему по душе...» [8]. Н. Гумилев «внутреннюю родину» искал в Персии;

П. Гоген нашел новую «родину» на другом конце Земли - на Таити; Н.К. Рерих проделал огромный путь в несколько тысяч километров через всю Азию, чтобы понять, что «его место» в Индии. Н.В. Гоголь чувствовал себя абсолютно живым человеком, мог дышать полной грудью и писать произведения о загадочной русской душе, только находясь в Италии. «И, когда я увидел, наконец, во второй раз Рим, о, как он мне показался лучше прежнего! .Будто я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. . Родину своей души я увидел.» [9]. В книге «Эней - человек судьбы»

В. Н. Топоров показывает нам героя, который много лет странствует по морям в поисках Дома, прекрасно осознавая, что его родной город Троя уничтожен в войне. Троянец путешествует как бы «беременный» образом будущей родины (Римом), который сам по себе является Маршрутом для внутреннего Путешествия с воспоминаниями о прежнем доме и предчувствиями нового [10]. Как мы видим, поиск Новизны иногда приводит Путешественников даже на порог нового Дома, ведь, следуя одному из критериев настоящего Путешествия, человеку нужно куда-то возвращаться, чтобы там осознавать Перемены и создавать Продукты.

Поиск Новизны подразумевает такие черты психологии Путешественника, как мобильность, открытость миру (экстернальность) и подвижность психики (флексибильность). Для того чтобы поток Новизны постоянно поступал в жизнь Путешественника, он должен быть готов к мгновенному, а иногда чисто интуитивному решению задач с множеством неизвестных параметров и уметь долгое время находиться в условиях неопределенности. Его желание быть в постоянном движении, в путешествовании - это потребность почувствовать себя живым через биение новых ритмов, пульсацию неведомых доселе звуков, динамику невиданных ранее образов, смену эмоций и мыслей. Путешественник открыт миру, текуч, легок, спонтанен, «алертен» и «готов к прыжку» (К. Кастанеда [11]).

Начнем с одной из характерных черт Путешественника в рамках этого блока - мобильности. Социологи Дж. Урри и С. Лэш считают, что этим термином можно описать основную черту современного общества, а в случае с Путешественником она вообще становится его имманентным атрибутивным признаком. Мобильность выражается в постоянной готовности человека сорваться с места и отправиться в путь. Р. Л. Стивенсон выразил эту мысль так: «Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но чтобы ехать. Главное - это движение» (англ.«Рог my part, I travel not to go anywhere, but to go. I travel for travel's sake. The great affair is to move» [12]). Д. Стейнбек говорил о Путешественниках как о людях с «вирусом непоседливости» в душе. Один из биографов

А.П. Чехова назвал его «человеком с кровью странника в жилах» [13]. Это определение вполне подходит, например, для Ж. Беливо, который вышел из своего дома в Монреале в 45 лет и обошел пешком планету за 11 лет, побывав в 64 странах и написав книгу

52

«В поисках себя. История человека, обошедшего Землю пешком» [14]. Девизом «мобильной ипостаси» Путешественников можно сделать слова Ф. Ницше: «Я научился ходить; с тех пор я позволяю себе бегать. Я научился летать; с тех пор я не жду толчка, чтобы сдвинуться с места. Теперь я легок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собой, теперь Бог танцует во мне» [15. C. 37].

Если касаться других черт Путешественника внутри этого раздела, то А.В. Черданцева в статье «Психология Путешественника. Изучение личностных характеристик» рассматривает его личность по таким параметрам, как «интернальность - экстерналь-ность», «ригидность - флексибильность». Автор делает вывод, что путешественники - люди с высокой «пластичностью внутреннего мира» и «особой чувствительностью к новому, возможностью гибко перестраивать внутренние основы своей активности в мире...» [16]. Мы полагаем, что подобный тип поведения можно описать хорошим термином «интуит» (по «Индикатору типов М. Бриггс» [17]). Интуит - это человек, который интересуется будущим без страха, не любит «скучные подробности» обыденной жизни, считает время и пространство относительными категориями, предпочитает исследовать глубинную суть вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы, обдумывает несколько мыслей одновременно, умеет быстро обрабатывать информацию о внешнем и внутреннем мире, делая акцент на глубинных смыслах и глобальных взаимосвязях всех явлений. Под стать интуиту психотип «иррационал» (индикатор М. Бриггс) - тот, кто любит исследовать неизвестное, не приемлет отсутствие выбора и существование четкого плана, уверен в открытии «второго дыхания» в нужный момент, а его сильной стороной являются творческий подход, спонтанность и быстрая реакция. Заметим, что психотипы базируются на предпочтениях, связанных со сбором информации (интуиция) и принятием решений (иррациональность).

Надо учесть, что экстернальность Путешественников и открытость миру не означает автоматически их экстравертности или интравертности (или предпочтения в выборе источника энергии: экстраверт предпочтет получать ее из внешнего мира и от других людей, а интроверт «подзаряжается», побыв наедине с собой, черпая вдохновение в своем внутреннем мире). Экстернальность говорит больше об открытости Путешественника новым переживаниям и интересе к новым мирам, чем об однозначной направленности вовне. Флексибильность людей, склонных отправляться в Путешествия, означает их постоянную готовность жить в потоке новых обстоятельств и вне зоны комфорта. В том числе флексибильность выражается в отсутствии большой разницы для Путешественника между внешними и внутренними путешествиями. Критерии, по которым можно отличить «внутренние» и «внешние» Путешествия, всегда находятся внутри Путешественника. Конечно, есть определенные предпосылки считать, что к внешним географическим Путешествиям склонны экстраверты, а к внутренним метафизическим - интроверты, но это

совершенно не обязательно. Например, переживание произведения искусства может «отправить» человека в дальние края, чтобы почувствовать тему более полно; путешествие в сновидении - быть важным этапом на внутреннем пути к Я; мистическое озарение при погружении в какую-то метафизическую область -стать мотивом для рискованного географического путешествия. История по последнему сценарию приключилась с философом Вл. Соловьевым, когда он уехал в Лондон, чтобы провести год в библиотеках и музеях этого города, но однажды услышал Голос свыше, который указывал ему срочно прибыть в Египет. Голос обещал, что именно там он может встретить Софию Премудрость Божию - «единство истинное, не противополагающее себя множественности.». Философ сорвался с места и помчался на другой континент без сборов и раздумий, а после этого Путешествия он всю жизнь решал задачу, как перевести на язык философии и поэзии свои переживания в этом Путешествии [18].

Из экстернальности и флексибильности следует такая черта личности Путешественника, как любопытство. Это распространенная среди обычных людей поведенческая черта становится познавательной стратегией и мощной движущей силой в Путешествиях: она помогает выбирать Маршруты, подталкивает Путешественников к прохождению их в максимальном объеме. Любопытство заставляет Путешественника проявлять интерес к окружающему его или внутреннему миру и становиться «губкой», впитывающей все их послания. К. Кастанеда считал: «Все мы пришли сюда ненадолго, и времени, которое нам отпущено, слишком мало, чтобы прикоснуться ко всем чудесам этого странного мира» [19. C. 94]. Ж. Делёз отмечал: «Познавать самого себя - учиться мыслить -поступать так, как если бы ничто не было самоочевидно, - удивляться, изумляться бытию сущего» [20.

C. 9]. Любопытство приводит к открытиям - большим и маленьким, делает жизнь яркой и динамичной. Мастера дзэн считают, что ищущий человек должен сохранять «сознание начинающего», которое «должно быть поистине пустым и готовым к восприятию, но не закрытым» [21].

Любопытство Путешественника обусловливает еще одну особенность его поведения при исследовании внешнего или внутреннего мира: он обращает пристальное внимание на детали и всегда включает воображение. Путешественник видит Маршрут для Путешествия там, где другие видят ничего не значащую ерунду. В рассказе Г. Гессе «Ирис» обычный садовый цветок становится для мальчика огромным миром, на исследование которого он отправляется: «Ансельм так любил его, что, подолгу глядя внутрь, видел в тонких желтых тычинках то золотую ограду королевских садов, то аллею в два ряда прекрасных деревьев из сна, никогда не колышимых ветром, между которыми бежала светлая, пронизанная живыми, стеклянно-нежными жилками дорога - таинственный путь в недра» [22. C. 121]. Недавно сайт

www.bbc.com/travel провел среди своих посетителей опрос на тему «50 причин любить мир» [23]. Среди

53

ответивших были путешественники, шеф-повара, фотографы, бизнесмены, писатели и др. Нужно было назвать только одну причину - самую важную для них. Эти люди не говорили ничего сверхсерьезного, но отразили в своих ответах детали, которые врезались им в память в путешествиях и через которые они смогли сформулировать свои причины любить мир: плавание с горбатыми китами у островов Тонга; наблюдение за появлением из яиц маленьких черепашек; созерцание Флоренции с крыши собора - именно такой, как ее видел Микеланджело, и т.д. Французский писатель К. де Местр создал научно-популярное произведение «Путешествие вокруг моей комнаты», где доказывает, что изобрел новый способ путешествования, для которого не нужно выходить из дома, и пусть не такой героический, как у первопроходцев эпохи Великих географических открытий, но вполне соответствующий определению Путешествия. Подобного рода примеры учат нас видеть Новизну там, где иногда даже не требуется вставать с места.

2. Ценность Новизны настолько сильна в мире Путешественников, что в логичной связи с ней находится ценность Самоотречения, когда внутри личности путешествующего человека идет постоянный процесс балансирования таких параметров Путешествия, как ценность приобретений в процессе путешествования (Новизна) и цена, иногда высокая, которую придется заплатить за них. Новизна в виде нового опыта, впечатлений, знаний, эмоций, навыков, идей требует порой полной самоотдачи. Цена за Путешествие и за возвращение в обновленном состоянии -это страх (и его преодоление) за свою физическую жизнь или за целостность своего внутреннего Я (монолитной структуры личности). А. Камю в «Записных книжках» говорит о соотношении цены и ценности в жизни Путешественника так: «Ценность путешествию придает страх. Потому что в какой-то момент, вдали от родной страны, родного языка, нас охватывает смутный страх и инстинктивное желание вернуться к спасительным старым привычкам. Это самая очевидная польза путешествий. В это время мы лихорадочно возбуждены, впитываем всё, как губка... Поэтому не следует говорить, что люди путешествуют для собственного удовольствия. Путешествие вовсе не приносит удовольствия. Я скорее склонен видеть в нем аскезу» [24].

Для характеристики людей, склонных к аскезе и жертвенности, есть адекватный термин - «пассионарность» (Л.Н. Гумилев). Пассионарность сочетает в себе такие врожденные черты, как активный темперамент, высокая энергетика и харизматичность, и такие особенности эмоционально-волевой сферы, как склонность к риску и предчувствие некой своей миссии. «Пассионарность - это стремление действовать без всякой видимой цели или с целью иллюзорной. Иногда эта иллюзорная цель оказывается полезной, но чаще бесполезной, но пассионарий не может не действовать». «Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни...» [25. C. 5556]. Только располагая «топливом» пассионарности, первопроходцы открывали самые удаленные уголки

планеты и собственной личности, одновременно испытывая на прочность свои оболочки - физическую, ментальную и духовную. Французский философ Ж. Батай писал: «Я называю опытом путешествие на край возможности человека. По определению, крайность возможного есть тот пункт, где <...> человек, содрав с себя обман и страх, идет так далеко, что невозможно более представить возможность идти дальше» [26. C. 49]. Отражение типичного поведения пассионария можно найти во фразе Р. Брэдбери: «Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете» [27. C. 124]. Гумилев считал, что «пассионарность обладает еще одним качеством, которое чрезвычайно важно. Она заразительна!». Своим примером и итоговыми Продуктами путешествующий человек воздействует на «субпассионариев, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта» [25]. Иначе сказать, субпассионарии - это целевая аудитория пассионария, именно им, сидящим в безопасном «гнезде», он несет в «клюве» вкусные результаты своих путешествий (Продукты), пытаясь одновременно с этим кормлением научить их летать, заразить интересом к своим Маршрутам, стать для них Гидом.

Из значимости Самоотречения в жизни Путешественника и его пассионарности следуют такие эмоционально-волевые черты его характера, как смелость, способность преодолевать свой страх, готовность идти на риск. Путешественник отличается от туриста тем, что берет ответственность за свои приключения только на себя, полагается только на свои силы и опыт. Турист же чаще всего опирается в своих поездках на чужой ресурс - на знания и опыт турагентств, которые ему все спланируют, дадут гарантии и будут отвечать за его безопасность. Путешественник стремится постоянно выходить из зоны комфорта и толкать себя на край и за край. Зов неизведанного нового мира - не пугающие, а самые желанные звуки для Путешественника. У Ф. Ницше читаем: «Если есть во мне та радость искателя, что гонит корабль к еще не открытому. Если некогда восклицало ликование мое: “берег исчез - теперь спали с меня последние цепи - беспредельность шумит вокруг меня, где-то вдали блестит мне пространство и время, ну что ж! Вперед!”» [15. C. 202]. Склонность к риску у путешествующего человека проявляется в выборе видов Транспорта, в использовании которого есть большая доля непредсказуемости, а также в предпочтениях Маршрутов, например, касающихся визитов в дикие места нашей планеты или стремления посетить Страну Смерти. Австралийка Д. Уотсон в 16 лет совершила кругосветное безостановочное одиночное путешествие на яхте и после написала книгу, эпиграфом к которой она выбрала слова Х. Келлер: «Безопасность - по большей части суеверие. Ее не существует в природе, и сыны человеческие никогда не испытывают ее. Жизнь - это либо дерзкое приключение, либо ничто» [28. C. 21]. В принципе, все пер-

54

сонажи мифов и сказок только тогда становились Героями, когда покидали порог родного дома и там, в чужом пространстве, проходили сложные испытания, вплоть до переживания символической смерти или посещения Страны мертвых. Так и Путешественники через покидание родных стен проходят этапы взросления, сбрасывания «старой кожи» из стереотипов и шаблонов восприятия мира, рискуя и своими жизнями, и цельностью привычной личности. Все это мы можем считать процессом самореализации и индиви-дуации Путешественника.

3. Следующей важной ценностью для личности Путешественника предлагаем считать Ценность Перемен, из которой следует его готовность и способность меняться. Поиск Новизны, да еще с риском для жизни и целостности личности, теряет всякий смысл, если не использовать ее потенциал для каких-то изменений. Другими словами, чтобы впустить в Себя что-то новое, человек должен уметь работать над собой, принимать все трансформации с радостью, не держаться за свое драгоценное Я и стереотипы социума. Именно об этом говорил Сенека: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?» [29]. Другой автор, П. Мерсье, приравнивает страсть к географическим путешествиям к готовности изменять внутренний мир: «Почему мы жалеем людей, которые не могут путешествовать? Потому что они, не имея возможности распространяться во внешнем мире, и во внутреннем не могут простираться, не могут умножать себя -они лишены возможности совершать дальние путешествия в самих себя, чтобы открывать, кем и чем другим ты бы мог стать» [30]. Ж. Бодрийяр считает, что «перемещение в пространстве - это избавление от вашего пола и от вашей культуры. Именно эта форма, форма изгнания и избавления, одерживает сегодня верх над классическим путешествием, совершаемым в поисках открытий» [31. С. 221]. Путешественникам мало «географических» подвигов, им нужны Путешествия в качестве мощных механизмов трансформации Я, найти которые, находясь в стенах родного дома и культуры, бывает сложно. И.Л. Беккер пишет: «В определенный момент жизни человек осознает противоречие между обыденностью, устойчивостью и неизменностью мира, в котором он живет, и собой как развивающимся, формирующимся, становящимся существом, которому тесны рамки обыденной, привычной и неизменной жизни. Возникает потребность каким-то образом преодолеть это противоречие - и тогда человек становится путешественником» [32]. Многие авторы отмечают, что все их варианты - это в конечном итоге Путь человека к самому Себе. Именно Новизна, почерпнутая во внешнем мире или в метафизических сферах, затем сплетается в экзистенциальное полотно новых смыслов, эмоций, идей, опыта, переживаний, а далее сшивается с помощью рефлексии и интуиции в какие-то конструкции, имеющие очертания, и примеряется на Я Путешественника в качестве новой «одежды». «Примерка обновок» нужна, чтобы человек мог найти свои родные модели, которые одновременно и создают новый образ Я, и

дают ему энергию, творческий импульс для процесса трансформации. Порой все свои прежние «вещи»-оболочки Путешественнику приходится выбрасывать - это от того, как далеко все зашло. Писатель М. Фрай идеально сформулировал тему перемен в человеке в процессе путешествования: «Все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой» [33].

Соприкосновение с Новизной и дальнейшие Перемены происходят с Путешественником через процесс самотрансцендирования: он выбирается из «старого» Себя, становится свободным от прежних границ личности, открывает «двери восприятия» (О. Хаксли [34]), черпает новый мир горстями и заносит его подарки внутрь Я, одновременно пытается соорудить свежую конструкцию внутри Себя, чтобы вместить все дары Новизны. Склонность к самотрансценден-ции - это особенность Путешественника как следствие того важного места в его жизни, которое занимают все вышеперечисленные ценности (Новизна, Самопожертвование, Перемены). Мы согласимся с

О. И. Жуковой, которая в своей статье пишет: «Трансцендентное предстает в качестве важной имманентной характеристики личностного бытия, позволяющей самости устремляться к выходу за пределы своего индивидуального существования. Под трансцендентным мы будем понимать такое состояние, в котором происходит осознание самостью границ своего бытия, возникновение потребности в нахождении высшего смысла (формы которого многообразны), того, что приведет к обретению аутентичного личностного бытия» [35]. К.Г. Юнг считал, что путь к Самости у каждого человека уникален, продолжается всю его жизнь и выражается в сознательной реализации своего Я и полном развитии всех элементов личности. Это вечное стремление личности разными способами «перейти границу» замечательно описал

A. Маслоу в работах по «самоактуализации», которую он определяет так: «Человек является одновременно тем, что есть, и тем, чем стремится быть» [36]. Ученый даже выделил особый класс людей - «трансцен-денты», в чьей жизни главным интересом являются предельные переживания («плато-переживания»), полученные в процессе самотрансценденции. “Платопереживания” - это те, в которых человеку открываются реальность и ценности Бытия. Трасценденты все воспринимают под углом зрения вечности, они более чувствительны к красоте и внешне выглядят более таинственными, “неземными” и т.д.» [Там же].

B. Франкл создал концепцию реализации человеком «трансцендентных ценностей и смысла жизни» и уверял: «Человек всегда направлен вовне себя на что-то, что не является им самим - на что-то или на кого-то: на смысл, который реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт. И лишь постольку, поскольку человек, таким образом, трансцендирует самого себя, он и осуществляет себя...» [37].

Значимость Перемен и склонность их получать через акты самотрансценденции приводят к тому, что одним из ведущих механизмов в поведении Путешественника становится мотив побега от того, что у

55

него есть сейчас. Испытывая негатив к старому Себе, своему окружению и рамкам своей культуры, человек отправляется в путь за новым Я, свежими знаниями и переживаниями. Поэт А. Рембо испытывал отвращение к родным стенам и хотел убежать из их духоты в очистительную мощь африканской языческой стихии: «Мой день завершен; я покидаю Европу. Теперь я проклят, родина внушает мне отвращенье» [38].

4. Еще одной ценностью, занимающей высокое место в пространстве мировоззрения Путешественника, является ценность Дома и Родины, но не в смысле обычного патриотизма и не только как потребность буквально попасть на порог своего жилища, а как желание погрузиться в мир социума, культуры, языка, а также в Себя самого. Без этого путешествующий субъект становится странником, эмигрантом, кочевником и т.д. Я. Палкевич как-то написал: «Путник в долгой дороге счастлив лишь дважды. В первый день, когда, ослепленный, стоит у врат влекущего тайнами рая. И во второй раз, в день последний, уже за порогом познанного им ада, когда возвращается в свой мир, такой привычный...» [39]. Путешественник сам чувствует или понимает, когда период очередного путешествования заканчивается и нужно вернуться домой, чтобы создать Продукты-итоги. Но между этими двумя этапами - путешествованием и творчеством - находится «транзитный период», когда его Я как бы расщеплено, деперсонализировано, транспер-сонализировано, диффузировано, а «точка сборки» (К. Кастанеда [40]) внутренней реальности блуждает. М. Хайдеггер так трактует ницшеанский термин «Выздоровление»: «Это значит: возвращаться домой, на родину [heimkehren]; ностальгия есть печаль о доме, тоска по родине. Выздоравливающий находится на пути к самому себе, так чтобы он мог сказать о себе, кто он есть» [41]. Дом в сознании Путешественника -также и его Самость, куда Путешественник возвращается из своих странствий: там находятся истоки его индивидуальной истории или базовой целостности с зачатками остальных переменных характеристик личности. К.Г. Юнг называл Самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности, а обретение Самости - жизненной целью индивида, который стремится привести все компоненты своей личности к единству через их интеграцию в процессе идивидуации (динамичный и эволюционный процесс объединения внутриличностных сил и тенденций) [42]. Если говорить о личности Путешественника, то процесс его индивидуации проходит в контексте Пу-

тешествий, в которые он отправляется осознанно и добровольно, зная о специфике - рисках и приобретениях - этого пути для самореализации. Процесс и результаты Путешествий служат раздвиганию границ Самости, добавляя в наш внутренний Дом новые уровни и пространства, делая его богаче и комфортнее.

Из ценности Дома и Родины следуют такие способности Путешественника, которые он в себе активно культивирует, как творческие навыки: создание им Продукта служит своеобразным отчетом о Путешествии для Себя самого и «переводом» его результатов на язык сознания социума в рамках парадигмальных терминов определенного языка и смыслов культуры. Неотъемлемой чертой Продукта должна быть востребованность его обществом и потенциал влияния на коллективное сознание. К Продуктам можно отнести книги, фотографии, статьи, картины, музыку, фильмы, научные работы и даже новые коллекции одежды, меню в ресторанах, блоги в соцсетях. Желательно, чтобы для других людей Продукт был чем-то вроде «Путеводителя» или даже Маршрутом для Путешествия в новые духовные, интеллектуальные, личностные, культурные или эстетические измерения.

Итак, сочетание определенных мировоззренческих ценностей и психологических характеристик создает определенный тип личности - Путешественника -человека, выбирающего такой образ жизни, как путешествование. Эти люди готовы добровольно без особой видимой и понятной обыденному сознанию цели оставлять границы своего Я, тела, культуры, социума и, подавляя инстинкт самосохранения, с риском для жизни и целостности личности отправляться в Путешествия и создавать отчеты по их завершении. Роль Путешественника в жизни общества сложно переоценить, поскольку он не только создает социально интересные Продукты и привносит в свое окружение новые смыслы, ценности, культурные коды, но и сам становится отчасти Продуктом своего образа жизни. Он дает другим людям замечательный пример самоактуализирующейся личности, идущей по пути инди-видуации, обретения Самости и Смысла. Путь к Себе через самотрансцендирование в Путешествиях помогает социуму увидеть иные перспективы, нежели те, которые существуют на объективированном утилитарно-практическом уровне его бытия. Путешественник отчаянно погружается в мир Новизны и Перемен, увлекая за собой стремящихся к таким же ценностям людей, вырывая их из круга бессмысленного существования в экзистенциальном вакууме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стейнбек Д. Путешествие с Чарли в поисках Америки. URL: http://www.lib.ru/STEJNBEK/travel.txt_with-big-pictures.html (дата обраще-

ния: 20. 09.15).

2. Платонов К.К. Структура и развитее личности. М. : Наука, 1986. 256 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. : Питер, 2015. 718 с.

4. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. СПб. : Питер, 2014. 608 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл.Academia, 2005. 352 с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия,

1995. 208 с.

7. Гессе Г. Паломничество в страну Востока / пер. С. Аверинцев. М. : АСТ, 2004. 432 с.

8. Де Боттон А. Искусство путешествовать. URL: http://royallib.com/book/sartr_ganpol/toshnota.html (дата обращения: 20. 09.15).

9. Гоголь Н.В. Письмо Балабиной М.П., апрель 1838 г. Рим // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений : в 14 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.

(Пушкин. Дом), 1937-1952. Т. 11: Письма, 1836-1841. С. 140-147.

10. ТопоровВ.Н. Эней - человек судьбы. М. : Радикс, 1993. 208 с.

56

11. Кастанеда К. Искусство сновидения. Активная сторона бесконечности / пер. И. Старых. София, 2014. 512 с.

12. Stevenson R.L. Travels with a Donkey in the Cevennes. URL: http://royallib.com/book/sartr_ganpol/toshnota.html (дата обращения: 20. 09.15).

13. Капустин Д. Главное путешествие Антона Чехова // Вокруг света. 2010. № 4 (2835).

14. Беливо Ж. В поисках себя. История человека, обошедшего Землю пешком / пер. С. Александрова. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 256 с.

15. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Ю. Антоновского. М. : МГУ, 1990. 302 с.

16. Черданцева А.В. Психология путешественника. Изучение личностных характеристик // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 333. С. 149-152.

17. Бриггс. URL: http://www.briarej.ru/hr-tests/mbti (дата обращения: 20. 09.15).

18. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. URL: http://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/04.html (дата обращения: 20.09.15).

19. Кастанеда К. Колесо времени / пер. К. Семненов, И. Старых. София, 2008. 288 с.

20. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер.С.Н. Зенкина. М. : АЛЕТЕИЯ, 1998. 288 с.

21. Сюнрю Судзуки. Сознание Дзэн, сознание начинающего / пер. Г. Богданов, Е. Кирко. М. : Альпина-паблишер, 2014. 162 .

22. Гессе Г. Сон о флейте: сказки, легенды, притчи / пер. С. Апт и др. М. : Азбука-классика, 2001. 256 с.

23. URL: http://www.bbc.com/travel/bespoke/story/20150309-50-reasons-to-love-the-world/index.html (дата обращения: 20.09.15).

24. Камю А. Записные книжки // Из записных книжек 1935-1951 гг. URL: http://royallib.com/read/kamyu_alber/zapisnie_knigki.html (дата обращения: 20.09.15).

25. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М. : АСТ МОСКВА, 2008. 384 с.

26. Марсель Г. Против спасения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века / пер. с франц. С. Фокина. СПб. : Мифрил, 1994. 346 с.

27. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту / пер. Т. Шинкарь, З. Бобырь. М. : РИМИС, 2011. 304 с.

28. Уотсон Д. Сила мечты / пер. с англ. Е. Александровой, И. Соколовой. М. : Эксмо, 2012. 384 с.

29. Сенека Л.А. XXVIII письмо // Нравственные письма к Луцилию / пер. С. Ошеров. URL: http://www.psylib.org.ua/books/senek03/index.htm (дата обращения: 20.09.15).

30. Мерсье П. Ночной поезд на Лиссабон. URL: http://royallib.com/book/merse_paskal/nochnoy_poezd_na_lissabon.html (дата обращения:

20.09.15) .

31. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. Л. Любарской, Е. Марковской. М. : Добросвет, 2000. 258 с.

32. Беккер И.Л. Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 7-11.

33. Фрай М. Темная сторона (Вершитель). М. : Амфора, 2005. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=60602 (дата обращения:

20.09.15) .

34. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и ад: Трактаты / пер. с англ. С. Хренова. СПб. : Азбука-классика, 2002. 224 с.

35. Жукова О.И. Понятие трансценденции и его значение для анализа структуры самости // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 67-72.

36. Леонтьев ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. URL:

http://www.voppsy.ru/contents/c873.htm (дата обращения: 20.09.15).

37. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с. URL: http://www.proctology.narod.ru/Francl-smisl.pdf (дата обращения:

20.09.15) .

38. Рембо А. Одно лето в аду. URL: http://www.lib.ru/POEZIQ/REMBO/rembo1_4.txt (дата обращения: 20. 09.15).

39. Палкевич Я. В поисках большого приключения / пер. Е. Лившиц // Вокруг света. 1988. № 7 (2574). URL:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3942 (дата обращения: 20.09.15).

40. Кастанеда К.С.А. Огонь изнутри / пер. с англ. А. Сидерский. София, 2013. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше? URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/why-is-zaratustra (дата обращения: 20.09.15).

42. Юнг К.Г. АЮХ. Исследование феноменологии самости. URL: вседуховное.рф>юнг-карл-густав-эон-исследование-фе (дата обращения:

20.09.15) .

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 21 октября 2015 г.

THE TRAVELER: A PERSONALITY WITH A NECESSITY IN NOVELTY AND SELF-TRANSCENDENCE

Tomsk State University Journal, 2015, 400, 51-58. DOI: 10.17223/15617793/400/8

Ivanova Anna N. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: adelaidaanna@mail.ru

Keywords: travel; self-transcendence; lifestyle; value; Novelty; Self; personality of traveler; self-realization; philosophy of travel.

The aim of this article is an attempt to create a model of the Traveler's personality. It is quite a specific type of person whose way of life is traveling. The personality of the Traveler is the cornerstone of Traveling Philosophy because without a person who performs the journey there is no Traveling itself. Even though J. Steinbeck considered that "[w]e do not take a trip; a trip takes us", the role of personality in this process is hard to overestimate. People always traveled to discover new lands, to make acquaintance with a neighbor, to find treasures, to test their might, to gain knowledge of the previously unknown and, finally, to become different than they were before they left homeland. Then why do some people set off to journeys that are sometimes dangerous and complicated and why do others stay at home? Why, what for and for what purpose do these people risk their lives and transcend from the comfortable and understandable world? What is the motivation? What are the main characteristics of the Traveler's personality? The world outlook, interests and value system (where the top spot is the value of Novelty) are the defining and motivating factors of the Traveler's behavior. It is the world outlook that creates the sense-making basis for a person to choose Traveling as a way of life. Values are considered as strategical intentions of the personality that define its behavior and integrate in a particular key. As the specifics of a person's psychology, methods of his/her intellectual and emotional interaction with the world result from each value, it is appropriate to accompany each aspect of the Traveler's life with the relevant psychological module. The result is the characteristics of the personality in a vertical section: from values, aims and purposes to the emotional and volitional sphere, cognitive strategies and inherent peculiarities. Also it is proposed to consolidate all possible variants (external "geographical" and internal "metaphysical") of travel in a person's life into one key, namely, to consider them as a process of personality's transcending outside of boundaries of its society, habitual world, mentality, culture, personality, etc. The role of the Traveler in the community's life is hard to overestimate since not only s/he creates socially interesting Products that conclude the results of the journeys and introduce new meanings, values, cultural codes into his/her environment; but also s/he partially becomes the Product of his/her way of life. The Traveler gives an amazing example of a self-actualizing personality that proceeds along the path of individuation, finding Self and Meaning. Path to Self through self-transcendence during Traveling helps society to see other perspectives besides those that exist on the objective utilitarian

57

and practical level of being. The Traveler is desperately absorbed into the world of Novelty and Changes and carries away other people with similar values taking them out of the circle of meaningless existence and existential vacuum.

REFERENCES

1. Steinbeck, D. (c. 1965) Puteshestvie s Charli v poiskakh Ameriki [Travels with Charley in Search of America]. Translated from English by

N. Volzhina. Available from: http://www.lib.ru/STEJNBEK/travel.txt_with-big-pictures.html. (Accessed: 20 September 2015).

2. Platonov, K.K. (1986) Struktura i razvitee lichnosti [Structure and development of the individual]. Moscow: Nauka.

3. Rubinshteyn, S.L. (2015) Osnovy obshchey psikhologii [Principles of General Psychology]. Moscow: Piter.

4. Hjelle, L.A. & Ziegler, D.J. (2014) Teorii lichnosti [Personality theories]. St. Petersburg: Piter.

5. Leont'ev, A.N. (2005) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl. Academia.

6. Bozhovich, L.I. (1995) Izbrannye psikhologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti [Selected psychological works. Issues of personality

formation]. Moscow: International Pedagogical Academy.

7. Hesse, H. (2004) Palomnichestvo v stranu Vostoka [Journey to the East]. Translated from German by S. Averintsev. Moscow: AST.

8. De Botton, A. (2013) Iskusstvo puteshestvovat' [Art of travel]. Available from: https://www.livelib.ru/book/1000619884. (Accessed: 20 September

2015).

9. Gogol, N.V. (1937-1952) Pis'mo Balabinoy M.P., aprel' 1838 g. Rim [Letter to Balabina M.P., April 1838, Rome]. In: Gogol, N.V. Polnoe so-

branie sochineniy: v 14 t. [Complete Works: in 14 v.]. V. 11. Moscow, Leningrad: the Pushkin House.

10. Toporov, V.N. (1993) Eney — chelovek sud'by [Aeneas - a man of destiny]. Moscow: Radiks.

11. Castaneda, C. (2014) Iskusstvo snovideniya. Aktivnaya storona beskonechnosti [The Art of Dreaming. Active Side of Infinity]. Translated by I. Starykh. Kiev: Sofiya.

12. Stevenson, R.L. (2006) Travels with a Donkey in the Cevennes. Available from: http://www.goodreads.com/book/show/525426.Tra-vels_with_a_Donkey_in_the_Cevennes. (Accessed: 20 September 2015).

13. Kapustin, D. (2010) Glavnoe puteshestvie Antona Chekhova [Main Travel of Anton Chekhov]. Vokrug sveta. 4 (2835).

14. Beliveau, J. (2013) Vpoiskakh sebya. Istoriya cheloveka, oboshedshego Zemlyu peshkom [Walk around the world]. Translated by S. Aleksandrov. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.

15. Nietzsche, F. (1990) Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra]. Translated from German by Yu. Antonovskiy. Moscow: Moscow State University.

16. Cherdantseva, A.V. (2010) Traveller's psychology. Personal characteristics research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 333. pp. 149-152. (In Russian).

17. The Myers-Briggs Type Indicator (MBTI). Available from: http://www.briarej.ru/hr-tests/mbti. (Accessed: 20 September 2015).

18. Mochul'skiy, K.V. (2004) Vladimir Solov'ev. Zhizn' i uchenie [Vladimir Solovyov. The life and doctrine]. Available from: http://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/04.html. (Accessed: 20 September 2015).

19. Castaneda, C. (2008) Koleso vremeni [The Wheel of Time]. Translated by K. Semnenov, I. Starykh. Kiev: Sofiya.

20. Deleuze, G. & Guattari, F. (1998) Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. Translated by S.N. Zenkin. Moscow: ALETEIYa.

21. Shunryu Suzuki. (2014) Soznanie Dzen, soznanie nachinayushchego [Zen Mind, Beginner's Mind]. Translated by G. Bogdanov, E. Kirko. Moscow: Al'pina-pablisher.

22. Hesse, H. (2001) Son o fleyte: skazki, legendy, pritchi [Dream of flute: tales, legends, parables]. Translated by S. Apt et al. Moscow: Azbuka-klassika.

23. BBC Travel. (2015) 50 Reasons to #LoveTheWorld. Available from: http://www.bbc.com/travel/bespoke/story/20150309-50-reasons-to-love-the-world/index.html. (Accessed: 20 September 2015).

24. Camus, A. (c. 2010) Iz zapisnykh knizhek 1935-1951 gg. [From notebooks of 1935-1951]. Available from:

http://royallib.com/read/kamyu_alber/zapisnie_knigki.html. (Accessed: 20 September 2015).

25. Gumilev, L.N. (2008) Konets i vnov' nachalo: Populyarnye lektsii po narodovedeniyu [The end and again the beginning: Popular lectures on ethnography]. Moscow: AST MOSKVA.

26. Marcel, G. (1994) Protiv spaseniya [Against salvation]. In: Fokin, S.L. (ed.) Tanatografiya Erosa: Zhorzh Batay i frantsuzskaya mysl' serediny XXveka [Thanatography of Eros: Georges Bataille and the French thought of the middle of the twentieth century]. Translated from French. St. Petersburg: Mifril.

27. Bradbury, R. (2011) 451 graduspoFarengeytu [Fahrenheit 451]. Translated from English by T. Shinkar', Z. Bobyr'. Moscow: RIMIS.

28. Watson, D. (2012) Sila mechty [Power of Dreams]. Translated from English by E. Aleksandrova, I. Sokolova. Moscow: Eksmo.

29. Seneca, L.A. (1977) XXVIII pis'mo [Letter XXVIII]. In: Seneca, L.A. Nravstvennye pis'ma k Lutsiliyu [Moral letters to Lucilius]. Translated by S. Osherov. Moscow: Nauka. Available from: http://www.psylib.org.ua/books/senek03/index.htm. (Accessed: 20 Spetember 2015).

30. Mercier, P. (2008) Nochnoy poezd na Lissabon [A Night Train to Lisbon]. Available from: http://royallib.com/book/

merse_paskal/nochnoy_poezd_na_lissabon.html. (Accessed: 20. September 2015).

31. Baudrillard, J. (2000) Prozrachnost' zla [Transparency of evil]. Translated from French by L. Lyubarskaya, E. Markovskaya. Moscow: Dobrosvet.

32. Bekker, I.L. (2009) Sotsial'nyy, kul'turnyy i dukhovnyy smysl puteshestviya kak sposoba samopoznaniya i bytiya cheloveka [Social, cultural and spiritual meaning of travel as a way to self-knowledge and of human existence]. Izvestiya PGPU im V.G. Belinskogo. 11 (15). pp. 7-11.

33. Frei, M. (2005) Temnaya storona (Vershitel') [The Dark Side]. Moscow: Amfora. Available from: http://www.e-

reading.club/book.php?book=60602. (Accessed: 20 September 2015).

34. Huxley, A. (2002) Dveri vospriyatiya. Ray i ad: Traktaty [The Doors of Perception. Heaven and Hell: Treatises]. Translated from English by S. Khrenov. St. Petersburg: Azbuka-klassika.

35. Zhukova, O.I. (2009) Transcendence concept and its significance for comprehension of the self problem. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 323. pp. 67-72. (In Russian).

36. Leont'ev, D.A. (1987) Razvitie idei samoaktualizatsii v rabotakh A. Maslou [Development of the idea of self-actualization in the works of Maslow]. Voprosypsikhologii. 3 Available from: http://www.voppsy.ru/contents/c873.htm. (Accessed: 20 September 2015).

37. Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskakh smysla [Man's search for meaning]. Moscow: Progress. Available from:

http://www.proctology.narod.ru/Francl-smisl.pdf. (Accessed: 20 September 2015).

38. Rimbaud, A. (1982) Odno leto v adu [One summer in hell]. Available from: http://www.lib.ru/POEZIQ/REMBO/rembo1_4.txt. (Accessed: 20 September 2015).

39. Palkiewicz, Ya. (1988) V poiskakh bol'shogo priklyucheniya [Looking for a great adventure]. Translated by E. Livshits. Vokrug sveta. 7 (2574). Available from: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3942. (Accessed: 20 September 2015).

40. Castaneda, C. (2013) Ogon' iznutri [Fire inside]. Translated from English by A. Siderskiy. Kiev: Sofiya.

41. Heidegger, M. (1953) Kto takoy Zaratustra u Nitsshe? [Who is Nietzsche's Zarathustra?]. Available from: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/why-is-zaratustra. (Accessed: 20 September 2015).

42. Jung, C.G. (1997) AION. Issledovanie fenomenologii samosti [Aion: Researches into the Phenomenology of the Self]. Available from: http://www.klex.ru/33l. (Accessed: 20. September 2015).

Received: 21 October 2015

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.