Научная статья на тему 'Путешествия как потребность в самотрансценденции'

Путешествия как потребность в самотрансценденции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3790
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ / ЛИЧНОСТЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА / ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ / TRAVEL / TRAVELLING / SELF-TRANSCENDENCE / TYPOLOGY OF TRAVELLING / PERSONALITY OF A TRAVELLER / PHILOSOPHY OF TRAVELLING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Анна Николаевна

Выбор темы статьи продиктован необходимостью объединить все возможные варианты путешествий в жизни человека как виды его трансцендирования за границы своей личности, традиций социума, ментальности, культуры и т.д. Суть явления, которое принято называть «путешествием», так или иначе состоит в покидании пределов родного края или своего Я, попадании личности в неизвестные ранее места и миры и, как следствие, трансформации ее в этот момент и рефлексии над этими переменами после возвращения. Результатом подобного рода изменений и их осмысления могут стать некие «продукты», интересные для социума. В связи с этим достаточно важным представляется социальный аспект влияния путешествий конкретных людей на жизнь общества в целом. Комплекс таких понятий, как критерии и различные виды путешествий, личность путешественника и «продукт» (как итог путешествия), автор предлагает считать структурными единицами «философии путешествия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Travelling as a need in self-transcendence

The article aims to unite all possible variants of travelling in a person's life in one direction, namely, in the process of transcendence beyond the limits of their personality, traditions of society, mentality, culture, etc. The notion of the phenomenon called "travelling" consists in leaving the homeland or one's Self, person's reaching unknown places and worlds and, consequently, their transformation at this moment and reflection on alterations after returning. The result of such alterations and their comprehension can be some "products" interesting for society. In this connection, the influence of travelling of some people on society life seems quite important. The author suggests introducing the concept "philosophy of travelling" and its structural components: criteria and typology of travelling, personality of a traveller, "product" as a result of their travelling. During the whole period of human history people need to overcome some material, mental and spiritual borders of everyday life they constantly see as "tight old clothes" and need to change some details of this "outfit". It concerns lives of settled peoples as well as nomadic ones and is expressed not only in their wish to move in geographic frames. More often breaking of the borders of everyday reality happens when people use dreams, trance and creative abilities for making new characteristics for their existence or new metaphysical realities. This eternal desire for "crossing the border" was wonderfully described by A. Maslow in his metaneed concept. One of the ways to satisfy the need in self-transcendence is travelling. Every time a person starts travelling s/he considers the balance of such parameters as the value of future acquisitions (after travelling) and their cost (during travelling). Regarding the influence of travelling on the personality of a traveller, s / he always prefers to travel searching for new sources of impressions, information, feelings, ideas, experience, energy, etc. in spite of the "price" that is anxiety about newness, fear for his/her life or destruction of his / her personality's monolithic structure. In the article, the author proposes criteria for the definition of the travelling phenomenon and its differences from other ways of movement: journey, wandering, migration, nomadic life, etc. The criteria are: conscious and voluntary decision to travel; need in self-transcendence for the sake of renewal of one's own Self; desire to return home, to society, to ordinary life, to one's own Self; creation of some "product" as a result of travelling. Traveller's life sense can be expressed by the words of an American writer W. Burroughs: "To live is not necessary. To travel is essential". The article also gives different types of travelling in outer and inner worlds. For instance, kinds of geographical "outer" travelling are the following: discovery of new lands, pilgrimage, eco-natural and extreme tourism, as well as ethnographic, language-studying, educational-cognitional, in-search-of-Self travelling and others. Kinds of "inner" metaphysical travelling are identified by routes, for instance, in search of Supreme Wisdom, dreams, Country of death, sphere of God/Absolute, Self-Ego, Masterpieces of art/literature/cinematography/fashion/photography and others. Thus, this article describes criteria of the travelling phenomenon, typology of different types of travelling, description of the traveller's personality main features and suggestion to unite outer and inner travelling in a single area of "philosophy of travelling".

Текст научной работы на тему «Путешествия как потребность в самотрансценденции»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 51-59. Б01: 10.17223/15617793/395/8

УДК 141

А.Н. Иванова

ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ В САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ

Выбор темы статьи продиктован необходимостью объединить все возможные варианты путешествий в жизни человека как виды его трансцендирования за границы своей личности, традиций социума, ментальности, культуры и т.д. Суть явления, которое принято называть «путешествием», так или иначе состоит в покидании пределов родного края или своего Я, попадании личности в неизвестные ранее места и миры и, как следствие, трансформации ее в этот момент и рефлексии над этими переменами после возвращения. Результатом подобного рода изменений и их осмысления могут стать некие «продукты», интересные для социума. В связи с этим достаточно важным представляется социальный аспект влияния путешествий конкретных людей на жизнь общества в целом. Комплекс таких понятий, как критерии и различные виды путешествий, личность путешественника и «продукт» (как итог путешествия), автор предлагает считать структурными единицами «философии путешествия».

Ключевые слова: путешествие; самотрансценденция; типология путешествий; личность путешественника; философия путешествия.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что всю историю существования человечества его сопровождает потребность в преодолении материальных, ментальных или духовных границ обыденного существования, которое постоянно кажется человеку «тесной старой одеждой» и требует смены каких-то деталей-характеристик этого «одеяния». Причем эта потребность обнаруживалась в жизни как оседлых народов, так и кочевых, и при этом не обязательно выражалась в желании совершить перемещение только в области географии. Возможно, чаще слом границ скучной повседневной реальности происходил, когда человек использовал сны, фантазию, трансовые состояния и креативные способности для создания новых параметров для своего существования или новых метафизических реальностей. Это вечное стремление человека разными способами «перейти границу» замечательно описал А. Маслоу в своей концепции метапотребностей: он считал, что этот вид потребностей возникает как обязательный, но только на почве удовлетворенности базовых дефицитарных потребностей [1].

Одним из вариантов удовлетворения потребности в самотранценденции у человека (а вслед за ним и у общества) является путешествование, которое протекает как процесс покидания на время чего-то хорошо известного и понятного ради попадания во что-то, до тех пор неизвестное и незнаемое. Выбор параметров путешествия - его маршрут (пункты назначения, длительность, расстояния), глубина духовного погружения в новую реальность, степень риска для жизни или целостности личности - зависит только от индивидуальных интересов путешественника. Все это связано с балансом внутри его личности таких компонентов, как ценность будущих приобретений (после путешествия) и цена, которую придется заплатить за них (в процессе путешествования). Ценностями в этом случае чаще всего являются нахождение свежих источников впечатлений, информации, ощущений, мыслей, переживаний, опыта, энергии, фантазии и т. д. Цена за путешествие и за возвращение в обновленном состоянии - это, как правило, преодоление страха новизны, страха за свою жизнь или за разрушение монолитной структуры личности.

Рассмотрим влияние путешествия на личность «человека путешествующего» и в итоге на социум, к которому он принадлежит. Для начала нам нужно определить, что мы будем считать путешествием. Чаще всего эта тема изучается в рамках культурологии, психологии, социологии, маркетинга и индустрии туризма, реже становится предметом философии (социальной). Автор считает, что было бы актуально объединить в философском определении «путешествия» все возможные варианты передвижения человека - как в физическом реальном мире («внешние» географические), так и во внутреннем пространстве его личности и трансцендирования за ее пределы («внутренние» метафизические). У этих видов общими являются атрибутивные признаки, описать которые мы можем терминами из области «путешествие»: перемещение, преодоление границ, обновление, возвращение и пр. Необходимо признать, что эти два вида путешествий (географические «внешние» и метафизические «внутренние») разграничены крайне условно, так как они могут переплетаться в реальной жизни путешественника: первые могут быть необходимым условием для совершения вторых и наоборот. Мы предлагаем выделить некоторые путешествия внутри данных двух типов в особую категорию и назвать их Путешествиями, а людей, их совершающих, - Путешественниками. Смысл жизни Путешественников можно сформулировать, используя слова американского писателя Уильяма Берро-уза: «Жить необязательно. Путешествовать - необходимо» [2]. Критерии для определения феномена Путешествия (его отличительных особенностей на фоне иных видов перемещений, поездок, странствий или внутренних видов активности человека), а заодно базисные характеристики для понимания сути «путешествующей личности» (Путешественника) следующие:

1) критерий осознанности и добровольности совершения «внешних» и «внутренних» путешествий;

2) критерий способности Путешественника к са-мотрансценденции или покиданию границ обыденной реальности и своего Я ради абсолютно новых «маршрутов» (Маршрутов) и готовность пережить в этом состоянии нечто новое;

3) критерий желания и возможности Путешественника после Путешествия вернуться обратно - в социум, на родину, в обыденную реальность, в свое Я;

4) критерий создания Путешественником некоего «продукта» (Продукта), произведенного им после завершения Путешествия и на основании полученных там впечатлений.

Будем исходить из того, что «путешествующий человек» может осмыслить и обработать новые мысли, переживания, озарения, знания, или, другими словами, превратить свой опыт Путешествия в Продукт. Следовательно, Продукт - это, во-первых, материальная фиксация факта путешествия для самого человека и его окружения, а во-вторых, некий акт рефлексии, оформление проделанной путешественником в его сознании работы, переведенной в коды и на язык той культуры, в рамках которой он сам существует. Неотъемлемой чертой Продукта должна быть его востребованность обществом и потенциал влияния на коллективное сознание.

Попробуем описать типы путешествий, которые можно будет считать Путешествиями, если они соответствуют всем вышеназванным критериям. Первый тип («внешние» географические) один из самых древних видов человеческой активности: это перемещение человека по поверхности Земли, ее воздушной оболочке и подводным глубинам с различными целями. Географические путешествия - излюбленный способ времяпровождения и отдыха многих людей. Даже простая визуальная смена картинок перед глазами действует как развлекательный аспект, не говоря уже о тех переживаниях и эмоциях, которые мы всегда можем получить, покидая родные края. Но как отличить путешествие от простого перемещения в пространстве, эмиграции, отдыха на море, дауншифтинга, номадического образа жизни? У американского писателя Д. Керуака, воплотившего в своих произведениях тему бродяжничания как образа жизни, в романе «В дороге» есть замечательная фраза: «Вы, парни, куда-то едете или просто едете? - Мы не поняли вопроса, а это был чертовски хороший вопрос» [3. С. 28-29]. У Путешествий всегда есть цель - Маршрут, элемент добровольности, момент выхода за границы личности в процессе путешествования, аспект возвращения и создание «отчета» (Продукта). Важность такого рода путешествий в жизни человека всегда отмечалась мыслителями. Например, А. Камю полагал, что «путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя» [4].

Вариантами «внешних» географических путешествий можно назвать следующие:

1. Открытие новых земель и народов. Это, к сожалению, вид путешествий, ставший на данный момент практически невозможным в силу объективной причины - отсутствия неоткрытых территорий на планете. В то же время он породил такое количество Продуктов, которых человечеству хватит их еще на несколько столетий в качестве источника знаний о различных уголках Земли и восхищения личностями великих Путешественников. Путешественниками и Продуктами такого рода, вдохновляющими многие поколения людей, можно считать: А. Македонского, фиксировавшего маршруты и историю своих передвижений, включая наблюдения за особенностями

новых земель и народов, с помощью большого количества ученых, сопровождавших его военные экспедиции; М. Поло, описавшего свои путешествия в «Книге чудес» [5]; Х. Колумба, оставившего нам свои «Дневники, письма, документы» и передавшего чувства и мысли человека из одного полушария, впервые ступившего на земли другого [6], и т.д.

2. Этнографические Путешествия. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что этот вид путешествий становится одним из самых востребованных в мире. Причем интерес вызывают как поездки к практически изолированным от внешнего мира племенам, так и в те регионы планеты, где специфика образа жизни местных жителей обещает нам самые яркие впечатления. В первом случае у людей, считающих себя цивилизованными, появляется шанс заглянуть «за кулисы» истории человечества, посмотреть в лицо самим себе прежним, осознать ценности «дикого» мира, погрузиться в структурные составляющие его культуры: мифы, сказки, песни, легенды, а также пропитаться его визуальными образами, ритмическими и звуковыми рядами. Одним из первых русских этно-Путешественников был Н.Н. Миклухо-Маклай, с риском для жизни исследовавший культуру туземных народов Азии и Океании. Среди современных исследователей стоит выделить эпохальные работы Д. Даймонда - американского ученого и Путешественника, который в своей последней книге «The World until yesterday: what can we learn from traditional societies?» [7] говорит нам о том, какие ценности мы, цивилизованные существа, можем взять у «дикарей» или «отсталых» народов с неевропейской ментально-стью. За последние годы эта тема породила сотни Продуктов про встречи современных людей с их историческими «прототипами». Символы других культур, традиционные для них цветовые сочетания, элементы декора тел, одеяний и жилищ разных «диких» народов становятся мощнейшим трендом в мире моды и интерьерных проектов. Ритмы и мелодии аборигенных племен, сохранивших свою уникальность и самоидентичность, входят в новых аранжировках в нашу жизнь. В этом ключе нельзя обойти вниманием процесс изменения пищевых привычек «европейского человека» под влиянием новых для него продуктов и их сочетаний в рецептах приготовления различных блюд, добытых Путешественниками-кулинарами в своих «гастрономических экспедициях».

3. Экстремальные Путешествия. В этом типе путешествий главной целью становится не столько попадание в какие-либо новые для путешествующей личности географические пространства, а способы и стили его путешествования, которые подразумевают предельный уровень нагрузок для организма, а также испытания силы духа и мужества. Вероятно, потребность в экстриме - это атавистические инстинкты у определенной части человечества, сформировавшиеся в ту фазу его истории, когда был возможен единственный тип путешествий - открытие неизведанных земель с высокой степенью риска для Путешественника. Так или иначе, мы постоянно видим, слышим в новостях о людях, преодолевающих океаны на ве-

сельных лодках, переходящих на лыжах пространство Арктики, взбирающихся на все самые высокие пики Земли, погружающихся в глубины морей без запасов воздуха и т. д. Продуктами таких свершений являются, как правило, блоги Путешественников в социальных сетях, собственные сайты и их интервью различным изданиям. Иногда Путешественник-экстремал пишет книгу, как, например, 16-летняя австралийка Д. Уот-сон после одиночного безостановочного кругосветного путешествия на яхте [8]. А порой самих Путеше-ственников-экстремалов можно считать Продуктами, так как эти сильные личности и настоящие герои своим образом жизни влияют на общество, создают новые ценности и вдохновляют тысячи других людей быть смелее и активнее.

4. Образовательно-познавательные Путешествия. Этот тип поездок выбирают те, кто имеет задачи увидеть-посетить-узнать все самое интересное, что может дать некое выбранное Путешественником направление (Маршрут). Чаще всего здесь совмещаются посещение культурных достопримечательностей и природных объектов какого-либо региона, этнографические и гастрономические экскурсии, а также бывает задействован приключенческо-экстремальный стиль путешествования. Обычно образовательно-познавательные путешествия проходят в формате «организованный туризм» и подразумевают наличие экспертов-специалистов (гидов, рейнджеров, экскурсоводов и т.д.) или хороших путеводителей, которые способны стать «проводниками» в мир некой страны или региона земного шара. Ценность образовательно-познавательных видов путешествий и их роль в жизни социума подробно рассмотрела Н.В. Черепанова в своей диссертации «Путешествие как феномен культуры» [9] и многие другие авторы.

5. Языковые Путешествия. Этот вид туризма связан с изучением Путешественником языков других народов или древних несуществующих языков на территории нынешних или прежних носителей языка. Серьезное углубление в звучание, структуру, лексико-семантическую систему чужих языков (особенно вне группы языков, из которой происходит язык Путешественника) позволяет ему занять позицию транскультурного маргинального существа на период занятий, а позже создать Продукты, связанные с переводом / интерпретацией продуктов той культуры на язык / язык ментальности «родной» культуры.

6. Эко-природные Путешествия. В XXI в. на фоне разговоров про глобальные изменения климата, стремительное исчезновение многих природных объектов, различных видов растений, животных это один из самых привлекательных видов путешествий. Люди начали осознавать, что природа - невозобновляемый ресурс, а действия человека напрямую несут угрозу ее существованию. Попытки увидеть, зафиксировать «ускользающую красоту» окружающего мира приводят Путешественников в самые удаленные и порой некомфортные уголки планеты с суровыми погодными и бытовыми условиями. Они хотят увидеть чудеса, «изобретенные» самой природой, в виде водопадов, ледников, пустынь, гор, морских глубин, северного

сияния и т. д., а также успеть «пообщаться» с представителями животного и растительного мира, находящимися в списках исчезающих. Одними из лучших Продуктов на тему природы, без сомнения, являются фильмы и фотопроекты «История путешествия» Я. Артюса-Бертрана, Л. Бессона [10], «Барака» Р. Фрике [11] и др., которые раздвигают границы сознания людей до планетарных масштабов и призывают не забывать, в каком хрупком мире мы живем.

7. Паломничество. Этого рода Путешествия - одни из древнейших в человеческом мире и связаны с посещением представителями той или иной религии / конфессии сакральных для них мест или живых культовых личностей. Продукты паломнических туров (книги, фильмы, проповеди и т. д.) всегда были и будут востребованы внутри общества / минисообществ, для которых определенные «святые люди» и священные места имеют большое значения как базовая основа для самоидентификации и духовных ценностей.

8. «Путешествие-как-лекарство» и «В-поисках-себя». Эти путешествия предпринимаются в первую очередь не для того, чтобы достичь какого-либо нового места, гораздо чаще они происходят в формате «бегство от себя-самого-старого» и как попытка выпрыгнуть за пределы тесных рамок своей личности, культуры, ценностей, традиций, языка, уютного быта, прежних отношений и круга общения. В современном мире человек как никогда чувствует свое душевное и духовное одиночество, его Я зачастую деперсонализировано и диффузировано, а личность, пытаясь вынести большие нагрузки от ожиданий со стороны требовательного общества, переживает кризисы «Эго-идентичности» (Э. Эриксон) [12] и т.д. Другие земли и страны нужны в качестве фона для таких Путешествий, иногда даже Путешественникам к «картинкам» требуется набор приключенческих, паломнических или экстремальных элементов, чтобы они могли с их помощью ощутить биение жизни, изменить свое обыденное сознание, расширить его границы новым опытом или знаниями, получить мощный творческий импульс и свежие переживания. В этом виде Путешествий становится сложно отличать внешние путешествия от внутренних, так как главная цель в данном случае - в процессе перемещений найти себя подлинного и обрести душевную гармонию, а после предъявить миру «дневник» поисков самого себя как Продукт (что-то вроде истории личности после тотальной перезагрузки или полного «апгрейда»).

Ж.-П. Сартр в романе «Тошнота» написал: «Если бы мне довелось однажды куда-нибудь поехать, мне кажется, перед отъездом я описал бы на бумаге все мельчайшие черточки своего характера, чтобы, вернувшись, сравнить - каким я был и каким стал. Я читал, что некоторые путешественники и внешне, и внутренне изменялись настолько, что по возвращении самые близкие родственники не могли их узнать» [13]. Про путешествия в качестве «лекарства» Т. Драйзер в романе «Сестра Керри» писал: «Для человека, который никогда не путешествовал, всякое новое место, сколько-нибудь отличающееся от родного края, выглядит очень заманчиво. Если не говорить

о любви, больше всего радости и утешения приносят нам путешествия. Все новое кажется нам почему-то очень важным, и разум, в сущности, лишь отражающий восприятия наших чувств, уступает наплыву впечатлений. В пути можно забыть возлюбленного, рассеять горе, отогнать от себя призрак смерти. В простом выражении "я уезжаю" кроется целый мир не находящих выхода чувств» [14].

Кроме вышеперечисленных видов, к «внешним» Путешествиям можно отнести несколько узких модификаций по Маршрутам или форматам, например, событийные (поездка приурочивается к какой-то дате и некоему действию), или фототуры (профессионалы учат новичков общаться с миром через фотокамеру), или гастрономические (шеф-повара в разных странах дают уроки кулинарного мастерства) и т. д. и т. п.

Второй вид Путешествий - «внутренние» метафизические, а их специфика заключается в том, что в данном случае процесс путешествования может сопровождаться перемещениями физического тела в рамках модели пространство-время с ее классическими характеристиками линейности / трехмерности или может происходить в областях сознания, индивидуального подсознания или коллективного бессознательного Путешественника. Внутренние путешествия совершаются, как правило, в рамках таких явлений, как мистические озарения; сновидения, наполненные символами и откровениями; трансовые состояния; эмоциональные подъемы от восприятия литературных, музыкальных и других произведений искусства; опыт переживания не известных ранее Путешественнику состояний (например, смерти). Единственно возможный способ создать классификацию видов «внутренних» Путешествий - по Маршрутам, которые выбирают для себя Путешественники:

1. В поисках Высшего Знания, Идеи. Практически во всех древних культурах существовал миф о путешествиях богов и героев с риском для их жизни по ту строну реального мира с целью принести своему народу какое-то новое знание, религиозные идеи или что-то очень ценное для духовной жизни общества. Здесь мы можем вспомнить историю принца Гаутамы (Будды), который совершает побег из дворца за знанием, странствует несколько лет в его поисках от учителя к учителю, проводит много времени в аскезе и самоистязании, занимается медитацией и размышлениями, одновременно путешествуя по совокупности всех возможных миров, переживая в них кармические циклы рождения-смерти-перерождения - свои собственные и чужие, чтобы понять четыре Благородные Истины. На теме поиска новых знаний и ценностей построены сюжеты Путешествий: Моисея на гору Синай за Скрижалями Завета, Пророка Мухаммеда на небо для общения с Аллахом и обсуждения с ним канонов ислама; длительных странствований Заратустры ради встречи с богом Ахура-Мазда и откровений, которые тот дал пророку лично. Во всех этих ситуациях, а также во множестве других мы видим, что покидание мира обыденной реальности -обязательное условие обретения знания.

Кроме Путешествий в поисках высоких истин к этому же типу Маршрута можно отнести погружение

в некую Идею, которая становится доминирующим концептом в жизни и источником вдохновения для той или иной личности. Например, Идея Востока стала предметом, которым по сей день одержимы люди, как правило, с европейской ментальностью. «Паломничество в страну Востока» (термин Г. Гессе [15]) связано с поиском источников вечной мудрости в тех регионах планеты, где история цивилизации насчитывает не одну тысячу лет, или с изучением религиозных текстов, духовных практик, магических ритуалов, которые бы имели отношение к теме Востока. Другими интересными Маршрутами в данной категории можно считать такие Идеи: Красоты, попытку осознать которою предпринимали О. Уайльд [16], У. Эко [17]; Природы и Правды - находим у А. Камю [18]; Алефа - «место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их со всех сторон» - у Х.Л. Борхеса [19. С. 193]; Смысла - у

B. Франкла [20]; Будды - в китайском буддизме, когда Будда не историческая личность, а «реальность как она есть» [21]; Средиземноморья - у Вергилия [22], Гомера [23], А. Камю [18] и др.

2. Сновидения. Этот вид Путешествий характеризуется ярко выраженным характером «транспорта» для их осуществления, так как они происходят в период сна или пограничных с ним состояний. Каких-то характерных черт у Маршрутов здесь нет, кроме неких пространств и определенного набора символов, знаков, фигур, производящих какие-то действия в архетипических снах, когда Путешественник движется в направлении территории «коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг [24]) или «трансперсональной реальности» (С. Гроф [25, 26]). Путешествия в Сновидения отличаются, как правило, спонтанным направлением перемещения Путешественника, яркими Продуктами и сложным процессом их «изготовления», так как воспоминания о переживаниях и событиях в снах не лежат на поверхности сознания Путешественника. Область для Путешествий в данном направлении абсолютно безгранична и слабо исследована, но Продукты из этой сферы востребованы и понятны на интуитивном уровне многим. Люди восхищаются способностью Путешественника вербализовать, нарисовать, привести к звуковому ряду или реализовать кинопроект по результатам Путешествий-сновидений. Мы знаем великолепные примеры таких Продуктов у Э. Сведенборга, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, И. Босха,

C. Дали, М. Пруста, Э. Фромма, Ф. Феллини и др.

3. Страна Смерти. Путешествия в реальном, а не метафизическом мире в эту область, как правило, лишены добровольности, осознанности и не успевают привести Путешественника к созданию Продукта. Но существует огромный пласт исследований сферы, связанной с опытом умирания близких, содержания сознания людей, склонных к суициду, пребываний в состояниях клинической смерти, переживаний людей на войне, а также изучения феномена смерти, как он воспринимается в рамках той или иной культуры, осмысливается философами, психологами и богословами. Вариантов для Путешествия в данном случае всего два: или самому пережить переход «по ту сто-

рону» жизни, или осознать чужой опыт и пытаться путешествовать на «край экзистенции» с помощью Путешественников-«гидов» и Продуктов-«путево-дителей». Нужно упомянуть, что во многих древних эпосах, легендах и мифах есть описание путешествия героев в Страну Смерти и их рассказов о ней после возвращения. Например, этот сюжет присутствует в эпосе народов майя-киче «Пополь-Вух», мифе об Орфее, истории Одиссея и Энея, а также тема умирания-возрождения лежит в основе всех древних мистерий, «ритуалов перехода», трансовых путешествий шаманов и веры в реинкарнацию. У человечества всегда существовала потребность познать тот мир, откуда обычные люди не возвращаются, и много веков назад в разных точках планеты были даже написаны Путеводители по этой области - «Книги мертвых» в Египте и Тибете [27, 28]. Из современных авторов, которые работали над темой «величайшее путешествие» (С. Гроф) [29] в Страну Смерти, в первую очередь нужно отметить Р. Моуди, Д. Лонга, Р. А. Монро, С. Грофа, О. Хаксли. Исследованиям метафизического пространства этой Страны посвящали свои произведения писатели и философы, такие как Ж.-П. Сартр, Ж. Батай, С. Кьеркегор, Ж. Деррида, А. Камю, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Кастанеда, Ж. Сарамаго, Ф. Хуземан, Лао-цзы и др.

4. Бог, Абсолют. Одним из вечных Маршрутов для человечества всегда был путь к Богу. У каждого Путешественника, который выбирает это направление для внутренних путешествий (порой сопровождаемых географическими «паломническими» турами), описание конечной точки Маршрута или процесса движения не обязательно совпадает с рассказами других. Бог, Божественная сущность в данном случае - это то, как звучит у Путешественников общее название Маршрута, но далее он распадается на то количество вариантов, сколько людей его прошли или прожили. Во всех случаях Продукты, создаваемые по итогам таких Путешествий, содержат набор атрибутов Бога, его присутствия, общения с ним, которые приняты в рамках культуры, религиозной парадигмы, образования, трансцендентного потенциала Путешественника. Как правило, Путешествия по данному Маршруту описываются как максимально влияющие на жизнь человека, делающие его принципиально иным, заставляющие изменить систему ценностей и классическую картину мира.

Самыми знаменитыми Путешественниками по данному Маршруту, без сомнения, были пророки-создатели новых религий и концепций мировоззрений. Моисей, Иисус Христос, Гаутама Шакьямуни, Зороастр, Мухаммед, Лао-цзы и другие - у каждого из них был свой путь к Богу, Абсолюту, Нирване, результатами которого они захотели и смогли поделиться с социумом. Продуктами их Путешествий стали Книги (или собрания священных текстов и изречений), ритуалы, ценности, правила жизни, картины мира, имеющие функцию абсолютных ориентиров для последователей того или иного Путешественника. В то же время сама личность такого рода Путешественника (история его жизни, личный пример) стала

Продуктом, также очень востребованным обществом. За пророками идут Путешественники к Богу рангом пониже - мистики, которые используют такие «транспортные средства», как прозрение, интуиция, эмоциональные переживания, воображение, психотропные средства, т. е. любые иррациональные методы попадания на Маршрут.

5. Я, Самость - Поиск Себя. Поиск своего места в мироздании, смысла существования на Земле, подлинного Я (очищенного от социальных масок), внутренней сущности личности - Самости и прочие важные темы входят в Маршрут, который можно условно назвать «Поиском Самого Себя». Иногда люди отправляются в географические «внешние» путешествия, чтобы через общение с другими людьми, культурами, местами понять какие-то важные вещи для себя и про себя. Внутренние Путешествия по этому Маршруту чаще всего предполагают плотный контакт Путешественника с собственной личностью, анализ ее структуры, ее устремлений, а также процесс сшелу-шивания каких-то привнесенных извне элементов часто социумного происхождения (будь то ценности или содержание коллективного бессознательного). Данным Маршрутом в европейской традиции вплотную занимается экзистенциональная философия и психология, а именно С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, К. Ясперс, Г. Марсель, К.Г. Юнг, Ф. Ницше, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Лэнгле, И. Ялом, а также мыслители, писатели, проявившие интерес к Путешествиям данного типа, в частности К. Кастанеда. На Востоке больше всего внимания к Маршруту и проработке его деталей уделили философы и учителя из различных направлений буддизма. Например, в китайском буддизме главной задачей на пути постижения «собственной природы», «самосути» является осознание в себе «природы Будды», которое прямо противоположно таким качествам, как «непостоянство», «страдание», «бессамо-стность» и «загрязненность» [30].

Продукты исследователей этого Маршрута высоко востребованы современным обществом, стоящим на пороге таких массовых явлений, как кризис самоидентичности, экзистенциальный вакуум (В. Франкл), деперсонализация, беспокойство, неуверенность, страхи, неврозы. Эти материалы служат Путеводителями для миллионов людей, пытающихся ответить на вопросы: «Могу ли я осилить бытие-в-мире, справиться с ним? Что дает моей жизни опору? Чувствую ли я защищенность, принимают ли меня другие люди, есть ли у меня родина, дом? Останется ли у меня еще что-то - "последнее доверие", "фундаментальное доверие", которое сопровождало бы меня до самой смерти, - или больше не будет уже ничего, и я буду ощущать себя словно падающим в пустоту? Я дан себе самому, и это ставит меня перед фундаментальным вопросом персонального бытия: я это я, но имею ли я право быть собой? Человек стоит перед самим собой как перед непостижимостью: что такое мое Я, где это Я находится?» (А. Лэнгле) [31-33].

Основная инструкция для следования по Маршруту «Поиск самого себя» - это «проживание человеком

своего духовного измерения (Person)» (А. Лэнгле), или экзистенция. А. Лэнгле анализирует идеи В. Франкла в этом направлении и пишет, что тот считал предпосылками для экзистенции «самодистанцирование» и «самотрансценденцию»: человек должен дистанцироваться от самого себя - это делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдать себя внешнему миру с его предложениями и задачами. В качестве третьей основы экзистенции Франкл называл смысл, или «вызов момента». Человек находит смысл, когда «дает ответ на обращенные к нему запросы бытия» (А. Лэнгле).

6. Другой. Движение за границы «себя любимого», в сторону другой личности с иным мироощущением, ценностями, природными характеристиками и т.д. можно назвать Путешествием в Другого. «Личность как встреча» - так определил В.И. Кабрин [34] этот тип взаимодействия нашего Я с миром: другая личность становится как бы зеркалом, в котором мы видим порой Самого Себя или нечто удивительное Новое, что хотим постичь, но во всех случаях этот Маршрут - бесконечная расширяющаяся вселенная с миллионами тропок и моментов для потрясения. Способом совершить это Путешествие может быть любовь (как постоянный процесс - в понимании Э. Фромма), ненависть (как попытка прочувствовать и осознать, что чуждо нашему Я), восхищение, интерес, уважение и т. д. «Встрече» с Другим и Путешествию по его мирам посвящены тысячи произведений кинематографа, изобразительного искусства, художественной литературы, а также труды философов и психологов, которые становятся для нас и Продуктом, и Путеводителями для создания собственных Маршрутов (и, возможно, новых Продуктов) в этой сфере.

7. Произведения науки, искусства, литературы, музыки, кинематографа, моды, дизайна, фотографии и т.д. Одним из самых интересных Маршрутов для «внутренних» Путешествий являются произведения искусства, которые сами чаще всего являются Продуктами Путешествий их создателей, т. е. это Путешествия по Продуктам чьих-то Путешествий. Существует много исследований на тему мощнейшего эмоционального, энергетического, интеллектуального, духовного заряда, которые дарит нам погружение в произведения великих писателей, режиссеров, художников, фотографов, дизайнеров, композиторов и других творческих деятелей. Если эти произведения отвечают нам на важные экзистенциальные вопросы (или хотя бы дают направление поиска), созвучны нашим духовным изысканиям, конгруэнтны атмосфере нашей души, соответствуют ценностным и эстетическим идеалам нашей личности, то эти Продукты становятся для нас самостоятельными Маршрутами увлекательных Путешествий или Путеводителями по интересным нам областям «внешнего» / «внутреннего» мира.

Иногда в подобное Путешествие мы отправляемся с помощью Гидов, которыми выступают преподаватели, режиссеры, актеры, музыканты, певцы, танцоры, чтецы и другие люди, способные «перевести» Продукт с его изначального языка, на котором он был

создан, на язык другой художественной реальности. Например, экранизация какой-то книги (Продукта некоего Путешествия) может стать самостоятельным Продуктом и пригласить людей в отдельное Путешествие, обладающее всеми признаками нового Маршрута.

8. Другие миры и измерения. Помимо вышеобо-значенных Маршрутов с достаточно четко выраженным направлением - «Бог», «В поисках себя», «Страна Смерти» и т. д., встречается достаточно обширный материал по Путешествиям в самые разные сферы, когда потребность в путешествовании, самотранцен-денции, преодолении границ своего Я, науки, культуры, обыденной реальности превалирует над конкретной темой Маршрута.

Ярким примером школы такого рода Путешествий служит движение «Нью Эйдж» (А. Бейли), которое является совокупностью различных религиозных, эзотерических, мистических, оккультных, духовных, метафизических, астрологических концепций, учений и практик [35]. «Нью Эйдж» пытается объединить все, что создал Восток и Запад, переплетая их наработки в единую ткань новой культуры в новую эпоху. В сферу его интересов входит шаманизм, буддизм, индуизм, зороастризм, суфизм, мировоззрение майя и инков, астрология, каббала, теософия, йога, цигун, восточные единоборства, различные виды нетрадиционной медицины и целительства, психоделические опыты, практика медитаций, вегетарианство, магические бытовые ритуалы и заклинания, музыка в стиле new age и еще многие другие идеи, теории и практики.

В эту же сферу можно отнести любые Путешествия вне тела, вне границ Я или культуры: в прошлые жизни, во времени, астральные, трансперсональные и архитипические путешествия и т. д. (Р. Монро, Н. Майкл, П. Береснев, С. Гроф, К.Г. Юнг и др.). Отчасти пережить необычный «пространственно-временной» опыт возможно и во «внешних» Путешествиях, например, попадая в точку Северного или Южного полюса, где больше нет часовых поясов, день длится полгода и равен ночи, не работает компас, и откуда существует только одно направление - «на юг» или «на север»; или пересекая «линию перемены даты» когда ты попадаешь в начало того дня, который уже прожил вчера. Совершить Путешествие в сложные временные и пространственные измерения можно и через произведения литературы (Г.Г. Маркес, М. Пруст, Д. Джойс, М. Павич, Х.Л. Борхес и др.).

Другим интересным направлением в данном Маршруте является Космос - и как предмет исследования учеными, и как феномен, который пытается осмыслить любой человек на планете Земля. Если для первых космос - это объект изучения, то для обычных людей Вселенная - безграничная реальность, чьи характеристики и законы плохо поддаются пониманию, а поэтому являются объектом фантазий, медитаций, размышлений, снов, произведений искусства. В последнее время все чаще стали возникать Продукты, созданные учеными, которые они предлагают в качестве Путеводителей для простых людей, чтобы по-

мочь им совершить акт рефлексии над этой неподъемной для обыденного мышления темой (физики и астрономы К. Саган, С. Хокинг и др.). Также всегда существовали мыслители, готовые поделиться теоретическими наработками или личным опытом Путешествий «за пределы Земли» (К.Г. Юнг, К. Кастанеда, П.В. Береснев, О. Хаксли, С. Гроф и др.).

На этом перечисление основных типов «внешних» географических и «внутренних» метафизических Путешествий можно остановить, но не закончить, так как любой человек, которому интересна тема Путешествий, очевидно, сможет продолжить список по своему усмотрению.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все существующие как «внешние» географические, так и «внутренние» метафизические путешествия можно объединить в общую категорию Путешествия. Напомню, что в эту область попадают те путешествия, которые были совершены человеком добровольно, с выходом за границы своей личности и культуры, «с возвратом», осмыслением произошедшего и созданием на этой основе Продукта, востребованного социумом. В данную категорию не попадают люди, которых поэт И. Бродский призывал: «Не будь дураком! <...> Не выходи из комнаты! <...> Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса» (1970 г.) [36].

Маршруты для Путешественника - это вопрос его личной склонности исследовать внешний мир или заниматься своим внутренним.

Несмотря на то что научных работ, литературы и других материалов по теме «путешествия» много, как правило, они все посвящены какому-то отдельному

аспекту этого феномена - или географическому, или метафизическому. Также существует определенная лакуна в исследовательском поле - это изучение Путешественника как личности с потребностью в са-мотрансценденции и с дополнительным набором специфических характеристик, которые заставляют ее проявлять активность в этой области, а не в иной. Другим актуальным аспектом изучения данного вопроса можно назвать тему Продукта - итога проделанного путешествия в виде произведений искусства, литературы, музыки, кинематографа, журналистики или тематических сайтов и блогов в социальных сетях и других вариантов. Только в случае создания актуального Продукта Путешественник сможет стать Гидом для других людей: разрушить какие-то их стереотипы, расширить кругозор, дать «пассионарный» импульс для перемен, стать источником вдохновения. Перемены, которые Путешественники несут в социум, могут отразиться в нем через внедрение новых ценностей, эстетических канонов, а также через демонстрацию образа жизни, не «отложенной на потом» (Ж. Батай [37. С. 223-243; 38. С. 269-308]) и способах борьбы с экзистенциальными кризисами. Потребляя Продукт, общество также учится мечтать и видеть глобальную перспективу. Многие Путешественники составляют золотой фонд выдающихся людей той или иной страны или всего человечества.

Все эти области - феномен Путешествия, типология Путешествий, Продукт и личность Путешественника с потребностью в самотрансценденции - позволяют объединить их в единую концепцию «Философии Путешествий».

ЛИТЕРАТУРА

1. МаслоуА.Х. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутмана, Н. Мухиной. СПб. : Питер, 2011. 679 с.

2. Берроуз У. Правила жизни. URL: http://esquire.ru/wil/william-burroughs (дата обращения: 20.12.2014).

3. КеруакД. В дороге. М. : Азбука-классика, 2006. 352 с.

4. Камю А. Записные книжки. URL: http://bookz.ru/authors/kamu-al_ber/zapisnye_knizhki.html (дата обращения: 20.12.2014).

5. Поло М. Книга чудес света / пер. с итал. И. Минаева. М. : Эксмо, 2008. 512 с.

6. КолумбХ. Путешествия. Дневники. Сборник / пер.с исп. Я. Свет. М. : Эксмо, 2008. 509 с.

7. DiamondM.J. The World until yesterday: what can we learn from traditional societies? N.Y. : Penguin Books Ltd., 2013. Р. 499.

8. Уотсон Д. Сила мечты / пер.с англ. Е. Александровой, И. Соколовой. М. : Эксмо, 2012. 383 с.

9. Черепанова Н.В. Путешествие как феномен культуры. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL:

http://www.dissercat.eom/content/puteshestvie-kak-fenomen-kultury#ixzz3McsbTIsa (дата обращения: 20.12.14).

10. Дом. История путешествия (2009) // Официальный сайт Goodplanet.org. URL: www.homethemovie.org/en/ (дата обращения: 20.12.2014).

11. Барака // Официальный сайт Copyright 2001-2012 SpiritOfBaraka.com. URL: www.spiritofbaraka.com/baraka (дата обращения: 20.12.2014).

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер.с англ. А. Андреевой, А. Прихожан, В. Ривош, Н. Толстых. М. : Флинта; МПСИ; Прогресс, 2006. 352с.

13. СартрЖ.-П. Тошнота. М. : Азбука-классика, 2006. URL: http://royallib.com/book/sartr_ganpol/toshnota.html (дата обращения: 20.12.2014).

14. Драйзер Т. Сестра Керри. М. : Правда, 1986. URL: http://royallib.com/read/drayzer_teodor/sestra_kerri.html (дата обращения: 20.12.2014).

15. Гессе Г. Степной волк; Курортник; Паломничество в страну Востока: Роман. Повести / пер. с нем. В. Куреллы, С. Апт, С. Аверинцева. Новосибирск : Новосиб. книж. изд-во, 1990. 349 с.

16. Уайльд О. De Profundis. Из глубин: тюремная исповедь; Баллада Редингской тюрьмы; Философские мысли и изречения. Афоризмы и парадоксы / пер. В. Чухно и [др]. М. : АСТ: Астрель, 2011. 381 с.

17. Эко У. История красоты / пер.с итал. А. Сабашниковой. М. : СЛОВО/SLOVO, 2014. 481 с.

18. Камю А. Посторонний. Чума. Падение. Рассказы и эссе / пер. с фр. Н. Галь, Н. Жарковой, Н. Немчиновой, Н. Наумовой, С. Великовско-го, М. Злобиной, Ю. Гинзбург. М. : Радуга, 1988. 464 с.

19. Борхес Х.Л. Проза разных лет : сборник / пер. с исп. ; сост. и предисл. И. Тертерян. М. : Радуга, 1989. 422 с.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

21. Лысенко В.Г. Будда как личность и личность в буддизме // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М. : Наука,

1993. С. 121-133.

22. Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида / пер. с лат. С. Шервинского, С. Ошерова. М. : Худож. лит., 1971. 417 с.

23. Гомер. Одиссея / пер. с греч. В.А. Жуковского. СПб. : Азбука-классика, 2008. 416 с.

24. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т. Ребеко. М. : Академический проект, 2013. 328 с.

25. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации / пер. с англ. А. Ригин, А. Киселев. М. : АСТ, 2003. 347 с.

26. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / пер. с англ. А. Андрианов, Л. Земская, Е. Смирнова, А. Дегтярев. М. : АСТ, 2005. 352 с.

27. Древнеегипетская книга мертвых / пер. А. Шапошникова, И. Евса. М. : Эксмо, 2011. 365 с.

28. Тибетская книга мертвых. Бардо Тхедол / автор - А. Боченков. М. : Астрель, 2012. 414 с.

29. Гроф С. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти / пер. с англ. М. Ошурков, Л. Михайлова, Т. Лем, О. Черняк, М. Дремин, А. Кисислев. М. : АСТ, 2008. 520 с.

30. Философия китайского буддизма / пер. с кит. Е. Торчинова. СПб. : Азбука-классика, 2007. 462 с.

31. Лэнгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика? URL: http://www.hpsy.ru (дата обращения: 20.12.14).

32. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. М. : Генезис, 2003. 128 с.

33. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / пер. с нем. О. Ларченко. М. : Генезис, 2013. 235 с.

34. Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности. Теория, методы, исследования. М. : Смысл, 2005. 248 с.

35. Нью-Эйдж. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Нью_Эйдж (дата обращения: 20.12.14).

36. Бродский И. Стихи. URL: www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7655 (дата обращения: 20.12.14).

37. Батай Ж. Внутренний опыт // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб. : Мифрил, 1994. 346 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Батай Ж. Слёзы Эроса // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века / пер.с фр. С. Фокина. СПб. : Мифрил, 1994. 395 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 20 марта 2015 г.

TRAVELLING AS A NEED IN SELF-TRANSCENDENCE

Tomsk State University Journal, 2015, 395, 51-59. DOI: 10.17223/15617793/395/8

Ivanova Anna N. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: adelaidaanna@mail.ru

Keywords: travel; travelling; self-transcendence; typology of travelling; personality of a traveller; philosophy of travelling.

The article aims to unite all possible variants of travelling in a person's life in one direction, namely, in the process of transcendence beyond the limits of their personality, traditions of society, mentality, culture, etc. The notion of the phenomenon called "travelling" consists in leaving the homeland or one's Self, person's reaching unknown places and worlds and, consequently, their transformation at this moment and reflection on alterations after returning. The result of such alterations and their comprehension can be some "products" interesting for society. In this connection, the influence of travelling of some people on society life seems quite important. The author suggests introducing the concept "philosophy of travelling" and its structural components: criteria and typology of travelling, personality of a traveller, "product" as a result of their travelling. During the whole period of human history people need to overcome some material, mental and spiritual borders of everyday life they constantly see as "tight old clothes" and need to change some details of this "outfit". It concerns lives of settled peoples as well as nomadic ones and is expressed not only in their wish to move in geographic frames. More often breaking of the borders of everyday reality happens when people use dreams, trance and creative abilities for making new characteristics for their existence or new metaphysical realities. This eternal desire for "crossing the border" was wonderfully described by A. Maslow in his metaneed concept. One of the ways to satisfy the need in self-transcendence is travelling. Every time a person starts travelling s/he considers the balance of such parameters as the value of future acquisitions (after travelling) and their cost (during travelling). Regarding the influence of travelling on the personality of a traveller, s / he always prefers to travel searching for new sources of impressions, information, feelings, ideas, experience, energy, etc. in spite of the "price" that is anxiety about newness, fear for his/her life or destruction of his / her personality's monolithic structure. In the article, the author proposes criteria for the definition of the travelling phenomenon and its differences from other ways of movement: journey, wandering, migration, nomadic life, etc. The criteria are: conscious and voluntary decision to travel; need in self-transcendence for the sake of renewal of one's own Self; desire to return home, to society, to ordinary life, to one's own Self; creation of some "product" as a result of travelling. Traveller's life sense can be expressed by the words of an American writer W. Burroughs: "To live is not necessary. To travel is essential". The article also gives different types of travelling in outer and inner worlds. For instance, kinds of geographical "outer" travelling are the following: discovery of new lands, pilgrimage, eco-natural and extreme tourism, as well as ethnographic, language-studying, educational-cognitional, in-search-of-Self travelling and others. Kinds of "inner" metaphysical travelling are identified by routes, for instance, in search of Supreme Wisdom, dreams, Country of death, sphere of God/Absolute, Self-Ego, Masterpieces of art/literature/cinematography/fashion/photography and others. Thus, this article describes criteria of the travelling phenomenon, typology of different types of travelling, description of the traveller's personality main features and suggestion to unite outer and inner travelling in a single area of "philosophy of travelling".

REFERENCES

1. Maslow A.H. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Translated from English by T. Gutman, N. Mukhina. St.

Petersburg: Piter Publ., 2011. 679 p.

2. Burroughs W. Pravila zhizni [Rules of life]. Available from: http://esquire.ru/wil/william-burroughs. (Accessed: 20.12.2014).

3. Kerouac J. Vdoroge [On the road]. Translated from English. Moscow: Azbuka-klassika Publ., 2006. 352 p.

4. Camus A. Zapisnye knizhki [Notebooks]. Translated from French. Available from: http://bookz.ru/authors/kamu-al_ber/zapisnye_knizhki.html. (Accessed: 20.12.2014).

5. Polo M. Kniga chudes sveta [The Wonders of the World]. Translated from Italian by I. Minaev. Moscow: Eksmo Publ., 2008.

512 p.

6. Columbus C. Puteshestviya. Dnevniki. Sbornik [Travels. Diaries. Collection]. Translated from Sanish by Ya. Svet. Moscow: Eksmo

Publ., 2008. 509 p.

7. Diamond M.J. The World until yesterday: what can we learn from traditional societies? N.Y.: Penguin Books Ltd., 2013. 499 p.

8. Watson J. Sila mechty [Power of a Dream]. Translated from English by E. Aleksandrova, I. Sokolova. Moscow: Eksmo Publ.,

2012. 383 p.

9. Cherepanova N.V. Puteshestvie kak fenomen kul'tury [Travelling as a cultural phenomenon]. Available from: http://www.dissercat.com/content/puteshestvie-kak-fenomen-kultury#ixzz3McsbTIsa. (Accessed: 20.12.2014).

10. Dom. Istoriya puteshestviya [Home] (2009). Film. Directed by Yann Arthus-Bertrand. Official site. Available from: www.homethemovie.org/en/. (Accessed: 20.12.14).

11. Baraka (1992). Film. Directed by Ron Fricke. Available from: www.spiritofbaraka.com/baraka. (Accessed: 20.12.2014).

12. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity, Youth, and Crisis]. Translated from English by A. Andreeva, A. Prikhozhan, V. Rivosh, N. Tolstykh. Moscow: Flinta Publ., MPSI Publ., Progress Publ., 2006. 352 p.

13. Sartre J.-P. Toshnota [Nausea]. Translated from French. Moscow: Azbuka-klassika Publ., 2006. Available from: http://royallib.com/book/sartr_ganpol/toshnota.html. (Accessed: 20.12.2014).

14. Dreiser Th. Sestra Kerri [Sister Carrie]. Translated from English. Moscow: Pravda Publ., 1986. Available from: http://royallib.com/read/drayzer_teodor/sestra_kerri.html. (Accessed: 20.12.2014).

15. Hesse H. Stepnoy volk; Kurortnik; Palomnichestvo v stranu Vostoka: Roman. Povesti [Steppenwolf; Spa Visitor; Journey to the East: a novel, stories]. Translated from German by V. Kurella, S. Apt, S. Averintsev. Novosibirsk: Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1990. 349 p.

16. Wilde O. De Profundis. Iz glubin:tyuremnaya ispoved'; Ballada Redingskoy tyur'my; Filosofskie mysli i izrecheniya. Aforizmy i paradoksy [De Profundis. From the depths: the prison confession; The Ballad of Reading Gaol; Philosophical thoughts and sayings. Aphorisms and paradoxes]. Translated from English by V. Chukhno et al. Moscow: AST: Astrel' Publ., 2011. 381 p.

17. Eco U. Istoriya krasoty [The history of Beauty]. Translated from Italian by A. Sabashnikova. Moscow: SLOVO Publ., 2014. 481 p.

18. Camus A. Postoronniy. Chuma. Padenie. Rasskazy i esse [Outsider. Plague. Fall. Stories and essays]. Translated from French by N. Gal', N. Zharkova, N. Nemchinova, N. Naumova, S. Velikovskiy, M. Zlobina, Yu. Ginzburg. Moscow: Raduga Publ., 1988. 464 p.

19. Borges J.L. Proza raznykh let: sbornik [Prose of different years: a collection]. Translated from Spanish by I. Terteryan. Moscow: Raduga Publ., 1989. 422 p.

20. Frankl V Chelovek v poiskakh smysla [Man's search for meaning]. Translated from Italian. Moscow: Progress Publ., 1990. 368 p.

21. Lysenko V.G. Budda kak lichnost' i lichnost' v buddizme [Buddha as a person and a person in Buddhism]. In: Stepanyants M.T. (ed.) Bog - chelovek - obshchestvo v traditsionnykh kul'turakh Vostoka [God - man - society in the traditional cultures of the East]. Moscow: Nauka Publ., 1993, pp. 121-133.

22. Publius Vergilius Maro. Bukoliki. Georgiki. Eneida [The Bucolics.The Georgics. The Aeneid].Translated from Latin by S. Shervinskiy, S. Osherov. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ., 1971. 417 p.

23. Homer. Odisseya [The Odyssey]. Translated from Old Greek by V.A. Zhukovsky. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2008. 416 p.

24. Jung C.G. Strukturapsikhiki i arkhetipy [The structure of the psyche and the archetypes]. Translated from German by T. Rebeko. Moscow: Akademicheskiy proekt Publ., 2013. 328 p.

25. Grof S., Grof C. Neistovyy poisk sebya. Rukovodstvo po lichnostnomu rostu cherez krizis transformatsii [The Stormy Search for the Self. Guidelines for personal growth through the crisis of transformation]. Translated from English by A. Rigin, A. Kiselev. Moscow: AST Publ., 2003. 347 p.

26. Grof S. Za predelami mozga. Rozhdenie, smert' i transtsendentsiya v psikhoterapii [Beyond the Brain: Birth, Death, and Transcendence in Psychotherapy]. Translated from English by A. Andrianov, L. Zemskaya, E. Smirnova, A. Degtyarev. Moscow: AST Publ., 2005. 352 p.

27. Drevneegipetskaya kniga mertvykh [The Ancient Egyptian Book of the Dead]. Translated by A. Shaposhnikov, I. Evs. Moscow: Eksmo Publ., 2011. 365 p.

28. Tibetskaya kniga mertvykh. Bardo Tkhedol [The Tibetan Book of the Dead. The Bardo Thodol]. Translated from Tibetan by A. Bochenkov. Moscow: Astrel' Publ., 2012. 414 p.

29. Grof S. Velichayshee puteshestvie. Soznanie i tayna smerti [The Ultimate Journey: Consciousness and the Mystery of Death]. Translated from English by M. Oshurkov, L. Mikhaylova, T. Lem, O. Chernyak, M. Dremin, A. Kisislev. Moscow: AST Publ., 2008. 520 p.

30. Filosofiya kitayskogo buddizma [The philosophy of Chinese Buddhism]. Translated from Chinese by E. Torchinov. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2007. 462 p.

31. Langle A. Psikhoterapiya: nauchnyy metod ili dukhovnayapraktika? [Psychotherapy: a scientific method or spiritual practice?]. Translated from German. Available from: www.hpsy.ru. (Accessed: 20.12.2014).

32. Langle A. Zhizn' napolnennaya smyslom. Logoterapiya kak sredstvo okazaniya pomoshchi v zhizni [A meaningful life. Logotherapy as a means to assist in life]. Translated from German. Moscow: Genezis Publ., 2003. 128 p.

33. Langle A. Chto dvizhet chelovekom? Ekzistentsial'no-analiticheskaya teoriya emotsiy [What motivates a person? The existential-analytical theory of emotions]. Translated from German by O. Larchenko. Moscow: Genezis Publ., 2013. 235 p.

34. Kabrin V.I. Kommunikativnyy mir i transkommunikativnyy potentsial zhizni lichnosti. Teoriya, metody, issledovaniya [Communicative world and transcommunicative potential of the individual's life. Theory, methods, research]. Moscow: Smysl Publ., 2005. 248 p.

35. N'yu-Eydzh [New Age]. Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/ N'yu_Eydzh. (Accessed: 20.12.2014).

36. Brodsky J. Stikhi [Poems]. Available from: www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7655. (Accessed: 20.12.2014).

37. Bataille G. Vnutrenniy opyt [Inner experience]. In: Tanatografya Erosa: Zhorzh Batay i frantsuzskaya mysl' serediny XX veka [Thanatography of Eros: Georges Bataille and the French thought in the mid-twentieth century]. Translated from French by S.L. Fokin. St. Petersburg: Mifril Publ., 1994, pp. 223-243.

38. Bataille G. Slezy Erosa [Tears of Eros]. In: Tanatografya Erosa: Zhorzh Batay i frantsuzskaya mysl' serediny XX veka [Thanatography of Eros: Georges Bataille and the French thought in the mid-twentieth century]. Translated from French by S.L. Fokin. St. Petersburg: Mifril Publ., 1994, pp. 269-308.

Received: 20 March 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.