УДК 159.9:343.83
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ
А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко, М. Ю. Быков
Для цитирования
Пищелко, А. В. Инновационная модель профессиональной деятельности и профессиональной подготовки пенитенциарных психологов / А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко, М. Ю. Быков // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). - С. 6-13.
Аннотация. В статье показано, как активное внедрение инновационных технологий в педагогический процесс стало неотъемлемой характеристикой современной системы российского образования, важным этапом его модернизации. Это существенно меняет всю образовательную ситуацию высшей психологической школы, изменяя характер, формы и виды приложения психологических знаний в содержании и организации профессиональной деятельности. Кроме того, указывается, что наиболее значимой проблемой является вопрос готовности психолога к инновационной деятельности (наличие мотива включения в эту сложную, но интересную деятельность). Совокупность профессиональных знаний, умений, технологий еще не гарантия успешной инновационной деятельности. Способность и желание включиться в инновационную деятельность в современных условиях - важнейшее
© Пищелко А. В., Сочивко Д. В., Быков М. Ю., 2018
качество пенитенциарного психолога. Без подобного потенциала невозможно достичь высокого уровня профессионального мастерства.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, реформирование, инновационные технологии, пенитенциарная психология, педагогическая психология, профессиональная подготовка психологов, трудновоспитуемые осужденные, психолого-педагогическое сопровождение, саморазвитие, психологическая служба.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России возрастает актуальность проблемы ресоциализации личности осужденных, увеличиваются требования к профессиональной подготовке пенитенциарных психологов, осознается необходимость перехода к инновационной системе их подготовки.
Активное внедрение инновационных технологий в педагогический процесс стало неотъемлемой характеристикой современной системы российского образования, важным этапом его модернизации. Это существенно преобразует образовательную ситуацию в высшей психологической школе, изменяя характер, формы и виды приложения психологических знаний в содержании и организации профес-
сиональной деятельности, технологии формирования позитивных установок.
Специфика профессиональной подготовки психологов, ориентация на психологическую сущность активности личности профессионала требуют перехода к инновационной модели профессиональной подготовки. Для пенитенциарных психологов этот период весьма сложен, так как сопряжен со спецификой деятельности пенитенциарного учреждения.
Наиболее значимой проблемой является вопрос готовности психолога к инновационной деятельности (наличие мотива включения в эту сложную, но интересную деятельность). Совокупность профессиональных знаний, умений, технологий еще не гарантия успешной инновационной деятельности. Способность и желание включиться в инновационную деятельность в современных условиях - важнейшее качество пенитенциарного психолога. Без наличия подобного потенциала невозможно достичь высокого уровня профессионального мастерства.
Психологический стресс при внедрении любой инновации связан прежде всего с повышенными требованиями к профессионализму пенитенциарного психолога, его ответственностью за результаты работы с осужденным на каждой стадии уголовного наказания.
Психологическая служба пенитенциарного учреждения не может быть в стороне от изменений, происходящих в сфере исполнения уголовного наказания. В современных условиях в рамках инновационной деятельности работа пенитенциарного психолога должна быть направлена на создание психологически безопасной и комфортной среды, индивидуализацию социально-психологических программ ресоциа-
лизации и сохранение психического здоровья осужденных.
В инновационную модель профессиональной подготовки пенитенциарного психолога мы включаем:
- технологии формирования позитивных установок и мотивационных компетенций, субъектную позицию, профессионально-психологическую компетенцию;
- технологии формирования профессионально-психологической субъектной позиции и профессионально-личностной компетенции при диагностике и анализе психологических феноменов;
- технологии формирования профессионально-психологических компетенций.
Данная инновационная модель изменяет требования к профессиональной подготовке психолога: от профессионального выполнения комплекса рабочих функций к инновационному мышлению, системному мировоззрению, способности и готовности к профессиональному творчеству.
Представленная инновационная модель подготовки психологов ориентирована на формирование исследовательской и коммуникативной компетентности, рефлексивных умений, мотивационной готовности психолога к инновационной деятельности. Реализация инновационной модели профессионального становления психолога, ориентация на инновационную деятельность осуществляются на основе компетентностного подхода.
Процесс профессионального становления пенитенциарного психолога, ориентированный на инновационную деятельность, должен быть непрерывным, так как инновационная практика -постоянно изменяющийся процесс.
В нем сочетается инновационная деятельность и специально организованные рефлексивно-аналитический и проектировочный процессы. Инновационная модель подготовки пенитенциарного психолога возможна только в сочетании непрерывного процесса достижения поставленных профессионально-образовательных задач и реальной психологической практики.
На наш взгляд, это возможно только в условиях психолого-педагогического сопровождения процесса исполнения уголовного наказания и реализации инновационной модели профессиональной деятельности пенитенциарного психолога.
Процесс психолого-педагогического сопровождения рассматривается нами как многоуровневое взаимодействие субъектов исправительного процесса. Суть идеи психолого-педагогического сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ресоциализации в условияхгуманиза-ции процесса исполнения уголовного наказания.
В процессе сопровождения психолог должен уметь оценить степень инновационных рисков, в том числе при внедрении новых воспитательных технологий оценить степень их эффективности и целесообразности.
Однако проблема состоит в том, что для инновационного сопровождения, оказания психологической помощи субъектам исправительно-воспи-тательного процесса психолог должен быть профессионально компетентен в вопросах инновационной деятельности.
В связи с этим можно выделить следующие проблемы, определяющие сложность реализации инновационного подхода в деятельности пенитенциарного психолога:
- сложность реализации системного подхода к изучению проблем как осужденных, так и сотрудников;
- затруднения, связанные с изучением (измерением) успешности ресо-циализации;
- сложности в психологическом сопровождении трудновоспитуемых осужденных;
- особенности сопровождения осужденных с отклонениями психического здоровья.
В наше время формируется запрос на новое понимание деятельности пенитенциарного психолога. Психолог в первую очередь рассматривается как командный игрок, который включен в процесс исполнения уголовного нака-зания,ориентируется в новыхусловиях деятельности колонии, может, работая в команде, выстраивать процесс ре-социализации с учетом личности осужденных.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная профессиональная работа в наши дни, - это и есть подлинная задача практического психолога пенитенциарного учреждения. Психологу в нынешней ситуации предстоит быть не только исполнителем в реализации тех или иных инноваций, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение психологической поддержки и развитие психологической готовности к инновационной деятельности, а важной задачей психолога становится содействие в создании условий для стимулирования деятельности сотрудников колонии в условиях реформирования пенитенциарной системы.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств психолога, определяющих его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности и деятельности всего коллектива сотрудников исправительной колонии, а также его способности выявлять актуальные проблемы ресоци-ализации осужденных, находить и ре-ализовывать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности пенитенциарного психолога к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая - наличие комплекса знаний о современных требованиях к результатам профессиональной деятельности, инновационных моделях и технологиях воспитательной деятельности, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей пенитенциарной практики.
Третья составляющая - совокупность знаний и способов решения задач указанной деятельности, которыми владеет психолог, то есть компетентность в области психолого-педагогических инноваций.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях -важнейшее качество профессионального психолога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня профессионального мастерства.
Под психологической готовностью пенитенциарного психолога к инновационной деятельности мы понимаем сформированность у специалиста рефлексивно-аналитических и дея-тельностно-практических навыков и умений. Кроме того, психологическая готовность к инновационной деятель-
ности - это целостный психологический феномен, представляющий собой единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к психологическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основными характеристиками психологической готовности к инновациям в профессиональной деятельности психолога являются креативность, высокая ответственность и творческая активность.
Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения осужденных в процессе отбывания ими уголовного наказания способны стимулировать развитие общности осужденных, создание воспитывающей среды в новых условиях.
Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации, и представить этот анализ руководителю пенитенциарного учреждения.
Помимо прочего в обязанности психолога входит экспертиза уже внедренных в пенитенциарное учреждение нововведений, оценка степени их эффективности и целесообразности. Важнейшая задача психолога - участие в проектировании инновационной деятельности пенитенциарного учреждения, целью которого является создание наиболее благоприятных и безопасных условий осуществления необходимых изменений.
Ибо именно психологическая безопасность выступает главным критерием оценки любых инноваций в про-
цессе ресоциализации, а психологическая полезность и есть тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.
Пенитенциарный психолог может быть носителем психологических инноваций в том случае, если он владеет следующими умениями и качествами:
- рефлексией, характеризующейся способностью психолога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;
- саморазвитием как творческим отношением индивида к самому себе, созданием им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир;
- самоактуализацией как фактором непрерывного стремления человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;
- стремлением к профессиональному самосовершенствованию в двух взаимосвязанных формах: самообразование и самовоспитание.
В процессе реализации инновационной деятельности психолог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.
Специфика индивидуального подхода в психологическом сопровождении заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому работнику исправительного учреждения, тесном сотрудничестве администрации колонии и ее психологической службы, активной позиции психолога в процессе создания условий для саморазвития личности сотрудников и предотвращения наступления у них эмоционального выгорания.
В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития сотрудников колонии, так как от них требуется способность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к работе в быстро меняющихся условиях.
Можно выделить следующие основные задачи психологической службы при сопровождении инноваций в пенитенциарном учреждении:
- задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала коллектива сотрудников, управленческое консультирование руководителей инновационных исправительных учреждений);
- задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
- задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и проектировании индивидуальных психолого-педагогических программ воспитательной работы с осужденными.
Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в исправительном учреждении предполагает:
1)психологическую экспертизу кадрового потенциала учреждения (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовность к инновационной деятельности, потенциал их становления);
2) психологическую оценку целесообразности содержания иннова-
ционной деятельности с учетом особенностей субъектов исправительно-воспитательного процесса (коллектив сотрудников, среда осужденных);
3) выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе;
4) участие в планировании программ профессионального совершенствования сотрудников;
5) психологический анализ результатов инноваций.
Важно, чтобы психологическая грамотность сотрудников становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационной воспитательной деятельности. Таким образом, сущность инновационной модели - разрешение психолого-педагогических проблем индивидуальных профессиональных дефицитов, возникающих в процессе как профессиональной подготовки, так и профессиональной деятельности. Она предполагает формирование профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, в соответствии с индивидуальной инновационной программой развития личности пенитенциарного психолога.
Современная пенитенциарная психология представляет собой весьма разветвленную область психологического знания со сложившейся системой специфических методов и подходов к научным исследованиям.
Структурно пенитенциарная психология входит в юридическую психологию, но выгодно отличается от этой более общей психологической дисциплины большей четкостью определения объекта и предмета своей науки.
Действительно, все определения объекта пенитенциарной психологии
ограничены личностью осужденного к той или иной форме наказания и личностью сотрудника, так или иначе исполняющего это наказание. Все дальнейшие вопросы, на которые указывают многие авторы (коллектив и его структура у тех или иных входящих в объект представителей, различные их психологические проявления, структуры личности и др.), уже являются содержанием исследовательского блока развития пенитенциарной психологии.
У педагогической психологии задачи более обширные. Существует две основных группы задач - это обучение и воспитание. К сожалению, у многих исследователей наблюдается явный перекос в сторону обучения при полном забвении проблем воспитания.
Дело в том, что теоретически личность как научный конструкт переносится в юридическую психологию, а следом и в пенитенциарную, в тех формулировках, которые уже имеются в общей и других областях современной психологии, безо всякого учета специфики пенитенциарной психологии как таковой.
Это можно было бы назвать первой и наиболее актуальной проблемой современной пенитенциарной психологии, а именно, что весь ее понятийный аппарат, начиная с определения предмета науки, заимствован из других областей психологии с поправкой, что все это будет изучаться у осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы. В противовес этому, А. И. Ушатиков и Б. Б. Казак дают такое определение предмета пенитенциарной психологии: «Предмет исследования пенитенциарной психологии составляет изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности специфических групп
людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников исправительных учреждений) и их деятельности» [5]. В чем специфические отличия этих людей от всех других с психологической точки зрения точно не определено. Мы имеем лишь юридические определения. Так, осужденные - это люди, совершившие преступление, признанные виновными в этом по решению суда.
Однако речь, конечно, не идет о том, что в целом неизвестны психологические особенности осужденных и сотрудников. Напротив, они исследовались и исследуются в настоящее время достаточно много, научно-психологические исследования в этой области ведутся весьма активно. И практически каждое такое исследование предлагает какие-то специфические черты личности осужденных или сотрудников.
На данный момент не существует именно соответствующих обобщений, позволяющих представить личность человека как субъект определенной деятельности (поведения) в специфическом поле субъект-объектного взаимодействия (как это имеет место быть в социальной, педагогической, инженерной, некоторых других областях психологии) и точно определить предмет собственно пенитенциарной психологии. Следует, однако, заметить, что в такой формулировке проблема предмета подходит (и даже лучше подходит) для юридической психологии в целом, ветвью которой является пенитенциарная психология.
Однако авторы Основ пенитенциарной психологии вводят и новые методологические принципы при определении собственно методологии научных исследований - принцип исправимости, принцип гуманизации и т. д. [5].
Методология педагогической психологии давно устоялась. В то же время остались остро стоящие методологические проблемы. Например, проблема «формирующего эксперимента» в педагогической психологии, который часто носит личностно насильственный характер.
«Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру» [4].
И вроде бы с этим все согласны, не обращая внимания на существенные последствия этой теоретической установки.
Речь идет о таких группах испытуемых, которых невозможно заставить подчиниться экспериментатору и самой экспериментальной ситуации. Возьмем, к примеру, так называемых брошенных подростков, от которых отказались неблагополучные родители и которых выгнали из школы. Иными словами, их воспитателем стала «свободная» улица. Следствием этого является попадание подростков в различные субкультуры, хорошо контролируемые криминалом, о чем мы писали в другой работе. О таких испытуемых хорошо говорят герои А. Райкина. Первый: «да и как избежать влияния улицы, когда кругом одни улицы?» Второй:
«послушайте, а может их драть? Нас же драли и ничего, целое поколение выросло...» и т. д.
Вот вам в чистом виде формирующий эксперимент, но только в том случае, если забыть о второй части его определения, которая нам представляется первой и важнейшей: личностные психодиагностические замеры и их интерпретация.
Эта статья как раз о роли воспитания: от исправления до личностного роста [1-4].
Библиографический список
1. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и
педагогике : монография. М., 2010. 300 с.
2. Пищелко А. В. Актуальные проблемы ресоциализации личности осужденных // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., Ч. 1. 2018.
3. Сочивко Д. В. Психодинамика. М., 2007.
4. Сочивко Д. В., Полянин Н. А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Рязань, 2009. 200 с.
5. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2005.