Научная статья на тему 'Проблемы психологического обеспечения инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе: ретроспективный анализ и современное состояние'

Проблемы психологического обеспечения инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе: ретроспективный анализ и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / INNOVATION PROCESS / THE COMPONENTS OF THE INNOVATION PROCESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT INNOVATION / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTION / СОТРУДНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ПЕРСОНАЛ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / STAFF OF PSYCHOLOGICAL SERVICES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / THE HEAD OF THE CORRECTIONAL FACILITY / TYPES OF INNOVATION / INNOVATIVE TRANSFORMATION / INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE PENAL SYSTEM / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS OF INNOVATION IN PRISONS / CORRECTIONAL SYSTEM PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушатиков Александр Иванович, Ганишина Ирина Сергеевна

В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», ОПРЕДЕЛЯЕМЫЙ В ЛИТЕРАТУРЕ КАК КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧИВШИЙ ВОПЛОЩЕНИЕ В ВИДЕ НОВОГО ИЛИ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОГО ПРОЦЕССА, ПРОДУКТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО В НОВОМ ПОДХОДЕ К ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ УСЛУГАМ. РАССМОТРЕНЫ ТРАДИЦИОННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИЙ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ РЕШАЮТ ЗАДАЧИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ И ОПЕРАТИВНОСТИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ; ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СВЯЗАНЫ С ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА, ТРАНСПОРТА, СБЫТА И СНАБЖЕНИЯ; СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНЫ НА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ; ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКТОВ С НОВЫМИ ИЛИ УЛУЧШЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗНИКАЮТ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ. ПРОВЕДЕН АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СДЕЛАНО ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТОМ, ЧТО КОМПЛЕКС НАУЧНЫХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ, ФИНАНСОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА, СПОСОБСТВУЮЩИХ НАКОПЛЕНИЮ ЗНАНИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЮ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ПРИВЕДЕНЫ МНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ О ТОМ, ЧТО КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДО 2020 ГОДА СТАВИТ ПЕРЕД УИС РЯД ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, В ЧИСЛО КОТОРЫХ ВХОДИТ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ОПРЕДЕЛЕНА СТЕПЕНЬ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, КОТОРАЯ ПОКА ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ КРАЙНЕ НИЗКОЙ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО РЯДОМ ФАКТОРОВ. СДЕЛАН ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В УИС НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, УЧЕТА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК, ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. ПРЕДЛОЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС: ОБЩЕЕ, ОСОБОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВСЕХ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ; ОСОБОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАБОТУ С ОТДЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ И СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ; СПЕЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНО НА ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ОТДЕЛЬНЫМ СОТРУДНИКАМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНЫ СОТРУДНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВМЕСТЕ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушатиков Александр Иванович, Ганишина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n scientific literature the term "innovation" is defined as the final outcome of innovation, which is embodied in the form of new or improved processes, products used in scientific and practical activities or a new approach to the provided services. Traditionally, the following types of innovation informational, organizational, managerial, social, technical, technological are specified. Information innovations solve the problems of rational organization of information flows in the area of science, technology and innovation, the improvement of reliability and timeliness of the received information. Organizational and management innovations relate to optimal organization of production, transport, distribution and supply, social ones aim at improving of working conditions, promotion of public health, education and culture. Technical innovations manifest themselves in the production of products with new or improved properties; technological arise in application of better ways of products’ manufacturing. Innovation activity is a set of scientific, technological, organizational, financial and commercial measures aimed at improving the efficiency of labor, contributing to the accumulation of knowledge and the improvement of technologies and creation of new equipment. The concept of the penal system development until 2020 poses a number of priority areas before penal system, innovation being among them. According to the most researchers, the efficiency of innovative activity in prisons is extremely low, that is due to several factors: the weak material and technical base, low levels of methodological and information-technical support, isolation of correctional facilities are among them. Innovations in penal system are impossible without knowledge of correctional system employees’ psychology, taking into consideration of their individual psychological characteristics, value orientations and attitudes. It is therefore important to carry out psychological support to innovations in the penal system. Psychological support of innovations in penal system should be realized in three main areas: general, special and specific. General one implies psychological support of all employees within the agency; special is designed to work with individual services and structural divisions; specific is aimed at helping to individual correctional officers. We consider that psychological service staff together with the head of the correctional facility should realize psychological support to innovation activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы психологического обеспечения инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе: ретроспективный анализ и современное состояние»

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация: в статье анализируется термин «инновация», определяемый в литературе как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, продукта, используемого в научной и практической деятельности либо в новом подходе к предоставляемым услугам.

Рассмотрены традиционно выделяемые виды инноваций: информационные, организационно-управленческие, социальные, технические, технологические. Информационные инновации решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности полученной информации; организационно-управленческие связаны с оптимальной организацией производства, транспорта, сбыта и снабжения; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры; технические проявляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции.

Проведен анализ инновационной деятельности и сделано заключение о том, что комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направ-

А. И. Ушатиков, И. С. Ганишина

ленных на повышение эффективности труда, способствующих накоплению знаний, совершенствованию технологий и созданию нового оборудования.

Приведены мнения исследователей о том, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года ставит перед УИС ряд приоритетных направлений, в число которых входит инновационная деятельность, и определена степень ее эффективности, которая пока еще остается крайне низкой, что обусловлено рядом факторов.

Сделан вывод о том, что внедрение инноваций в УИС невозможно без знания психологии сотрудников уголовно-исполнительной системы, учета их индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентаций и установок, поэтому так важно осуществлять психологическое обеспечение инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Предложены основные направления психологического обеспечения инновационной деятельности в УИС: общее, особое и специальное. Общее направление подразумевает проведение мероприятий по психологическому обеспечению всех сотрудников учреждения; особое - обеспечивает работу с отдельными службами и структурными подразделениями; специальное - направлено на оказание помощи отдельным сотрудникам исправительного учреждения. По мнению авторов, осуществлять психоло-

гическое обеспечение инновационной деятельности должны сотрудники психологической службы вместе с руководителем исправительного учреждения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, инновации, инновационная деятельность, компоненты инновационного процесса, инновационная деятельность в уголовно-исполнительной системе, психологическое обеспечение инновационной деятельности, исправительное учреждение, персонал уголовно-исполнительной системы; сотрудники психологической службы; руководитель исправительного учреждения; психологические барьеры.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на повышение эффективности труда, способствующий накоплению знаний, совершенствованию технологий и созданию нового оборудования. Инновационная деятельность может быть также определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. Результатом инновационной деятельности являются товары (услуги) с новыми качествами.

В науке инновационная деятельность базируется на следующих принципах: приоритет инноваций над традиционным производством, экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха), гибкость, комплексность.

В научной литературе термин «инновация» чаще всего определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствован-

ного процесса, используемого в научной и практической деятельности либо в новом подходе к предоставляемым услугам.

Одним из первых термин «инновация» предложил Й. Шумпетер, который под инновацией понимал воплощение научного открытия или технического изобретения в новой технологии (процессе) или в новом продукте. Р.А. Фат-хутдинов в качестве отличительного признака инноваций указывал ее эффективность, то есть конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта. С.Д. Ильенкова доказала, что главной функцией инновационной деятельности являются изменения.

В настоящее время в науке выделяют следующие виды инноваций: информационные, организационно-управленческие, социальные, технические, технологические. Информационные инновации призваны решать задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры; технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции.

По мнению большинства авторов, конечный результат внедрения инноваций — это всегда компромиссное ре-

шение, в нем выделяют следующие направления: информированность о происходящих изменениях и психологическая готовность к любым нововведениям; стимулирование самостоятельности и инициативы работников; связь с жизнью, стремление постичь реальность; создание условий для сотрудничества, взаимного доверия и групповой работы; стабильность, последовательность в развитии; доверие и внимание к персоналу со стороны руководства; активизация мотивационной сферы работников, благожелательный контроль и др.

Понятие «инновация» впервые встречается в России на законодательном уровне в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», согласно которому под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший развитие в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Различные аспекты инновационной деятельности были исследованы в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.Д. Шеляхи-на, Б.З. Мильнера, А.В. Сурина, Л.И. Абалкина, А.И. Амосова, С.Д. Ильенковой, В.М. Анисимкова, Л.Ш. Берикашвили, В.Е. Уткина, Н.Н. Иванова и др.

Инновационная деятельность находит свое отражение и в уголовно-исполнительной системе (УИС), подвергаемой реформированию, одним из направлений которого является повышение эффективности работы учреж-

дений и органов УИС до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. В связи с этим инновационная деятельность выступает одним из способов эффективного решения задач, закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

В уголовно-исполнительной системе проблемой инноваций занимались С.В. Перов, В.П. Артамонов, А.А. Аксенов, Н.П. Барабанов, Б.Б. Казак, А.И. Ушатиков. Отдельные аспекты инновационного обеспечения деятельности УИС изучали В.Г. Деев, И.П. Башка-тов, А.И. Зубков, А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, С.Х. Шам-сунов, М.Г Дебольский, А.В. Паршков, О.Н. Маркелова, С.В. Маркелов.

По мнению О.Н. Маркеловой, инновации в уголовно-исполнительной системе — это впервые созданные либо усовершенствованные и используемые конкретные средства (или способ) служебной деятельности, удовлетворяющие потребностям развития УИС, направленные на достижение поставленных задач и дающие реальный положительный эффект в деятельности уголовно-исполнительной системы [1].

В настоящее время эффективность инновационной деятельности в УИС является крайне низкой, что обусловлено рядом факторов: слабая материально-техническая база, низкий уровень методического и информационно-технического обеспечения, разрозненность исправительных учреждений и

др. [1].

Использование ретроспективного анализа проблемы психологического

обеспечения инновационной деятельности в УИС показывает, что инновационные преобразования уголовно-исполнительной системы России ХХ века были обусловлены политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, в результате чего появились различного рода модели исправительных учреждений, функционировавших в различные периоды:

- трудовые коммуны (20-30-е годы);

- исправительно-трудовые лагеря (30-50-е годы);

- исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии, колонии-поселения (60-70-е годы);

- воспитательные колонии (80-90-е годы).

Следует отметить, что за весь период своего существования места лишения свободы претерпели значительные изменения и ориентировались на различные системы: тюремно-каторжную, исправительно-воспитательную, воспитательную, гуманистическую. Каждая из этих систем имела свои особенности и несла нововведения (инновации), в результате чего в организацию тюремного дела были внедрены инновационные изменения, накоплен большой психолого-педагогический опыт, который использовался в УИС.

Особенное значение для развития уголовно-исполнительной системы имели следующие психолого-педагогические нововведения [2]:

- педагогические идеи А.Я. Герда, претворенные им в жизнь в колонии для малолетних преступников (1841-1888);

- педагогическая система А.С. Макаренко, реализованная в коммунах в 30-е годы;

- вологодский опыт по созданию направленно-воспитывающих коллективов осужденных в 70-х годах (И.П. Зайцев, М.П. Стурова, В.Ф. Пирожков);

- применение педагогического аутотренинга в работе с осужденными в исправительных учреждениях Пермской области в 80-е годы (А.С. Новоселова);

- создание центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в Орловской области (В.А. Суровцев) в 90-е годы и др.

Практика показывает, что на уровне исправительного учреждения руководителем инновационного процесса всегда является его начальник. От его личностных особенностей, отношения к введению новшеств, желания их внедрять во многом зависит отношение к нововведениям персонала УИС. Исследователи, говоря о личностных качествах руководителя, успешно реализующего нововведения в организациях, чаще всего отмечают его творческие, организаторские способности, гибкость мышления, готовность к профессиональному риску [4, 5].

Результаты проведенного нами опроса руководителей исправительных учреждений показали, что только 43 % опрошенных положительно относятся к инновациям, 31 % — сомневаются в необходимости инновационных преобразований, 26 % — относятся отрицательно.

М.Г Дебольский [3], проводя анализ психологических основ обеспечения инновационной деятельности в УИС, выделил факторы, которые выступают в качестве составных компонентов инновационного процесса. К факторам,

влияющим на восприимчивость к нововведениям в исправительном учреждении, относят: личностные особенности руководителей и их отношение к нововведениям, время освоения, характер новшества, особенности организации (формальные, неформальные), внешние условия.

Характер инноваций, внедряемых в УИС, определяется рядом признаков, главными из которых являются:

- виды нововведений: материально-технические, экономические, нормативно-правовые, оперативно-режимные, воспитательные, управленческие, кадровые, психологические [6, 7, 8];

- степень радикальности нововведения по сравнению с существующей практикой;

- степень обязательности внедрения инноваций в практику (рекомендательный или обязательный характер);

- особенности самой организации.

Важную роль при внедрении инноваций играют особенности самой организации, которые можно условно разделить на две группы: объективные и субъективные. Объективные факторы не зависят от сотрудников (вид и размер исправительного учреждения, численность осужденных, количество сотрудников, их возраст и др.). Субъективные факторы обусловлены индивидуально-психологическими, личностными особенностями коллектива сотрудников УИС.

Полагаем, что главным препятствием внедрения психолого-педагогических инноваций являются психологические барьеры, возникающие у персонала уголовно-исполнительной системы при внедрении новшеств и

мешающие использованию инноваций в УИС: профессиональная некомпетентность (часто бывает связана с непониманием сущности нововведений); перестраховка (при существовании опасения, что нововведение может дать отрицательные результаты); консерватизм (нежелание изменять навыки и умения); нежелание менять место работы в результате нововведений, недоверие к науке; чрезмерная регламентация деятельности уголовно-исполнительной системы и др. Часто те или иные психолого-педагогические инновации широко не реализуются на практике, так как они не предусмотрены тем или иным приказом или инструкцией.

Считаем, что психологическое обеспечение инновационной деятельности должно осуществляться в трех основных направлениях: общем, особом и специальном. Общее направле-ниеподразумеваеторганизацию и проведение мероприятий по психологическому обеспечению всех сотрудников учреждения; особое — работу с отдельными службами и структурными подразделениями; специальное — оказание помощи отдельным сотрудникам исправительного учреждения.

Таким образом, проблема психологического обеспечения инновационной деятельности в УИС является сегодня достаточной актуальной и востребованной. Полагаем, что персонал уголовно-исполнительной системы должен опираться как на накопленные инновации (передовой опыт), так и на новые идеи с учетом экономических и социально-правовых условий, складывающихся в стране.

Литература

1. Маркелова О.Н. Правовые основы и организация инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе : автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2013. 22 с.

2. Ушатиков А.И, Казак Б.Б. Пенитенциарная психология : учеб. пособие. Рязань, 2003. 758 с.

3. Дебольский М.Г. Настоящее и будущее российской психологии: мнения ведущих специалистов // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 17-19.

4. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Аудиовизуальная психология как средство подготовки курсантов-психологов к диагностике индивидуально-личностных особенностей осужденных // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 176-180.

5. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Использование знаний по прикладной криминальной психологии в деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 104-108.

6. Ганишина И.С, Жарких A.A. Психологические особенности наркозависимых осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 75-84.

7. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 5360.

8. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения осужденных по профилактике наркотической зависимости : практ. рек. Рязань, 2014. 32 с.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация: В современных условиях на руководителей в уголовно-исполнительной системе возлагается целый комплекс задач, справиться с которыми под силу только настоящему мастеру своего дела. Это связано с тем, что руководителям различного уровня, так или иначе приходится работать в различных направлениях деятельности (производство, охрана, надзор, воспитательное воздействие и пр.). Однако не каждому под силу грамотно организовать работу и ошибки, допускаемые руководителями, могут иметь весьма серьезные последствия не только в материальном выражении, но и отразиться на человеческом ресурсе.

С целью выявления социально-психологических параметров, отражающих основные требования к личности руководителя в уголовно-исполнительной

А. В. Чечкова, Г. В. Щербаков

системе (далее, УИС), нами было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников, занимающих различные руководящие должности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы России.

Вся выборка сотрудников была нами разделена на две группы. В первую группу, вошли начальники исправительных учреждений, а также сотрудники, находящиеся в резерве на эти должности. Во вторую группу вошли сотрудники, состоящие в резерве кадров на выдвижение на должности начальников территориальных органов ФСИН России.

В исследовании использовались методы: наблюдение, опрос, тестирование (методика Р. Кэттела; комплекс методик диагностики мотивации активности личности по параметру направленности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.