Научная статья на тему 'Особенности организации социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях в условиях развития уголовно-исполнительной системы России'

Особенности организации социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях в условиях развития уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1276
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ / ORGANIZATION OF WORK WITH PRISONERS / СОЦИАЛЬНАЯ / SOCIAL / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL AND PSYCHOLOGICAL WORK / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / КОЛОНИИПОСЕЛЕНИЯ С ОБЫЧНЫМ И УСИЛЕННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ / COLONIES-SETTLEMENTS WITH GENERAL AND INTENSIFIED SUPERVISION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL EDUCATOR / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / SPECIALIST IN SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ворощук Владимир Богданович

В статье рассматриваются вопросы организации социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях с обычным и усиленным наблюдением в условиях развития уголовно-исполнительной системы России. Одно из главных новшеств в сфере исполнения наказаний замена существующей системы исправительных учреждений на два основных вида тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением), что потребует отказа от коллективной формы содержания осужденных и перехода от методов их коллективного воспитания к индивидуально-профилактической работе. Необходимость комплексного исправительного воздействия на личность осужденного со стороны психологов, социальных работников и социальных педагогов потребует их объединения в рамках одного подразделения отдела психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. В рамках его деятельности следует распределить функциональные обязанности между сотрудниками отдела с учетом упразднения должности начальника отряда (социальным педагогом, психологом и специалистом по социальной работе). Проведенный анализ расчета штатной численности действующих исправительных колоний, к которым относятся и колонии-поселения, относительно группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории свидетельствует о необходимости пересмотра нагрузки на сотрудников данных подразделений в сторону ее уменьшения 100 осужденных на одного психолога и социального работника. В целях упорядочения нагрузки целесообразно психологическое обеспечение персонала колоний-поселений нового типа возложить на отдельного психолога. При организации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях нового типа следует учитывать вид этих учреждений (с обычным или усиленным наблюдением), категорию содержащихся в них осужденных, степень их общественной опасности и криминальной зараженности (социальнопсихологической запущенности). Для колоний-поселений с усиленным наблюдением будет необходимо увеличить вдвое штат социальных педагогов и психологов по сравнению с колониямипоселениями с обычным наблюдением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the organization of social, educational and psychological work with prisoners in colonies-settlements with general and intensified supervision in terms of the penal system in Russia. In conditions of development of the national penal system will replace the existing penal system into two main types that are: prisons (prisons of general, intensive and special modes) and a colonies-settlements (general and strengthened supervision), that would require rejection of collective forms of detention of prisoners and transition the methods of collective education sentenced to individual preventive work. We offer to resign a head of unit, changing this position into a social educator. The need of a comprehensive corrective influence on the personality of the convicted by psychologists, social workers and social educators will require combining them into a single unit that is one of psycho-pedagogical and social work with prisoners. In limits of this unit it has to allocate responsibilities between the staff of the department with the abolition of the post of head of unit (social educator, psychologist and specialist in social work). Our analysis of the calculation of staffing levels existing correctional institutions, which include colonies-settlements, relative to the group of social protection of prisoners and the psychological laboratory reveals the need to revise the load of employees of these units in the direction to decrease it that is 100 people sentenced to a psychologist and a social worker. In purpose of organization of the load it is considered to appropriate psychological support personnel settled colonies of a new type to an individual psychologist. Organizing educational, social and psychological work with prisoners in colonies-settlements you should take into account a new type of colonies-settlements (general and intensified supervision), category of convicted people contained there in, the degree of public danger and criminal infestation (social and psychological neglect). For colonies-settlements with intensified supervision consider it necessary to double the state social educators and psychologists in comparison with a penal colony with the usual observation.

Текст научной работы на тему «Особенности организации социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях в условиях развития уголовно-исполнительной системы России»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В. Б. Ворощук

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях с обычным и усиленным наблюдением в условиях развития уголовно-исполнительной системы России. Одно из главных новшеств в сфере исполнения наказаний — замена существующей системы исправительных учреждений на два основных вида — тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением), что потребует отказа от коллективной формы содержания осужденных и перехода от методов их коллективного воспитания к индивидуально-профилактической работе. Необходимость комплексного исправительного воздействия на личность осужденного со стороны психологов, социальных работников и социальных педагогов потребует их объединения в рамках одного подразделения — отдела психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. В рамках его деятельности следует распределить функциональные обязанности между сотрудниками отдела с учетом упразднения должности начальника отряда (социальным педагогом, психологом и специалистом по социальной работе).

Проведенный анализ расчета штатной численности действующих исправительных колоний, к которым относятся и колонии-поселения, относительно группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории свидетельствует о необходимости пересмотра нагрузки на сотрудников данных подразделений в сторону ее уменьшения — 100 осужденных на одного психолога и социального работника. В целях упорядочения нагрузки целесообразно психологическое обеспечение персонала колоний-поселений нового типа возложить на отдельного психолога.

При организации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в колониях-поселениях нового типа следует учитывать вид этих учреждений (с обычным или усиленным наблюдением), категорию содержащихся в них осужденных, степень их общественной опасности и криминальной зараженности (социально-психологической запущенности). Для колоний-поселений с усиленным наблюдением будет необходимо увеличить вдвое штат социальных педагогов и психологов по сравнению с колониями-поселениями с обычным наблюдением.

Ключевые слова: организация работы с осужденными; социальная, воспитательная и психологическая работа; исправительные учреждения; колонии-

поселения с обычным и усиленным наблюдением; социальный педагог; психолог; специалист по социальной работе.

Создание новых видов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе, поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, предполагает отказ от коллективной формы содержания осужденных, что, в свою очередь, влечет за собой отход от отрядной системы [1]. В этих условиях при переходе от методов коллективного воспитания осужденных к индивидуально-профилактической работе возникает необходимость отказаться от должности начальника отряда, заменив ее должностью социального педагога. На социального педагога считаем целесообразным возложить круг следующих обязанностей:

оказание помощи осужденному в процессе его адаптации к условиям пребывания в учреждении;

проведение с нарушителями установленного порядка отбывания наказания воспитательных мероприятий, организация и проведение мероприятий

с лицами, состоящими на профилактическом учете, склонными к нарушению режима отбывания наказания;

предупреждение межличностных конфликтов и других негативных проявлений в среде осужденных.

Представляется необходимым перераспределение функциональных обязанностей должности начальника отряда между социальными педагогами, социальными работниками и психологами. Для этого данные сотрудники должны быть объединены в рамках единого самостоятельного подразделения. Таким подразделением, по нашему мнению, должен стать отдел психолого-педагогической и социальной работы с осужденными.

Социальная, воспитательная и психологическая работа в условиях развития уголовно-исполнительной системы рассматривается как взаимосвязанные и взаимообусловливающие элементы, обеспечивающие ресоциа-лизацию осужденных и освоение ими основных социальных функций в качестве необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения.

Учитывая, что колонии-поселения будут двух типов — с обычным и усиленным наблюдением, следует несколько слов сказать о том, какие категории осужденных могут в них содержаться. Как представляется, это позволит нам разобраться в особенностях организации с осужденными психологической, социальной и воспитательной(педагогической) работы и внести предложения относительно направлений ее совершенствования.

Колонии-поселения с обычным наблюдением могут быть предназначе-

ны для содержания тех, кто способен к ресоциализации, с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, среди них могут быть: а) лица, совершившие преступления по неосторожности и ранее не отбывавшие наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной безопасности; б) впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести; в) осужденные условно, но не соблюдавшие предписанные условия, что послужило основанием для их направления в места лишения свободы или перевода из иных мест изоляции от общества с обязательным привлечением к труду.

В колониях-поселениях с усиленным наблюдением следует содержать тех лиц, чьи преступления представляют большую общественную опасность, а также лиц, ранее отбывавших наказания:

- осужденных к лишению свободы за совершение неосторожных преступлений и ранее отбывавших наказания за совершение тяжких преступлений и преступлений против личности;

- совершивших преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшихся (судимых) к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

- переведенных из колоний-поселений с обычным наблюдением и тюремных учреждений (тюрем общего либо усиленного режима) в виде санкции или поощрения соответственно.

В новых условиях деятельности уголовно-исполнительной системы существенно возрастают требования к уровню профессиональной подготовки сотрудников по реализации программ социальной диагностики осужденных, выявлению проблем относительно социальной адаптации осужденных, а также по взаимодействию с различными структурными подразделениями и организациями как внутри колонии, так и за ее пределами. Цели и задачи социальной работы, на наш взгляд, должны стать основой координации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в применении средств исправительного воздействия. Социальная работа, заключающаяся в оказании социальной защиты, помощи и реабилитации, должна быть ориентирована как на реализацию прав и свобод осужденных, так и на их исправление и ресоциали-зацию. Увеличение объема задач, связанных с социальной защитой осужденных и оказанием им адресной помощи, безусловно, потребует пересмотра существующих нормативов штатной численности социальных работников на учреждение. В состав группы социальной защиты осужденных в соответствии с приказом ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» [4] назначаются:

старший специалист по социальной работе, должность которого вводится в штатное расписание учреждения из расчета одна должность на 300-400 человек;

старший инспектор, инспектор (по бытовому и трудовому устройству осужденных), должности которых могут вводиться в штатные расписания исходя из потребности в пределах утвержденных учреждению лимитов численности персонала и ассигнований бюджета.

Таким образом, данное подразделение является одним из малочисленных в действующих колониях-поселениях, что следует учитывать при планировании штатов колоний-поселений ново-готипа и распределении функциональных обязанностей между сотрудниками.

К социальному педагогу, должность которого мы предлагаем ввести вместо должности начальника отряда, перейдет определенный объем воспитательной работы с осужденными, приоритет в ходе которой следует отдавать индивидуальным формам. Использование групповых форм работы с осужденными целесообразно при формировании однородных по составу групп численностью не более 10 человек. При организации и проведении воспитательной работы с осужденными следует учитывать тип колонии-поселения, в которой они содержатся. Для проведения воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях с обычным наблюдением требуется создавать все необходимые условия для обеспечения их физического развития и самовоспитания, повышения культурного и образовательного уровня, организации досуга. Во время занятий по нравственному, правовому, иному воспитанию осуж-

денный должен стараться понять справедливость назначенного ему наказания, рассматривая его как некую социальную компенсацию того вреда, который он причинил в результате совершенного им преступления. Подобная работа должна предотвратить деформацию в поведении осужденных и их десоциализацию, которые становятся возможными в условиях пусть и частичной, но все же изоляции от общества. Следует обратить внимание на сохранение нормальных отношений с родственниками и в среде ближайшего социального окружения.

При проведении социальной и воспитательной работы с осужденными, которые будут отбывать наказание в колониях-поселениях с усиленным наблюдением, надо учитывать их криминальную зараженность (прежде всего это касается лиц, переведенных в данное учреждение из тюрем), возможность их негативного влияния на оперативную обстановку в учреждении. Среди них могут быть осужденные, склонные к созданию группировок отрицательной направленности, распространению в исправительных учреждениях запрещенных предметов и азартных игр, приобретению и сбыту наркотических средств и спиртных напитков. Следовательно, проводимая с этими лицами социальная и воспитательная работа должна быть направлена в первую очередь на профилактику указанных негативных явлений. Для этого целесообразно привлекать к подобной профилактике сотрудников различных служб учреждения.

В ходе индивидуальных бесед социальному педагогу нужно не только оказывать положительное воздействие на

осужденного, но и получать дополнительные сведения о его личности, мотивах, а также обстоятельствах содеянного им преступления. Целесообразно обращать внимание в ходе бесед на вопросы жизненных перспектив осужденных, особенно лиц молодежного возраста.

В отношении тех осужденных, кто склонен к хулиганским действиям (хулиганству), необходимо установить строгий надзор и тщательную регламентацию их поведения. Любой проступок (особенно совершенный за пределами колонии) должен получить адекватную оценку со стороны администрации учреждения и повлечь за собой определенные последствия (наложение взыскания).

Социальная и воспитательная работа в отношении лиц, переведенных в колонии-поселения с усиленным наблюдением из учреждений тюремного типа, которые могут оказывать негативное влияние на основную часть осужденных, должна в большей мере включать в себя социальные функции, позволяющие приобщить их к социуму.

Рассматриваемая работа (социальная и воспитательная) должна интенсивно проводиться на всем протяжении отбывания осужденными наказания (как в период их адаптации к условиям отбывания наказания, так и при подготовке к освобождению) с привлечением представителей общественности, органов исполнительной власти и местного самоуправления. В связи с этим считаем, что количество социальных педагогов в колониях-поселениях с усиленным наблюдением должно быть вдвое больше, чем в колониях-поселениях с обычным наблюдением.

Организацией психологической работы с осужденными в колониях-поселениях нового типа должны заниматься психологи в составе отдела психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. Для них (психологов) ключевыми будут следующие задачи:

- психодиагностика особенностей личности осужденных;

- изучение и коррекция поведения осужденных;

- выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения;

- выработка рекомендаций на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности и прогноза ее поведения;

- изучение социально-психологического климата в секторах, подготовка и проведение мероприятий по его оптимизации;

- участие в мероприятиях по работе с осужденными, имеющими отклонения в психике;

- работа с как вновь прибывшими осужденными (оказание психологической помощи в адаптации к условиям социальной изоляции), так и с готовящимися к освобождению (по формированию у них психологической готовности к освобождению).

Считаем, что существующую штатную численность психологической лаборатории необходимо пересмотреть в сторону уменьшения нагрузки на одного психолога. Указанное обстоятельство обосновано тем, что в состав психологической лаборатории в соответствии с примерным расчетом штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных колоний, утвержденным прика-

зом ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154 [4], назначаются:

начальник лаборатории (из числа начальствующего состава), должность которого вводится при штатной численности лаборатории две единицы и более;

старший психолог, психолог. Штатная численность лаборатории определяется в зависимости от штатной численности персонала (за исключением штатной численности отдела охраны) и среднегодовой численности осужденных из расчета: одна должность на 300 единиц штатной численности персонала и среднегодовой численности осужденных. При определении общей штатной численности лаборатории учитываются все перечисленные должности. При штатной численности лаборатории, равной одной единице, вводится только должность старшего психолога или психолога.

Полагаем, что для повышения эффективности психологического сопровождения осужденных и персонала целесообразно снижение нагрузки на одного психолога до 100 осужденных. В целях упорядочивания нагрузки считаем необходимым возложить обязанность по психологическому обслуживанию персонала на одного психолога отдельно. Такое разделение характерно для Германии, где пенитенциарные психологи в основном работают с осужденными. Обязанности по психологическому обеспечению персонала (оказание психологической помощи отдельным сотрудникам в период профессиональной адаптации, проведение занятий, направленных на повышение психологической компетентности сотрудников по актуальным про-

блемам) возлагаются на них лишь в отдельных случаях [6]. Эти меры, по нашему мнению, позволят разделить психологов колоний-поселений нового типа на тех, кто будет проводить работу только с осужденными, и тех, кто будет работать только с сотрудниками, исключив таким образом путаницу относительно нагрузки. Нагрузка на одного психолога, который будет работать с сотрудниками, должна составлять 100-150 человек. Нагрузка на одного социального работника должна быть аналогична нагрузке на одного психолога, работающего с осужденными, — 100 человек. В колониях-поселениях с усиленным наблюдением предлагаем увеличить вдвое штат психологов по сравнению с колониями-поселениями с обычным наблюдением в силу криминальной зараженности осужденных (лиц, переведенных в данное учреждение из тюрем) и возможности оказания ими негативного влияния на оперативную обстановку в учреждении.

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, способствует переходу на новую типологию исправительных учреждений, где существенно возрастает роль индивидуализации исполнения наказания и применения индивидуальных методов воздействия на осужденных. В связи с этим становится важным проведение дифференцированной работы (социальной, воспитательной, психологической) с учетом особенностей различных категорий осужденных.

В силу особой значимости проводимой с осужденными работы предлагаем закрепить социальную, психологическую (психолого-педагогическую) работу с осужденными в качестве основ-

ного средства исправления осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации, а именно в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в условиях развития уголовно-исполнительной системы России предстоящее реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, затронет прежде всего колонии-поселения, которые будут подразделяться на учреждения с обычным и усиленным наблюдением. Прекращение коллективного содержания осужденных, переход от методов их коллективного воспитания к индивидуально-профилактической работе потребует отказаться от должности начальника отряда, заменив его социальным педагогом. Необходимость комплексного исправительного воздействия на личность осужденного со стороны психологов, социальных работников и социальных педагогов потребует объединения последних в рамках одного подразделения —отдела психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. В колониях-поселениях с усиленным наблюдением, учитывая более высокую степень криминальной зараженности осужденных, возможность негативного влияния с их стороны на оперативную обстановку в учреждении, целесообразно увеличить вдвое штатсоциальных педагогов и психологов по сравнению с колониями-поселениями с обычным наблюдением, что потребует перераспределения функциональных обязанностей сотрудников. Воспитательную, социальную и психологическую работу с осужденными следует прово-

дить на всем протяжении отбывания ими наказания (как в период их адаптации к условиям отбывания наказания, так и при подготовке к освобождению). Предложенные нами направления организации воспитательной, социальной и психологической работы в колониях-поселениях с обычным и усиленным наблюдением позволят повысить эффективность их функционирования, оказать на осужденных требуемое исправительное воздействие, обеспечив тем самым их ресоциализацию.

Литература

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 13 декабря 2005 г. № 238.

3. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262.

4. Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний : приказ ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154.

5. Васильева Я.С. Социальные и психологические факторы ресоциализации условно осужденных // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 91-98.

6. Дебольский М.Г. Организация деятельности пенитенциарных психологов Германии (на примере земли Северный Рейн — Вестфалия) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 6. С. 25-28.

7. ЕпифановО.С. Некоторые проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. С. 16-19.

8. Железкина И.И. Теоретико-прикладные осно-

вы подготовки специалистов социальной сферы для уголовно-исполнительной системы: квалиме-трический подход // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 20-27.

9. Огородников В.И., Юсова М.Б. Организационно-управленческие изменения, функционирования системы учреждений, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 15-18.

10. Огородников В.И., Летунов В.Н. Персонал УИС в период развития на основе Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий-

ской Федерации до 2020 года» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 180-184.

11. Юсова М.Б. Организация деятельности психологических служб, их роль в учреждениях уголовно-исполнительной системы России / М.Б. Юсова // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 193-196.

12. Юсова М.Б. Пути повышения эффективности деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 147-155.

ПРОЖИВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ЭЛЕМЕНТ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Б.З. Маликов

Аннотация: в статье отмечается, что реформирование уголовно-исполнительной системы России в рамках Концепции развития до 2020 года, повышение действенности механизма исполнения наказания в виде лишения свободы, средств исправительного воздействия, включая дифференциацию условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного в период его нахождения в исправительном учреждении, укрепление роли стимулирующих средств в исправлении осужденных диктуют создание объективных условий для дальнейшего развития в уголовно-исполнительном законодательстве институтов, улучшающих правовое положение осужденных к лишению свободы.

Идея совершенствования и дополнения условий отбывания наказания новым видом уже заложена в действующем уголовно-исполнительном законо-

дательстве. Таким видом условий, несомненно, является проживание осужденных за пределами исправительных учреждений в соответствии со ст. 121, 129,133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Проживание осужденных за пределами исправительных учреждений является одним из действенных институтов уголовно-исполнительного права и элементом прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Целевое назначение рассматриваемого института заключается в социальной адаптации осужденных к законопослушной жизни и предотвращение рецидива преступлений с их стороны после освобождения. Уже имеются предпосылки для реформирования правовых норм, касающихся проживания осужденных за пределами исправительных учреждений как элемента прогрессивной системы отбывания лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.