ПОДГОТОВКА ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация: в статье приведен анализ современного состояния подготовки практических пенитенциарных психологов. Актуализирована проблема социально-психологической реабилитации личности в местах лишения свободы. Обоснована потребность сотрудников исправительных учреждений и осужденных в эффективной психологической помощи. Определена главная задача социально-психологической реабилитации личности, выделены основные причины социальной депривации, указаны возможные пути решения. Раскрыта содержательная наполненность деятельности практического психолога, указаны такие направления работы как психодиагностическое обследование, консультирование, психоанализ и психотренинг, разработка психо-коррекционной программы. Определены сферы психологического воздействия, специфические технологии воздействия на личность и возможные результаты деятельности практического психолога уголовно-исполнительной системы. Дано описание технологии психокоррекционной работы психолога, описаны основные ее этапы. Сделан акцент на необходимости высокой знаниевой подготовки психологов в профессионально-образовательной и трудовой сферах жизнедеятельности людей. Выделены дополнительные важные функциональные обязанности практического пенитенциарного психолога как: супервизорство, изучение
Г. И. Аксенова
функционального содержания рабочих мест, выявление профессионально важных качеств сотрудников и др. Обозначены основные требования профессионального соответствия психолога уголовно-исполнительной системы. Определены необходимые направления профессиональной подготовки практических психологов для пенитенциарных учреждений, уделено внимание особенностям профессиональной подготовки психолога на этапе вузовского обучения, где первостепенное значение придается развитию личностных качеств, адекватных требованиям профессии и специфике службы в уголовно- исполнительной системе, через изучение общепсихологических, гуманитарных, естественных, педагогических и специальных отраслей психологической науки. Кроме того, выделен ряд психолого-педагогических проблем, связанных с обеспечением профессиональной подготовки пенитенциарного психолога в вузе, а именно: повышенная дезадаптация будущих психологов, пробелы в их теоретической, методологической подготовке, недостаточное внимание к изучению вопросов психологии конфликтов, аномального поведения, к педагогической подготовке психологов и, наконец, недостаточный опыт участия в реальной профессионально-психологической деятельности. В статье предложены пути решения выделенных проблем, среди которых — развитие профессиональ-
но значимых качеств преподавателей, осуществляющих подготовку пенитенциарных психологов.
Ключевые слова: пенитенциарный психолог, практическая психология, академическая психология, методологическая подготовка пенитенциарного психолога, специальная психологическая подготовка, педагогическая подготовка пенитенциарного психолога, социально-психологическая реабилитация личности.
В современном российском обществе возросла потребность в эффективной психологической помощи, что обусловливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки психологов. Специалист- психолог призван сегодня решать целый ряд социально важных проблем, среди которых особое место занимают психологические проблемы самоотношения человека, межличностных отношений, социального взаимодействия, профессиональной деятельности. В свою очередь, среди проблем социального взаимодействия на первый план выходит проблема социально-психологической реабилитации личности, которая по определенным причинам была исключена из сферы социальной жизни. Такими причинами могут стать участие в военных конфликтах, длительная болезнь, отбывание наказания по приговору суда в местах лишения свободы и др. В связи с этим главной задачей социально-психологической реабилитации личности становится ее возвращение к нормам поведения в обществе, или ресоциализация. Осуществить ее возможно в рамках деятельности соответствующих психологических служб,
назначение которых состоит и в том, чтобы препятствовать социальной де-привации личности, а, значит, выполнять не только коррекционную, но и профилактическую функцию в конфликтах человека и социума. В этих целях психологи, работающие в различных социальных институтах, должны выстраивать систему психологической защиты сотрудников от разрушающего воздействия негативных сторон социальной практики.
Такая полифункциональность и содержательная наполненность свойственны деятельности практического психолога, который осуществляет непосредственную психологическую поддержку и оказывает помощь людям в связи с напряженными межличностными отношениями, задержками и отклонениями в психическом развитии, неудачами в личностном росте и самореализации, с моральными и другими поражениями личности. Результатом (продуктом) деятельности практического психолога должен стать психически уравновешенный человек, сбалансированный по своим психологическим установкам с требованиями общества. Детализация результатов (продуктов) профессиональной деятельности практического психолога позволяет дополнительно выделить социально-психологический климат в группах и коллективах, эффективность профессиональной деятельности личности, нормативность поведения, духовное состояние личности и другие психические явления.
В контексте изложенного вполне обоснованной представляется идея о подготовке психолога для уголовно-исполнительной системы как практи-
ческого психолога, осуществляющего психологическое сопровождение осужденных и сотрудников исправительных учреждений. Сама практическая психология как профессия возникла во многом в результате создания специфических технологий воздействия на личность. К числу наиболее эффективных и профессионально сложных относятся психотерапевтические технологии, которые направлены на коррекцию психических функций и состояний с помощью психоанализа, психотренинга и психологической консультации. Практический психолог нуждается и в психодиагностических данных для разработки программ психокоррекционного воздействия и проверки их эффективности, поэтому в целом технология пси-хокоррекционной работы практического психолога складывается из нескольких этапов:начальная психодиагностика, создание психокоррекционной программы, психологическое консультирование, психоанализ, психотренинг, итоговая психодиагностика. Кроме того, технологическая подготовка практических психологов должна включать в себя знания, умения и навыки работы в профессионально-образовательной, трудовой сферах жизнедеятельности людей. В этих сферах практический психолог выступает как организатор межличностного взаимодействия и управления профессиональной и кадровой динамикой.
Еще одна функция в профессии — супервизорство как помощь в профессиональной адаптации молодых специалистов, аттестации, распространении передового опыта. С технологическими функциями профессии практического психолога связаны требова-
ния к его профессиональному мастерству. К ним относятся восприятие и интеграция личности по внешним признакам, что предполагает развитие эмпатической способности и психологической интуиции. Практический психолог должен владеть техникой психологического воздействия на личность в процессе беседы, тренинга, психодрамы и других процессов психотерапии. В зоне работы практического психолога — создание оптимальных условий для профессиональной деятельности, что влечет за собой необходимость изучения функционального содержания рабочих мест, обследования сотрудников на наличие профессионально важных качеств, организации производственных и коррекции межличностных отношений сотрудников и др.
Таким образом, профессиональная подготовка практического психолога для пенитенциарных учреждений должна складываться из общепсихологической, гуманитарной, естественной, педагогической и специальной, обеспечивающей и технологически расширяющей знания по психологии аномального поведения личности. Важнейшей особенностью профессиональной подготовки психолога на этапе вузовского обучения должно стать и развитие его личностных качеств, адекватных требованиям профессии и специфике службы в уголовно-исполнительной системе [1, 3].
Такое видение профессиональной подготовки психолога позволяет выделить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с ее обеспечением в вузе, и определить некоторые пути их решения.
Первое. В последнее время во многих исследованиях (С.В. Ашихмина, Л.В. Дроздова, Н.М. Трофимова, Е.Е. Федорова и др.) отмечается общая тенденция к достаточно низкой мотивации и повышенной дезадаптации студентов — будущих психологов, подчеркивается снижение числа обучающихся, проявляющих интерес к будущей профессии (34,9 %), случайно попавших в вуз (12,4 %). Решение этой проблемы, на наш взгляд, соотносится с вопросами совершенствования системы профотбора, определения личностной, и прежде всего мотивационной, готовности к выполнению профессиональных обязанностей, конгруэнтности личностных качеств и требований профессиональной деятельности, создания специального дидактического комплекса по их развитию на этапе обучения в вузе.
Второе. Из анализа деятельности академических, практических и прикладных психологов явствует, что общим в их профессии является психическая организация личности, знания о которой и составляют единую предметную основу в их подготовке. Такой основой образовательных программ психологов без различения на академическую, практическую и прикладную ориентацию профессиональной деятельности должен быть перечень учебных дисциплин, исчерпывающий весь объем теоретических знаний современной психологии. Игнорирование этой очевидной истины приводит к подготовке ремесленников, да и просто социально опасных специалистов, подобных хирургам, не знающим анатомии, но имеющим навыки обращения со скальпелем. Пробелы в теоретической, методологической подготовке психологов име-
ют своим результатом технологическую всеядность, эклектичность в использовании различных психотехник и прочие «дремучести». Фундаментальная, академическая подготовка психологов-практиков должна основываться на методологии научно-психологического познания, научно-исследовательских методов, методиках и процедурах. В рабочие программы учебных дисциплин, обеспечивающих такую подготовку, в систему промежуточного и итогового оценивания психологов следует включать обязательное знание первоисточников (начиная с трактата Аристотеля «О душе»). Особое значение при этом должно придаваться дидактическому обеспечению дисциплин, посвященных истории и современному состоянию психологической науки, методологии и методов научно-психологического исследования. Косвенным подтверждением наличия проблемной зоны в этой части профессионально-психологической подготовки является тот факт, что приходящие на обучение в адъюнктуру соискатели нередко демонстрируют слабую теоретико-методологическую готовность к исследованию соответствующих научных проблем.
Третье. Как известно, практическая психология рассматривает психическую организацию человека в контексте аномального поведения личности, вызванного или социальными, или межличностными, или внутриличност-ными конфликтами. Исходя из этого в системе подготовки практического психолога следовало бы усилить элективные курсы по психологии конфликтов, психологии аномального поведения (аддиктивного, девиантного и де-линквентного).
Четвертое. Концептуально продуманной должна стать и педагогическая подготовка пенитенциарного психолога-практика, поскольку в современной редакции из нее «исчезла» педагогическая практика, что привело к снижению учебной мотивации при изучении психолого-педагогических дисциплин, раскрывающих закономерности психического развития личности в условиях образовательного процесса, онтогенеза такого развития, методологические и методические основы преподавания психологии как учебной дисциплины. Обедненной в этом смысле становится подготовка психолога и в формате адъюнктуры (прежде педпрактика составляла не менее 100 часов по учебному плану), что нарушает принцип преемственности между соответствующими этапами профессионально-психологического образования.
Пятое. Поскольку эффективность деятельности пенитенциарного психолога прямо зависит от его технологических способностей по осуществлению психологического сопровождения осужденных и сотрудников, необходима отработка приобретенных в вузе знаний, умений и навыков не только в условиях квазипрофессиональной, но и реальной профессиональной деятельности. Эта проблема может быть, конечно, решена через усиление практической составляющей обучения и совершенствование системы организации различных практик на базе исправительных учреждений, однако движение практического обучения по пути создания постоянно действующих центров по типу «вуз — исправительное учреждение», в которых в течение всего срока профессионального становления пси-
холога будет осуществляться и академическая, и прикладная подготовка, позволит решить эту проблему.
И последнее. К.Д. Ушинский — учитель всех российскихучителей неоднократно подчеркивал в своих работах, что педагог, воспитатель, осуществляющий, по сути, миссионерскую деятельность, сам должен быть воспитан. Особенно актуально эти слова звучат сегодня в отношении воспитателей, педагогов, преподавателей, образовывающих профессионалов-психологов. Американский психолог К. Роджерс в прошлом веке утверждал, что только самоактуализировавшийся преподаватель, имеющий в том числе особые, экзистенциальные потребности, «породит» такого же воспитанника. Современные российские ученые (А.В. Петровский, Л.И. Анцыферова, Е.Н. Волкова и др.) доказали существование эффекта отраженной субъектности, реципроктности, «переливания» субъектности учителя, его внутреннего психического содержания во внутренний мир ученика. Психолог — профессия штучная. Помня об этом, преподаватели, осуществляющие профессионально-психологическую подготовку пенитенциарного психолога, должны прежде всего сами соответствовать своему высокому профессиональному статусу и понимать, что на них возложена серьезная социальная задача. Следовательно, они должны одновременно выступать и воспитателями, и учителями, и духовными наставниками курсантов. «Технологически» для этого им самим надо постоянно расти, накапливать личностный и профессиональный потенциал, психологично, профессионально точно решать возникающие учебно- воспитательные пробле-
мы, демонстрируя развитую психологическую интуицию, педагогический такт, общую и профессиональную культуру. Решение этой проблемы, с одной стороны, лежит в плоскости саморазвития преподавателя, понимания его целей и задач, выстраивания траекторий личностного и профессионального роста, а с другой — в постоянном научно обоснованном по содержанию и этично выстроенном по форме мониторинге профессионально значимых качеств преподавателя высшей школы, психолого-педагогической помощи в их развитии (в том числе через дидактическую си-
стему разнообразных школ — педма-стерства, молодых преподавателей и через систему психологической службы вуза) [2].
Литература
1. Аксенова ГИ, Аксенова ПЮ. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.
2. Аксенова ГИ. Психолого-педагогические подходы к профессиональной подготовке преподавателя высшей школы: зарубежный опыт // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 11-15.
3. Аксенова Г.И. Правовая культура курсанта: сущность, структура, средства формирования // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 155-157.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НОВОГО ТИПА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в статье рассматриваются основные понятия, входящие в процесс организации деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Делается акцент на проблемах, существующих в исправительных учреждениях нового типа уголовно-исполнительной системы, и предлагаются пути их решения.
Продолжающаяся работа на различных уровнях определяет, какой будет тюрьма нового типа, в связи с чем необходимо в поле зрения постоянно держать вопросы: какова норма жилой площади, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду,
В. И. Огородников
проведения воспитательной работы, обучения, порядок наложения взысканий и поощрения осужденных—то есть все то, что подразумевается под условиями отбывания наказания.
Необходимо уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, в том числе в географическом отношении. Представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где оно есть, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением.
Потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, вне-