Научная статья на тему 'К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике'

К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГ-ПРАКТИК / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ / PSYCHO-CORRECTION ACTIVITIES / PSYCHOLOGIST-PRACTITIONERS / THEORETICAL / METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL BASIS / PSYCHO-CORRECTION EFFECT / DYNAMICS OF INDIVIDUAL MENTAL STATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова С. А.

Поднимается проблема обязательности теоретико-методологических и организационных основ психокоррекционной деятельности пенитенциарного психолога-практика. Для выяснения степени эффективности психокоррекционного воздействия предлагается метод отслеживания динамики психических состояний личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красненкова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We raise issues of compulsory theoretical, methodological and institutional foundations of the prison psychologist. To estimate the effectiveness of psycho-correction activities the method of mental states dynamics tracking is proposed

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике»

К вопросу о современном состоянии псикакаррекцианнаи работы в пенитенциарной практике

С. А. Красненкова

Аннотация: Поднимается проблема обязательности теоретико-методологических и организационных основ пси-хокоррекционной деятельности пенитенциарного психолога-практика. Для выяснения степени эффективности пси-хокоррекционного воздействия предлагается метод отслеживания динамики психических состояний личности.

Ключевые слова: психокоррекци-онная деятельность, психолог-практик, теоретико-методологические и организационные основы, психокоррекционное воздействие, динамика психических состояний личности.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации, приведение ее к международным стандартам в части обеспечения соблюдения прав человека сказываются на росте требований к деятельности психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

Требования к деятельности пенитенциарных психологов по оказанию психологической помощи сотрудникам УИС и осужденным касаются практики, основанной на доказательствах: научного подтверждения эффективности, безопасности, экономичности применяемых методов и форм психокоррекции. Под психологической коррекцией подразумевается реабилитация, восстановление психического здоровья человека (функциональных состояний), исправ-

ление криминально значимых свойств личности (агрессии, жестокости, безответственности и т. п.), развитие социальных умений, профессиональных способностей [4, С.10].

Психокоррекционная работа предполагает этическую готовность и нравственную ответственность психолога. Это отражено в регулирующем деятельность сотрудников психологической службы УИС приказе Минюста России от 12 декабря 2005 г. №238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». Согласно Инструкции, одна из функций психологической службы - «психокоррекционная». Определены показатели трудозатрат деятельности психолога, установлена продолжительность, в том числе и пси-хокоррекционного мероприятия, группового - не менее 2 часов, индивидуального - 1,5 часа.

В то же время, исследователи отмечают, что психотерапия, включая психологическую или неклиническую модель, переживает кризис. Закрытые ранее для изучения результаты зарубежных исследований стали доступны, однако, в некоторой степени, это лишило имеющийся теоретический анализ необходимой критической рефлексии [1, С. 4].

В результате экстенсивного развития психотерапии насчитывается более шестисот применяющихся форм и методов, многие из которых не имеют научно обоснованной доктрины. Методы психотера-

пии формируются по принципу направлений, возглавляемых «гуру», т. е. по сути, идентичны механизмам образования тоталитарных сект: наличие личности «учителя», формирование системы представлений, основанных на аксиоматических постулатах умозрительно-априорного характера, использование специфического языка неологизмов [8, С. 40].

Отмечается бум в области производства «самоучителей жизненного успеха». Неслучайно на страницах научного журнала «Вопросы психологии» сегодня идет обсуждение проблемы так называемой «поп-психологии». По мнению А. В. Юревича, особенность поп-психологии, отличающая ее от психологии академической и практической, в том, что «академическая психология уделяет первостепенное внимание доказательству и верификации утверждений, в то время как в поп-психологических текстах подобная верификация отсутствует» [13, С.7-8]. И если А. В. Юревич указал на стремительно растущее место поп-психологии в культуре современного российского общества, то И. А. Миро-ненко, считая поп-психологию «антинаучной психологией, социально опасным явлением», полагает, что «научная психология должна бороться с иррационализмом и всеверием, насаждаемым поп-психологией» [7, С.103].

В свою очередь, в рамках дискуссии по данному вопросу, отметим сложившуюся ситуацию, когда для оказания психологической помощи наряду с методами, имеющими объективную значимость, используются методики, не проходившие необходимой экспериментальной экспертизы, не адаптированные в практике, часто базирующиеся на псевдонаучных идеях(парапсихологические и

т. д.). При этом методы психокоррекции, не рассчитанные на иллюзию мгновенного решения психологических проблем, не получают распространения. Дополнительную сложность добавляет и определенная «мода» на применение отдельных психокоррекционных методик психологами различных структур и ведомств. Обращает на себя внимание факт, что популярность психокоррекци-онного метода не всегда обусловлена его объективными качествами. Не случайно, начинающему профессиональную деятельность психологу без основательной общеметодологической подготовки достаточно трудно сориентироваться в бессистемности психокоррекционного инструментария.

В этой ситуации, с точки зрения необходимости соблюдения этических и правовых принципов, актуально проведение так называемой «ревизии» арсенала психокоррекционных методов, применяемых психологами УИС в практике на современном этапе.

Данные рейтинговых показателей, отражающие результаты деятельности психологических служб территориальных органов ФСИН России в 2007году (обзор ОПС УСПВРО ФСИН России от 21.03.2008г. №10/15/2-68) свидетельствуют, что, несмотря на недостаточно высокий уровень развития психологической службы, отсутствие оборудованных кабинетов для групповой психологической работы во всех учреждениях, психологами ряда территориальных органов выполнен значительный объем групповой психокоррек-ционной работы как с персоналом УИС, так и осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. Вопрос об эффективности работы обозначил проблемы,

ограничивающие развитие психокоррекции в современной пенитенциарной практике.

Однако речь идет не об утилитарном, формальном подходе к психокоррекци-онным мероприятиям на практике. На наш взгляд, проблема в неглубоком характере критического подхода к выбору психокоррекционных методов в связи с низкой методологической компетентностью. В этой связи вспоминается предостережение Л. С. Выготского от примитивных представлений о методологии психологии: «методология - это не панцирь, который черепаха носит на своей спине» [Цит по 12, С.9] и слова Л. Боль-цмана о том, что «нет ничего лучше для практики, чем хорошая теория» [Цит по 2, С. 16].

Отмечаемая непроработанность вопроса необходимости включения психологами в процедуру обследования методов, определяющих степень эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий [3, С. 33], по нашему мнению, объясняется также именно методологическими сложностями изучения явления психических состояний личности, связанными с временной актуализацией и устойчивостью психических состояний в условиях реальной психической деятельности.

В то же время указанное не снижает необходимость оптимизации психических состояний в различных сферах жизнедеятельности индивида, обусловливая актуальность изучения вопроса. Представляется целесообразным строить критерии оценки эффективности пси-хокоррекционных процедур, основываясь на понятии «психическое здоровье» личности, подразумевающем состояние психического благополучия, обеспечи-

вающее адекватную психическую саморегуляцию.

Надо отметить, что результаты исследований, проведенных в США в 1973 году, доказали равнозначность эффективности различных видов психотерапии, независимо от теоретических парадигм [10, С. 3]. До этого, в 1936 году Розенцвейг отмечал схожесть всех форм психотерапии по эффективности целительного действия, оправдывающего их существование [9, С. 18]. Сотрудники МПЛ ГУФСИН России по Приморскому краю на основе анализа научной литературы в 2005 году также выявили, что эффективность всех научных концепций, являющихся основой психокоррекции, одинакова [11, С. 37].

Учитывая это, при выборе психокор-рекционных методов целесообразно руководствоваться следующими соображениями.

Во-первых, в целях соблюдения профессионального этического принципа «не навреди», подобно врачу в модели Гиппократа, психологу необходимо выбирать психокоррекционные направления, углубленно изученные в рамках пролонгированных обучающих программ, что должно подтверждаться как дипломами, соответствующими сертификатами и свидетельствами, так и фактической готовностью к оказанию квалифицированной психологической помощи. Один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты.

Во-вторых, необходимо учитывать нагрузку на специалиста, дефицит служебного времени, отводимого на проведение психокоррекционных мероприятий, уровень материально-технической базы психологической лаборатории в конкретном учреждении.

В-третьих, разумнее работать с методами, адаптированными в УИС, отбирая методы, успешно используемые отечественными психологами, эмпирически определившими возможности и границы применения.

Таким образом, критериями обоснованности применения психокоррекцион-ной технологии выступают: эффективность, с четким обозначением сферы действенности метода, указанием пределов результативности в пенитенциарной практике, в зависимости от объекта воздействия, а также адекватность психологическим умениям и навыкам психолога при незначительности его энергетических затрат.

Вопрос об оценке эффективности коррекционной работы относится как к качеству, так и временным аспектам работы психолога. Эффект психологического воздействия может обеспечить как длительное, так и краткосрочное применение психокоррекции. Без снижения эффективности краткосрочность псих-окоррекционного процесса страхует и от развития так называемого «бегства в психотерапию», и от перекладывания ответственности за свою жизнь на психолога, что актуально для УИС.

Неслучайно пенитенциарные психологи в организационном плане отдают приоритет методам краткосрочной терапии [4, С. 13].

В научной литературе понятие time-limited (краткосрочной терапии), несмотря на кажущуюся смысловую однозначность, определено недостаточно четко, вне связи с конкретными концептуальными рамками. Одни авторы считают, что количество сеансов при краткосрочной терапии составляет от 1 до 6, другие - от 10 до 24, работа может длиться

от 3 до 36 часов, ежедневные сеансы -50-60 минут, занятия по 15-30 минут несколько раз в неделю или несколько раз в день. В любом случае подразумеваются существенные организационные ограничения во времени по сравнению с аналогичными «классическими» формами психотерапии. Мы солидарны с A. Lazarus (А. Лазарус) [5], который считает, что краткосрочная терапия вмещается в рамки от 1 до 15 сеансов часовой длительности, при этом подход к периодичности коррекционных мероприятий должен быть индивидуальным.

Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия требует учета теоретико-методологических и организационных особенностей применяемых методов, а также целей психокоррекции в каждом конкретном случае. В то же время по своей направленности психологическая коррекция в области юридической психологии, включая пенитенциарную, и клинической психологии идентичны. Последняя предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента для приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им деятельности и направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации отношений с социальным окружением [6, С. 362].

При подведении итогов психокор-рекционной работы клиницистами используется шкала Б. Д. Карвасарского, позволяющая оценить эффективность психотерапии, включающая четыре кри-

терия: критерий степени симптоматического улучшения; критерий степени осознания психологических механизмов болезни; критерий степени изменения нарушенных отношений личности; критерий степени улучшения социального функционирования [6, С.45-46]. Однако в силу своей специфичности данная шкала не может использоваться сотрудниками психологической службы ФСИН России.

В то же время заслуживает внимания пенитенциарных психологов опыт клинических психологов, при оценке эффективности психокоррекционного воздействия использующих показатели динамики психических состояний клиентов по результатам Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI или Минне-сотского анкетного теста), предложенного Hathaway и McKinley, а также цветового теста М. Luscher (М. Люшера).

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), являющийся модифицированным вариантом теста MMPI, а также метод цветовых выборов (МЦВ) - модифицированный вариант восьмицвето-вого теста М. Люшера, предложенные Л. Н. Собчик, могут составить ядро диагностической батареи, предлагаемой до и после психокоррекционного воздействия, как критерий оценки эффективности.

В рамках изучения возможности использования и эффективности диагностики и коррекции психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей, путем гештальториен-тированного арт-коррекционного воздействия на личность для внедрения в деятельность психологической службы УИС, нами было установлено, что ана-

лиз данных, получаемых при использовании СМИЛ и МЦВ, позволяет, во-первых, проследить динамику психических состояний личности под воздействием психокоррекции, во-вторых, оценить целесообразность использования конкретных методов в психокоррекционной практике психических состояний, в-третьих, дать сравнительную оценку степени эффективности психокоррекционных методик, обладающих, на первый взгляд, сходным спектром направленности воздействия.

Предвидя упреки в мании исчисления корреляций, все же отметим, что во избежание получения статистического артефакта, целесообразно использовать методы вероятностного статистического анализа, позволяющие оценить количественную взаимозависимость исследуемых психологических явлений и степень достоверности результатов, обосновать статистические закономерности полученных данных.

Оценка эффективности проведенной работы выступает ключевым моментом профессиональной деятельности не только психолога-исследователя, но и психолога-практика. При этом, по нашему мнению, ссылка психолога на позитивные отзывы участников психокоррек-ционных мероприятий («клиент остался доволен») неубедительна. Личность, получавшая психологическую помощь, не всегда понимает суть оказываемой помощи. Более того, помощь в решении сложных психологических проблем часто предполагает отсроченный эффект. Учитывая специфику психокоррекцион-ной работы с осужденными в пенитенциарной практике, заключающуюся в исправлении, задача которого - сформировать более эффективное мировоз-

зрение [3, С. 37], отметим, что подлинный эффект психологической помощи может быть оценен лишь после того, как человек, имеющий криминальный опыт, сумеет прожить полноценную жизнь законопослушно.

Психокоррекция - целенаправленная модификация личностной структуры психологическими средствами. Посредством психокоррекционной работы психолог может решить задачу проекции измененной личности путем актуализации позитивных психических состояний и устранения негативных. Важнейшей целью оказания психологической помощи является восстановление психического здоровья, основными задачами - оптимизация и приведение в норму психических состояний личности. Вот почему для психокоррекции в пенитенциарной практике так необходима научная, личностно-ориентирован-ная парадигма, основная идея которой в том, что человек - это личность, творец собственной судьбы, а не игрушка в руках неконтролируемых сознанием инстинктов либо внешних сил. Решая свои жизненные психологические проблемы, индивид несет ответственность за свои действия. Психологическая помощь позволяет пройти период переоценки своей личности и поведения, что позитивно сказывается на создании адаптивного способа взаимодействия, изменении себя и своего мировоззрения, учитывая особенности социального функционирования. Важно, что остроту вопросу придает характер реформирования УИС, подразумевающего реализацию человеком, находящимся в изоляции, права на личную безопасность, охрану здоровья, уважение чести и достоинства личности. И в этом смысле соблюдение пенитен-

циарным психологом заповеди «не навреди» особенно актуально.

Литература:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб.пос. / Берулава Г. А. - М.: Высшая школа, 2003. - с. 64

2. Василенко Т. Д. К вопросу о методологических основах психологической модели психотерапии / Василенко Т. Д., Никишина В. Б., Запесоцкая И. В. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины: Сборник тезисов научной конференции с международным участием. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2006. С.16-17.

3. Дебольский М. Г. Научно-методические предпосылки психокоррекционной работы с осужденными в исправительных учреждениях / Деболь-ский М. Г. // Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика). - Москва-Томск. 2004. С.32-48.

4. Дебольский М. Г. Современное состояние и основные направления совершенствования психо-коррекционной работы с осужденными / Деболь-ский М. Г., Кокурин А. В. // Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. - М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005. С. 5-24.

5. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / Лазарус А. ; пер. с англ. Г. М. Сами-гулиной. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.

6. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие / Менделевич В. Д. -5-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - с. 432.

7. Мироненко И. А. Поп-психология, или о пользе науки / Мироненко И. А. // Вопросы психологии 2008. №2. С.103-108.

8. Михайлов Б. В. Понятие диагноза в современной психотерапии как условия ее развития на принципах доказательной медицины / Михайлов Б. В., Сарвир И. Н. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины: Сборник тезисов научной конференции с международным участием. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2006. С.40-41.

9. Прохазка Дж. Системы психотерапии : пособие для специалистов в области психотерапии и психологии / Прохазка Дж., Норкросс Дж.; пер. с англ. : Миронов Н. и др. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - с. 384

10. Серов В. И. Основы психологической коррекции в ИТУ / Серов В. И., Новосёлова А. С., Ушати-ков А. И. // Информ. бюл. ГУИН МВД России. - М., 1996. - №30. - Ч.2. - с. 162

11. Фомичева Е. А. Научно-методические подходы к разработке психокоррекционных программ для осужденных / Фомичева Е. А. // Психокор-рекционные технологии в работе пенитенциарных психологов: сб. материалов психологов уголовно-исполнительной системы. - М., 2005. - С.30-40.

12. Шимина А. Н. Философская высота отечественной психологии / Шимина А. Н. // Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). - Воронеж: ВГПУ, 2008. С.9-11.

13. Юревич А. В. Поп-психология / Юревич А. В. // Вопросы психологии 2007. №1. С. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.