Научная статья на тему 'Гештальт-ориентированная арт-коррекция имодифицированный психоанализ как методы единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности'

Гештальт-ориентированная арт-коррекция имодифицированный психоанализ как методы единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕШТАЛЬТОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ-КОРРЕКЦИЯ / МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ / ДИНАМИКА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРАТКОСРОЧНАЯ КОРРЕКЦИЯ / GESHTALT-ORIENTED ART CORRECTION / MODIFIED PSYCHOANALYSIS / DYNAMICS OF BORDERLINE MENTAL STATES OF PERSONALITY / EFFICIENCY / SHORT-TERM CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Екатерина Владимировна

в статье рассматривается проблема единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности с помощью психоаналитического и гештальториентированного методов коррекции с оценкой эффективности от психологического воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GESHTALT-ORIENTEDART CORRECTION AND MODIFIED PSYCHOANALYSIS AS THE METHODSOF ONE-TIME STUDYAND CHANGEOF BORDERLINE MENTAL STATESOF AN INDIVIDUAL

the article addresses the issue of review and change the border of mental states through the use of individual psychoanalytic and geshtalt-oriented correction methods to estimate the effectiveness of psychological impact.

Текст научной работы на тему «Гештальт-ориентированная арт-коррекция имодифицированный психоанализ как методы единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности»

УДК 159.964.2 E.V. OVCHAROVA

ББК 88.472 О-35

О 35 GESHTALT-ORIENTED ART CORRECTION AND1

MODIFIED PSYCHOANALYSIS AS THE METHODS OF ONE-TIME STUDY AND CHANGE OF BORDERLINE MENTAL STATES OF AN INDIVIDUAL

Аннотация: в статье рассматривается проблема единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний личности с помощью психоаналитического и гештальториентированного методов коррекции с оценкой эффективности от пси-хологическоговоздействия

Ключевые слова: гештальториентированнаяарт-коррекцщ модифицированный психоанализ, динамика пограничных психических состояний личности, эффективность, краткосрочнаякоррекция

ЕКАТЕРИНА

ВЛАДИМИРОВНА

ОВЧАРОВА*

ГЕШТАЛЬТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ-КОРРЕКЦИЯ И МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОДЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

Annotation', the article addresses the issue of review and change the border of mental states through the use of individual psychoanalytic and geshtalt-oriented correction methods to estimate the effectiveness of psychological impact.

Key words', geshtalt-oriented art correction, modified psychoanalysis, dynamics of borderline mental states of personality, efficiency, short-term correction.

Основной целью Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является приведение УИС с соответствие с европейскими стандартами в области соблюдения прав и свобод человека. Это отражается на повышении требовательности к персоналу подразделений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и, как следствие, на психическом здоровье сотрудников пенитенциарной системы. Увеличение физической и психологической нагрузки на персонал делает работу психологов с личным составом одним из самых приоритетных направлений в деятельности ФСИН России.

Согласно приказу Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» основной функцией психологической службы УИС наряду с диагностической, консультативной, психопрофилактической и просветительской является коррекционная.

Психологическая коррекция (ПК) - это целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучение его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формирование необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекция и развитие системы отношений личности, повышение устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и проблемным ситуациям).

В настоящее время весьма актуально исследование возможностей расширения арсенала психокоррекционных методов, пригодных для

* Адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики (Академия ФСИН России).

E-mail: katyaovcharova-1983 @mail.ru.

Психология

Психология

использования психологом-практиком в пенитенциарной системе.

В современной отечественной науке усилился интерес к школам зарубежной психологии, в частности к психоаналитическому (З. Фрейд) и гештальториентированному( Ф. Перлз) направлениям из-за возможности эффективно воздействовать на психические состояния.

Цель психоанализа - высвобождение вытесненных негативных эмоций, связанных с забытым событием, путем отреагирования негативных бессознательных воспоминаний прошлого (катарсис).

Базисной техникой психоанализа служит метод свободных ассоциаций - представления, мысли, воспоминания, которые возникают спонтанно, без напряжения и сосредоточения .

Метод свободных ассоциаций занимает первое место среди немногих правил психоанализа. Из разрозненных кусочков свободных ассоциаций клиента психолог постепенно выстраивает единое целое. Становятся более понятными способы функционирования психики клиента. С помощью свободных ассоциаций можно добраться до вытесненных внутренних комплексов и конфликтов, порождающих психологические проблемы человека. Свободные ассоциации дают доступ к тому, что является для человека живой психической реальностью в данный момент. Ассоциации раскрывают, что его беспокоит, что он пытается вывести на сознательный уровень, что для него наиболее важно. Свободные ассоциации или их отсутствие также показывают, чего он пытается избежать.

В своем исследовании мы использовали модифицированный психоанализ. Модификация заключалась в применении психоанализа, ограниченного во времени, или краткосрочного психоанализа.

В современных направлениях психотерапии краткосрочность выступает одним из основных принципов, страхующих клиентов от развития «бегства в психотерапию» или «перекладывания ответственности за свою жизнь на психо-терапевта»2.

Д. Купер (1995) отмечал, что краткосрочные психологи не пытаются сделать меньше; они пытаются «сделать больше с меньшими затратами», что предъявляет высокие требования к психологу, к его умению быстро принимать глубокие и трудные решения, не прерывая сеансов.

Проводилось несколько исследований, направленных на сравнение краткосрочной терапии, ограниченной во времени, и психотерапии,

не ограниченной во времени. В этих сериях исследований было обнаружено, что краткосрочная психотерапия не менее эффективна, чем психотерапия, не имеющая временных рамок3.

До сих пор достаточно дискуссионным остается вопрос о временных характеристиках краткосрочной психотерапии. Одна группа авторов придерживается мнения о том, что ее длительность может, составлять от 1 до 6 сеансов, другая - от 10 до 24 сеансов, третья - от

3 до 36 часов (А. Лазарус, 2001).

Мы придерживаемся точки зрения А. Лазаруса (1997), который считает, что краткосрочная терапия укладывается в рамки от 1 до 15 сеансов часовой длительности, которые можно проводить часто или растянуть на несколько месяцев.

Как отмечал В. Хут(1978), на практике только правильного технического применения аналитических способов мышления явно недостаточно. Кроме того, пытаясь установить психологический контакт, психолог часто наталкивается на «трудных» клиентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, поэтому нами была выбрана гештальториентированная арт-коррекция для усиления эффекта от психологического воздействия4.

Основными целями гештальториентирован-ной арт-коррекции выступают восстановление адекватной «Я-функции»; помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов; пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрыться, душевной гибкости.

Показаниями к проведению гештальториен-тированной арт-коррекции являются трудности эмоцинального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная Я-концепция, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, слабая степень самопринятия5.

По мнению Д. Уоллера (1993), арт-терапия основана на следующих представлениях: создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; изобразительное творчество в

присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выразить которые с помощью слов слишком сложно; визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтоми клиентом.

В нашем исследовании приняли участие 372 человека, проходившие службу в учреждениях УФСИН России по Рязанской, Московской Воронежской областям, а также в учреждениях УФСИН России по Пермскому краю. Все испытуемые были сотрудниками отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, рядового и младшего начальствующего состава.

В сеансах психокоррекции с использованием модифицированных методов психоанализа -краткосрочного ассоциативного эксперимента (КАЭ) и медитативного рисуночного теста (МРТ) приняли участие 23 сотрудника отдела охраны УИС, несущих службу с оружием. Акцент в коррекционной работе был сделан на группу риска, так как она находилась в пограничном состоянии и имела наиболее неблагоприятный прогноз в отношении профессиональной деятельности. Психокоррекционная встреча проходила по следующему алгоритму: сотруднику предлагалось сделать два выбора по тесту Люшера, после этого проводился КАЭ. Затем сотруднику вновь предлагалось сделать два выбора по цветам теста Люшера, после чего проводился МРТ. В заключение сотрудник вновь делал два выбора по тесту Люшера.

Для оценки мониторинга психических состояний сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, до и после каждой пси-хокоррекционнойвстречи нами использовалась методика отслеживания динамики синего и черного цвета до, между и после ПК, предложенная В.И. Серовым6.

Для исследования психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, кроме авторского интерпретационного подхода, мы использовали расчет площадей между кривыми синего и черного цвета. Увеличение интервала между ними свидетельствовало о положительном эффекте краткосрочной коррекции, и к пятой, заключительной, встрече синий цвет должен был занять первые позиции, а черный - последние (рис.).

Выбор синего и черного цвета объясняется тем, что в тесте Люшера они занимают полярные позиции: синий цвет, или «первый» цвет, символизирует полное спокойствие, уверенность, сосредоточенность, умение сопереживать, а черный, или «седьмой», цвет означает стремление к разрушению, враждебное отношение, отказ от выполнения требований7. По мнению Л.Н. Собчик, положение синего цвета на первом месте и черного - на восьмом сви-детельствуето стремлении избежать конфликта за счет повышения самоконтроля при самостоятельности и независимости8.

Во время первой психокоррекционнойвстре-чи площадь между первым и вторым выборами по синему и черному цвету до сеанса ПК равнялась 22 % от эталона; после проведения

Пять пси хоксрре КМ ионных встреч

1 3 Б 7 о 11 13 1Б 17 10 11 23 25 17 2'1 11 33

С,1- |,ИН Ж к'р! ЫЛЦНгП

~0. ИНОЛг’ИОЛ-)! О? :С-1ИИЙ цвет) --------10,ПШ ОМИОЛЫ :ЧСО 1.1 и диет)

Динамика пограничных психических состоянийсотрудниковотделов охраны УИС, несущих службу с оружием, от первой до пятой встречи

Психология

Психология

КАЭ площадь составляла 39,4, а после МРТ -48,1 %. Наиболее эффективным методом психокоррекции являлся краткосрочный ассоциативный эксперимент, имевший наибольшую площадь (17,4 %) между показателями синего и черного цвета.

Во время второй психокоррекционной встречи площадь между первым и вторым выборами по синему и черному цвету до сеанса ПК равнялась 21,1 %; после проведения краткосрочного ассоциативного эксперимента - 26,7, а медитативного рисуночного теста - 50,6 %. Наибольшую эффективность показал медитативный рисуночный тест (23,9 %), имевший наибольшую площадь между показателями синего и черного цвета.

Во время третьей психокоррекционной встречи площадь между первым и вторым выборами по синему и черному цвету до сеанса равнялась 29,5 %; после проведения КАЭ - 42,5; а после МРТ - 55,2 %. Наиболее эффективен был краткосрочный ассоциативный эксперимент, имевший наибольшую площадь (13 %) между показателями синего и черного цвета.

Во время четвертой психокоррекционной встречи площадь между первым и вторым выборами по синему и черному цвету до сеанса ПК равнялась 36 %; после проведения КАЭ -46,2, а после МРТ - 63,9 %. Наиболее эффективным методом психокоррекции был медитативный рисуночный тест, имевший наибольшую площадь (17 %) между показателями синего и черного цвета.

Во время заключительной, пятой, психокоррекционной встречи площадь между первым и вторым выборами по синему и черному цвету до сеанса ПК равнялась 49,9 %; после проведения КАЭ - 68,3, а после МРТ - 79,5 %. Наиболее эффективным методом психокоррекции являлся краткосрочный ассоциативный эксперимент, имевший наибольшую площадь (18,4 %) между показателями синего и черного цвета.

Таким образом, происходило постепенное увеличение площади между синим и черным цветом от первой до пятой встречи, возникал так называемый аккумуляционный эффект, то есть постепенное, от занятия к занятию, накапливание позитивных изменений. От первой до пятой встречи наблюдалось медленное смещение синего цвета на первую позицию, а черного - на седьмую, что свидетельствовало о переходе пограничных психических состояний испытуемых экспериментальной группы в пределы психической нормы и об эффективности краткосрочной коррекции.

Таким образом, исследование, проведенное нами, доказало эффективность модифицированного психоанализа и гештальториентированной арт-коррекции как методов единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием. Ранжирование методов краткосрочной коррекции по степени эффективности показало, что оба метода имеют одинаковую эффективность - пограничные психические состояния перешли в нормальные у 70 % мужчин и 72 % женщин.

1 См.: ОсиповаА.А. Общая психокоррекция учеб. пособие М., 2001. С. 7.

2 См.: КарвасарскийБ.Д. Психотерапевтическаяэнциклопедия СПб., 1998. С. 412-413, 592.

3 См.: Гарфилд С. Практика краткосрочнойпсихотерапии СПб., 2002.

4 См.: Красненкова С.А. Гештальториентированнаяарт-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей: дис. ... канд. психол наук Рязань, 2007.

5 См.: ОсиповаА.А. Указ* соч.

6 См.: Серов В.И. Технологияпрограммной обработки данных при краткосрочномассоциативном эксперименте // Проблемы развития психологическойслужбы в образовательныхучрежденияхМинюста России и совершенствованияподготовкипсихологовдля уголовно-исполнительнойсистемы: сб. науч тр.: материалы науч-практ. конф. / под ред. С.А. Лузгина, М.Г. Дебольского Рязань, 2004.

7 См.: Соломин И.Л. Современные методы психологическойэкспресс-диагностики и профессионального консультирования СПб., 2006. С. 280.

8 См.: СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов, модифицированныйцветовой тест Люшера: метод, рук. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.