Научная статья на тему 'Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной арт-коррекции сотрудников ФСИН'

Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной арт-коррекции сотрудников ФСИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ГЕШТАЛЬТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ-КОРРЕКЦИЯ / СОТРУДНИКИ ФСИН / ПСИХОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / MENTAL STATES / GESTALT-ORIENTED ART-CORRECTION / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE STAFF / PSYCHOGENIC LOSSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова С. А.

в статье показана эффективность гештальт-ориентированной арт-коррекции сотрудников ФСИН по сравнению с другими аналогичными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красненкова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article demonstrates the efficiency of gestalt-oriented art-correction in Federal Penitentiary Service staff in comparison with other similar methods.

Текст научной работы на тему «Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной арт-коррекции сотрудников ФСИН»

Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированнои арт-коррекции сотрудников ФСИН

По данным имеющихся исследований, среди сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) растет количество лиц, у которых отмечаются психогенные потери личности, включая деструктивное поведение, психоневротические проявления, агрессивность и т.д. Потребность персонала в решении личных проблем психологического характера и обращении к психологам актуализировала необходимость совершенствования деятельности этих специалистов, повышения уровня их компетентности в оказании реальной помощи как сотрудникам УИС, относящимся к категории лиц с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок, так и к членам их семей. С этой точки зрения весьма актуальным является исследование возможностей расширения арсенала психокоррекционных методов, пригодных для использования психологом-практиком в пенитенциарной системе.

Коллективом специалистов в области юридической психологии под руководством М. В. Леви (2002) среди методов регуляции психического состояния выделены психотерапия, психологическое консультирование, физиотерапия, цветолечение, аромотерапия, фитотерапия, рефлексотерапия, психологический тренинг (телесно-ориентированные методы; медитативные техники и т.д.). В качестве музыкотерапии предлагался метод музыкальной графики - рисование под музыку, активизирующий самостоятельность, улучшающий внимание, успокаивающий, расковывающий.

Этуидеюмыпопыталисьреализоватьвавторском варианте одной из форм гештальториентированно-го арт-метода «Реституция рисованием» («реституция» - от лат. restitutio - восстановление). Понятие «Реституция рисованием» означает «восстановление поврежденного организма рисованием...». Оно раскрывает содержание и механизм арт-коррек-ционной работы посредством рисуночных техник. «Реституция рисованием» как форма гештальто-риентированной арт-коррекции - это специально организованная система приемов психокоррекци-онного воздействия и одновременно психодиагностическое и психокоррекционное средство анализа и управления развитием психических состояний сотрудников УИС и членов их семей.

Объектом исследования выступила гештальто-риентированная арт-коррекция, предметом, - психические состояния личности сотрудников УИС и членов их семей и их коррекция реституцией рисованием.

Предпочтение было отдано гештальториенти-рованной парадигме арт-метода, как наиболее соответствующей арт-терапевтической цели гар-

С. А. Красненкова

монизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Используемые невербальные арт-методики «Медитативный рисунок»

A. Будза (2002), «Медитативный рисуночный тест»

B. И. Серова (2005), «Осознай и нарисуй» Д. Н. Хло-мова (2002), рассматривались в качестве способов мобилизации возбуждения и создания ясной фокусировки, способствующей осознаванию, что соответствовало трем уровням, или направлениям работы в гештальттерапии, обозначенным как «мобилизация возбуждения», «создание фокусировки» и «возложение ответственности». Психокоррекцион-ный процесс заключался в выполнении испытуемыми медитации, с последующим рисованием.

В исследовании приняло участие 600 человек, из них 200 мужчин в возрасте 18-50 лет, являющихся сотрудниками Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН), Отряда специального назначения УФСИН «Скиф», Управления по конвоированию УФСИН, а также исправительных учреждений УИС Воронежской области, 200 женщин в возрасте 18-50 лет, состоящих в супружеских отношениях с сотрудниками УИС, и 200 детей сотрудников УИС в возрасте 13-1 5 лет женского и мужского пола. Специфический психологический эксперимент проводился в виде семи психокоррекционных встреч. В экспериментальные группы вошли 450 человек, из них 1 50 мужчин, 1 50 женщин и 1 50 детей. Было сформировано 9 экспериментальных групп испытуемых по 50 человек каждая.

При изучении психических состояний сотрудников УИС и членов их семей были использованы следующие психодиагностические методы:стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ (Л. Н. Собчик, 2000) - 566 вопросов, мужской, женский, подростковый варианты - модификация Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI), предложенного Hathaway и McKinley; методика «Оценка эффективности реституции рисованием» (ОЭРР) - модификация теста T. Dembo (Т.Дембо) - С. Я. Рубинштейн «Исследование самооценки» (1998) и метода диагностики социально-психологического климата коллектива и личности Б. Д. Парыгина (2003). Однако, помимо отслеживания общей (масштабной) динамики психических стояний до и после психокоррекции, проводилось ежедневное изучение микродинамики психических состояний в процессе каждой из психокоррекционных встреч.

Анализ полученных данных позволил, во-первых, проследить динамику психических состояний личности сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей под воздействием арт-коррекции,

а)

б)

в)

Рис. 1. Изменение средних значений психодинамических коэффициентов у мужчин (до психокоррекции (-•-) и после психокоррекции (-х-)): а) в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, б) в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, в) в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова.

во-вторых,оценить целесообразность использования гештальториентированного арт-метода в псих-окоррекционной практике психических состояний, в-третьих, дать сравнительную оценку степени эффективности арт-методик, обладающих, на первый взгляд, сходным спектром направленности воздействия. Проведение мониторинга было необходимо, чтобы понять, каким образом происходит процесс стабилизации психических состояний.

Для мониторинга гештальториентированной арт-коррекции психических состояний сотрудников УИС и членов их семей использовался психодиагностический Метод цветовых выборов - МЦВ (Л. Н. Соб-чик, 2000) - модификация восьмицветового теста М. Luscheг (М. Люшера), позволяющий выявлять индивидуально-личностный паттерн испытуемого, его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние на момент обследования.

На каждой из семи психокоррекционных встреч, до и после арт-коррекции, осуществлялось двойное предъявление испытуемым восьми цветовых таблиц Люшера. Процедура обследования протекала стандартно, функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определялась и кодировалась стандартно. Отмечались явное предпочтение, предпочтение, безразличие, неприятие цветов. При обработке результатов использовался метод расчета психодинамических коэффициентов соотношения цветов в выборе Д. В. Сочивко (2003). Соответственно рассчитывались десять психодинамических коэффициентов: коэффициент дезадаптированности (Кда), коэффициент конструктивности поведения (Ккп), коэффициент волевой напряженности (Квн), коэффициент избирательности или избегания общения (Кизб), коэффициент сопротивляемости (Ксопр), коэффициент дистантности общения (Кдо), коэффициент мечтательности (Кмечт), коэффициент чувственно-эстетического отношения к действительности (Кчэ), коэффициент конфликтности (Кконф), коэффициент активности (Какт).

Во избежание получения статистического арте-

факта в исследовании использовались методы вероятностного статистического анализа, позволившие оценить количественную взаимозависимость исследуемых психологических явлений и степень достоверности результатов, обосновать статистические закономерности полученных данных. Из способов математико-статистической обработки были выбраны методы параметрической статистики.

Получили значимые множественные различия практически по всем коэффициентам, свидетельствующие о стабилизации психического состояния сотрудников и членов их семей, прошедших ге-штальториентированную арт-коррекцию.

Изменение психического состояния респондентов мужчин в процессе гештальториентированной арт-коррекции, изучаемое с помощью психодинамических коэффициентов, рассчитанных для цветовых выборов по методу Д. В. Сочивко, представлено на рис.1.

Как видно на рис.1а, в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, в результате психокоррекции отмечались повышение значения по психодинамическому коэффициенту Ккп, и понижение по Кдо, при р<0,01, а также повышения значений Кда, Кконф, Какт, и понижения Квн, Кизб, Ксопр, при р<0,01. По психодинамическим коэффициентам Кмечт, Кчэ изменений не происходило. Отсюда, логично говорить, что у испытуемых данной группы, психокоррекция способствовала повышению конструктивности разрешения проблем, готовности к общению, избеганию конфликтов.

Как видно на рис.1б, в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, в результате психокоррекции отмечался ряд изменений, выражающихся в повышении значений по таким психодинамическим коэффициентам, как Ккп, Кконф, понижении значения Кдо, а также понижение значений Квн, Кизб, Ксопр, при р<0,01. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кда, Кмечт, Кчэ, Какт не отмечалось. Это свидетельствовало

а) б) в)

Рис. 2. Изменение средних значений психодинамических коэффициентов у женщин (до психокоррекции (-•-) и после психокоррекции (-х-)): а) в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, б) в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, в) в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова.

о повышении у испытуемых конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

Как видно на рис.1в, в экспериментальной группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д.Н.Хломова, в результате психокоррекции, прослеживались следующие изменения: повышение Ккп, при р<0,01; повышения Кда, Кдо, Кконф, понижения Квн, Ксопр, при р<0,01, а также тенденция к понижению Кизб, при р<0,05. По психодинамическим коэффициентам Кмечт, Кчэ изменений не наблюдалось. Таким образом, испытуемые на момент окончания исследования отличались склонностью к мирному, конструктивному разрешению проблем с помощью осторожных действий, стремлением к саморазвитию.

Изменение психического состояния респондентов женщин в процессе гештальториентированной арт-коррекции представлено на рис.2.

Как видно на рис.2а, под воздействием психокоррекции в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, выявлялись повышения Ккп и Кконф, понижение Кдо, повышение Кда, понижение Квн и Ксопр, при р<0,01. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кизб, Кмечт, Кчэ, Какт не наблюдалось. Можно говорить, что у испытуемых данной подгруппы, в результате психокоррекции отмечалось повышение конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

Как видно на рис.2б, в результате психокоррекции, в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, отмечались повышение Ккп и Кконф, понижение Кдо, понижение Кизб, Ксопр, Кчэ, при р<0,01, а также тенденция к незначительному повышению значения Кда, р<0,05. Изменения значений по психодинамическим коэффициентам Квн, Кмечт, Какт не прослеживались. Следовательно, у испытуемых женщин, участвовавших в арт-кор-рекционных встречах по методике В. И. Серова, по-

добно испытуемым женщинам, участвовавшим в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, под воздействием психокоррекции, отмечалось повышение конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

Как видно на рис.2в, в результате психокоррекции, в экспериментальной группе женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова, выявлялись повышения Ккп и Кконф, понижение Кдо, повышение Кда, понижение Ксопр, при р<0,01, а также отсутствие изменений значений Квн, Кизб, Кмечт, Кчэ, Какт. Это свидетельствовало о повышении у испытуемых женщин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова, подобно испытуемым женщинам, участвовавшим в арт-коррекционных встречах по методикам А. Будза и В. И. Серова, конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

Изменение психического состояния респондентов детей в процессе гештальториентированной арт-коррекции представлено на рис.3.

Как видно на рис.3а, в результате психокоррекции у испытуемых детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза отмечались повышения значений по Ккп, Кконф, понижение Кдо, при р<0,01, понижение Кизб, Ксопр, Кмечт, при р<0,01, а также тенденция к незначительным понижениям Квн и Кчэ, при р<0,05. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кда и Какт не отмечалось. У испытуемых наблюдалось повышение конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

Как видно на рис.3б, в результате психокоррекции у испытуемых детей, участвовавших в арт-кор-рекционных встречах по методике В. И. Серова, были выявлены повышение Ккп, Кдо, понижение Кизб, а также повышение Кконф и понижение Ксо-пр, Кмечт, Кчэ, при р<0,01. По Кда, Квн, Какт из-

а)

б)

в)

Рис. 3. Изменение средних значений психодинамических коэффициентов у детей (до психокоррекции (-•-) и после психокоррекции (-х-)): а) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, б) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, в) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова.

менений не отмечалось. Это свидетельствовало о повышении у испытуемых конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, при стремлении к замкнутости, покою, и в тоже время, сопротивлении внешним воздействиям.

Как видно на рис.Зв, в результате психокоррекции у испытуемых детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова, отмечались повышение по Ккп, понижение по Кдо, повышение по Кконф, понижение по Квн, Кизб, Ксопр, Кмечт, Кчэ при р<0,01, а также наличие тенденции к незначительному понижению Какт, при р<0,05. Изменений по Кда не наблюдалось. Отмеченное свидетельствовало, что в данной подростковой группе в результате психокоррекции испытуемые отличались стремлением к конструктивности разрешения проблем, стремлением к саморазвитию, при готовности к общению.

Полученные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности испытуемых, произошедших в результате ге-штальториентированной арт-коррекционной работы. Проведенный анализ показал, что вследствие психокоррекции у испытуемых всех групп, участвовавших в исследовании, повысились конструктивность разрешения проблем, стремление к само-

развитию, тем самым, подтвердив эффективность данного психокоррекционного метода.

В рамках исследования была выявлена стабилизация психического состояния сотрудников УИС и членов их семей, прошедших гештальториентированную арт-коррекцию, а также определено, что стабилизация психического состояния способствует повышению конструктивности поведения, снижению конфликтности. Наиболее позитивные результаты отмечались во всех группах женщин, а также в группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова и группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза.

Полученные результаты позволили не просто заявить об эффективности реституции рисованием, но и обозначить сферу и пределы эффективности применения гештальториентированной арт-коррек-ции в зависимости от объекта воздействия, что обязательно при обосновании любой психотехнологии.

Литература

Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП-ИСП, 2000.С. 202-237.

Сочивко Д. В. Психодинамика. - М.: ПЕР СЭ,

2003. С. 178-182.

(Lusher M.) Люшер М. Цветовой тест Люшера. / Пер. с англ. А. Никоновой. - М.: Изд-во Эксмо,

2004. С. 52-74.

Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане

И. В. Добряков, Ж. Ч. Цуциева, Л. И. Яхъяева

Трагические события в г. Беслан стали причиной не только гибели сотен детей и взрослых, но и спровоцировали появление посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у детей, их родителей, находившихся в заложниках, а также у их родных и близких. С целью их реабилитации была разра-

ботана программа длительной реабилитации пострадавших детей и их родственников. Программа включала комплексные мероприятия, осуществляемые командой специалистов, позволяющие пострадавшим получить поддержку, адаптироваться к новой ситуации, выразить свои эмоции, почтить

память погибших, мобилизовать ресурс и осознать перспективу. Работа по этой программе была начата с октября 2004 года в г. Владикавказе на базе Республиканского центра психолого-педагогической медико-социальной помощи детям. При этом центр оказывает помощь не только детям и взрослым, непосредственно бывших в заложниках, но и людям со вторичным посттравматическим стрессовым расстройством.

Стремление помочь жертвам теракта выразили многие как отечественные, так и зарубежные организации, однако далеко не всегда эта помощь была организована оптимальным образом. К сожалению, это нередко, негативно влияло на состояние пострадавших. Так многим из них были предложены бесплатные путёвки для прохождения санаторно-курортного лечения, отдыха, как в нашей стране, так и за рубежом. Опыт показал, что осуществлять преемственность реабилитации при этом очень сложно, поэтому последствия таких поездок оказались неоднозначными. Дети и взрослые, начавшие реабилитационный процесс в месте проживания, уезжая в другие города и страны, нередко испытывали трудности адаптации к новым условиям, тяжело переносили необходимость расстаться с членами семьи. В новом месте им, как правило, не предоставлялась возможность работать с командой специалистов, способных осуществлять преемственность и продолжить начатые реабилитационные мероприятия в том же русле и объёме. Если работа с пострадавшими и продолжалась, то их культурные и религиозные особенности учитывались недостаточно. Нередко они вообще были лишены какой бы то ни было психологической поддержки и психотерапевтической помощи. Однако, оказавшись изолированными от напоминающей о происшедшем травмирующей обстановки, многим удавалось восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуться к привычным формам жизнедеятельности. К сожалению, при возвращении в Беслан большинство пострадавших, как правило, испытывали повторное воздействие психотравмирующих факторов, отвечали на них острой реакцией. Это можно проиллюстрировать следующим примером.

Зарина А., 1993 года рождения, оказалась среди заложников в школе №1 г. Беслана. Находилась там 3 дня. При освобождении погибла её младшая сестра, а сама Зарина получила осколочные ранения.

В Центр была приведена матерью. С её слов, после выписки из больницы, Зарина старалась уединяться, неохотно вступала в контакт, старалась не выходить на улицу, часто плакала, пугалась посторонних звуков, фон настроения был снижен. Девочка боялась спать без мамы, испытывала трудности засыпания. Её беспокоили кошмарные сновидения, от которых она несколько раз за ночь просыпалась в слезах. О пережитом говорить отказывалась, но по некоторым признакам мать догадывалась, что у дочери спонтанно возникают травмирующие воспоминания.

При первом осмотре в Центре Зарина была тревожна, скованна, медлительна, на вопросы отвеча-

ла не сразу, односложно.

В результате проведения комплексных мероприятий, у девочки наблюдалось улучшение. Удалось снизить уровень тревожности, напряжения. Нормализовался процесс засыпания. Хотя кошмарные повторяющиеся сновидения продолжали беспокоить, ночные пробуждения стали отмечаться реже. Потребность в уединении несколько снизилась. Возросла коммуникативная активность, девочка стала принимать участие в коллективных играх, охотно рисовала.

На 28 дне реабилитационный процесс был прерван, так как Зарина вошла в состав группы, выехавшей в г. Сочи на отдых в течение 30 дней.

Специалисты, работавшие с Зариной в санатории г. Сочи, отмечали повышенную тревожность и сниженное настроение девочки. Она боялась охранников в камуфляжной форме, не хотела выходить из здания, возобновились диссомнии. Однако, к концу отдыха отмечалась положительная динамика. После возвращения домой, её состояние значительно ухудшилось: снова снизился фон настроения, появились головные боли. Зарина не вставала с кровати на протяжении нескольких дней, требовала, чтобы никто не входил в ее комнату, категорически отказывалась от любого общения с окружающими. На попытки родных поговорить с ней не реагировала или отвечала вспышками гнева.

Психолог и психотерапевт, занимавшиеся с девочкой в Центре до поездки в Сочи, посетили её дома, смогли установить контакт и замотивировать ее на продолжение реабилитационного процесса, который практически пришлось начинать сначала.

К сожалению, нет гарантий того, что террористических актов в нашей стране больше не будет. Поэтому так важно учесть опыт Беслана и при организации реабилитации больных с ПТСР руководствоваться следующими принципами:

• реабилитация должна проводиться в том месте, где проживают и будут продолжать проживать потерпевшие;

• реабилитация должна носить семейный характер;

• необходимо сотрудничество и преемственность в работе всех специалистов(врачей, психологов, социальных работников, педагогов и др.), занимающихся пострадавшими;

• среди специалистов, участвующих в реабилитации пострадавших, не должны находиться их родственники и близкие знакомые;

• для повышения качества проводимой реабилитационной работы целесообразна организация супервизии;

• специалисты, работающие с пострадавшими; сами нуждаются в психологической помощи, направленной на профилактику развития синдрома сгорания, вторичного ПТСР;

• при необходимости лечения пациента в другом городе, желательно, чтобы члены семьи могли сопровождать его, важно обеспечивать преемственность в реабилитационном процессе, позволяющую не прерывать его и не менять резко его характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.