Научная статья на тему 'Динамика психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей в ходе гештальториентированной арт-коррекции'

Динамика психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей в ходе гештальториентированной арт-коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова С. А.

The question of a positive gestalt oriental art-correction is submitted for consideration. With the help of calculation of psychodynamic coefficients of correlation colors in dynamic's choice and observation of blue and black colors, supposition, that the analysis of parameters, received as a result of the Lusher's color test, is corroborated. It helps to observe dynamics of mental states of a person, testing under the influency of art-correction, and to clear up the effectiveness of art-methods, possessing, at first sight, similar spectrum of mental and correcting influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красненкова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dinamics of mentally state of employees of the system of repetance and members of their families in the course of gestalt oriental art-correction

The question of a positive gestalt oriental art-correction is submitted for consideration. With the help of calculation of psychodynamic coefficients of correlation colors in dynamic's choice and observation of blue and black colors, supposition, that the analysis of parameters, received as a result of the Lusher's color test, is corroborated. It helps to observe dynamics of mental states of a person, testing under the influency of art-correction, and to clear up the effectiveness of art-methods, possessing, at first sight, similar spectrum of mental and correcting influence.

Текст научной работы на тему «Динамика психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей в ходе гештальториентированной арт-коррекции»

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ системы и ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В ХОДЕ ГЕШТАЛЬТОРИЕНТИРОВАННОЙ АРТ-

КОРРЕКЦИИ

С.А.Красненкова, УФСИН России по Воронежской области, г. Воронеж

Объектом изучаемой проблемы выступают психические состояния личности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России и членов их семей. Сотрудники УИС, а также их супруги и дети, были выбраны в качестве испытуемых как лица с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Предметом работы является эффективность гештальто-риентированной арт-коррекции психических состояний личности.

В качестве психокоррекционной (ПК) технологии, выбран объединяющий воедино психологическую диагностику и коррекцию арт-метод «Реституция рисованием», где «реституция» (лат. restitutio - восстановление) обозначает восстановление поврежденного организма. При этом процесс рисования рассматривается как акт самостоятельного активного творчества личности и выступает исцеляющим фактором. Предпочтение было отдано гештальто-риентированной парадигме арт-метода, как наиболее соответствующей арт-терапевтической цели гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Используемые невербальные арт-методики «Медитативный рисунок» А. Будза (2002), «Медитативный рисуночный тест» В.И. Серова (2005), «Осознай и нарисуй» Д.Н. Хломова (1996), рассматривались в качестве способов мобилизации возбуждения и создания ясной фокусировки, способствующей осознаванию, что соответствовало трем уровням, или направлениям работы в гештальттерапии, обозначенным как «мобилизация возбуждения», «создание фокусировки» и

«возложение ответственности». ПК процесс заключался в выполнении испытуемыми медитации, с последующим рисованием.

Специфический психологический эксперимент проводился в виде семи ПК встреч. Благодаря случайной выборке, в исследовании приняли участие 600 человек- сотрудники ФСИН России по Воронежской области и члены их семей. Непосредственно в экспериментальные группы вошли 450 человек, из них 150 человек -мужчины, 150 человек - женщины, с возрастными параметрами от 18 до 50 лет, а также 150 человек - подростки женского и мужского пола в возрасте 13 - 15 лет. Всего было сформировано 9 экспериментальных групп испытуемых по 50 человек каждая. Сотрудники УИС (мужчины), участвовавшие в ПК по арт-методикам А. Будза (2002), В.И. Серова (2005), Д.Н. Хломова (1996) вошли в экспериментальные группы, названные соответственно ЭГМБ, ЭГМС, ЭГМХ, жены сотрудников (женщины) вошли в ЭГЖБ, ЭГЖС, ЭГЖХ, дети сотрудников УИС вошли в ЭГДБ, ЭГДС, ЭГДХ.

Для мониторинга арт-коррекции психических состояний сотрудников УИС и членов их семей использовался психодиагностический Метод цветовых выборов (МЦВ) - модифицированный восьмицве-товой тест Люшера, позволяющий выявлять индивидуально-личностный паттерн испытуемого, его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние на момент обследования (Л.Н. Собчик, 2000).

На каждой из семи ПК-встреч, до ПК и после ПК, осуществлялось двойное предъявление испытуемым восьми цветовых таблиц Люшера. Процедура обследования протекала стандартно, функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определялась и кодировалась стандартно. Отмечались явное предпочтение, предпочтение, безразличие, неприятие цветов. Обработка результатов диагностики по МЦВ осуществлялась с помощью метода расчета психодинамических коэффициентов соотношения цветов в выборе Д.В. Сочивко (2003) и методики отслеживания динамики синего и черного цветов В.И. Серова (2004).

При расчете психодинамических коэффициентов соотношения цветов в выборе, как в числителе, так и в знаменателе проставлялись ранговые места цветов во втором индивидуальном выборе. Учитывалось, что числовое значение психодинамического коэффициента может изменяться в рамках от 0,07 до 2,67 (Д.В. Сочив-ко, 2003).

В соответствии с инструкцией Д.В. Сочивко (2003), рассчитывались десять психодинамических коэффициентов: коэффициент дезадаптированности (Кда), коэффициент конструктивности поведения (Ккп), коэффициент волевой напряженности (Квн), коэффициент избирательности или избегания общения (Кизб), коэффициент сопротивляемости (Ксопр), коэффициент дистантности общения (Кдо), коэффициент мечтательности (Кмечт), коэффициент чувственно-эстетического отношения к действительности (Кчэ), коэффициент конфликтности (Кконф), коэффициент активности (Какт).

В ЭГМБ, в результате ПК отмечались значительное повышение значения по психодинамическому коэффициенту Ккп, и значительное понижение по Кдо, при р<0,01, а также незначительные повышения значений Кда, Кконф, Какт, и незначительные понижения Квн, Кизб, Ксопр, при р<0,01. По психодинамическим коэффици-

ентам Кмечт, Кчэ изменений не происходило. Отсюда, логично говорить, что у испытуемых данной группы, ПК способствовала повышению конструктивности разрешения проблем, готовности к общению, избеганию конфликтов.

В ЭГМС, в результате ПК отмечался ряд изменений, выражающихся в значительном повышении значений по таким психодинамическим коэффициентам, как Ккп, Кконф, значительном понижении значения Кдо, а также незначительное понижение значений Квн, Кизб, Ксопр, при р<0,01. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кда, Кмечт, Кчэ, Какт не отмечалось. Это свидетельствовало о повышении, у испытуемых, конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

В ЭГМХ, в результате ПК, прослеживались следующие изменения: значительное повышение Ккп, при р<0,01; незначительные повышения Кда, Кдо, Кконф, незначительные понижения Квн, Ксопр, при р<0,01, а также тенденция к незначительному понижению Кизб, при р<0,05. По психодинамическим коэффициентам

Кмечт, Кчэ изменений не наблюдалось. Таким образом, данные испытуемые, на момент окончания исследования, отличались склонностью к мирному, конструктивному разрешению проблем с помощью осторожных действий, стремлением к саморазвитию.

Под воздействием ПК в ЭГЖБ выявлялись значительные повышения Ккп и Кконф, значительное понижение Кдо, незначительное повышение Кда, незначительное понижение Квн и Ксопр, при р<0,01. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кизб, Кмечт, Кчэ, Какт не наблюдалось. Можно говорить, что у испытуемых данной подгруппы, в результате ПК отмечалось повышение конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

В результате ПК, в ЭГЖС отмечались значительное повышение Ккп и Кконф, значительное понижение Кдо, незначитель-ное понижение Кизб, Ксопр, Кчэ, при р<0,01, а также тенденция к незначитель-ному повышению значения Кда, р<0,05. Изменения значений по психодинамиче-ским коэффициентам Квн, Кмечт, Какт не прослеживались. Следовательно, у испыту-емых ЭГЖС, подобно испытуемым ЭГЖБ, под воздействием ПК, отмечалось повышение конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

В результате ПК, в ЭГЖХ выявлялись значительные повышения Ккп и Кконф, значительное понижение Кдо, незначительное повышение Кда, незначительное понижение Ксопр, при р<0,01, а также отсутствие изменений значений Квн, Кизб, Кмечт, Кчэ, Какт. Это свидетельствовало о повышении у испытуемых ЭГЖХ, подобно испытуемым ЭГЖБ, ЭГЖС, конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

В результате ПК, у испытуемых ЭГДБ отмечались значительные повышения значений по Ккп, Кконф, значительное понижение Кдо, при р<0,01, незначи-тельное понижение Кизб, Ксопр, Кмечт, при р<0,01, а также тенденция к незначительным понижениям Квн и Кчэ, при р<0,05. Изменений по психодинамическим коэффициентам Кда и Какт не отмечалось. Отсюда, повышение у испытуемых конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, избеганию конфликтов, готовности к общению.

В результате ПК, в ЭГДС были выявлены значительное повышение Ккп, Кдо, значительное понижение Кизб, а также незначительное повышение Кконф и незначительное понижение Ксопр, Кмечт, Кчэ, при р<0,01. По Кда, Квн, Какт изменений не отмечалось. Это свидетель-ствовало о повышении у испытуемых ЭГДС конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, самостоятельному

принятию решений, при стремлении к замкнутости, покою, и в тоже время, сопротивлении внешним воздействиям.

В результате ПК, в ЭГДХ отмечались значительное повышение по Ккп, значительное понижение по Кдо, незначительное повышение по Кконф, незначительное понижение по Квн, Кизб, Ксопр, Кмечт, Кчэ при р<0,01, а также наличие тенденции к незначительному понижению Какт, при р<0,05. Изменений по Кда не наблюдалось. Отмеченное свидетельствовало, что в данной подростковой группе, в результате ПК, испытуемые отличались стремлением к конструктивности разрешения проблем, стремлением к саморазвитию, при готовности к общению.

Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности испытуемых, произошедших в результате геш-тальториентированной арт-коррекционной работы, в связи с чем, можно говорить о том, что психодинамический подход Д.В. Сочивко (2003) был выбран верно. Проведенный анализ показал, что вследствие ПК, у испытуемых всех групп, участвовавших в исследовании, повысились конструктивность раз-решения проблем, стремление к саморазвитию. В тоже время, наиболее позитивные результаты отмечались в ЭГМС, ЭГЖБ, ЭГЖС, ЭГЖХ, ЭГДБ.

В целях выяснения степени эффективности арт-методик, обладающих, на первый взгляд, сходным спектром направленности ПК-воздействия, по данным, полученным в результате применения МЦВ (Л.Н. Собчик, 2000), осуществлялось отслеживание динамики синего и черного цветов, по изменениям расстояния между их позициями, от 1 встречи до 7 встречи ПК. Предполагалось, что нарастающая динамика интервала между синим и черным цветами должна свидетельствовать об успешности проводимой ПК, к завершению которой синий цвет должен занимать первую позицию, а черный - восьмую (В.И. Серов, 2004).

Из восьмицветовой палитры М. Люше-ра, синий и черный цвета были выбраны не случайно. Реалии синего цвета - небо, море, черного - ночь, земля, траур. В тесте Лю-шера синий цвет, или «1» цвет, символизирует полное спокойствие, черный цвет, или «7» цвет, представляет собой отрицание цвета как такового, выражает идею небытия, угасания (М. Люшер, 2004). Предпочтение синего цвета говорит о сензитивно-сти, стремлении к согласию, доверию, черного - означает протест, агрессивность, негативизм, готовность действовать безрассудно. Находясь на последних позициях ряда, синий цвет выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями, в свою очередь, черный цвет свидетельствует о стремлении к избеганию опасности (Л.Н. Собчик, 2000).

В целях изучения динамики в изменении психических состояний испытуемых, рассматривалось системное воздействие ПК. Для каждого цветового выбора во всех экспериментальных групппах испытуемых, до и после ПК, рассчитывался эталон, между позициями синего и черного цветов, который был принят за 100%. Эталоном считали дистанцию, равную 6 позициям цветов, между синим и черным цветами в МЦВ, соответствующую 6 единицам. Учитывая, что расстояние между позициями синего и черного цветов может достигать 7 выборов или условных единиц, чтобы отразить всю динамику цветовых предпочтений, были построены графики, на основе, как эталона, так и всех комбинаций цветов при различных выборах испытуемых. Динамика психических состояний испытуемых отслеживалась по средним позициям синего и черного цветов в группах ЭГМБ, ЭГМС, ЭГМХ, ЭГЖБ, ЭГЖС, ЭГЖХ, ЭГДБ, ЭГДС, ЭГДХ.

Нами отмечено, что постепенное смещение, от встречи к встрече, в выборах испытуемых экспериментальных групп синего цвета на первые позиции и черного цвета -на последние. В тоже время, проведенное сравнение соответствующих групп по экви-

валентности выборок не давало основания судить об их различии.

Для наглядного представления данных мы использовали 7 отрезков между 8 цветами. Для расчета переходных величин в %, между позициями 1 выбора синего (с1) и черного (ч1) цвета была выбрана следующая формула. От цифрового значения позиции синего цвета отнималось цифровое значение позиции черного цвета. Для перевода в % полученное значение умножалось на 100, а затем делилось на 7, где 7 - принятый интервал между позициями черного и синего цветов первого выбора. Полученная величина бралась в абсолютных значениях. Предполагалось, что ч1 всегда больше с1 (В.И. Серов, 2004).

Для сравнения эффективности методов ПК, использовался расчет площади, между синим и черным цветом. Предполагалось, что площадь слагается из прямоугольников, образуемых по вертикали расстоянием, между синим и черным цветом, а по горизонтали прямоугольник имеет протяженность, равную 1 условной единице. Таким образом, площадь одной единицы, например для ЭГМБ равна 6,48 умноженное на 1, то есть 6,48 условных единиц. Общая площадь состоит из четырех замеров, то есть двух парных выборов цветовых эталонов Люшера, умноженных на 7 встреч ПК, итого из 28 элементов. Следовательно, общая площадь составляется из суммы 28 элементов в условных единицах. Таким образом, полученная в условных единицах общая площадь позволила оценить эффективность от ПК воздействия по авторам ПК методов и по ПК объектам, а затем вывести ранг эффективности арт-метода.

Анализ результатов свидетельствует о тенденции роста значений интервала между показателями синего и черного цвета от встречи к встрече. Можно говорить о тенденции постепенного смещения, от встречи к встрече, в выборах испытуемых экспериментальных групп синего цвета на первые позиции и черного цвета - на последние

(см. рис.4). Нами анализировались результаты, полученные на каждой из семи ПК встреч, в каждой из экспериментальных групп, однако представить материал в полном объеме в рамках данной статьи не представляется возможным. Полученные данные имеют статистическую достоверность при р<0,01.

Среди площадей между показателями синего и черного цвета от 1 встречи ПК до 7 встречи ПК в ЭГМБ, ЭГМС и ЭГМХ наибольшей являлась площадь в ЭГМХ в 125,98 условных единиц, затем в ЭГМС в 112,58 условных единиц и в ЭГМБ в 26,52 условных единиц. Учитывая, что наиболее эффективным методом ПК является тот, у которого площадь между показателями синего и черного цветов наибольшая, в группах лиц мужского пола, по эффективности ПК арт-методы можно расположить в следующем порядке: метод Д.Н. Хломова (1996), метод В.И. Серова (2005), метод А. Будза (2002).

Среди площадей между показателями синего и черного цвета от 1 встречи ПК до 7 встречи ПК в ЭГЖБ, ЭГЖС и ЭГЖХ наибольшей являлась площадь ЭГЖС в 110,94 у.е., затем в ЭГЖХ в 105,18 у.е. и в ЭГЖБ в 95,62 у.е. Следовательно, по эффективности ПК арт-методы можно расположить в следующем порядке: метод Д.Н. Хломова (1996), метод В.И. Серова (2005), метод А. Будза (2002).

Среди площадей между показателями синего и черного цвета от 1 встречи ПК до 7 встречи ПК в ЭГДБ, ЭГДС и ЭГДХ наибольшей являлась площадь ЭГДС в 88,3 у.е., затем в ЭГДХ в 86,68 у.е. и в ЭГДБ в 67,48 у.е. Следовательно, ПК арт-методы по эффективности можно расположить в следующем порядке: метод В.И. Серова Д.Н. Хломова, метод, метод А. Будза.

Таким образом, ранжирование арт-методов по эффективности может быть представлена следующим образом. Наиболее эффективными в ПК психических состояний испытуемых показали себя Медиативной рисуночный тест В.И. Серова,

особенно в ПК работе с женщинами и детьми, а так же арт-метод «Осознай и нарисуй» Д.Н. Хломова, в ПК работе с мужчинами. Наименьшую эффективность в ПК работе со всеми тремя категориями испытуемых показал Медиативный рисунок А.Будза (2002).

Оценка эффективности ПК по изучению смещения синего цвета на первой позиции, а черного на последнее представляется вполне закономерным. По Л.Н. Собчик (2000), сочетание - синий цвет на первой позиции и черный на восьмой, свидетельствуют о стремлении к избеганию конфликта за счет повышения самоконтроля при выраженной самостоятельности и независимости.

Таким образом, анализ параметров, полученных с помощью расчета психодинамических коэффицентов соотношения цветов в выборе и отслеживания динамики синего и черного цветов в результате применения МЦВ, позволяет проследить динамику психических состояний личности испытуемых под воздействием арт-коррекции, а также выяснить степень эффективности арт-методик, обладающих, на первый взгляд, сходным спектром направленности ПК- воздействия. Выбор синего цвета в качестве «явно предпочитаемого» подтверждает активность испытуемых во время ПК встреч. Учитывая, что стимуль-ный образец темно-синего цвета, предло-жен-ный М. Люшером, образуется из соединения синего и черного, постепенное разделение цветов с вынесением синего на первые позиции, а черного на последние, говорит о повышении восприятия и дифференцированном подходе к выбору, появившимся под воздействием гештальт-ориентированной арт-коррекции.

Литература:

1. Серов В.И. Динамика состояния личности курсанта, студента Академии права и управления Минюста России при краткосрочной, индивидуальной психокоррекции. // Проблемы развития психологической службы образователь-

ных учреждений Минюста России и совершенствования подготовки психологов для уголовно-исполнительной системы: Материалы науч.-практ. Конф. / Под ред. С.А. Лузгина, управления Минюста России, 2004. С. 125 - 126. 2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП-ИСП, 2000.С. 202-237.

3. Сочивко Д.В. Психодинамика. - М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 178-182.

4. (Lusher М.) Люшер М. Цветовой тест Люше-ра. / Пер. с англ. А. Никоновой. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. С. 52-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.