Научная статья на тему 'Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане'

Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЖЕРТВА / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ / REHABILITATION / VICTIM / POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Добряков И. В., Цуциева Ж. Ч., Яхъяева Л. И.

: статья посвящена методам реабилитации жертв теракта в Беслане. Раскрыты принципы реабилитации жертв терактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Добряков И. В., Цуциева Ж. Ч., Яхъяева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the methods of rehabilitation for the victims of Beslan terror action. The principles of the rehabilitation of terror actions victims are revealed.

Текст научной работы на тему «Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане»

а]

б]

в]

Рис. 3. Изменение средних значений психодинамических коэффициентов у детей (до психокоррекции (-•-) и после психокоррекции (-х-)): а) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза, б) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова, в) в экспериментальной группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова.

менений не отмечалось. Это свидетельствовало о повышении у испытуемых конструктивности разрешения проблем, стремления к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, при стремлении к замкнутости, покою, и в тоже время, сопротивлении внешним воздействиям.

Как видно на рис.Зв, в результате психокоррекции у испытуемых детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике Д. Н. Хломова, отмечались повышение по Ккп, понижение по Кдо, повышение по Кконф, понижение по Квн, Кизб, Ксопр, Кмечт, Кчэ при р<0,01, а также наличие тенденции к незначительному понижению Какт, при р<0,05. Изменений по Кда не наблюдалось. Отмеченное свидетельствовало, что в данной подростковой группе в результате психокоррекции испытуемые отличались стремлением к конструктивности разрешения проблем, стремлением к саморазвитию, при готовности к общению.

Полученные данные позволили сделать вывод об изменениях психических состояний личности испытуемых, произошедших в результате ге-штальториентированной арт-коррекционной работы. Проведенный анализ показал, что вследствие психокоррекции у испытуемых всех групп, участвовавших в исследовании, повысились конструктивность разрешения проблем, стремление к само-

развитию, тем самым, подтвердив эффективность данного психокоррекционного метода.

В рамках исследования была выявлена стабилизация психического состояния сотрудников УИС и членов их семей, прошедших гештальториентированную арт-коррекцию, а также определено, что стабилизация психического состояния способствует повышению конструктивности поведения, снижению конфликтности. Наиболее позитивные результаты отмечались во всех группах женщин, а также в группе мужчин, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике В. И. Серова и группе детей, участвовавших в арт-коррекционных встречах по методике А. Будза.

Полученные результаты позволили не просто заявить об эффективности реституции рисованием, но и обозначить сферу и пределы эффективности применения гештальториентированной арт-коррек-ции в зависимости от объекта воздействия, что обязательно при обосновании любой психотехнологии.

Литература

Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП-ИСП, 2000.С. 202-237.

Сочивко Д. В. Психодинамика. - М.: ПЕР СЭ,

2003. С. 178-182.

(Lusher M.) Люшер М. Цветовой тест Люшера. / Пер. с англ. А. Никоновой. - М.: Изд-во Эксмо,

2004. С. 52-74.

Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане

И. В. Добряков, Ж. Ч. Цуциева, Л. И. Яхъяева

Трагические события в г. Беслан стали причиной не юлько гибели сотен детей и взрослых, но и спро

воцировали появление посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у детей, их родителей, находившихся в заложниках, а также у их родных

и близких. С целью их реабилитации была разра-

ботана программа длительной реабилитации пострадавших детей и их родственников. Программа включала комплексные мероприятия, осуществляемые командой специалистов, позволяющие пострадавшим получить поддержку, адаптироваться к новой ситуации, выразить свои эмоции, почтить

память погибших, мобилизовать ресурс и осознать перспективу. Работа по этой программе была начата с октября 2004 года в г. Владикавказе на базе Республиканского центра психолого-педагогичес-кой медико-социальной помощи детям. При этом центр оказывает помощь не только детям и взрослым, непосредственно бывших в заложниках, но и людям со вторичным посттравматическим стрессовым расстройством.

Стремление помочь жертвам теракта выразили многие как отечественные, так и зарубежные организации, однако далеко не всегда эта помощь была организована оптимальным образом. К сожалению, это нередко, негативно влияло на состояние пострадавших. Так многим из них были предложены бесплатные путёвки для прохождения санаторно-курортного лечения, отдыха, как в нашей стране, так и за рубежом. Опыт показал, что осуществлять преемственность реабилитации при этом очень сложно, поэтому последствия таких поездок оказались неоднозначными. Дети и взрослые, начавшие реабилитационный процесс в месте проживания, уезжая в другие города и страны, нередко испытывали трудности адаптации к новым условиям, тяжело переносили необходимость расстаться с членами семьи. В новом месте им, как правило, не предоставлялась возможность работать с командой специалистов, способных осуществлять преемственность и продолжить начатые реабилитационные мероприятия в том же русле и объёме. Если работа с пострадавшими и продолжалась, то их культурные и религиозные особенности учитывались недостаточно. Нередко они вообще были лишены какой бы то ни было психологической под держки и психотерапевтической помощи. Однако, оказавшись изолированными от напоминающей о происшедшем травмирующей обстановки, многим удавалось восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуться к привычным формам жизнедеятельности. К сожалению, при возвращении в Беслан большинство пострадавших, как правило, испытывали повторное воздействие психотравмирующих факторов, отвечали на них острой реакцией. Это можно проиллюстрировать следующим примером.

Зарина А., 1993 года рождения, оказалась среди заложников в школе №1 г. Беслана. Находилась там 3 дня. При освобождении погибла её младшая сестра, а сама Зарина получила осколочные ранения.

В Центр была приведена матерью. С её слов, после выписки из больницы, Зарина старалась уединяться, неохотно вступала в контакт, старалась не выходить на улицу, часто плакала, пугалась посторонних звуков, фон настроения был снижен. Девочка боялась спать без мамы, испытывала трудности засыпания. Её беспокоили кошмарные сновидения, от которых она несколько раз за ночь просыпалась 11 слезах. О пережитом говорить отказывалась, но по некоторым признакам мать догадывалась, что у дочери спонтанно возникают травмирующие воспоминания.

При первом осмотре в Центре Зарина была тревожна, скованна, медлительна, на вопросы отвеча-

ла не сразу, односложно.

В результате проведения комплексных мероприятий, у девочки наблюдалось улучшение. Удалось снизить уровень тревожности, напряжения. Нормализовался процесс засыпания. Хотя кошмарные повторяющиеся сновидения продолжали беспокоить, ночные пробуждения стали отмечаться реже. Потребность в уединении несколько снизилась. Возросла коммуникативная активность, девочка стала принимать участие в коллективных играх, охотно рисовала.

На 28 дне реабилитационный процесс был прерван, так как Зарина вошла в состав группы, выехавшей в г. Сочи на отдых в течение 30 дней.

Специалисты, работавшие с Зариной в санатории г. Сочи, отмечали повышенную тревожность и сниженное настроение девочки. Она боялась охранников в камуфляжной форме, не хотела выходить из здания, возобновились диссомнии. Однако, к концу отдыха отмечалась положительная динамика. После возвращения домой, её состояние значительно ухудшилось: снова снизился фон настроения, появились головные боли. Зарина не вставала с кровати на протяжении нескольких дней, требовала, чтобы никто не входил в ее комнату, категорически отказывалась от любого общения с окружающими. На попытки родных поговорить с ней не реагировала или отвечала вспышками гнева.

Психолог и психотерапевт, занимавшиеся с девочкой в Центре до поездки в Сочи, посетили её дома, смогли установить контакт и замотивировать ее на продолжение реабилитационного процесса, который практически пришлось начинать сначала.

К сожалению, нет гарантий того, что террористических актов в нашей стране больше не будет. Поэтому так важно учесть опыт Беслана и при организации реабилитации больных с ПТСР руководствоваться следующими принципами:

• реабилитация должна проводиться в том месте, где проживают и будут продолжать проживать потерпевшие;

• реабилитация должна носить семейный характер;

• необходимо сотрудничество и преемственность в работе всех специалистов (врачей, психологов, социальных работников, педагогов и др.), занимающихся пострадавшими;

• среди специалистов, участвующих в реабилитации пострадавших, не должны находиться их родственники и близкие знакомые;

• для повышения качества проводимой реабилитационной работы целесообразна организация супервизии;

• специалисты, работающие с пострадавшими; сами нуждаются в психологической помощи, направленной на профилактику развития синдрома сгорания, вторичного ПТСР;

• при необходимости лечения пациента в другом городе, желательно, чтобы члены семьи могли сопровождать его, важно обеспечивать преемственность в реабилитационном процессе, позволяющую не прерывать его и не менять резко его характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.