УДК: 343.969
ББК: 67.4
Татаринова К.В.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ВМЕНЯЕМОСТИ, И ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАТУСА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕСТА ЛЮШЕРА
Tatarinova K. V.
COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF OFFENDERS WITH MENTAL DISABILITIES ARE NOT INCLUDED RESPONSIBILITY AND PERSONS WITHOUT PSYCHIATRIC STATUS VARIATIONS CONTAINED IN THE PENAL INSTITUTIONS USING LUSHER'S TEST
Ключевые слова: личность преступника, психические отклонения, тест Люшера.
Key words: identity of the perpetrator, psychopathic, Lusher's test.
Аннотация: статья посвящена исследованию личности преступника с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также проведению сравнительного анализа личностей указанных лиц, и лиц, таких отклонений не имеющих, выделены их психологические особенности при помощи методики, введенной Максом Люшером.
Abstract: the article deals with the individual offender with mental health problems are not exclusive responsibility, as well as a comparative analysis of personalities such persons and persons having no such deviations are highlighted in their psychological characteristics using techniques introduced by Max Luscher.
Тест Люшера создан в 1947 - 1949 гг. Его 23 стимульных цвета были отобраны Максом Люшером из 4500 цветов. С тех пор отдельные толкования полученных в тесте результатов, предпочтения одних цветов другим были уточнены, но суть теста осталась та же. Тест Люшера является одним из проективных тестов, но среди них его можно считать проективным тестом нового поколения. Старые проективные тесты ставили перед собой одну задачу -вызвать проекцию, а интерпретация этой проекции, смешанной с перцептивными данными, была искусством уже самого экспериментатора. Тест М. Люшера дает не только проекцию в более чистом виде, но и получает ее уже спроецированной на систему шкал. Сокращенный вариант теста М. Люшера состоит из одной основной шкалы (восьмиэлементной) и нескольких дополнительных, полный - из семи первичных (одна восьмиэлементная, одна пятиэлементная и пять
четырехэлементных). Все эти шкалы связаны между собой, поэтому могут
считаться сами элементами более общей целостной шкалы, интегрирующей их оценки в целостную, диалектически связанную структуру.
В процессе тестирования испытуемый, высказывая предпочтение одним и отвергая другие тестовые цвета, конструирует семь рядов. Этим он проецирует структуру своих внутренних диспозиций на вышеупомянутые шкалы. Экспериментатор, в свою очередь, делает обратную операцию - из полученных семи рядов через вышеупомянутую систему шкал реконструирует структуру внутренних диспозиций испытуемого и делает предположение о его наиболее вероятном поведении в тех или иных обстоятельствах, или же определяет «узкие места» в его внутренней структуре, которые могут стать причиной срыва или нерационального поведения.
В цветовом тесте Люшера выделяются «структура» и «функция» цвета. «Структура» цвета - его объективное значение. «Функция» цвета - его значение в зависимости от отношения к нему
тестируемого субъекта. Основные цвета в тесте: синий, зеленый, красный и желтый. Их объективное значение:
Синий - представляет «глубину чувства» и является концентричным, пассивным, объединяющим, гетерономным, чувствительным, перцептивным,
унифицирующим, оральным. Потребность - в удовлетворенности и в привязанности. Аффективный аспект - спокойствие, удовлетворенность, любовь и нежность, стремление к установлению гармоничных отношений, уравновешенность.
Зеленый - представляет «гибкость воли» и является концентричным, пассивным, оборонительным, автономным,
сохраняющим, собственническим,
неизменным, анальным. Потребность - в самоутверждении.
Красный - представляет «силу воли» и является эксцентричным, активным, наступательно-агрессивным, автономным, движущим, соперничающим, оперативным, генитальным. Потребность - действовать и добиваться успеха.
Желтый - представляет
«спонтанность» и является эксцентричным, активным, проективным, гетерономным, экспансивным, честолюбивым,
любознательным, направленным в будущее, визуальным. Потребность - смотреть вперед и надеяться.
Также функциональное значение цветов определяется путем комбинации цветов, находящихся рядом.
Функциональные значение цвета зависит от позиции, которую он занимает в ряду. Сами по себе позиции имеют следующее значение:
1-я позиция. Средство, в котором нуждается испытуемый и при помощи которого рассчитывает достижения своей главной цели.
2-я позиция. Главная цель, к которой стремится испытуемый. Обе позиции обычно имеют знак «+». Если знак «+» имеет только первая позиция, то цель и средство для ее достижения определяем по цвету, занимающему ее, т.е. первую позицию. Средство для достижения цели в таком случае само является самоцелью.
3-я позиция, 4-я позиция. Обычно имеют знак «х». Цвета, обозначенные
знаком «х» (иногда 3-я и 2-я или только 3-я, или возможно, только 2-я позиция), указывают на тот образ действия, который ему кажется наиболее уместным в данной ситуации, или на то состояние, в котором он (испытуемый) себя ощущает.
5-я позиция. 6-я позиция. Эти, а иногда и соседние позиции, если они обозначены знаком «=», указывают, что образ действий, вытекающий из структурного значения соответствующих цветов, в настоящее время неуместен и пока держится в резерве.
7-я позиция. 8-я позиция. Обычно эти позиции (иногда только 8-я) имеют знак, и по цветам, находящимся в этих позициях, мы определяем, какие именно потребности человек подавляет и какой именно образ действия, определяемый по структурному значению соответствующих цветов, он считает вредным для себя.
Обследуемый должен выбирать из предложенных ему цветов. Тестирование желательно проводить при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию. Обследуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, обоев, что они ему к лицу и т.п1.
Согласно методологическому
обоснованию проведения констатирующего эксперимента, нами был проведен сравнительный анализ между осужденными колонии особого режима, включающей 50 испытуемых, не имеющих отклонения психиатрического статуса (нормативного статуса) (Ср. зн. осужд. «-рЬ»), и осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости и состоящих на учете у психиатра, нарколога (Ср. зн. осужд. «+р!:»), также 50 человек. По своим социально-демографическим данным
1 Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. Кишинев, 1990. С. 2-5.
Таблица 1 - Функциональное значение цветовых предпочтений основного ряда
Цвет № цв. Тема цвета Осужд + р1 (п=50) Осужд - р1 (п=50)
+ желание х состояние индифферентнос ть отказ + желание х состояние индифферентнос ь отказ
Серый 0 отношение к коллективу 13 5 17 16 9 5 19 9
Синий 1 покой, душевная связь с партнером 10 11 7 22 7 10 12 21
Зеленый 2 проявление воли и ее направление 24 9 15 4 31 11 11 1
Красный 3 возбудимость, жизненная динамика, активность 10 11 11 19 9 12 10 16
Желтый 4 расслабление, перемена, раскрытие, отношение к внешнему миру 17 12 6 16 13 12 8 18
Фиолетовый 5 магически-эротическое отождествление 14 28 10 7 9 21 18 5
Коричневый 6 физически жизненные потребности 8 6 17 20 8 4 18 23
Черны 7 отношение к абсолютному 15 1 10 24 11 3 14 24
- осужденные статуса +р1 - +2 х5 =62 =60 -76 - 71; +7 -1.
- осужденные статуса -р1 - +2 х53 =05 =06 = 56 -71 -76; +2-1.
Рассмотрим содержательную сторону исследуемые группы лиц, осужденных за совершенные уголовные преступления, идентичны и находятся в равных средовых условиях учреждения исполнения наказания особого режима. Тест Люшера дает возможность проследить изменение функциональных значений цветовых выборов, т.е. варьирование занимаемой позиции в ряду. На основании приведенных выборов проведен сравнительный, который отображает качественное изменение эмоционально-волевой сферы лиц, входящих в состав обеих групп.
представленных групповых
функциональных значений полученных выборов. Учитывая статистический характер данных, их интерпретация осуществляется исходя из структурного значения цветовых пар.
Интерпретация цветовых
предпочтений проводится по классическому варианту1, а также с учетом современных отечественных 2
группах,
исследований2 в обеих
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. 228 с.
2 Собчик Л. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., 1997. 480 с.
по следующим характеристикам:
функциональное значение цветовых предпочтений основного ряда; отклонение от
Доминирование в обоих случаях зеленого цвета, в обеих группах, говорит об общем скептическом настрое, отстаивании собственных установок, противодействии
Различие актуального состояния данных групп выражено характеризует расхождения в объекте удовлетворения значимой потребности. В группе лиц осужденных (+ р!) чувственность и эротическое отождествление (х5)
В процессе осуществляемой жизнедеятельности для лиц, включенных в группу (+ р!), основным фоновым компонентом являются гедонистические потребности и желание получать
уровня тревоги и эмоциональной устойчивости; сравнительная оценка состояния актуальной проблемы (таблица 1).
обстоятельствам, что полностью
соотносится с реакцией на перспективу пребывания в учреждении системы исполнения наказания.
реализуются через напряженное
межличностное соперничество. Аналогично в группе лиц осужденных (- р!:) аналогичный чувственный компонент проецируется на объект (х53).
удовольствие. Для лиц, относящихся к группе (- р:), это, прежде всего стремление сохранения баланса в системе организм/среда, при выраженной рефлексии своего эмоционального состояния.
_[-] По осознанно заторможенным потребностям предпочтение отдано:_
_-76_
Испытывает стресс, вызванный ограничениями или запретами. Потребность распоряжаться своей судьбой. Протест против однообразия и заурядности. Настойчивость в отстаивании своего мнения и авторитарность. Повышенное чувство независимости._
психологической нормы, выраженность
Осужденные статуса + р! Осужденные статуса - р!
[+] По устремлению предпочтение отдано:
+2
Стремится упрочить свой личностный статус с целью обретения независимости и добиться признания, не смотря на трудности своего положения, используя свои волевые качества._
[х] По состоянию предпочтение отдано:
х5 х53
Индивидуальный стиль и своеобразие самореализации. Трудности адаптации. Потребность в понимании и определенной средовой нише. Чувствительность. Желания и деятельность направлены на возбуждающие объекты с целью произвести впечатления на других. Трудности социальной адаптации.
[=]По индифферентности предпочтение отдано:
=62 =05
Актуально стремится наилучшим образом использовать имеющиеся обстоятельства. Стремится реализовать телесные, в том числе сексуальные потребности. Чувствителен к собственным эмоциям и эгоцентричен. Тонко реагирует и легко обижается.
=60 =06
Готов вовлечься в соответствующую эмоциональную атмосферу, стремится избегать конфликтов, получать удовольствие, реализуя телесные и сексуальные потребности. Требует внимания окружающих. Готовность защиты организма и психической организации от имеющихся проблем и волнений, что позволит нормализовать своё актуальное состояние.
_-71_
Испытывает стресс, вызванный усилием скрыть беспокойство и тревогу под маской уверенности в себе и беспечности. Проблема реализации потребности в признании, компенсируемая демонстративным поведением. Состояние характеризуется переживанием чувства одиночества и неуверенности, маскируемые напускным безразличием, презрительным отношением к критике в свой адрес._
Для лиц обеих групп свойственна позиция протеста против имеющихся запретов и ограничений. Поскольку своё мнение является самым авторитетным, ограничена возможность признавать и легализировать возникающие проблемы. Следствием данного процесса является постоянно возникающее состояние беспокойной неустойчивости, вызванной эмоциональной неудовлетворенностью.
Анализ изменений актуальной
проблемы в выборках обеих групп проводится по следующей схеме:
- смысловое содержание, как возможное изменение ведущих цветовых пар в полученном ряду эталонных предпочтений;
- основные тематические изменения возникающих стрессовых состояний и их компенсаторных решений.
Смысловое содержание.
Осужденные статуса +р! Осужденные статуса - р!
+7 - 1 +2 -1
Тревога и беспокойное недовольство, вызванное либо обстоятельствами, либо неудовлетворенностью эмоционально значимых потребностей, привели к стрессу. Состояние объясняется тем, что окружающие его не понимают. Соответственно, его отношение к окружающим высокомерное или вызывающее. Непринятие актуальной ситуации либо неудовлетворенность актуально значимых потребностей порождают тревогу и стресс. Пытается избавиться от них, скрывая их существование, скрывая свою неудовлетворенность за гордым, но неадекватным утверждением своей независимости и самостоятельности.
Тревога, вызванная постоянным стрессом неудовлетворения актуально значимых потребностей, характерная для лиц обеих групп, в группе (+ р!:) находит своё разрешение в переносе ответственности на окружающих, а для лиц группы (— р!:) - в стремлении к независимости и дистанциировании от окружающих.
Количественный анализ предполагает сравнение количества «!», как индикатора тревоги, отражающей имеющиеся физиологические и психологические
проблемы. Также подсчитано количество менее желательных выборов, которые обозначены «*» и определяют наличие отклонения эмоционально-волевой сферы от АТ-нормы, установленной Г. Волнефером. Анализируется также количество групп «=», как показатель эмоциональной устойчивости личности (см. таблицу 2). Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении предсказуемости и логичности поведения индивида.
Группы + X = - + Е ! =
Осужд. гр. +р! 67 2 13 91 73 246 171 134
Осужд. гр. -р! 55 6 10 94 67 234 152 167
Таблица 2 - Таблица показателей, определяющих количественные характеристики состояния эмоционально волевой сферы
Проводя сравнительный анализ суммарного значения показателей, определяющих количественные
характеристики состояния эмоционально волевой сферы, можно констатировать большее соответствие нормативному уровню, снижение уровня тревоги и более логичное и предсказуемое поведение у лиц, принадлежащих к группе лиц осужденных с диагностируемыми психическими
отклонениями, не исключающими вменяемости (- р!:).
Исходя из значения
психодинамических коэффициентов,
разработанных
Д.В. Сочивко1 (см. таблицу 3), можно выделить:
1 Пишелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М., 2003. С. 51-58.
Таблица 3 - Таблица показателей психодинамических коэффициентов
Кф Кда Ккн Квн Кизб Кспр Кдо Кмчт Кчэ Ккнф Какт
Ср. -р! 0,55 0,86 0,24 0,22 0,19 1,13 0,79 0,45 0,67 0,57
у 0,52 0,48 0,20 0,11 0,11 0,30 0,74 0,30 0,32 0,51
Ср +р! 0,63 1,05 0,31 0,35 0,3 0,47 0,66 0,49 0,7 0,67
у 0,69 1,97 0,19 0,35 0,22 0,27 0,62 0,44 0,44 0,63
К-ауто 0,15 1.00 0,38 0,20 0,21 0,39 0,18 0,44 0,89 0,08
К-идл 0,55 1,6 0,18 0,13 0,15 0,25 0,6 0,31 1,14 0,09
- для лиц группы (- р!:) наибольше выражены - коэффициент конструктивности (Ккн = 0,86) и коэффициент дистантности общения (Кдо =
1,13);
- для лиц группы (+ р!:) наибольше выражены - коэффициент конструктивности (Ккн = 1,05) и коэффициент конфликтности (Ккнф = 0,7).
Учитывая, что диапазон изменения значений динамических коэффициентов -0,07-2,671, для лиц обеих групп характерно противодействие внешним влияниям при наличии позиции минимальной
компромиссности, но в группе (-р:) эти качества в большей степени выражены. Отличием для лиц исследуемых групп является способ разрешения проблемной ситуации. В группе осужденных (- р!:) превалирует стремление к замкнутости, уходу (Кдо=1,13), а для осужденных группы (+ р!:) свойственно во всем винить окружающих, к которым формируется презрительное отношение, всё отрицать, над всем глумиться, невзирая на факты (К кфн= 0,7).
Обобщая полученные результаты, состояния эмоционально-волевой сферы исследуемых групп, можно констатировать, что в обеих группах присутствует феномен «сдвиг мотива на цель», т.е. средство для достижения цели само является самоцелью. В данном случае это самоутверждение. Актуальное состояние самореализации связано с чувственно-эротическим
1 Там же. С. 51.
компонентом, который для лиц группы (+ р:) реализуется в межличностном взаимодействии. Для лиц группы (-р!:) аналогичное состояние достигается проецированием на внешние объекты мира. Общим фоновым компонентом
осуществляемой деятельности для лиц группы (+ р:) является самоценная потребность в удовольствии, а для лиц группы (-р:) - стремление сохранения баланса в системе организм/среда. Для обеих групп характерна эмоциональная неудовлетворенность, как устойчивое тревожное состояние в связи с невозможностью желаемого
самоутверждения. Это состояние в большей части выражено у лиц осужденных (+ р:) группы. Результирующим проживания актуального состояния для лиц осужденных (+ р:) группы является обвинение во всем окружающих, к которым формируется презрительное отношение, а для лиц группы (-р!:) - стремление к замкнутости, уходу.
В обобщенном виде можно сделать следующие выводы по результатам проведенного тестирования. Для лиц обеих групп характерна периодическая смена настроения, с готовности находиться в состоянии пассивного слияния с чувственно значимым объектом на реализацию агрессивных действий, которые могут оправдываться «высокими целями» - ради блага окружающих, интересами
справедливости, неотвратимостью
возмездия. При этом группу лиц, осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости (+р!:), в
большей степени выделяет стремление к агрессивному доминированию, которое сдерживается, в актуальном социальном окружении. Данный характер отношения является устойчиво сложившимся и не предполагает изменения. Следует отметить, что осужденные, состоящие в нормативной группе(-р!:), в большей степени являются носителями этой позиции.
Лица обеих групп находятся в равных социально-демографических позициях
субкультуральной принадлежности -сконцентрированное криминальное
сообщество в равной степени погруженности в него - учреждение особого режима содержания. Общим для лиц обеих групп является стремление к демонстрации нарочно выраженной совестливой позиции терпимости и готовности помочь окружающим в сочетании со стремлением подавить в себе значимость. Однако, параллельно происходит накопление готовности к проявлению злости, ненависти,
мстительность и зависть в своем стремлении к демонстрации и проявлению.
Различие между двумя группами также выражается в уровне тревоги и наличии отклонения эмоционально-волевой сферы от АТ-нормы, установленной Г. Волнефером - для осужденных группы («— рЬ>), Е!=152, Е*=234, а для осужденных группы («+рЬ>), Е!=171, Е*=246, а также уровнем выраженности показателя эмоциональной устойчивости (£«=») - для осужденных группы «—рЬ» - 167, для осужденных группы «+р1» - 134. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении
предсказуемости и логичности поведения осужденных группы «+р1».
Исходя из сравнительного анализа осознанно заторможенных потребностей («-» группа), видим, что для лиц обеих групп свойственна позиция протеста против имеющихся запретов и ограничений. Поскольку своё мнение является самым авторитетным, ограниченно возможно признавать и легализировать возникающие проблемы. Следствием данного процесса является постоянно возникающее состояние беспокойной неустойчивости, вызванной
эмоциональной неудовлетворенностью.
Различие переживаемого актуального состояния данных групп выражено характеризует расхождения в объекте удовлетворения значимой потребности. В группе лиц осужденных (+ р!) чувственность и эротическое
отождествление (х5) реализуются через напряженное межличностное
соперничество. В группе лиц, осужденных (— р!) аналогичный чувственный компонент проецируется на объект (х53). Это характеризует расхождения в объекте удовлетворения значимой потребности. В группе лиц осужденных (+ р!) чувственность и эротическое
отождествление (х5) реализуются через напряженное межличностное
соперничество. Аналогично в группе лиц, осужденных (— р!), данный чувственный компонент проецируется на объект (х53).
По результатам сравнительного анализа значений психодинамических коэффициентов для лиц обеих групп характерно противодействие внешним влияниям при наличии позиции минимальной компромиссности (Ккн), но в группе (-рО эти качества в большей степени выражены. Отличием для лиц исследуемых групп является способ разрешения проблемной ситуации. В группе осужденных (-р^ превалирует стремление к замкнутости, уходу (Кдо= 1,13), а для осужденных группы (+ р^ свойственно во всем винить окружающих, к которым формируется презрительное отношение, всё отрицать, над всем глумиться, невзирая на факты (К кфн= 0,7).
Различие между лицами данных групп, законопослушных граждан и осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, носит в большей степени количественный характер. Однако эти же группы диаметрально различаются общим смысловым характером направленности всей совокупности гуманструктурологического пространства. Для группы законопослушных граждан эта направленность носит конструктивный характер (Кпу = 1,24), а для осужденных с психическими отклонениями, не
исключающими вменяемости -
деструктивно/дефи-цитарный характер (Кпу = 0,67). Соответственно, возможно предположить, что лица, входящие в данные группы, различаются на уровне криминогенной зараженности, степенью выраженности индивидуальной
психологической адаптации в процессе пограничных взаимодействий как на внешнем, так и на внутреннем плане.
Природа происхождения данных различий между осужденными с психическими отклонениями, не
исключающими вменяемости и
законопослушными гражданами
определяется через коэффициент расхождения (К^р! 1 (12,83)), как наиболее выраженную величину расхождения между показателями общей конструктивности законопослушных граждан и группы лиц осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости. Поэтому возможно утверждение, что в большей степени формирование личностной предрасположенности к преступному способу жизненной реализации во всех рассматриваемых группах является следствием отношений в первичной группе (прежде всего родительской семье).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М. Антонян [и др.]. - М.: Юристъ, 1996. - 172 с.
2. Джос, В.В. Практическое руководство к тесту Люшера / В.В. Джос. - Кишинев : Периодика, 1990. - 175 с.
3. Пищелко, А.В. Реадаптация и ресоциализация / А.В. Пишелко, Д.В. Сочивко. -М.: ПЕЗ СЭ, 2003. - 207 с.
4. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - М.: ИПП, 1997. - 480 с.