УДК 343. 969
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТА ЗОНДИ
К.В. Татаринова
В статье предпринимается попытка определения различий личностных особенностей лиц, не имеющих отклонения психиатрического статуса и лиц с психическими отклонениями, не исключающих вменяемости при помощи теста Леопольда Зонди, проведен сравнительный анализ выявленных особенностей указанных категорий осужденных лиц.
Ключевые слова: психологические особенности, психические отклонения, не
исключающие вменяемости, тест Зонди, векторная картина, осужденные.
Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Леопольдом Зонди (в других переводах - Сонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако впоследствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Л. Зонди приводит большой набор профессий, соотносимых с разными личностными партнерами, выявляемыми методикой.
Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предлагается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психологической сущности отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений. Л. Зонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.
В обоснование своего метода Л. Зонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Л. Зонди аргументирует проведенными экпериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями. Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея -использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциально-диагностических целей, но для изучения личности - лежит в основе многих психодиагностических методик, высвечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как отклонение от нормы.
Стимульный материал методики представлен шестью сериями портретов (1 - 6) [1]: в каждой серии - 8 портретов людей, у каждого из которых в наиболее чистом виде представлена определенная патология. В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сначала 2 симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение: И -сексуальная недифференцированность; б - садизм-мазохизм; е - эпилептоидные тенденции; Иу - истерические склонности; к - кататонические проявления; р -паранойяльность; ё- депрессивное состояние; т - маниакальные проявления.
Согласно методологическому обоснованию проведения констатирующего эксперимента нами был выполнен сравнительный анализ средних «сырых» оценок по всем 24 шкалам опросника данных при рестандартизации опросника [2], проведенной на группе (Ср. зн. зкн.), включавшей 1000 испытуемых в возрасте от 18 до 53 лет, преимущественно со средним или средне -специальным образованием, и групп, осужденными колонии особого режима, отбывающих наказание в период 2010-2013 гг. на территории Мурманской области, включающей 50 испытуемых, не имеющих отклонения психиатрического статуса (нормативного статуса) (Ср. зн. осужд. «-рЪ>) и осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости и состоящие на учете у психиатра, нарколога (Ср. зн. осужд. «+рЪ>),также 50 человек. По своим социально-демографическим данным исследуемые группы лиц осужденных за совершенные уголовные преступления идентичны и находятся в равных средовых условиях учреждения исполнения наказания особого режима.
С целью проверки и соотнесения полученных результатов гуманструктурологии личностных особенностей осужденных, исследуемых групп, нами было проведено рассмотрение возможного различия их потребностно - побудительной сферы. Анализ результатов, полученных при помощи теста Зонди, рассматривается в двух направлениях: качественный анализ и количественный анализ.
В качественном отношении анализ проводится по следующим параметрам:
1. Сравнительная оценка выраженности картин векторных пространств;
2. Интерпретация ведущих состояний побудительной сферы;
3. Способность организации внутреннего самоуправления процессами между векторного уровня.
В количественном отношении анализ проводится:
- по состоянию изменения величины факторной напряженности векторных пространств;
- сравнительный анализ количества горизонтально расположенных тенденций векторных пространств;
Сравнительный анализ проводится повекторно с последующей интерпретацией ведущих состояний побудительной сферы в ППП -манифестирующие векторные картины (выделены полужирным шрифтом), максимально-вариабельные векторные картины (выделены курсивом) (см. табл. 1).
Таблица /.Сравнительный анализ (качественный и количественный) личностных особенностей осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости и осужденных нормативного статуса
К/У 8-рг 8+рг Р-рг Р+р г 8еЬ- Рг 8еЬ+ Рг с-рг С+р г
0 0 1 2 1 3 4 0 4 6
0 ± 0 4 7 2 0 3 2 2
0 + 0 8 3 2 2 4 10 8
0 - 3 1 6 6 1 5 1 6
± 0 0 0 0 2 3 4 1 2
± ± 0 0 0 1 1 0 0 1
± + 0 0 1 0 0 1 2 3
± — 4 1 3 6 1 1 0 0
+ 0 6 2 2 0 2 1 4 4
+ ± 3 6 5 2 0 1 2 0
+ + 10 9 1 1 1 0 6 5
+ — 14 11 10 16 0 2 3 4
— 0 2 0 1 1 13 7 3 1
— ± 1 1 3 3 3 4 1 1
— + 3 0 0 1 11 13 9 6
3 5 7 4 8 4 2 1
Таблица 2. Векторные картины личностных особенностей осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости и осужденных нормативного статуса
Группа ^ Максимально- Группа +pt
Манифестирующ отличающиеся Манифестиру
ие векторные картины. ющие векторные
векторные картины.
картины.
S (+ —)• S (0 +)|. ^ + —).
P (+ —) P (+ —)т. P (+ —)
Sch (— 0) Sch (— 0) | Sch (— +)
С (0 +); (— +) С (0 —)Т; С (0 +)
Таким образом:
S - вектор. В обеих исследуемых группах манифестирует (h+ s-) (см. табл. 2) векторная картина. Необходимо отметить, прежде всего, это диагональное расщепление картины целостного побуждения (±±). Данный вид расчленения указывает на возможность периодической смены смыслового наполнения на противоположное. Поэтому возможна периодическая смена состояния индивида готового отдать себя избранному объекту (инверсия цели побуждения), которая может смениться ^- s+) агрессивными действиями, оправдывающими себя «высокими целями» ради блага окружающих. Наиболее вариабельной является векторная картина (h0s+), т.е. наблюдается рост мужского агрессивного стремления к доминированию для группы лиц осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости.
P - вектор. В обеих исследуемых группах манифестирует ^+^) (см. табл. 1) векторная картина. Повторяется вариант диагонального расщепления, в котором на переднем плане актуально предстает совестливый, терпимый, готовый помочь окружающим, религиозный человек, который проявляя стыдливость, стремится подавить в себе значимость. Однако на заднем плане идет накопление ^^+) и готовится к проявлению злость, ненависть, мстительность, зависть и ревность в своем стремлении к демонстрации и проявления. В своём поведенческом проявление данное сочетание реализуется
- отсутствием совести, несправедливостью, нетерпимостью и злонамеренностью. Анализ вариабельности дает основание утверждать, что данный процесс более выражен у лиц, осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости.
Sch- вектор. В группе лиц осужденных нормативного статуса (^), доминирует векторная картина (^ p0) (см. табл. 1) - систематическое вытеснение из сферы сознания предосудительных побудительных порывов, которые при определенных условиях (усталость, аффект, снижение самоконтроля) могут прорываться в ограниченно контролируемом поведенческом деянии.
В группе лиц осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, доминирует векторная картина (^ p+) (см. табл. 1) - сдерживание возникающих побуждений. Сознательное желание
доминирования и превосходства сдерживается и сознательно останавливается, как избегание собственной неадекватности. Поэтому присутствует постоянная тревога и беспокойство, связанные с оценкой его другими, вина и страх наказания. Когда данное напряженное состояние становится нетерпимым, возможно проявление иллюзорной компенсации погружения в неосуществленные грёзы и постепенное формирование параллельно фантазийной реальности.
Наиболее вариабельной является векторная картина Sch (- 0) (см. табл. 1), которая характеризует группу лиц осужденных относящихся к нормативному статусу. Учитывая, что «побудительный характер Я проявляется также в защите Я от возбуждения» [3, С.120], возможно допустить, что лицам в представленных
группах приоритетно свойственны различные механизмы психологических защит, обеспечивающие адаптацию индивида к существованию в окружающей среде.
C - вектор. В обеих исследуемых группах манифестирует векторная картина ^0 m+) (см. табл. 1). Данная факторная констелляция обозначает устойчивые отношения в осуществляемой связи без желания их изменить. Такая ситуация возможна тогда, когда найден объект (процесс, группа), на который можно опереться, к которой нет привязанности, но существует взаимное принятие в отношениях. Поэтому осуществление поисковой активности не является срочным и целесообразным. Однако в группе лиц, осужденных нормативного статуса, присутствует также векторная картина ^ - m+), которая трактуется, как верность.
Достаточно информативна, в общем контексте проводимого исследования, наиболее вариабельная векторная картина сферы контакта ^ 0 m-), разрыв связи с миром, одиночество и беспризорность. «В связи с разочарованием и потерей изначального доверия к другим обесцениваются любые отношения ,...»[4, С.172].
Рассмотрим количество горизонтально расположенных тенденций (см. табл. 2), как показатель возможности самоуправления противоположных стремлений, побуждений в векторных пространствах. «Одно стремление делает неопасной опасность, несущую другим стремлением, находящимся с ним в паре» [5]. Уменьшение горизонтально расположенных тенденций в ППП у лиц, осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости к лицам осужденных нормативного статуса незначительно (с 49 до 42), но, тем не менее, указывает на уменьшение способности психической саморегуляции, снижение ее адаптационных возможностей.
В обобщенном виде, возможно, сделать следующие выводы по результатам проведенного тестирования. Для лиц обеих групп характерна периодическая смена, с готовности находиться в состоянии пассивного слияния с чувственно значимым объектом на реализацию агрессивных действий, которые могут оправдываться «высокими целями» - ради блага окружающих, интересы справедливости, неотвратимость возмездия. При этом группу лиц осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости (+pt), в большей степени выделяет стремление к агрессивному доминированию, которое сдерживается, в актуальном социальном окружении. Данный характер отношения является устойчиво сложившимся и не предполагает изменения. Следует отметить, что осужденные, состоящие в нормативной группе (—pt), в большей степени являются носителями этой позиции.
Лица обеих групп находятся в равных социально-демографических позициях субкультуральной принадлежности - сконцентрированное криминальное сообщество в равной степени погруженности в него -учреждение особого режима содержания. Общим для лиц обеих групп является стремление к демонстрации нарочно выраженной совестливой позиции терпимости и готовности помочь окружающим в сочетании со стремлением
подавить в себе значимость. Однако параллельно происходит накопление готовности к проявлению злости, ненависти, мстительность и зависть в своем стремлении к демонстрации и проявлению. Не смотря на то, что способность к осуществлению регуляции основных побуждений ^ в обеих группах одинакова вариантность проявления данного негативного комплекса более выражена в группе лиц, осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости. Это подтверждается значительным снижением способности с саморегуляции в векторах P и Sch данной группы и показателями факторной напряженности в данной группе. Инстанцией ответственности в данном случае является Sch-вектор, т.к. на него приходится значительное расхождение количества горизонтально сплавленных тенденций в пользу лиц осуждённых нормативного статуса.
Наибольшее значимое различие в исследуемых группах проявляется в Sch-векторе, как управляющей инстанции в структуре побуждений индивида. Для лиц осужденных нормативного статуса наиболее характерно систематическое вытеснение из сферы сознания предосудительных побудительных порывов, которые при определенных условиях (усталость, аффект, снижение самоконтроля), могут прорываться в ограниченно контролируемом поведенческом деянии. Это частично подтверждается наличием более выраженной подавленной напряженности фактора p, как стремления к расширению возможности самопроявления обусловленного состоянием P векторного пространства. Поэтому для них важно выстраивать систему отношений обеспечивающих их безопасность. Для лиц, осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, имеющееся желание доминирования и превосходства сдерживается и останавливается, как избегание собственной неадекватности. Это способствует формированию постоянной тревоги и беспокойства, связанных с оценкой другими, вины и страха наказания, что являются психотравмирующими факторами, способствующими их дальнейшей психопатологизации, как формирующими порочного замкнутого невротического круга.
Так, возможность проявления агрессии, для лиц группы осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости «+pt», как формы активности ^), в S-векторе в 8 раз выше, чем для лиц осужденных нормативного статуса. Анализ наиболее вариабельной векторной картины (h0s+), возрастающая тенденция к изменению, характеризуется, как рост мужского агрессивного стремления к доминированию для группы лиц осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости. Вероятность проявления открытого агрессивного поведения определяется базовыми особенностями механизмов психологических защит, представленными в Sch-векторе.
В Sch-векторе, как управляющей инстанции, для группы лиц осужденных нормативного статуса «^Ъ), доминирует векторная картина (^ p 0) -систематическое вытеснение из сферы сознания предосудительных побудительных порывов, а для группы лиц осужденных с психическими
отклонениями, не исключающими вменяемости доминирует векторная
картина (^ p+) - сдерживание возникающих побуждений. Соответственно, в группе (^^ является предпочтительным систематическое вытеснение из сферы сознания предосудительных побудительных порывов. Следовательно, возможность реализации связана с определенной ситуационной и смысловой избирательностью. Для лиц группы (+pt) характерно сдерживание возникающих побуждений. Сознательное желание доминирования и превосходства сдерживается и сознательно останавливается, как избегание собственной неадекватности. Поэтому присутствует постоянная тревога и беспокойство связанная с оценкой его другими, вина и страх наказания, которые могут либо накапливаться, либо носят характер постоянного вялотекущего ригидного процесса.
Различие между лицами данных групп, законопослушных граждан и осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, носят в большей степени количественный характер. Однако эти же группы диаметрально различаются общим смысловым характером направленности всей совокупности гуманструктурологического пространства. Для группы законопослушных граждан это направленность носит конструктивный характер, а для осужденных с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости деструктивно/дефицитарный характер. Соответственно, возможно предположить, что лица входящие в данные группы различаются на уровне криминогенной зараженности, степенью выраженности индивидуальной психологической адаптации в процессе пограничных взаимодействиях, как на внешнем, так и на внутреннем плане.
Список литературы:
1. Собчик Л.Н. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. - Москва : Институт прикладной психологии, 1998. 96 с.
2. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - Санкт-Петербург : Институт им. В.М. Бехтерева. 2003. 438 с.
3. Зонди Л. Учебник экспериментальной диагностики побуждений / Л. Зонди. - Кишинев: Когито-Центр, 1998. 512 с.
4. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - Москва: ИПП, 1997.480 с.
5. Труш В.М. Влияние административно-трудовой занятости на процесс ресоциализации личности осужденных с позиции гуманструктологии Г.Аммона / В.М. Труш // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011.№ 3.
Татаринова Ксения Владимировна, аспирант кафедры уголовного права и криминологии, Solnvolk@rambler.ru (Россия, Мурманск, Мурманский государственный технический университет).
COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF OFFENDERS IN THE PENAL INSTITUTIONS WITH ZONDI ’S TEST
K. V. Tatarinova
In this article the author identifies differences of personality characteristics of persons without bias and psychiatric status of persons with mental disabilities, not excluding sanity, their comparative analysis, have been done a comparative analysis of the identified features of these categories of convicted persons.
Keywords: psychological characteristics, mental disorders, not excluding sanity test probes, vector picture, criminals.
Tatarinova K.V., Postgraduate of Criminal Law and Criminology, Solnvolk@rambler.ru(Russia, Murmansk, MGTU).
УДК 34.096
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ
Н.Е.Тиханова
Представленная статья посвящена правовому анализу положений закона, касающихся возбуждения производства по делу о несостоятельности. Данная стадия рассматривается с точки зрения тех качественных процессуальных особенностей конкурсного процесса, которые выделяют его среди всех остальных отдельных производств по АПК РФ. В рамках исследования аргументировано доказывается наличие явных недоработок Закона о банкротстве, неточностей и неясностей в изложении его норм, что значительно затрудняет его применение. Автор выражает свою точку зрения на существующие проблемы в правовой регламентации стадии возбуждения дела о банкротстве.
Ключевые слова: возбуждение дела, основания, признаки, кредиторы, работники.
Производство по делам о несостоятельности, являясь разновидностью арбитражного процесса (АПК РФ [1] содержит главу 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)» раздела IV «Особенности производства по отдельным категориям дел»), имеет свою процессуально-правовую специфику, и в отличие от других отдельных производств по АПК РФ определяется особой правовой формулой. Такие дела рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] (далее Закон о банкротстве). Иными словами, законодатель не только предусматривает закрепление специальных правил судопроизводства по делам о банкротстве в специальном законе, но и