УДК 616.98-097-022-058.56-085.85:578.828Н^
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ЛИЦ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СРЕДЕ
© 2009 г. О. Е. Санникова, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Представлен социальнопсихологический портрет ВИЧ-инфицированных мужчин, отбывающих наказание в исправительной колонии. Выявлено наличие признаков социально-психологической дезадаптации: высокие показатели тревоги и депрессии, психопатии и нервно-психического неблагополучия, сопровождающегося снижением энергетического потенциала, невротизацией и использованием незрелых механизмов психологической защиты. Обоснована необходимость социально-психологических реабилитационных мероприятий по адаптации ВИЧ-инфицированных осужденных к заболеванию, снижению уровня тревоги и депрессии, повышению сопротивляемости стрессу и подготовке к освобождению из мест лишения свободы.
Ключевые слова: ВИЧ-инфицированные осужденные, социальнопсихологическая дезадаптация, психологическая реабилитация.
ВИЧ-инфекция имеет явно выраженный психосоциальный компонент. С одной стороны, заражение происходит вследствие рискованного поведения, которое провоцируется и психологическими, и социальными факторами, с другой — заболевание имеет свои социальнопсихологические последствия. Психологические особенности личности и поведение представляют собой и причину, и следствие заболевания, а адаптация может приводить организм ВИЧ-инфицированных (ВИЧ« + ») в качественно иное психическое состояние, что требует комплексного изучения. Нахождение в условиях пенитенциарной системы, где ВИЧ« + » подвергаются воздействию двойного стресса — пенитенциарного и соматогенного — может приводить к психологической дезадаптации, крайней степенью которой являются не только агрессивные намерения, направленные против окружающих, но и суицидальное поведение [1, 5].
Целью работы явилось исследование социально-психологического статуса и особенностей личности ВИЧ« + » осужденных.
Объекты и методы исследования
В основу работы положено комплексное обследование 106 мужчин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии (ИК) строгого режима г. Архангельска. Особенностью данного ИК явилось содержание отряда ВИЧ« + » осужденных в локальной зоне, в отличие от других ИК Российской Федерации (в т. ч. СевероЗападного региона), где на момент проведения исследования завершалась ассимиляция ВИЧ« + » осужденных в отряды к остальному контингенту. Нам представлялось особенно важным, учитывая уникальность ситуации, провести социально-психологическое исследование при содержании ВИЧ« + » именно в этих условиях, исключавших их контакты с неинфицированными (ВИЧ« — ») осужденными. Из общего числа обследованных доля ВИЧ« + » составила 46 человек (51,1 %), средний возраст (27,8 ± 5,6) года; ВИЧ« — » — 60 человек (48,9 %), средний возраст (30,7 ± 8,15) года.
ВИЧ« + » обследуемые были осуждены по следующим статьям Уголовного кодекса:
ст. 228(1,4) — употребление, хранение и распространение
наркотиков — 15 человек (32,6 %); ст. 161(2); 162(2,3) — разбойное нападение, кража группой лиц —
13 человек (28,2 %); ст. 158(2,3) — кража — 15 человек (32,6 %);
ст. 105(1,2); ст. 111(1) — убийство, умышленное причинение тяжкого
вреда здоровью, опасное для жизни —
3 человека (6,6 %).
Подавляющее большинство (78,2 %) ВИЧ« + » проживали до заключения в г. Москве и Московской области, 8,6 % — в г. Архангельске и Архангельской области, 6,6 % — в г. Санкт-Петербурге, 6,6 % — в Кавказском регионе. По национальности большинство испытуемых были русскими (84,7 %), среди других (15,3 %) — уроженцы Армении, Грузии, Азербайджана, Чечни, Таджикистана.
Продолжительность ВИЧ« + » с момента выявления (положительный иммуноблот) составляла: от 2 до 4 лет — 29 человек (63,0 %); от 5 до 6 лет
— 10 человек (21,7 %); от 7 до 8 лет — 7 человек (15,3 %).
По способу заражения вирусом иммунодефицита больные распределились следующим образом: инъекционный — 39 человек (84,7 %); половые контакты
— гомо- и гетеросексуальные — 6 человек (13,0 %); другие способы — один человек (2,3 %).
Среди ВИЧ« + » осужденных выявлено следующее соотношение числа лиц по стадиям заболевания в соответствии с Российской классификацией ВИЧ-инфекции [4]: 2«Б» (стадия первичных проявлений, бессимптомная фаза) — 27 человек (58,6 %); 2«Б+В»
— 9 человек (19,5 %); 2«В» (персистирующая генерализованная лимфоаденопатия) — 8 человек (17,3 %); 3«А» (потеря массы тела менее 10 %, поверхностные грибковые, бактериальные, вирусные поражения кожи и слизистых оболочек, опоясывающий лишай, повторные фарингиты, синуситы) — 2 человека (4,6 %).
Гепатит В был выявлен у 25 (54,3 %) ВИЧ« + » осужденных; гепатит В+С — у 15 (32,6 %), гепатит С — у 6 человек (13,1 %).
При обследовании использовались следующие психодиагностические методики: ММИЛ — стандартизированный метод многостороннего исследования личности; обследование проводилось адаптированной и модифицированной Ф. В. Березиным, М. П. Мирошниковым версией, состоящей из 377 утверждений [2]. Нами тест использовался для выявления структурных компонентов личности ВИЧ« + » и ВИЧ« —» осужденных, находящихся в экстремальных условиях существования: типа реагирования на стресс, защитных механизмов, фона настроения, степени адаптированности и возможного типа дезадаптации, а также состояния соматической сферы, психопатологических нарушений. Метод цветовых выборов М. Люшера (8-цветный вариант) был избран для тестирования, как позволяющий выявить личностные качества, работоспособность и особенность психического состояния (эмоциональной напряженности, тревоги, стресса, способов психологической компенсации и защитных механизмов), а также для изучения связи функционального состояния отделов вегетативной нервной системы [6].
Обработка результатов тестирования методом цветовых выборов включала расчет коэффициента
вегетативного баланса, позволяющего определить отклонение от оптимального уровня активности испытуемого, а также показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы, отражающего уровень непродуктивной нервно-психической напряженности [7]. Статистический анализ проводился с использованием лицензионного пакета прикладных статистических программ SPSS 14.0 [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Успешность психической адаптации зависит от того, насколько адекватно воспринимает человек себя и свои социальные связи, цели, ценностные ориентации, от принятия своей социальной роли, так как психическая адаптация — это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных проблем индивида с требованиями окружения и динамичными изменениями условий жизни [5].
В связи с вышеизложенным было важным знать и учитывать личностные особенности ВИЧ« + » осужденных, особенности реагирования и поведения для оказания наиболее эффективной социальнопсихологической помощи в адаптации к заболеванию и подготовке к жизни вне ИК.
По социальному статусу 94,7 % ВИЧ« + » осужденных являлись выходцами из рабочих семей, в полной семье воспитывались лишь 23,6 %; у 42,1 % родители злоупотребляли алкоголем, на этой почве у 31,5 % ВИЧ« + » в семье отмечалось агрессивное поведение родителей, 13,1 % обследованных пережили смерть одного или обоих родителей в дошкольном и младшем школьном возрасте, у 63,3 % родители были в разводе.
По уровню образования ВИЧ« + » осужденные распределились следующим образом: 47,3 % — неполное среднее, 21,1 % — среднее, 26,3 % — среднее специальное и 2,3 % — неоконченное высшее и высшее образование. Состояли в браке и имели детей 19,5 % ВИЧ« + »; брак закончился разводом у 10,8 %, у одного из осужденных ребенок умер вследствие заражения ВИЧ-инфекцией.
Обследованные нами ВИЧ« + » не работали и высказывали готовность «отстаивать свое право не заниматься тяжелым физическим трудом», какой в основном могли предложить в ИК, желали находиться в локальной зоне, т. к. считали, что в общих отрядах их будут притеснять. В отряде ВИЧ« + » сложилась особая микросреда, где друг к другу относились понимающе, сочувствующе, доброжелательно. Имела место тенденция к объединению и солидарности с одновременным настороженным и даже враждебным отношением к окружающему социуму, администрации. Большинство осужденных вели себя, как больные, даже в бессимптомной стадии, требуя особого медицинского внимания, питания, спекулируя здоровьем с целью добиться поблажек в содержании. Ради благополучия группы и под прикрытием ее членов нарушался режим со-
держания (принимались наркотики, алкоголь, нарушался запрет на отдых в постели в течение дня).
Когда до осужденных дошла информация о скором расформировании отряда ВИЧ« + » и помещении его членов в различные общие отряды, группа ВИЧ« + » еще больше сплотилась, совместно составлялись письма Президенту, в Комиссию по правам человека и другие организации с просьбами оставить раздельное содержание ВИЧ« + » и ВИЧ« — » осужденных «в связи с неготовностью сообщества здоровых осужденных принять в свои ряды ВИЧ« + »», обсуждались «несправедливые действия администрации, равнодушие медперсонала», высказывались угрозы «биться до последнего» и при насильственном переводе «заражать инфекцией каждого, кто попытается их унизить».
Показатели значений шкал профиля ММИЛ ВИЧ« + » осужденных были выше, чем у ВИЧ« — » (табл. 1), и выходили за границы коридора нормы (Т30—Т70). Большинство шкал профиля были значительно повышены, и отсутствовали шкалы с показателями ниже Т55 баллов (за исключением 5 шкалы
— выраженность мужественных-женственных черт), что характеризует так называемый «плавающий профиль». Код усредненного профиля по УЭЛШУ: 816"9734'2-0^*К/1 свидетельствовал о выражен-
ном стрессе, отражающем трудности адаптации и предиспозицию к психосоматическому варианту дезадаптации, в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на ее нивелировку. Избыточная эмоциональная напряженность со склонностью к драматизации своего состояния и аффективным реакциям, желание обратить на себя внимание окружающих, сосредоточенность на соматических жалобах, перерастающая в ипохондричность, выявляют механизм защиты по типу «бегства в болезнь», стремление «наговорить на себя», оправдать свою пассивность социально приемлемым способом.
Таким образом, анализ профилей ММИЛ у ВИЧ« + » и ВИЧ« — » осужденных показал наличие у первых высокого профиля, свидетельствующего о выраженной тревожности и возможной дезадаптации: высокие показатели тревоги и депрессии, ипохондрии, пессимистической оценки окружающего, психопатии, социальной отгороженности, интровертированности, наличие внутриличностного конфликта. Более высокий уровень психопатии у ВИЧ« + » осужденных указывал на потенциальную возможность социально опасных действий.
Профиль ММИЛ в выборках ВИЧ« + » и ВИЧ«-» осужденных, баллы (М ± т)
Таблица 1
Шкала ММИЛ ВИЧ«+» (п=46) ВИЧ«-» (п=35) Р
L Ложь 42,65+8,55 42,00 + 15,37 -
F Достоверность 110,86+24,72 71,23+28,48 <0,001
К Коррекция 35,54+8,92 39,89+13,71 <0,01
Сверхконтроль 86,43+20,02 54,09 + 13,74 <0,001
Пессимистичность 68,62+13,03 54,17+11,19 <0,001
Эмоциональная лабильность 74,86+16,14 53,00+9,63 <0,001
Импульсивность 72,03+9,35 63,49+9,90 <0,001
Женственность 47,89+12,63 47,74 + 13,94 -
Ригидность 82,03+16,29 67,09 + 18,64 <0,001
Тревожность 76,08+10,88 60,11 + 14,63 <0,001
Индивидуалистичность 88,14+21,71 65,46+21,93 <0,001
Оптимистичность 78,24+10,27 69,29 + 12,03 <0,001
Интроверсия 59,03 + 12,01 51,83 + 11,86 <0,01
Таблица 2
Показатели выборов цветового ряда у ВИЧ« + » и ВИЧ« — » осужденных по тесту Люшера, %
Цветовой ряд Основной способ действия испытуемого Цель, к которой стремится испытуемый Подавляемые потребности испытуемого
Выбор первого цвета Выбор второго цвета Выбор седьмого цвета Выбор восьмого цвета
ВИЧ«+» ВИЧ«-» ВИЧ«+» ВИЧ«-» ВИЧ«+» ВИЧ«-» ВИЧ«+» ВИЧ«-»
Серый 3,0 - 6,1 3,6 21,2 35,7 15,2 14,3
Темно-синий 12,1 3,6 39,4 21,4 6,1 21,4 3,0 3,6
Сине-зеленый 30,3 32,1 33,3 14,3 - - - -
Оранжево-красный 3,0 21,4 6,1 25,0 9,1 7,1 21,2 3,6
Желтый 3,0 10,7 6,1 17,9 18,2 3,6 21,2 17,9
Фиолетовый 3,0 7,1 3,0 7,1 18,2 7,1 12,1 3,6
Коричневый - 3,6 - 3,6 15,2 - - -
Чёрный 45,5 25,0 6,1 3,6 12,1 10,7 12,1 35,7
Усредненные показатели цветовых ассоциаций выбора стандартных цветов теста Люшера составили в выборке ВИЧ« + » 72105634, в выборке ВИЧ« — » 23514607, что ярко выявляет зеркальную противоположность в выборе первого-последнего цвета в исследуемых группах — черного. Отмечено и межгрупповое сходство: совершенно одинаков был выбор на шестой позиции коричневого цвета как безразличного, и одним из предпочитаемых цветов (третья—четвертая позиция) в обеих группах ставился синий.
При исследовании показателей выбора цветового ряда у ВИЧ« + » как характеристики основного способа действий, целей и подавляемых потребностей испытуемых выявлено, что выбор черного цвета стоял на первом месте рейтинга выбора первых позиций цветового ряда в 45,5 % случаев (табл. 2), характеризуя основной способ действия испытуемых и свидетельствуя о преобладании в эмоциональном состоянии тревоги, страха и депрессии. На первом месте второй позиции был темно-синий цвет — 39,4 % случаев, отражавший цель, к которой стремится испытуемый, а именно потребность в покое. В числе отвергаемых цветов, символизирующих подавляемые потребности, были оранжево-красный и желтый в равных пропорциях (21,2 %), находящиеся у ВИЧ« + » на последнем месте и свидетельствующие об истощении резервных возможностей организма, астенизации, пессимизме и тревоге в отношении будущего, блокировании желаний и потребности в активности, изменениях [6].
Выраженность источников стресса и состояние компенсации у ВИЧ« + » и ВИЧ« — » осужденных отражено в табл. 3. Достоверно чаще у ВИЧ« + » дополнительные цвета находились на первых трех местах (78,8 % против 10,3 % у ВИЧ« — »). Основные цвета были отвергаемы и у ВИЧ« + » осужденных, что говорило о блокировании основных психических потребностей (в покое и удовлетворении, потребности в самоутверждении, активности, успехе), наличии состояния тревоги и стресса в обеих группах, но в группе здоровых в отличие от ВИЧ« + » это напряжение компенсировалось, не приводя к дезадаптации.
Таблица 3
Частота встречаемости источников стресса и состояние компенсации у ВИЧ« + » и ВИЧ« — » осужденных по тесту Люшера, %
Признак ВИЧ«+» (п=46) ВИЧ«-» (п=60) р
Дополнительные цвета на первых трех местах 26 (78,8 %) 11 (10,3 %) 0,002
Основные цвета на трех последних местах 26 (78,8 %) 22 (36,6 %) -
Имеющиеся различия в предпочтении выборов в цветовом ряде указывали на процесс дезадаптации
у ВИЧ« + », неудачной компенсации напряжения, астенизации, снижении энергетического потенциала, понижении активности.
Суммарное отклонение от аутогенной нормы у ВИЧ« + » осужденных составило 5 стенов, что свидетельствовало о высоком уровне нервнопсихического неблагополучия: быстрой утомляемости, эмоциональной нестабильности, преобладании ипохондрических и астенических переживаний, наличии серьезных личностных проблем и межличностных конфликтов, высокой вероятности невротизации личности. Суммарное отклонение от аутогенной нормы в группе ВИЧ« — » осужденных составило 3 стена, отражая удовлетворительное нервно-психическое состояние. При таком значении сумарного отклонения внутриличностные проблемы и межличностные конфликты, как правило, разрешаются самостоятельно, но может быть нестабильным ощущение энергии и уравновешенности.
В качестве объективного критерия психологического состояния представляла интерес оценка вегетативных реакций, которые включены в адаптивно-трофическую функцию организма. Нами оценивался вегетативный коэффициент (ВК), как показатель отклонения от нормы оптимального уровня мобилизованности и активности организма, его психологической адаптированности. Обнаружено существенное отклонение от нормы ВК в обеих исследуемых группах в сторону его снижения (сниженный уровень при ВК менее 4 баллов), а также достоверное (р < 0,01) снижение ВК в группе ВИЧ« + ». Выявленные нарушения свидетельствовали о разбалансированности вегетативных реакций, психологической дезадаптированности, значимо выраженной в группе ВИЧ« + » осужденных, что свидетельствовало о связи этих нарушений с ин-фицированностью ВИЧ.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что основными признаками социальнопсихологической дезадаптации у ВИЧ« + » осужденных являются высокие показатели тревоги и депрессии, ипохондрии, пессимистической оценки окружающего, психопатии, социальной отгороженности, интровертированности, наличие вну-триличностного конфликта. Выраженный высокой уровень нервно-психического неблагополучия: быстрая утомляемость, снижение энергетического потенциала, неудачная компенсация напряжения и невротизация личности, эмоциональная нестабильность в сочетании с высоким уровнем психопатии могут создавать потенциальную возможность социально опасных действий.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости организации социально-психологических реабилитационных мероприятий по адаптации ВИЧ« + » осужденных к диагнозу и жизни с ВИЧ в условиях тюрьмы, снижению у них уровней тревоги и депрессии; создании комплексных программ
по подготовке к освобождению из мест лишения свободы и предупреждению социально опасных форм поведения.
Список литературы
1. Беляева В. В. Агрессивное поведение у больных, инфицированных ВИЧ / В. В. Беляева, Е. В. Ручкина, В. В. Покровский // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2000. - № 1. - С. 40-43.
2. Березин В. Ф. Методика многостороннего исследования личности / В. Ф. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. - М. : Фолиум, 1994. - 174 с.
3. Бююль А. БРББ: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бююль, П. Цефель. - СПб. : ООО «ДиаСофтЮп», 2001. - 608 с.
4. Покровский В. В. Клиническая диагностика и лечение ВИЧ-инфекции / В. В. Покровский, О. Г. Юрин, В. В. Беляева и др. - М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 96 с.
5. Сандомирский М. Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных / М. Е. Сандомирский. - Уфа : Здравоохранение Башкортостана, 2001. - 88 с.
6. ^бчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л. Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.
7. Тимофеев В. И. Цветовой тест М. Люшера / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. - СПб. : Имон, 2000. - 47 с.
SOCIAL PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEADAPTATION OF HIV-INFECTED PERSONS IN PENAL ENVIRONMENT
О. Е. Sannikova, А. G. Soloviev, P. I. Sidorov
Northern State Medical University, Arkhangelsk
A social-psychological portrait of HIV-infected men serving their sentence in the penal colony has been given. Symptoms of social-psychological deadaptation have been detected: high indices of anxiety and depression, psychopathies and nervous-mental ill-being accompanied by low energetic potential, neurotization and use of immature mechanisms of psychological protection. The necessity of social-psychological rehabilitation measures for adaptation of HIV-infected convicts to their disease, for lowering of anxiety and depression levels, for improvement of resistance to stress and preparation for jail release has been proved.
Key words: HIV-infected convicted men, social-psychological deadaptation psychological rehabilitation.
Контактная информация:
Санникова Ольга Евгеньевна — преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
Тел. (8182) 28-58-07, моб. +79212444847
Статья поступила 28.04.2008 г.