УДК 378.6:159.9:343.83
АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ИВАНОВ,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования,
г. Москва, Российская Федерация, е-таИ: [email protected]; ФЕДОР ИГОРЕВИЧ УШКОВ, заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы, ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, е-таИ: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Для цитирования
Иванов, А. Л. Реализация программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов в Федеральной службе исполнения наказаний / А. Л. Иванов, Ф. И. Ушков // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 2. - С. 218-223.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний по реализации Программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов на базе кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Раскрыты возможности формирования и развития у обучаемых новых компетенций при реализации современных психодиагностических, мультимодальных психокоррекционных и психотерапевтических методов, а также особенности комплексной медико-психологической реабилитации и медико-психолого-социального сопровождения сотрудников и осужденных.
Ключевые слова: повышение квалификации пенитенциарных психологов, инновационный подход, комплексная психодиагностика, скрытая мотивация осужденных, полимодальная психотерапия, психокоррекция, предупреждение эмоционального выгорания, социальная реабилитация и адаптация.
Повышение квалификации сотрудников имеет большое значение для эффективного функционирования органов и учреждений ФСИН России. Организация повышения квалификации во ФСИН России является частью кадровой политики ведомства и путем последовательного повышения общеобразовательного, профессионального и культур-
© Иванов А. Л., Ушков Ф. И., 2018
ного уровня сотрудников оказывает положительное влияние на обеспечение законности и достижение результатов его деятельности. Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний пенитенциарных психологов в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий, изучения новых форм и методов деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) уголовно-исполнительной системы (УИС) (приказ Минюста России от 11 апреля 2007 г. № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»).
Какие объективные причины для включения психолога в систему повышения квалификации? Повышение квалификации осуществляется при появлении у психолога дополнительных служебных функций на замещаемых должностях или при необходимости предстоящего должностного перемещения (повышения по службе). Как правило, повышение квалификации проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей служебной деятельности пенитенциарного психолога. В предыдущие годы повышение квалификации сотрудников УИС осуществлялось на базе психологического факультета Академии ФСИН России, но в связи с внедрением маркетингового подхода к работе с вузами и институтами повышения квалификации управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России на основании отбора и мониторинга образовательных учреждений, учитывая особенности служебной деятельности, приняло решение на основании взаимных договоренностей между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний реализовать масштабный проект по повышению квалификации более 1000 сотрудников, занимающихся вопросами медико-психологического обеспечения, воспитательной, социальной и психологической работой в УИС в течение 2017-2018 гг. Основной задачей проекта стала необходимость обеспечения комплексного решения проблем, связанных с непрерывной профессиональной подготовкой пенитенциарных психологов, их участие в постоянном процессе формирования и совершенствования профессиональных навыков, знаний, умений, развития их личностных качеств на протяжении всего периода службы.
В Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) более 80 лет успешно проводится переподготовка врачей и клинических психологов страны. Академия располагает отработанными технологиями и опытом подготовки врачей - психиатров, наркологов, психотерапевтов и клинических психологов в области высоких технологий, содействуя повышению качества медицинской и психотерапевтической помощи, совершенствуя и разрабатывая современные подходы к лечению, профилактике, диагностике заболеваний кадров здравоохранения и образования в системе дополнительного и послевузовского профессионального образования.
Цикл повышения квалификации получил название «Психотерапия и медицинская психология в деятельности пенитенциарных психологов». Его актуальность продиктована необходимостью приобретения новых знаний, умений и навыков работы пенитенциарными психологами, развития у них новых компетенций на фоне последних достижений отечественной и зарубежной полимодальной психотерапии и клинической психологии в связи с повышением требований руководства ФСИН России к подготовке специалистов для проведения высококачественной квалифицированной работы как с сотрудниками, так и с осужденными, резко возросшей потребностью общества в надежности и профессионализме работы всей системы исполнения наказаний.
Разрабатывая программу курса, коллектив преподавателей кафедры психотерапии и сексологии исходил из того, что к пенитенциарным психологам сегодня предъявляются высокие требования: способность свободно ориентироваться в профессиональной области, обладать большим объемом знаний и навыков в пограничных областях, в частности: служебной психодиагностике, психологическом консультировании, полимодальной психотерапии и психокоррекции, социальной медицине и реабилитации. Очевидно, что лишь немногие выпускники профильных психологических вузов системы ФСИН России, распределяемые для службы на должности пенитенциарных психологов, обладают необходимыми для выполнения своих прямых профессиональных обязанностей навыками и компетенциями [3].
Разработанная на кафедре психотерапии и сексологии РМАНПО новая модель повышения квалификации пенитенциарного психолога реализуется в рамках программы, рассчитанной на 144 часа, и включает в себя четыре базовых модуля: 1) основы служебной психодиагностики (30 часов); 2) мультимодальная психотерапия и психокоррекция (30 часов); 3) организация комплексной медико-психологической реабилитации и адаптации (30 часов); 4) развитие междисциплинарного командного взаимодействия медицинских работников, воспитательных структур и пенитенциарных психологов в интересах совершенствования служебной деятельности (30 часов). В каждом учебном модуле соотношение аудиторных и практических занятий распределено в пропорции 1 : 1 (на аудиторные занятия отводится 14 часов, на отработку навыков в форме тренингов - 14 часов, на контрольное занятие по усвоению модуля - 2 часа).
Раскрывая содержание учебных модулей, преподаватели кафедры учли пожелания управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России относительно конкретизации обучения в зависимости от контингента, к которому применяется психологическое воздействие. Так, в учебном модуле предусмотрены следующие блоки: а) новейшие психологические методики для отбора персонала на основе 25-го кадра, б) инновационные психологические подходы к изучению личности осужденного. При изучении данного модуля слушатели получают информацию о том, что новейшие технологии 25-го кадра и «BioReader», которые целесообразно использовать в процессе психологической диагностики в исправительных учреждениях, реализуют методологию теории распознавания образов и кодирования-декодирования психикой воспринимаемой информации. В основе технологии лежат такие объективные средства измерения психической деятельности, которые блокируют защиту сознания тестируемого и обеспечивают доступ тестирующего в подсознание. Эта технология прямого доступа в подсознание человека «Screen to Screening Technology» (S2S), в которой текстовая или графическая информация перед предъявлением тестируемому сотруднику или осужденному предварительно кодируется и выводится на монитор компьютера. При появлении на экране каждого кодированного изображения тестируемый нажимает на кнопку компьютерной мыши или клавиатуры. Технология S2S позволяет скрывать (маскировать) смысл процедуры тестирования и получать в результате точные, нефальсифицированные ответы. Специальный математический аппарат программы преобразует результаты тестирования в доступную для понимания и интерпретации форму - отчет, который становится доступен сразу после завершения процедуры тестирования. Математическая обработка полученной информации происходит на центральном сервере и передается исследователю по сети Интернет через пару минут. Полученный в графическом виде отчет анализируется пенитенциарным психологом, позволяя диагностировать у обследуемого контингента
психические отклонения, отрицательные мотивы, негативные цели, заблаговременно прогнозировать поведение как осужденных, так и сотрудников, а также наличие у них эмоционального выгорания, психосоматических проявлений, возможных суицидальных побуждений [1].
При предъявлении тестируемому определенным образом построенных внешних образов удается выявить значимые для него психосемантические концепты, указывающие на установки, значимые черты личности и ее предрасположенности, тип отношения к среде, службе, событиям в жизни. Результаты тестирования позволяют выявить доминирующую мотивацию в подсознании осужденного (сотрудника) на исправление (усердие в службе), а также проанализировать мотивационные субдоминанты, их силу и взаимосвязи [1].
В учебный модуль 2 включены блоки: а) эффективные методы психотерапии и психокоррекции сотрудников в условиях несения службы; б) эффективные методы психотерапевтической и психокоррекционной помощи осужденным.
Учебный модуль 3 состоит из блоков: а) современные методы медико-психологической реабилитации сотрудников службы на реабилитационном этапе восстановительного лечения; б) эффективные методы ресоциализации осужденных с помощью пси-хокоррекционных исправительных тренингов.
Учебный модуль 4 раскрывается в блоках: а) эффективные методы сплочения служебных коллективов, профилактика посттравматических стрессовых состояний сотрудников службы; б) психолого-педагогические и психокоррекционные методы формирования позитивной мотивации в среде осужденных.
Основной акцент в повышении квалификации пенитенциарных психологов делается на формирование способности и готовности последних эффективно выполнять служебные обязанности в междисциплинарной команде (пенитенциарный психолог, воспитатель, медицинский работник), в экстремальных, напряженных ситуациях, а также в условиях профессиональной деформации в интересах развития профессиональной мотивации и формирования конструктивного правового поведения сотрудников службы, успешной социальной адаптации к условиям заключения и последующей социализации в гражданское общество осужденных [2].
В результате освоения программы у обучающихся пенитенциарных психологов формируются и развиваются компетенции:
- готовность к разработке программ клинико-социального обследования состояний сотрудников и осужденных как индивидов и групп, находящихся в ситуациях социальной дезадаптации;
- готовность к применению методов психологического сопровождения (психотерапии и психокоррекции методами полимодальной психотерапии) индивидов и групп в ситуациях социального риска;
- готовность оказывать психологическую помощь сотрудникам и осужденным в выборе стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях;
- готовность к использованию технологий восстановительного правосудия, навыков психологического управления, самоуправления и медитации в условиях конфликта в правозначимых ситуациях;
- готовность к применению методов диагностики, профилактики и коррекции состояний социальной дезадаптации;
- готовность к разработке стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений;
- готовность к организации слаженной бесконфликтной совместной командной междисциплинарной деятельности с коллегами (социальные и медицинские работники, воспитатели, сотрудники надзора и охраны);
- готовность к взаимодействию в мультидисциплинарной команде сотрудников ФСИН России;
- готовность к управлению мультидисциплинарной командой профильных специалистов, исполняющих воспитательные, социальные, психологические и медицинские функции в местах лишения свободы [2].
Контрольным мероприятием, завершающим обучение, является написание обучающими творческих эссе по соответствующей тематике и их защита.
Опыт повышения квалификации более 120 пенитенциарных психологов на базе кафедры психотерапии и сексологии РМАНПО в 2017 г. позволил сделать следующие выводы:
1. Комплексный интегральный подход к повышению квалификации пенитенциарных психологов способствует значительному повышению эффективности их деятельности при выполнении служебных обязанностей, формированию высокой мотивации на развитие личностных и профессиональных качеств.
2. По результатам сдачи зачета по курсу более 58 % слушателей получили отличные оценки, 49 - защитили на отлично творческие эссе по курсу, 78 - приобрели значимые новые навыки комплексного обследования сотрудников и осужденных в интересах глубокого и всестороннего психологического изучения, 83 - принципиально новые знания по основам полимодальной психотерапии, 92 - первый практический опыт использования методов мультимодальной психотерапии в группах сотрудников и осужденных, 28 % - заявили о готовности возглавить отделы психологической службы в своих исправительных учреждениях.
Вопросы взаимодействия кафедры психотерапии и сексологии РМАНПО и управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, связанные с повышением квалификации сотрудников УИС, были конструктивно обсуждены на Итоговом международном конгрессе года «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи, общества», который был организован Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой, Национальной ассоциацией развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и прошел в ноябре 2017 г. на базе Академии ФСИН России в Рязани.
Как отмечается в материалах Конгресса, все сотрудники психологических служб уголовно-исполнительной системы, прошедшие курс обучения «Психотерапия и медицинская психология в деятельности пенитенциарных психологов», приняли участие в заседании секции по пенитенциарной психологии, где обсуждались вопросы совершенствования психологической работы с осужденными путем развития психотерапевтического направления работы [3].
Участие психологов УИС в подобных мероприятиях способствует их интеграции в психологическое сообщество России, расширяет профессиональный кругозор и сферу применяемых в работе методов, способствует популяризации их деятельности. В планах на 2018 г. предусмотрены качественные изменения в повышении квалификации пенитенциарных психологов в связи с полученной обратной связью как от обучаемых, так и от руководства ФСИН России.
Библиографический список
1. Иванов А. Л. Возможности использования новейших методов медико-психологической диагностики на основе технологии 25-го кадра применительно к заключенным и персоналу исправительных учреждений в системе Федеральной службы исполнения наказаний // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 255-259.
2. Иванов А. Л., Кабинова О. А. Роль тренинга интервизии в сплочении экспертной мультидисциплинарной команды специалистов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 100-102.
3. Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai (дата обращения: 06.03.2018).