Научная статья на тему 'Реализация программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов в Федеральной службе исполнения наказаний'

Реализация программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов в Федеральной службе исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ / DEVELOPMENT OF VOCATIONAL COMPETENCE OF PENITENTIARY PSYCHOLOGISTS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE APPROACH / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / СКРЫТАЯ МОТИВАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / HIDDEN MOTIVATION OF CONVICTS / ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / MULTIMODAL PSYCHOTHERAPEUTICS / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION AND ADAPTATION / COMPLEX PSYCHOGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Ушков Федор Игоревич

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний по реализации Программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов на базе кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Раскрыты возможности формирования и развития у обучаемых новых компетенций при реализации современных психодиагностических, мультимодальных психокоррекционных и психотерапевтических методов, а также особенности комплексной медико-психологической реабилитации и медико-психолого-социального сопровождения сотрудников и осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Ушков Федор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF PENITENTIARY PSYCHOLOGISTS IN THE FEDERAL PENAL SYSTEM

The article deals with the interaction of the Ministry of Health of the Russian Federation and the Federal Penal Service in the sphere of continuing professional education program implementation for prison psychologists at the department of psychotherapy and sexology of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education. The authors reveal the possibilities of development of new competencies on the implementation of modern psychodiagnostic, multimodal psychotherapeutics and psychotherapeutic methods, as well as the features of complex medical and psychological rehabilitation and medical, psychological and social support of employees and convicts.

Текст научной работы на тему «Реализация программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов в Федеральной службе исполнения наказаний»

УДК 378.6:159.9:343.83

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ИВАНОВ,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования,

г. Москва, Российская Федерация, е-таИ: kafpsiter@yandex.ru; ФЕДОР ИГОРЕВИЧ УШКОВ, заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы, ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, е-таИ: ushkov.f.i@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Для цитирования

Иванов, А. Л. Реализация программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов в Федеральной службе исполнения наказаний / А. Л. Иванов, Ф. И. Ушков // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 2. - С. 218-223.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний по реализации Программы непрерывного профессионального образования пенитенциарных психологов на базе кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Раскрыты возможности формирования и развития у обучаемых новых компетенций при реализации современных психодиагностических, мультимодальных психокоррекционных и психотерапевтических методов, а также особенности комплексной медико-психологической реабилитации и медико-психолого-социального сопровождения сотрудников и осужденных.

Ключевые слова: повышение квалификации пенитенциарных психологов, инновационный подход, комплексная психодиагностика, скрытая мотивация осужденных, полимодальная психотерапия, психокоррекция, предупреждение эмоционального выгорания, социальная реабилитация и адаптация.

Повышение квалификации сотрудников имеет большое значение для эффективного функционирования органов и учреждений ФСИН России. Организация повышения квалификации во ФСИН России является частью кадровой политики ведомства и путем последовательного повышения общеобразовательного, профессионального и культур-

© Иванов А. Л., Ушков Ф. И., 2018

ного уровня сотрудников оказывает положительное влияние на обеспечение законности и достижение результатов его деятельности. Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний пенитенциарных психологов в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий, изучения новых форм и методов деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) уголовно-исполнительной системы (УИС) (приказ Минюста России от 11 апреля 2007 г. № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»).

Какие объективные причины для включения психолога в систему повышения квалификации? Повышение квалификации осуществляется при появлении у психолога дополнительных служебных функций на замещаемых должностях или при необходимости предстоящего должностного перемещения (повышения по службе). Как правило, повышение квалификации проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей служебной деятельности пенитенциарного психолога. В предыдущие годы повышение квалификации сотрудников УИС осуществлялось на базе психологического факультета Академии ФСИН России, но в связи с внедрением маркетингового подхода к работе с вузами и институтами повышения квалификации управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России на основании отбора и мониторинга образовательных учреждений, учитывая особенности служебной деятельности, приняло решение на основании взаимных договоренностей между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний реализовать масштабный проект по повышению квалификации более 1000 сотрудников, занимающихся вопросами медико-психологического обеспечения, воспитательной, социальной и психологической работой в УИС в течение 2017-2018 гг. Основной задачей проекта стала необходимость обеспечения комплексного решения проблем, связанных с непрерывной профессиональной подготовкой пенитенциарных психологов, их участие в постоянном процессе формирования и совершенствования профессиональных навыков, знаний, умений, развития их личностных качеств на протяжении всего периода службы.

В Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) более 80 лет успешно проводится переподготовка врачей и клинических психологов страны. Академия располагает отработанными технологиями и опытом подготовки врачей - психиатров, наркологов, психотерапевтов и клинических психологов в области высоких технологий, содействуя повышению качества медицинской и психотерапевтической помощи, совершенствуя и разрабатывая современные подходы к лечению, профилактике, диагностике заболеваний кадров здравоохранения и образования в системе дополнительного и послевузовского профессионального образования.

Цикл повышения квалификации получил название «Психотерапия и медицинская психология в деятельности пенитенциарных психологов». Его актуальность продиктована необходимостью приобретения новых знаний, умений и навыков работы пенитенциарными психологами, развития у них новых компетенций на фоне последних достижений отечественной и зарубежной полимодальной психотерапии и клинической психологии в связи с повышением требований руководства ФСИН России к подготовке специалистов для проведения высококачественной квалифицированной работы как с сотрудниками, так и с осужденными, резко возросшей потребностью общества в надежности и профессионализме работы всей системы исполнения наказаний.

Разрабатывая программу курса, коллектив преподавателей кафедры психотерапии и сексологии исходил из того, что к пенитенциарным психологам сегодня предъявляются высокие требования: способность свободно ориентироваться в профессиональной области, обладать большим объемом знаний и навыков в пограничных областях, в частности: служебной психодиагностике, психологическом консультировании, полимодальной психотерапии и психокоррекции, социальной медицине и реабилитации. Очевидно, что лишь немногие выпускники профильных психологических вузов системы ФСИН России, распределяемые для службы на должности пенитенциарных психологов, обладают необходимыми для выполнения своих прямых профессиональных обязанностей навыками и компетенциями [3].

Разработанная на кафедре психотерапии и сексологии РМАНПО новая модель повышения квалификации пенитенциарного психолога реализуется в рамках программы, рассчитанной на 144 часа, и включает в себя четыре базовых модуля: 1) основы служебной психодиагностики (30 часов); 2) мультимодальная психотерапия и психокоррекция (30 часов); 3) организация комплексной медико-психологической реабилитации и адаптации (30 часов); 4) развитие междисциплинарного командного взаимодействия медицинских работников, воспитательных структур и пенитенциарных психологов в интересах совершенствования служебной деятельности (30 часов). В каждом учебном модуле соотношение аудиторных и практических занятий распределено в пропорции 1 : 1 (на аудиторные занятия отводится 14 часов, на отработку навыков в форме тренингов - 14 часов, на контрольное занятие по усвоению модуля - 2 часа).

Раскрывая содержание учебных модулей, преподаватели кафедры учли пожелания управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России относительно конкретизации обучения в зависимости от контингента, к которому применяется психологическое воздействие. Так, в учебном модуле предусмотрены следующие блоки: а) новейшие психологические методики для отбора персонала на основе 25-го кадра, б) инновационные психологические подходы к изучению личности осужденного. При изучении данного модуля слушатели получают информацию о том, что новейшие технологии 25-го кадра и «BioReader», которые целесообразно использовать в процессе психологической диагностики в исправительных учреждениях, реализуют методологию теории распознавания образов и кодирования-декодирования психикой воспринимаемой информации. В основе технологии лежат такие объективные средства измерения психической деятельности, которые блокируют защиту сознания тестируемого и обеспечивают доступ тестирующего в подсознание. Эта технология прямого доступа в подсознание человека «Screen to Screening Technology» (S2S), в которой текстовая или графическая информация перед предъявлением тестируемому сотруднику или осужденному предварительно кодируется и выводится на монитор компьютера. При появлении на экране каждого кодированного изображения тестируемый нажимает на кнопку компьютерной мыши или клавиатуры. Технология S2S позволяет скрывать (маскировать) смысл процедуры тестирования и получать в результате точные, нефальсифицированные ответы. Специальный математический аппарат программы преобразует результаты тестирования в доступную для понимания и интерпретации форму - отчет, который становится доступен сразу после завершения процедуры тестирования. Математическая обработка полученной информации происходит на центральном сервере и передается исследователю по сети Интернет через пару минут. Полученный в графическом виде отчет анализируется пенитенциарным психологом, позволяя диагностировать у обследуемого контингента

психические отклонения, отрицательные мотивы, негативные цели, заблаговременно прогнозировать поведение как осужденных, так и сотрудников, а также наличие у них эмоционального выгорания, психосоматических проявлений, возможных суицидальных побуждений [1].

При предъявлении тестируемому определенным образом построенных внешних образов удается выявить значимые для него психосемантические концепты, указывающие на установки, значимые черты личности и ее предрасположенности, тип отношения к среде, службе, событиям в жизни. Результаты тестирования позволяют выявить доминирующую мотивацию в подсознании осужденного (сотрудника) на исправление (усердие в службе), а также проанализировать мотивационные субдоминанты, их силу и взаимосвязи [1].

В учебный модуль 2 включены блоки: а) эффективные методы психотерапии и психокоррекции сотрудников в условиях несения службы; б) эффективные методы психотерапевтической и психокоррекционной помощи осужденным.

Учебный модуль 3 состоит из блоков: а) современные методы медико-психологической реабилитации сотрудников службы на реабилитационном этапе восстановительного лечения; б) эффективные методы ресоциализации осужденных с помощью пси-хокоррекционных исправительных тренингов.

Учебный модуль 4 раскрывается в блоках: а) эффективные методы сплочения служебных коллективов, профилактика посттравматических стрессовых состояний сотрудников службы; б) психолого-педагогические и психокоррекционные методы формирования позитивной мотивации в среде осужденных.

Основной акцент в повышении квалификации пенитенциарных психологов делается на формирование способности и готовности последних эффективно выполнять служебные обязанности в междисциплинарной команде (пенитенциарный психолог, воспитатель, медицинский работник), в экстремальных, напряженных ситуациях, а также в условиях профессиональной деформации в интересах развития профессиональной мотивации и формирования конструктивного правового поведения сотрудников службы, успешной социальной адаптации к условиям заключения и последующей социализации в гражданское общество осужденных [2].

В результате освоения программы у обучающихся пенитенциарных психологов формируются и развиваются компетенции:

- готовность к разработке программ клинико-социального обследования состояний сотрудников и осужденных как индивидов и групп, находящихся в ситуациях социальной дезадаптации;

- готовность к применению методов психологического сопровождения (психотерапии и психокоррекции методами полимодальной психотерапии) индивидов и групп в ситуациях социального риска;

- готовность оказывать психологическую помощь сотрудникам и осужденным в выборе стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях;

- готовность к использованию технологий восстановительного правосудия, навыков психологического управления, самоуправления и медитации в условиях конфликта в правозначимых ситуациях;

- готовность к применению методов диагностики, профилактики и коррекции состояний социальной дезадаптации;

- готовность к разработке стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений;

- готовность к организации слаженной бесконфликтной совместной командной междисциплинарной деятельности с коллегами (социальные и медицинские работники, воспитатели, сотрудники надзора и охраны);

- готовность к взаимодействию в мультидисциплинарной команде сотрудников ФСИН России;

- готовность к управлению мультидисциплинарной командой профильных специалистов, исполняющих воспитательные, социальные, психологические и медицинские функции в местах лишения свободы [2].

Контрольным мероприятием, завершающим обучение, является написание обучающими творческих эссе по соответствующей тематике и их защита.

Опыт повышения квалификации более 120 пенитенциарных психологов на базе кафедры психотерапии и сексологии РМАНПО в 2017 г. позволил сделать следующие выводы:

1. Комплексный интегральный подход к повышению квалификации пенитенциарных психологов способствует значительному повышению эффективности их деятельности при выполнении служебных обязанностей, формированию высокой мотивации на развитие личностных и профессиональных качеств.

2. По результатам сдачи зачета по курсу более 58 % слушателей получили отличные оценки, 49 - защитили на отлично творческие эссе по курсу, 78 - приобрели значимые новые навыки комплексного обследования сотрудников и осужденных в интересах глубокого и всестороннего психологического изучения, 83 - принципиально новые знания по основам полимодальной психотерапии, 92 - первый практический опыт использования методов мультимодальной психотерапии в группах сотрудников и осужденных, 28 % - заявили о готовности возглавить отделы психологической службы в своих исправительных учреждениях.

Вопросы взаимодействия кафедры психотерапии и сексологии РМАНПО и управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, связанные с повышением квалификации сотрудников УИС, были конструктивно обсуждены на Итоговом международном конгрессе года «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи, общества», который был организован Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой, Национальной ассоциацией развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и прошел в ноябре 2017 г. на базе Академии ФСИН России в Рязани.

Как отмечается в материалах Конгресса, все сотрудники психологических служб уголовно-исполнительной системы, прошедшие курс обучения «Психотерапия и медицинская психология в деятельности пенитенциарных психологов», приняли участие в заседании секции по пенитенциарной психологии, где обсуждались вопросы совершенствования психологической работы с осужденными путем развития психотерапевтического направления работы [3].

Участие психологов УИС в подобных мероприятиях способствует их интеграции в психологическое сообщество России, расширяет профессиональный кругозор и сферу применяемых в работе методов, способствует популяризации их деятельности. В планах на 2018 г. предусмотрены качественные изменения в повышении квалификации пенитенциарных психологов в связи с полученной обратной связью как от обучаемых, так и от руководства ФСИН России.

Библиографический список

1. Иванов А. Л. Возможности использования новейших методов медико-психологической диагностики на основе технологии 25-го кадра применительно к заключенным и персоналу исправительных учреждений в системе Федеральной службы исполнения наказаний // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 255-259.

2. Иванов А. Л., Кабинова О. А. Роль тренинга интервизии в сплочении экспертной мультидисциплинарной команды специалистов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 100-102.

3. Официальный сайт ФСИН России. URL : http://xn--h1akkl.xn--p1ai (дата обращения: 06.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.