УДК 378
З.Дж. Макиева Г. Т. Каримова А.Д. Макаева
ТРЕБОВАНИЯ К ВЕБ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПО СЕКТОРАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАМКЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ ИКТ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. В статье раскрывается актуальность и необходимость создания Информационной системы секторальной рамки квалификации по ИКТ в Кыргызской Республике. Представлены необходимые требования к разрабатываемой веб-ориентированной информационной системе и основные функциональные возможности.
Z. Makieva G. Karimova A. Makaeva
Keywords: sectoral qualifications framework, computer science, learning outcomes, qualifications framework and information system.
В последние годы в постсоветском пространстве, в том числе и в Кыргызстане, быстрыми темпами идет переход к Болонской системе высшего образования, основанной на кредитах. Вместе с этим появляются новые понятия и подходы в образовании; происходит смена парадигмы обучения от простого преподавания знаний (teaching) к обучению, осуществляемому самим студентом/человеком (learning), а также формирование учебных планов и образовательных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда. Вследствие всех этих процессов приобретает особую актуальность вопрос формирования и претворения в нашу жизнь квалификационных рамок квалификаций для специалистов с высшим образованием.
Рамка квалификации понимается как системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соответствие дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении соответствующим квалификационным уровням и требованиям.
Рамка квалификаций обеспечивает системный подход к содержанию квалификаций и их распределению по уровням. Это позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования, привести их в соответствие с требованиями сферы труда.
Рамка квалификаций позволяет проводить сравнения квалификаций и дипломов, выданных в разных странах, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой миграции и академической мобильности обучающихся.
Также рамка квалификаций позволяет выстраивать оптимальные пути обучения и получения квалификаций, позволяющие гражданам адаптироваться как к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении.
© З.Дж. Макиева, Г.Т. Каримова, А.Д. Макаева, 2014
З.Дж. Макиева, Г. Т. Каримова, А.Д. Макаева. Требования к веб-ориентированной...
В рамках Темпус-проекта «QUADRIGA», который объединяет Европейское академическое сообщество и страны Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, были сформированы рабочие группы по формированию Национальной рамки квалификаций (НКР) и Секторальной рамки квалификаций (СКР) по Информационным и коммуникационным технологиям (как пример) в каждой стране.
В целя достижения большей общности и сопоставимости квалификационных рамок, их прозрачности для широких кругов пользователей возникает необходимость создания веб-ориентированной информационной системы секторальной квалификационной рамки по ИКТ, внедрение которой позволит предоставлять информацию организациям и лицам, желающим оценить адекватность квалификаций предприятиям, признающим квалификации; гражданам, намеревающимся определить квалификации, необходимые для дальнейшего профессионального и карьерного роста, или оценить статус собственной квалификации).
При разработке основных требований к проектируемой ИС нами приняты во внимание практическая идентичность методологий разработки СКР для ИКТ у нас в КР (по TEMPUS-проекту QUADRIGA) и для направления Информационные технологии и Менеджмент в работах [3, 2] по TEMPUS-проекту INARM, а также большая степень формализации последней для разработки соответствующих таблиц базы данных и их взаимосвязей, логической и функционально моделей разрабатываемой ИС.
Цель информационной системы (ИС) - повышение достоверности, актуальности и сокращение времени доступа к информации за счет использования новых веб-технологий.
Пользователями информационной системой являются:
1. Методисты вуза, которые осуществляют:
- Ввод/заполнение, редактирование, удаление данных по СКР
- Ввод/заполнение, редактирование, удаление данных учебного плана
2. Методисты (сотрудники) министерства образования и науки (МОН КР), осуществляющие:
- Ввод/заполнение, редактирование, удаление НКР
- Ввод/заполнение, редактирование, удаление данных из справочника ОС
3. Сотрудники министерства труда, осуществляющие1:
- Ввод/заполнение, редактирование, удаление данных Профессионального стандарта.
Задачи и описание информационной системы:
I. Основные справочники (таблицы) ИС:
- ГКВЭД - государственный классификатор видов экономической деятельности КР;
- Классификатор профессий;
- Профессиональный стандарт;
- ГОС - государственный стандарт КР в области образования.
II. Основные подсистемы (экранные формы):
1) Форма для ввода данных Национальной квалификационой рамки (образовательные уровни, дискрипторы, описание уровней)
Имеет функцию: определение основных параметров НКР
Как результат : Текстовый документ в виде таблицы с данными НКР
2) Форма для ввода основных параметров Профессионального стандарта
Имеет функцию: определение основных параметров ПС
Как результат : Текстовый документ в виде таблицы с данными ПС
1 Совместно с экспертами и представителями ассоциаций профессиональных сообществ
3) Форма для ввода основных параметров Государственного образовательного стандарта
Имеет функцию: определение основных параметров ГОС
Как результат: Текстовый документ в виде таблицы с данными ГОС по направлениям
4) Форма для ввода параметров Секторальной квалификационной рамки Имеет функцию: Определение параметров СКР:
- выбор из БД ГКВЭД области профессиональной деятельности;
- выбор профессии из БД Классификатор профессии;
- выбор направления из БД ГОС;
- выбор группы трудовых функций из таблицы БД Профессионального стандарта;
- выбор трудовой функции;
- выбор Знания, Умения, Компетенции;
- выбор квалификационных уровней из НКР;
Как результат: Формирование СКР в виде таблицы с текстовыми данными с полями область профессиональной деятельности, профессия, направление, группы трудовых функций, трудовая функция, квалификационный уровень, Знания, Умения, Компетенции, Пути Достижения, Рекомендуемые должности. 1) Форма для ввода данных ОС:
Имеет функцию: определение параметров Учебного плана
- выбор Уровня образования
- выбор Направления подготвки
- выбор Профиля подготовки
- выбор Компетенции;
- выбор Результаты обучения;
- выбор Дисциплин;
Как результат: Формирование Учебного плана в виде таблицы с текстовыми данными с полями уровень образования, направление подготовки, профиль подготовки, компетенции, результаты обучения, дисциплины.
Основные функциональные возможности:
- Ввод дисциплин по отдельным направлениям и профилям для всех квалификационных образовательных уровней;
- Предоставление оперативной информации по Национальной и Секторальным квалификационным рамкам;
- Формирование СКР по отраслям экономической деятельности;
- Генерирование отчетов разных видов по требованию пользователя;
- Автоматизация работы сотрудников министерства образования и науки, министерства труда, сотрудников методических центров ВУЗов;
- Организация электронного документооборота как внутри вуза так и с министерставми и ведомствами;
- Выбор и поиск информации;
- Предоставление возможности взаимодействовать с информационными системами других стран;
- Предоставление возможности доступа к базам данных других систем. Требования к данным:
- Организация оперативного архива данных с возможностью полного востановления архивных данных;
З.Дж. Макиева, Г. Т. Каримова, А.Д. Макаева. Требования к веб-ориентированной...
- Хранение данных по НРК, СКР, ПС, ГОС, учебных планов, дисциплин с возможностью редактирования, импортирования, передачи в форматах XML, DOC, Excel и др.
- Сохранение целостности БД в аварийных ситуациях (выключения электропитания).
Ограничения:
- Все документы, генерируемые системой, должны предусматривать возможность распечатки на бумажных носителях;
- Разграничение уровней прав доступа и разрешений пользователей должно полностью исключить возможность несакционированного доступа к данным.
Руководящие указания:
- Каждая подсистема должна иметь функции резервного копирования и востановления текущей информации;
- Надежная вычислительная база должна управлять доступом именованных пользователей к именованным объектам системы. Механизм управления (права для владельца, группы, прочих, списки управления доступом) должен позволять специфицировать разделение файлов между индивидами и/или группами. Механизм управления должен ограничивать распространение прав доступа только авторизованным пользователям. Все объекты ИС должны подвергаться контролю доступа. В случае экстренной необходимости (попытки взлома и т.д.) сторона, сопровождающая систему, должна иметь возможность повысить уровень защищенности системы -шифрования сетевого потока информации и т.д.
- Подсистемы должны формироваться в архитектуре клиент-сервер. В качестве сервера выбран MS SQL Server. Интерфейс клиентской части информационной системы разрабатывается на языке программирования -C# на платформе ASP.NET MVC5. Выбор обоснован тем, что данная среда разработки предназначена для создания масштабных, клиент-серверных web-приложений, который использует кроссплатформу .NET Framework и возможности ASP .Net. Данная платформа совмещает несколько языков программирования и имеет широкие возможности работы с базами данных SQL.
Ожидаемые результаты
В результате создания информационной системы:
1. Создается единая система доступа к документам, требуемым для формирования СКР.
2. Формируется база данных, содержащая НКР, СКР, Профессиональные стандарты (ПС), Государственный классификатор видов экономической деятельности (ГКВЭД), дисциплины и результаты обучения Государственного образовательного стандарта (ГОС) направления и Учебного плана профиля.
3. Создается инструмент, позволяющий:
- проводить аналитическую работу с целью выработки стратегических решений по подбору дисциплин ГОС и учебного плана в соответствии с результатами обучения;
- оперативно получать актуальную информацию на кыргызском, русском и английском языках из квалификационных рамок Кыргызской Республики, а также других стран-партнеров по проекту «QUADRIGA».
Библиографический список
1. Олейникова О.Н., Муравьева А. А., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. - М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. - 131 с.
2. Васильева Е.В., Митрофанова Е. А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации. Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5.
3. Митрофанова Е.А. Методология разработки Секторальной квалификационной рамки в менеджменте, доклад на летней школе, Кобленц, Кобленц Ландау Университет, 2014.
4. Стамкулова Г.К. Требования к разрабатываемой АСУ выпускающей кафедры // Вестник, КГУСТА, Бишкек. 2012. С.68-71.
5. http://www.cvets.ru.