Научная статья на тему 'Методология построения секторальной квалификационной рамки в Кыргызской Республике'

Методология построения секторальной квалификационной рамки в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салиев Алишер Борубаевич, Мусабаев Эмильбек Бахытжанович

Работа посвящена общей методологии построения Секторальной рамки квалификаций для направления подготовки специалистов в КР по направлению (как пример) ИТ. Она выполнена в рамках Темпус-проекта «QUADRIGA», объединяющей Европейское академическое сообщество и страны Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, с целью продвижения Болонских принципов подготовки специалистов с высшим образованием, формирования Национальной рамки квалификаций (НКР) и Секторальной рамки квалификаций (СКР) по Информационным и коммуникационным технологиям в каждой из указанных Средне-Азиатских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салиев Алишер Борубаевич, Мусабаев Эмильбек Бахытжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The work is devoted to the General methodology of the Sectoral qualifications framework for the training of specialists in the CR direction (as an example) it. She performed in the framework of the Tempus project «QUADRIGA», uniting the European academic community and the countries of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, in order to promote the Bologna principles of preparation of specialists with higher education, the formation of the National qualifications framework (NQF) and Sectoral qualifications frameworks (RCDS) on Information and communication technologies in each of these Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «Методология построения секторальной квалификационной рамки в Кыргызской Республике»

УДК 378

А.Б. Салиев Э.Б. Мусабаев

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕКТОРАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАМКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. Работа посвящена общей методологии построения Секторальной рамки квалификаций для направления подготовки специалистов в КР по направлению (как пример) ИТ. Она выполнена в рамках Темпус-проекта «QUADRIGA», объединяющей Европейское академическое сообщество и страны Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, с целью продвижения Болонских принципов подготовки специалистов с высшим образованием, формирования Национальной рамки квалификаций (НКР) и Секторальной рамки квалификаций (СКР) по Информационным и коммуникационным технологиям в каждой из указанных Средне-Азиатских стран.

Ключевые слова: направление подготовки, анкетирование, компетенция, информационные и коммуникационные технологии, результаты обучения, рамка квалификаций.

Abstract. The work is devoted to the General methodology of the Sectoral qualifications framework for the training of specialists in the CR direction (as an example) it. She performed in the framework of the Tempus project «QUADRIGA», uniting the European academic community and the countries of Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, in order to promote the Bologna principles of preparation of specialists with higher education, the formation of the National qualifications framework (NQF) and Sectoral qualifications frameworks (RCDS) on Information and communication technologies in each of these Central Asian countries. Keywords: training, questionnaire, competence, information and communication technology, learning outcomes, qualifications framework.

В Кыргызстане уже более 10 лет говорилось о Болонском соглашении, кредитной и двухступенчатой системе подготовке специалистов с высшим образованием, академической мобильности и других принципах. Однако, подписание этих соглашений и последующий отказ (2011-2012 гг.) от сложившейся системы 5-летной подготовки инженеров (речь идет только о большинстве технических специальностей) обнаружил ряд проблем и ошибок. Прежде всего - это (вполне понятное и, скорее всего, общее для стран СНГ) желание «вместить» в программу бакалавриата перечень (почти) всех основных дисциплин профиля/специальности подготовки, формальный пересчет часов на кредиты и попытки разработки соответствующих образовательных стандартов. Одним из серьезных недостатков в таком преобразовании высшего образования нашей республики, думается, оказались недостаточная подготовка и проработанность соответствующих нормативных документов, готовность академического сообщества и государственных органов управления образованием и труда, в том числе профессиональных сообществ, компаний и работодателей.

В силу объективных и субъективных причин развития республики, недостаточно развитой оказался рынок труда в сфере информационных технологий (ИТ), хотя и (вполне успешная) подготовка специалистов началась в Кыргызстане одной из первых в регионе и уже давно здесь функционировали некоторые производственные

A. Saliev E. Musabaev

METHODOLOGY OF THE SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK IN THE KYRGYZ REPUBLIC

© А.Б. Салиев, Э.Б. Мусабаев, 2014

структуры. Словами «спад», «падение», «отставание» и «потери» можно характеризовать темпы производства продукции и особенно промышленной. В развитии рынка труда в сфере ИТ государство и его органы управления оказались практически в стороне и оно пошло «само по себе», усилиями мелких, зачастую кратковременных, частных компаний.

Разработка Национальной и Секторальной рамки квалификации (за исключением нескольких единичных случаев), началось уже «в догонку» начатого учебного процесса и, в частности - в рамках упомянутого проекта [1]. Первым шагом в такой ситуации является, естественно, «просвящение» и получение информации «что и как» через доступные источники, семинары и консультации. В итоге проведенной такой работы выявлена необходимость формулировок «Цели» и «Видов» трудовой деятельности специалистов для достижения этих цели и выполняемых при этом «Трудовых функций» с последующим установлением необходимых компетенций [2, 3].

В условиях отсутствия утвержденных национальных, отраслевых квалификационных рамок и современных профессиональных стандартов нами принято решение привлечь к этой работе работодателей и составить функциональную карту для ИТ-работника с описанием соответствующих навыков и знаний. В результате вырисовалась определенная последовательность действий, которая представлена следующей схемой, существенными этапами которой являются 3-7 (рис. 1):

Рис. 1. Общая схема построения СКР для направления подготовки специалистов в сфере ИТ

Для опроса работодателей были подготовлены проект структуры функциональной карты работника и ряд анкет, приводимых ниже форм (табл. 1, 2).

В силу упомянутых выше причин считать развитыми в нашей республике инфраструктуру, широту и полноту экономической деятельности, связанной с производством ИТ-продукции, а также обеспеченность такой деятельности нормативно правовыми документами, отвечающими, в частности, целям нашей работы, не

приходится. Профессиональное сообщество разработчиков ИТ-продукции следует интересам бизнеса компании прежде всего. И если здесь затрагивается в какой-то мере вопрос подготовки кадров, то в первую очередь это связывается с целью успешной деятельности конкретной компании, занятой как правило более узкими задачами. Такая ситуация вызывает определенные трудности в построении СКР, но, с другой стороны, дает и достаточную свободу для творчества, дискуссии и формирования общих принципов их построения, а также для инициирования необходимой деятельности соответствующих учреждений и служб.

Таблица 1

Проект структуры функциональной карты работника

Цель деятельности Вид трудовой деятельности Трудовые функции Действия, входящие в трудовую функцию (что должен сделать?) Объекттруда Средства труда (с чем работать?) Степень важности функции

высокое среднее низкое

А А1 . . . .

А 2 . . . .

В..... В1 . . . .

Таблица 2

Главные требования к квалификации работника

Трудовая функция Перечень знаний, необходимых для ее выполнения Перечень умений, необходимых для ее выполнения Модели поведения

А1 . . . .

А2 . . . .

Учитывая эти обстоятельства, участниками проекта нашего университета (Кыргызский Государственный Технический университет им. И. Раззакова) были проведены ряд семинаров в академической среде для подготовки вопросов и форм анкетирования

Были составлены 5 опросников для составления БД работодателей и выявления:

- интересов работодателей в разработке функциональной карты работников, профессиональных стандартов и секторальной квалификационной рамки,

- заинтересованность работодателя участвовать при разработке функциональной карты работника в сфере ИТ,

- наличие в организациях должностных инструкции сотрудников,

- достаточность ИТ сотрудников в их организации и уровень их образования В четвертом опроснике были вынесены вопросы относительно компетенций

сотрудников и степени их важности (рис. 2).

Какие компетенции, по Вашему мнению, должны быть в наличии у специалиста, принимаемого Вами на работу? Расставьте приоритеты в компетенциях.

Знания Применение знаний Выражение суждений Коммуникативные способности Способности к учебе

др.:_

Рис. 2. Фрагмент опросника работодателей

Кроме того, были составлены примерные формулировки содержания полей указанных форм (1, 2) с целью последующего внесения поправок, уточнений и дополнений со стороны. В частности, основная цель деятельности ИТ-специалиста сформулирована в обобщенной виде как «Создание, поддержка и развитие информационных систем с целью удовлетворения требований пользователей». При этом под информационной системой подразумевается как программный продукт, так и аппаратно-технических устройства, а также их совокупность, образующих единый комплекс аппаратно-программных средств. Были приведены также варианты/шаблоны формулировок для некоторых видов деятельности, общих при создании таких систем, а также выполняемых при этом основных трудовых функций.

Опрос проведен по всем регионам республики, с привлечением ведущих вузов, заинтересованных госучреждений, выпускников вузов, работников частных компаний и ассоциации разработчиков ПО. Результаты откликов представлены в следующих диаграммах, представленных на рис. 3.

Количество 1Т сотр-ков по уровням образования?

НПО ■ Бакалавриат Втрое ВО

1СП0 Магистратуре

Специалитет (э лет) Переквалификация

Заинтересованы ли работодатели в разработке функциональной карты работника, профстандарта?

Приоритет компетенций работников при приеме на работу?

Да

Нет

Не знают что это

■ Знания

■ Выражение суждений

■ Способности кучебе

Применениезнаний Коммуникативные способности

Рис. 3. Результаты проведения опросов 191

Что касается функциональной карты, то после обработки откликов респондентов наиболее существенные изменения внесены: в наименования первых двух видов деятельности (А. Предварительный анализ условий и задач, В. Формирование технического задания) и выполняемых трудовых функций по первому виду деятельности. После неоднократных обсуждений сформулированы 6 основных видов деятельности и 34 (вместо 28 первоначальных) трудовых функций. Полный их перечень приведен на диаграмме на рис. 4.

Рис. 4. Перечень трудовых функций

Составлены также проекты (форм 1, 2) функциональной карты ИТ-работника и приведены необходимые для их выполнения основные дескрипторы (знания и умения) - одобренные европейскими экспертами проекта по итогам работы за 2013 г. и фрагменты которых приведены на рис. 5.

Фрагмент проекта заполненной таблицы главных требований к квалификации работника представлен на рис. 6.

Kind of labor activity Labor functions Knowledge and understanding Skills

В. The analysis of requirements B.4 Developing of requirements specification Development and maintenance of project documentation in accordance with the standards of the Basic Principles on the software development process, methods and technologies of formal requirements and specifications Thoroughly develop software requirements, productive use of means and methods of developing requirements and specifications, able to work in a team

C. Design C.l Logical design. Describing the general functional capabilities of a proposed information system. Principles of maintaining the integrity of the configuration throughout the lifecycle of software development, Designing multithreaded applications, Fundamentals of CASE-tools and principles of their use, methods of structural and object-oriented design, approaches Systematic and structured approach to the design of a functional model of IP Holistically to imagine future system

C.2. Physical design. Architectural design of the system Basics of CASE tools and principles of their use, the Object-oriented analysis, Principles of architectural design of the software, the Basics of designing of the distributed systems, Strategy and methods of the software designing Skillfully and make optimal use of tools of object-oriented design principles and architectural design

Рис. 5. Фрагмент функциональной карты ИТ-работника

Purpose Type of activity Work functions The actions included in the work function labor object Means of labor Function's level of importance

(what to do?) (what?) (with what to work?) high middle £ JD

CREATING, SUPPORT AND DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEMS IN ORDER TO MEET USER REQUIREMENTS B. Requirements Ana-lysis B.1. Data collection and analysis Requirements gathering (questionnaire, survey) The developed system Computer, CASE- technology ++

B.2. Requirements analysis to developed IS The construction of functional models in the form of diagrams; Preliminary analysis of the requirements Specialization Computer, CASE- technology ++

Sources of Information Parameters of product; Specifions for objects, materials or opera-ons; Cost-effective ways to achieve the technical requirements; Rules of docum -on. Standards of specifi-ion deveolopm CASE -techni-gy. The standards / requirements for IS ++

B.3. Development of requirements specification to developed IS Describe the technical requirements for objects, materials, or operations; Describe and prioritize the functional blocks;

B.4. Develop-t of specification requirements Documentation of all requirements, ning of a report Requirements for IS developed Rules of documentations ++

Рис. 6. Фрагмент проекта заполненной функциональной карты (Формы 1)

Далее было уставлено соответствие трудовых функций уровням НКР профессиональной подготовки (6а - бакалавриат, 6б - специалитет, 7 - магистратура, 8 - аспирантура, 9 - докторантура), фрагмент которой приведен на рис. 7. Функции А1,

А2 и А7 пока не обеспечиваются в принятых в настоящее время программах подготовки бакалавра по направлениям ИТ, но по мере их совершенствования они могут быть включены. Соответствия одноименных трудовых функций необходимых для выполнения научно-инновационных проектов уровням подготовки отражены в этой же таблице, использованием желтого маркера (цвета) ибо, несмотря на одноименность, такая работа требует более глубокой подготовки и навыков творческой работы в условиях неопределенности.

В силу вышеупомянутых факторов развития нашей республики нельзя считать у нас развитыми инфраструктуру, широту и полноту экономической деятельности, связанной с производством 1Т-продукции, а также обеспеченность такой деятельности нормативно правовыми документами, отвечающим современному потребностям. Определенную инертность проявляет министерство труда и профессиональные сообщества разработчиков 1Т-продукции. Последние в большей мере следуют, прежде всего, интересам бизнеса. И если здесь затрагиваются вопросы подготовки кадров, то опять же - первую очередь в целях успеха в деятельности конкретной компании, занятой более узкими, специфическими задачами. Такая ситуация вызывает определенные трудности в построении СКР, но, с другой стороны, дает и достаточную свободу для творчества, дискуссии и формирования общих принципов их построения, а также инициирования необходимой деятельности соответствующих учреждений и служб. Естественно это касается, прежде всего, образовательных учреждений -Министерство образования, университеты и колледжи/техникумы, непосредственно осуществляющие профессиональную подготовку кадров.

Вид трудовой деятельности Трудовые функции Профессио (6-9 у шальные уровни ровни НКР)

6а 6б 7 8 9

А. Управление проектом А.1. Проведение анализа предметной области; оценка работ и ресурсов

А.2. Планирование и организация деятельности рабочих групп

А.3.Руководство и управление реализацией ИТ/ИКТ проекта

А.4 Обеспечение гарантий качества

А.5 Мониторинг и контроль за проектными работами

А.6 Контроль за изменениями в проекте

А.7 Управление рисками в проекте

А.8 Разработка отчетов о ходе реализации проекта

В. Анализ требований к системе В.1. Сбор и анализ данных в предметной области

В.2. Анализ требований к разрабатываемой ИС

В.3. Разработка спецификации требований к разрабатываемой ИС

В.4. Разработка технического задания

В.5. Разработка технико-экономического обоснования проекта

Рис. 7. Соответствие трудовых функций уровням НКР профессиональной подготовки

Специалистов, занятых в производстве ИТ-продукции мы предлагаем разделить прежде всего (как вариант, отражающий наиболее общие типы их деятельности (и ответственности) на две категории:

- Разработчики - создатели ИТ-продукции и

- Управленцы - руководители.

Среди них следует выделить лиц/должности, которые выполняют функции только этих двух категорий и лиц, совмещающих обе функции (Оперативное управление). Решение соответствующих задач и выполнение должностных обязанностей требует, естественно, разных уровней квалификации в базовой области (направления) подготовки, а также необходимой квалификации из области управления, экономики, права, психологии, коммуникации и пр. В связи с этим нами выделяются 5 наиболее главных (общих) уровней квалификации специалистов для, на наш взгляд, любой компании связанной с производством ИТ-продукции (табл. 3). V - уровень СКР относится нами для руководящей работы научно-исследовательских и образовательных учреждений, требующей глубоких профессиональных знаний, а также способностей и опыта организаторской работы.

Кроме указанного, следует также выделить сложность и наукоёмкость работы над научно-исследовательскими, инновационными проектами, выполняемыми на П-^ уровнях СКР. Типы деятельности те же самые, но, в отличие от квалификации, необходимой для решения стандартных, типовых задач соответствующего уровня, они требуют более глубоких знаний и способностей к творческой работе, выполняемой в условиях неопределенности.

Таблица 3

Общие уровни квалификации специалистов в сфере ИТ

Уровень СКР в области IT Тип деятельности Пути достижения соответствующей квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по уровням НКР + - по опыту работы и /или допол. образов.

I Техническое исполнение под руководством 5 - начальная профессиональная подготовка (колледж)

II Самостоятельное решение поставленных задач и лидерство, ответственный / старший в группе исполнителей 5- начальная профессиональная подготовка 6а - бакалавриат +

III Исследование и лидерство в разработке и реализации 1Т-проекта; Руководство проектом, обучение и передача знаний 6а - бакалавриат 6б - специалитет 7 - магистратура +

IV Общее и техническое руководство отделом, компанией, исследовательской/академической группой/ структурой 6б - специалитет 7 - магистратура 8 - аспирантура + +

V Руководство исследовательской и/или образовательной 1Т-структурой 8 - аспирантура 9 - докторантура +

С учетом сказанного нами предлагается следующая схема уровней СКР и пути их достижения:

Линии, связывающие уровни НКР и СКР должны «нести/заключать в себе» соответствующие компетенции/дескрипторы соответствующих уровней квалификаций.

Как видно соответствие уровней НКР и СКР по этой схеме является «многие ко многим», что связано прежде всего с большой общностью и схематичностью этих связей. Учет же официальных данных классификатора профессий, номенклатуры должностей, выполняемых обязанностей, а также мнений специалистов, профессиональных сообществ разработчиков IT-продукции, сотрудников заинтересованных министерств и работодателей должен привнести дополнения и уточнения по уровням СКР, их конкретизации, выделению подуровней и, в итоге - к построению более детализированной схемы (рис. 8).

Заключительный этап построения СКР являются конкретизация соответствий результатов обучения - для определенного направления/профиля подготовки специалистов - трудовым функциям и выделяемым уровням СКР, заполнение всей матрицы дескрипторов (результатов обучения), путей достижения и рекомендуемых должностей по уровням СКР, а также активное обсуждение в сообществе заинтересованных пользователей такой рамки и последующее утверждение рамок государственными органами.

Схематичность и общность изложенных подходов и результатов не позволяют авторам считать завершенным работу по разработке СКР для ИТ-направления. Однако их близость с методологией построения СКР для направления менеджмент и информатика, предложенной нашими коллегами по аналогичному проекту INARM [2, 3], позволяет надеяться на их применимость для смежных и других направлений подготовки кадров высшей квалификации.

о.

а

а. а

ш о

Or

S

и

3

X

л

5

н

л

0

1 о О

Рис. 8. Схема соответствия предлагаемых уровней СКР уровням НКР и путей их достижения

В заключении авторы выражают признательность всем своим коллегам, консультантам, участникам неоднократных семинаров и обсуждений, респондентов откликнувшихся на наши запросы; их мнение, несомненно, было учтено при выполнении проекта и подготовке материалов для данной работы.

Библиографический список

1. Основы Программной Инженерии (по SWEBOK). http://swebok.sorlik.ru

2. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации. Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5.

3. Митрофанова Е.А. Методология разработки Секторальной квалификационной рамки в менеджменте, доклад в летней школе, Кобленц, Кобленц Ландау Университет, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.