УДК 378.14
V. Godin E. Mitrofanova E. Vasileva
В.В. Годин ПРОЕКТ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ
Е.А. Митрофанова НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Е.В. Васильева «ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Аннотация. Рамка квалификации является компромиссом между требованиями рынка труда к квалификации и результатами академического обучения по определенному профессиональному направлению. Структура рамки квалификаций по направлению «Информационный менеджмент» основана на европейском рамочном подходе к делению квалификационных уровней, а также требованиях работодателей в сфере ИТ, заявленных в профессиональных стандартах АПКиТ. Концепция рамки квалификации была разработана в рамках проекта европейского союза TEMPUS «INARM -информатика и менеджмент: квалификационные рамки в болонском стиле».
Ключевые слова: подготовка кадров; профессиональное образование; квалификация; рамка квалификации; информационные технологии; профессиональный стандарт.
THE PROJECT FRAMEWORK
QUALIFICATION «INFORMATION MANAGEMENT»
Abstract. Frame qualification is a compromise between labor market requirements to the qualifications and the results of academic training for specific professional direction. It is based on the European framework approach to the division of qualification levels and the requirements of employers in the IT sphere, declared in professional standards APKIT. Investigations were carried out during the project of the European Union TEMPUS «INARM - Informatics and management: qualifications frameworks in the Bologna style».
Keywords: training; professional education, qualifications; the framework of qualifications; information technology; professional standard.
Внедрение информационных технологий создает условия для развития всех отраслей народного хозяйства. Уже сегодня осуществляются проекты по автоматизации добывающей отрасли (проект «Цифровые месторождения», системы управления трубопроводами), машиностроения (информационные системы для автомобилей, судов и самолетов), внедряются новые решения по осуществлению электронных платежей в банковской сфере, идет совершенствование технологии для оптовой и розничной торговли.
Темпы развития ИТ-отрасли делают ее чувствительной к высокой квалификации привлекаемых специалистов. Профессии, связанные с ИТ, перестают быть чисто техническими, требуя от специалиста понимания механизма управления информацией, знаниями. В Стратегии развития отрасли информационных технологий [1] в качестве одной из основных выделена проблема обеспеченности экономики страны ИТ-кадрами, решение которой в настоящее время затруднено возможностями выпуска профильными образовательными учреждениями и низким качеством ИТ-подготовки выпускников вузов. Чем больше развиваются информационные технологии, тем больше современный бизнес стал зависеть от них. Одним из ключевых конкурентных преимуществ современного предприятия (организации) становится ее способность успешно использовать информацию, знания и управлять ими в рамках процесса развития. В связи с этим роль ИТ в реализации целей бизнеса сегодня закономерно увеличивается, что вызвало изменение взглядов на их роль в организации. ИТ стали восприниматься не только как вспомогательный, но и как реструктурирующий ресурс,
© В .В. Годин, Е.А. Митрофанова, Е.В. Васильева, 2014
т.е. ресурс, способный трансформировать бизнес. Их влияние изменяет способ производства продуктов и услуг и сами продукты и услуги, порождает новые формы ведения бизнеса, такие как модели электронной экономики (е-коммерция, е-банкинг и т.д.). ИТ не просто поддерживают существующую бизнес-модель, а трансформируют ее для достижения организацией новых конкурентных преимуществ.
Деловая активность предприятия (организации), бизнес-процессы и принятие решений руководителя нуждаются в поддержке ИТ. Внедрение новых технологий увеличивает спрос на квалифицированных руководителей и работников, любое предприятие начинает зависеть от способностей и скорости обучаемости своего персонала. Именно грамотные и компетентные кадры обеспечивает конкурентоспособность предприятия отрасли.
Потребности рынка труда диктуют свои условия и задач обучения, иногда невыполнимые в рамках жесткого стандарта образования. Узкоотраслевое академическое образование не готово обеспечить подготовку по растущим требованиям работодателей к ИТ-специалистам, смещенным в сторону универсальности, опыта и квалификации. Как вуз может обеспечить выполнение обозначенных требований рынка труда? Одно из возможных направлений решения поставленной задачи - активное вовлечение в развитие этой сферы всех заинтересованных сторон. Образовательный процесс должен быть организован при непосредственном постоянном взаимодействии вуза с предприятиями-работодателями. Обеспечивает этот диалог рамочный подход к квалификации специалистов.
О концепции рамки квалификации для направления подготовки «Информационный менеджмент»
Информационный менеджмент - это управление бизнесом с помощью информационных технологий. Ориентированность образовательной программы на подготовку специалистов в области 1Т на базе передовых международных стандартов и лучших отечественных и зарубежных образовательных и научных школ, а также наличие опыта Государственным университетом управления ведения образовательных программ в области управления информационными системами и технологиями в рамках программы специалитета 080500 «Информационный менеджмент» с 2000 г. и профиля направления бакалавриата «Информационный менеджмент» позволили разработать рамку квалификации «Информационный менеджмент», основанная на подходах к типологии квалификации европейских рамок и требованиях профессиональных стандартов [2, 3]. Опора на профессиональные стандарты присутствует в рамках квалификации многих стран - Австрии, Бельгии, Болгарии, Дании, Польши, Великобритании и др. [4]. Данный проект осуществляется в рамках сотрудничества с представителями бизнеса и академической сферы Германии, Нидерландов, Австрии, России, Украины и Армении по программе европейского союза ТБМРШ-ШЛаМ.
Образовательный процесс предусматривает определенный набор знаний, навыков применения инструментов и процедур, создающих условия для профессионального развития и самореализации студентов. Непрерывное профессиональное образование включает в себя основные ступени высшего профессионального и послевузовского образования - бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура и докторантура, строго регламентированные законодательством, а также самостоятельное обучение и повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования, как правило, осуществляемое в рамках дополнительного профессионального образования (ДНО) по специальным программам. При этом не стоит забывать, что часто работник решает изменить
направление деятельности и подтвердить имеющийся начальный уровень квалификации, но по другому направлению подготовки, например, получая второе высшее образование.
Уровень квалификации характеризует знания и соответствие качественных характеристик работника требованиям к профессиональной деятельности утвержденного стандарта (образовательного или профессионального) и подтверждается дипломом, сертификатом или другим документом. Критерии уровня должны быть четко сформулированы и доступны. В образовательных учреждениях определяется начальный уровень профессиональной подготовки, результаты обучения отвечают требованиям образовательного стандарта.
С другой стороны, квалификационный рост возможен при неформальном обучении - не структурированном с точки зрения организации учебного процесса, с определением учебного времени и программы курса, а спонтанным или опосредованном через трудовой опыт или стажировку и самообразование. Самообучение не предполагает методически продуманного построения, а, значит, в любом случае требует периодическую аттестацию специалистов, инструмент на сегодняшний день еще не регламентированный и методически не подкрепленный экспертизой. Повышение уровня квалификации может быть подтверждено свидетельством об окончании образовательного учреждения или курсов, а также записью в трудовой книжке о назначении соответствующей конкретной квалификации должности, портфолио выполненных проектов или профессиональных задач.
В этой связи рамка квалификации должна быть выстроена по образовательным (академическим) и профессиональным уровням квалификации. Образовательный уровни квалификации отражают результаты обучения, профессиональные уровни квалификации - качество результатов профессиональной деятельности работника, его уровень мастерства. Поэтому при определении рамки квалификации ИТ-специалиста необходимо учитывать траекторию непрерывного развития работника по образовательным ступеням и профессиональным достижениям. Квалификационные уровни должны быть образовательно-профессиональными, очерчивающими дистанцию между обучением и профессиональным ростом.
В профессиональных стандартах в сфере ИТ, разработанных АПКиТ, выделено 7 уровней квалификаций. Такое деление сохранено в отраслевой рамке «Информационные технологии». В профессиональном стандарте в области ИТ АПКиТ важную роль в изменении квалификационного уровня играет не столько получение дополнительного образования и количество затраченных лет на подготовку, сколько практический опыт, усложнение решаемых профессиональных задач и уровней ответственности. Исходя из трудовых функций в зависимости от квалификации, регламентированных в профессиональных стандартах, а значит выражающих запросы отраслевого работодателя к результатам подготовки нанимаемых на работу сотрудников, из требований к опыту работы и дополнительного профессионального образования, секторальная рамка квалификации «Информационный менеджмент» построена из 7 дескрипторов и 9 уровней профессиональной квалификации. Переход на следующий уровень определен образовательными ступенями, опытом работы и дополнительной профессиональной подготовкой.
Дескрипторы секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент»:
- уровень квалификации (9 уровней);
- критерии получения уровня (образование, опыт);
- знания теоретического и практического характера с выделением сложности и наукоемкости профессиональных задач;
- умения когнитивные (использование логического, интуитивного и творческого мышления) и практические (ручной труд и использование методов, материалов и инструментов);
- компетенции как характеристика самостоятельности и ответственности за принятия решений и широта профессиональных полномочий;
- соответствие должностей квалификационному уровню
- компетентность как соответствие результатов обучения или learning outcomes (компетентность в решении профессиональных задач) квалификационному уровню (знаний раздела компьютерной науки «Информационный менеджмент», умений сопровождать этапы жизненного цикла информационной системы, компетенций в управлении деятельностью предприятия).
Важным моментом при формировании секторальной рамки, на наш взгляд, является не формальная привязка к образовательным уровням среднего и высшего профессионального образования европейской и национальной рамок, а учет роста квалификации на основе требований рынка труда, основным из которых является опыт, дополнительное профессиональное образование и сертификация ИТ-навыков. В качестве основы были взяты уровни квалификаций профессиональных стандартов (7 уровней), а также добавлены уровни квалификации, необходимые для работодателя-вуза - 8 и 9 уровни. Потребность в образовательном уровне для профессионального роста, как правило, ограничена специалитетом/магистратурой (4 и 5 уровень), дальнейший карьерный рост требует от соискателя, кроме опыта работы, завершения подготовки в системе ДПО (MBA/EMBA) - 6 и 7 уровень. Послевузовское образование в аспирантуре (6 уровень) и докторантуре (8 уровень) необходимо, как правило, только для подготовки научно-педагогических работников. Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава вуза должен поддерживаться на высоком уровне. Это требование ФГОС, это требование к уровню исследовательской работы вуза, это сохранение профессионализма и достойного качества академического образования, которым всегда отличалась российская высшая школа.
В секторальной рамки квалификации по направлению «Информационный менеджмент» были выделены основные образовательные ступени: для среднего профессионального образования - уровень 1, начиная со 2 и так каждая четная ступень - высшее профессиональное (2 - бакалавриат, 4 - магистратура и специалитет) и послевузовское образование (6 - аспирантура, 8 - докторантура). Отметим, что специалитет и магистратура отнесены к одной образовательной ступени, поскольку некоторые направления ИТ-подготовки, например, по информационной безопасности, предполагают обучение только в специалитете, без бакалавриата. Кроме того, можно констатировать факт, что большинство выпускников бакалавриата видит необходимость в дальнейшем продолжении обучении в магистратуре, не считая бакалавриат законченной формой высшего образования. Сохранение такой тенденции на довольно долгий период времени подтверждает опыт Украины, которая давно перешла на двух-ступенчатую систему образования. Промежуточные уровни - 3, 5, 7, 9 отражают необходимость получения профессионального опыта, прохождения курсов повышения квалификации, получения сертификатов, подтверждающих конкретные навыки в ИТ, программы MBA и EMBA.
На рис. 1 представлено соотнесение квалификационных уровней секторальной рамки с европейской, национальной и отраслевой, а также уровнями профессиональных стандартов по ИТ.
Рис. 1. Соответствие уровней квалификации секторальной рамки «Информационный менеджмент» уровням национальной и европейской рамок и профессиональных стандартов в ИТ
Выделение компетенции и компетентности в отдельные характеристики, которыми должен обладать профессионал на каждом уровне квалификации, является целесообразным для увязки содержательной части образовательных программ. Результаты обучения являются подробным описанием, какими знаниями и умениями должен обладать профессионал в области ИТ по окончании основных образовательных программ СПО, бакалавриата, специалитета и магистратуры, аспирантуры или докторантуры. Некоторые рамки квалификаций европейских государств являются предметно-ориентированными. В них четко описаны результаты обучения на каждой образовательной ступени, что исключает разночтения, разрозненности образовательных программ, повышает их качество, делает прозрачным процесс подготовки.
В качестве основы для оценки рамки знаний выбран Свод знаний CS2013 в области Информационный менеджмент [5]. Для оценки умений - компетенции Европейской рамки ИКТ-компетенций (The European e-Competence Framework [6]) по этапам жизненного цикла. Поскольку с ростом квалификационного и образовательного уровня изменяется глубина знаний в определенных разделах компьютерной науки, а также умений управлять разработкой, внедрением и эксплуатацией информационной системы, перераспределяются компетенции по функциям управления, что-то становится менее важным, а что-то требует дополнительных усилий для освоения и восполнения недостатка информации о предметной области и технологии, на каждом
уровне квалификации, отражающих результаты обучения в системе образования, выделены характерные для уровня основные знания и умения.
Заключение
Секторальная рамка может стать одним из важных элементов национальной системы сертификации квалификаций, служить инструментом оценки качества образования и определения перспектив его большей ориентации на рынок труда, в том числе международный. Для подтверждения каждого из уровней профессиональной квалификации, естественно необходимо проведение аудита существующих программ и курсов обучения, определение подтверждающих документов (свидетельств, дипломов). Это позволит сделать более очевидным для работника необходимость получения новой квалификации в целях своего профессионального роста, поможет планировать обучение по конкретным образовательным программам разного уровня в условиях непрерывного обучения в течение всей жизни, повысит уровень доверия работодателей к результатам обучения, изменит содержательное наполнение многих образовательных программ в соответствии с актуальными потребностями рынка труда.
Библиографический список
1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. / 2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ ?frame=1, свободный.
2. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Принципы построения секторальной рамки ИТ-квалификации) // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 № 5(18) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - 1,6 п. л.
3. Васильева Е.В., Митрофанова Е.А. Проект секторальной рамки квалификации «Информационный менеджмент» // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5(18) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. В.В. Годин, Е.А. Митрофанова, Е.В. Васильева Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - 1,23 п.л.
4. Аллэ С. Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии; Департамент по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства. - М.: МОТ, 2011. -142 с.
5. Computer Science Curricula, 2013 (ACM/IEEE-CS)
6. Вольпян Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенциий. Европейская рамка ИКТ-компетенций. - М.: Softline, 2011. - 118 с.