РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЕКТОРИАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ IT-СФЕРЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «QUADRIGA» Журекбаев Д.С.1, Султанбаев М.Е.2
'Журекбаев Дархан Серикович - магистрант, специальность: информатика;
2Султанбаев Марат Есболатович - магистрант, специальность: вычислительная техника и программное обеспечение, механико-математический факультет, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в информационном обществе главным ресурсом является информация о самых различных процессах, что дает возможность эффективно и оптимально строить любую деятельность. В таком обществе конкретные специалисты заняты в сфере обработки информации в своей повседневной производственной деятельности. Одним из ключевых направлений в области автоматизации бизнес-процессов с использованием информационных технологий является разработка баз данных, позволяющих решить проблему хранения и систематизации информации. Нарастающие процессы глобализации, потребности в мобильности трудовых ресурсов и развитии всех форм обучения в течение жизни, изменения в стиле жизни и обучения людей вызывают потребность в радикальных изменениях в сфере высшего профессионального образования. База данных обязана наследовать общую логику систем образования, что позволит адаптировать требования под общую схему, соответственно, оптимизировав работу с программной частью. Для унификации данных, относящихся к различным системам, предусмотрено создание таблицы иерархии квалификационных рамок, которая связана с уровнем доступа пользователей.
Ключевые слова: рамка квалификации, база данных, доступ, таблица, связь, компетенции, ресурс, технологии.
Основным направлением выполнения проекта «QUADRIGA» является улучшение образовательных систем стран-партнеров путем дальнейшего развития существующих требований к образовательным стандартам в определенных областях на базе новых европейских подходов. Именно на вузы РК возлагается задача внедрения НРК (Национальная рамка квалификаций) в образовательное пространство: «ВУЗы сегодня могут стать площадкой для схождения интересов казахстанской экономики, бизнеса и национальной системы образования, т.е. обеспечить, объединить спрос и предложение на квалифицированных специалистов рынка труда» (Заместитель Премьер-министра РК, Министр МИНТ РК А. Исекешев) [1, 3].
Структура Отраслевой рамки квалификаций, которая включает следующие элементы:
1. наименование отрасли (области профессиональной деятельности);
2. уровень квалификации (указывается в соответствии с НРК);
3. вес квалификации;
4. область профессиональной деятельности;
5. вид трудовой деятельности;
6. рекомендуемые наименования должностей для выделяемых видов трудовой деятельности;
7. подрамки: производственная подрамка, подрамка оперативного управления и подрамка стратегического управления;
8. описание квалификационных уровней (приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня);
9. характеристика квалификаций по подрамкам:
— квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;
— показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК;
— показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;
— пути достижения квалификации соответствующего подуровня согласно НРК [4].
На сегодняшний день участниками проекта разработана база данных для Секторальной рамки квалификаций (СРК) с учётом влияния профессиональных компетенций на формирование содержания, целей и задач дисциплин высших учебных заведений, а также информационная система, предоставляющая удобные функционал и интерфейс для преподавателей, работодателей и выпускников [2].
Алгоритм разработки базы данных Секторальной рамки квалификаций Переход от компетенций к результатам обучения. Источники:
— Workshop - работодатели - анкеты.
— Профессиональные стандарты.
— Обзор базы Профессиональных стандартов.
— Выбор трудовых функций и квалификаций.
— Обзор статистики по выпускникам.
— Составление перечня должностей.
— Составление списка компаний (~ 100).
— Опрос стейкхолдеров (работодатели, ППС, студенты, родители студентов).
— Формирование образовательных стандартов.
— Сопоставление компетенций и результатов обучения (1: 1).
— Сравнение с ГОСО (совпадения исключаем).
— Ранжирование результатов обучения на уровни по отраслевой рамке квалификаций.
— Определение специальностей и уровней образования. Формирование образовательной программы.
— Перечень списка модулей. Заключение
Благодаря разработанной структуре базы данных можно проследить взаимосвязь между трудовыми функциями, необходимыми для успешной работы в отрасли IT-технологий, и образовательными компетенциями дисциплины; увидеть и оценить процесс формирования профессиональных компетенций выпускника высшего учебного заведения; определить требуемый для усвоения необходимых навыков уровень образования (бакалавра, магистратура, PhD докторантура), и т.д. В будущем командой разработчиков «QUADRIGA» будет предпринята попытка использовать данную базу данных для разработки и внедрения образовательной программы IT-специальностей.
Список литературы
1. Национальная рамка квалификации, утвержденная протоколом от 16 марта 2016 года Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения и социального развития республики Казахстан: официальный Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mzsr.gov.kz/ru/node/336526/ (дата обращения: 17.05.2017).
2. Пайсон М. ООП с примерами. [Электронный ресурс]: Ресурс для IT-специалистов. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/87119/ (дата обращения: 17.05.2017).
3. Проект Темпус «QUADRIGA». [Электронный ресурс]: КИМЕП: официальный Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.kimep.kz/international/tempus-project-quadriga/ (дата обращения: 17.05.2017).
4. Национальная рамка квалификаций, утвержденная совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-е-м. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inform.kz/rus/article/2512982/ (дата обращения: 17.05.2017).
5. Чернышенко В.С. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании. Отбор образовательных дескрипторов на примере Украинской системы образования // Вестник Университета // ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2014. С. 119-132.