УДК 378.14
Л.Л. Омельчук В.А. Заславский Н. С. Никитченко
L. Omelchuk V. Zaslavsky N. Nikitchenko
Keywords: Computer science, national qualifications framework (NQF), the Bologna process, European e-Competence Framework 3.0.
Актуальность проблемы
Разработка программного обеспечения в Украине является динамично развивающейся индустрией. По данным, обнародованным председателем Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации В.П. Семиноженко в 2011 году, дефицит специалистов в области информационных технологий в Украине составляет 30%. При этом он отметил, что, несмотря на такой дефицит, найти работу в ИТ-компаниях могут лишь 25% выпускников, другие не соответствуют уровню своей квалификации. Итак, актуальной является проблема повышения качества профессиональной подготовки ИТ-специалистов, квалификация и уровень компетенций которых отвечали бы современным потребностям ИТ-рынка и мировым требованиям.
Для решения этой задачи необходимо реформировать национальную систему ИТ-образования, ориентируясь на достижение высоких уровней мировых стандартов. Учитывая вышеизложенное, особое значение приобретает обеспечение соответствия украинского стандарта образовательно-профессиональной подготовки специалистов в ИТ-отрасли требованиям ИТ-индустрии и мировым образцам образовательно-профессиональной подготовки специалистов в области. Одним из ключевых элементов профессиональной подготовки специалистов являются дисциплины образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов по информатике. То есть, следует пересмотреть перечень дисциплин, а также обновить рабочие учебные программы дисциплин этот перечень с учетом разработки компетентно ориентированного стандарта по информатике. Упомянутый пересмотр перечня дисциплин целесообразно осуществлять с учетом международного опыта и требованиям 1Т-отрасли.
Проблемам разработки отечественной Национальной рамки квалификаций (НРК) на основе европейского опыта посвящены многочисленные исследования ученых и менеджеров образования: А. Голубенко, Ю. Зиньковского, В. Кремень, В. Лугового, И. Мендзебровского, С. Мельника, Т. Морозовой, Н. Ничкало,
© Л.Л. Омельчук, В.А. Заславский, Н.С. Никитченко, 2014
С. Сайдаметовой, С. Сысоевой и другие. В частности, проблемами повышения качества И^образования на основе компетентно ориентированного стандарта посвящены исследования следующих украинских ученых: И. Мендзебровского, Т. Морозовой, М. Никитченко, С. Сайдаметовой и другие. В процессе разработки НРК украинские ученые сделали немало исчерпывающих обобщений по обоснованию концептуальных основ создания НРК и сопоставлению украинских квалификаций с европейской рамкой профессиональных квалификаций. При этом нужно учитывать и основные принципы Болонского процесса и особенности украинской сферы труда и образования, отраженные в ряде документов и в результатах некоторых проектов.
Одним из основных инструментов Болонского процесса является Европейская рамка квалификаций, одобренная Европейским парламентом 23 апреля 2GG8 года, с целью «...Обеспечение прозрачности, сопоставимости, сравнимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте». С появлением EQF национальные системы квалификаций, включающие и национальные секторальные системы квалификаций (Секторальные рамки квалификаций), получили возможность сопоставления профессиональных квалификаций.
Источники информации
В конце 2GG8 года в Консультативном совете развития и поддержки EQF (EQF Advisory Group) Европейская комиссия учредила рабочую группу, которая стала заниматься различными вопросами, связанными с использованием принципов EQF для гармонизации и разработки отраслевых рамок квалификаций.
Во многих странах мира уже реализованы решения постоянной адаптации образовательных программ к требованиям работодателей и учет динамично развивающихся ИКТ-секторов на основе рамок компетенций и квалификаций.
В условиях усиления процессов глобализации во всех сферах экономической и социальной жизни разработка механизмов поддержки обучения в течение жизни и трудовой мобильности приобретают особое значение, как для индивидуумов, так и для компаний и даже государств. Основанные на согласованных между собой национальных рамках квалификаций, секторальные рамки квалификаций (далее, СРК) позволяют, с одной стороны, сопоставить результаты обучения различных образовательных и сертификационных систем, а с другой стороны, сохранить индивидуальные национальные особенности и национальные системы образования и институциональных оснований рынка труда. Необходимо отметить, что разработка СРК является ресурсоемким и длительным процессом, требующим согласованных действий всех заинтересованных сторон. В этой связи финансируемый Еврокомиссией проект TEMPUS «INFORMATICS AND MANAGEMENT: BOLOGNA-STYLE QUALIFICATIONS FRAMEWORKS (далее, INARM), направленный на реализацию механизмов Болонского процесса в области высшего образования позволил трем странам, имеющим общие исторические корни - России, Армении и Украине, объединить усилия в разработке СРК в частности в области Информатики.
Методология разработки образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в области «Информатика» создавалась на основе следующих источников информации:
- Национальная рамка квалификаций [l];
- классификатор профессий [2];
- европейская рамка ИКТ-компетенций 3.G [3].
- отраслевой стандарт высшего образования подготовки бакалавров по направлению «Информатика» [4];
- Computer Science Curriculum 2G13 [5];
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» [6];
- материалы рабочих семинаров INARM;
- сбор и анализ запросов работодателей в Украине;
- и другие.
По мнению авторов, прежде чем приступить к разработке образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в области «Информатика», прежде всего необходимо, проанализировать требования отечественного Изрыта и признанные мировые образовательные стандарты. Перечень указанных образовательно-квалификационных характеристик призван способствовать формированию компетентных специалистов и профессионалов определенных ОТ-профессий.
Одним из ключевых элементов профессиональной подготовки специалистов являются дисциплины цикла профессиональной и практической, а также гуманитарной и социально-экономической, математической, естественно-научной подготовки специалистов и профессионалов по информатике. То есть, следует пересмотреть перечень этих дисциплин, а также обновить рабочие учебные программы дисциплин этого перечня с учетом разработки образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в новом компетентно-ориентированном стандарте по информатике. Упомянутый пересмотр перечня дисциплин целесообразно осуществлять с учетом международного опыта и требованиям И^отра^и.
Другой, не менее важной задачей является формирование соотношений дисциплин и образовательно-квалификационных характеристик в соответствии И^профессиям.
Методология разработки образовательно-квалификационных
характеристик для магистров и бакалавров по информатике
В И^отрасли все более востребованным результатом образования становится компетентность.
Компетентность рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных профессиональных проблемных ситуациях, способность применять знания и навыки для достижения результатов [3].
Компетенция - это «продемонстрированая способность применять знания, умения и отношения для достижения определенных результатов».
Умения - это «способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи». Умение управления и владения технологиями являются компонентами компетенций и специфицируют ключевые способности, которые формируют компетенцию.
Знания представляют совокупность «знаю что» (языки программирования, средства разработки и дизайна ...) и могут быть описаны операционными дескрипторами.
Для формирования необходимых компетенций следует пересмотреть содержание умений и навыков, формированию которых должны способствовать дисциплины, определенные стандартом образовательно-профессиональной подготовки специалистов в области информатики. При формировании компетенций чрезвычайно важным фактором является тесное взаимодействие с И^отраслью. Важной предпосылкой выработки востребованных компетенций является приобретение студентами опыта работы, которого в рамках образовательной программы можно достичь во время выполнения лабораторных работ и групповых проектов на начальных
курсах и за счет повышения роли производственной практики в ИТ-компаниях и содействия профессиональной сертификации на более старших курсах.
Актуальной является задача формирования описания компетенций, необходимых для ИТ-профессий и формирования соотношения дисциплин и компетенций в соответствии с приобретаемыми ИТ-профессиями. С целью решения проблемы совершенствования и универсализации компетенций в области информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) по инициативе ЕС начало разработку эталонной метарамки компетенций в этой области - European e-Competence Framework (e-CF). С целью повышения квалификационного уровня выпускников и достижения адекватности содержания профильных образовательно-профессиональных программ требованиям рынка труда в области информационных технологий и международного признания квалификаций ИТ-специальностей, предлагаемых вузами Украины, считаем целесообразным внедрение европейских стандартов и принципов обеспечения качества образования с учетом требований рынка труда к компетентности специалистов.
Национальная рамка квалификаций, Европейская рамка ИКТ-компетенций и образовательно-профессиональные степени
В 2011 году Кабинет Министров Украины утвердил Национальную рамку квалификаций (далее НРК) [1], которая является системным и структурированным описанием квалификационных уровней по компетенциям. С учетом European e-Competence Framework (e-CF) и Национальной рамки квалификаций можно предложить следующую модель соотношения уровней e-CF уровням НРК и образовательно-профессиональных степеней.
Таблица 1
Соотношение уровней e-CF с уровнями НКР и образовательно-профессиональными степенями
Уровни e-CF Соответствующие уровни НКР Образовательно-профессиональная степень
e-5 9 Постдокторский уровень
e-5 8 Доктор наук
e-4 7 Магистр
e-3 6 Бакалавр
e-2 5 Высшее образование короткого цикла
e-2 4 Специальное среднее образование
e-1 3 Полное среднее образование
- 2 Базовое среднее образование
- 1 Начальное образование
- 0 Дошкольное образование
Как отмечается в Европейской рамке ИКТ-компетенций European e-Competence Framework, к такому соотношению между уровнями e-CF, НКР и образовательно-профессиональных степеней следует стремиться, но при этом не следует забывать о чрезвычайной важности профессионального опыта для приобретения компетенций согласно уровням e -CF.
Подготовка специалистов и профессионалов по специальности «Информатика»
В соответствии с перечнем направлений по образовательно-квалификационному уровню бакалавра и магистра по специальности «Информатика» осуществляется в области знаний 0403 «Системные науки и кибернетика».
Согласно Национальному классификатору профессий [2], профессиональные виды работ, которые предусматривают получение квалификации бакалавра, относятся к разделу «специалисты», а работы, требующие квалификации магистра, относятся к разделу «профессионалы». В частности, к специалистам квалификационного группировки техники-программисты (код 3121) относятся: техник-программист, специалист по информационным технологиям, специалист по компьютерной графике (дизайну), специалист по разработке и тестированию программного обеспечения, специалист по разработке компьютерных программ. К профессионалам квалификационного группировки «профессионалы» в области программирования (код 2132) относятся: младший научный сотрудник (программирование), научный сотрудник (программирование), научный сотрудник-консультант (программирование), инженер-программист, программист (база данных), программист прикладной и программист системный.
Представленные квалификационные характеристики работников упомянутых профессий не является сопоставимым с НРК и e-CF. Таким образом, актуальной является задача формирования профессиональных стандартов на основе системы компетенций НРК и сопоставления уровней профессиональных квалификаций НРК. За основу профессиональных стандартов, по мнению авторов, целесообразно принять Европейскую рамку ИКТ-компетенций [3].
Согласно Национальному классификатору профессий образовательно-профессиональная программа по информатике должна устанавливать требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалистов по информационным технологиям (на уровне бакалаврата) и профессионалов в области программирования (на уровне магистратуры).
В [7] показано несопоставимость НРК и e-CF и актуальность формирования профессиональных стандартов на основе системы компетенций НРК. Приведенные выше ИТ-профессии несложно соотнести с ИКТ-профилями, представленными European e-Competence Framework 3.0: разработчик (Developer), специалист по тестированию (Test Specialist), специалист по медиа (Digital Media Specialist).
Таблица 2
Соотношение е-компетенций и профессий, представленных Национальным классификатором
Европейский ИКТ профиль Украинские названия профессий
ОКР «бакалавр» ОКР «магистр»
Разработчик (Developer) Техник-программист, специалист по разработке компьютерных программ Инженер-программист, программист (база данных), программист прикладной, программист системный
Специалист по медиа (Digital Media Specialist) Специалист по компьютерной графике (дизайну) Программист прикладной
Специалист по тестированию (Test Specialist) Специалист по разработке и тестированию программного обеспечения
Согласно приведенным ИКТ-профилям можно определить перечень профессиональных уровней ИКТ-компетенций Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0. Эти уровни должны приобретаться на различных уровнях НРК, а на их получение должна быть направлена образовательно-профессиональная программа подготовки
специалистов соответствующего уровня. В табл. 3 приведена «скелетная» структура уровней компетенций, предложенная Европейской рамкой ИКТ-компетенций 3.0, необходимых для определенных ИКТ-профилей и, соответственно, для И^профессий, сопоставимых с ними.
Таблица 3
Распределение e-компетенций в соответствии с И^-профилей по направлению «Информатика»
Дескриптор 1, с-компетенции Дескриптор 2, с-компетенции Дескриптор 3, уровни применения компетенций
Разработчик Специалист по тестированию Специалист по медиа Всего
Планирование A.6. Дизайн приложений с-2 с-1, с-2
Построение B.1. Разработка приложения с-3 с-3 с-3 с-3, с-4
B.2. Интеграция систем с-2 с-2, с-3 с-2, с-3
B.3. Тестирование с-2 с-2, с-3 с-2 с-2, с-3
B.4. Разворачивание решений с-3 с-3 с-3
B.5. Разработка документации с-3 с-3 с-3
Запуск С4. Управление проблемами с-3 с-2, с-3 с-2, с-3
Включение D.12. Цифровой маркетинг с-2 с-2
Таким образом, каждому из перечисленных ИКТ-профилей соответствует набор e-компетенций. Получение которых должно быть предусмотрено в рамках усвоения дисциплин, перечень которых должен быть согласован с перечнями дисциплин ведущих мировых образцов стандартов образовательно-профессиональной подготовки ИT-специалистов [8, 9]. Такая разработка украинской секторальной рамки квалификаций по Информатике будет способствовать повышению качества подготовки квалифицированных специалистов по информатике с целью достижения соответствия уровня компетенций требованиям современного ИТ-рынка и мировым образовательным стандартам, а также международному признанию украинского диплома в мире.
Выводы
На основе Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0 и НРК можно разработать украинскую секторальную рамку квалификаций по Информатике, сформировать компетентности, отвечающие требованиям И^отрасли. Получение указанных компетентностей, как результатов обучения предусмотрено в рамках усвоения дисциплин, перечень которых согласован с перечнями дисциплин ведущих мировых образцов стандартов образовательно-профессиональной подготовки ИT-специалистов. Такие меры будут способствовать повышению качества подготовки квалифицированных специалистов по информатике с целью достижения соответствия уровня компетенций требованиям современного ИТ-рынка и мировым стандартам.
Библиографический список
1. Про затвердження Нащонально! рамки квалiфiкацiй [Эл. ресурс] : Постанова Кабшету МЫс^в Укра'!ни вщ 23.11.2011 № 1341. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF
2. Класифкатор професш ДК 003:2010. - К. : Сощнформ, 2010. - 746 с.
3. European e-Competence Framework, e-CF [El. resource]. - URL: www.ecompetences.eu
4. Галузевий стандарт вищо! освiти тдготовки бакалаврiв за напрямом 040302 «1нформатика». - К., 2010.
5. Computer Science Curriculum 2013 : Strawman Draft. The Joint Task Force on Computing Curricula, Association for Computing Machinery, IEEE-Computer Society [El. resource]. - URL: http://ai.stanford.edu/users/sahami/CS2013/strawman-draft/cs2013-strawman.pdf.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника». - М., 2009.
7. Омельчук Л. До питання розробки компетенттсно орieнтованого стандарту осв^ньо-професшно! тдготовки з шформатики / Л. Омельчук // Вища школа. 2013. № 11. С. 42-49.
8. Нштченко М. Порiвняльний аналiз укра'!нського стандарту осв^ньо-професшно! тдготовки з шформатики та мiжнародного стандарту Computer Science'2013 / М. Нштченко М. Л. Омельчук / Актуальш проблеми тдготовки спещалютсв 1КТ (АППС1КТ-2013), 15-19 травня 2013, м. Хмельницький (Укра!'на), С. 130-134.
9. Омельчук Л. Порiвняльний аналiз укра'!нського стандарту осв^ньо-професшно! пiдготовки з iнформатики 2010 року та державного освггнього стандарту вищо'! професшно! освiти з iнформатики та обчислювально! технiки Росшсько! Федерацп 2009 [Ел. ресурс] / Л. Омельчук // Актуальш проблеми тдготовки спещалю^в 1КТ (АППС1КТ-2013), 15 -19 травня 2013, м. Хмельницький (Укра!'на), С. 135-138.
ПЕРЕЧЕНЬ УПОТРЕБЛЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
INARM - проект TEMPUS «INFORMATICS AND MANAGEMENT: BOLOGNA-STYLE QUALIFICATIONS FRAMEWORKS;
СРК - секторальные рамки квалификаций;
ИКТ - информационно-телекоммуникационных технологий;
ЕС - Европейский Союз;
ВУЗ - высшее учебное заведение;
НРК - Национальная рамка квалификаций;
ИТ - информационные технологии;
e-CF - European e-Competence Framework.