Научная статья на тему 'Принципы разработки украинской секторальной рамки квалификаций по информатике'

Принципы разработки украинской секторальной рамки квалификаций по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ (НРК) / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ 3.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельчук Людмила Леонидовна, Заславский Владимир Анатольевич, Никитченко Николай Степанович

Представлено обзор принципов разработки украинской секторальной рамки квалификаций по Информатике на основе Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0 и перечня дисциплин, согласованного с признанными международными стандартами в области ИТ-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельчук Людмила Леонидовна, Заславский Владимир Анатольевич, Никитченко Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF UKRAINIAN SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORKS IN COMPUTER SCIENCE

Presents an overview of the principles of development of the Ukrainian sectoral qualifications frameworks in computer science on the basis of the European framework of ICT competences 3.0 and disciplines consistent with recognized international standards in the field of it education.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки украинской секторальной рамки квалификаций по информатике»

УДК 378.14

Л.Л. Омельчук В.А. Заславский Н. С. Никитченко

L. Omelchuk V. Zaslavsky N. Nikitchenko

Keywords: Computer science, national qualifications framework (NQF), the Bologna process, European e-Competence Framework 3.0.

Актуальность проблемы

Разработка программного обеспечения в Украине является динамично развивающейся индустрией. По данным, обнародованным председателем Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации В.П. Семиноженко в 2011 году, дефицит специалистов в области информационных технологий в Украине составляет 30%. При этом он отметил, что, несмотря на такой дефицит, найти работу в ИТ-компаниях могут лишь 25% выпускников, другие не соответствуют уровню своей квалификации. Итак, актуальной является проблема повышения качества профессиональной подготовки ИТ-специалистов, квалификация и уровень компетенций которых отвечали бы современным потребностям ИТ-рынка и мировым требованиям.

Для решения этой задачи необходимо реформировать национальную систему ИТ-образования, ориентируясь на достижение высоких уровней мировых стандартов. Учитывая вышеизложенное, особое значение приобретает обеспечение соответствия украинского стандарта образовательно-профессиональной подготовки специалистов в ИТ-отрасли требованиям ИТ-индустрии и мировым образцам образовательно-профессиональной подготовки специалистов в области. Одним из ключевых элементов профессиональной подготовки специалистов являются дисциплины образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов по информатике. То есть, следует пересмотреть перечень дисциплин, а также обновить рабочие учебные программы дисциплин этот перечень с учетом разработки компетентно ориентированного стандарта по информатике. Упомянутый пересмотр перечня дисциплин целесообразно осуществлять с учетом международного опыта и требованиям 1Т-отрасли.

Проблемам разработки отечественной Национальной рамки квалификаций (НРК) на основе европейского опыта посвящены многочисленные исследования ученых и менеджеров образования: А. Голубенко, Ю. Зиньковского, В. Кремень, В. Лугового, И. Мендзебровского, С. Мельника, Т. Морозовой, Н. Ничкало,

© Л.Л. Омельчук, В.А. Заславский, Н.С. Никитченко, 2014

С. Сайдаметовой, С. Сысоевой и другие. В частности, проблемами повышения качества И^образования на основе компетентно ориентированного стандарта посвящены исследования следующих украинских ученых: И. Мендзебровского, Т. Морозовой, М. Никитченко, С. Сайдаметовой и другие. В процессе разработки НРК украинские ученые сделали немало исчерпывающих обобщений по обоснованию концептуальных основ создания НРК и сопоставлению украинских квалификаций с европейской рамкой профессиональных квалификаций. При этом нужно учитывать и основные принципы Болонского процесса и особенности украинской сферы труда и образования, отраженные в ряде документов и в результатах некоторых проектов.

Одним из основных инструментов Болонского процесса является Европейская рамка квалификаций, одобренная Европейским парламентом 23 апреля 2GG8 года, с целью «...Обеспечение прозрачности, сопоставимости, сравнимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте». С появлением EQF национальные системы квалификаций, включающие и национальные секторальные системы квалификаций (Секторальные рамки квалификаций), получили возможность сопоставления профессиональных квалификаций.

Источники информации

В конце 2GG8 года в Консультативном совете развития и поддержки EQF (EQF Advisory Group) Европейская комиссия учредила рабочую группу, которая стала заниматься различными вопросами, связанными с использованием принципов EQF для гармонизации и разработки отраслевых рамок квалификаций.

Во многих странах мира уже реализованы решения постоянной адаптации образовательных программ к требованиям работодателей и учет динамично развивающихся ИКТ-секторов на основе рамок компетенций и квалификаций.

В условиях усиления процессов глобализации во всех сферах экономической и социальной жизни разработка механизмов поддержки обучения в течение жизни и трудовой мобильности приобретают особое значение, как для индивидуумов, так и для компаний и даже государств. Основанные на согласованных между собой национальных рамках квалификаций, секторальные рамки квалификаций (далее, СРК) позволяют, с одной стороны, сопоставить результаты обучения различных образовательных и сертификационных систем, а с другой стороны, сохранить индивидуальные национальные особенности и национальные системы образования и институциональных оснований рынка труда. Необходимо отметить, что разработка СРК является ресурсоемким и длительным процессом, требующим согласованных действий всех заинтересованных сторон. В этой связи финансируемый Еврокомиссией проект TEMPUS «INFORMATICS AND MANAGEMENT: BOLOGNA-STYLE QUALIFICATIONS FRAMEWORKS (далее, INARM), направленный на реализацию механизмов Болонского процесса в области высшего образования позволил трем странам, имеющим общие исторические корни - России, Армении и Украине, объединить усилия в разработке СРК в частности в области Информатики.

Методология разработки образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в области «Информатика» создавалась на основе следующих источников информации:

- Национальная рамка квалификаций [l];

- классификатор профессий [2];

- европейская рамка ИКТ-компетенций 3.G [3].

- отраслевой стандарт высшего образования подготовки бакалавров по направлению «Информатика» [4];

- Computer Science Curriculum 2G13 [5];

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» [6];

- материалы рабочих семинаров INARM;

- сбор и анализ запросов работодателей в Украине;

- и другие.

По мнению авторов, прежде чем приступить к разработке образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в области «Информатика», прежде всего необходимо, проанализировать требования отечественного Изрыта и признанные мировые образовательные стандарты. Перечень указанных образовательно-квалификационных характеристик призван способствовать формированию компетентных специалистов и профессионалов определенных ОТ-профессий.

Одним из ключевых элементов профессиональной подготовки специалистов являются дисциплины цикла профессиональной и практической, а также гуманитарной и социально-экономической, математической, естественно-научной подготовки специалистов и профессионалов по информатике. То есть, следует пересмотреть перечень этих дисциплин, а также обновить рабочие учебные программы дисциплин этого перечня с учетом разработки образовательно-квалификационных характеристик для магистров и бакалавров в новом компетентно-ориентированном стандарте по информатике. Упомянутый пересмотр перечня дисциплин целесообразно осуществлять с учетом международного опыта и требованиям И^отра^и.

Другой, не менее важной задачей является формирование соотношений дисциплин и образовательно-квалификационных характеристик в соответствии И^профессиям.

Методология разработки образовательно-квалификационных

характеристик для магистров и бакалавров по информатике

В И^отрасли все более востребованным результатом образования становится компетентность.

Компетентность рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных профессиональных проблемных ситуациях, способность применять знания и навыки для достижения результатов [3].

Компетенция - это «продемонстрированая способность применять знания, умения и отношения для достижения определенных результатов».

Умения - это «способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи». Умение управления и владения технологиями являются компонентами компетенций и специфицируют ключевые способности, которые формируют компетенцию.

Знания представляют совокупность «знаю что» (языки программирования, средства разработки и дизайна ...) и могут быть описаны операционными дескрипторами.

Для формирования необходимых компетенций следует пересмотреть содержание умений и навыков, формированию которых должны способствовать дисциплины, определенные стандартом образовательно-профессиональной подготовки специалистов в области информатики. При формировании компетенций чрезвычайно важным фактором является тесное взаимодействие с И^отраслью. Важной предпосылкой выработки востребованных компетенций является приобретение студентами опыта работы, которого в рамках образовательной программы можно достичь во время выполнения лабораторных работ и групповых проектов на начальных

курсах и за счет повышения роли производственной практики в ИТ-компаниях и содействия профессиональной сертификации на более старших курсах.

Актуальной является задача формирования описания компетенций, необходимых для ИТ-профессий и формирования соотношения дисциплин и компетенций в соответствии с приобретаемыми ИТ-профессиями. С целью решения проблемы совершенствования и универсализации компетенций в области информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) по инициативе ЕС начало разработку эталонной метарамки компетенций в этой области - European e-Competence Framework (e-CF). С целью повышения квалификационного уровня выпускников и достижения адекватности содержания профильных образовательно-профессиональных программ требованиям рынка труда в области информационных технологий и международного признания квалификаций ИТ-специальностей, предлагаемых вузами Украины, считаем целесообразным внедрение европейских стандартов и принципов обеспечения качества образования с учетом требований рынка труда к компетентности специалистов.

Национальная рамка квалификаций, Европейская рамка ИКТ-компетенций и образовательно-профессиональные степени

В 2011 году Кабинет Министров Украины утвердил Национальную рамку квалификаций (далее НРК) [1], которая является системным и структурированным описанием квалификационных уровней по компетенциям. С учетом European e-Competence Framework (e-CF) и Национальной рамки квалификаций можно предложить следующую модель соотношения уровней e-CF уровням НРК и образовательно-профессиональных степеней.

Таблица 1

Соотношение уровней e-CF с уровнями НКР и образовательно-профессиональными степенями

Уровни e-CF Соответствующие уровни НКР Образовательно-профессиональная степень

e-5 9 Постдокторский уровень

e-5 8 Доктор наук

e-4 7 Магистр

e-3 6 Бакалавр

e-2 5 Высшее образование короткого цикла

e-2 4 Специальное среднее образование

e-1 3 Полное среднее образование

- 2 Базовое среднее образование

- 1 Начальное образование

- 0 Дошкольное образование

Как отмечается в Европейской рамке ИКТ-компетенций European e-Competence Framework, к такому соотношению между уровнями e-CF, НКР и образовательно-профессиональных степеней следует стремиться, но при этом не следует забывать о чрезвычайной важности профессионального опыта для приобретения компетенций согласно уровням e -CF.

Подготовка специалистов и профессионалов по специальности «Информатика»

В соответствии с перечнем направлений по образовательно-квалификационному уровню бакалавра и магистра по специальности «Информатика» осуществляется в области знаний 0403 «Системные науки и кибернетика».

Согласно Национальному классификатору профессий [2], профессиональные виды работ, которые предусматривают получение квалификации бакалавра, относятся к разделу «специалисты», а работы, требующие квалификации магистра, относятся к разделу «профессионалы». В частности, к специалистам квалификационного группировки техники-программисты (код 3121) относятся: техник-программист, специалист по информационным технологиям, специалист по компьютерной графике (дизайну), специалист по разработке и тестированию программного обеспечения, специалист по разработке компьютерных программ. К профессионалам квалификационного группировки «профессионалы» в области программирования (код 2132) относятся: младший научный сотрудник (программирование), научный сотрудник (программирование), научный сотрудник-консультант (программирование), инженер-программист, программист (база данных), программист прикладной и программист системный.

Представленные квалификационные характеристики работников упомянутых профессий не является сопоставимым с НРК и e-CF. Таким образом, актуальной является задача формирования профессиональных стандартов на основе системы компетенций НРК и сопоставления уровней профессиональных квалификаций НРК. За основу профессиональных стандартов, по мнению авторов, целесообразно принять Европейскую рамку ИКТ-компетенций [3].

Согласно Национальному классификатору профессий образовательно-профессиональная программа по информатике должна устанавливать требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалистов по информационным технологиям (на уровне бакалаврата) и профессионалов в области программирования (на уровне магистратуры).

В [7] показано несопоставимость НРК и e-CF и актуальность формирования профессиональных стандартов на основе системы компетенций НРК. Приведенные выше ИТ-профессии несложно соотнести с ИКТ-профилями, представленными European e-Competence Framework 3.0: разработчик (Developer), специалист по тестированию (Test Specialist), специалист по медиа (Digital Media Specialist).

Таблица 2

Соотношение е-компетенций и профессий, представленных Национальным классификатором

Европейский ИКТ профиль Украинские названия профессий

ОКР «бакалавр» ОКР «магистр»

Разработчик (Developer) Техник-программист, специалист по разработке компьютерных программ Инженер-программист, программист (база данных), программист прикладной, программист системный

Специалист по медиа (Digital Media Specialist) Специалист по компьютерной графике (дизайну) Программист прикладной

Специалист по тестированию (Test Specialist) Специалист по разработке и тестированию программного обеспечения

Согласно приведенным ИКТ-профилям можно определить перечень профессиональных уровней ИКТ-компетенций Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0. Эти уровни должны приобретаться на различных уровнях НРК, а на их получение должна быть направлена образовательно-профессиональная программа подготовки

специалистов соответствующего уровня. В табл. 3 приведена «скелетная» структура уровней компетенций, предложенная Европейской рамкой ИКТ-компетенций 3.0, необходимых для определенных ИКТ-профилей и, соответственно, для И^профессий, сопоставимых с ними.

Таблица 3

Распределение e-компетенций в соответствии с И^-профилей по направлению «Информатика»

Дескриптор 1, с-компетенции Дескриптор 2, с-компетенции Дескриптор 3, уровни применения компетенций

Разработчик Специалист по тестированию Специалист по медиа Всего

Планирование A.6. Дизайн приложений с-2 с-1, с-2

Построение B.1. Разработка приложения с-3 с-3 с-3 с-3, с-4

B.2. Интеграция систем с-2 с-2, с-3 с-2, с-3

B.3. Тестирование с-2 с-2, с-3 с-2 с-2, с-3

B.4. Разворачивание решений с-3 с-3 с-3

B.5. Разработка документации с-3 с-3 с-3

Запуск С4. Управление проблемами с-3 с-2, с-3 с-2, с-3

Включение D.12. Цифровой маркетинг с-2 с-2

Таким образом, каждому из перечисленных ИКТ-профилей соответствует набор e-компетенций. Получение которых должно быть предусмотрено в рамках усвоения дисциплин, перечень которых должен быть согласован с перечнями дисциплин ведущих мировых образцов стандартов образовательно-профессиональной подготовки ИT-специалистов [8, 9]. Такая разработка украинской секторальной рамки квалификаций по Информатике будет способствовать повышению качества подготовки квалифицированных специалистов по информатике с целью достижения соответствия уровня компетенций требованиям современного ИТ-рынка и мировым образовательным стандартам, а также международному признанию украинского диплома в мире.

Выводы

На основе Европейской рамки ИКТ-компетенций 3.0 и НРК можно разработать украинскую секторальную рамку квалификаций по Информатике, сформировать компетентности, отвечающие требованиям И^отрасли. Получение указанных компетентностей, как результатов обучения предусмотрено в рамках усвоения дисциплин, перечень которых согласован с перечнями дисциплин ведущих мировых образцов стандартов образовательно-профессиональной подготовки ИT-специалистов. Такие меры будут способствовать повышению качества подготовки квалифицированных специалистов по информатике с целью достижения соответствия уровня компетенций требованиям современного ИТ-рынка и мировым стандартам.

Библиографический список

1. Про затвердження Нащонально! рамки квалiфiкацiй [Эл. ресурс] : Постанова Кабшету МЫс^в Укра'!ни вщ 23.11.2011 № 1341. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF

2. Класифкатор професш ДК 003:2010. - К. : Сощнформ, 2010. - 746 с.

3. European e-Competence Framework, e-CF [El. resource]. - URL: www.ecompetences.eu

4. Галузевий стандарт вищо! освiти тдготовки бакалаврiв за напрямом 040302 «1нформатика». - К., 2010.

5. Computer Science Curriculum 2013 : Strawman Draft. The Joint Task Force on Computing Curricula, Association for Computing Machinery, IEEE-Computer Society [El. resource]. - URL: http://ai.stanford.edu/users/sahami/CS2013/strawman-draft/cs2013-strawman.pdf.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника». - М., 2009.

7. Омельчук Л. До питання розробки компетенттсно орieнтованого стандарту осв^ньо-професшно! тдготовки з шформатики / Л. Омельчук // Вища школа. 2013. № 11. С. 42-49.

8. Нштченко М. Порiвняльний аналiз укра'!нського стандарту осв^ньо-професшно! тдготовки з шформатики та мiжнародного стандарту Computer Science'2013 / М. Нштченко М. Л. Омельчук / Актуальш проблеми тдготовки спещалютсв 1КТ (АППС1КТ-2013), 15-19 травня 2013, м. Хмельницький (Укра!'на), С. 130-134.

9. Омельчук Л. Порiвняльний аналiз укра'!нського стандарту осв^ньо-професшно! пiдготовки з iнформатики 2010 року та державного освггнього стандарту вищо'! професшно! освiти з iнформатики та обчислювально! технiки Росшсько! Федерацп 2009 [Ел. ресурс] / Л. Омельчук // Актуальш проблеми тдготовки спещалю^в 1КТ (АППС1КТ-2013), 15 -19 травня 2013, м. Хмельницький (Укра!'на), С. 135-138.

ПЕРЕЧЕНЬ УПОТРЕБЛЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

INARM - проект TEMPUS «INFORMATICS AND MANAGEMENT: BOLOGNA-STYLE QUALIFICATIONS FRAMEWORKS;

СРК - секторальные рамки квалификаций;

ИКТ - информационно-телекоммуникационных технологий;

ЕС - Европейский Союз;

ВУЗ - высшее учебное заведение;

НРК - Национальная рамка квалификаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТ - информационные технологии;

e-CF - European e-Competence Framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.