Научная статья на тему 'Разработка информационной системы секториальной рамки IT-сферы "quadriga"'

Разработка информационной системы секториальной рамки IT-сферы "quadriga" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАМКА КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION FRAMEWORK / ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЕ / WEB APPLICATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / РАЗРАБОТКА / DEVELOPMENT / РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА / REGISTRATION FORM / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / CAREER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Султанбаев Марат Есболатович, Журекбаев Дархан Серикович

Человеческая потребность в самореализации отражает сущность человека естественного характера. Неутолимое стремление индивида «сдвинуть» состояние, присущее навыкам, имеющимся на данный момент, на протяжении свыше пятитысячной летописи истории человечества порождало множество удивительных явлений, которые одним словом можно назвать прогресс. В данной статье рассматривается разработка информационной системы типа веб-приложение на базе внедрения квалификационных требований в странах Центральной Азии в рамках проекта «QUADRIGA». Проанализированы функциональные элементы интерфейса веб-приложения. Выявлена и обоснована необходимость использования информационной системы для понимания перспектив развития человека. Результатом исследования и разработки является действующая система по описанию рамок квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Султанбаев Марат Есболатович, Журекбаев Дархан Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы секториальной рамки IT-сферы "quadriga"»

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЕКТОРИАЛЬНОЙ РАМКИ IT-СФЕРЫ «QUADRIGA» Султанбаев М.Е.1, Журекбаев Д.С.2 Email: [email protected]

'СултанбаевМарат Есболатович — магистрант;

2Журекбаев Дархан Серикович — магистрант, кафедра информатики, механико-математический факультет, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: человеческая потребность в самореализации отражает сущность человека естественного характера. Неутолимое стремление индивида «сдвинуть» состояние, присущее навыкам, имеющимся на данный момент, на протяжении свыше пятитысячной летописи истории человечества порождало множество удивительных явлений, которые одним словом можно назвать - прогресс. В данной статье рассматривается разработка информационной системы типа веб-приложение на базе внедрения квалификационных требований в странах Центральной Азии в рамках проекта «QUADRIGA». Проанализированы функциональные элементы интерфейса веб-приложения. Выявлена и обоснована необходимость использования информационной системы для понимания перспектив развития человека. Результатом исследования и разработки является действующая система по описанию рамок квалификаций. Ключевые слова: рамка квалификации, веб-приложение, информационная система, разработка, регистрационная форма, карьерный рост.

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SYSTEM OF SECTORIAL FRAME IN IT-SPHERE "QUADRIGA" Sultanbayev M.E.1, Zhurekbayev D.S.2

'Sultanbayev Marat Esbolatovich - Graduate student; 2Zhurekbayev Darkhan Serikovich - Graduate student, DEPARTMENT OF COMPUTER SCIENCE, MECHANICS AND MATHEMATICS FACULTY, KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER AL-FARABI, ALMA-ATA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the pursuit to comfort always was the main part of consciousness of each person. Desire to reach profession heights, without understanding of the direction to the purpose nullified all attempts to achieve the desirable. Simple following to instructions of the administration did not kindle fire in eyes of employees. The people absorbed by a routine were lost in a huge number of instructions and offers. A problem of conscious, serious approach to obtain of desirable qualification long time was a problem of modern society, but with the advent of the structured methodological system, there was a need for creation and implementation of available information system. In this article, development of an information system based on implementation of qualification requirements in the countries of Central Asia within the QUADRIGA project is considered.

Keywords: qualification framework, web application, information system, development, registration form, career development.

УДК 331.225.3

Каждый день лучшие умы человечества разрабатывают способы улучшения качества уровня жизнедеятельности человечества. Человеку нужны новые технологии, способы ведения созидательной деятельности, методы освоения неизвестного, для автоматизации рутинной работы, для увеличения производительности и качества труда. Придумать оказалось недостаточно. Человека еще надо научить этим пользоваться. Здесь возникает первая проблема. Если обучение людей, для которых создавались данные технологии, не будет своевременным, то с какой целью они создаются. С другой стороны, долгое обучение в вузах может попросту опоздать со временем актуальности проблемы и ее решения. В условиях рынка труда работодатели не могут ждать несколько лет, пока их работники смогут пройти обучение и доказать умение управлением соответствующими программами. Деньги они хотят зарабатывать здесь и сейчас. Так же не удовлетворяют рынок и специалисты, прошедшие обучение в вузах,

но по причине неактуальности имеющихся знаний, не способные сразу приступить к практической деятельности на рабочем месте. Возможным решением данной проблемы могут стать курсы по повышению квалификации сроком от двух недель до месяца, где даны в полной мере информация и практические навыки по работе с продуктом. Но возникает вопрос, с какой целью ведут обучение в учебных заведениях, если на момент выпуска студенту необходимо будет еще и проходить дополнительно платные курсы.

Студент должен осознанно подходить к получению образования. Понимать перспективы избранной им профессии и необходимость усвоенных знаний. Обучение в рамках непрерывного образования должно сделать ясным и прозрачным качество содержания преподносимой информации в учебных заведениях.

Национальная рамка квалификации [1] является своего рода мостом между требованиями работодателей и результатами академической деятельности. Структурированное написание уровней степени профессиональной подготовки работника взято за основу в международном проекте «QUADRIGA», программы Европейского союза «TEMPUS», по поддержке процессов модернизации высшего образования и содействие развитию систем высшего образования в странах партнерах. Главной целью данного проекта является приблизить высшее образование стран Центральной Азии к реальным потребностям экономического и социального развития этих стран [3].

Рамка квалификации создана не только для работодателей и органов образования, но также и для граждан, обычных трудящихся, в частности отраслей ИТ, так как позволяет понять перспективы карьерного роста. Определить направления для приложения усилий и получение строго необходимых знаний для вклада в развитие предприятия и личностного роста. Еще одним преимуществом можно назвать мобильность. Условие соответствия национальным рамкам квалификаций обуславливает свободный выбор работы в любой стране имеющей данные стандарты, что не привязывает человека к работе лишь по региональным возможностям и дает возможность роста и обмена опытом с коллегами из других стран.

Создание информационной системы позволяет решить ранее описанные проблемы. При выборе типа приложения предпочтение пало на создание web-ресурса. Главным критерием выбора является общедоступность, возможность воспользоваться ресурсом в абсолютно любом месте имеющим выход в интернет, причем с любого устройства, будь то мобильный телефон или персональный компьютер. Интернет ресурс по данным статистики самый используемый тип приложения не имеющий привязки к определенному месту или платформе. Web-ресурс имеет полностью адаптивный дизайн, что позволяет без затруднения использовать систему на любом виде и типе компьютеров и мобильных телефонов с различными размерами дисплея. Малая нагрузка ресурса на устройство также является неотъемлемым плюсом и также позволяет быстро и безошибочно получать информацию и работать с ресурсом людям различного достатка, от студентов до работников крупных компаний.

Первый блок, который видят при посещении web-ресурса это новости и нововведения. Здесь можно узнать изменения, произошедшие в системе квалификаций или в работе сайта. Для продолжения работы необходимо зарегистрироваться. Форма регистрации достаточно простая и интуитивно понятная любому пользователю персонального компьютера, имеющего понятие что такое интернет, но, тем не менее, это очень ответственный шаг, требующий откровенности и искренности, иначе ресурс не сможет оказать желаемую помощь как соискателю, так и работодателю. При том ресурс снимает с себя ответственность при указании ложных данных. На данном этапе собираются обычные паспортные данные, имя, фамилия, отчество (если имеется). Контактный телефон и e-mail являются обязательными полями, на них придет подтверждение о результате регистрации. Данный метод подтверждения используется повсеместно для того что бы удостовериться о регистрации существующего человека. Это потребно в виду использования многими хакерами так называемых ботов, осуществляющих автоматическую регистрацию, либо для взлома системы, либо в других корыстных целях. Еще одной причиной тщательного слежения за реальностью человека является возможность оставлять резюме и вакансии, что в случае предоставления ложной информации и вымышленных вакансий, может быть оскорбительно по отношению к человеку, доверившемуся нашей системе, а ресурс получит отрицательный отзыв. Поле «о себе», желательно для заполнения. По введенной информации можно лучше понять человека, мотивы его регистрации.

В системе «QUADRIGA» предусмотрено разделение пользователей на категории. Каждая из категорий имеет свои права, зоны видимости и возможности. Всего их пять:

1. Незарегистрированные пользователи или гости могут просматривать новости, изучать документацию.

2. Администратор и пользователи, приравненные к нему, имеющие доступ для редактирования информации.

3. Категория работодателей, способная размещать вакансии и просматривать резюме потенциальных сотрудников.

4. Категория соискателей, которые могут лишь откликаться на вакансии.

5. Преподаватели, ответственные за актуальность преподносимой информации в учебных заведениях.

Обязательно к заполнению поле «страна проживания». Система направлена на развитие и внедрения квалификационных требований не только в пределах Республики Казахстан, но и в странах партнерах: Таджикистан, Киргизстан и страны входящие в состав ЕС. Для каждой из стран Центральной Азии разработана своя база данных. При подключении к ресурсу, после указания страны проживания, пользователь автоматически будет подключен к своей базе данных. Но соискатели могут просматривать вакансии и откликаться не только в своей стране, но при желании, оценив свои способности, имеют возможность работать за границей в странах партнерах, поддерживая принцип мобильности рабочей силы.

Регистрация и использование ресурса является абсолютно бесплатным, ведь главная цель ресурса — это помощь в социальном и экономическом развитии стран Центральной Азии. После окончания процедуры, пользователь будет перенаправлен на главную страницу сайта, для дальнейшего ознакомления с проектом. В это время введенная регистрационная информация будет на проверке у администратора, для подтверждения реальности данных и их проверки. После тщательной проверки, ответ с положительным или отрицательным решением будет выслан на введённый пользователем e-mail в течение 24 часов с момента регистрации. Действие проверки необходимо в целях безопасности и исключения регистрации вымышленных пользователей, пользователей, преследующих цели по нарушению работы сайта, либо обману его участников.

Основной функционал работы системы базируется на трех вкладках:

1. Вкладка для работодателя.

2. Вкладка для преподавателя.

3. Вкладка для соискателя.

Вкладка для работодателя (рис. 1). Состоит из текстовых полей для ввода информации и кнопки подтверждающей отправку на сервер. Поля «знания», «умения», «навыки», «трудовые функции» обязательны к заполнению. Работодатель при размещении компетенции, либо выбирает из списка подходящие значения соответствующих полей, если таковых не находит он может ввести свои уникальные значения, которые обязательно внесутся в базу данных и при следующем заполнении можно будет выбирать их наряду со всеми. База данных текстовых значений динамически пополняется при заполнении работодателями.

При том, они сами показывают, что необходимо им в данный момент, какие компетенции являются ключевыми в работе их предприятия. Ресурс работает не только в режиме взаимодействия соискателя и работодателя, но и при должном контроле и анализе преподавателей учебных заведений, заинтересованных в проекте. У работодателя появляется отличная возможность высматривать будущие кадры среди студентов, взращивать работников.

Название компетенции:

| В а едите н аз а а н н е ком п етен Щ иг... ;

Необходимые знания: ДооавщЕ знанил-

Необходимые умения и навыки:

Я С! 5 а Б!17 Е: УМЕНИЯ И Нй БЫ ен —

Трудовые действия: Дэоави^Е ^ейс?вдя —

Добавить компетенцию

Рис. 1. Вкладка для работодателей

Для студента это отличная возможность, в процессе учебной деятельности, сделать шаги к обеспечению своего будущего.

Вкладка для преподавателя (рис. 2). На данной странице ответственный за анализ преподаватель может просматривать действующие компетенции, введенные работодателем, резюме, оставленные студентами или гражданами, ищущими вакансию. Одной из главных задач проекта, является корректирование образовательной траектории, на основе актуальных сведений. Задача университетов выпуск подготовленных специалистов способных немедленно приступить к работе на предприятии.

Выбор дисциплины: | Программирование т |

Выбор уровня образования:

*' Бакалавриат Магистратура рЫЗ Докторантура

Найти

Рис. 2. Вкладка для преподавателей

В этом случае задачи учебных заведений и желания нанимателя совпадают. При поиске работы в большинстве случаев указываются необходимость наработанного опыта, умений, знаний. Это не дает большинству молодых выпустивших специалистов долгое время найти свое место. Корректирование траектории и модернизация учебных программ - один из методов решения сложившейся ситуации.

Вкладка для соискателя (рис. 3). На текущем разделе соискателю предлагается определить свой квалификационный уровень.

Найти

Рис. 3. Вкладка для соискателя

Путем ответа на вопросы о существующих знаниях, умениях, навыках, имеющимся образовании и его уровне.

После процедуры будет дана информация, соответствующая выбранным данным и дополнительно имеющиеся вакансии, соответствующие определенной раннее квалификации. Обобщая информацию, полученную с двух вкладок, преподаватель может оценить нынешнее состояние рынка труда, определить слабые места учебных заведений и требования работодателей (предприятий, отраслей промышленности, общественного сектора).

Серверная часть веб-приложения написана на скриптовом языке программирования php, с использованием объектно-ориентированной методологией разработки приложений, где программа представляется в виде совокупности объектов [2]. Данная методология позволила сократить количество программного кода и следовать принципу программирования «don't repeat yourself», что означает - «Не повторяться». Дублирование кода является если не самой, то точно одной из главных проблем с которой сталкиваются практически все программисты. Классы и объекты помогают писать код с общим функционалом, подходящий сразу для нескольких задач. Преимуществом можно назвать заполнение и хранение данных. Информация загружается в объект после создания экземпляра и сохраняется до тех пор, пока сборщик мусора или сам программист не закончит работу с экземпляром данной объекта.

Визуальное представление веб-ресурса основывается на работе языков разметки и стиля HTML и CSS, а также на языке JavaScript. Плюсом работы с «Front End» частью веб-приложения, либо по-другому с внешней частью, является полная свобода в разработке дизайна и расположения элементов. Ограничения накладываются лишь типами используемых устройств и фантазией веб-мастера.

Заключение.

Непрерывное образование, личностный рост, постоянное развитие должны стать для каждого человека основной частью жизни. Без развития нет смысла существования на планете. Труд на благо предприятия, на благо человечества был основной целью всех великих людей. Но не один только труд сделал их таковыми. Они видели направление, перспективы роста. Некоторым из них помогла узреть эти факторы судьба, другим подсказали люди, добившиеся высот, однако не у каждого есть такая возможность в виду жизненных обстоятельств, загнавших человека глубоко в нору своего сознания нежелающего покидать комфортной зоны.

Наш ресурс позволит людям узнать возможности, рассмотреть варианты своего развития. Благодаря внедрению квалификационных рамок каждый желающий сможет осознанно двигаться по карьерной лестнице, а с помощью веб-ресурса «QUADIRGA» это можно сделать намного легче за счет использования современных веб-технологий и отлично проработанной методологической базы.

Список литературы / References

1. Национальная рамка квалификации, утвержденная протоколом от 16 марта 2016 года Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения и социального развития республики Казахстан: официальный Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mzsr.gov.kz/ru/node/336526/ (дата обращения: 05.01.2017).

2. Пайсон М. ООП с примерами. [Электронный ресурс]: Ресурс для IT-специалистов. Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/87119/ (дата обращения: 10.01.2017).

3. Проект Темпус "QUADRIGA". [Электронный ресурс]: КИМЕП: официальный Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.kimep.kz/international/tempus-project-quadriga/ (дата обращения: 25.12.2016).

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИАЛОВ Кадыр Г.А.1, Туркебаева Д.Б.2 Email: [email protected]

'Кадыр Гулинур Алымжанкызы —магистрант,

кафедра технологии интроскопии; 2Туркебаева Динара Бериковна —магистрант, кафедра технологии приборостроения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются методы измерения механических характеристик материалов. В результате анализа методов измерения механических характеристик сделан вывод, что методом для достоверного и оперативного определения механических характеристик материалов изделий является метод динамического индентирования, который заключается в непрерывной регистрации процесса контактного взаимодействия индентора с исследуемым материалом. Преимущество данного метода заключается в возможности контроля находящихся в эксплуатации объектов без изготовления специальных образцов и разрушения изделия.

Ключевые слова: механические испытания, испытания на твердость, метод динамического индентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.