УДК 378.1
И.Ю. Харитонова С.Ф. Сергеев
I. Kharitonova S. Sergeev
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИКТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ СЕКТОРАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ «ИНФОРМАТИКА - МЕНЕДЖМЕНТ»
Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие актуальность информации, аккумулированной в проектах профессиональных стандартов Российской Федерации в области ИКТ для построения секторальной рамки квалификаций. Предложена методика анализа этой информации и сопоставления трудовых функций с компетенциями европейской рамки компетенций e-CF. Подчеркнута особая роль европейской рамки компетенций для разбиения всего множества трудовых функций в области ИКТ на классы. Приведены примеры сопоставления каждой выделенной группе трудовых функций, соответствующих ей знаний, умений и персональных компетенций. Выделены наиболее важные этапы проведенной работы.
Ключевые слова: компетенция, квалификация, секторальная рамка квалификаций, европейская рамка компетенций e-CF, профессиональные стандарты Российской Федерации, обобщенная трудовая функция, трудовые функции.
THE ANALISIS OF PROFESSIONAL STANDARDS OF RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ICT AS A PREPARATORY STAGE OF CREATION OF A SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK OF «INFORMATICS AND MANAGEMENT»
Abstract. The arguments proving relevance of information, accumulated in drafts of professional standards of the Russian Federation in the field of ICT for creation of a sectoral qualifications framework are presented. The technique of the analysis of this information and comparison of labor functions to competences of the European competence framework e-CF is offered. The special role of the European competence framework for splitting all set of labor functions in the field of ICT on classes is emphasized. Examples of comparison of each allocated group of labor functions of knowledge, abilities and personal competences corresponding to it are given. The most important stages of the carried-out work are allocated.
Keywords: competence, qualification, sectoral qualifications framework, the European competence framework e-CF, professional standards of the Russian Federation, the generalized labor function, labor functions.
Создаваемая в настоящий момент секторальная рамка квалификаций (СКР) в области ИКТ должна объединить в себе большинство документов, связанных с определением квалификаций и компетенций, утвержденных и работающих в нашей стране. К таким документам можно отнести разработанные и утвержденные на настоящий момент профессиональные стандарты РФ в области ИКТ и образовательные стандарты, основой которых в настоящий момент является компетентностный подход, требования работодателей, постоянно пополняющие СРК новой информацией.
Секторальная рамка квалификаций в области ИКТ должна быть нацелена на разработку единого языка обмена информацией для описания ИКТ-компетенций, который обеспечит формирование должностных обязанностей, составление программ профессиональной подготовки, определение квалификаций, описание путей развития карьеры, формальные и неформальные пути получения профессиональных
© И.Ю. Харитонова, С.Ф. Сергеев, 2014
квалификаций, сертификаций и т.д., имеющих отношение к ИКТ-сектору. Разработка секторальной рамки квалификаций позволит создать устойчивые связи с системами обучения, сертификации, прогнозирования спроса и предложения, портальными решениями предложения и поиска работы.
Подготовительный этап проектирования секторальной рамки квалификаций включал изучение существующих систем описания характеристик труда ИКТ-специалистов. Каждая из перечисленных далее систем послужила источником ценной информации для настоящего проекта:
- Профессиональные стандарты РФ в области информационных технологий;
- European e-Competence Framework 3.0 ( A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors);
- European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 - 2012;
- ECCE - Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement Project Number: 504345-LLP-1-2009-1-IT-ERASMUS-ECUE Agreement number: 2009 - 3314/001 - 001.
Основной целью данной работы являлся анализ профессиональных стандартов России в области информационных технологий для систематизации информации о результатах обучения, соответствующих каждому квалификационному уровню для дальнейшего использования ее в секторальной квалификационной рамке.
Профессиональные стандарты РФ в области информационных технологий (далее ПС ИТ РФ) являются наиболее поздним, по сравнению с другими (ОКЗ), источником информации об ИКТ-специалистах в РФ. В 2013 году была разработана первая группа ПС ИТ РФ - 12 стандартов. Информация, агрегированная в ходе разработки ПС ИТ РФ представляет большую ценность для выявления результатов обучения (learning outcomes), соответствующих конкретным трудовым функциям.
Ценность ПС ИТ РФ заключается в том, что большое количество информации о требованиях рынка труда к каждой профессии было агрегировано, систематизировано и представлено в традициях национальной организации труда ведущими экспертами РФ. Это преимущество позволило представить наиболее актуальные требования работодателей к компетенциям (результатам обучения), опубликованные на настоящий момент в Российской Федерации.
Структура профессиональных стандартов РФ представлена на рис. 1 и включает следующие элементы:
- основная цель профессиональной деятельности;
- перечень названий должностей;
- обобщенные трудовые функции;
- трудовые функции;
- требования к знаниям, умениям и навыкам.
Требования к результатам обучения в ПС ИТ РФ - это наиболее ценная информация, которая может быть использована в СРК. К сожалению, разрабатываемые в настоящее время в России профстандарты в области IT неравномерно покрывают области рабочих и бизнес-процессов, кроме того, нет единого подхода к определению квалификационного уровня для каждой трудовой функции. Поэтому требуется использование дополнительной систематизирующей структуры.
Кроме того, в условиях современного информационного общества разрабатываемая рамка - это целая система, которая должна быть «гармонизирована» с одной из широко используемых в европейских странах квалификационных структур. Это еще больше усилит европейскую интеграцию.
ООО
Рис. 1. Структура ПС РФ в области ИТ
Создать такую систему можно только на продуманной фундаментальной основе.
В качестве такой основы в современных системах управления квалификациями и компетенциями принята первоначальная организация видов деятельности не по признаку профессия/занятие или обобщенное описание
должность/занятие/роль/позиция, а анализ бизнес-процессов и рабочих процессов. Такой систематизирующей основой для сбора информации может стать Европейская рамка ИКТ-компетенций e-CT (European e-Competence Framework 3.0). Можно перечислить причины использования именно этой структуры [1]:
- e-CF спроектирована для того, чтобы соотнести специфические умения и описания должностных обязанностей;
- основой e-CF является не описание должностных обязанностей, а система компетенций, так как такой подход предполагается более гибким;
- e-CT заложены принципы, позволяющие гармонизировать с ней все существующие и успешно функционирующие национальные системы, а тем странам, в которых такие системы не были созданы, создать свои системы, сэкономив время и ресурсы на предварительные исследования;
- структура рамки e-CF является наиболее поздней разработкой, учитывающей лучшие образцы существующих систем;
- все определения е-СБ имеют в своей основе ИТ-стандарты отрасли, принципы Болонского процесса и последние достижения в области теорий трудовых отношений;
- е-СБ служит основой для большого числа других взаимосвязанных стандартов и других международных проектов.
На рис. 2 представлен фрагмент рамки компетенций, каждая позиция которой имеет достаточно подробное описание для каждого уровня квалификации каждой из компетенций с примерами результатов обучения, соответствующих каждой компетенции.
Результаты обучения, приведенные в профессиональных стандартах, ориентированы на компетенции, поэтому связь с е-СБ можно считать однозначной, а, значит, при построении рамки квалификаций недостающие результаты обучения могут быть пополнены из тех примеров, которые представлены в е-СБ.
5 областей е-СБ 36 определенных ИКТ-компетенций Профессиональные уровни компетенций
е-1 е-2 е-3 е-4 е-5
В РЕАЛИЗАЦИЯ В1. Проектирование и разработка
В2. Интеграция систем
В3. Тестирование
В4. Развертывание решений
В5. Документирование
В6.Системная инженерия
С ЭКСПЛУАТАЦИЯ С1. Поддержка пользователей
С2. Поддержка изменений
С3. Предоставление услуг
С4. Управление проблемами
Рис. 2. Фрагмент рамки компетенций е-СБ, содержащий компетенции В и С
С другой стороны, дескриптор 4 е-СБ предоставляет некоторые, но не исчерпывающие, примеры знаний и умений, которые могут относиться к применению компетенции таким же образом, как и в описаниях дескриптора 2 и 3. Они, в свою очередь, могут быть пополнены информацией из ПС ИТ РФ.
Работа по анализу профессиональных стандартов проводилась в 3 этапа:
1. Трудовые функции разбивались на группы в соответствии с компетенциями
е-СБ;
2. Каждой группе сопоставлялись знания, умения и профессиональные компетенции, прописанные в профессиональных стандартах;
3. Агрегированные таким образом знания, умения и компетенции обрабатывались на предмет удаления повторяющихся, обобщения, исключения тех, которые встречаются редко. При обработке информации здесь должна бы быть использована информационная система, способная выполнять статистический анализ;
4. Если необходимо, полученные таким образом сведения о знаниях, умениях и персональных компетенциях пополнялись из других источников, например, из 23 Европейских ИКТ-профилей [2].
Европейские ИКТ-профили разработаны на том же самом уровне детализации как е-СБ, поэтому обеспечивают однозначную сопоставимость с ней и в настоящее время используются в структурах бизнеса в области ИКТ. Двадцать три Европейских
ИКТ-профиля покрывают полный бизнес-процесс в области ИКТ и позволяют обобщить и структурировать информацию о требованиях рынка труда.
В результате выполненной работы удалось сгруппировать трудовые функции из нескольких профессиональных стандартов и сопоставить полученным группам компетенции e-CF. Кроме того, благодаря тому, что профессиональные стандарты содержат исчерпывающую информацию относительно результатов обучения, соответствующих каждой трудовой функции, возможно их частичное включение в описания результатов обучения для секторальной рамки квалификаций. Выполненный анализ представлен в табл. 1, 2 и 3.
Каждая из представленных таблиц может рассматриваться как часть пути развития карьеры, который позволяет работнику понимать пути повышения своей ценности для компании.
Описание компетенции С2 «Поддержка изменений» в e-CF выглядит следующим образом:
«Руководит процессами совершенствования ИТ-решений. Эффективно контролирует и планирует модификации программного и аппаратного обеспечения в целях предотвращения множественных обновлений, приводящих к непредсказуемым последствиям. Минимизирует сбои системы путем внесения изменений и соблюдает соответствующие соглашения об уровне услуг» [1].
В табл. 1 представлен пример сопоставления трудовых функций из профессиональных стандартов [3] соответствующей им компетенции С2 для уровней квалификации 5 и 6 по EQF (и уровней НРК Российской Федерации). Сопоставление для уровня 7 не проводилось, так как этот уровень не предусмотрен в e-CF.
Таблица 1
Квалификационная матрица для компетенции С2 «Поддержка изменений»
Описание Примеры
компетенции e-CF для профессиональ- соответствующих Знания Умения Персональные
трудовых функций (из ПС РФ) (из ПС РФ) компетенции
ного уровня из ПС РФ
1 2 3 4 5
Уровень2 е-СЕ Разработка Достаточная Выбирать Знакомить
(соответствует стратегии квалификация критерии оценки сотрудников,
уровню 5 EQF) резервного для понимания результатов ответственных
В процессе копирования БД принципов выполнения за
изменений (С/03.5 из взаимодействия резервного обслуживание
действует на 166_ПС); прикладной копирования; и
регулярной Подготовка системы с Разрабатывать и модернизацию
основе, предложений по данной БД и формулировать ИТ-решений,
поддерживая модернизации средства предложения по с функцио-
ежедневные программно- повышения модернизации нальными и
запросы и аппаратных эффективности применяемых техническими
реагируя на средств поддерж- такого программно- требованиями.
них, ки БД (С/12.5 из взаимодействия; аппаратных
предотвращая 166_ПС); Штатные средств
сбои в Разработка авто- средства БД поддержки БД;
обслуживании матических для горячего Использовать
и обеспечивая процедур для резервирования. средства
согласованный горячего резерви- мониторинга
уровень услуг. рования БД (С/14.5 из 166 ПС). настройки систем горячего резервирования.
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
Уровень 3 Разработка Программно- Разворачивать и Управлять
е-СЕ автоматизирован- технические настраивать взаимо-
(соответствует ных процедур средства программно- действием
уровню 6 EQF) выявления защиты данных аппаратные между
Обеспечивает попыток от несанкциони- средства защиты группами
целостность несанкциониро- рованного данных; ИКТ-
системы, ванного доступа доступа, их Планировать специалис-
контролируя к данным (Б/06.6 возможности; бюджет и тов,
применение из 166_ПС); Корпоративные, согласовывать ответствен-
функциональ- Управление отраслевые и его с ными за
ных расходами на ИТ государствен- заинтересован- техоб-
обновлений (А/03.6 из ные стандарты и ными лицами; служивание и
дополнитель- 188_ПС); методики Оценивать модернизацию
ных компонент Управление планирования эффективность решений
программного изменениями бюджета; затрат на ИТ; информа-
или ресурсов ИТ Стандарты и Выявлять ционных
аппаратного (А/04.6 из методики потребности в систем;
обеспечения 188_ПС); управления изменениях Анализиро-
и деятельности Организация изменениями ресурсов ИТ и вать
по техобслу- работ по ресурсов ИТ; работать с воздействие
живанию. созданию и Основные пользователями функциональ-
Соблюдает редактированию принципы и и заказчиками ных/техническ
требования контента (С/01.6 технологии для их их изменений
к бюджету. из 229_ПС); управления выявления; на пользова-
Поддержка проектами; Оптимизировать телей;
процессов Содержание и процесс Прогнозиро-
модернизации методы решения управления вать действия,
и продвижения задач по ресурсами ИТ; необходимые
сайта (С/07.6 из созданию и Вести для умень-
229_ПС). редактированию документацию шения
контента; по проектам и влияния
Основные работам; изменений.
процессы и Формулировать
методы требования
разработки к структуре и
веб-сайтов; сервисам
Основные веб-сайта;
понятия и Моделировать
методы (описывать)
поисковой бизнес-
оптимизации. процессы.
С точки зрения понятия компетенции не является важным, где и как квалификация была приобретена или как много учебных часов потребовалось для ее приобретения. Требования к компетенции показывает возможность ее приобретения с помощью сочетания опыта, формального или неформального приобретения возможностей/навыков и знаний. Таким образом, работник самостоятельно может определять недостающие ему знания, умения и компетенции для повышения своего профессионализма и выбирать способы их получения.
Описание компетенции С3 «Предоставление услуг» в е-СБ выглядит следующим образом:
«Принимает профилактические меры для обеспечения стабильной и безопасной работы ИТ-приложений и инфраструктуры. Обновляет библиотеку эксплуатационной документации и регистрирует все события, связанные с функционированием систем. Поддерживает средства контроля и управления (например, скрипты, процедуры)» [1].
В табл. 2 представлен пример сопоставления трудовых функций из профессиональных стандартов [3] соответствующей им компетенции С3 для уровней квалификации 5 и 6 по EQF (и уровней НРК Российской Федерации). Сопоставление для уровня 7 не проводилось, так как этот уровень не предусмотрен в e-CF.
Таблица 2
Квалификационная матрица для компетенции С3 «Предоставление услуг»
Описание Примеры соответствующих трудовых функций из ПС РФ
компетенции e-CF для профессионального Знания (из ПС РФ) Умения (из ПС РФ) Персональные компетенции
уровня
1 2 3 4 5
Уровень 2 e-CF Проведение Особенности Выбирать Применять
(соответствует процедуры реализации способ процессы,
уровню 5 EQF) восстановления структуры контроля, являющиеся
Систематичес-ки данных после данных и оценки и частью
осуществляет анализ сбоя (С/06.5 управления корректи- стратегии
производительности из 166_ПС); данными в ровки работы организации
и знакомит выше- Подготовка установленной БД. по оказанию
стоящий персонал отчетов о БД; 1Т-услуг;
с полученными функциониро- Инструмен- Заполнять и
данными. вании БД тарий БД оформлять
Переадресовывает (С/16.5 для сбора документы,
потенциальные из 166_ПС); статистики и использу-
случаи нарушения Контроль за информации емые при
уровня услуг и наполнением о состоянии оказании
консультирует сайта(С/03.6 данных. ИТ-услуг.
по вопросам из ПС_229).
повышения качества
обслуживания.
Сопоставляет
данные
о надежности
с соглашением
об уровне услуг.
Уровень 3 e-CF Контроль Угрозы Разрабаты- Анализи-
(соответствует соблюдения безопасности вать меро- ровать
уровню 6 EQF) регламентов по БД и способы приятия по процессы
Составляет график обеспечению их обеспечению оказания
выполнения безопасности на предотвраще- безопасности услуг и
оперативных задач. уровне БД (Б/02.6 ния; на уровне БД; знакомить
Управляет из 166_ПС); Средства и выше-
расходами и Подготовка инструменты стоящий
бюджетом в соот- отчетов о состоя- восстановления персонал с
ветствии с нии и эффектив- безопасности результатам
внутрикорпоративн ности системы на уровне БД; и анализа.
ыми процедурами и безопасности на
внешними уровне БД (Б/05.6
ограничениями. из 166 ПС);
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
Выявляет Управление Методы Планировать и
требования по информационной анализа и осуществлять
обеспечению безопасностью критерии меры по
ресурсами системы ресурсов ИТ эффективности устранению
оперативного (А/07.6 из системы последствий
управления ИТ- ПС_188); безопасности нарушения
инфраструктурой Определение на уровне БД; регламентов
порядка Популярные обеспечения
управления сервисы безопасности
изменениями для сбора веб- на уровне БД;
(С/27.6 из статистики; Выявлять
ПС_227); Стандарты требования и
Контроль за информацион- потребности в
наполнением ной области
сайта(С/03.6 безопасности; информаци-
из ПС_229); Методики онной
Локальные управления безопасности;
изменения процессом Оптимизи-
структуры сайта информацион- ровать процесс
(С/04.6 из ной управления
ПС_229); безопасности; информацион-
Анализ Управление ной безо-
информационных договорными пасностью;
потребностей отношениями, Рассчитывать
посетителей сайта в том числе показатели
(С/05.6 из 229_ПС). управление претензиями. эффективности системы безопасности; Владеть функциями CMS и социальных сетей для оценки посещаемости.
Описание компетенции С4 «Управление проблемами» в е-СБ выглядит следующим образом:
«Идентифицирует и устраняет основные причины инцидентов. Применяет профилактический подход при выявлении основных причин проблем ИС. Разворачивает базы знаний, основанные на разъяснении решений повторяющихся типичных ошибок» [1].
В табл. 3 представлен пример сопоставления трудовых функций из профессиональных стандартов [3] соответствующей им компетенции С4 для уровней квалификации 5, 6 и 7 по EQF (и уровней НРК Российской Федерации).
Таблица 3
Квалификационная матрица для компетенции С4 «Управление проблемами»
Описание Примеры
компетенции е-СБ соответствующих Знания Умения Персо-
для профессионального трудовых функций из ПС РФ (из ПС РФ) (из ПС РФ) нальные компетенции
уровня
1 2 3 4 5
Уровень 2 е-СБ Анализ сбоев в Принципы Быстро Контроли-
(соответствует работе БД и функциони- находить ровать
уровню 5 EQF) выявление их рования причины сбоя, процессы
Идентифицирует причин (С/08.5 программного анализируя разрешения
и классифицирует из 166_ПС); обеспечения симптомы и запросов и
типы инцидентов Прогнозирование БД, типы сбоев просматривая обеспе-
и сбоев в и оценка рисков и способы их материалы из чивать
обслуживании. сбоев в работе устранения различных эффективное
Регистрирует БД (С/13.5 из или обхода. источников; взаимо-
инциденты и 166_ПС). Предотвращать действие.
группирует их потенциальные
по признакам и сбои
способам критических
разрешения элементов и
проблем. принимать меры по минимизации последствий сбоев.
Уровень 3 е-СБ Прогнозирование Принципы Распознавать Проводить
(соответствует и оценка рисков функциони- причины сбоев; проверки
уровню 6 EQF) сбоев в работе БД рования Использовать соблюдения
Использует (С/13.5 из программного инструмента- правил
специальные 166_ПС); обеспечения рий для управления
знания, глубокое Разработка БД, типы сбоев выявления рисками и
понимание ИТ- автоматических в работе БД, сбоев и их осущест-
инфраструктуры и процедур для методы причин; влять
процессов горячего устранения Самостоя- действия по
способов решения резервирования сбоев; тельно минимизаци
проблем для БД (С/14.5 из Штатные находить и возни-
определения и 166_ПС); средства БД информацию, кновения
устранения Разработка для горячего необходимую рисков;
неисправностей с автоматизированн резервирова- для выпол- Правильно
минимальными ых процедур ния; нения профес- распреде-
издержками. выявления Программно- сиональных лять ресурсы
Принимает попыток технические задач по для
обоснованные несанкционирова средства управлению процедур
решения для нного доступа к защиты БД; техобслу-
проведения данным (Б/06.6 из данных от Использовать живания,
оперативных 166_ПС); несанкциони- диагностику уравнове-
действий в Управление рованного системы для шивания
эмоционально- отношениями с доступа, их успешной затраты и
накаленной среде. поставщиками и потребителями ресурсов ИТ (А/05.6 из 188 ПС); возможности; эксплуатации систем горячего резервирования. риски.
Продолжение табл. 3
1 2 3 4 5
Быстро определяет Управление Способы и Разворачивать
неисправные персоналом, методы и настраивать
компоненты и обслуживающим несанкциониро програм-мно-
альтернативные ресурсы ИТ ванного аппаратные
пути устранения (А/06.6 из доступа к средства
неисправностей: 188_ПС); данным и защиты
ремонт, замена, Исправление механизмы данных;
реконфигурация дефектов и противодейств Создавать и
и т. д. несоответствий в ия попыткам настраивать
архитектуре и несанкциониро автоматизиров
дизайне ИС, ванного анные
подтверждение доступа; процедуры
исправления Методики, выявления
дефектов и принципы и попыток
несоответствий в стандарты несанкциониро
коде ИС и договорной ванного
документации к работы; доступа к
ИС (С/21.6 из Стандарты и данным;
227_ПС). модели архитектуры ИТ; Особенности управления персоналом ИТ; Профессиональ ные стандарты ИТ и кадровый документообор от. Управлять ведением, заключением и выполнением договоров ИТ; Организовыват ь разработку и внедрять политики, регламенты, положения, должностные инструкции.
Уровень 4 е-СБ Анализ Принципы Выявлять Обеспечи-
(соответствует системных работы, проблемы вать
уровню 7 EQF) проблем технологии и предприятия, взаимодей-
Осуществляет обработки возможности связанные с ствие на
руководство и информации на аппаратного и информаци- всех
несет уровне БД, программного онным обеспе- уровнях,
ответственность за подготовка обеспечения чением и чтобы
весь процесс предложений по БД, особенностями обеспечить
решения проблем. перспективному установленной установленной разворачи-
Отвечает за развитию БД на БД; вание
готовность (E/01.7 из предприятии; Планирование необходи-
инструментария, 166_ПС); Способы и этапов и анализ мых
диагностического Управление технологии результатов внутренних
оборудования, договорами об обновления выполнения и внешних
хорошо уровне БД, а также каждого этапа ресурсов
обученного предоставления механизмы обновления для
персонала. сервисов ИТ контроля версий БД: минимизаци
Успешно (SLA) (В/01.7 обновления и перебоев в
справляется с из 188_ПС); БД; работе.
возможными
инцидентами.
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5
Имеет большой Управление ИТ- Стандарты и Организовывать,
опыт, проектами методики оценивать и
позволяющий (В/02.7 из процессного оптимизировать
предвидеть 188_ПС); подхода к ИТ; процесс
критические Управление Принципы управления
причины изменениями документо- договорами об
неисправностей, и сервисов ИТ оборота; уровне
обеспечивает их (В/04.7 из Стандарты и предоставления
устранение в 188_ПС); методики сервисов ИТ
кратчайшие сроки. Управление управления (SLA);
Выстраивает сервисным ИТ-проектами Взаимодей-
процесс эскалации персоналом различных ствовать с
для доступа к (В/06.7 из типов; заказчиками и
ресурсам, 188_ПС). Методы потенциальными
необходимым оценки заказчиками ИТ-
для устранения ИТ-проектов проектов;
инцидентов. и результатов Организовывать
ИТ-проектов; и
Профессио- оптимизировать
нальные проектную
стандарты ИТ. деятельность;
Выявлять
потребности в
изменениях
сервисов ИТ и
работать с
пользователями
и заказчиками
для их
выявления;
Организовывать
разработку и
внедрение
политик,
регламентов,
положений,
должностных
инструкций,
требований к
персоналу.
В представленных таблицах имеются ссылки на конкретные трудовые функции профессиональных стандартов. Они указаны в скобках. Приняты следующие обозначения для проанализированных профессиональных стандартов: 166_ПС - Администратор баз данных; 170_ПС - Архитектор программного обеспечения; 188_ПС - Менеджер по информационным технологиям; 210_ПС - Руководитель разработки ПО; 223_ПС - Руководитель проектов в области ИТ; 227_ПС - Специалист по информационным системам; 229_ПС - Специалист по информационным ресурсам; 233_ПС - Специалист по тестированию в области ИТ.
Проведенный анализ нельзя считать законченным, в работе представлены лишь его текущие результаты. Наиболее важный и спорный этап проведенной работы - это сопоставление каждой трудовой функции соответствующей компетенции e-CF. К этой работе необходимо привлекать высокопрофессиональных и авторитетных экспертов.
Библиографический список
1. European e-Competence Framework 3.0 ( A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors).
2. European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 - 2012.
3. Проекты профессиональных стандартов РФ в области информационных технологий.
4. Вольпян Н.С. Европейская система ИКТ-профилей. Методические аспекты создания и использования /Н. С. Вольпян // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 6. С.51-60.