Научная статья на тему 'Требования к разработке и освоению основных образовательных программ (ООП) при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Зоотехния»'

Требования к разработке и освоению основных образовательных программ (ООП) при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Зоотехния» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BACHELOR'S AND MASTER / ТРЕБОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР / МАГИСТР / REQUIREMENTS / EDUCATION PROGRAMS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевич Ф. И., Максимов В. И.

В результате освоения дисциплин ООП обучающийся должен демонстрировать результаты, определяющие его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100 «Зоотехния», способствующим его устойчивости на рынке труда, способности в дальнейшем повышать квалификацию, в том числе, и продолжать образование в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василевич Ф. И., Максимов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS TO DEVELOP AND DEVELOPMENT MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS (PLO) IN PREPARATION BACHELORS AND MASTERS ON DIRECTION OF PREPARATION "ZOOTECHNY"

As a result, the development of disciplines PLO student must demonstrate the results of which determine its readiness to solve professional tasks set by the GEF in the direction of preparation of VPO 111100 "Zootechny, contributing to its stability in the labor market, ability to continue to improve their qualifications, including, and continue their education in master.

Текст научной работы на тему «Требования к разработке и освоению основных образовательных программ (ООП) при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Зоотехния»»

Valiullina D.A.

Summary

It is established that inclusion of the preparation microbond in the diet of minks has a positive influence on the live weight increase, blood indicators, quality of fur production. Preparation application in a dose of 125 mg for mink a day is optimum.

УДК 636.386.3:22.001.12

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП) ПРИ ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗООТЕХНИЯ»

Василевич Ф.И.*, Максимов В.И.**

Московская государственная академия ветеринарной медицины и

биотехнологии*,

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии* *

Ключевые слова: требования, образовательная программа,

подготовка, бакалавр, магистр.

Key words: requirements, education programs, training, bachelor's and

master.

В связи с завершением разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представлением их на утверждение в Минобрнауки России и введением в действие, перед российскими высшими учебными заведениями на первый план выдвигается актуальная задача освоения научно-методических подходов, связанных с переходом от действующих основных образовательных программ к ООП, реализующим ФГОС ВПО в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития высшего образования и совершенствования его качества.

Ведущая роль и ответственность за переход к новому поколению ООП ВПО ложится на учебно-методические объединения (УМО) вузов России и профессорско-преподавательский состав базового ВУЗа. Именно им предстоит возглавить процесс проектирования ООП, реализующих

ФГОС ВПО, и оказать необходимую научно-методическую и иную соответствующую помощь вузам УМО.

Все вышесказанное относится и к направлению подготовки «Зоотехния», к УМО вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии.

В настоящее время в соответствии с заказом Министерства образования и науки РФ требованиями Законов РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» завершена работа по подготовке Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» с квалификациями специалистов бакалавр и магистр. (Это новый шифр зоотехнии)

ФГОСы по данному направлению подготовки разработаны в порядке, установленном Правительством РФ с участием Минсельхоза РФ, УМО вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии и Союза животноводов России.

Для работы над проектом государственных стандартов была создана инициативная группа, в которую вошли ведущие специалисты-преподаватели - профессора Г.Д.Афанасьев, декан Российского государственного аграрного университета (МСХА) им. К.А.Тимирязева, А.В. Бакай, декан ФГОУ ВПО МГАВМиБ, Р.Р. Гадиев, декан Башкирского ГАУ и многие другие.

Стандарты по зоотехнии были закуплены Минобрнауки РФ.

В связи с завершением работы над стандартами (ФГОС ВПО) началась активная работа над созданием вначале макета образовательных программ, а затем уже и самих этих программ. Работа осуществлялась под эгидой Федерального агентства по образованию России, Президиума Координационного совета УМО высшей школы, Государственного научного учреждения Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Из преподавателей базовых вузов соответствующих УМО формировались инициативные группы, которые проходили обучение на семинарах, организованных Федеральным агентством по образованию России, семинары проводились также и для проректоров УМО. Всего проведено 9 семинаров. Представители инициативной группы работали в постоянном консультативном режиме с деканами зооинженерных факультетов и ведущими специалистами других профильных вузов России, с преподавателями кафедр ФГОУ ВПО МГАВМиБ и подготовили проекты соответствующих примерных основных образовательных программ.

В документах установлены нормативные сроки освоения основных образовательных программ, которые составляют 4 года для подготовки бакалавров зоотехнии и 2 года - магистров. Общая трудоемкость - 240 и 120 зачетных единиц (1 зач.ед. = 36 ч), соответственно. Магистерские

программы подготовки магистров определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по направлению подготовки «Зоотехния» и лицензируются.

На основании проектов ФГОС ВПО по направлению подготовки «Зоотехния» в базовом вузе - ФГОУ ВПО МГАВМиБ подготовлены примерные программы по направлению подготовки «Зоотехния» квалификации бакалавр и магистр, а также примерные программы по дисциплинам основной и вариативной части подготовки бакалавров зоотехнии и все это сдано в установленном порядке на экспертизу в Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.

На следующем этапе подготовки нормативной базы, необходимой для введения в действие новых образовательных стандартов и становления системы двухуровневой подготовки специалистов по направлению подготовки «Зоотехния», основная нагрузка ложится на профессорско-преподавательский состав вузов, которые должны проводить реализацию стандартов подготовки специалистов по направлению подготовки «Зоотехния». Коллективы вузов должны провести большую организационную и техническую работу по проектированию нового поколения вузовских основных образовательных программ и программ по отдельным дисциплинам, реализующих требования ФГОС ВПО.

Вузовская ООП ВПО разрабатывается на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной основной образовательной программы (ПрООП ВПО) с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза, а также с факторами и требованиями, определяемыми современными отечественными, европейскими и мировыми тенденциями

реформирования и развития высшего образования.

Важное современное условие - работы должны быть направлены на радикальные преобразования образовательных программ за счет их перевода на компетентностный формат, усиление их адаптации к текущим потребностям рынка образовательных услуг, обновление характеристик фундаментальности, универсальности и прикладных аспектов высшего образования, появление современных областей подготовки с их новыми профессиональными и академическими профилями.

Важное значение имеет усиление взаимосвязи и взаимодействия высшего образования с миром труда. Связи высшего образования с миром труда следует рассматривать в долгосрочной перспективе и в широком плане. Здесь еще очень много несогласований сторон-участников: государства, вузов и бизнеса. Но сама направленность на взаимодействие обозначилась и усиливается.

В этой связи важное значение имеет введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр), что является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего профессионального образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда.

Молодой человек поступает в российский вуз в 17-20 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после бакалавриата более осознанно выбрать профиль магистерской программы, которая реализуется на следующем уровне подготовки.

Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, в том числе и ООП ВПО, соответствующих потребностям общества.

При проектировании и в дальнейшем освоении вузовских ООП в современных условиях необходимо использовать системно-деятельный, компетентностный и центрированный на студенте подходы.

Системно-деятельностный подход - означает, что в основе проектирования требований к выпускникам вузов должна лежать тесная связь с его последующей сферой труда. Системно-деятельностный подход задает логику проектирования квалификационных требований к выпускникам. При разработке таких требований необходимо обращать внимание на:

а) проведение анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности специалиста как системы (область, виды и задачи профессиональной деятельности);

б) установление соответствующих квалификационных характеристик и профессиональных качеств;

в) отбор обеспечивающего их формирование содержания образования.

Во многом такой подход уже сформирован и освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями. Системно-деятельностный подход получил реализацию в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений. Но в условиях современного образовательного процесса системно-деятельностный подход становится более значимым и является предпосылкой для компетентностного подхода.

Компетентностный подход становится одной из актуальных и концептуальных моделей Федеральных государственных образовательных

стандартов и ООП нового поколения, как новая системообразующая ориентация их проектирования и перестройки образовательного процесса.

Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса для выполнения потребностей общества в уровне и качестве специалистов.

Подход, центрированный на студенте (или подход на основе результатов) - модель планирования и реализации образовательных программ, новая - альтернативная сложившейся, когда акцент делался на преподавателе и предмете.

Подход, центрированный на преподавателе (или подход, центрированный на предмете) - устаревшая в условиях современности модель, которая основывается на вкладе преподавателя и на оценивании того, насколько хорошо преподаваемый материал усвоен студентами. В отличие от этого подхода при разработке современных ООП следует уделять повышенное внимание на том, что смогут делать студенты в конце освоения дисциплины или программы в целом.

Часто в условиях сложившейся системы обучения выпускник с трудом соотносит между собой сведения даже из непосредственно связанных между собой областей науки. Обилие фактов, цифр, классификаций и т.п., не будучи структурированным, рождает в умах выпускников настоящий хаос. И лишь постепенно в профессиональной деятельности ненужные сведения забываются, а необходимые выстраиваются в конкретные алгоритмы и поведенческие схемы. Решение сложных задач требует синтеза частных знаний, умений и навыков в комплексные образования, которые обозначаются как компетенции.

В работе по проектированию и освоению ООП нового поколения следует использовать накопленный опыт высшей школы в советский и постсоветский периоды, т.е. осуществлять преемственность подходов. Принцип преемственности позволяет ООП нового поколения не разрабатывать «с нуля»: действующая ООП «перенастраивается» в

соответствии с новым компетентностным форматом ФГОС ВПО.

Надо учитывать, что в понятие компетенции в качестве составных частей входят и личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т.п.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества

и т.п.), а также опыт профессиональной деятельности (творческая деятельность в избранной сфере и за ее пределами). Лишь в совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели -когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решить стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).

Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы студента. Ожидаемые результаты освоения дисциплин должны быть тесно связаны с компетентностной моделью выпускника.

В результате освоения дисциплин ООП обучающийся должен демонстрировать результаты, определяющие его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100 «Зоотехния», способствующим его устойчивости на рынке труда, способности в дальнейшем повышать квалификацию, в том числе, и продолжать образование в магистратуре.

Несомненно, при разработке и реализации ООП нового поколения по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» будут возникать

затруднения. Так, могут возникнуть трудности:

- с распределением 240 зачетных единиц подготовки бакалавра и 120 зачетных единиц подготовки магистра на теоретическую и практическую части подготовки,

- при составлении графика учебного процесса в соответствии с этим распределением,

- при переходе от компетенций к дисциплинам учебного процесса,

- при распределении трудоемкости дисциплин на базовую и вариативную части,

- при использовании факультативов и курсов по выбору для снижения негативного влияния уменьшения срока подготовки специалиста и др.

Эти и другие затруднения необходимо решать профессорско-преподавательскому составу ВУЗов совместно с коллективом базового ВУЗа УМО.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП) ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И

МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗООТЕХНИЯ»

Василевич Ф.И., Максимов В.И.

Резюме

В результате освоения дисциплин ООП обучающийся должен демонстрировать результаты, определяющие его подготовленность к

решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100 «Зоотехния», способствующим его устойчивости на рынке труда, способности в дальнейшем повышать квалификацию, в том числе, и продолжать образование в магистратуре.

REQUIREMENTS TO DEVELOP AND DEVELOPMENT MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMS (PLO) IN PREPARATION BACHELORS AND MASTERS

ON DIRECTION OF PREPARATION "ZOOTECHNY"

Vasilevich F.I., Maksimov V.I.

Summary

As a result, the development of disciplines PLO student must demonstrate the results of which determine its readiness to solve professional tasks set by the GEF in the direction of preparation of VPO 111100 "Zootechny, contributing to its stability in the labor market, ability to continue to improve their qualifications, including, and continue their education in master.

УДК 619:616-636.5

ВЛИЯНИЕ СКАРМЛИВАНИЯ ДИАТОМИТА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ЦЫПЛЯТ-БРОЙЛЕРОВ КРОССА HUBBARD

F-15

Гайнуллина М.К., Якимов О. А., Капитонова А.Л.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: цыплята-бройлеры, диатомит, продуктивность

Key words: сhickens-broilers, diatomite, efficiency

Актуальность исследований. В Российской Федерации одной из наиболее перспективных отраслей животноводства является бройлерное птицеводство. Оно стало популярным благодаря скороспелости цыплят-бройлеров, хорошему вкусу и диетическим качествам мяса, возможности выращивания больших партий птицы с применением полной механизации и автоматизации трудоемких процессов. Успех выращивания бройлеров в большой степени зависит от полноценности кормления. В настоящее время птицеводческие комплексы используют для кормления полнорационные комбикорма, которые содержат все необходимые для птицы питательные и биологически активные вещества.

Однако в связи с загрязнением окружающей среды отходами с промышленных предприятий, корма и кормовые добавки, используемые в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.