ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
О ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ОБЩИХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: СЕРВИС, ТУРИЗМ
Т. Н. Ананьева,
доктор социологических наук, профессор, проректор, зам. председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва О. В. Кобелева,
кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь УМО по образованию в области сервисе и туризма, umorguts@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Е. С. Сахарчук,
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма, 1515303@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article examines undergraduate training in the services and tourism. The authors outline the agenda of the Professional Teaching Association for the Education in Services and Tourism. The study describes the foundation of the competence approach to the training based on the Core Curriculum in the Higher Professional Education (Основная образовательная программа высшего профессионального образования, ООПВПО) in Services Industry in the current transition to the Federal State Educational Standard (federal state educational standart in the higher professional education “ФГОС ВПО”).
Статья посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса. Определена точка зрения авторов на дальнейшее направление деятельности УМО по образованию в области сервиса и туризма. Раскрыты основы компетентностного подхода к подготовке кадров в области туризма и сервиса на основе ООП ВПО по направлениям подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания» в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов.
Key Words: expert, Federal State Educational Standard, Core Curriculum in the Higher Professional Education, requirements of employers, competence, Professional Teaching Association for the Education in Services and Tourism, development of tourism and services.
Ключевые слова: высокопрофессиональные кадры, ФГОС ВПО, ООП ВПО, требования работодателей, компетенции, УМО по образованию в области сервиса и туризма, развитие сферы туризма и сервиса.
Изменения социально -экономических условий, процессы глобализации и гуманизации общества настоятельно потребовали в последние десятилетия прошлого века создания условий для сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского образовательного простран-
ства. В середине 1970-го года Советом Министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала «Болонского процесса» считается 19 июня 1999 года, в этот день в городе Болонья на специальной конференции 29 министров образования европейских государств приняли декларацию «Зона
европейского высшего образования» («Болонскую декларацию»).
Основной чертой Болонского пространства является развитие системы двухуровневого образования (Бакалавр — Магистр). Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. Присоединение Российской Федерации к европейскому образовательному пространству связано с необходимостью обеспечения студентам достаточного уровня академической мобильности, являющейся по сути одним из величайших достижений современной образовательной системы. При этом предполагается, что выпускникам учебных учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве, обеспечивается таким образом большая трудовая мобильность.
Необходимость присоединения Российской Федерации к Болонской декларации обусловлена рядом причин. Современные социально -культурные и социально -экономические условия в нашей стране предъявляют принципиально новые духовно -нравственные требования к образованию. Развитие и воспитание гармоничного высокодуховного самоак-туализирующегося человека, преодолевающего жизненные трудности и несущего всю полноту моральной ответственности за свои поступки, способного к переустройству общественной жизни, сферы производства, поддержанию правопорядка, сохранению культурного и природного фонда страны как культурно -гуманистические функции современного образования обусловливают, с одной стороны, антропоцентричность образовательного процесса; с другой стороны, содержание образования претерпевает «перенастройку» с целью формирования в конечном итоге у выпускников высших учебных заведений актуальных, имеющих потенциал для развития и активно востребованных на рынке труда компетенций.
В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» направленность на личность, ее гармоничную социализацию являются приоритетами современного российского образования. Личностно ориентированный подход является важнейшим условием изменения самого человека, обогащения его духовного потенциала, формирования ценностных установок. Базовые ценности гуманизма — свобода личности, справедливость и человеческое достоинство — становятся в прогрессивных педагогических кругах ориентирами социальной и профессиональ-
ной активности педагогов. Наиболее отчетливое выражение личностная, гуманистическая направленность образования выражена в разработке стандартов нового поколения и Примерных общих образовательных программ.
Правительство Российской Федерации 9 марта 2007 года одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Согласно проекту выделяются два уровня подготовки по туризму — бакалавр и магистр. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ по квалификации «бакалавр» — 4 года (240 зачетных единиц), по квалификации «магистр» — 2 года (120 зачетных единиц). Согласно проекту стандарта одна зачетная единица эквивалентна 30 часам учебной работы студента очной формы обучения (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестаций).
Стратегическими и практическими вопросами стандартизации высшего образования занимаются Учебно-методические объединения (УМО) вузов. Основными задачами УМО являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, методическая помощь научно-педагогической общественности вузов, непосредственное координирующее участие в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, а также разработка предложений по структуре и содержанию высшего и послевузовского профессионального образования. Координирующим методическим центром для вузов, специализирующихся на туризме и сервисе, является УМО по сервису и туризму на базе ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
К важнейшим задачам УМО по сервису и туризму относятся:
• создание необходимого методического обоснования подготовки высококвалифицированных кадров новой формации, адекватно конкурирующих на рынке труда в Российской Федерации и за рубежом;
• разработка различных инновационных педагогических технологий в духе требований времени: обязательной академической мобильности студентов и обеспечения компетентностно-ориентированной и гуманистической стратегии образовательного процесса в вузе;
• планомерное распространение передового методического опыта на актив про-
О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников.
фильного академического сообщества. Значительным этапом в развитии системы современного российского образования стала разработка образовательных стандартов нового поколения по сервису и туризму. Завершение разработки проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания» определило перед российскими вузами актуальную задачу — перейти от действующих основных образовательных программ (ООП) в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС) ВПО второго поколения к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития высшего образования, совершенствования качества подготовки выпускников для сферы туризма и сервиса.
Особенность нового поколения ФГОС ВПО состоит в широком применении деятельностного подхода, в основе которого находится ориентир на результат обучения — компетенции выпускника по соответствующему направлению (и профилю) подготовки. Согласно новому видению компетенции выпускников проявляются в многофункциональной системе знаний, умений и владений.
В связи с этим проектирование ООП ВПО в области туризма и сервиса, адекватное запросам работодателей и рынка труда, должно опираться на основные исходные данные, определяемые как следующие регламенты:
• ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП по направлениям подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания»;
• действующие ООП и примерные учебные планы (ПрУП) по направлениям подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания» как «аккумуляторы» накопленного вузом академического опыта и культуры организации высшего профессионального образования в области сервиса и туризма, реализации задач подготовки компетентных кадров, адекватных потребностям отечественного и мирового рынка труда.
С позиций категории «социальной нормы» ПрООП ВПО занимает промежуточное место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных вузов и выступает в роли комплексной «пере-
ходной социальной нормы» федерального (общестранового) уровня, «мягкого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющего целью предложить вузам возможный вариант проекта реализуемой в вузе ООП ВПО, отвечающий требованиям ФГОС ВПО. При этом ФГОС ВПО является регламентом для разработки ООП ВПО по каждому конкретному направлению подготовки укрупненной группы «Сфера обслуживания».
Как крупнейший профильный вуз в туризме и сервисе Российский государственный университет туризма и сервиса активно участвовал в разработке примерных общих образовательных программ в контексте стандартов нового поколения.
Усилия педагогического коллектива, связанные с пересмотром и переработкой большого блока методического обеспечения, сконцентрировались на выработке оптимальных механизмов перенастройки действующих вузовских основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин и практик; а также на разработке общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки Сервис, Туризм.
Цель обучения бакалавров всех направлений — это, прежде всего, их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности. В свою очередь, выполнение самостоятельной профессиональной деятельности бакалавром предполагает овладение:
• навыком постановки цели для собственной работы и подчиненных,
• навыком обеспечения взаимодействия сотрудников смежных подразделений,
• способностью принятия на себя ответственности за достижение поставленных задач профессиональной деятельности.
Как в сервисе, так и в туризме технологическая и методическая деятельность выпускников бакалавриата включает в себя как множество способов решения поставленных целей, так и разработку, осуществление, контроль исполнения различных компонентов профессиональной деятельности. Согласно Национальной рамке квалификаций Российской Федерации выпускники бакалавриата должны быть готовы к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации. Бакалавры должны также самостоятельно осуществлять синтез профессиональных знаний и опыта.
Выпускники бакалавриата соответствуют, как правило, 6-му и 7-му квалификационно -му уровню.
Рассмотрим на примере разработанной УМО по сервису и туризму примерной основной образовательной программы соответствие общекультурных и профессиональных компетенций требованиям Национальной рамки квалификаций (по соответствующим квалификационным уровням).
Так, владение навыком постановки цели собственной работы и работы подчиненных должны обеспечивать следующие компетенции:
• общекультурная компетенция (ОК-4): «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь»;
• общекультурная компетенция (ОК-6): «способен работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться»;
• общекультурная компетенция (ОК-8): «стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии» (ОК-8).
Важным принципом нового компетент-ностно -ориентированного подхода к образованию является отбор и компоновка содержания образования с учетом отбора деятельностных характеристик, которые по сути обеспечивают отход от традиционной «дисциплинарной» схемы построения образовательного процесса. Компетенция как результат овладения определенным образовательным минимумом формируется, как правило, в мультидис-циплинарном контексте и в течение всего обучения в вузе.
Продиагностировать сформированность компетенции, такой, например, как «стремление к постоянному саморазвитию», возможно только на завершающем этапе обучения. В этой связи у разработчиков вузовских основных образовательных программ возникает необходимость особенно тщательно подходить к отбору дисциплинарного ряда и его распределения по семестрам.
Кроме того, особое звучание в этой связи приобретают вопросы, ушедшие в последние 20 лет на второй план образовательного процесса в вузе. Речь идет о духовности и воспитании, социально-культурной среде вуза и, в конечном итоге, об антропоцентричности образовательного процесса. Для примера обратимся к стандарту нового поколения по туризму. Общекультурная компетенция «понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии» безусловно основана на изучении отдельных блоков различных дисциплин и студент, как минимум, должен представлять себе, что такое «социальная значимость» и «мотивация».
Однако для того чтобы обладать «высокой мотивацией к профессиональной деятельности», знания элементарных понятий недостаточно. В представлении рабочей группы УМО по сервису и туризму, мотивация достигается посредством продуктивного общения с педагогами «нового типа», способными на высоком научном и методическом уровне с использованием передовых технологий и актуальной информации заинтересовать будущего бакалавра в профессиональном росте и мотивировать к развитию в дальнейшем своей непрерывной образовательной траектории. В формировании мотивации, безусловно, едва ли не решающую роль должно сыграть продуктивное общение с эффективными и успешными менеджерами отрасли. Эффективными будут наполненные новым конкретным содержанием учебные, производственные и преддипломные практики, выездные практики и международные стажировки, возможности для участия студента в студенческих научных обществах, обеспеченный доступ студента к ознакомлению с новейшими технологиями в туризме; доброжелательное и конструктивное отношение всего профессорско-преподавательского состава и организаторов практик и т. д. Неэффективность любого из звеньев может обернуться в конечном итоге разочарованием студента, что однозначно будет свидетельствовать о несформированности такой компетенции как «понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии». Несформиро-ванность одной или нескольких компетенций должна свидетельствовать либо о неэффективности в отношении данного студента образова-
Лексико-семантические и тематические маркеры
тельной программы, либо о несбалансированности дисциплинарного и календарного плана, неблагополучной социально -культурной среде вуза, неэффективности профессорско-преподавательского состава или организаторов практик.
Формирование общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки является многоаспектной задачей, требует совместных усилий рабо-
тодателей и академической общественности и, в конечном итоге, вдумчивого и неформального отношения. Таким образом, можно констатировать взаимосвязь и взаимообусловленность происходящих в современном российском образовании процессов перенастройки учебно -методических материалов в контексте стандартов нового поколения и разрабатываемых на их основе компетентностно-ориентированных моделей и происходящих глобальных процессах гуманизации современного образования.
Литература
1. Байденко В. И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
2. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: Монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 206 с.
3. Подходы к разработке научно-методического обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В. А. Богословский, С. Н. Гончаренко, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, Н. И. Максимов, В. Л. Петров. М.: Московский гос. горный ун-т, 2008. 75 с.
4. Проектирование государственный образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2005. —85 с.
5. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей актива УМО вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2009. 84 с.
УДК 811.111
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
Б. В. Пеньков,
кандидат филологических наук, доцент, borispenkov@fulbrightmail.org,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The improvement of the education system in Russia — with special attention to international trends-- results in new standards, both the status change and the increase in the financial responsibility of institutions. The author practices the discursive-analytic approach and examines the prospects of applying the results of educational discourse analysis. The article establishes the characteristics of the educational discourse in the U.S. and the UK within the topic of Recession and Education. The study proposes the systems construction of descriptive models of the educational discourse and its variants.
Актуальность работы определяется ролью международного образовательного дискурса в современном обществе. В Российской Федерации развивается сфера образовательного сотрудничества и модернизируется система образования: обновляются стандарты образования, изменяется статус и возрастает финансовая ответственность образовательных учреждений. Представлен дискурсно-аналитический подход, обсуждаются перспективы применения результатов