ТУРИЗМ
УДК 378
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ» (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»)
Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор, зам. председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма,
mosumo@mail.ru
Кобелева Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета, rguts1952@mail.ru,
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, 1515303@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article is devoted to the problem of professional personnel training in the sphere of tourism and servicing. The authors reveal the basics of competence approach to personnel training in the sphere of tourism on the basis of GEP HPE in the "Tourism " training area in the contemporary conditions of transferring to the system of federal state education standards.
Статья посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса. Раскрыты основы компетентностного подхода к подготовке кадров в области туризма на основе основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки « Туризм» в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов.
Keywords: HPE FSES, HPE GEP, professional competences, tourism development
Ключевые слова: ФГОС ВПО, ООП ВПО, профессиональные компетенции, развитие сферы туризма
Продолжая тему формирования компетенций [5], перейдем к вопросу профессиональных компетенций, занимающих ключевое место в подготовке кадров для сферы туринду-стрии [1, 2, 3, 4]. Согласно ФГОС ВПО [6, 7, 8] направления подготовки «Туризм», выпускник бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);
• способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний
математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);
• способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);
• готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);
— производственно-технологическая деятельность:
• готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);
ТУРИЗМ
• способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6);
— организационно-управленческая деятельность:
• способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);
• способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);
• умение рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9);
— сервисная деятельность:
• способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);
• способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);
• умение организовать и качественно осуществлять процесс обслуживания потребителя (ПК-12);
— научно-исследовательская деятельность:
• способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);
• способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);
• готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);
• готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).
Профессиональная компетенция выпускника бакалавриата так же, как и общекультурная компетенция является многокомпонентной. Первой компонентой профессиональной компетенции является знаниевая компонента, диагностика которой осуществляется аналогично диагностике уровня сформированности знаниевой компоненты общекультурной компетенции. Прежде всего, выделяется терминальная дисциплина, определяющая основной контент компетенции. Приведем в качестве примера терминальные дисциплины направления подготовки «Туризм»:
(ПК-1) —Туристско-рекреационное проектирование;
(ПК-2) — Информационные технологии в туризме;
(ПК-3) —Туристское ресурсоведение; (ПК-4) —Технологии продаж в туризме; (ПК-5) —Туроперейтинг; (ПК-6) — Системы бронирования в туризме; (ПК-7) — Управление персоналом в туризме; (ПК-8) —Организация туристской деятельности;
(ПК-9) —Экономика туризма; (ПК-10) —Правовое обеспечение туристской деятельности; (ПК-11) —Деловая этика и этикет; (ПК-12) —Технологии продаж в туризме; (ПК-13) —Технология и организация внутреннего, въездного и выездного туризма; (ПК-14) —Маркетинг туристских услуг; (ПК-15) —Виды и тенденции развития туризма;
(ПК-16) —Инновации в туризме. Кроме знаниевой составляющей, в состав профессиональной компетенции входят компоненты, коррелирующие с компетентност-ной моделью национальной рамки квалификаций (НРК).
Бакалавриат соответствует шестому квалификационному уровню согласно национально-региональному компоненту, в соответствии с которым бакалавр должен отвечать следующим параметрам:
• по критерию «Широта полномочий и ответственности» бакалавр должен самостоятельно ставить цели в своей работе, обеспечивать взаимодействие сотрудников, нести ответственность за выполнение задач на уровне подразделения;
• по критерию «Сложность деятельности» бакалавр находится в условиях множественного выбора технологий решения проблемы; бакалавр должен разрабатывать, внедрять, контролировать и корректировать компоненты профессиональной деятельности;
• по критерию «Наукоемкость деятельности» бакалавр должен осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации.
Таким образом, интегрированная модель профессиональной компетенции представляет собой знаниевую компоненту в комплексе с технологической компонентой (включающую в себя дескрипторы по параметрам: широта полномочий, сложность деятельности и науко-емкость).
4
научный журнал СЕРВИС PLUS 2012 / № 3
О формировании профессиональных компетенций выпускников бакалавриата.
Диагностику сформированности профессиональных компетенций целесообразно осуществлять как на дисциплинарном, так и на практическом уровне (по результатам прохождения учебных, производственных и преддипломной практик). Наиболее эффективным представляется использование балльно-рей-тинговой системы, позволяющей органично вводить дополнительные дескрипторы на всех уровнях контроля.
Аналогичный механизм применим к диагностике сформированности дополнительных компетенций в случае, если таковые будут признаны необходимыми при разработке примерных образовательных программ.
Целесообразным представляется определение глубины освоения компетенции, что возможно фактически только на конечном этапе обучения в вузе. В академических кругах принята трехуровневая оценка глубины освоения компетенции: пороговый, продвинутый и высокий.
В заключение предложим ряд рекомендаций по формированию общекультурных и профессиональных компетенций. 1. При оценке компетенций выпускников бакалавриата по основным образовательным программам укрупненной группы «Сфера обслуживания» рекомендуется дифференцированно подходить к диагностике сфор-
мированности общекультурных и профессиональных компетенций.
2. Специфика общекультурных компетенций предопределяет комплексный характер диагностики в соответствии с содержательными доминантами и дескрипторами трех основных компонент: знаниевой, ценностной и коммуникативной.
3. Общекультурные компетенции диагностируются по результатам изучения терминальных дисциплин и на основе анализа интерактивного поля студентов.
4. Профессиональные компетенции также являются поликомпонентными, потому что знаниевая составляющая не позволяет в полном объеме оценить уровень их сфор-мированности.
5. Национальная рамка квалификаций, являющаяся адаптированной европейской рамкой квалификаций, позволяет выявить дескрипторы компетенций по трем важным составляющим профессионального уровня (широта полномочий, сложность деятельности, наукоемкость).
6. Интегрированная диагностика сформиро-ванности профессиональных компетенций проводится по результатам завершения обучения по дисциплинам (образовательным модулям) и прохождения практик (учебных, производственных, преддипломной).
Литература
1. Ананьева Т.Н., Кобелева О. В., Сахарчук Е. С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: «Сервис», «Туризм» // Сервис plus. 2010. № 1.
2. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е. С. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) // Сервис plus. 2010. № 4.
3. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В. Методическое обеспечение основных образовательных программ вузов, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис» // Сервис plus. 2011. № 2.
4. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Зайцева О.М. Подготовка кадров для сферы туризма и гостеприимства // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 4.
5. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., СахарчукЕ.С. О формировании общекультурных компетенций выпускников бакалавриата по ООП укрупненной группы «Сфера обслуживания» (на примере направления подготовки Туризм) // Сервис plus. 2012. № 2.
6. Подходы к разработке научно-методического обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. М.: Московский государственный горный университет, 2008. 75 с.
7. http://www.mon.gov.ru (Дата обращения 28.05.2012).
8. http://www.rguts.ru/profession_vpo (Дата обращения 28.05.2012).