Научная статья на тему 'О формировании общекультурных компетенций выпускников бакалавриата по основной образовательной программе укрупненной группы «Сфера обслуживания» (на примере направления подготовки «Туризм»)'

О формировании общекультурных компетенций выпускников бакалавриата по основной образовательной программе укрупненной группы «Сфера обслуживания» (на примере направления подготовки «Туризм») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ВПО / ООП ВПО / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА / FES HPE / GEP HPE / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Кобелева Ольга Викторовна, Сахарчук Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса. Раскрыты основы компетентностного подхода к подготовке кадров в области туризма на основе ООП ВПО по направлению подготовки «Туризм» в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Кобелева Ольга Викторовна, Сахарчук Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of training professionals for the sphere of tourism and service covering the fundamentals of competence approach to personnel training in the sphere of tourism basing on general education programmes of higher professional education in Tourism specialization in the current conditions of transfer to the system of federal education standards (FES).

Текст научной работы на тему «О формировании общекультурных компетенций выпускников бакалавриата по основной образовательной программе укрупненной группы «Сфера обслуживания» (на примере направления подготовки «Туризм»)»

ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО

УДК 378

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ» (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»)

Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор,проректор, зам. председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма,

[email protected],

Кобелева Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета, [email protected],

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article raises the problem of training professionals for the sphere of tourism and service covering the fundamentals of competence approach to personnel training in the sphere of tourism basing on general education programmes of higher professional education in Tourism specialization in the current conditions of transfer to the system of federal education standards (FES).

Статья посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса. Раскрыты основы компетентностного подхода к подготовке кадров в области туризма на основе ООП ВПО по направлению подготовки «Туризм» в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов

Keywords: FESHPE, GEP HPE, general cultural competences, tourism development

Ключевые слова: ФГОСВПО, ООП ВПО, общекультурные компетенции, развитие сферы туризма

Основная образовательная программа направления подготовки бакалавров (далее — ООП) согласно п. 7.1 ФГОС ВПО (каждого направления подготовки бакалавров) является обязательной и разрабатывается вузом самостоятельно с учетом требований ФГОС по конкретному направлению подготовки и рекомендаций примерной ООП, составленной соответствующим учебно-методическим объединением. Структура ООП и содержание ее разделов должна учитывать сложившуюся в вузе практику планирования и организации учебного процесса, а также традиции научных школ вуза.

Особенностями нового поколения образовательных стандартов ВПО являются задание требований к результатам освоения ООП через набор компетенций и определение

трудоемкости ООП в целом и каждом из ее компонентов в зачетных единицах. С учетом этого, при разработке ООП выбор форм и методов обучения должен проводиться с ориентацией на компетентностный подход.

Заявленные в ФГОС направлений подготовки бакалавров укрупненной группы «Сфера обслуживания» компетенции не могут быть сформированы привычными видами учебных занятий. Новые компетенции требуют: — применения новых технологий и форм реализации учебной работы (в первую очередь необходим переход от информативных форм и методов обучения к активным, включая игровые способы организации учебного процесса, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу; поиск возможностей соединения теорети-

ческих знаний студентов с их практическими потребностями;

— применения интегрирующих механизмов при распределении процессов усвоения компетенции между учебной и практической деятельностью;

— применение новых социально-культурных технологий, а также технологий вовлечения студентов в поле активного социального взаимодействия на базе формирующейся позиции гражданской ответственности; придание особого значения социально-культурной среде вуза как важному агенту формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций;

— применение новых форм контроля уровня освоений компетенций, имея в виду интегральный и комплексный характер каждой компетенции. Использование зачетных единиц для оценки трудоемкости является основой для индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов, предоставляемых преподавателям академических свобод и т. д. Организация учебного процесса в системе

зачетных единиц с соблюдением в полном объеме положений Болонской декларации предполагает существенные изменения в используемых образовательных технологиях и принципах управления образовательным процессом, повышение ответственности преподавателей и студентов за качество обучения и требует значительных затрат. При переходе на образовательный процесс с использованием системы зачетных единиц должны быть заложены принципы, позволяющие в дальнейшем повышать степень либерализации учебного процесса, совершенствовать образовательные технологии и систему управления учебной деятельностью повышать качество образовательного процесса и подготовки выпускников университета.

Результаты освоения основных программ бакалавриата по укрупненной группе «Сфера обслуживания» (направление подготовки «Туризм») выражены набором общекультурных и профессиональных компетенций, распределенных в свою очередь по видам деятельности.

Характеризуя в целом общекультурные компетенции, следует отметить, что каждую отдельную общекультурную компетенцию следует рассматривать как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении

проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

При этом мы исходим из положения, что общекультурная компетентность (как совокупность компетенций) включает следующие аспекты:

1) смысловой (адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций);

2) проблемно-практический (адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации);

3) коммуникативный (адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия).

Мы отмечаем следующую закономерность: человек может иметь общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы. Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью образования в области формирования общекультурной компетентности является достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного:

— для ориентации в ценностях культуры,

— для формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры,

— для овладения методами самообразовательной деятельности.

При проектировании процесса усвоения студентами общекультурных компетенций, таким образом, содержательная сторона образования формируется с учетом следующих основных задач:

— усвоение студентами необходимых знаний в области культуры (решению настоящей задачи служит демонстрация образцов культуры в различных сферах: социально-экономической, политико-правовой, в сфере науки, религии, экологической, эстетической, коммуникативной, бытовой, досуговой и др.);

— профилактика вовлечения студентов в асоциальные молодежные культуры.

Таким образом, формирование общекультурных компетенций способствует адаптации к условиям социума, восприятию элементов культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества,

а также превращению их в собственные ценности, ориентации, установки.

Развитие общекультурных компетенций достигается путем приобщения личности к культуре человечества в целом или отдельных народов, освоения духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, а также отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т. д., что дает возможность вовлечь студентов в поисковую, творческую деятельность, воспитывать патриотическое отношение к своей культуре и традициям «малой родины». Основные функции общекультурной компетенции состоят в создании различных «культурных сред», где осуществляется развитие человека, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и реализации творческих задатков и способностей. Иными словами, общекультурная компетенция — это компетенция, формирование которой в процессе обучения студентов в высшей школе побуждает их культурное саморазвитие.

Анализ научно-педагогической литературы и опыта деятельности позволяет предположить, что структура общекультурной компетентности содержит три основных компонента: зна-ниевый, ценностный, коммуникационный.

Знаниевый компонент соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение и понимание. В разнообразных определениях культуры мы отмечаем ее «зна-ниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов», «память мира».

Ценностный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей».

Коммуникативный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и таким способам присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта.

Таким образом, уровень сформированности общекультурных компетенций у выпускников бакалавриата укрупненной группы «Сфера обслуживания» может быть диагностирован посредством выявления уровня сформиро-ванности компонентов каждой компетенции, а именно: знаниевого, ценностного и коммуникативного.

Диагностика уровня сформированности первого компонента определяется посредством диагностики сформированности знаний-умений-навыков терминальной дисциплины отдельной компетенции. Под терминальной дисциплиной мы понимаем дисциплину, изучаемую последней в логической цепи преемственности дисциплин одного содержательного плана и определяющую основной контент формируемой общекультурной компетенции.

Диагностика уровня сформированности ценностной составляющей общекультурной компетенции невозможно синхронизировать с диагностикой знаниевой составляющей. Данная диагностика в большей степени отнесется к асинхронным формам диагностики при условии внедрения в вуз инновационных педагогических технологий, позволяющих формировать подобного рода результаты. Общечеловеческие ценностные ориентиры проявляются во всех интеракциях студентов вуза:

— в интеракциях между студентом и преподавателем конкретной дисциплины;

— в интеракциях между студентом и другими студентами;

— в интеракциях между студентом и работодателями, участвующими в организации студенческой учебной, производственной и преддипломной практики.

Таким образом, диагностика уровня сфор-мированности данного компонента общекультурной компетенции возможна только на завершающем этапе обучения в вузе при условии, что указанная диагностика на основе соответствующих критериев и дескрипторов осуществлялась во всех видах учебной деятельности студента, а также в различных формах внеучебной работы.

Коммуникативный компонент общекультурной компетенции диагностируется аналогично диагностике ценностного компонента, поскольку существуют различные формы поведения студента. Формы поведения, в свою очередь, определяются той социальной ролью, которую играет студент в различных ситуациях общения, таким образом мы снова обращаемся к перечню основных типов интеракций студента в вузе.

Согласно ФГОС ВПО направления подготовки «Туризм», выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

• способен к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

• способен к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

• способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

• готов соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека с человеком, обществом и окружающей средой, использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

• способен работать в коллективе и самостоятельно, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

• готов к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относится к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям (ОК-7);

• стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности (ОК-8);

• понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

• способен к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готов к работе в иноязычной среде (ОК-10);

• способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

• владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);

• владеет основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14).

Формируя диагностические методы оценки уровня сформированности компетенций мы исходим из представления об ее интегрированном характере, а именно ее трехкомпо-нентном составе, включающем знаниевую, ценностную и коммуникативную составляющую. Как было сказано выше, знаниевая составляющая диагностируется посредством оценки уровня сформированности знаний, — умений и навыков на основе изучения терминальной дисциплины. К терминальной дисциплине мы отнесли ту, содержание которой в основном определяет контент соответствующей общекультурной компетенции. Таким образом, первым шагом в определении уровня сформированности общекультурной компетенции будет определение уровня сформированности знаниевой составляющей в соответствии с дескрипторами, описывающими конкретный параметр и уровни освоения знаний. Кроме диагностики знаниевой составляющей, диагностика сформированно-сти компетенции предполагает также диагностику сформированности ценностной составляющей и коммуникативной составляющей, причем последние два компонента диагностируются не только по мере усвоения дисциплин образовательного процесса, но также в разных формах интеракций студентов вуза.

Определение терминальной дисциплины для каждой общекультурной компетенции предполагает определение соотнесенности основного контента компетенции с объектно-предметным полем изучаемых дисциплин. В самом общем плане для направления подготовки «Туризм» данное соотношение принимает следующие формы:

ОК-1 — Введение в туризм, История, Физическая культура; ОК-2 — История; ОК-3 — Философия; ОК-4 — Культура речи; ОК-5 — Основы социального государства; ОК-6 — Этика; ОК-7 — Культурология; ОК-8 — Человек и его потребности; ОК-9 — Введение в туризм; ОК-10 — Русский язык, Иностранный язык;

ОК-11 — Информатика; ОК-12 — Компьютерный практикум; ОК-13 — Безопасность жизнедеятельности; ОК-14 — Валеология.

Таким образом формирование дескрипторов (знать — уметь — владеть) в каждой из терминальных дисциплин и диагностика в соответствии с сформированными дескрипторами уровня освоения знаниевой составляющей каждой из компетенций общекультурного плана — первый шаг диагностики уровня ее формирования.

Следующим шагом констатации уровня сформированности общекультурных ценностей является основанная на интеграции ценностной составляющей в оценочные средства образовательной программы диагностика. Определимся в понятии «ценность». Ценность — это, прежде всего, характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Ценности в философии указывают на личностную, социально-культурную значимость определенных фактов и явлений. Как психологическое понятие «система ценностей» — это то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме.

В контексте гуманизации и демократизации образования глобализирующегося мира под ценностной составляющей общекультурных компетенций понимаются в первую очередь ценности демократии и гуманизма, подразумевающие реализацию всех возможностей для творческого подхода, самоактуализации личности. Таким образом, диагностика ценностной составляющей общекультурной компетенции может включать дескрипторы, описывающие уровень «творческой активности», «осознания ответственности за выполняемое дело», «проявления самостоятельности в выборе и принятии решения» и т. п. Современные механизмы диагностики в об-

разовательных учреждениях, такие, например, как балльно-рейтинговая система, позволяют включать подобные дескрипторы на всех уровнях освоения дисциплин по результатам освоения дисциплин, модулей и образовательной программы в целом.

Констатация уровня сформированности общекультурной компетенции в составе коммуникационной компоненты предполагает, в свою очередь, как было сказано выше, вычленение и систематизацию основных интеракций студента в высшей школе. На уровне интеракции «преподаватель-студент» эффективность межличностной коммуникации определяется путем интеграции в систему диагностики соответствующих дескрипторов. В качестве примера приведем следующие: своевременность и корректность представления отчетных материалов по дисциплине, признаки «активного присутствия» студента на интерактивных занятиях, мотивированность в поиске дополнительных материалов в целях самосовершенствования и саморазвития.

В интеракциях типа «студент-работодатель» можно применять сходную с описанной выше методику, дополняя дескрипторы диагностики результатов прохождения практик разных видов дескрипторами коммуникативного контекста. В интеракциях типа «студент-студент» вполне обосновано привлечение к диагностике студенческой общественности вуза. В таком случае диагностика могла бы осуществляться с помощью тестирования (например, по результатам учебного года) студентов и обобщения результатов тестирования (возможный вариант: социометрический опрос) в формализованной базе (например, в портфолио студента).

Литература

1. Ананьева Т. Н., Кобелева О. В., Сахарчук Е. С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки «Сервис», «Туризм» // Сервис plus. 2010. № 1.

2. Ананьева Т.Н., Кобелева О. В., СахарчукЕ. С. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) // Сервис plus. 2010. № 4.

3. Ананьева Т.Н., Кобелева О. В. Методическое обеспечение основных образовательных программ вузов, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки туризм, гостиничное дело, сервис // Сервис plus. 2011. № 2.

4. Ананьева Т. Н., Кобелева О. В., Зайцева О. М. Подготовка кадров для сферы туризма и гостеприимства // Сервис plus. 2011. № 4.

5. Подходы к разработке научно-методического обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В. А. Богословский, С. Н. Гончаренко, Е. В. Караваева, Е. Н. Ков-тун, Н. И. Максимов, В. Л. Петров. М.: Московский государственный горный университет, 2008. 75 с.

6. http://www.mon.gov.ru (Дата обращения 24.01.2012).

7. http://www.rguts.ru/profession_vpo (Дата обращения 24.01.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.