Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.И. Гончарук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Таблица 3

Средние индивидуальные дозы облучения коренных жителей Крайнего Севера

ЭЭД. мЗв/год

Источник облучения внешнее внутреннее всего

облучение облучение

Космическое излуче-

ние 0,30 — 0,30

411К 0,12 0,18 0,30

Нуклиды ряда ура-

на:

ДП распада радо-

на 0,09 1,70 1,80

гюрь_=1оро — 1 1

Нуклиды ряда тория:

0,14 0,13 0,27

ДП распада торо-

на — 0,78 0,78

Медицинское облуче-

ние 0,50 — 0,50

Глобальные выпаде-

ния 0,005 2,40-0,60 2,40—0,60

Итого . . . 1,2 6,2—4,4 7,4-5,6

факторов лишь 0,03 мЗв/год. За изученный период эта доза не претерпела заметных изменений.

Вклад в общую дозу облучения у жителей Крайнего Севера за счет медицинских процедур, по расчетам специалистов, составляет около 0,4— 0,6 мЗв/год. Средние индивидуальные дозы облучения коренного населения Крайнего Севера от различных источников приведены в табл. 3.

По данным литературы [1], дозовая нагрузка от всех видов облучения человека, проживающе-

го на территории СССР в 1975—1976 гг., составляла 4 мЗв/год. Расчет ЭЭД, выполненный для населения Крайнего Севера, показал, что суммарное облучение в этот период времени равнялось почти 7,5 мЗв/год. Соотношение внешнего и внут4| реннего облучения у всего населения СССР 2:1, а у жителей Крайнего Севера 1:6. Если в среднем у населения нашей страны доза формируется в основном за счет медицинских процедур и техногенного радиационного фона, то у жителей Крайнего Севера эту дозу создают радон и продукты его распада во вдыхаемом воздухе, повышенное потребление с пищей естественных радионуклидов (2|0Рв, 210Ро) и 137Cs глобальных выпадений.

Литература

1. Бабаев Н. С., Демин В. Ф„ Ильин Л. А. и др. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1984.

2. Ионизирующее излучение: источники и биологические эффекты. Нью-Йорк, 1982, т. 1.

3. Пределы поступления радионуклидов для работающих

с ионизирующим излучением. М., 1982, ч. 1. ^

4. Троицкая М. Н., Рамзаев П. В., Моисеев А. А. и др.— В кн.: Радиоэкология. М., 1971, с. 325—353.

5. Эйзенбад М. Радиоактивность внешней среды. М., 1967.

Поступила 11.02.85

Summary. Dose loads from various sources of external and internal natural and artificial irradiation are characterized. Such doses affect the indigenous population of five main deerbreeding regions of the North. It was determined that the effective equivalent doses for this group of population are almost two times higher than those for the rest population of the country. They are higher mainly due to radon and its destruction products, natural (210Pb—г,0Ро) and artificial (1>7Cs) radionuclides taken with food (deer-meat). J

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 6I4.3/.4 +616.9-036.2}:378.661

Е. И. Гончарук

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года», одобренных XXVI съездом КПСС, записано: «Осуществить меры по повышению качества подготовки специалистов и их использованию в народном хозяйстве». Следовательно, улучшение качества преподавания, укрепление связи с санэпидстанциями, правильное использование кадров в народном хозяйстве —

вот те основные задачи, которые стоят перед высшей медицинской школой в свете решений XXVI ^ съезда КПСС. 1

Из всех этих задач главной является улучшение качества подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов. Проблема, как подготовить врача-гигиениста и эпидемиолога, который мог бы на современном уровне достижений научно-технического прогресса решать задачи профилактики за-

болеваний, изучать, уметь анализировать и прогнозировать здоровье людей, является очень сложной и многоплановой. Для правильного понимания этой проблемы прежде всего мы должны ответить на вопрос, что должен знать, какими практическими навыками владеть, что должен уметь ► врач-гигиенист, эпидемиолог в обществе зрелого социализма. В настоящее время Министерством высшего и среднего образования СССР утверждена квалификационная характеристика врача-гигиениста и эпидемиолога по специальности 1903 * «Гигиена, санитария, эц^фмиология» КХ-1903.00. 12.80, разработанная специалистами центральной методической комиссии по гигиене и эпидемиологии Главного управления медицинских учебных заведений Минздрава СССР. Согласно этой квалификационной характеристике от выпускника санитарно-гигиенического факультета требуется многое знать и уметь. Так, прежде всего современный врач-гигиенист и эпидемиолог должен быть высокообразованным специалистом, активным строителем коммунистического общества, патриотом, интернационалистом, гуманистом, воспитанным на лучших примерах отечественной медицины, постоянно повышать свое профессиональное мастерство, быть готовым всегда оказать экстренную медицинскую помощь, помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности его перед народом. С I по VI курс санитарно-гигиенических факультетов по специально разработанной программе кафедры-кураторы, как это делается в I ММИ им. И. М. Сеченова, Киевском и других медицинских институтах, должны готовить не только высокообразованных специалистов, но и активных проводников идей партии среди населения.

Большие задачи стоят в области предупреди-ельного санитарного надзора при подготовке рача-гигиениста и эпидемиолога. На основании нкетного опроса и специальной письменной про-ерки студентов и выпускников санитарно-гигиенических факультетов нами отмечено, что большинство студентов знают основы предупредительного санитарного надзора. Однако многие сту-енты, выпускники и начинающие врачи очень К/ табо знают методику выбора и отвода земельно-В ) участка, правильность оформления документа-В ии, правовые основы предупредительного сани-В арного надзора, новые учетно-отчетные формы, В веденные приказом Минздрава СССР № 1030 от В .10.80 «Об утверждении форм первичной меди-■ инской документации учреждений здравоохра-I ления». Эти и другие недостатки можно избе-I ^ать, если студенты и преподаватели будут луч-| "е знать практическую работу санэпидстанций и I будут обучаться навыкам этой работы не на ка-I федрах, а на реальных этапах предупредитель-| ного санитарного надзора в условиях санэпид-I станции. Наши исследования показали, что те группы студентов, у которых не менее 50 % всех практических занятий по предупредительному

2 Гигиена и санитария № 12 _

наздору проходило на базе санэпидстанций, хорошо знают основы предупредительного санитарного надзора.

Согласно квалификационной характеристике, в области текущего санитарного надзора основная задача врачей-гигиенистов и эпидемиологов — изучение и анализ здоровья населения под влиянием факторов окружающей среды, включая социальные и биологические факторы. Но до настоящего времени этот опыт изучения и анализа здоровья накоплен только врачами-эпидемиологами и гигиенистами труда. Однако другие специалисты, к сожалению, не знают, как проводить изучение и анализ здоровья населения с учетом влияния факторов окружающей среды. Этого не знают не только студенты и выпускники, но и сами преподаватели, так как отсутствуют еще в гигиенической науке простые, выполнимые в условиях санэпидстанций методики изучения здоровья. В условиях санэпидстанций этими вопросами пока тоже занимаются не все санитарные врачи, так как они не прошли специальной подготовки, а в структуре санэпидстанций нет группы или лаборатории но изучению или анализу здоровья населения с учетом воздействия факторов окружающей среды. Задача состоит в том, чтобы при повышении квалификации преподавателей и санитарных врачей этим вопросам уделялось должное внимание, а при аттестации врачей и преподавателей учитывались эти знания и навыки.

Кроме текущего санитарного надзора, современный врач-гигиенист и эпидемиолог должен уметь осуществлять организационно-методическую работу. По этому разделу своей работы он должен уметь составлять различные планы, проекты решений исполкома Совета народных депутатов, проекты приказов органов здравоохранения, справку по вопросам санитарно-противоэпи-демиологического обслуживания населения города (района), проводить мероприятия по повышению гигиенических знаний населения, готовить актив общественных санитарных инспекторов, отвечать на письма трудящихся и т. д. Кстати, этим видом деятельности в медицинских институтах обучают недостаточно.

Выпускники санитарно-гигиенических факультетов должны владеть предусмотренными квалификационной характеристикой врача-гигиениста и эпидемиолога целым рядом клинических навыков: проводить, используя основные методы, общее клиническое обследование больных и анализировать полученные результаты для постановки предварительного диагноза, оказывать неотлож- 4 ную медицинскую помощь, ассистировать на экстренных операциях, решать вопросы трудоспособности и трудоустройства больного и проводить отбор лиц на работу, связанную с возможным неблагоприятным влиянием факторов производственной среды, проводить профилактический осмотр населения, рабочих промышленных предприятии и сельского хозяйства и диспансерное наблюде-

Л

ние, оценивать обстановку при выявлении инфекционного больного и произвести противоэпидемические и карантинные мероприятия в очаге (особенно с подозрением на особо опасное инфекционное заболевание) и др.

Для того чтобы решить эти задачи, следует коренным образом изменить учебный план и программы на санитарно-гигиенических факультетах. Необходимо разработать такой учебный план, такие программы, которые готовили бы в первую очередь врача общего профиля с дальнейшей специализацией в области гигиены и эпидемиологии. В этой связи хочется вспомнить Н. А. Семашко и его статью «Еще о работе санитарного врача» В этой статье Н. А. Семашко писал: «Никогда не надо забывать, что вузы могут дать и в лучшем случае только профили, но не специальности. Готовить специалистов — задача не вузов, а институтов усовершенствования. Я беру на себя смелость высказать мысли, которые многие санитарные работники сочтут еретическими: я считаю, что санитарное образование должно быть надстройкой над общим образованием врача. Так было в старое время, и неплохие санитарные врачи были тогда. Сошлюсь на свой долгий жизненный путь: я стал санитарным врачом, пройдя специальное усовершенствование после получения диплома врача и после многолетней работы участковым врачом. И в годы своей санитарной работы, и в последующие годы научно-преподавательской деятельности я с огромной, постоянной благодарностью вспоминаю и свое общеврачебное образование. Эта школа давала и дает всегда большую возможность в разрешении санитарно-эпидемиологических и даже научных вопросов. Поэтому я решительно против выпуска из вуза врачей, дефектных в области патологии и клиники («по-санитарному») или дефектных в области гигиены и санитарии («по-лечебному»). Врач есть врач и таким полноценным врачом должен быть советский врач, какую бы специальность (но призванию и способности) он не избрал».

Мы считаем, что такого общего врача можно подготовить, если учебные планы, программы, производственная практика на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов будут в основном однотипными, как на лечебном факультете с I но IV курс включительно. Строго профильную подготовку надо начинать, по нашему мнению, с V курса обучения на санитарно-гигиеническом факультете.

В перечень государственных экзаменов необходимо включить экзамен по хирургии, терапии, инфекционным болезням с эпидемиологией, научный коммунизм и коммунальную гигиену с гигиеной труда. Такая подготовка позволит решить следущие кадровые вопросы: при потребности здравоохранения в лечебно-профилактических

1 Сов. здравоохр, 1945, № 6, с. 37.

врачах или невозможности трудоустройства выпускников по специальности врача-гигиениста и эпидемиолога по месту жительства или работы членов семьи такие выпускники могут проходить интернатуру по терапии с последующей работой врачом-терапевтом, инфекционистом, профпато^ логом.

Все выпускники, окончившие санитарно-гигиенический факультет, после получения соответствующей подготовки в институтах усовершенствования врачей могут работать по любой врачебной специальности, если в этом возникает потребность. Эта подготовка повысит авторитет студентов и выпускников санитарно-гигиенических факультетов и даст возможность выбрать профильную специальность врача по желанию. Это позволит существенно увеличить набор на санитарно-гигиенический факультет, что укрепит кафедры, которые с каждым годом теряют свою самостоятельность и превращены в отдельных вузах в курсы. Малый набор обусловлен тем, что, по нашим данным, потребность в санитарных вра-^ чах и врачах-эпидемиологах практически полностью удовлетворена.

Такое общеврачебное образование требует внесения в соответствующий приказ Минздрава СССР дополнения, разрешающего выпускникам санитарно-гигиенических факультов занимать врачебные должности больниц, быть руководителями областных отделов здравоохранения, использовать все льготы на уровне врачей-терапевтов, а в отдельных случаях иметь некоторые преимущества в получении этих льгот. Это будет материальной и моральной основой повышения общественного статуса врача-гигиениста и эпиде^ миолога.

Одновременно такое общеврачебное образование позволит воспитанникам санитарно-гигиенических факультетов более глубоко, с большей квалификацией проводить профилактические мероприятия, так как основным отправным пунктом его профилактической деятельности будет больной и здоровый человек.

Повышение качества подготовки врачей-гигиет нистов и эпидемиологов является многоплановсл1 проблемой. Она, безусловно, должна начинаться-; с набора студентов на санитарно-гигиенические 1 факультеты. Не каждый абитуриент может отве- 1 чать требованиям, предъявляемым личности вра- 1 ча-гигиениста и эпидемиолога как организатора, | оратора, страстного проповедника идей партии в I деле предупреждения инфекционных и неинфекционных болезней, экзогенной и эндогенной этиологии. Не секрет, что не лучшие абитуриенты поступают на санитарно-гигиенические факультет^ Мы, гигиенисты, мало уделяем внимания профориентации школьников, учащихся ПТУ, медучилищ, молодым рабочим, колхозникам, учителям, родителям и т. п., мало популяризуем свою профессию. Здесь уместно напомнить о необходимости популяризации профессиональной деятель-

ности врача-гигиениста и эпидемиолога в нашей стране, с использованием печати, радио, телевидения. У нас в стране работает много ученых гигиенистов-эпидемиологов старшего, среднего и шладшего поколения. Необходимо, чтобы они активно, с присущей им энергией восстановили авторитет и общественный статус врачей-гигиенистов и эпидемиологов, каким он был в первое десятилетие создания санитарно-эпидемиологической службы СССР.

Назрела необходимость подготовки на кафедре ^ социальной гигиены и организации здравоохранения во время интернатуры, ординатуры будущих руководителей здравоохранения из числа воспитанников всех факультетов, включая в первую очередь воспитанников санитарно-гигиенических факультетов. Для этих целей необходимо разрешить перевод на V курс с лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов на санитарно-гигиенический факультет тех студентов, которые на комсомольской, партийной, профсоюзной и других видах общественной работы прояви-"и себя хорошими организаторами, общественниками, лидерами студенчества и готовить из них специалистов по социальной гигиене и организаторов здравоохранения в субординатуре, интернатуре, ординатуре.

Не малые резервы в деле улучшения качества преподавания и подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов кроются в совершенствовании и подготовке, повышении квалификации преподавательских кадров, в подготовке кадров для высшей медицинской санитарно-гигиенической школы.

И, наконец, необходимо улучшить связь выс-фпей медицинской санитарно-гигиенической школы с санэпидстанциями. Сегодня нас не может удовлетворять материально-техническая база многих санэпидстанций, на которых студенты санитарно-гигиенических факультетов проходят производственную практику, первичную профи-лизацию, стажировку, и которые, следовательно, используются как базовые санэпидстанции санитарно-гигиенических факультетов. Кадры базовых санэпидстанций не всегда отвечают высоким ^ебованиям, предъявляемым к воспитателям, наставникам, руководителям производственного обучения. Не определены юридические основы правовых отношений факультета, кафедры и базовой санэпидстанции. В качестве базовой санэпидстанции может быть использована только санэпидстанция, имеющая все функциональные

подразделения (санэпидстанция городского района I и II категории, санэпидстанция сельского района I категории, объединенная санэпидстанция города I—III категории). Назрела необходимость в создании новой типовой санэпидстанции с учетом требований к ней как к базе обучения будущих специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Действущие типовые проекты городской (серия 254—5—7), областной (серия 254—5—6) и районной (серия 254—5—8) санэпидстанций таким требованиям не удовлетворяют. Базовые санэпидстанции должны иметь дополнительно 2—3 учебные комнаты, лекционную аудиторию, кабинет санитарной экспертизы, подвижную автолабораторию, транспорт (микроавтобус) для выезда на объекты и учебные экскурсии. На врачебные должности в оперативные отделы и лаборатории базовых санэпидстанций следует зачислять специалистов, имеющих не менее 2 лет стажа по специальности. Врачи базовых санэпидстанций должны пользоваться преимущественным правом зачисления в заочную аспирантуру. Участие врачей базовых санэпидстанций в научной работе должно быть обязательным. Они должны также участвовать в методических совещаниях кафедр, цикловой комиссии, совета факультета. В то же время преподаватели кафедр должны принимать более активное участие в повседневной работе базовых санэпидстанций. Очевидно, такое полноценное участие может быть обеспечено лишь тогда, когда в правовом и материальном отношении статус преподавателя профильной кафедры санитарно-гигиенического факультета на базовой санэпидстанции будет примерно аналогичен статусу преподавателя клинической кафедры, а заведующий кафедрой будет руководить соответствующим отделом, как это бывает в клиническом лечебном учреждении.

Юридическая кооперация (факультет — кафедра — базовая санэпидстанция) должна представлять собой научно-производственное функциональное объединение, работающее на основании специального положения. Главный врач санэпидстанции сохраняет за собой всю полноту прав и обязанностей как главный государственный санитарный врач.

Решение затронутых в данной статье вопросов будет способствовать улучшению подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов в свете задач, выдвинутых XXVI съездом КПСС.

Поступила 0S.08.8S

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.