УДК 613 + 614.4+616.9-036.21:658.386.3
^ М. П. Павловский, Б. С. Зименковский, В. В. Данилейченко,
Е. Е. Ясинский, Б. М. Штабский, А. И. Столмакова, И. К. Медчук, Л. В. Золотарева, В. С. Томащук
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ СТАЖЕРОВ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ
И ЭПИДЕМИОЛОГОВ
Львовский медицинский институт; Волынская областная санэпидстанция
В Львовском медицинском институте проводится определенная работа по совершенствованию обучения, улучшению идейно-политического воспитания студентов, поиску новых, наиболее оптимальных путей и форм профессиональной подготовки будущих врачей — гигиенистов и эпидемиологов. Большое внимание уделяется стажировке выпускников санитарно-гигиенического факультета, которая по существу является заключительным этапом первичной специализации, начатой в субординатуре в 12-м семестре.
Основная цель стажировки заключается в совершенствовании практических навыков выпускников. Она должна обеспечить глубокое освоение конкретных обязанностей по занимаемой долж-^ности, совершенствование теоретических знаний, ознакомление с достижениями в области теории и практики санитарно-эпидемиологического дела, должна способствовать повышению идейно-теоретического уровня молодых специалистов. С целью обобщения передового опыта, организационного и учебно-методического решения этих вопросов уже в 1979 г. Минздравом УССР на базе Львовского медицинского института была проведена республиканская конференция по стажировке.
Львовский медицинский институт оказывает методическую и консультативную помощь по стажировке санэпидслужбе 7 западных областей УССР — Львовской, Волынской, Ивано-Фран-ковской, Ровенской, Черновицкой, Закарпатской и Тернопольской. Профильными кафедрами института проведена значительная работа по разработке организационно-методических основ стажировки молодых врачей гигиенистов и эпидемиологов. В плане оказания консультативно-ме-Цтодической помощи стажерам и их руководителям был издан ряд методических пособий на основе типовой программы стажировки, утвержденной Минздравом СССР (1978). Так, в 1978 г. были разработаны и изданы «Организационно-ме-тодические указания по стажировке гигиенистов и эпидемиологов», переизданные в 1982 г. в дополненном и переработанном варианте с учетом накопленного опыта работы. В частности, во 2-м издании представлены разработанные в институте временные типовые программы и методические указания для врачей-бактериологов, паразитологов и врачей общесанитарного профиля. Кроме того, в 1981 г. изданы «Нормативные требования к организации и оценке качества прохождения стажировки врачами-гигиенистами и эпидемиоло-
гами». Ими регламентированы функциональные обязанности должностных лиц санэпидслужбы областей и медицинского института по проведению стажировки, учебно-методическому руководству ею и контролю. Изданные материалы способствовали улучшению первичной последипломной специализации врачей в областях, прикрепленных к институту, что было отмечено Главным санэпидуправлением Минздрава УССР в информационном письме о стажировке выпускников санитарно-гигиенических факультетов в республике (1984).
В 1983 г. в г. Хмельницке Минздравом УССР был организован республиканский семинар, посвященный дальнейшему улучшению работы санэпидслужбы республики, на котором доложен опыт работы Волынской областной санэпидстанции (СЭС) и Львовского медицинского института по подготовке стажеров. Этот опыт получил одобрение и был рекомендован для распространения по УССР.
Осуществление стажировки на современном уровне требует совместных усилий института и санитарно-эпидемиологической службы. Опыт этой важной и ответственной работы приобретает большую практическую значимость и актуальность, о чем свидетельствуют сообщения последних лет проф. А. М. Шевченко и соавт.проф. П. Г. Ткачева 2.
В настоящей статье на примере совместной работы Львовского медицинского института и Волынской областной СЭС освещены некоторые организационно-методические подходы, осуществляемые при проведении последипломной подготовки молодых специалистов за период 1977— 1984 гг. Ежегодно в планах основных организационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий областной, городских и районных СЭС Волынской области и плане подготовки стажеров в Львовском медицинском институте предусматриваются мероприятия по организации и проведению стажировки выпускников не только Львовского, но и других институтов республики. Ректорат, отдел интернатуры и стажировки института прилагают усилия к тому, чтобы за областями закреплялись постоянные кадры руководителей. Так, с 1977 г. ответственными руководителями стажировкой в Волынской области от медицинского института являются заведующий кур-
1 Гигиена и санитария, 1979, № II, с. 41—43.
'Там же, 1983, № 11, с. 47—50.
*
сом гигиены детей и подростков доц. И. К. Мед-чук и заместитель главного врача областной СЭС Л. В. Золотарева. Это обстоятельство, а также стабильность кадров в Волынской областной СЭС позволили обеспечить требуемый уровень работы со стажерами. Важно было детально изучить и определить базовые СЭС, назначить непосредственных руководителей стажеров, установить деловой контакт с областными специалистами и главными врачами районных (городских) СЭС.
Как известно, стажеры прибывают к месту назначения 1/УП1. К этому времени в институте и в Волынской областной СЭС издаются приказы по вопросам стажировки. Ежегодно в сентябре на базе областной СЭС для стажеров и их непосредственных руководителей организуется учебно-методический семинар, в котором участвуют ответственный за стажировку представитель института, заместитель заведующего облздравотделом, главный эпидемиолог облздравотдела, руководители всех подразделений областной санэпидстанции. На учебно-методическом семинаре в докладах представителя института и руководства областной СЭС детально излагаются задачи стажировки, методические подходы к выполнению индивидуальных планов стажеров, определяются базы передового опыта для работы, рассматривается тематика научно-практических работ с учетом местных условий, согласовываются вопросы взаимосвязи областной СЭС с областным Домом санитарного просвещения, обкомом Красного Креста и Красного Полумесяца — объектах, где также работают стажеры.
На учебно-методическом семинаре в торжественной обстановке выпускники института принимаются в семью врачей. Это мероприятие тщательно готовится — составляется программа, в которую включается доклад главного государственного санитарного врача области об истории развития санитарно-эпидемиологической службы, ее традициях, актуальных задачах на современном этапе, выступление заместителя заведующего облздравотделом, ветеранов санэпидслужбы, а также молодых специалистов, уже прошедших стажировку и работающих в области 2—3 года. Затем главный врач областной СЭС вручает стажерам удостоверение личности, коллеги преподносят цветы, сувениры. Зачитывается Памятное свидетельство о принятии выпускника в трудовую семыо, которое также вручается всем стажерам. Это традиционно сложившееся мероприятие, по нашему убеждению, имеет важное воспитательное, деонтологическое значение, положительно сказывается на работе и способствует закреплению молодых специалистов в области.
Стажировка по месту направления на работу выпускника начинается с составления индивидуального плана подготовки. Он разрабатывается непосредственным руководителем стажера с учетом требований типовой программы стажировки, годового плана работы СЭС, согласовывается с
прикрепленным преподавателем медицинского института, с профильным специалистом облает- ^ ной санэпидстанции и утверждается главным врачом СЭС. Следует подчеркнуть, что в ряде случаев руководителем стажеров является главный врач СЭС, специальность которого не всегда совпадает со специальностью стажера. В этих условиях роль профильного специалиста областной СЭС и прикрепленного преподавателя особенно возрастает, в том числе и в обеспечении качественного прохождения стажировки.
Однако здесь имеются и определенные трудности, связанные с тем, что во всех районных СЭС в штатах имеется по одному профильному специалисту, большинство из которых — молодые. Это сказывается на выделении непосредственных руководителей стажеров. Выход был найден путем прикомандирования стажеров к базовым СЭС, к опытным наставникам. Здесь они обучаются методам планирования работы, ведению служебной документации по различным разделам деятельности санэпидслужбы.
Волынская областная санитарно-эпидемиологическая служба при подготовке молодых специалистов большое внимание уделяет успешной реа- ф лизации типовой программы стажировки, в частности по организационно-методическому, научно-практическому разделам, а также по углублению навыков практической работы по специальности, привитию навыков общественной работы. Организационно-методическая подготовка в ходе стажировки молодых специалистов осуществляется путем проведения собеседований, семинаров, совещаний, индивидуальной помощи со стороны специалистов областной СЭС. Важное место в подготовке стажеров занимает предупредительный санитарный надзор, учитывая возросшее значение этого важнейшего вида деятельности санитарного врача. Для углубления практических навыков по преднадзору стажеры вызываются на рабочее место в областную СЭС и под руководством специалистов овладевают методикой рассмотрения проектной документации, составления заключений по проектам, участвуют в работе комиссии по отводу земельных участков под строительство и по вводу объектов в эксплуатацию. Пор инициативе Львовского медицинского института предусмотрено чтение лекций стажерам в проектных институтах по вопросам текущего и перспективного проектирования объектов различного назначения.
При выполнении стажерами плана по текущему санитарному надзору проводятся показательные обследования объектов. Специалистами эпидемиологами осуществляется совместно со стажерами работа в очагах инфекционных заболеваний с оформлением соответствующей документации.
В областном Доме санитарного просвещения и в обкоме Красного Креста и Красного Полумесяца со стажерами отрабатываются актуальные во-
просы методики гигиенического обучения и вос-^питания различных контннгентов населения, в том числе по вопросам здорового образа жизни и диспансеризации населения, методике курсового гигиенического обучения, подготовке санитарного актива.
Большое внимание уделяется выполнению стажерами научно-практической работы. Первоначально тематику научно-практических работ рекомендовал институт. В дальнейшем оказалось более целесообразным, чтобы тему работы стажера определял непосредственный руководитель стажера. Как правило, темы научно-практических работ стали носить прикладной характер, предложения молодых специалистов используются в работе СЭС.
Второй учебно-методический семинар со стажерами на базе областной СЭС проводится в январе. На нем стажеры отчитываются о ходе выполнения индивидуального плана, докладывают выполненные фрагменты научно-практических работ, отчитываются о проработанной научной литературе по специальности, о приобретенных практических навыках, сообщают о проведенной ^санитарно-просветительной работе среди населения, а также об участии в общественно-политической жизни коллектива. На этой встрече руководители стажеров, главные врачи районных и городских СЭС, профильные специалисты областной СЭС и представитель медицинского института дают оценку качества работы стажера за отчетный период.
Немаловажное значение в успешном выполнении плана стажировки с нашей точки зрения должен иметь контроль за качеством работы стажера. За период стажировки он проводится 2—3 раза представителем института и ежемесячно по плану областной СЭС областными специалистами. Ход выполнения всех разделов плана периодически заслушивается в областной СЭС и по месту стажировки. С информациями выступают как стажеры, так и их непосредственные руководители. Такой подход дает возможность с каждым годом интенсифицировать подготовку моло-у дых специалистов, повышать ее качество. Об ^ этом свидетельствуют итоговые собеседования, проводимые со стажерами в конце июня. Стажер отчитывается о приобретенных навыках, о выполнении научно-практической работы, изучается документация, выносится решение о дальнейшем использовании стажера с учетом уровня подготовки к самостоятельной работе. По результатам стажировки ежегодно издаются приказы, в которых анализируется работа СЭС по стажировке молодых специалистов и определяются меры по ее дальнейшему совершенствованию.
Приведенные здесь материалы о совместных мероприятиях санэпндслужбы Волынской области и Львовского медицинского института по стажировке молодых врачей являются в значительной мере частным примером тех форм и методов организа-
ционно-методической работы, которые практикуются отделом интернатуры и стажировки, деканатом, профильными кафедрами санитарно-гигиенического факультета института и тлавными государственными санитарными врачами закрепленных за институтом областей.
В Положении о стажировке роль высших учебных заведений не определена. В инструктивном письме (1974) министра высшего и среднего специального образования изложены только общие принципиальные направления работы, в которых не могла найти отражения специфика подготовки санитарных врачей. Конкретные направления работы института и функции определенных структурных подразделений вуза сформировались как результат поиска оптимального решения вопроса. Центром планирования организационно-мето-дических вопросов и связующим звеном между институтом и главными государственными санитарными врачами областей в их реализации стал отдел интернатуры, который был переименован в отдел интернатуры и стажировки. Из числа преподавателей одной из профильных кафедр приказом по институту назначен на общественных началах ответственный за стажировку по факультету. Его основная функция совместно с отделом интернатуры и стажировки — планирование учебно-методических мероприятий, обобщение и анализ полученных материалов. Определенные функциональные обязанности выполняет декан факультета. Он, в частности, организует инструктаж студентов-выпускников о предстоящей стажировке, выносит на обсуждение совета факультета вопрос о работе кафедр по учебно-методическому руководству стажировкой и контролю за ее проведением, принимает участие в решении ряда других организационных и учебных вопросов.
Профильная методическая комиссия по гигиеническим дисциплинам рассматривает методические вопросы и материалы, которые готовят кафедры в помощь стажерам и их руководителям, рекомендует более совершенные формы работы по организации и проведению стажировки.
Результаты проведенной работы являются предметом обсуждения на методических заседаниях кафедр, совета факультета и служат источником обратной связи, позволяющей деканату и кафедрам планировать и проводить мероприятия, направленные на улучшение качества подготовки стажеров. С целью анализа работы стажера и повышения эффективности подготовки молодых специалистов деканатом и профильными кафедрами разработана карта обратной связи.
Для дальнейшего улучшения качества после-_ дипломной подготовки выпускников санитарно-гигиенического факультета, на наш взгляд, необходимо предусмотреть осуществление следующих мероприятий. Следует разработать положение (или инструкцию) о стажировке выпускников.санитарно-гигиенического факультета. Разработанные нами и переданные по запросу Главному са-
*
нитарно-эпидемиологическому управлению Минздрава СССР «Нормативные требования к организации и оценке качества прохождения стажировки врачами-гигиенистами и эпидемиологами» могли бы лечь в основу такой инструкции, что способствовало бы значительному улучшению организации и конкретизации учебно-методического руководства стажировкой. Необходимо определить роль заведующих отделениями и отделами областных СЭС в подготовке стажеров, возложить на них обязанности по систематическому методическому руководству и контролю как за практической, так и теоретической подготовкой молодых специалистов.
Приказом республиканских мннздравов следовало бы утверждать базовые СЭС для обучения стажеров. Необходимо разрешить краткосрочные прикомандирования стажеров к областным СЭС, а также к базовым СЭС и областному Дому санитарного просвещения с оплатой командировочных расходов, которые в настоящее время не санк-
ционируются финансовыми органами. Следует засчитывать в педагогическую нагрузку руководи ство стажировкой преподавателям института при выездах в области для проведения соответствующей работы из расчета 6-часового рабочего дня.
Необходимо разработать типовые программы стажировки для врачей-бактериологов, паразитологов, общесанитарных врачей, врачей-лаборан-тов и врачей по санитарному просвещению. Желательно отразить в типовой программе стажировки учебный план и указания по рекомендуемым в настоящее время трем уровням освоения материала.
Учитывая возросшие задачи в области профилактики, считаем назревшей проблемой введение интернатуры для выпускников санитарно-гигие-нических факультетов. Это коренным образом окажет свое положительное воздействие на качество всей последипломной подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов.
Поступила 22.05.84
КДК 613+6М]:378.в«
В. Д. Черненко, М. В. Кривоносое, М. П. Воронцов, Г. И. Евтушенко, М. И. Иващенко, В. А. Кривошей, Б. М. Овчаренко, А. И. Путевской
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГИГИЕНЕ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ
ФАКУЛЬТЕТЕ
Харьковский медицинский институт; Харьковская областная санэпидстанция; Харьковская городская санэпидстанция
Новые ответственные задачи, поставленные XXVI съездом КПСС перед санитарно-эпидемиологической службой, требуют от врача-гигиениста разносторонних и глубоких знаний в различных областях медицинской науки, что особенно необходимо в связи с научно-технической революцией, изменением характера производственной деятельности человека, появлением ряда новых неблагоприятных факторов окружающей среды. Это в свою очередь диктует потребность в улучшении качества подготовки врачей гигиенического профиля, проведении углубленной методической и организационной работы, поиске новых форм и методов обучения студентов в институтах.
Новые задачи высшей медицинской школы на предстоящий период требуют всемерного обеспечения профессиональной мобильности врачей-гигиенистов, способных учиться и переучиваться в соответствии с меняющимися запросами здравоохранения и условиями работы специалиста. Имеющийся опыт свидетельствует, что любая специализация врача-гигиениста наиболее успешно достигается на основе глубокого знания выпускником гигиены в целом, т. е. при наличии широкого профиля подготовки, когда создаются благоприятные условия для последу-
ющего формирования специалиста в области гигиены по любому профилю.
Логика процесса обучения и сложившаяся практика работы врачей-гигиенистов убеждают, что широкопрофильная подготовка существенно облегчает решение ряда сложных проблем после вузовской специализации в форме стажировки или обучения в институтах усовершенствования врачей.
К настоящему времени Харьковский медицинский институт располагает многолетним опытом проведения широкопрофильной специализа-1 ции в субординатуре
Вместе с тем достаточно длительный и успешный опыт широкопрофилыюй подготовки специалистов на санитарно-гигиеническом факультете Харьковского медицинского института указывал на необходимость устранения имеющихся противоречий между содержанием преддипломного обучения, являющегося широкопрофильным, и системой узкопрофильных государственных экзаменов по гигиеническим дисциплинам. Не может не вызывать озабоченности и тот факт, что в настоящее время санитарно-гигие-нический факультет проводит государственные
1 Гигиена и санитария, 1980, № 8, с. 29.
Ф