8. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.
9. Матушевская Е.А. Формирование УУД на уроках английского языка // Вестник научных конференций. 2017. № 8-2 (24). С. 58-60.
10. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.
11. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании //Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf
12. Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2013. № 4. С. 23-25.
Педагогика
УДК 37.014.3 + 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Крымгужина Зулия Зиннатовна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Башкирского Государственного университета (г. Сибай)
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме в области дошкольной педагогике. В данной статье рассматриваются основные требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Проанализированы принципы.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, образовательная среда, предметно-пространственная среда, ребенок.
Annоtation. This study is devoted to the problem in the field of preschool pedagogy. This article considers the basic requirements for the organization of the subject-spatial environment in the preschool educational organization in accordance with the GEF TO. The principles are analyzed.
Keywords: preschool educational organization, educational environment, subject-spatial environment, child.
Введение. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, где дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям: создание нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка; формирование направления его индивидуального развития; учитывать особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особая роль в процессе воспитания детей дошкольного возраста уделяется образовательной среде (предметно-пространственная среда). В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственная должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс [1].
В соответствии с ФГОС ДО и рекомендациями Примерной основной образовательной программы дошкольного образования предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения данной задачи предметно-пространственная среда должна соответствовать следующим принципам:
1. Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей: работа в группах и индивидуально; зона уединения; открытый доступ к игровым материалам; зонирование пространства; участие детей в организации пространства; комфортное и безопасное пребывание детей в переполненных группах; комфортное пребывание детей с ограниченными возможностями.
Разделение игрового пространства на зоны, возможность общения, совместной деятельности, уединения и т.д.
Увеличение пространства раздевального помещения за счет банкеток, которые могут убираться под шкафчики. Увеличение пространства раздевального помещения за счет изменения дизайна стандартной мебели. Педагог на одном визуальном уровне с детьми. Легко перемещается по раздевалке. Использование пространства спальни в качестве игровой в период бодрствования детей.
3. Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
В современных условиях детского сада большое внимание необходимо уделить альтернативному подходу. Данный подход в процессе организации игровой зоны реализуется в изменении пространства под разные образовательные потребности в соответствии с учетом потенциала пространства группы. Перечень оборудования игровой зоны: контейнеры для хранения игрушек, книг, игр; ширмы; мягкие модули; крупногабаритное ролевое игровое оборудование; мебель игровой комнаты; текстиль игровой комнаты.
4. Доступной - для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
5. Безопасной - все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Определяя наполняемость предметно-пространственной средыа, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, учитывая принцип интеграции образовательных областей игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС ДО, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-пространственной среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой среды.
В дошкольных образовательных организациях для развития ребенка организуется предметно-пространственная среда во всех областях: речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Очень важно обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Оборудование помещений дошкольной организации должны быть безопасными, здоровьесберегающими, эстетически привлекательными и развивающими. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект и учитывать следующие факторы:
1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки
(куклы, мишки, зайчики и др.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
2. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов ППС зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-пространственной среды:
а) зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);
б) слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
в) тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка
4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задачи индивидуальных особенностей детей они меняются, дополняются и объединяются. При организации предметно-пространственной среды в ДОО учитывается принцип доступности для осуществления всех основных видов активности. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.
Перечень зон для организации предметно-пространственной среды:
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений, дидактические игры.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре (инструменты для работы с деревом, материалы для работы с рукоделием). Для развития творческого замысла в игре девочкам необходимы предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Необходимыми в оборудовании средних дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Выводы. Создавая предметно-пространственную среду детского сада необходимо обращать внимание на то, что:
- Среда должна выполнять организующую, развивающую, воспитывающую функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При организации предметно-пространственной среды в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности детей.
- Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - С. 31-32
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск);
магистрант кафедры педагогики Левкина Людмила Александровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается одна из важнейших проблем педагогики - проблема формирования установки, поскольку именно она играет огромную роль в процессе нравственного становления человека. В понятие «ценностно-смысловая установка» включается наличие у школьников определенных знаний об общечеловеческих ценностях, сформированность положительного отношения к ним, а также следование данным нормам в реальной жизни. В работе описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников.
Ключевые слова: установки, ценностно-смысловые установки, формирование ценностно-смысловых установок, младший школьник.
аппошюп. The article considers one of the most important problems of pedagogy - the problem of the formation of an installation, since it plays a huge role in the process of the moral formation of man. The notion of "value-semantic setting" includes the presence in schoolchildren of certain knowledge about universal human values, the formation of a positive attitude towards them, as well as adherence to these norms in real life. In the work, an experimental-experimental study is described to reveal the level of formation of value-semantic installations in younger schoolchildren.
Keywords: installations, value-setting, formation of values and meanings, junior high school student.
Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по
приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников»
Введение. Сегодня одной из важнейших задач общества является воспитание подрастающего поколения в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями, поскольку в России наблюдается «кризис в нравственном и духовном развитии как социума в целом, так и каждого из его членов в отдельности» [1, с. 182].
Тема развития нравственных ценностей затронута в ФГОС НОО, а также в «Федеральной программе развития образования», где указано «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» [2].
В данной связи формирование ценностных смыслов и ценностно-смысловых установок школьников является крайне важной и актуальной задачей современной общеобразовательной организации.
Установки - жизненные ориентиры ребенка, это то, что, во-первых, он видит вокруг себя и на что ориентируется, а, во-вторых, воспроизводит в своих действиях и поступках. «Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство» [3, с.180]. От ценностно-смысловых установок, заложенных в детстве, зависит дальнейшая траектория жизни человека. Возраст младшего школьника дает специальные возможности эффективного формирования ценностно-смысловых установок, поскольку дети в данный период обладают повышенной чувствительностью, чутко реагируют на внешние проявления, тянутся как к миру положительных, так и отрицательных ценностей. «В этом возрасте происходит формирование определенных нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам» [4, с. 42].
В настоящее время остро встала необходимость в поиске вероятных путей согласования сложившихся в нашей жизни разногласий между тем, что есть и тем, что должно быть, другими словами ценностно-смысловыми установками общества и реально существующими в среде младших школьников.
Недостаточная исследованность намеченной проблемы обусловили выбор темы и цели статьи - выявить и описать особенности формирования ценностно-смысловых установок у младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Для решения данного вопроса на базе МОУ «Лицей № 31» г.о. Саранск была организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников, в которой приняло участие 25 детей.
В своей работе мы исходили из того, что ценностно-смысловые установки состоят из следующих компонентов: когнитивный (знание общечеловеческих ценностей), эмоциональный (эмоционально-оценочное позитивное к ним отношение), поведенческий (осознанный выбор способов поведения).
Для изучения когнитивного компонента использовалась методика «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и О. А. Карабановой). Ребятам предлагалось дать оценку поступкам таких, как они, девочек и мальчиков [5,с. 32]. Были предложены: семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16); семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17); четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел(а) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог (ла) маме убраться в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил на столе.