Научная статья на тему 'Требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации'

Требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / РЕБЕНОК / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крымгужина Зулия Зиннатовна

Данное исследование посвящено проблеме в области дошкольной педагогике. В данной статье рассматриваются основные требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Проанализированы принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крымгужина Зулия Зиннатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This study is devoted to the problem in the field of preschool pedagogy. This article considers the basic requirements for the organization of the subject-spatial environment in the preschool educational organization in accordance with the GEF TO. The principles are analyzed.

Текст научной работы на тему «Требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

8. Круподерова К.Р., Бездетко К.А., Егорова Т.А. Учебная проектная деятельность на уроках технологии с использованием ИКТ - инструментов как способ формирования УУД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 112-118.

9. Матушевская Е.А. Формирование УУД на уроках английского языка // Вестник научных конференций. 2017. № 8-2 (24). С. 58-60.

10. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] URL: http://fgosreestr.ru/node/2068.

11. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании //Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_7_koncepciya_formir-ya_uud_v_obrazovanii.pdf

12. Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2013. № 4. С. 23-25.

Педагогика

УДК 37.014.3 + 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Крымгужина Зулия Зиннатовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Башкирского Государственного университета (г. Сибай)

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме в области дошкольной педагогике. В данной статье рассматриваются основные требования к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Проанализированы принципы.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, образовательная среда, предметно-пространственная среда, ребенок.

Annоtation. This study is devoted to the problem in the field of preschool pedagogy. This article considers the basic requirements for the organization of the subject-spatial environment in the preschool educational organization in accordance with the GEF TO. The principles are analyzed.

Keywords: preschool educational organization, educational environment, subject-spatial environment, child.

Введение. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, где дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям: создание нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка; формирование направления его индивидуального развития; учитывать особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особая роль в процессе воспитания детей дошкольного возраста уделяется образовательной среде (предметно-пространственная среда). В требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно-пространственная должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс [1].

В соответствии с ФГОС ДО и рекомендациями Примерной основной образовательной программы дошкольного образования предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения данной задачи предметно-пространственная среда должна соответствовать следующим принципам:

1. Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2. Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей: работа в группах и индивидуально; зона уединения; открытый доступ к игровым материалам; зонирование пространства; участие детей в организации пространства; комфортное и безопасное пребывание детей в переполненных группах; комфортное пребывание детей с ограниченными возможностями.

Разделение игрового пространства на зоны, возможность общения, совместной деятельности, уединения и т.д.

Увеличение пространства раздевального помещения за счет банкеток, которые могут убираться под шкафчики. Увеличение пространства раздевального помещения за счет изменения дизайна стандартной мебели. Педагог на одном визуальном уровне с детьми. Легко перемещается по раздевалке. Использование пространства спальни в качестве игровой в период бодрствования детей.

3. Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

В современных условиях детского сада большое внимание необходимо уделить альтернативному подходу. Данный подход в процессе организации игровой зоны реализуется в изменении пространства под разные образовательные потребности в соответствии с учетом потенциала пространства группы. Перечень оборудования игровой зоны: контейнеры для хранения игрушек, книг, игр; ширмы; мягкие модули; крупногабаритное ролевое игровое оборудование; мебель игровой комнаты; текстиль игровой комнаты.

4. Доступной - для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

5. Безопасной - все элементы предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать:

• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

• создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Определяя наполняемость предметно-пространственной средыа, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, учитывая принцип интеграции образовательных областей игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС ДО, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-пространственной среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой среды.

В дошкольных образовательных организациях для развития ребенка организуется предметно-пространственная среда во всех областях: речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Очень важно обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Оборудование помещений дошкольной организации должны быть безопасными, здоровьесберегающими, эстетически привлекательными и развивающими. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект и учитывать следующие факторы:

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки

(куклы, мишки, зайчики и др.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов ППС зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-пространственной среды:

а) зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);

б) слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

в) тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задачи индивидуальных особенностей детей они меняются, дополняются и объединяются. При организации предметно-пространственной среды в ДОО учитывается принцип доступности для осуществления всех основных видов активности. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

Перечень зон для организации предметно-пространственной среды:

- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений, дидактические игры.);

- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания);

- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

- для отдыха (уединение, общение и пр.).

Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре (инструменты для работы с деревом, материалы для работы с рукоделием). Для развития творческого замысла в игре девочкам необходимы предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Необходимыми в оборудовании средних дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Выводы. Создавая предметно-пространственную среду детского сада необходимо обращать внимание на то, что:

- Среда должна выполнять организующую, развивающую, воспитывающую функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

- Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

- При организации предметно-пространственной среды в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности детей.

- Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - С. 31-32

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Кудряшова Светлана Константиновна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск);

магистрант кафедры педагогики Левкина Людмила Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается одна из важнейших проблем педагогики - проблема формирования установки, поскольку именно она играет огромную роль в процессе нравственного становления человека. В понятие «ценностно-смысловая установка» включается наличие у школьников определенных знаний об общечеловеческих ценностях, сформированность положительного отношения к ним, а также следование данным нормам в реальной жизни. В работе описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников.

Ключевые слова: установки, ценностно-смысловые установки, формирование ценностно-смысловых установок, младший школьник.

аппошюп. The article considers one of the most important problems of pedagogy - the problem of the formation of an installation, since it plays a huge role in the process of the moral formation of man. The notion of "value-semantic setting" includes the presence in schoolchildren of certain knowledge about universal human values, the formation of a positive attitude towards them, as well as adherence to these norms in real life. In the work, an experimental-experimental study is described to reveal the level of formation of value-semantic installations in younger schoolchildren.

Keywords: installations, value-setting, formation of values and meanings, junior high school student.

Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников»

Введение. Сегодня одной из важнейших задач общества является воспитание подрастающего поколения в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями, поскольку в России наблюдается «кризис в нравственном и духовном развитии как социума в целом, так и каждого из его членов в отдельности» [1, с. 182].

Тема развития нравственных ценностей затронута в ФГОС НОО, а также в «Федеральной программе развития образования», где указано «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» [2].

В данной связи формирование ценностных смыслов и ценностно-смысловых установок школьников является крайне важной и актуальной задачей современной общеобразовательной организации.

Установки - жизненные ориентиры ребенка, это то, что, во-первых, он видит вокруг себя и на что ориентируется, а, во-вторых, воспроизводит в своих действиях и поступках. «Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство» [3, с.180]. От ценностно-смысловых установок, заложенных в детстве, зависит дальнейшая траектория жизни человека. Возраст младшего школьника дает специальные возможности эффективного формирования ценностно-смысловых установок, поскольку дети в данный период обладают повышенной чувствительностью, чутко реагируют на внешние проявления, тянутся как к миру положительных, так и отрицательных ценностей. «В этом возрасте происходит формирование определенных нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам» [4, с. 42].

В настоящее время остро встала необходимость в поиске вероятных путей согласования сложившихся в нашей жизни разногласий между тем, что есть и тем, что должно быть, другими словами ценностно-смысловыми установками общества и реально существующими в среде младших школьников.

Недостаточная исследованность намеченной проблемы обусловили выбор темы и цели статьи - выявить и описать особенности формирования ценностно-смысловых установок у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Для решения данного вопроса на базе МОУ «Лицей № 31» г.о. Саранск была организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности ценностно-смысловых установок у младших школьников, в которой приняло участие 25 детей.

В своей работе мы исходили из того, что ценностно-смысловые установки состоят из следующих компонентов: когнитивный (знание общечеловеческих ценностей), эмоциональный (эмоционально-оценочное позитивное к ним отношение), поведенческий (осознанный выбор способов поведения).

Для изучения когнитивного компонента использовалась методика «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и О. А. Карабановой). Ребятам предлагалось дать оценку поступкам таких, как они, девочек и мальчиков [5,с. 32]. Были предложены: семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16); семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17); четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел(а) в школу в грязной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог (ла) маме убраться в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил на столе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.