ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ООБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ БЩАЮЩИЕ
УРОКИ
СЕВДА АББАСОВА
Кандидат педагогических наук, доцент.
Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Филологический факультет
Аннотация. Принятие новой системы образования и внесенные в нее изменения служат удовлетворению требований общества и меняющегося времени. В статье отмечается, что обобщающие уроки являются одним из важнейших компонентов современного образования, а главным фактором является обоснование типа обобщающего урока, охватывающего каждую из четырех содержательных линий намеченных результатов обучения. Требования к эффективной организации комплексных занятий являются одним из важных вопросов современной модели образования и всегда сохраняют свою актуальность. Эти вопросы подробно рассмотрены в статье.
Ключевые слова: процесс обучения, содержательные линии, подведение итогов урока
Благодаря ряду особенностей современное образование оставило позади традиционное образование, практиковавшееся веками. Известно, что в традиционном образовании преподавали теоретические правила, а затем по этим правилам давались задания и занятия. В новой системе образования сначала дается текст, а затем объясняются языковые правила, основанные на этом тексте. В целом обобщающие уроки в современном образовании проводятся преимущественно по текстовым заданиям. Отсюда возникают различные вопросы: Каков общий урок? Что понимают под суммативными уроками?
Прежде всего необходимо уяснить, что под обобщающими уроками мы подразумеваем задания, подобранные для закрепления изученной темы, тестовые вопросы, подготовленные с целью проверки. При подготовке этих заданий необходимо обратить особое внимание на объем вопросов. Надо постараться, чтобы эти вопросы имели широкий размах. То есть он должен охватывать не только одну тему, одно теоретическое правило или только одну главу, но и все полученные на данный момент знания. Поэтому суммативные задания - это тоже повторяющиеся уроки. Проще говоря, важно подготовить обобщающие уроки, чтобы узнать, как все усвоенные знания и умения сохраняются в памяти учащихся, какие правила усвоены, а какие забыты. Не зря говорят, что повторение — мать познания. Поэтому не будет ошибкой сказать, что общие уроки — это повторение и закрепление изученного.
Остановимся на значении текстовых заданий, которые имеют большое значение при организации итоговых занятий. «Текст - это совокупность предложений, связанных одной и той же идеей и темой. Это самая крупная единица речи. Текст - это единица речи, которая создается и существует только в процессе общения. Навыки чтения и письма учащегося формируются через текст» (1).
Но какова роль текстов в организации обобщающих уроков? Почему текст дается первым и в нем объясняются правила языка? Ведь современное образование направлено на развитие творческого и логического мышления учащихся. Это означает, что учащиеся больше не готовы усваивать знания без каких-либо проблем, а, скорее, от них требуется творческий подход к получению информации, побуждаемый к исследованиям. Именно поэтому в структуре нового урока сначала дается текст, а затем разучивается грамматика. Следует учитывать, что данные тексты не только учат студентов теоретическим правилам, но и учат их любви к Родине, уважению к старшим, любви к труду, заботе о природе и т. д. Оно служит для привития каких-то высоких качеств.
Следует также отметить, что иногда при выборе текста из произведений какого-либо художника выбирается подходящее произведение и даются задания по этому тексту. В
учебнике «Азербайджанский язык» для 9-го класса приводится отрывок из книги Низами Гянджеви «История кирпичного человека», учащимся предлагается объяснить особенности поведения старика и юноши, советы молодого человека старик, и ответ старика. В результате о людях, работающих руками, отзываются с уважением и любовью. Делается вывод, что большая часть того, что мы видим вокруг себя, является продуктом человеческого труда и что человеческий труд делает жизнь прекрасной (2).
Следует отметить, что одним из важных требований успешной организации комплексных занятий является ожидание интеграции. Одной из основных идей, находящихся в центре внимания при организации интерактивного обучения, является построение урока в условиях интеграции. Конечно, интеграция может быть установлена между разными предметами, предметами, даже между низшими и высшими классами. Качественная организация интеграции зависит от выбора правильных форм обучения. При интерактивном обучении организация обобщающих занятий имеет высокую эффективность как с точки зрения закрепления преподаваемых разделов, так и с точки зрения оценки достижений учащихся. Таким образом, при обобщении задач, направленных на усиление соответствующего раздела, следует ожидать взаимодействия не только одного раздела, главы или только одного предмета, но и других предметов, связанных с темой. В приведенном выше примере создана интеграция предмета азербайджанского языка и литературы. Предвосхищение интеграции на конспективных уроках является наиболее оптимальным методом закрепления знаний в памяти.
Еще один аспект, играющий важную роль в успешной организации обобщающих занятий по текстам, зависит от подбора текстов. Конечно, выбор текста требует педагогического опыта и навыков. Итак, тексты, данные для разных классов, должны иметь разное содержание и разный уровень. Известно, что тексты, используемые в младших классах, и тексты, используемые в старших классах, не находятся на одном уровне. Это связано с тем, что теоретические правила, усваиваемые в младших классах, весьма различны как по содержанию, так и по сложности. Поэтому при выборе текста следует учитывать учебный план занятий.
Выбор пословицы, соответствующей содержанию данного текста, является наиболее надежным способом развития навыков обобщения. Учащийся делает обобщение по содержанию текста и выбирает пословицу или мудрое выражение. С помощью этого метода мы можем добиться более успешной организации учебного процесса и сделать урок интереснее. Таким образом, способность учащихся к обобщению достигает высшей ступени. Диаграмма Венна - один из важных методов повторения знаний и общего вывода. Основная цель применения этого метода - сравнить понятия, выделить их разные и схожие аспекты, развить аналитические способности учащихся, сделать процесс оценивания более объективным.
Теперь давайте рассмотрим, какие методы более эффективны при подготовке общих уроков. Для этого сначала давайте рассмотрим методы обучения. Мы отметили, что в ходе занятия при интерактивном обучении используются разные приемы и методы. Среди этих методов - мозговой штурм, BIB, кластер, дискуссионная карта, дебаты, моделирование и ролевые игры, модель Фрайера, куб Блума, карусель, аукцион, прогнозирование, бинго, зигзаг, мозаика, поэтический след, диаграмма Венна и т. д. такие методы работы можно назвать. Конечно, на этом активные методы обучения не заканчиваются, количество интерактивных методов обучения можно увеличивать по желанию. Следует также отметить, что один и тот же интерактивный метод обучения может использоваться при организации разных предметов, иногда метод, используемый в рамках одного предмета, может не давать одинакового положительного результата при организации других предметов. Об этом Гасан Балиев написал в своей книге «Методика преподавания азербайджанского языка»: «Помимо методов, обслуживающих общие предметы, существуют также методы, обслуживающие специфику предмета. Неоспоримый факт: там, где есть определенная цель и содержание, действует и определенный метод» (3, 98).
В книге «Учебная программа», которая является одним из первых материалов, подготовленных на основе новой программы, рассмотрено несколько методов, имеющих большее значение при организации итоговых занятий. Здесь куб Блума представлен как один из наиболее эффективных методов обобщения. Кубик Блюма очень полезен, поскольку его можно использовать на всех этапах урока, включая многие виды уроков (4, 99).
Следует также отметить, что существуют особые правила проведения каждого метода обучения, но это не означает, что учитель должен применять метод обучения именно так, как он есть. Нет, в ходе урока учитель может творчески подходить к построению используемого им метода обучения. Само собой разумеется, что немаловажным фактором является выбор подходящего метода для обсуждаемой в данное время темы и нахождение того метода, который будет более важным, творческий подход к нему.
Интересно то, что при организации современного урока как объяснение правил, так и проверка усвоенных знаний осуществляется путем работы над текстами. Как известно, проверка полученных студентами знаний является одним из важных условий как традиционного, так и современного образования. Выполнение обобщающих заданий по соответствующему разделу очень полезно для того, чтобы узнать, на каком уровне учащиеся освоили полученные знания.
Проф. Гасан Балиев особо остановился на использовании метода сравнения на общих уроках. Он отмечал, что наиболее надежным методом обобщения сходства и различия событий и предметов действительности является сравнение. Это лицо познания, и без него нельзя говорить о познании. Точно так же, как в обучении есть учитель и ученик, должны быть и стороны, которые можно сравнивать друг с другом. Балиев заявляет о невозможности описания уроков азербайджанского языка без сравнения и считает сравнение душой уроков языка (3, 112).
Таким образом, учитель выстраивает обобщающие уроки в последовательность, проводит сравнения и обобщения между ранее полученными знаниями и вновь полученными знаниями и приводит к прочному овладению учащимися усвоенными знаниями. Подведение итогов уроков имеет большое значение для систематизации изученной темы и формирования выводов. Научный сотрудник А. Мамедова подчеркивала эффективность обобщения уроков при составлении выводов, особое место отводила самостоятельному согласованию полученных знаний путем обобщения (5, 116).
В целом на общих уроках учащиеся повторяют пройденные темы, таким образом им удается лучше сохранить в памяти полученные знания. В это время информация обобщается, систематизируется, обобщается и наконец подводятся результаты. Работая над ранее полученными знаниями и вновь изученными понятиями, учащиеся на общих уроках составляют схемы, графики, таблицы, диаграммы. Затем выявляются связи между событиями и предметами, сопоставляются факты, делаются выводы. При этом студентов учат создавать межпредметную и междисциплинарную интеграцию.
Известно, что в процессе обучения учитель руководствуется рядом правил и законов. Эти правила и законы формируют принципы обучения. Принципы, которые служат эффективной реализации целей обучения, различаются в зависимости от цели обучения. Таким образом, выделяют принципы обучения. Роль суммирующих уроков в реализации принципа подкрепления, который является одним из важных принципов современного образования, неоспорима. Для начала давайте проясним, что означает подкрепление знаний. Закрепление знаний -главный принцип, обеспечивающий успешную организацию обучения. Ю. А. Коменский сравнил работу учителя, пренебрегающего закреплением знаний, с ношением воды ведром. Каждое последующее знание является продолжением предыдущего и основывается на нем, поэтому знания, не закрепленные в памяти, не приносят никакой пользы, а время, потраченное на их изучение, тратится впустую.
Еще одна современная модель обучения, в которой полезны итоговые уроки, наблюдается в оценивании. Насколько я знаю, проверка полученных студентами знаний -
одно из важных условий как традиционного образования, так и современного образования. Выполнение суммативных заданий очень полезно для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний.
Сознательное усвоение полученной информации позволяет сохранить ее в памяти на более длительный период времени. Применение полученных знаний является одним из главных условий закрепления знаний. Каждый учитель должен уметь использовать все средства, чтобы надолго сохранить в памяти изучаемые темы. Важными такими инструментами являются подведение итогов изменений и обобщение уроков. Словом, поскольку полученные знания и информация многократно повторяются, они занимают более прочное место в памяти учащихся.
В результате можно отметить следующие положения: Обобщение уроков должно охватывать несколько содержаний; Его следует располагать в конце каждого раздела; Следует создавать междисциплинарную или внутри дисциплинарную интеграцию, а не ожидать взаимодействия разных тем в рамках одной дисциплины, включая несколько взаимосвязанных дисциплин. Обобщающие уроки должны быть подготовлены не только по текстам, но и в форме занятий, заданий, тестов; Следует ожидать последовательности и систематичности; Соблюдение обобщающего типа урока, охватывающего каждую из четырех линий содержания, является важнейшим фактором реализации поставленной цели.
Существуют также определенные проблемы, связанные с организацией итоговых уроков. Поиск своевременного решения этих проблем также является важным вопросом. Как мы уже говорили, сегодня основная работа ведется над текстами. Одна из деталей, которую следует принять во внимание на этом этапе, заключается в том, что форма учебника азербайджанского языка не отличается от учебника литературы. Здесь размещены не только тексты конкретного содержания, но и художественные образцы из азербайджанской и мировой литературы. Однако не будем забывать, что целью языковой подготовки является не обучение художественным произведениям, а обучение учащихся основанным на них языковым правилам и превращение их в привычку путем применения этих правил. В ходе урока необходимо развивать с учащимися языковые правила, орфоэпические и орфографические навыки над текстами, проводить практическую работу на основе морфологических и синтаксических единиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.tipii.edu.az/az/article/238-matn-va-onun-tiplari
2. Учебник по предмету азербайджанский язык (государственный язык) для 9 класса общеобразовательной школы. Баку: Восток-Запад, 2018, 192 страницы.
3. Балиев Х. Методика преподавания азербайджанского языка. Баку: Кисмет, 2014, с. 112
4. ТАЙМ. Методика учебной программы Педагогика. 224 с.
5. Мамедова А. Тексты лекций по азербайджанскому языку и методике его преподавания. Баку: Типография Зангезур, 2019, 116 c.