ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ
СЕВДА АББАСОВА
Кандидат педагогических наук, доцент. Азербайджанский Государственный Педагогический Университет
Аннотация. В статье отмечается, что оценивание является одним из наиболее необходимых компонентов педагогического процесса. Отмечается, что оценивание формирует у студентов способность приобретать знания, использовать эти знания, делать выводы и осуществлять целенаправленную деятельность. Такой подход объясняет важную стратегическую линию непрерывной политики нашего государства в сфере образования.
Самооценка является инструментом, служащим для формирования метакогнитивных навыков у студента. Эти умения появляются, когда ученик начинает понимать свою деятельность. Это навык на всю жизнь, а не только в школьной среде. Учащийся становится активным, задает вопросы, решает проблемы, делится и размышляет мыслями, работает над сбором информации. Метакогнитивные навыки включают в себя способность планировать период обучения, выбирать стратегию, контролировать процесс обучения, исправлять ошибки, проверять, полезна ли используемая стратегия, и менять ее при необходимости.
Оценка обучения не ограничивается простым измерением степени достижения целей. Современные подходы к обучению придают большое значение активному участию учащегося в учебной деятельности, чувству ответственности учащегося, метакогнитивным навыкам, диалогу, построению учебно-учебной деятельности посредством моделей взаимного сотрудничества.
Ключевые слова: самооценка, метакогнитивные навыки, целенаправленная деятельность, активное участие.
В системе образования согласно современным требованиям основная задача учителя -подготовить учащихся к жизни, вооружить их соответствующими навыками, позволяющими занять определенную позицию по отношению к изменениям, происходящим в обществе. Как мы знаем, главная задача учителя - научить учиться. Именно сформированная у студента способность самооценки способна превратить его в конкурентоспособную и постоянно развивающуюся личность в быстро меняющемся мире. Наблюдения показывают, что сегодня учитель и учебник как основной источник знаний не удовлетворяют ученика. Даже эти два источника кажутся несколько слабыми перед более полным и быстрым ресурсом, таким как Интернет.
Отметим, что «Концепция оценивания в системе общего образования Азербайджанской Республики» была одобрена Кабинетом Министров 13 января 2009 года. Целью оценки достижений учащегося является отслеживание успехов и неудач учащегося, принятие решений в процессе обучения на основе результатов и информирование родителей об этих результатах. В этом документе указывается, что «поскольку основным показателем при определении качества образования является результат обучения обучающегося, правильная оценка этих результатов является также наиболее надежным источником качества» [1, с.138]. Это говорит о том, что оценивание является одним из наиболее необходимых компонентов педагогического процесса, с помощью которого формируется умение учащихся приобретать знания, использовать эти знания, делать выводы и осуществлять целенаправленную деятельность. Такой подход объясняет важную стратегическую линию непрерывной политики нашего государства в сфере образования.
Самооценка является незаменимым инструментом формирования метакогнитивных навыков у студентов. (Мета когнитивные навыки означают ответы на такие вопросы, как
«Почему я это изучаю», «Как долго я смогу учиться», «Достигаю ли я правильного прогресса», «Чему я научился благодаря этой работе?») появляется, когда Это навык на всю жизнь, а не только в школьной среде. Учащийся становится активным, задает вопросы, решает проблемы, делится и размышляет мыслями, работает над сбором информации. Метакогнитивные навыки включают в себя способность планировать период обучения, выбирать стратегию, контролировать процесс обучения, исправлять ошибки, проверять, полезна ли используемая стратегия, и менять ее при необходимости.
Оценка обучения не ограничивается простым измерением степени достижения целей. Современные подходы к обучению придают большое значение активному участию учащегося в учебной деятельности, чувству ответственности учащегося, мета когнитивным навыкам, диалогу, построению учебно-учебной деятельности посредством моделей взаимного сотрудничества. Поэтому учителя, которые видят овладение знаниями и умениями посредством диалога и сотрудничества руководящим принципом педагогической деятельности, должны поощрять студентов к более активному участию в процессе оценивания [2, с. 24].
К числу факторов, повышающих эффективность самооценки, относятся методы и средства, с помощью которых она реализуется. В связи с этим более целесообразным считается использование тестов, заданий и вопросов. Попробуем поделиться своими мыслями по этому поводу. Использование тестов при самооценке. Систематическое применение самооценки на занятиях меняет суть оценивания и становится инструментом, стимулирующим развитие ученика, а не оценку знаний и умений.
Известно, что правильное оценивание позволяет учащимся применить на практике то, что они знают и понимают, открыть для себя что-то новое, спланировать будущий учебный процесс, принять решения о процессе развития и в то же время измеряет адекватность полученных знаний. методы и подходы, используемые в обучении. Опыт показывает, что большинство преподавателей, проводящих оценивание, отдают предпочтение тестовым заданиям.
В нашей стране наиболее широко используемым методом оценки языковых навыков учащихся являются листовые тесты. Хотя эти типы тестов используются для оценки навыков чтения, бумажные тесты бесполезны для проверки навыков письма. Также очень сложно подготовить листовые тесты для измерения умственных способностей высокого уровня (мета когнитивных навыков) [2, с.14]. Студент, не обладающий знаниями по предмету, может случайно найти правильный ответ в тестовом задании. Эта ситуация обратно пропорциональна количеству вариантов, представленных в тестовом вопросе. Однако сколько бы вариантов не было представлено, всегда есть вероятность случайно выбрать правильный ответ. Следует учитывать, что скорость чтения учащихся в данном виде тестового задания влияет на результат. Несмотря на одинаковый уровень знаний по предмету, учащиеся с более высокой скоростью чтения могут получить более высокие баллы. После выполнения тестовых заданий учащиеся могут проверить свои тесты на основе предоставленных правильных ответов и выписать себе определенный балл, т.е. поставить себе оценку. Но самооценка - это оценка, которая служит обучению. Другими словами, его задача как метода формативного оценивания состоит не в выставлении оценок учащимся. Когда студент учится на своих ошибках, выявляет свои слабые и сильные стороны, самооценка может реализовать поставленную цель.
При самооценке установлено, что использование тестов, представленных в рубрике «Проверь себя», более эффективно. Студенты, выполняющие этот вид тестов, применяемых специально с целью развития языковых знаний и умений учащихся, проверяют правильность своих ответов или нет, используя предоставленную им таблицу.
По нашему мнению, тесты, представленные под названием «Проверь себя», следует применять регулярно, оценивая самооценку как один из оптимальных инструментов. Опыт показывает, что учителям легко разрабатывать такие тесты и это не побуждает их искать
дополнительные наборы тестов. Тесты суммативной оценки, связанные с языковыми пра -вилами, могут быть основаны на небольших текстах, а также на словах и предложениях.
Использование заданий при самооценке. Анализ методической литературы показывает, что суть задач, поставленные задачи, способ выполнения и т.д. классифицируется по По своей природе она служит формированию и закреплению приобретенных знаний в виде умений, а по сделанным над ней наблюдениям может также служить приобретению и обобщению новых знаний. Задания выполняются устно и письменно. В современной школьной практике по содержанию задания можно сгруппировать как аудирование, чтение, письмо и лингвистические. Сами лингвистические задачи по внутреннему строению языка делятся на фонетические (орфографические и орфоэпические), лексические, грамматические. На практике, хотя составлению заданий с целью применения теоретических знаний на практике отводится много места, они также используются как средство оценки. Таким образом, оценка учителем учащихся по уровню выполнения заданий является одним из распространенных методов. Однако общеизвестным фактом является то, что использование заданий играет эффективную роль в самооценке учащихся.
В учебниках азербайджанского языка достаточно заданий, направленных на развитие навыков говорения и аудирования. Оценить результаты выполнения представленных задач можно путем самооценки. Например: По теме «Символизированные имена», представленной в учебнике азербайджанского языка для 5 -го класса, есть несколько заданий, направленных на развитие навыков аудирования и говорения учащихся. Результат выполнения этих задач можно оценить путем самооценки. В задачи входит:
1. Какие произведения упомянуты в тексте? Назовите имена авторов и главных героев этих произведений.
2. Вспомните героев прочитанных вами произведений, просмотренных мультфильмов и художественных фильмов. Попробуйте вспомнить их основные черты. Как вы думаете, что может символизировать каждый из них?
3. Какими качествами обладают отдельные животные в сказках о животных.
4. Вы наверняка слышали имя Дон Кихот. Соберите информацию об этом образе и качествах, которые он воплощает, и подготовьте презентацию [3, с. 66].
В учебниках «Азербайджанский язык» можно сказать, что привитие соответствующих навыков осуществляется в основном с помощью текстовых заданий. Исходя из этого, для формирования у учащихся навыков самооценки мы предпочитали работать с важными заданиями по тексту. Эти задания, составленные с учетом характера пред текстовых, внутри текстовых и после текстовых задач, позволяют учащимся выявить тему и идею, структурные элементы представленного текста, т. е. введение, основную и заключительную части, показать средства закрытия абзацев, выбор названия для соответствующих фрагментов текста, поиск ключевых слов, ознакомление включает в себя такие задачи, как объяснение пропущенных слов.
Самооценку можно использовать и в процессе написания оценок. Эффективность этого процесса проявляется тогда, когда преподаватель способен объяснить учащимся, в каком аспекте письменная работа должна быть проанализирована посредством практической работы. Точнее, при проверке сочинений, сочинений, рассказов, полноты содержания, правильности фактов, логичности и последовательности мыслей, а также использования слов на их месте, отсутствия повторов, отсутствия орфографических ошибок, должна быть регулярная работа. сделано и суть должна быть объяснена. Тогда рецензирование написанных работ должно стать непрерывным процессом. При этом студенты серьезно относятся к сочинениям своих друзей, помимо указания на ошибки анализируют их и обмениваются мнениями о них. После того, как преподаватель убедится, что соответствующие навыки, связанные с оценкой письменной работы, привиты, учитель может предложить учащимся оценить собственную письменную работу.
Освоение правил азербайджанского языка осуществляется по определенной системе. Хотя в его основе лежит принцип от простого к сложному, от простого к сложному, обучение языку на синтаксической основе осознается как важный принцип. Точнее говоря, внутренняя структура нашего языка осваивается посредством практической работы над текстом. Таким образом, предложения, составляющие текст, направлены на понимание и усвоение самых необходимых правил нашего языка на основе морфологических признаков, фонетических и лексических особенностей слов в предложениях и овладение ими в форме практических навыков.
Например, отметим, что оценка орфографии и орфографии на уроках азербайджанского языка производится на основе текста и связанных с ним заданий. Поскольку в тексте сочетаются все речевые единицы (звук, буква, слово, словосочетание, предложение), он позволяет реализовать любой стандарт. За основу следует принять умение понимать текст как объект оценивания. В тексте, соблюдая правила произношения, интонации, ударения, следует ожидать важных для читателя качеств. Для небольшой суммативной оценки орфографических навыков можно также выбрать форму проверки правописания. Однако в качестве формы оценивания более целесообразным является экспрессивное письмо, поскольку этот метод охватывает более широкий спектр навыков письма (обстоятельность, орфография, выражение своего мнения и т. д.) и навыков аудирования одновременно. Кроме того, сочинения и сочинения могут использоваться для проверки навыков письменного самовыражения учащихся. Оценка речи осуществляется путем наблюдения в процессе обучения. В это время проводится суммативная оценка навыков говорения по результатам формативного оценивания. Каждый преподаватель может формировать свои оценочные таблицы, исходя из целей обучения, стандартов оценивания, заданных в учебной программе, и существующих процедурных правил.
Опыт показывает, что можно менять критерии самооценки и адаптировать их к уровню класса по мере изменения содержания языковых правил по классам.
Один из инструментов самооценки, используемый для определения уровня усвоения языковых знаний и умений обучающихся, связан с маркировкой конкретных языковых фактов и событий. Итак, если ученик усвоил какое-либо языковое правило, он ставит перед ним + или любой другой знак. Остановимся на примерах.
Имя, фамилия студента_
1. Я могу объяснить, почему иллюстраторы пишутся двумя или четырьмя способами.
2. Я знаю, на чем основаны сложные слова, написанные рядом друг с другом.
3. Объясняю, как образуются сложные слова, написанные через дефис.
4. Соблюдаю порядок написания серийных номеров
Опыт школы показывает, что этот вид самооценки используется для определения знаний и умений учащихся в области фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса и даже пунктуации. Эффективность этого инструмента заключается в том, что преподаватель конкретно определяет, какие навыки конкретный ученик освоил, а какие не освоил, и строит конкретный план занятий с ним индивидуально в соответствующем направлении.
Использование вопросов для самооценки. Учебники «Азербайджанский язык», разработанные на основе учебной программы, основаны на художественных и публицистических текстах, посвященных различным темам, а также краткой информации о правилах языка. Если тексты служат формированию у учащихся навыков чтения и письма, обогащению словарного запаса, то языковые правила направлены на развитие языкового мышления. Формативное и суммативное оценивание проводятся учителем-предметником в течение учебного года с целью определения соответствующего уровня соответствующих компетенций. Как уже говорилось, самооценка также является разновидностью формирующего оценивания и осуществляется самими обучающимися.
Одним из инструментов, повышающих эффективность такого рода оценивания, является лист самооценки, адресованный учащимся в виде вопросов в конце занятия с целью
проверки того, насколько пройденная тема освоена учащимся. студенты. В этих статьях, как правило, освещаются 2, а в некоторых случаях и 3 вопроса. Такая краткость оценки позволяет провести ее в сжатые сроки. Листы с ответами на вопросы собираются учителем, анализируются перед уроком и оказывают ему методическую помощь, в каком направлении строить свою работу.
На практике также используется дача ответов в устной форме. Однако более эффективно иметь ответы в письменной форме, поскольку цель состоит в том, чтобы учащиеся могли оценить себя. Из ответов видно, что студенты задумались над сущностью понятия «настоящий друг» и попытались высказать свое мнение. Давайте рассмотрим некоторые ответы:
Настоящий друг - это тот, кто может помочь тебе в трудную минуту.
Настоящего друга познают в трудный день.
Настоящий друг - бескорыстный помощник.
Настоящий друг не жалеет помощи на пути друга и т. д.
Как видно, ответы на первый вопрос доказывают правильность поставленной перед испытуемым тренировочной цели. В ответах на второй вопрос каждый ученик упоминает определенную часть текста. Такой подход не только направляет учащихся к осознанному усвоению текста, но и помогает им кратко и ёмко выражать свои мысли в письменной форме. Регулярное применение данного метода самооценки в конце каждого урока и предмета побуждает учащихся внимательно и ответственно подходить к уроку, а также создает основу для сравнения своих знаний и умений с другими учащимися.
Опыт показывает, что использование этого вида самооценки более реалистично и эффективно при преподавании всех предметов, изучаемых в VI-IX классах. С помощью этого метода студент не только знает, какой у него уровень знаний и навыков (слабый, средний и высокий), но также совершенствует и развивает полученные навыки, работая над собой. Здесь взаимодействуют навыки, связанные с чтением, письмом и правилами языка. С другой стороны, данный вид оценивания позволяет сократить отставание в обучении и вывести учащихся с плохими результатами на средний уровень.
Таким образом, на основе анализа существующих методов и инструментов самооценки можно сказать, что эти три более эффективны на уроках азербайджанского языка, что доказано экспериментально.
1. Концепция оценивания в системе общего образования Азербайджанской Республики // Учебный план, -2009. № 2, - с. 138-150
2. Сарибейли Ф.Р. Самооценка в обучении // - Баку: Институт Образования Азербайджанской Республики, Научные труды, - 2018. № 6, - с.302
3. Исмаилов, Р. Азербайджанский язык: учебник для 5 класса / Р. Исмаилов, Д. Джафарова, Г. Худиева [и др.]. - Баку: Алтун Китаб, - 2020. - 200 с.
4. Гаджиев, А.Х. Возможности обеспечения материалов самооценки в общеобразовательных школьных учебниках / Материалы Международной научной конференции «Оценка достижений учащихся: проблемы создания содержания и инструментов»// - г. Баку, - 25 июня 2016 г., - 198-199
ЛИТЕРАТУРА