Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА / ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА / ДЕСКРИПТОР / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / МОДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набуова Роза Абдрахмановна, Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна

В статье обосновывается использование критериального оценивания, которое является процессом сравнения достигнутых результатов формирования учебно-познавательной компетентности учащегося, а также процессом создания условий для анализа и планирования учебной деятельности, повышения качества образовательного процесса, учета индивидуальных особенностей каждого ученика и осуществления собственной траектории обучения. Самое важное в системе критериального оценивания это процесс обучения, в котором учащийся изучает самооценку, оценивает свою работу, видит преимущества и недостатки своих знаний и понимает, как развиваться дальше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF CRITERIA ASSESSMEN

In the article, the authors substantiate on a scientific basis that the criteria-based assessment is a process of comparison the achieved results of the student's educational and cognitive competence development based on the purpose and content of education, as well as the process of creating conditions for the analysis and planning of educational activities, improving the quality of the educational process, taking into account the individual characteristics of each student and the implementation of its own learning path. In addition, it is conceptually justified that the most important in the system of criteria-based assessment is the learning process where the student studies personality self-assessment, evaluates the work, sees the advantages and disadvantages of their knowledge and understands how to develop further.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ»

УДК 14.23.09

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Набуова Р. А., Измагамбетова Р.К.

Казахский национальный женский педагогический университет

(г.Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье обосновывается использование критериального оценивания, которое является процессом сравнения достигнутых результатов формирования учебно-познавательной компетентности учащегося, а также процессом создания условий для анализа и планирования учебной деятельности, повышения качества образовательного процесса, учета индивидуальных особенностей каждого ученика и осуществления собственной траектории обучения. Самое важное в системе критериального оценивания это процесс обучения, в котором учащийся изучает самооценку, оценивает свою работу, видит преимущества и недостатки своих знаний и понимает, как развиваться дальше.

Ключевые слова: компетентность, учебно-познавательная компетентность, критериальное оценивание, формирующая оценка, итоговая оценка, дескриптор, обратная связь, модерация.

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF CRITERIA ASSESSMEN

Nabuova R.A., Izmagambetova R.K.

Kazakh National Women's Pedagogical University (Almaty, Republic of Kazakhstan)

Abstract. In the article, the authors substantiate on a scientific basis that the criteria-based assessment is a process of comparison the achieved results of the student's educational and cognitive competence development based on the purpose and content of education, as well as the process of creating conditions for the analysis and planning of educational activities, improving the quality of the educational process, taking into account the individual characteristics of each student and the implementation of its own learning path. In addition, it is conceptually justified that the most important in the system of criteria-based assessment is the learning process where the student studies personality self-assessment, evaluates the work, sees the advantages and disadvantages of their knowledge and understands how to develop further.

Keywords: competence, educational and cognitive competence, criteria-based assessment, formative assessment, final assessment, descriptor, feedback, moderation.

В системе образования страны на протяжении многих лет применялись различные методы проверки знаний и умений. Постоянно совершенствовались виды и подходы к оценке, к контрольно-измерительным мероприятиям.

Современный образовательный процесс должен быть системным, если не отвечать этим требованиям его результативность снижается.

В целях реализации шагов Плана Нации «100 конкретных шагов» и государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы начат поэтапный переход на обновленное содержание образования [1]. Основная цель образовательной программы - внедрение системы критериального оценивания и повышение эффективности применения различных методов и средств обучения.

Обновленная система образования ориентированна на компетентность и качество. Важность современного образования заключается в умении критически мыслить, проводить исследования, экспериментировать, использовать ИКТ, общаться, работать индивидуально, в парах, в группах, развивать функциональную грамотность, творческие способности. Задачи программы: обеспечить умение понимать и использовать систему критериального оценивания для достижения целей обучения обновленной образовательной программы по предметам начальной школы; формирование умений и навыков учителей, необходимых для реализации обновленной образовательной программы по предметам начальной школы в контексте содержания среднего образования [2].

В рамках обновленной учебной программы могут работать только педагоги, которые бесконечно любят свой предмет, свою профессию, считают свою жизнь значимой для ребенка.

Система оценивания также меняется и переходит на критериальную систему оценивания. При оценивании на основе критериев достижения учащихся измеряются четким набором заранее определенных критериев.

На сегодняшний день оценивание учебных достижений обучающихся является важной и весомой частью учебного процесса. Поэтому необходима новая система оценки достижений обучающихся с широким использованием исследовательской деятельности, отвечающая требованиям сегодняшнего дня. В нашем понимании оценка - это неотъемлемая часть обучения и этап подведения итогов.

В процессе обучения необходимо определять уровень знаний ребенка, поощрять работу ученика, уделять время ответственному размышлению ученика, внимательно слушать ответы.

Несмотря на простоту требований к знаниям, сложность их полной реализации обусловлена высокими объективными и субъективными причинами.

Необходимо, что бы учащиеся смогли стать активными участниками учебного процесса в самооценке, взаимном оценивании, групповом оценивании. В традиционном процессе оценивания учитель дает ученику оценку за ответ. Субъективно ученик не знает, насколько справедливы оценки и относится к ним скептически.

В новом методе оценивания обучающийся понимает по каким критериям он получил оценку, на какие критерии следует обратить внимание на последующих занятиях.

Успеваемость учащихся по предмету оценивается двумя способами: формативным оцениванием и суммативным оцениванием. Критериальное оценивание - это процесс сравнения с заранее определенными достижениями в формировании учебно-познавательной компетенции учащегося, исходя из цели и содержания образования, это оценивание через определенные критерии.

Цель внедрения критериального оценивания-повышение качества обучения в школе. При этом акцент делается на самооценке. Критериальное оценивание позволяет учителям создавать критерии, обеспечивающие получение качественного результата, получать информацию для анализа и планирования своей работы, улучшать качество учебного процесса, выстраивать траекторию обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Формативное оценивание проводится непрерывно с целью предоставления учащимся обратной связи о том, как улучшить свое обучение. Суммативное оценивание проводится для оценки уровня усвоения содержания учебной программы в виде баллов [4].

Критериальное оценивание позволяет оценить уровень развития умений и навыков учащихся и основано на принципах взаимодействия преподавания, оценивания и обучения.

Критериальное оценивание:

- развивает навыки учащихся, повышает мотивацию;

- развивает знания и умения учителей;

- интегрирует современные методы;

- предоставляет информацию для планирования урока;

- показывает успеваемость ученика;

- позволяет использовать разнообразную работу в обучении и обучении

Важнейшим в системе критериального оценивания является процесс обучения, посредством которого учащийся приучается к самооценке, видит достоинства и недостатки своих знаний и понимает, как дальше развиваться, оценивает, как учащийся работает и мыслит в этом новая система. Для проведения оценивания необходимо определить, т.е. интерпретировать, что учащиеся знают и умеют.

Интерпретация основана на интересующих вопросах, таких как конкретные навыки, отношение или типы обучения. Такие критерии часто называют критериями и связаны с целями или задачами обучения. Наблюдение как часть оценки обычно основано на заранее установленных критериях, но иногда учителя отслеживают незапланированные взаимодействия или результаты и используют прошлые критерии проверки.

С помощью интерпретации можно не только описать поведение, но и попытаться объяснить; или, глядя на поведение, можно сделать логические выводы, например, то, что говорит ребенок, является результатом явления, происходящего в его мозгу. В связи с этим интерпретацию иногда можно назвать логическим выводом.

На основе интерпретации данных делается вывод, который предполагает оценивание. На этом этапе процесс оценивания может протекать в различной форме в зависимости от различных целей и задач, для которых используется полученная информация.

Критериальное оценивание-это процесс сопоставления с заранее определенными достижениями в формировании учебно-познавательной компетентности учащегося, основанный на цели и содержании образования, оценивание через определенные критерии.

Основные термины и определения в критериальном оценивании:

- Задания разного уровня - задания разного уровня, используемые для организации дифференцированного обучения, учитывающие способности учащихся.

- Критерий оценки - признак или критерий, определяющий уровень учебных достижений обучающегося.

- Критерии выставления баллов - формулировка, оценивающая, насколько правильно ученик (в суммативном оценивании) выполнил работу.

- Дескрипторы - описание уровня или качества выполненных работ по заданию.

- Суммативное оценивание - оценивание, которое проходит по окончании этапов и этапов обучения, является показателем уровня готовности обучающегося на определенный период, проводится на основе единых критериев оценивания.

- Обратная связь - форма ответа на основе информирования и получения объяснений о совершении конкретного действия, правильной оценки определенного действия и события в достижении цели.

- Критериальное оценивание - процесс оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями и содержанием образования, выработанный внутри коллектива, основанный на четко определенных критериях, понятных ученику, родителю и учителю.

- Формативное оценивание - текущая оценка обучения, обеспечивающая учителей, учащихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения (результат не фиксируется как оценка).

- Модерация - процесс обсуждения учителями работ учащихся по одному предмету и классу, обеспечивающий объективность и справедливость оценок в целях стандартизации оценок.

Формативное оценивание проводится регулярно в течение четверти в ежедневном преподавании и является неотъемлемой частью урока. Формативное оценивание используется для измерения уровня знаний учащихся и оказывает помощь в планировании урока.

Формативное оценивание проводится регулярно, без оценок и баллов, посредством обратной связи между учителем и учеником способствует своевременной корректировке процесса обучения, определению его критериев, дальнейшему планированию урока.

При формативном оценивании учитель систематически следит и контролирует за тем, как ученик осваивает новый урок, главу. Это формирование, развитие и совершенствование уровня знаний ученика до суммативной оценочной работы. Формативная оценочная работа не обязательно должна включать в себя полную часть урока. Она проводится в заключительной части урока. Объем времени может составлять 5-10 минут в соответствии с уровнем задания. В ходе урока необходимо эффективно и системно применять формальные, неформальные методы формативного оценивания.

Метод формативного оценивания проводится исходя из конкретной учебной цели. Дескрипторы и критерии оценивания составляются в соответствии с заданием, а результаты знаний учащихся подводятся в устной или письменной форме по оцениванию.

Систематическое проведение формативного оценивания на уроке - дифференцированная работа по повышению результативности, качества суммативного оценивания, т.е. начало данной работы используется в базисном формативном оценивании.

Суммативное оценивание - работа, анализирующая успешность знаний учащихся на конец четверти, начало данной работы используется в базисном формирующем оценивании. На сегодняшний день доказана жизнеспособность и рациональность оценивания знаний учащихся по критериальной системе. Суммативное оценивание проводится учителями и учащимися по окончании определенного периода обучения (по каждому разделу или общей теме, в конце четверти) для информирования учащихся о прогрессе результатов обучения путем выставления баллов и оценок.

Задания для формативного и суммативного оценивания должны быть составлены в условиях, дающих равные возможности всем учащимся. Количество баллов и критерии умеренности, выставляемые в результате суммативного оценивания за четверть, отраженные в данном руководстве, обеспечивают достоверность учебных достижений, дают педагогу и ученику эффективную информацию о преподавании и обучении.

Критериальное оценивание основано на поддержке учителя в работе класса, позитивном влиянии в процессе обучения. Результаты позволяют учителю рефлексировать на своем уроке и планировать свою дальнейшую работу.

Преимущество этой системы оценивания в том, что у ребенка развивается мышление и появляется желание заниматься исследовательской деятельностью. При этом учитель, эффективно используя методы и приемы оценивания, использует в своей практике возможности современных методов и приемов в обучении, создает условия для самооценки учащихся. У учащегося повышается интерес к учебе, мотивация к занятиям, активность, он сотрудничает с группой, уважает других учащихся, поддерживает, учится слушать, имеет равные права при совместном получении знаний или обмене мнениями [3].

В такой системе оценивания мы можем использовать такие методы обучения детей, как индивидуальная работа, групповая работа, мозговой штурм, (INSERT), группировка, рефлексия. Степени достижения обучающимися целей обучения уровни мыслительных навыков таксономии Б. Блума систематизируются по знанию, пониманию, применению, анализу, оценке. Достижение учащимися цели обучения характеризуется навыками аудирования, чтения, говорения, письма [5].

В целом система оценивания и самооценки - это специфический механизм образовательного процесса, имеющий особое значение для самоконтроля. Основу внедрения в современную практику оценивания учебных достижений обучающихся в общеобразовательных школах определяет система критериального оценивания. Это позволяет обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребность каждого обучающегося в обучении.

Проведенный нами анализ показал, что понимание эффективной оценки обучения и эффективного оценивания знания тесно связано со всеми новыми подходами в обучении. Предлагаемая новая критериальная система оценивания в сфере образования направлена на повышение развития учащихся, их интереса и мотивации к обучению. Если установить четкие и

измеримые критерии оценивания, каждый учащийся и его родители будут понимать смысл и значение этого процесса.

Таким образом, внедрение метода критериального оценивания способствует формированию функциональной грамотности ребенка, прививает ученику умение применять полученные в школе знания в жизни и эта задача возлагает на педагогов большую ответственность.

Библиографический спсисок

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы /Астана, 2020 г.

2. Аманова Г. Б. Обновленная программа-вестник современного образования. Начальная школа/ Республиканский научно-методический и педагогический журнал. - 2020. - № 1-2. - С. 23 -25.

3. Дандыбаева К. Ж. Новый подход к обновленному образованию. Колледж: профессиональное образование профессиональное обучение. - 2019. - № 6 (26). С. 48-52.

4. Таукебаева К. Актуальность обновленной образовательной программы/Образованная страна № 43 (104) 21 ноября 2019.

5. Ибрагим К. А., Ауельгазина Т. К. Эффективность критериального оценивания в повышении качества образования. Начальная школа / 1-2, 2021.

Набуова Роза Абдрахмановна, кандидат педагогических наук, Казахский национальный женский педагогический университет, Институт Педагогики и психологии (г.Алматы, Республика Казахстан)

e-mail: [email protected]

Измагамбетова Раиса Кудайбергеновна, старший преподаватель, Казахский национальный женский педагогический университет, Институт Педагогики и психологии (г.Алматы, Республика Казахстан)

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 26.02.2022

© Набуова Р. А., Измагамбетова Р.К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.