Научная статья на тему 'Критериальное оценивание: проблемы и пути их решения'

Критериальное оценивание: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОЦЕНИВАНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / РУБРИКАТОРЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА КРЕАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ / ASSESSMENT PROCESS / CRITERIA-BASED ASSESSMENT / SUM-MATIVE ASSESSMENT / FORMATIVE ASSESSMENT / RUBRICATORS / ADVANTAGES OF CRITERIA-BASED ASSESSMENT / CHECKLIST / БАГАЛАУ үДЕРіСі / КРИТЕРИАЛДЫ БАГАЛАУ / ЖИЫНТЫқ БАГАЛАУ / ФОРМАТИВТі БАГАЛАУ / РУБРИКАТОРЛАР / КРЕАТИВТі БАГАЛАУДЫң АРТЫқШЫЛЫқТАРЫ / ТЕКСЕРУ ПАРАГЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальченко И.В.

Автор рассматривает процесс оценивания как один из важнейших элементов современного преподавания и учения: от правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В данной статье раскрывается понятие критериального оценивания как оценивания, при котором результаты обучения каждого учащегося соотносятся с определенной образовательной целью. Выделены преимущества и виды критериального оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria assessment: problems and ways of their solving

The author considers an assessment process as one of the most important components of modern teaching and learning. The effectiveness of the educational process depends on right organization of assessment. In this article, the concept of criteria-based assessment is revealed, the results of each student's learning are correlated with learning objectives. The advantages and kinds of criteria-based assessment are shown.

Текст научной работы на тему «Критериальное оценивание: проблемы и пути их решения»

fcD

torn)

УДК 373.1.02:372.8

в;

5 х

m

о

СП

6

W О

¡3

о о

W

0

CL

с

ш ¡3

1 I

о

S =Г

m

о х

х s

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ацдатпа

Автор багалау процесш Ka3ipri замангы опыту мен окытудьщ мацызды элементтершщ 6ipi ретшде карастырады: коп жагдайда багалау-ды дурыс уйымдастыруга оку урдшш бас кару тшмдшгше байланысты. Бул макалада эр окушынын, оку нэтижелер1 белгш 6ip бшм беру максатына сэйкес келетш багалау ретшде критериалды багалау угымы ашылады. Крите-риалды багалаудыц артыкшылыктары мен тур-лер1 аныкталды.

Аннотация

Автор рассматривает процесс оценивания как один из важнейших элементов современного преподавания и учения: от правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. В данной статье раскрывается понятие критериального оценивания как оценивания, при котором результаты обучения каждого учащегося соотносятся с определенной образовательной целью. Выделены преимущества и виды критериального оценивания.

Annotation

The author considers an assessment process as one of the most important components of modern teaching and learning. The effectiveness of the educational process depends on right organization of assessment. In this article, the concept of criteria-based assessment is revealed, the results of each student's learning are correlated with learning objectives. The advantages and kinds of criteria-based assessment are shown.

Галъченко И.В.,

уч ител ъ математики 2 категории, Карабалыкская средняя школа им.Абая Кунанбаева,

п.Карабалык, Карабалыкский район

Нег'пг'! свздер: багалау j oepici, критериалды багалау, жиынтык багалау, формативпп багалау, ру-брикаторлар, Kpeamuemi багалаудыц артыкшылыктары, тексеру парагы.

Ключевые слова: процесс оценивания, критериальное оценивание, суммативное оценивание, формативное оценивание, рубрикаторы, преимущества креативного оценивания, проверочный лист.

Keywords: assessment process, criteria-based assessment, sum-mative assessment, formative assessment, rubricators, advantages of criteria-based assessment, checklist.

Основной принцип педагогических действий - способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся [1].

В настоящее время главной целью образования является развитие конкурентоспособной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для решения данных проблем в школах необходимо внедрять новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения: одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание.

Процесс оценивания - один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам

образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию ключевых компетентно стей учащихся [3].

Внедрение новой системы оценивания

- процесс долгий, кропотливый. Причины стрессов школьников всем известны

- это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоро-вьесберегающих разработок сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.

Одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс, именно оно позволит решить многие проблемы современного образования.

В чём преимущества критериального оценивания:

в; х х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш

Л X X

о к

т

о х

х

(55(55 (йЛй)

1 Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);

2)предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;

3)делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);

4)способствует развитию навыков самооценивания;

5)воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;

Формирующее оценивание выполняет й функцию обратной связи, когда ученик 3 получает информацию о своих успехах о и неуспехах. При этом у него есть вре-Я" мя до итоговой работы, чтобы улучшить (Ь то, что в промежуточной работе оказа-й лось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые § неудовлетворительные результаты про-

^ межуточной работы воспринимаются т

о учеником лишь как рекомендации для к

К улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при

6)способствует росту мотивации к обучению;

7)повышает качество образования;

8)оценивание учащихся на каждом этапе урока (учащиеся видят, из чего складывается итоговая оценка обучения);

9)самооценка и взаимооценка (работа в паре и/или группе, формирует умение учащихся работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя на итоговую оценку обучения).

Критериальное оценивание включает в себя два вида оценивания: формирующее и констатирующее[3]:

выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).

Для оценивания достижений учащихся на уроках я применяю четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводятся в таблице:

Формирующее Констатирующее

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.); в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы);

помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов; даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме;

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения. даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки.

Обозначение критерия Название критерия Краткое описание содержания критерия

А Знание и понимание, применение Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях.

В Исследование закономерностей Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

С Передача информации на математическом языке Учащийся способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию, условные обозначения.

D Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения.

Обязательное условие при критериальном оценивании - "общественный договор", понятный всем участникам. Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально "прозрачной". Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы я составляю для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе. Наличие рубрикатора для меня упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика - оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а также становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.

Каким образом я и мои ученики могут понять, насколько хорошо они подготовились к констатирующей работе? В этом поможет проверочный лист (англ. - сИеск-

list). Выделяются основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся по изученной теме. Основная функция проверочного листа - отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист является для ученика планом действий при изучении темы.

Проверочный лист заполняется учеником трижды. Я раздаю детям проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием. Систематическая работа с проверочными листами привлекает всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель), позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.

в; s

X

С ю о

сп &

W О

¡3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о

W

=Г О

CL С

ш 3

X X

о

S

m

о х

х s

Итак, опыт работы по методике критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание даёт возможность:

Учителям:

• разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

• иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

• улучшить качество преподавания;

• выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

• использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

• вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

• использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

• участвовать в рефлексии, оценивая ^ себя и своих сверстников;

К • использовать знания для решения ре® альных задач, выражать разные точки зре-< ния, критически мыслить. § Родителям:

3 • получать доказательства уровня ^ обученности ребенка; о * отслеживать прогресс в обучении ре-с бенка;

3 • обеспечивать ребенку поддержку в

ни

х процессе обучения.

§ Новый этап в развитии школьного об-<! разования связан с внедрением компетентен ностного подхода к формированию содер-

Рч

§ жания и организации учебного процесса, чтобы научить учащихся применять по-

лученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях.

Актуальность применения критериальной системы оценивания в процессе обучения определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников школ в мировом образовательном пространстве [4,с. 14].

ЛИТЕРАТУРА

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельно стный подход к разработке стандартов нового поколения [электронный ресурс] Ьйр8:/Мос8.§оо§1е. сот/с1оситеп1:/с1/ 12Ккс5С)тп^х25-УхАтЬтдШЬ4ЬОРВКс§А872_Кт68Хд8/ есШ:?рН=1# (дата обращения: 12.12.2019)

2.Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достиже-нийучащихся Автономной организации о б-разования «Назарбаев Интеллектуальные школы» [электронный ресурс] Ийр://еёи. ге8Ш8.к2/те^с1/1е1то1о§1уа-кгкепа1по§о-о15ешуашуа-исИа5сЫ}15уа (дата обращения: 12.12.2019)

3. Критериальное оценивание учебных достижений школьников [электронный ресурс] http://ujimdo.com/ \¥\¥\¥36/о/8125аас67ЬЬ830431/с1а\¥п1оас1/ т779791а9745е4522/1413812956/Крите-риал.с1ос (дата обращения: 12.12.2019)

4.Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсари-на, 2013.-80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.