УДК 371.261
Ю.А. Трегубова, М.А. Мосина
Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе
Обсуждаются новые подходы к оцениванию как инструменту мониторинга образовательных достижений обучающихся, средству стимулирования обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Особое внимание уделяется проблеме организации альтернативного аутентичного контроля, способствующего осуществлению формирующего оценивания достижений учащихся. Приводится дефиниция понятия «формирующее оценивание», раскрывается его значение для современного образования. Даются примеры и некоторые техники формирующего оценивания как в офлайн-, так и в онлайн-обучении. Подчеркивается роль инструментов самооценивания в формировании способности к самостоятельной учебе: инструменты обратной связи, самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Ключевые слова: формирующее оценивание, оценка для обучения, итоговое оценивание, сумма-тивное оценивание.
В современном мире педагогическое сознание окончательно приняло новые образовательные ценности, где в центре образовательного процесса стоит активный и самоорганизующийся ученик, а учитель занимает позицию тьютора или посредника в его учебной деятельности. Эти изменения настолько укоренились, что уже и в языке зафиксированы различия в смыслах понятия «обучение», которое предполагает «преподавание» учителя и «учение» обучающегося, которому отдается безоговорочный приоритет. Ведущими идеями образования являются образование в течение всей жизни, причем инициатором этого образования должен быть тот, кто учится; вариативность и индивидуализация обучения для обеспечения запросов и возможностей; компетентностный подход, который тесно связан с активным характером обучения. Наиболее полно образовательная стратегия современности выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением», а также лозунгом «Когда дети учатся, нации процветают».
Чтобы эти лозунги реализовались на практике и обучение носило результативный и осознанный характер, ученику сегодня необходим доступ к оцениванию. То есть учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему
основания или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся в связи с предъявляемыми требованиями к результатам освоения образовательной программы. Оценивание должно проводиться не только с целью итоговой фиксации достижений учащихся, но и с целью формирования и развития у учащихся необходимых навыков и умений.
Кроме того, неотъемлемой частью становится система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая управляет качеством образования, обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся, предусматривает использование разнообразных методов и приемов оценивания, которые на различных этапах образовательного процесса способствовали бы оцениванию как предметных, так и мета-предметных результатов учащихся.
Под оценкой в дидактике понимается процесс соотнесения реальных результатов образования с теми целями, которые были запланированы. Количественная же система оценивания, традиционная для россий-
ской школы, не отвечает запросам современности, ведь в ней
- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
- отметки, выставляемые ученикам, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, что не позволяет определить результат обучения каждого ученика;
- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации изучения предмета.
Сверхзадача современной школы - дать возможность школьнику осознать смысл каждого предпринятого им шага на пути к знаниям, научиться самому ориентироваться в процессе познания. Все больше говорится о том, что современная система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. А создание атмосферы и учебной среды, в которой дети могли бы наслаждаться учением, осуществлять само- и взаиморефлексию и совершенствоваться, - это фундамент для оценивания [1].
Формирующее оценивание - новый пе-дагогиче-ский инструмент, полностью соответствующий современным образовательным ценностям и задачам. Он основывается на адресной поддержке обучения, актуализирующей учебную самостоятельность каж-дого обучающегося, помогает ему самостоятельно находить наилучшие стратегии и способы своей учебной деятельности.
Формирующие оценки помогают учителям определять концепции, которые учащиеся пытаются понять, навыки, которые они обретают с трудом, или стандарты обучения, которых они еще не достигли, чтобы можно было внести коррективы в уроки, методы обучения и академическую поддержку.
Формирующее оценивание (Formative Assessment) и оценка для обучения (Assessment for Learning) - синонимы. В отечественной литературе больше «прижился» пер-вый термин. Близким к рассматриваемому понятию в нашей педагогике является и понятие «безотметочное обучение».
Официально понятие «формирующее оценивание» признали в 2000-х гг., в связи с чем были утверждены некоторые официальные документы и рекомендации для школ [4]. С этого времени отмечается и признание формирующего оценивания в качестве эффективного инструмента, особенно национальными системами оценива-ния тех стран, которые ориентированы не только на кон-троль, выставление отметок и фиксацию достижений или неудач обучающихся, но и на повышение качества их образования.
Общая цель формирующего оценивания - собрать подробную информацию, которая может быть использована для улучшения обучения и учения в процессе, ведь интерпретация полученных фактических данных позво-ляет учащимся и их учителям понять, на каком этапе усвоения знаний дети находятся и в каком направле-нии им следует двигаться. Роль формирующего оценивания в развитии ученика состоит в том, что оно выводит его на новую ступень развития. Идея развития через оценку заложена в «петле качества» (рисунок).
Рис. 1. Петля качества
Что делает оценку «формирующей», так это не дизайн теста, техники или самооценки как таковой, а то, как она используется, то есть для информирования в процессе обучения и модификаций обучения. Когда учащиеся знают, что у них хорошо получается и над чем им еще нужно поработать, они берут на себя большую ответственность за собственное обучение и академический прогресс [3].
Формирующее и итоговое оценивание должны служить одним и тем же целям обучения. Оценки, которые учащиеся используют в процессе развития, практики и обучения, должны основываться на тех же знаниях и навыках, которые они в конечном итоге продемонстрируют для оценки.
Формирующее оценивание применяется для получения данных о текущем состоянии с целью определения ближайших шагов в сторону улучшения, поэтому наиболее
близким по смыслу российским понятием является понятие «текущее оценивание». Суммативное оценивание проводится с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности.
Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана самим учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания. Сравним суммирующую и формирующую оценки в таблице.
Соотношение суммативного и формирующего оценивания
Таблица
Суммативное оценивание Формирующее оценивание
Время проведения В конце обучения В процессе обучения
Для кого Ориентирована на совокупность учащихся Ориентирована на конкретного учащегося
Кто оценивает Субъект, который непосредственно не участвует в процессе обучения Учитель, который обучает, находится внутри процесса обучения
Зачем оценивает Фиксирует уровень достижений учащихся по итогам освоения конкретного содержания образования Выявляет пробел в освоении учащимися содержания образования, чтобы восполнить его максимально эффективно для каждого учащегося
Окончание таблицы
Суммативное оценивание Формирующее оценивание
Как оценивает Предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном Определяет индивидуальные достижения каждого учащегося и не сравнивает результаты разных учащихся
Обратная связь Итоговое суждение/оценка Возврат к материалу
Инструмент оценивания Система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки Единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки
Отметим, что формирующие оценки дают учителю информацию о том, сколько времени нужно «формировать», а когда пора «суммировать». Все учащиеся разные, некоторым нужно больше практики, чем другим, чтобы овладеть знаниями или навыками. Если информация по формирующему оцениванию говорит о том, что работа ученика близка к учебной цели, то эти ученики, очевидно, не нуждаются в дополнительной практике и готовы продемонстрировать свои достижения на итоговой оценке [5].
Формирующая информация об оценке может поступать из вопросов и обсуждений с учениками, из их работы (контрольных вопросов, заданий, домашних заданий) или из непосредственного наблюдения за учениками, выполняющими свою работу. Когда учащиеся и учителя регулярно обмениваются информацией о качестве работы по отношению к целям обучения, обучение улучшается.
Использование учащимися формирующего оценивания варьируется в зависимости от уровня их развития. Дети младшего возраста могут и должны участвовать в оценке своей работы, но их нужно научить делать это. Исследования показывают, что дети младшего возраста могут сосредоточиться только на аккуратности и других поверхностных характеристиках работы, когда они впервые проводят самооценку. Однако с помощью инструкций и практики они учатся сосредотачиваться на цели обучения.
У учащихся также есть индивидуальные различия в своих предпочтениях и использовании отзывов учителей. Некоторым учащимся могут потребоваться инструкции о том, как использовать обратную связь и как
проводить самооценку. Учащиеся, которые никогда не сталкивались с самооценкой, могут сначала заявить, что обратная связь -это исключительно «работа учителя». Однако исследования показывают: как только учащиеся поймут, что информация, полученная как из отзывов учителей, так и из их собственной самооценки, может помочь им в совершенствовании, они будут более глубоко обрабатывать материал, дольше упорствовать и усерднее стараться и в итоге станут более саморегулируемыми учениками.
Эффективное формирующее оценивание включает в себя обратную связь (feedback), которая должна быть обеспечена специальным инструментарием. Эта обратная связь наиболее эффективна, когда она затрагивает не один, а несколько аспектов обучения. Например, предлагается, чтобы инструментарий оценивания некоторых видов работы учащихся актуализировал самооценку ученика в трех аспектах:
1) самооценка продукта (завершенной задачи);
2) самооценка образовательных достижений (насколько и в чем обучающийся продвинулся с течением времени);
3) самооценка процесса обучения (что именно помогало/мешало обучающемуся добиться успеха).
В печатных и электронных средствах информации профессионального педагогического сообщества пропагандируются и ярко преподносятся идеи формирующего оценивания, приемы и способы активизации самомониторинга и обратной связи. Приведем примеры.
1. Оценивание по итогам изучения темы (блока, раздела, параграфа).
• Индекс-карточки
Учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих сторонах: 1-я сторона - перечень основных мыслей и идей изученного материала (раздела, темы) и обобщение идей, 2-я сторона - вопросы, которые помогают понять, какой материал не поняли в изученной теме.
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и учеников - анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.
• Одноминутное эссе (двухминутное, пятиминутное эссе)
Учащиеся пишут эссе по вопросам:
- Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?
- Какой материал остался для тебя непонятным?
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и учеников - анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.
• Цепочка заметок
Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке.
Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.
Учитель оценивает предметные и мета-предметные образовательные результаты. Цель учителя - анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.
• Вопросы для тестов
Обучающиеся составляют по какой-
либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя -анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.
• Матрица запоминания
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью является анализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.
• Квадраты
Это вид оценивания с выбором задания учащимися. Учитель создает таблицу из четырех ячеек (квадратов) с надписями «предсказать», «объяснить», «обобщить» и «оценить». Когда учитель объяснил новый материал, каждый учащийся выбирает для себя квадрат - задание определенного типа, которое выполняет в устной форме, отвечая на вопрос учителя. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Цель - проанализировать ответы учеников и оценить уровень понимания изученной темы, а также познавательные навыки.
2. Оценивание в ходе урока.
• Сигналы рукой
Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса). Предварительно педагог договаривается с учащимися об использовании условных сигналов. Варианты сигналов:
- «Я понимаю и могу объяснить» -большой палец направлен вверх;
- «Я все еще не понимаю» - большой палец направлен вниз;
- «Я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы» - большой палец направлен в сторону.
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты. Цель - педагог анализирует понимание учениками объясняемого материала; определяет оптимальный темп урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно.
• Светофор
Каждый ученик использует карточки красного, зеленого и желтого цвета. Учитель предлагает учащимся давать карточками сигналы: «Понимаю» или «Не понимаю». Ученик показывает желтую или красную карточку - знак учителю о том, что необходимо повторное объяснение непонятного материала. Педагог может попросить объяснить сложный материал тех учеников, которые подняли зеленые карточки.
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты. Цель - педагог анализирует понимание учениками объясняемого материала; определяет оптимальный темп урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно.
• Речевые образцы
Учитель периодически дает обучающимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например, «Основной идеей рассказа является.. , потому что...». Речевой образец предъявляет в письменной или устной форме. Ответ учащегося - в устной форме.
Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.
• Поиск ошибок
Учитель дает обучающимся письменные задания с ошибками или устные высказывания о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать свое согласие или несогласие с высказыванием, объяснить свою точку зрения. Работу школьники выполняют в устной или письменной форме.
Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.
• Матрица наблюдения
Это таблицы наблюдений различных процессов: работа в ходе выполнения проекта, исследовательская работа.
Учитель оценивает метапредметные и предметные результаты и анализирует, как
учащиеся понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания.
3. Оценивание познавательных процессов.
• Измерение температуры
Учитель останавливает ход урока и задает учащимся вопрос: «Что мы делаем?» Учащиеся отвечают.
Метод выявляет, насколько правильно ученики выполняют задание. Ответив на вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. Такое оценивание позволяет исключить случайные правильные ответы, полученные в результате угадывания или списывания. Данный вид работы выполняется в устной форме.
• Интервью
Учащегося просят обдумать сделанное задание и вслух объяснить, как он его выполнял и почему именно так. Данный вид оценивания проводится в устной форме.
Цель интервью для учителя - выслушать учащегося и понять ход его мыслей. В ходе ответа ученика учитель понимает, в каком месте своего объяснения ученик делает ошибку.
• Уточнение с помощью вопроса «Почему?»
Это способ уточнить сказанное. Учащиеся передают разными способами предложение из текста:
- перефразируют и сохраняют смысл;
- перефразируют и изменяют смысл;
- заменяют на «обманку», т. е. предложение, которое похоже по синтаксической структуре и тематике, но не имеет никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом;
- передают без изменений.
Учащиеся читают исходный отрывок, а
затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяют соответствие предложений прочитанному отрывку. Свои ответы учащиеся должны объяснить.
Варианты ответов и объяснение выбранного варианта помогут учителю выявить проблемы в понимании материала
или ошибки в логических рассуждениях учащихся.
• Перевод информации
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст в письменной форме [2].
Формирующее оценивание прекрасно работает и в виртуальных классах, что особенно актуально в период пандемии. Популярных традиционных викторин и опросов на бумажных носителях больше нет: большие пальцы вверх/вниз, жесты руками, смайлы, онлайн-опросы, доски обсуждений и окна чата стали новыми опорами формирующего оценивания в виртуальных классах.
Эти быстрые «проверки пульса» помогают учителям убедиться, что учащиеся усваивают ключевые концепции, и позволяют выявить пробелы в их понимании, даже если учитель находится по другую сторону экрана.
Фактически многие популярные цифровые приложения и сайты, такие как Nearpod, Flipgrid, Mentimetr и Seesaw, могут работать в тандеме с проверенными оценками, которые учителя оттачивали в своих классах перед пандемией. Nearpod, например, позволяет учителям встраивать короткие викторины, опросы, игры в урок, чтобы проверить понимание, прежде чем переходить к следующей концепции. LeaningApps - инструмент для создания интерактивных тестов для самопроверки. Kahoot - прекрасная замена пультов для системы обратной связи в классе. Все, что надо, - это компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки превратится в настоящую увлекательную игру! Google Form - создание тестов, анкет, опросников. Quizizz - тесты, составленные в сервисе, их можно давать учащимся в качестве домашнего задания. Quizlet легок в использовании и невероятно многогранен в представлении одного и того же теста. Среди опубликованных учителями тестов можно найти тесты разной тематики (математика, химия, биология и т. д.), но более всего он подходит для изучения новых иностранных слов.
Plickers используется для быстрого голосования, проведения опросов, тестов. Диаграмма, показывающая результаты голосования, меняется в режиме реального времени. Socrative схож с Kahoot - учитель создает опросники/тесты, а ученики могут ответить на него со своего телефона или планшета. Flisti - простой инструмент, позволяющий без регистрации вбить вопрос и варианты ответов.
Вот несколько способов, как учителя могут использовать формирующее оценивание в виртуальном классе, чтобы убедиться, что учащиеся находятся на правильном пути как в учебе, так и в эмоциональном плане.
Дипстики (dipsticks)
В начале живого занятия задайте общий вопрос об уроке предыдущего дня, например «Все ли чувствуют себя комфортно относительно темы прошлого урока?», и попросите учащихся ответить индивидуально, бросив смайлик или отметив палец вверх/вниз в своем окне чата или видео. Студенты также могут поднести к экрану стикер или лист бумаги с ответом. Необязательно, чтобы все вопросы были серьезными; забавные вопросы помогут заинтересовать учащихся в начале урока.
Другой вариант: задайте учащимся более конкретный вопрос о недавно рассмотренном вами материале, а затем попросите их оценить свое понимание по шкале от 1 до 5. Они могут поднять необходимое количество пальцев в качестве сигналов во время онлайн-урока. Так же работает популярный «светофор». Попросите учащихся показать цвет в зависимости от того, как они относятся к теме, которую вы преподаете: зеленый - переходите к следующей теме; желтый - продолжайте медленно, пока я все еще обрабатываю; или красный - стоп, я не понимаю.
Цифровые журналы
Не все учащиеся обрабатывают информацию с одинаковой скоростью, не все любят поднимать руку и быть публично признанными во время урока. Упражнения на размышление после занятий, которые дают учащимся личное пространство для более глубокого размышления и сигнализируют как о том, что они поняли, так и о том, что
они не понимают, легко продолжить удаленно.
Учителя могут создать онлайн-документ «Journal Jot» для каждого учащегося с помощью Google Docs или платформы, такой как Blackboard, чтобы измерить, насколько хорошо учащиеся запоминают информацию. В своем дневнике учащиеся могут индивидуально отвечать на такие подсказки, как K-W-L: что они знают, что они хотят знать и что они узнали; или 3-2-1: три вещи, которые вы узнали; две вещи, которые вы нашли интересными; одна вещь, которую вы не поняли.
Квадрат, треугольник, круг
По словам Андерсона, очень важно предоставить учащимся выбор с помощью формирующих оценок, поскольку не все учащиеся демонстрируют свое мышление одинаково. Андерсон рекомендует квадрат, треугольник, круг - занятие, в котором учащиеся выбирают форму и соответствующий вопрос. Квадрат означает что-то, что теперь в их мышлении «возведено в квадрат». Выбор треугольника ставит перед студентами задачу извлечь три важные идеи из того, что они узнали, в то время как круг просит студентов обсудить что-то «циркулирующее»: идеи, которые еще не полностью сформированы в их сознании.
При асинхронном обучении учащиеся могут самостоятельно писать свои ответы в онлайн-документе в качестве упражнения на размышление. Или, на синхронном уроке, учителя могут сделать упражнение совместным, попросив учащихся выбрать форму, а затем разделив их на группы в зависимости от выбранной формы. Студенты могут кратко обсудить свои размышления с одноклассниками в комнатах для обсуждения и поделиться с классом, чтобы завершить обучение.
Периодические парные оценки
При обучении вне класса особенно важно развивать отношения между учениками. Назначьте каждому учащемуся виртуального друга на неделю или разделите учащихся по парам случайным образом, чтобы они могли разговаривать в классе и оценивать знания друг друга. В парах учащихся можно разместить в комнатах для обсуждения на
Zoom или другой платформе видеоконфе-ренцсвязи, чтобы они могли выполнять многие из тех же заданий, которые они когда-то делали в классе, чтобы проверить понимание. Дайте каждому студенту общую рубрику или используйте процесс обратной связи TAG, чтобы оценить задание его сверстника; пусть они также поделятся с вами отзывами. Или попросите учащихся научить друг друга концепции во время записи (аудио или видео) и загрузить файл для просмотра. Эти упражнения также можно адаптировать для асинхронного обучения с помощью инструментов Google Classroom.
Виртуальные билеты на выход
Использование выходных билетов или ответов учащихся на подсказки или вопросы на листке бумаги в конце урока - это популярная практика формирующего оценивания, которую легко переносить в онлайн-режим.
Учителя могут вести документ Google для каждого учащегося, чтобы сохранить конфиденциальность информации, или распространить его на весь класс, разместив вопросы на платформе, такой как Flipgrid, чтобы учащиеся могли видеть и комментировать ответы других.
Таким образом, технология формирующего оценивания позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности, что делает оценивание формирующим. Использование формирующей обратной связи на уроке означает, что класс становится местом постоянного диалога, который помогает ученикам осознать требования и улучшить свои достижения.
Формирующая оценка методологически полностью соответствует идеям модернизации современного образования. В образовательной практике ряда стран формирующее оценивание является обязательным атрибутом деятельности педагога (учителя, преподавателя, независимо от уровня образования). Оно поддерживается администрацией и поощряется специальным образом, поскольку требует от учителей особой квалификации и дополнительных временных, интеллектуальных и трудовых затрат.
Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Опыт формирующего оценивания пропагандируется и распространяется через конференции, многочисленные специализированные сайты и печатные издания. Информационные ресурсы формирующего оценивания активно пополняются новыми идеями, выявленными и доказанными учеными, и техниками, проверенными педагогами в своей практике.
1. Грини В., Келлаган Т. Оценка образовательных достижений на национальном уровне. - М.: Логос, 2011.
2. Технология формирующего оценивания // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/05/02/tehnologiya-formiruyushchego (дата обращения: 30.09.2021).
3. Ainsworth L. Common formative assessment: An overview. The leadership and learning center, 2006. 1 p. - URL: http://www.doe.in.gov/sites/default/files/turnaround-principles/2fdtcommonformassess.pdf .
4. Black, P., & Wiliam, D. (2008). Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford.
5. Gullickson A.R. ^d.) Joint Committee on Standards for Educational Evaluation. The student evaluation standards: How to improve evaluations of students. Thousand Oaks, CA: Corwin Press; Educational Policy Leadership Institute, 2003. - 240 p.