УДК 372.881.1 ББК 74.2
Забайкальский институт предпринимательства доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарного образования Левченко О.Ю.
Россия, г. Чита, тел. +7(3022)321013 e-mail: [email protected]
Zabaykalsky Institute of Business The chair of humanities Doctor of Pedagogy, full professor Levchenko O.Y.
Russia, Chita, tel. +7(3022)321013 e-mail: [email protected]
О.Ю. Левченко
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
На современном этапе значительно повысились требования к иноязычному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цели и широкий перечень предметных результатов изучения иностранных языков в школе. Особую актуальность приобретает повышение результативности урока иностранного языка, в рамках которого осуществляется формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Урок иностранного языка имеет свою специфику. В статье перечислены требования, предъявляемые к современному уроку, среди которых использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Важную роль играет использование аутентичных материалов, коммуникативная направленность и сочетание различных режимов работы. Существуют различные классификации уроков иностранного языка. Большое распространение в образовательной практике получили нетрадиционные уроки, т.к. они оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся и повышают их мотивацию к изучению иностранного языка. Они проводятся в форме конкурсов, викторин, различных игр, концертов, экскурсий, спектаклей, праздников, дискуссий и т.д. Интегрированные уроки позволяют совмещать потенциал нескольких учебных дисциплин. На уроках активно используются Интернет-ресурсы. Уровень профессиональной компетентности учителя имеет существенное значение в повышении эффективности современного урока и качества образования в целом.
Ключевые слова: иностранный язык, школа, современный урок, виды нетрадиционных уроков.
O.Y. Levchenko
SOME FEATURES OF THE MODERN LESSON OF A FOREIGN LANGUAGE
At the present stage, the requirements for foreign language education have significantly increased. Federal State Educational Standard defines the objectives and a wide range of substantive results of studying foreign languages at school. The increasing of the effectiveness of a foreign language lesson, within the framework of which the formation of a foreign language communicative competence is carried out, is becoming particularly relevant. The lesson of a foreign language has its own specific characteristics. Requirements to a modern lesson among which there is the use of modern educational technologies and electronic educational resources are listed in article. The use of authentic materials, communicative orientation and a combination of different operating modes is played an important role. There are various classifications of foreign language lessons. Non-traditional lessons have become widespread in educational practice, because they have a strong emotional impact on the students and increase their motivation to learn a foreign language. They are held in the form of contests, quizzes, various games, concerts, excursions, performances, holidays,
© Левченко О.Ю., 2019
discussions, etc. Integrated lessons allow to combine the potential of several academic disciplines. ^e Internet resources are actively used аt the lessons. The level of professional competence of the teacher is essential in improving the effectiveness of the modern lesson and the quality of education in general.
Key words: foreign language, school, modern lesson, types of non-traditional lessons.
В условиях реформирования образовательной системы России, введения ФГОС, перехода на личностно-деятельностную и компетентностную парадигму, внедрения инновационных образовательных технологий происходит переосмысление целей, содержания и организации иноязычного образования. В настоящее время все большую актуальность в образовательном процессе приобретает использование приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, находить и анализировать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, что повышает важность сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
В этой связи большую актуальность приобретает совершенствование урока как основной формы организации образовательной деятельности. По имеющимся определениям, урок представляет собой форму организации учебного процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых» [1, c. 421]. В свою очередь Е.Н. Соловова определяет урок как неотъемлемую частью учебного процесса, в которой «как в капле воды, отражаются все плюсы и минусы научной концепции, которую использует учитель» [2, c. 44].
Целью урока является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их компетенций, достижение итоговых результатов, установленных в Федеральном государственном стандарте соответствующего уровня обучения. ФГОС основного общего образования устанавливает, что изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить: «приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета» [3].
Предметные результаты изучения данной предметной области должны отражать «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как сред-
ства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях [3].
На уроке иностранного языка происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции, представляющей собой сложное интегративное образование, включающее в себя языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную составляющие. В этом и заключается специфика урока иностранного языка, направленного на обучение иноязычному общению, формирование языковых и речевых умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. По мнению Е.Н. Солововой, основными характеристиками урока иностранного языка выступают речевая направленность, индивидуализация, новизна, ситуативность и функциональность [2].
Структура современного урока иностранного языка отличается большим разнообразием и определяется многими факторами, например, местом урока в серии уроков. Вместе с тем, в ней представлены вариативные и инвариантные составляющие, одной из которых выступает рефлексия. При проектировании урока важно чтобы учитель четко знал программные требования, предъявляемые к результатам каждого уровня обучения, и понимал методическую концепцию, заложенную авторами используемого им учебно-методического комплекса. Другими важными требованиями является применение современных образовательных технологий (проектной, модульной, критического мышления, дистанционной, здоровь-есберегающей, информационно-коммуникационной и т.д.) и электронно-образовательных ресурсов, умение проектировать различные типы уроков, учитывая их специфику, использование в образовательном процессе аутентичных материалов, отражающих социокультурную специфику страны изучаемого языка.
Современный урок иностранного языка должен соответствовать ряду требований, среди которых методисты называют коммуникативную направленность процесса обучения, содержательность, воспитательную и развивающую ценность, благоприятную психологическую атмосферу, рациональность выбранной структуры, правильное распределение времени между этапами урока, создание условий для сохранения высокой работоспособности обучающихся в течение всего урока, сочетание различных форм работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), обеспечение систематического обучающего контроля знаний, организация интенсивной самостоятельной работы, использование дифференцированного подхода к различным группам обучающихся, поддержание оптимального для обучающихся темпа урока, смены видов деятельности, создание проблемных и поисковых ситуаций и т.д.
Успешная реализация требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка, возможна только в том случае, если учитель обладает необходимыми профессиональными знаниями и умениями. Н.Д. Гальскова к профессионально значимым умениям относит четыре группы умений, а именно: «умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания; умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе; умения, связанные с реализацией спланированных действий и оценкой их результатов; умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения» [4, а 119].
Существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от выбранного критерия. В одной из современных типологий выделяют четыре типа уроков, а именно, «открытия» новых знаний, общеметодологической направленности, рефлексии, развивающего контроля. Например, урок «открытия» нового знания, включают этапы мотивации, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причин затруднения, разработки проекта выхода из затруднения, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения, рефлексии учебной деятельности на уроке.
Как показывает практика, при обучении иностранным языкам методически высокоэффективными являются нетрадиционные уроки. Они оказывают глубокое эмоциональное воздействие на обучающихся, способствуют формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка и развитию творческих способностей. Нетрадиционные уроки по иностранному языку обычно проводятся как итоговые после изучения какой-либо большой темы. Нетрадиционные уроки иностранного языка могут иметь форму соревнований (эстафета, конкурс, КВН, кроссворд, викторина), игр (деловая, ролевая), творческих мероприятий (сказка, концерт, экскурсия, спектакль, праздник, мюзикл), публичных форм общения (дискуссия, пресс-конференция, диспут). Уроки иностранного языка, проведенные в форме конкурсов, обеспечивают возможность обобщения пройденного материала посредством заданий разного типа, активизации изученной ранее лексики и грамматики, воспитание уважения к культуре своей страны и стран изучаемого языка, формирования навыков коллективной деятельности, развития внимания и памяти, воспитания уважительного отношения к соперникам в игре и умения устанавливать рабочие отношения в команде, эффективно сотрудничать друг с другом. Большое распространение получило проведение фонетических конкурсов, в программах которых значатся декламация стихов на иностранных языках, исполнение песен и инсценировка литературных произведений.
Одним из видов нетрадиционного урока является интегрированный урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо смежной проблемы, посредствам объединения знаний из разных дисциплин, установления межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. Проведение интегрированных уроков позволяет решать информационные, коммуникативные и учебно-познавательные задачи, расширять кругозор, повышать мотивацию изучения иностранных языков, совершенствовать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и заключения, сформировать у обучающихся представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. Интегрированные уроки предусматривают использование различного учебно-методического обеспечения, среди которых физические карты, картинки, плакаты, книги, флаги, раздаточный печатный материал, музыкальные фрагменты и т.д.
Возможности иностранного языка в контексте интеграции с другими дисциплинами весьма широки. Наиболее частотными являются сочетания иностранного языка с литературой (изучение произведений писателей и поэтов, народного творчества), историей (изучение истории зарубежных стран), географией (изучение географического положения стран и их экономического и политического устройства, символики), мировой художественной культуры (изучение различных видов художественного творчества).
Примерами интегрированных уроков английского языка и географии могут быть «Have you ever been to Australia?», «USA», «Canada», призванные систематизировать знания о географическом положении, климате, растительном и животном мире, развивать коммуникативные умения в диалогической и монологической речи, тренировать обучающихся в восприятии на слух речи преподавателя и одноклассников с опорой на слайды презентации, научить этике межличностного общения, воспитывать уважение к фактам иноязычной культуры и толерантность к иному образу жизни.
В качестве примера интегрированного урока английского языка и литературы можно назвать урок по произведению О.Генри «Последний лист», на котором обучающиеся ознакомятся с важными вехами жизни писателя, совершенствуют умения монологической и диалогической речи, сформируют умения высказывать свою точку зрения, работать с текстом, высказаться логично и связно. Другим примером является урок по теме «Сонет - 14 магических строк...», дающий возможность ознакомиться с сонетами Ф. Петрарки, И. Анненского, И. Северянина и У. Шекспира, приобрести навыки перевода, развить умение анализировать поэтическое произведение. Кроме этого, данные уроки решают широкий перечень воспита-
тельных задач, формируют художественный вкус, воспитывают нравственные качества, формируют интерес к культуре другого народа, прививают интерес к чтению.
Современную систему образования невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, и уроки иностранного языка не являются в этом смысле исключением. Одним из преимуществ их использования являются возможности привлечения аутентичных материалов, необходимых для усвоения обучающимися совокупности знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка, норм этикета, стереотипов речевого и неречевого поведения представителей определенной социокультурной общности.
Широкое распространение имеет использование презентаций Power Point, позволяющих реализовать принцип наглядности, воздействуя одновременно на различные каналы восприятия и виды памяти. Их использование позволяет активизировать внимание обучающихся, создавать яркие образы, что способствует запоминанию информации. Презентации Power Point могут использоваться на этапе сематизации лексики, позволяя непосредственно ассоциировать слово на иностранном языке с предметом, качеством и действием. Тематика презентаций весьма различна и варьируется от лексики и грамматики до страноведческих тем.
Другим новшеством урока иностранного языка стало использование Интернет ресурсов, т.к. они не только обладают колоссальными информационными возможностями, но и позволяет создавать аутентичную языковую среду. Включение Интернет-ресурсов в содержание урока осуществляется по различным направлениям: для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом или выполнения задания; для поиска слов с электронных словарях, и особенно их толкований; совершенствования умений аудирования, путем прослушивания аутентичных текстов; пополнения лексического запаса, особенно в контексте овладения современной лексикой; для демонстрации культурных объектов страны изучаемого языка; для формирования навыков и умений чтения. Кроме этого, Интернет обеспечивает возможность подготовки к ГИА, участия обучающихся в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, а также переписки и участия в чатах на иностранном языке.
Появление интерактивной доски позволило обеспечить качественно новый уровень восприятия информации, объединяя текст, звук, видео и графическое изображение, анимацию, что продлевает период активного восприятия визуальной информации. Методический потенциал обеспечивается возможностью создания и преобразования объектов различного характера; наличия большого выбора иллюстраций, типов слайдов и шаблонов интерактивных заданий; выделения важных моментов и фокусирования на них внимания; выполнения записи и добавления информации, вопросов, изображений; сортировки материал по различным критериям.
Принцип диалога культур реализуется на уроках-экскурсиях, предполагающих использование культуроведческого материала о родном крае, городе, улице, достопримечательностях, формирует умение представлять свою культуру на иностранном языке, рассказать о ее самобытности, развивает коммуникативные способности, расширяет кругозор обучающихся, развивает умение учебного сотрудничества при выполнении групповой работы. Тематика уроков-экскурсий на иностранных языках весьма разнообразна (комплексные, краеведческие, литературные, исторические и др.), и, зачастую, проводятся как обобщающие и итоговые по теме или разделу программы («Москва-столица России», «Вашингтон», «Лондон»).
Например, урок-экскурсия может быть проведен в качестве итогового при изучении разговорных тем («В библиотеке», «В музее», «Моя школа»), во время которой обучающиеся имеют возможность применять на практике свои знания иностранного языка. В процессе экскурсий обучающиеся выполняют роли экскурсоводов, библиотекарей и гостей из стран
изучаемого языка, которые задают вопросы, совершенствуя навыки диалогической речи, уточняя и переспрашивая полученную информацию. В рамках такой экскурсии можно практиковать навыки монологической речи, рассказывая об известных зарубежных писателях (М.Твене, Д.Лондоне, О'Генри), а также фонетические навыки, декламируя стихи и отрывки на иностранных языках.
Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных способов визуализации, создающей у обучающихся полную иллюзию присутствия. Преимуществами виртуальной экскурсии являются наглядность, возможность повторного просмотра, наличие интерактивных заданий, современных эффектов, создающих эмоциональный фон. Например, перед экскурсией «St.Paul's Cathedral» проводится подготовительная работа, в рамках которой активизируется лексика, даются разъяснения относительно страноведческих реалий, а после ее проведения осуществляется контроль понимания с помощью вопросов, заполнения пропусков в предложениях недостающей информацией, составление монологического высказывания по теме. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, осуществляет рефлексию. Домашним заданием после экскурсии может стать написание письма другу, передающего свои впечатления, составление альбома, подготовка презентации.
Интересной формой проведения уроков иностранного языка является урок-праздник. Уроки данного типа оказывают сильное эмоциональное воздействие, дают возможность творчества и самовыражения, раскрепощают обучающихся, помогают погружаться в культуру изучаемого языка, расширяют кругозор, воспитывает толерантное отношение к традициям и обычаям, развивают творческие способности и познавательный интерес. Зачастую они проводятся на страноведческую тематику, например, празднование Пасхи, Рождества, Дня Святого Валентина, Хэллоуина, что позволяет активизировать лингвокультурологический материал.
Итак, одним из требований современного подхода к проведению урока иностранного языка является ориентация на требования ФГОС, что дает простор для новых идей и педагогического поиска. Современный урок иностранного языка отличается разнообразием целей и задач, использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и вариативен по формам проведения.
Библиографический список
1. Педагогика: учеб. под ред. Л.П. Крившенко. URL: https://pedagogical_dictionary. aca-demic.ru (дата обращения: 05.07.2019).
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. М.:АСТ: Ас-трель, 2008. 238 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 06.07.2019).
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.:АРКТИ, 2000. 165 с.
References
1. Pedagogy: a coursebook (ed. by L.P. Krivshenko). URL: https: // pedagogi-cal_dictionary.academic.ru (date of application: 05.07.2019).
2. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: basic course. Moscow, 2008. 238 p.
3. The federal state educational standard for basic general education. URL: https://base.garant.ru (date of application: 06.07.2019).
4. Galskova N.D. Modern methods of teaching foreign languages. Moscow, 2000. 165 p.