Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: piven_dv@mail.ru И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: zdravirk@mail.ru И.В. Иванов,
к.м.н., генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: expert@cmkee.ru
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УТВЕРЖДЁННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 31.07.2020 Г. № 785Н: НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК: 614.2 DOI: 10.21045/1811-0185-2021-2-3-9
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённые Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н: на что необходимо обратить внимание руководителям медицинских организаций (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье представлен анализ отдельных изменений, которые содержатся в обновленной редакции Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н. Авторы обращают внимание на то, что в 2020 г. Требования дополнены тем, что предметом внутреннего контроля теперь в том числе является соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. В статье показано, что исключение из Требований отдельных положений, например, указания на необходимость формирования в медицинской организации системы оценки деятельности медицинских работников отнюдь не означает исключения соответствующих мероприятий из внутреннего контроля.
Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности, внутренний контроль, медицинские организации, требования.
□ чевидно, что утверждённые приказом Минздрава России Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее Требования) являются одним из базовых документов по организации медицинской помощи, в лице которого здравоохранение РФ получило гораздо больше, нежели просто инструмент внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее Внутренний контроль). Требования являются не только инструментом и(или) механизмом Внутреннего контроля, но и важнейшим механизмом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, то есть её главных составляющих. С одной стороны, в документе чётко обозначены базовые направления работы медицинских организаций, от которых непосредственно зависит
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2021 г.
№2 Менеджер
2021
качество и безопасность медицинской деятельности. При этом, с другой стороны, Требования предлагают медицинским организациям конкретные организационные решения, без реализации которых обеспечить качество и безопасность медицинской деятельности никоим образом не получится. В общем, стратегический характер Требований не вызывает сомнений, соответственно и любые вносимые в них изменения требуют самого пристального внимания со стороны организаторов здравоохранения и, прежде всего, со стороны руководителей медицинских организаций.
Как известно, в течение последних двух лет Требования утверждались Минздравом России дважды. Приказом № 381н от 7 июня 2019 г. (далее Приказ № 381н) они были утверждены впервые, а уже 31 июля 2020 г. Приказом № 785н (далее Приказ № 785н) была издана обновлённая версия Требований. На первый взгляд Требования 2019 и 2020 гг. практически не имеют отличий и во многом являются тождественными документами.
Но!
Во-первых, отличия в Требованиях 2019 г. и 2020 г. всё-таки есть, при этом часть из них являются весьма значимыми.
Во-вторых, учитывая стратегический характер данного документа, который во многом играет интегральную роль в практической реализации основных положений законодательства об охране здоровья граждан, касающихся организации медицинской помощи, необходимо, чтобы содержательные новации Требований 2020 г. были максимального учтены всеми медицинскими организациями.
В этой связи крайне важным представляется проведение анализа отдельных наиболее содержательных изменений Требований, что и представлено ниже.
Пункт 1 Требований, утверждённых Приказом № 785н, дополнен положениями о том, что Внутренний контроль осуществляется не только в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, но и в соответствии «с правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного
наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований». Все указанные дополнения представляются весьма значимыми, потому что не только прямо обозначают то, что должно быть постоянно в поле зрения руководителей медицинских организаций, но и способствуют практической реализации целого ряда важнейших положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Всем названным выше положениям, включённым в Требования, утверждённые Приказом № 785н, посвящены отдельные статьи Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»» (далее Основы), в том числе статьи 37, 40, 46, 58-65. Уже благодаря этому Требования, утверждённые Приказом № 785н, обеспечивают большую преемственность с главным отраслевым законом - Основами.
Например, в пункте 1 части 1 статьи 37 Основ сказано, что «медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается...в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.». Следует отметить, что положения, о которых идёт речь и в Требованиях, и в Основах являются системообразующими документами, которые обязана строго соблюдать каждая медицинская организация РФ. Напомним, что к указанным положениям, в том числе относятся:
- Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утверждённое Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н.
- Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утверждённое Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 марта 2018 г. № 92н.
- Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утверждённое Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 года № 796н.
Не менее важным является включение в пункт 1 Требований указания на необходимость осуществления Внутреннего контроля в соответствии с правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований. Таких правил,
енеджер №2
здравоохранения 2021
утверждённых Министерством здравоохранения РФ, появляется всё больше. При этом для соответствующих служб и подразделений медицинской организации они являются не менее обязательными для соблюдения, чем порядки оказания медицинской помощи.
Соответствующие дополнения внесены и в пункт 2 Требований, в котором теперь сказано, что организация и проведение Внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены в том числе на решение такой задачи, как «обеспечение и оценка применения ... правил проведения лабораторных, инструментальных, патоло-го-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.». То есть соблюдение указанных выше правил, положений, порядков с 1 января 2021 года стало обязательным предметом Внутреннего контроля и должно непременно найти своё отражение в соответствующих планах и отчётах, оформляемых медицинским организациями при проведении проверок в рамках Внутреннего контроля. Наличие именно этой задачи, стоящей теперь перед медицинскими организациями, подтверждает и то, что дополнения, аналогичные уже рассмотренным выше дополнениям пункта 1 и пункта 2 Требований, внесены Приказом № 785н и в подпункт 2 пункта 17 Требований. Напомним, что в пункте 17 Требований представлены показатели, которые должны оцениваться при плановых и целевых (внеплановых) проверках, осуществляемых в рамках внутреннего контроля, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что из пункта 2 Требований, утверждённых Приказом № 785н, в котором определены задачи Внутреннего контроля, исключена такая задача как «выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности». В этой связи возникает как минимум два вопроса.
1. Означает ли исключение из Требований указанной выше задачи то, что в медицинской
организации наличие должностных инструкций не является обязательным?
2. Если наличие должностных инструкций всё-таки является обязательным, то есть ли необходимость отражения в них такой обязанности медицинского работника, как соблюдение установленного в медицинской организации порядка организации и проведения Внутреннего контроля?
Отвечаем на эти вопросы.
1. В статье 73 Основ прямо сказано, «медицинские работники обязаны . оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями». То есть наличие должностных инструкций медицинских работников обязательно для каждой медицинской организации. И других мнений здесь быть не может!
2. Что касается внесения в должностную инструкцию такой обязанности медицинского работника, как соблюдение им установленного в медицинской организации порядка организации и проведения Внутреннего контроля, то данный вопрос в соответствии с действующим законодательством находится в компетенции руководителя медицинской организации. Если исходить из логической целесообразности, то такая обязанность, как соблюдение медицинским работником установленного в медицинской организации порядка организации и проведения Внутреннего контроля, безусловно, необходима в должностной инструкции каждого медицинского работника. При этом следует подчеркнуть, что даже если по какой-либо причине в должностной инструкции медицинского работника такая обязанность отсутствует, то это никак не освобождает медицинского работника от соблюдения установленного в медицинской организации порядка организации и проведения Внутреннего контроля. Это следует из части 1 статьи 73 Основ, регламентирующей обязанности медицинских работников, которая гласит: «Медицинские работники . осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Именно в соответствии с законодательством РФ, а конкретно в соответствии со статьёй 90 Основ и утверждёнными в соответствии с ней Приказом № 785н Требованиями, в медицинской организации и должен быть определен порядок организации и проведения Внутреннего контроля, который имеет самое прямое отношение к деятельности абсолютно каждого медицинского работника. К этому можно добавить следующее. Так как статья 73 Основ чётко указывает на соответствие
С
•КС
№ 2 Менеджер
2021
оказания медицинской помощи, в том числе и должностным инструкциям, то, следовательно, не только наличие, но и содержание должностных инструкций должно быть постоянно в поле зрения при проведении Внутреннего контроля. В этой связи особенно хотелось бы обратить внимание руководителей медицинских организаций именно на содержание должностных инструкций. Одного указания в них на то, что врач обязан соблюдать установленный в медицинской организации порядок организации и проведения Внутреннего контроля, будет, безусловно, недостаточно! В должностной инструкции необходимо обеспечить чёткую преемственность между задачами Внутреннего контроля и должностными обязанностями врача. То есть, как минимум, в должностной инструкции в числе обязанностей врача необходимо указать следующие:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской помощи;
- соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
- соблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3;
- обеспечение соответствия оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;
- обеспечение мониторинга безопасности лекарственных препаратов и медицинских изделий при их применении.
Ещё раз подчеркнём, что закрепление представленных выше положений, конкретизирующих должностные обязанности врача в области качества и безопасности медицинской деятельности, является неотъемлемым и важнейшим компонентом Внутреннего контроля, обеспечивающим его реальную действенность на уровне каждого врача.
Следует отметить и то, что Приказом № 785н дополнен также пункт 7 Требований. Теперь по
решению руководителя медицинской организации локальные нормативные акты в рамках Внутреннего контроля должны разрабатываться не только в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, но и на основе критериев оценки качества медицинской помощи. Такое дополнение является вполне обоснованным, так как соблюдение установленных Минздравом России критериев оценки качества медицинской помощи в соответствии с пунктом 2 Требований уже само по себе является предметом Внутреннего контроля. Напомним, что критерии оценки качества медицинской помощи утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н. Кроме того, представляется принципиально важным сам факт закрепления в Требованиях положения о том, что теперь в медицинской организации в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, «по решению руководителя медицинской организации разрабатываются иные локальные акты в рамках внутреннего контроля (стандартные операционные процедуры, алгоритмы действий работников организации).». То есть все разрабатываемые и утверждаемые руководителем в рамках Внутреннего контроля локальные нормативные акты становятся обязательными для соблюдения медицинскими работниками медицинской организации.
Весьма значимое дополнение внесено Приказом № 785н в подпункт 16 пункта 17 Требований. Теперь к показателям, которые должны оцениваться при плановых и целевых (внеплановых) проверках, осуществляемых в рамках внутреннего контроля, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, добавлен такой показатель как «соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи». В свою очередь сохранено и теперь должно контролироваться в рамках контроля за соблюдением прав пациентов указанное ранее в этом подпункте «обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, включая организацию мест ожидания для пациентов, законных представителей и членов семей пациентов».
енеджер № 2
здравоохранения 2021
Возможно, что у кого-либо при прочтении обновлённой редакции подпункта 16 пункта 17 Требований появится вопрос: «А что здесь нового, если в пункте 2 Требований и 2019 г., и 2020 г. обозначена такая задача Внутреннего контроля как контроль соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья?». Да, такая задача в пункте 2 Требований действительно обозначена. Но «соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи» и «соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья» это не одно то же. Безусловно, что по содержанию эти понятия схожи и тесно взаимосвязаны, но это нетождественные понятия. Появившийся в подпункте 16 пункта 17 Требований такой показатель как «соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи» является весьма важным конкретизирующим уточнением, содержание которого детально раскрыто в части 5 статьи 19 Основ. Напомним, что в соответствии с частью 5 статьи 19 Основ 5 «пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации.;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение
которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации».
Таким образом, включение в перечень оцениваемых при проведении Внутреннего контроля показателей такого показателя как «соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи», должно акцентировать внимание руководителей медицинских организаций на весьма значимом и при этом объёмном блоке вопросов, которые необходимо анализировать при оценке данного показателя.
Обращает на себя внимание и то, что из подпункта 37 пункта 17, а также из пункта 21 Требований, утверждённых Приказом № 381н, исключено положение о мероприятиях «по формированию системы оценки деятельности медицинских работников». Теперь в Требованиях, утверждённых Приказом № 785н, данное положение отсутствует. Означает ли этот факт то, что медицинская организация не должна теперь формировать систему оценки деятельности медицинских работников?
Чёткий и совершенно однозначный ответ на этот вопрос содержит статья 87 Основ, в пункте 4 части 2 которой сказано, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в том числе, путем «создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг». Таким образом, несмотря на то, что в Требованиях, утверждённых Приказом № 785н, отсутствует положение «по формированию системы оценки деятельности медицинских работников», каждая медицинская организация обязана не только создать такую систему, но и активно использовать её в качестве одного из важнейших инструментов Внутреннего контроля.
Необходимо обратить внимание ещё на одно важное положение, которое исключено из Требований, утверждённых Приказом № 381н. Речь идёт о таком показателе, который должен был оцениваться при плановых и целевых (внеплановых) проверках, осуществляемых в рамках Внутреннего контроля, как «организация работы дневного стационара в соответствии с порядками оказания медицинской помощи». Здесь также необходим ответ на вопрос: «Означает ли исключение из Требований данного положения то, что работа дневного стационара и её соответствие порядкам оказания медицинской помощи теперь может быть вне поля зрения при проведении Внутреннего контроля?».
С
•КС
№2 Менеджер
2021
Отвечаем.
Первое. В соответствии с законодательством в сфере здравоохранения работа дневного стационара однозначно должна соответствовать не только порядкам оказания медицинской помощи, но и положениям об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи. Например, Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н. Именно Приложение № 9 указанного Положения содержит Правила организации деятельности дневного стационара.
Второе. Организация работы дневного стационара в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, безусловно должна контролироваться и оцениваться при Внутреннем контроле. Напомним, что «обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, . положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи.» в соответствии с пунктом 2 Требований, утверждённых Приказом № 785н, в обязательном порядке должны быть предметом Внутреннего контроля.
На основании изложенного выше можно сделать важные выводы, касающиеся наиболее значимых изменений в Требованиях, утверждённых Приказом № 785н.
Руководителям медицинских организаций необходимо обратить внимание на следующее.
• Требования, утверждённые Приказом № 785н, дополнены положениями о том, что теперь предметом Внутреннего контроля также являются правила проведения лабораторных, инструментальных, па-толого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской
помощи, порядки организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Кроме того, в Требованиях сделан акцент на необходимость контроля за соблюдением прав пациентов при оказании медицинской помощи.
• Несмотря на то, что из Требований, утверждённых Приказом № 785н, исключен ряд положений, в том числе положение, касающееся выполнения медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, а также положения об организации работы дневного стационара в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и о необходимости формирования в медицинской организации системы оценки деятельности медицинских работников, это ни в коей мере не означает того, что соответствующие направления работы в медицинской организации должны быть остановлены. Все названные положения содержатся в законодательстве РФ, а это в свою очередь в обязательном порядке должно быть учтено и реализовано в медицинской организации при организации и проведении Внутреннего контроля.
Как показывает представленный выше анализ, даже, казалось бы, небольшие изменения, появившиеся в новой редакции Требований, утверждённых Приказом № 785н, требуют от организаторов здравоохранения самого пристального внимания и, прежде всего, внимания со стороны руководителей медицинских организаций. В этой связи, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что разные аспекты Внутреннего контроля, в последние годы достаточно часто являются предметом соответствующих публикаций [1—10], актуальность максимально подробного и всестороннего освещения вопросов Внутреннего контроля только нарастает. Во многом это продиктовано как сложностью относящихся к Внутреннему контролю вопросов, так и динамичным изменением нормативно-правовой базы.
1. Высоцкая Ю.П., Васильева Е.А. Внутренний контроль качества и безопасности предоставления медицинских услуг как способ повышения конкурентоспособности организации // Успехи современной науки. - 2016. - № 4(12). - С. 99-101.
2. Иванов И.В., Минулин И.Б., Зиновьев Д.Ю., Данилов О.Е, Таут Д.Ф., Тихомирова Л.А. Опыт использования информационных технологий для оптимизации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в многопрофильном стационаре // Вестник Росздравнадзора. -2020. - № 3. - С 78-86.
3. Киреев В.В., Быковская Т.Ю, Леонтьева Е.Ю. Внутренний контроль качества медицинской деятельности в стоматологии // Главный врач. - 2019. - № 3(67). - С. 43-45.
енеджер №2
здравоохранения 2021
4. Меметов С.С., Кузнецова Е.А., Шургая М.А, Беличенко В.В. Аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2015. -Т. 18. - № 2. - С. 44-47.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по Приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии // Менеджер здравоохранения. -2019. - № 10. - С. 7-11.
6. Пузырев В.Г., Глущенко В.А. Создание эффективной системы контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении // Медицина и организация здравоохранения. - 2016. - Том 1. -№ 1. - С. 12-20.
7. Сидоренко В.А., Коньков А.В., Морозов А.В. Опыт организации ведомственного контроля качества медицинской деятельности в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел России // Вестник современной клинической медицины. - 2018. - Т. 11. - Вып. 4. - С. 7-11.
8. Сухоруких О.А., Галеева Ж.А., Лукъянцева Д.В., Шубина Л.С., Пашкина А.А., Журавлев Н.И., Кравцов А.А., Тишкина С.Н. Алгоритм внедрения критериев оценки качества медицинской помощи // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2017. - № 4. - С. 62-69.
9. Таут Д.Ф., Минулин И.Б., Щеблыкина А.А. Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности в амбулаторном звене здравоохранения // Менеджмент качества в медицине. - 2020. - № 1. -С. 38-41.
10. Успенская И.В, Манухина Е.В., Юрина С.В. Внедрение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации // Наука молодых (Eruditio Juvenium). - 2017. - Выпуск № 4. - С. 427-439.
UDC 614.2
Piven D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities, approved by the order of the ministry of health of the Russian Federation of 31.07.2020 № 785n: what should be paid attention to by the heads of medical organizations (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article presents an analysis of individual changes contained in the updated version of the Requirements for the organization and Conduct of Internal Quality Control and Safety of Medical Activities, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation № 785n of 31.07.2020. The authors draw attention to the fact that in 2020 The requirements are supplemented by the fact that the subject of internal control, now including compliance with the rules for conducting laboratory, instrumental, pathologic-anatomical and other types of diagnostic tests, regulations on the organization of medical care by type of medical care, procedures for organizing medical rehabilitation and spa treatment. The article shows that the exclusion of certain provisions from the Requirements, for example, the indication of the need to form a system for evaluating the activities of medical workers in a medical organization, does not mean that the relevant measures are excluded from internal control.
Keywords: quality control and safety of medical activities, internal control, medical organizations, requirements.
№ 2 Менеджер
2021 адравоохрвнвщ/т