Научная статья на тему 'ТРАЯН БЭСЕСКУ И ПЕРИПЕТИИ РУМЫНСКОЙ ПОЛИТИКИ'

ТРАЯН БЭСЕСКУ И ПЕРИПЕТИИ РУМЫНСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Румыния / Бэсеску / президент / личные качества / политическая борьба / импичмент / экономический кризис / Молдавия / Запад / Россия / Romania / Basescu / the president / personal characteristics / political struggle / impeachment / the economic crisis / Moldova / the West / Russia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАЯН БЭСЕСКУ И ПЕРИПЕТИИ РУМЫНСКОЙ ПОЛИТИКИ»

Т.Г. Биткова

ТРАЯН БЭСЕСКУ И ПЕРИПЕТИИ РУМЫНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: Румыния; Бэсеску; президент; личные качества; политическая борьба; импичмент; экономический кризис; Молдавия; Запад; Россия.

Keywords: Romania; Basescu; the president; personal characteristics; political struggle; impeachment; the economic crisis; Moldova; the West; Russia.

Траян Бэсеску, - без сомнения, неординарная фигура на политическом небосклоне Румынии. Победив на выборах 2004 г. и пережив впервые в румынской политической истории два импичмента, президент Бэсеску все же сумел пробыть на этом посту до конца своего второго мандата в 2014 г. Сторонник евроатлантизма и панрумынист, он постоянно шокировал почтенную политическую публику крайне резкими и даже скандальными высказываниями. Однако за кажущимся шутовством и скоморошеством виден человек весьма прагматичный, хитрый и расчетливый. Необычность, а зачастую и неуместность его поведения сочетается с трезвостью оценок политической ситуации как внутри страны, так и за рубежом. Высказываясь провокационно, он как будто выпускает пробные шары и смотрит, какова будет реакция собеседников, а при этом хитро улыбается.

Начало трудовой деятельности будущего президента имеет и некий флер романтики. Окончив факультет навигации Института гражданского морского судоходства, он стал служащим в государственной судовой компании «Navrom». С 1981 по 1987 г. Бэсеску работал капитаном на крупнотоннажных судах этого агентства, в 1984 г. был капитаном нефтяного танкера «Biruinja», самого боль-

шого судна румынского коммерческого флота в то время. С 1987 по 1989 г. он был уже начальником агентства «Каугош» в Антверпене.

Карьера бывшего морского капитана после падения режима Чаушеску развивалась стремительно: в 1991-1992 и в 19962000 гг. он - министр транспорта, 1992-1996 гг. - депутат парламента. Благодаря активному характеру и решительности он приобретал все большую известность. Очень популярным Бэсеску стал в бытность свою мэром Бухареста (2000-2004) благодаря активной хозяйственной деятельности и борьбе с коррупцией.

В 1990-е годы Бухарест представлял собой чисто восточный конгломерат со стаями агрессивно настроенных бродячих собак, толпами цыганских детей-попрошаек, с полуразрушенными фасадами исторических зданий, уличным криминалом и вездесущими бродягами. Многое изменилось в столице за время мэрства Бэсеску. Число собак кардинальным образом сократилось, была модернизирована система городского водоснабжения и освещения, а также система общественного транспорта, стало заметно чище и спокойнее. На этом посту будущий президент получил возможность непосредственного общения с народом, и народ оценил его, дав путевку в большую политику.

На президентских выборах 2004 г. Бэсеску представлял либеральное крыло румынской политической жизни, а именно не очень многочисленную, но уважаемую Демократическую партию. Однако как самостоятельное политформирование Демократическая партия тогда не имела шансов на победу, поэтому она вошла в альянс «Справедливость и правда» вместе с более многочисленной Национал-либеральной партией.

Победа будущему президенту далась нелегко: он получил лишь минимальный перевес в 1,2% голосов. Его соперником был политик-тяжеловес Адриан Нэстасе - на тот момент премьер-министр и председатель солидной правящей Социал-демократической партии (СДП), вышедшей, как и Демократическая партия, из Фронта национального спасения, взявшего на себя властные полномочия сразу после падения режима Чаушеску в 1989 г.1

1 Многочисленная левоцентристская часть Фронта национального спасения после раскола преобразовалась в Партию социальной демократии Румынии. В 2001 г. после слияния с «исторической», но малочисленной Румынской социал-демократической партией она получила название «Социал-демократическая партия Румынии», сделав, таким образом, удачный ребрендинг. Ее основатель и идейный вдохновитель - первый посткоммунистический лидер и президент Ион Илиеску.

Президентские выборы-2004 стали самыми ожесточенными и драматичными со времени падения коммунистического режима. Драматизмом характеризовалось и все президентство конфликтного, несговорчивого, резкого Траяна Бэсеску. Внутренняя среда в высшем эшелоне власти в тот период была нестабильной, конкурентной и противоречивой. Альянс праволиберальных сил «Справедливость и правда», как и предшествовавшая ему правая оппозиция 19962000 гг., оказался непрочным. При этом оппозиционная Социал-демократическая партия, имевшая большой вес в парламенте, старалась не упускать момента, чтобы этот хрупкий альянс разрушить.

У Бэсеску с самого начала сложились конфликтные отношения с премьер-министром. Им в соответствии с предвыборным соглашением альянса был назначен председатель Национал-либеральной партии К. Попеску-Тэричану. Конфликт, как комментировали национал-либералы, во многом был вызван тем, что Бэсеску хотел лично контролировать работу правительства. К примеру, президент выступил против предложения главы правительства немедленно вывести войска из Ирака. Также имели место разногласия в связи с назначениями в кабинет министров: наиболее неприятной была история с назначением министра иностранных дел. Руководитель внешнеполитического ведомства М.Р. Унгуряну, близкий сподвижник Бэсеску, ушел со своего поста в результате громкого скандала: он не предупредил власти страны, что двое румынских граждан были задержаны в Ираке американцами по обвинению в шпионаже и несколько месяцев провели в тюрьме. Однако президент отказался назначить на должность главы МИДа кандидатуру, предложенную премьером. В результате премьер некоторое время исполнял обязанности и министра иностранных дел.

Согласно поправкам, внесенным в Конституцию в 2003 г., президент был лишен права отправлять в отставку премьер-министра. Это придало особую остроту их взаимоотношениям. Открытое личное противостояние вылилось в первые месяцы 2007 г. в серьезный кризис политической системы: президент решением парламента, где главенствовали социал-демократы, был временно отстранен от власти. Официальным основанием для такого экстраординарного решения стали выводы специальной парламентской комиссии. Та обнаружила, что Бэсеску за два с половиной года своего президентства девятнадцать раз нарушал Конституцию. Ему, в частности, вменяли в вину смещение и назначение новых министров без согласования и консультаций с парламентом, отход от роли посредника в политической жизни

страны, вмешательство в работу органов правосудия и юстиции, предоставление необоснованных преференций некоторым лицам в процессе приватизации и получении выгодных контрактов и т.д. За это решение проголосовали не только оппозиционные партии (Социал-демократическая, Консервативная и «Великая Румыния»), но также и ряд депутатов из правящих Национал-либеральной партии и Демократического союза венгров Румынии.

Была ли какая-то подспудная причина беспрецедентного для Румынии решения парламента? Как сообщала пресса, Бэсеску навлек гнев и страх правящей элиты рядом бескомпромиссных и неосторожных действий. В частности, вскоре после избрания президент подписал указ о создании Национального антикоррупционного департамента (НАД), задачей которого было расследование фактов коррупции в высших эшелонах власти. Открытые обвинения были выдвинуты многим, в том числе бывшему премьер-министру и кандидату в президенты А. Нэстасе, который был вызван на допрос по поводу строительства элитного дома в центре Бухареста. Скандал принял такие формы, что Социал-демократическая партия была вынуждена откреститься от своего прежнего лидера и лишить его всех должностей1.

Последней каплей терпения стало исполнение президентом своего главного предвыборного обещания - покончить с коммунистическим прошлым. Назначенная президентом в декабре 2006 г. специальная комиссия по изучению секретных документов спецслужб обнародовала доклад, в котором упоминались имена ряда ведущих румынских политиков и крупных бизнесменов с их секретными именами в качестве агентов секуритате.

2007 год должен был стать личным триумфом Бэсеску -1 января Румынию приняли в Евросоюз. В обществе царила атмосфера радостных ожиданий. Это событие, однако, не было расценено как личная заслуга президента, напротив, он чуть было не лишился своих полномочий. Национал-либеральная партия весной 2007 г. объявила о расторжении альянса с пропрезидентской Демократической партией. Все представители НЛП, а также независимые члены кабинета министров подали в отставку. Тем временем Социал-демократическая партия при поддержке партии

1 Это дело получило развитие в последующие годы. По данным следствия, Нэстасе незаконно перевел на счета своих фирм 2 млн долл. из средств, которые предназначались для ведения его избирательной президентской кампании в 2004 г. В 2012 г. Нэстасе был наконец осужден.

«Великая Румыния» и Консервативной партии выдвинула предложение объявить президенту импичмент. Главным инициатором этой интриги был председатель СДП Мирча Джоанэ, который «рассчитывал, что импульсивный Бэсеску после объявления в парламенте импичмента подаст в отставку (вначале Бэсеску так и планировал поступить) и будут объявлены новые президентские выборы» [Брутер, 2007]. Джоанэ планировал принять участие в этих выборах, заручившись поддержкой Национал-либеральной партии, составлявшей основу правительства. В обмен на это социал-демократы обещали национал-либералам поддержку правительства меньшинства.

19 апреля 2007 г. румынский парламент на объединенном заседании верхней и нижней палат принял решение приостановить на тридцать дней полномочия президента под предлогом неконституционности его действий. От власти президент был отстранен, но расчет оппонентов не оправдался. В этот драматический для себя момент Бэсеску принял решение согласиться на всенародный референдум, предусмотренный Конституцией в таком случае. Спустя месяц референдум состоялся, и избиратели вернули своего любимца в президентское кресло: около 75% голосовавших высказались против импичмента. Этот несостоявшийся импичмент, считали некоторые эксперты, лишь усилил популярность Бэсеску в обществе [Pavel, 2010, p. 4].

По-другому воспринимала президента элита. Как левые, так и правые ее представители выступили тогда против Бэсеску, опасаясь в том числе за свой статус и личное благополучие. Еще в середине 1990-х аналитики делали вывод о том, что верхний слой румынских политиков имеет тенденцию к превращению в замкнутый деидеологизированный класс, неотъемлемой чертой которого является защита собственных интересов. Система неформальных связей при этом продолжает благополучно функционировать, и разорвать этот заколдованный круг чрезвычайно сложно.

Следует признать, что, придя к власти, Бэсеску попытался на деле разворошить муравейник неформальных отношений политической и экономической элит. Вместе с тем его самого обвиняли в продвижении в политику и на высшие государственные должности людей, не имеющих необходимых качеств и компетентности. Президенту ставили в укор, что он создает ближний круг преданных лиц - «семью». Были и другие обвинения, которые, правда, не удалось доказать. Известно, что, будучи министром транспорта, Бэсеску проводил приватизацию торгового флота. Позже СМИ

утверждали, что активы были проданы по явно заниженным ценам, и подозревали министра в коррупции.

Недоброжелатели обвиняют Бэсеску и в связях со спецслужбами при режиме Чаушеску. Эти предположения основываются только на том, что по долгу службы Бэсеску часто бывал за границей. Сам Бэсеску заверяет, что его связи со спецслужбами были минимальными: в то время у любого, кто занимал хоть какую-то руководящую должность и ездил за рубеж, такие контакты были обязательными.

Проблемы, возникшие у Бэсеску, были обусловлены во многом типом самой системы правления. После 1989 г. Румыния перешла к полупрезидентской системе. Президент, однако, играет здесь более важную роль, чем в обычной полупрезидентской системе. Президента избирают прямым всеобщим голосованием и от него многое зависит: он назначает премьер-министра, при нем действует Совет по обороне с очень широкими полномочиями. Однако кабинет министров формируется в соответствии с результатами парламентских выборов, независимо от предпочтений президента и поддерживающей его партии.

Бэсеску активно пользовался своими дополнительными полномочиями, чем вызывал критику со стороны оппонентов. «Если первые два президента за годы своего мандата воздерживались от прямого втягивания в политическое противостояние (исключение составляли лишь самые первые годы правления Иона Илиеску), то Траян Бэсеску заявил о себе как о "президенте-игроке". Он извлек немалую выгоду из состоявшегося в 2003 г. пересмотра Конституции, продлившего президентский мандат с четырех до пяти лет и расширившего президентские полномочия в отношении системы правосудия. Он использовал весь потенциал своей должности, иногда балансируя на грани законности, пытаясь нейтрализовать политических противников. В эту борьбу были вовлечены и правоохранительные органы, которые подверглись реформированию под предлогом борьбы с коррупцией, но на деле использовались для преследования видных политиков» [Тиугеа, 2014]. Оппоненты Бэсеску обвиняли его в стремлении создать систему личной власти с опорой на силовые структуры. Даже его борьба с коррупцией, по их мнению, имела единственную цель - уничтожение политических противников.

После неудавшегося импичмента 2007 г. в румынской политической элите начались сложные процессы образования новых партий и коалиций. Надвигались парламентские выборы. Лиди-

рующие позиции на этих выборах, состоявшихся 30 ноября 2008 г., занял альянс, казалось бы, несовместимых между собой Социал-демократической и Консервативной партий, с одной стороны, и новое политическое формирование - Демократическо-либеральная партия (ДЛП)1, поддержавшая президента Бэсеску, -с другой. По итогам голосования они получили, соответственно, 33,09 и 32,36% голосов.

Возникает вопрос, как новой Демократическо-либеральной партии удалось получить такой хороший результат. Причина, возможно, кроется в удачной предвыборной агитации. Судя по всему, политическая программа и риторика представителей ДЛП были положительно восприняты традиционным электоратом националистической партии «Великая Румыния». На этих выборах «Великая Румыния», которая обычно получала около 10% голосов, не смогла преодолеть даже пятипроцентный барьер, и ее представители не прошли в парламент.

Национал-либеральная партия, которую возглавлял бывший премьер-министр К. Попеску-Тэричану, набрала лишь чуть более 18% голосов. Как в 1996 и 2004 гг., пришлось формировать правящую коалицию, но ее наполнение было совершенно иное: она должна была объединить две равнозначные по влиянию, но во многом противоположные силы. И вот 14 декабря 2008 г. было подписано коалиционное соглашение «Партнерство ради Румынии». Правящая коалиция теперь состояла из непримиримых оппонентов - левоцентристских социал-демократов и праволибе-ральных сил. Проведя консультации с лидерами парламентских партий, президент выдвинул на пост премьер-министра кандидатуру руководителя ДЛП Эмиля Бока, который был утвержден.

Результатов такого «союза» недолго пришлось ожидать. В октябре 2009 г., накануне очередных президентских выборов, Румыния оказалась фактически без правительства. Кризис начался с уходом сразу девяти министров, которые обвинили Бэсеску в том, что он намерен фальсифицировать итоги предстоящих президентских выборов. Вскоре парламент выразил вотум недоверия премьер-министру Э. Боку, и тот был вынужден уйти в отставку. В начале ноября 2009 г. румынские депутаты отвергли новую кан-

1 Демократическо-либеральная партия была дальновидно создана сторонниками Бэсеску незадолго до парламентских выборов в результате объединения новой Либерально-демократической партии (образованной в том числе из тех, кто покинул «старую» НЛП) с пропрезидентской Демократической партией.

дидатуру на пост премьера, предложенную президентом. Вслед за этим МВФ объявил о приостановке своей программы финансирования страны ввиду нестабильности политической ситуации в Румынии. В такой политической кутерьме Бэсеску не только осуществлял текущую деятельность, но и готовился вновь баллотироваться в президенты.

22 ноября 2009 г. состоялись новые президентские выборы, и (о чудо!) с минимальным перевесом приблизительно в 1% голосов президент Бэсеску победил своего нового оппонента Мирчу Джоане, как и Нэстасе, представителя Социал-демократической партии. Вокруг результатов выборов сложилась скандальная ситуация, ибо Джоане их оспаривал. После пересчета голосов Конституционный суд все же признал победу действующего президента. Новую правящую коалицию составили Демократическо-либеральная партия и Демократический союз венгров Румынии. Премьер-министром был снова назначен Э. Бок.

Накануне президентских выборов-2009 Бэсеску выступил с инициативой проведения парламентской реформы. Реформа, говорил президент, позволит сократить расходы на содержание госаппарата и ускорить законодательные процедуры, снизить коррупционные риски. Суть инициативы состояла в том, чтобы упразднить двухпалатную парламентскую систему и сократить количество депутатов. До изменений в Конституции в 2003 г. обе палаты имели одинаковые полномочия и совместно утверждали законы. Ранее, если мнение палат расходилось, то специальная комиссия согласовывала окончательный текст закона. После референдума 2003 г. Сенат был объявлен решающей палатой, что ускорило согласование законов. Однако по-прежнему процесс принятия решений затягивался.

Половина румынских избирателей (50,16%) приняла участие в общенациональном референдуме по вопросу о необходимости реформирования парламента. Он проходил одновременно с президентскими выборами; большинство участников высказались в поддержку реформ: уменьшения количества депутатов и замене двухпалатного парламента однопалатным. Однако эта реформа так и не была осуществлена. Сама президентская инициатива вызвала неоднозначные оценки: некоторые заявляли, что смысл ее - популистский: привлечь к голосованию большее количество избирателей, симпатизирующих Бэсеску.

Президентские выборы-2009 подтвердили мнение, что в посткоммунистической Румынии президентская власть всегда имела и имеет больше полномочий, нежели это позволяют конституци-

онные рамки и законодательство. Одной из немногих удавшихся попыток ограничения президентской власти считается внесение в 2003 г. уже упомянутой поправки в Конституцию, согласно которой президент не может отправить в отставку премьер-министра (ст. 107). Именно эта поправка позволила в 2008 г. премьеру К. Попеску-Тэричану выполнить до конца срок своих полномочий, несмотря на попытки Бэсеску прервать его деятельность на этом посту.

Второй срок президентства Бэсеску пришелся на мировой экономический кризис, поэтому ему пришлось проводить непопулярные реформы и принимать жесткие меры экономии. Кризис ударил по Румынии сильнее, чем по многим другим странам Восточной Европы. С октября 2009 г. жители Румынии постоянно проводили акции протеста против сокращения и замораживания зарплат в государственном секторе. Особенную остроту уличные манифестации приобрели в мае 2010 г. в связи с тем, что МВФ потребовал для ужесточения режима экономии снижения зарплат на 25%, а пенсий на 15%.

В январе 2012 г. страну охватили массовые протесты против намеченной реформы здравоохранения. Протестующие требовали отставки президента и правительства. В результате правительство Э. Бока, поддерживающее президента, ушло в отставку.

В феврале 2012 г. левоцентристская Социал-демократическая партия и праволиберальная Национал-либеральная партия сформировали Социал-либеральный союз, занявший большинство мест в парламенте. Этот союз в мае 2012 г. утвердил нового премьер-министра - социал-демократа Виктора Понту. С этого момента начались новые разногласия: между премьером и парламентом, с одной стороны, и президентом - с другой. В 2012 г. Социал-либеральный союз обвинил Траяна Бэсеску в нарушении Конституции, ущемлении прав граждан и создании помех для нормальной работы правительства.

6 июля 2012 г. парламент Румынии снова вынес Траяну Бэ-сеску импичмент. И снова был назначен референдум. Незадолго до этого Бэсеску призвал граждан к бойкоту референдума. За импичмент проголосовали 87% участвующих в голосовании, но в результате недостаточной явки (46%) референдум был признан недействительным. 21 августа Конституционный суд Румынии признал референдум несостоявшимся. Президент получил право вернуться к исполнению своих обязанностей. Нелишне отметить, что президента Бэсеску открыто поддержали Европейская комис-

сия, канцлер Германии Ангела Меркель и посольство США в Бухаресте. Последнее, конечно, также способствовало его восстановлению в должности.

Несмотря на все экономические и политические перипетии, Бэсеску удалось удерживать власть в течение положенных ему десяти лет. Не в последнюю очередь ему всегда помогала популистская составляющая его политического имиджа. Популизм - вообще характерная черта румынской политической жизни. Зачастую он является тактическим ходом в ущерб стратегическим целям политики. Аналогичная ситуация наблюдается на всем пространстве посткомунистической Европы. Популизм, в том числе правого радикально-националистического толка, как известно, имеет достаточное распространение и в Западной Европе.

Однако Бэсеску - вовсе не ординарный популист, который все обещает, но мало что делает. Он прежде всего обладает некоторыми чертами, которые действительно подкупают: это в первую очередь искренность и убежденность. Рядовые граждане, участвующие в социологических опросах, отмечают, что он активен и смел, понятен и близок простому человеку, его считают также богобоязненным [СюАапса, 2007].

Прямота Бэсеску при этом выражается не только в словах. Так, будучи членом нижней палаты парламента в 1992-1996 гг., он стал первым румынским парламентарием, который отказался от депутатской неприкосновенности в ответ на обвинения в участии в аферах с продажей судов на предыдущем посту министра транспорта.

Бэсеску, безусловно, - человек дела и готов служить своей родине до последнего. В Румынии, и не только в ней, всегда популярен образ «политика-спасителя», настоящего, мужественного человека. К типу «политика-спасителя» относят и Траяна Бэсеску. Он к тому же спаситель, так сказать, профессиональный, ибо был капитаном морского флота, а теперь, как полагали многие, «пришел, чтобы спасти нас» [Масоуекшс, 2007].

К тому же он прирожденный полемист, спорщик, оратор. Он умеет выразить мысль ярко, смело, доходчиво, а часто и парадоксально. Так, например, во время теледебатов со своим соперником по президентской гонке А. Нэстасе в 2004 г. Бэсеску заявил: «Вы знаете, величайшим проклятием Румынии сейчас является то, что ей приходится выбирать между двумя бывшими членами коммунистической партии» [цит. по: Леерс, 2011].

Журналисты, однако, не очень жаловали Бэсеску в роли президента. Напротив, они соревновались друг с другом, коллекцио-

нируя его скандальные высказывания вроде «школы выпускают идиотов» или «это первый компетентный армянин, которого я встречал» (речь шла о враче, который делал президенту операцию). Бэсеску в свою очередь платил журналистам откровенной грубостью. Так, в 2006 г. за критическую статью о себе он назвал корреспондента газеты «Сигеп1:и1» обидным словом <^ао2аг» (от румынского - педик).

Имидж правдолюба и «своего парня», который в любых обстоятельствах может рубить правду-матку, Бэсеску создал и на международной арене.

Каковы были позиции Румынии во внешнеполитической сфере ко времени вступления президента Бэсеску в должность в ноябре 2004 г.? Уже был подписан (3 июля 2003 г.) многотрудный базовый российско-румынский договор. Российско-румынские отношения, как ожидалось в Москве, должны были бы улучшиться, но этого, как показали дальнейшие события, не случилось. Румыния готовилась вступить в НАТО и 29 марта 2004 г. она была принята в эту организацию. Теперь румынское руководство ставило задачу скорейшего вступления в Евросоюз.

Вскоре после избрания Траян Бэсеску, 14-15 февраля 2005 г., побывал с рабочим визитом в России, а 9 мая того же года даже принял участие в состоявшихся в Москве торжествах по случаю 60-летия Победы. Последнее воспринималось как свидетельство доброжелательных намерений. Ведь лидеры Литвы и Эстонии, так же как и румыны, недобрым словом вспоминающие пакт Молото-ва-Риббентропа, не приехали.

Но это были не просто дружеские встречи. Их цель была вполне прагматичная. Согласно комментариям в СМИ, во время своего февральского визита Бэсеску добивался включения Румынии в формат переговоров по разрешению приднестровского кон-фликта1. Москва, как известно, категорически против участия Бухареста в обсуждении приднестровской темы. Никаких признаков сближения не последовало, и Бухарест продолжал отдаляться от Москвы, а 1 января 2007 г. Румыния вступила в Евросоюз.

1 В 2000-е годы в разрешение приднестровского конфликта включились силы глобального уровня. Однако и переговоры в формате «5 + 2» (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) не дали удовлетворительных результатов. Румыния не участвует в этих переговорах, но желала бы этого. Однако ни прямые заявления, ни косвенные намеки не находят понимания со стороны России.

Следующий прямой контакт на уровне президентов состоялся только в апреле 2008 г. Бэсеску встретился с Путиным во время саммита НАТО, который проходил в Бухаресте. В рамках саммита происходило также заседание Совета Россия - НАТО. Обстоятельства этой встречи были очень напряженными. В повестке дня стоял вопрос о расширении НАТО: лидеры Украины и Грузии обратились с официальной просьбой о предоставлении их странам статуса участников Плана действий по подготовке к членству в НАТО.

США всячески продвигали эту инициативу, и Румыния была среди стран, однозначно поддержавших США. Из-за резкого противодействия Москвы и ряда западноевропейских государств решение о подготовке процесса к членству Украины и Грузии, как известно, было отложено. Тем не менее в период саммита тональность румынской прессы была весьма благожелательной, и можно было надеяться на новые конструктивные подходы. В ходе встречи Путин - Бэсеску последний получил приглашение посетить Москву с официальным визитом. Этот визит, однако, не состоялся. Вскоре последовали грузинские события августа 2008 г. Официальный Бухарест поддержал Саакашвили.

Существуют и другие причины, осложняющие российско-румынские отношения. Это - Молдавия1, где интересы России и Румынии сталкиваются напрямую. В румынской политической доктрине всегда присутствовал импульс к объединению с «исконными братьями»-молдаванами, но при Бэсеску Румыния чрезвычайно активизировала действия, направленные на «румынизацию» соседнего государства, что совершенно неприемлемо для России, привыкшей считать Молдавию зоной собственного геополитического интереса.

За время своего президентства Бэсеску неоднократно и в провокационной манере заявлял о необходимости объединения Румынии и Молдавии, которую он называл «румынской землей». Бэсеску не раз заявлял, что путь в Евросоюз для Молдавии лежит только через объединение с Румынией. Он даже предлагал сделать воссоединение двух государств третьим крупнейшим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и ЕС. После окончания президентских полномочий Бэсеску вспоминал однажды: «Когда мой мандат только начался, в 2004, у меня была мысль

1 Эти земли были заселены молдаванами издревле. Сама Румыния как самостоятельное государство возникла позже, и только с 1918 по 1940 г. Бессарабия была частью Большой Румынии.

о том, что нужно работать над объединением двух государств. В 2005 г. провели опрос, который показал, что только 3% граждан РМ - унионисты. Тогда я понял, что нужно делать. Чтобы дать возможность молодежи узнать Румынию, я увеличил количество стипендий. Так, от 130 вакантных мест для студентов РМ мы дошли до пяти тысяч. Подумайте, каждый год 20 тыс. студентов учат тут то, чего их родители не знали, погрязая в московской пропаганде. Затем я решил предоставлять проще румынское гражданство тем, кто его невольно потерял, и их родственникам до четвертого колена. И, если не ошибаюсь, в 2013 г. еще раз провели опрос, в котором за объединение выступало уже 28% населения» [цит. по: Раёигаги, 2016].

В этом контексте нельзя не обратить внимания на то, что при вступлении в НАТО Румынии было позволено обойти Устав Североатлантического альянса в отношении неурегулированных отношений с соседними государствами. Румыния до сих пор не имеет ни базового договора, ни договора о границах с Молдавией. Бэсеску же неоднократно заявлял о ненужности такого договора, ибо Молдавия - незаконно отторгнутая часть Румынии: «В конце концов, мы говорим о разъединении, приказанном Сталиным и Гитлером и исполненном их министрами иностранных дел: Молотовым и Риббентропом. Почему у нас нет силы духа сказать, что мы больше не хотим жить по модели, установленной двумя преступниками? И ответ скрыт в моем утверждении: страх.

Помимо страха, большая часть молдавских политиков хотят иметь свою страну. Это одна из основных проблем, ради которой они систематически отклоняют обсуждение вопроса объединения. Я пытался запустить этот диалог на всех уровнях, но от них слышен всегда один аргумент, тот же, который был и у Иона Илиеску в начале 90-х: "Не время!"» [цит. по: Раёигаги, 2016].

Бэсеску ставит здесь все точки над 1, и нельзя отказать ему в трезвости суждений. Особую активность в этом направлении Бэсеску стал проявлять после истечения срока своих президентских полномочий. Еще будучи президентом, он заявил, что будет просить молдавское гражданство, когда покинет высший государственный пост. По его мнению, этот шаг должен ускорить политический процесс объединения. Бэсеску действительно стал гражданином Молдавии, но, правда, лишь через полтора года после окончания срока президентских полномочий.

Для тех в Молдавии, кто ощущает себя румынами, Бэсеску -почти национальный герой. Став председателем новой румынской

партии «Народное движение», Бэсеску активизировал свою унио-нистскую риторику не только в пределах Румынии, но непосредственно в Молдавии. «Мы единственная политическая партия, взявшая в качестве политической цели страны, третьей целью после интеграции в НАТО и ЕС, объединение Румынии с Республикой Молдова. Эта цель возможна, пока у политиков есть мужество говорить об этом. Уверяю вас, что за десять лет я обсуждал эту тему на встречах с ведущими политиками мира, в том числе с президентом Российской Федерации - одним из двух, чей мандат совпал с моими», - сказал экс-президент [цит. по: Гамова, 2016].

Бэсеску критикует нынешнего румынского президента Клауса Йоханниса за то, что тот провозгласил главной целью страны присоединение к зоне евро: «Ничего смешнее не придумаешь. Обязательство по договору о присоединении к ЕС не может быть целью страны. Целью страны должно быть объединение Румынии с Молдавией» [Экс-президент.., 2015].

За годы президентства Траяна Бэсеску Румынии удалось не только максимально приблизиться к Западу и оформить этот процесс институционально. Характерной чертой правления Бэсеску стала демонстрация полнейшей лояльности политике Вашингтона. В этот период Румыния преуспела в этом отношении даже более других восточноевропейских стран. Неприятной новостью для Москвы было сообщение о договоренности между США и Румынией создать на ее территории американскую военную базу, а затем - решение румынского правительства о размещении элементов американской системы ПРО. Рамочный договор о размещении в Румынии американских баз был подписан в декабре 2005 г., будучи первым соглашением такого рода с бывшей коммунистической страной в Восточной Европе. В 2006 г. авиабаза «Михаил Когэл-ничану» стала первым военным объектом в Румынии, принявшим постоянный контингент американских войск1.

Когда 3 мая 2011 г. было объявлено о том, что достигнута договоренность о размещении в Румынии базы американских ракет-перехватчиков, Россия обратилась с просьбой о юридических гарантиях и предложила совместную разработку системы ПРО, но представители НАТО, как известно, уклонились от обсуждения этой темы.

1 Аэродром «Михаил Когэлничану» - бывшая авиабаза ВВС Румынии. Находится недалеко от морского порта Констанца. Этот аэродром американцы использовали в начале операций в Афганистане и Ираке. Позже кроме этой базы в Румынии под свои нужды Пентагон арендовал еще три военных объекта.

13 сентября 2011 г. договор о размещении на территории Румынии элементов противоракетной обороны США был подписан. Двустороннее соглашение с Соединенными Штатами предусматривало создание комплекса противоракетной обороны, который включает развертывание радиолокационной станции и противоракет ПРО. Объект в Румынии - часть системы противоракетной обороны НАТО. После начала ввода в эксплуатацию в 2015 г. он находится под командованием и управлением НАТО.

Бэсеску, в свойственной ему популистской манере, следующим образом комментировал вопрос о юридических гарантиях, на которых настаивала Россия: «Мы защищаемся от государств, имеющих неизмеримо меньший потенциал, или от террористической атаки, а не от России, которая имеет тысячи ракет. Что могут сделать 24 ракеты против арсенала Российской Федерации?» [Вазе8си, 2012].

Как известно, на протяжении многих лет Россия старалась ослабить проникновение НАТО в Черноморский регион. Румыния же как черноморская страна и член НАТО в меру своих возможностей содействовала политике альянса. Бэсеску проявлял себя в этом направлении особенно демонстративно. В частности, именно по его инициативе 6 июня 2006 г. в Бухаресте состоялся саммит «Черноморского форума диалога и партнерства», в котором приняли участие президенты Румынии, Армении и стран - членов ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии). Турция направила в Румынию государственного министра, а Болгария -главу МИДа. В его работе принимали участие также представители ООН, ОБСЕ, Совета Европы и НАТО. В числе прочего на форуме были затронуты проблемы «замороженных» конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. «Черноморский форум задуман как площадка для широкого обсуждения политических вопросов на уровне глав государств всего региона», - заявил Бэсеску накануне саммита [цит. по: Соловьев. Официальное.., 2006].

Обсуждение политических вопросов на этом форуме, судя по всему, было понято в Москве как стремление к усилению евро-атлантического присутствия в регионе. Путин отказался участвовать в этом мероприятии. Глава МИДа С. Лавров сказал: «Мы скептически относимся к созыву абстрактных форумов с размытой повесткой дня» [цит. по: Соловьев. Румыния.., 2006].

Президент Бэсеску в свою очередь неоднократно заявлял, что не доверяет России из-за присутствия российских войск в Приднестровье. Его беспокоил также факт продления в 2010 г.

договора с Украиной о базировании российского флота в Севастополе. Особенно резко комментировал румынский президент роль и участие России в развертывании украинского кризиса. Он не только поддержал западные санкции в отношении нашей страны, но и ратовал за их ужесточение. Бэсеску даже прямо обращался к США с просьбой о военной поддержке Киева.

При этом в наиболее острый период - весной 2014 г. - Бэсе-ску проявлял крайнюю нервозность и даже сокрушался, что значительная часть мужского населения страны находится на заработках в Западной Европе: сокращены возможности срочной мобилизации. На совместной с молдавским президентом Н. Тимофти пресс-конференции в Яссах он заявлял, что присоединение Россией Крыма - это только начало «планов Путина», и под угрозой находится также и Молдавия [Бэсеску: Россия.., 2014].

В период своего президентства Бэсеску отличался и особо демонстративной антироссийской риторикой. Эта «риторика» и вольные геополитические импровизации Бэсеску становились даже скандальным хитом мировых СМИ. Иногда они воспринимались как некие фигуры политической клоунады. Чего стоят высказывания о том, что Россия считает Черное море «русским озером», а политика «Газпрома» хуже «нашествия Красной армии»!

В июне 2011 г., в 70-летнюю годовщину начала операции «Барбаросса», Бэсеску сказал на румынском телевидении, что маршал Ион Антонеску, перейдя в 1941 г. реку Прут, действовал из патриотических соображений, ибо его цель состояла в возврате «исторических территорий» - Бессарабии и Буковины. Поэтому ему понятны тогдашние мотивы румынского военачальника и премьера. Последовали возмущенные комментарии со стороны МИД РФ и российских СМИ, обвинивших президента в поддержке фашистской Германии. Румынские СМИ, в свою очередь, возмутились тем, что президент в том же интервью назвал предателем и «слугой русских» короля Михая, вынужденно отрекшегося от престола в 1947 г. Председатель Национал-либеральной партии Крин Антонеску даже направил письмо с извинениями в адрес бывшего короля, которого сегодня считают в Румынии символом национальной истории. Крин Антонеску также уподобил президента «пьяному в деревенской корчме» и отождествил его с Гитлером в 1944 г., ибо последний как раз и назвал короля «слугой русских», после того как румынские войска в условиях наступления Красной армии в 1944 г. получили приказ короля перейти на ее сторону [Уи1ре, 2011].

Под занавес своего президентства Бэсеску успел посоревноваться в «остроумии» с нашим вице-премьером Д. Рогозиным. Вылет последнего в Приднестровье на празднование дня Победы в мае 2014 г. осложнился тем, что и Украина, и Румыния отказались предоставить воздушное пространство для лайнера, в котором находился Рогозин. Позже российский вице-премьер счел уместным пошутить в социальных сетях: дескать, другой раз полечу в Европу на стратегическом бомбардировщике ТУ-160.

Бэсеску не преминул использовать скандальную шутку, чтобы весело поупражняться в ехидстве. «Я могу отреагировать на такие заявления единственно возможным образом. Надо выяснить, сколько водки выпил Рогозин, прежде чем делать такие заявления. Они полностью лишены уважения к другому государству, ко всему, что не является матушкой Россией», - заявил президент в интервью румынскому интернет-изданию opiniatimisoarei.ro [Тга1ап Ва8е8си despre.., 2014].

Надо признать, что свое амплуа скандалиста и бунтаря румынский президент поддерживал иногда и в отношениях с западными странами. Например, после того как в сентябре 2011 г. Гаага заблокировала вхождение Румынии в Шенгенскую зону, румынские пограничники стали задерживать голландские тюльпаны, обнаружив в их луковицах «опасную бактерию». Затем глава государства публично выступил с просьбой, чтобы граждане его страны не покупали продукты из Голландии. «Я думаю, что не покупать голландские овощи - это правильно», - заявил Бэсеску местным телеканалам, добавив, что сам он предпочитает испанскую или турецкую продукцию [цит. по: Печко, 2011]. Такого рода «война продуктов», как известно, используется разными странами в качестве политической демонстрации, но главы государств в качестве актеров политической сцены обычно в ней не участвуют.

Нельзя не отметить, что Бэсеску порой действовал наперекор европейским партнерам и по достаточно серьезным вопросам. После признания странами Евросоюза независимости Косова в 2008 г. он твердо заявил, что Румыния считает Косово неотъемлемой частью Сербии и никогда не признает его независимость. Это вызвало очень серьезное раздражение в Брюсселе. Причина же такой позиции в том, что Румыния опасается территориальных притязаний Венгрии, поэтому независимо от того, кто ее возглавляет, очень последовательна в защите нерушимости существующих европейских границ. Стоит вспомнить также позицию Румынии на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 г. Наперекор Франции

и Германии Румыния поддержала американскую идею о вступлении в НАТО Украины и Грузии.

Сегодня, уже после истечения срока президентских полномочий, Бэсеску не оставляет политической деятельности. Как отмечалось, он продолжает трудиться на ниве сближения Румынии и Молдавии, предпринимая активные шаги в этом направлении. Нельзя не заметить при этом определенной сдержанности в его сегодняшних публичных выступлениях и интервью, что подтверждает очередной раз заключение о том, что это политик прагматичный и достаточно осторожный, несмотря на внешнюю оболочку скандалиста и даже клоуна.

Румыния, ступив в декабре 1989 г. на путь демократизации, испытала много сложных моментов, но, как правило, во главе государства здесь оказываются личности яркие, неординарные. Кажется даже, что важнейшим и решающим условием занятия высшей государственной должности является в Румынии степень харизматичности претендента. Траян Бэсеску - ярчайшая фигура, подтверждающая это заключение.

Список литературы

Брутер В. Политическая ситуация в Румынии после референдума 19 мая и перспективы // Международный институт гуманитарно-политических исследований. - 2007. - 24 апреля. - Режим доступа: http://www.igpi.ru/info/people/bruter/ 1180033617.html (Дата обращения: 16.02.2016.)

Бэсеску: «Россия Крымом не ограничится, надо принимать меры» // Point. - 2014. -19 марта. - Режим доступа: https://point.md/ru/novosti/politika/besesku58-quotrossiya-na-krimu-ne-ostanovitsya-nado-prinyatj-meriquot (Дата обращения: 16.04.2016.)

Гамова С. В Бухаресте не оставляют надежд присоединить Бессарабию // Независимая газета. - М., 2016. - 12 апр.

Леерс Г., Печко В. Человек недели: Траян Бэсеску // Euromag. - 2011. - 16 декабря. -Режим доступа: http://www.euromag.ru/man_of_week/16098.html (Дата обращения: 10.02.2016.)

Печко В. Президент объявил бойкот // Euromag. - 2011. - 13 декабря. - Режим доступа: http://www.euromag.ru/romania/15928.html (Дата обращения: 19.02.2016.)

Соловьев В. Официальное мнение: Наши отношения были заморожены, и это была ошибка // Коммерсант. - М., 2006. - 29 июня.

Соловьев В. Румыния не дозвалась Россию на Черноморский форум // Коммерсант. - М., 2006. - 6 июня.

Тиугеа Г.-В. Демократический транзит в Румынии (1989-2014): Надежды, достижения, разочарования // Новое литературное обозрение, Неприкосновенный запас. - 2014. - № 5. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/5490#sthash. RzEUALgp.dpuf (Дата обращения: 11.09.2015.)

Экс-президент Румынии предложил провести референдум об объединении с Молдавией // ТАСС. - 2015. - 17 августа. - Режим доступа: http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/2191095 (Дата обращения: 09.02.2016.)

Basescu Т. Interviu exclusiv cu Traian Basescu // Radio Vocea Rusiei. - 2012. -15 august. - Mode of access: http://romanian.ruvr.ru/2012_08_15/85172633/ (Дата обращения: 16.01.2016.)

Cioflanca A. Clientul electoral, stapinul nostru. Populistii satisfac a^teptari de rol ale electoratului pe care politicienii onorabili le ignora // Ziarul de Ia§i. - Ia§i, 2007. -8 mar^.

Macoveiciuc A., Olteanu M., Ioni^a I.M. Demagogia §i populismul cuceresc politica romaneasca. Traian Basescu, Gigi Becali §i Marian Vanghelie conduc in topul baie^ilor duri //Adevarul. - Buc., 2007. - 2 mart.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Paduraru P. Interviu cu ex-pre§edintele Romaniei, Traian Basescu: «Discu^iile mele cu Putin au fost intotdeauna legate de respectarea acordului de la Istanbul» // Timpul.md. - 2016. - 7 martie. - Mode of access: http://www.timpul.md/articol/ interviu-cu-ex-presedintele-romaniei-traian-basescu-discutiile-mele-cu-putin-au-fost-intotdeauna-legate-de-respectarea-acordului-de-la-istanbul-89290.html (Дата обращения: 12.05.2016.)

Pavel D. Preziden^ialismul romanesc §i alegerile. De la Iliescu la Basescu // Sfera polit. - Buc., 2010. - N 143. - P. 3-11.

Traian Basescu despre amenin^arile lui Rogozin: Trebuie sa aflam cata vodca consumase inainte de a face afirma^iile la adresa Romaniei // OpiniaTimisoarei. -2014. - 11 mai. - Mode of access: http://www.opiniatimisoarei.ro/exclusiv-traian-basescu-despre-amenintarile-lui-rogozin-trebuie-sa-aflam-cata-vodca-consumase-inainte-de-a-face-afirmatiile-la-adresa-romaniei/11/05/2014/ (Дата обращения: 06.03.2016.)

Vulpe M. Antonescu: Basescu 2011 este Hitler 1944. «Vorbe^te ca un be^iv la carciuma satului» // EVZ.RO. - 2011. - 23 iunie. - Mode of access: http://www.evz.ro/ antonescu-cere-scuze-regelui-mihai-pentru-agresiunea-stupida-a-apatridului-moral-traian-basesc.html (Дата обращения: 26.02.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.