Научная статья на тему 'TRAVELSKILLS КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ'

TRAVELSKILLS КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРВЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЧЕМПИОНАТ / TRAVELSKILLS / WORLDSKILLS / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / COMPETENCE / TOURISM / TRAINING / FIRST INDUSTRY CHAMPIONSHIP / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н., Киреева Ю. А.

Анализируются новые формы оценки качества подготовки кадров через деятельность международной ассоциации WorldSkills в повышении статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификаций по всему миру и в России в частности. Рассматриваются краткая характеристика заданий Первого отраслевого чемпионата TravelSkills и содержание основных дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Туризм»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремцева Т. Н., Киреева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVELSKILLS AS AN ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PERSONNEL TRAINING FOR TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA

The article deals with the current trends in organization of tourist activity in Russia. It analyzes the process of creating a Federal register of travel agencies, the launch of E-vouchers in tourism and the current state of special economic zones of tourist and recreational type

Текст научной работы на тему «TRAVELSKILLS КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ»

УДК 378.13

Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА, Ю.А. КИРЕЕВА

TRAVELSKILLS КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ

Анализируются новые формы оценки качества подготовки кадров через деятельность международной ассоциации WorldSkiUs в повышении статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификаций по всему миру и в России в частности. Рассматриваются краткая характеристика заданий Первого отраслевого чемпионата TravelSkills и содержание основных дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Туризм». Ключевые слова: компетенция, туризм, подготовка кадров, Первый отраслевой чемпионат, TravelSkills, WorldSkills, оценка качества.

New forms of assessing the quality of personnel training are analyzed through the activities of the international association WorldSkills in raising the status and standards of professional training and qualifications around the world and in Russia in particular. The authors consider a brief description of the tasks of the First Industry Championship TravelSkills and the content of the main disciplines aimed at the formation of students' professional competencies in "Tourism".

Key words: competence, tourism, training, First Industry Championship, TravelSkills, WorldSkills, quality assessment.

Для любой страны сегодня борьба за лидирующие технологические позиции заключается в достижении высокого уровня человеческого капитала. Развитие современных профессиональных и управленческих навыков и использование капитала знаний уже сейчас стало важнейшим условием для долгосрочного экономического роста [1].

По данным Всемирной туристской организации (далее - ЮНВТО) число поездок туристов во всем мире в 2018 г. достигло рекордных 1,4 млрд, что на 6% больше, чем в 2017 г. По прогнозам ожидалось, что этот рубеж будет пройден только в 2020 г. Специалисты ЮНВТО отмечают, что в 2019 г. турпоток в мире вырастет еще на 3-4% из-за стабильных цен на

© Ефремцева Т.Н., Киреева Ю.А., 2019

топливо, что приведет к доступности авиаперевозок [8].

Обратимся к нашим показателям внутреннего туризма. По данным Ро-стуризма, с 2015 по 2017 г. внутренний турпоток в России вырос на 18% и приблизился к 50 млн человек [3]. Прогнозируется, что в ближайшее время данный показатель достигнет 70 млн путешествующих.

Стремительно развивающаяся индустрия туризма во всем мире диктует необходимость обратить пристальное внимание на подготовку квалифицированных специалистов для работы в сфере туризма.

Социологические исследования маркетинговых служб многих туристских компаний и организаций гостеприимства показывают, что в большинстве

случаев работодатели, предоставляющие рабочие места, ориентируются на профессионально обученную рабочую силу.

Первая гостиничная школа открылась в конце XIX в. в Швейцарии, ставшей лидером по подготовке кадров для этой индустрии. В США, Великобритании, Испании, Ирландии и других странах туристские учебные заведения стали открываться только в начале XX в. Путешествия и туризм явились базовыми направлениями большинства этих школ.

Российская международная академия туризма (далее - РМАТ) является не только ведущим, но и старейшим учебным заведением в стране, осуществляющим подготовку специалистов в своей отрасли: за 50 лет ее существования было подготовлено 55 тыс. специалистов для сферы туризма и гостеприимства [3].

Однако специалисты туристской отрасли отмечают, что существует проблема не в нехватке выпускников с профильным образованием, а в уровне их подготовки, их завышенной самооценке и низкой трудовой мотивации.

Внедрение инновационного подхода в подготовке кадров могло бы стать решением этой проблемы. Участие студентов колледжей и вузов в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills позволит продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции и применить их на практике.

WorldSkills International (далее -WSI) - международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований

по всему миру. WSI основана в 1953 г., в настоящее время в состав организации входит 79 стран [5].

Основная миссия WSI заключается в привлечении внимания к рабочим профессиям и создании условий для развития высоких профессиональных стандартов [4]. Мировой чемпионат WorldSkills проходит раз в два года. В нем принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, которые оценивают выполнение заданий.

Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров, соответствующих мировым стандартам и потребностям новых высокотехнологичных производств [4, 5].

Россия вступила в WorldSkills весной 2012 г. Сразу же в течение полутора лет в российские профессиональные учреждения были внедрены адаптированные программы WorldSkills. За шесть лет были проведены порядка 500 региональных, корпоративных, вузовских и национальных чемпионатов. В них соревновались более 100 тыс. участников. Кроме того, следующий мировой чемпионат пройдет с 22 по 27 августа 2019 г. в Казани. В Россию приедут молодые специалисты более чем из 70 стран, чтобы соревноваться за звание лучшего в 51 компетенции [7].

Профессионалы сферы туризма также присоединились к движению, про-

ведя в марте 2019 г. Первый отраслевой чемпионат Т^е^кНк в России. Чемпионат проходил по трем компетенциям:

• турагентская деятельность;

• туроператорская деятельность;

• организация экскурсионных услуг.

В чемпионате приняли участие профессионалы (обязательное требование - конкурсант должен являться действующим сотрудником компа-

нии), школьники, студенты среднего профессионального образования (далее - СПО) и вузов.

Необходимо отметить, что задания для участников чемпионата разрабатывались ведущими экспертами отрасли, что фактически гарантировало объективную оценку актуальных знаний для действующих и будущих сотрудников туристских компаний. В табл. 1 представлен перечень заданий.

Таблица 1

Краткая характеристика заданий Первого отраслевого чемпионата Travel Skills [2]

№ п/п Компетенции Школьники, студенты СПО и вузов

1 Турагентская деятельность Подготовка к открытию турагентства - самый важный этап. Главные задачи участников компетенции: научиться организовывать работу с партнерами на начальном этапе, разработать план по открытию и правильно презентовать свой продукт перед профессиональной публикой. Участникам предлагалось разработать бизнес-план открытия нового туристского агентства на условиях франчайзинга от таких компаний, как «Сле-тать.ру», «ANEX Tour», «Розовый слон», «Online tours»

2 Туроператорская деятельность Участники должны были заранее изучить различные туристские направления и их возможности. Конкурсантам были предложены следующие страны: Куба, Кипр, Индонезия. Команды заранее подготовили выступление перед публикой, основной целью которого было представить туристское направление для последующего вывода турпродукта на рынок

3 Организация экскурсионных услуг Участникам предстояло заранее разработать авторский мастер-класс, который должен войти в программу действующей экскурсии, а также провести разработанный мастер-класс на конкурсной площадке с реальными экскурсантами. Участникам было предложено два варианта действующих экскурсий: тематическая экскурсия «Вкус родного хлеба» (Музей хлеба, культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово»), обзорная экскурсия в Доме Деда Мороза (культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово»)

Во время проведения чемпионата большая роль отводилась и экспертам. Это люди, обладающие богатым опытом и знаниями в профессиональной сфере, соблюдающие стандарты

и регламент WorldSkills, участвующие в подготовке заданий и определении критериев оценки. Экспертами на Первом отраслевом чемпионате TravelSkills выступили специалисты

ведущих туроператорских компаний и турагентских сетей [2].

В Первом отраслевом чемпионате Ъ^е^кНЬ принимали участие и студенты РМАТ.

Для участия в чемпионате в компетенции «Туроператорская деятельность» были отобраны студенты старших курсов РМАТ по направлению подготовки «Туризм» (уровень бака-

лавриата). В ходе чемпионата студенты продемонстрировали знания и умения в области географии, программного туризма, транспортного обслуживания и др. дисциплин, включенных в учебный план РМАТ по направлению подготовки «Туризм». В табл. 2 указаны основные знания и навыки, которые позволили студентам успешно выступить на чемпионате.

№ п/п Название дисциплины Знания и навыки, получаемые в ходе изучения учебной дисциплины

1 Туристское страноведение Страноведческие знания: природа, население, история и культура, особенности политики, хозяйства и окружающей среды страны, а также условия и предпосылки для организации и развития туризма на ее территории. Это основа для разработки туристского продукта

2 Программный туризм Знание видов туризма и принципов составления типовых программ обслуживания. Навыки составления программ обслуживания с учетом потребностей каждого клиента

3 Технологии взаимодействия туристских организаций с транспортными агентствами Знание принципов работы туристских организаций с транспортными агентствами. Навык отбора соответствующего поставщика для такой услуги, как перевозка, являющейся одной из основных в туристском путешествии

4 Туристские агентства Один из этапов разработки турпродукта - его реализация туристу, которая, как правило, происходит через туристское агентство. Знание принципов взаимодействия туроператора с турагентом, навыки эффективных продаж, навыки вывода продукта на рынок и его дальнейшая реализация

5 Технологии и организация деловых мероприятий Навык подготовки презентации, выступления, ответов на вопросы. Знания и навыки взаимодействия с партнерами в рамках таких мероприятий, как выставки, тренинги, семинары и т. д.

6 Технологии и организация продвижения туристских услуг Один из этапов разработки туристского продукта - его продвижение на туристский рынок. Знание существующих методов продвижения, принципов разработки рекламно-информационных материалов, формулировка практических рекомендаций по продвижению. Навыки разработки макетов рекламных обращений, брошюр, каталогов

Таблица 2

Перечень дисциплин учебного плана по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», ориентированных на формирование профессиональных компетенций студентов

Окончание табл. 2

№ п/п Название дисциплины Знания и навыки, получаемые в ходе изучения учебной дисциплины

7 Туроперейтинг Знание основных этапов разработки турпродукта, навыки анализа цен существующих турпакетов на рынке, выбора поставщиков услуг, составления договорного плана, расчета цен на новый турпродукт и т.д.

8 Профессиональный иностранный язык Владение иностранным языком (английским) в достаточной степени для осуществления письменной и устной коммуникации в профессиональной деятельности (уровень В1-В2)

По каждой дисциплине, указанной в табл. 2, предусмотрены различные формы контроля, позволяющие выявить уровень полученных знаний и навыков, а также протестировать сфор-мированность компетенций.

Считаем, что профессионально-ориентированные задачи, кейсы, практические задания, подобные заданиям Тга^е^кПЬ, позволяют более объективно оценить не только уровень владения компетенциями студентами по итогам изучения отдельных дисциплин, но и в целом качество профессиональной подготовки специалистов для индустрии туризма.

В рамках подготовки к чемпионату WorldSkills 2019 г. в Казани Россия разработала две инициативы: программу профессиональной «перезагрузки» для граждан предпенсионного возраста 50+ и программу опережающей подготовки кадров FutureSkills.

Российская программа переподготовки и переобучения граждан предпенсионного возраста по международным стандартам WorldSkills - это своего рода вызов всей современной педагогике, и WorldSkills, развивая педагогические идеи и практики, способен представить свой образовательный опыт в данной сфере для обсуждения с зарубежными делегациями в ходе мирового чемпионата 2019 г. [6].

Вторая инициатива FutureSkills направлена на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке.

Главная идея - это проектирование новых компетенций, которые будут востребованы в ближайшем будущем; определение трансформирующихся компетенций; работа с уходящими компетенциями и поиск путей решения проблемы переподготовки кадров [9].

Проект FutureSkills включает исследовательскую, практическую и образовательную части.

Исследовательская часть проекта обычно проходит в формате форсайт-сессий по новым и трансформирующимся компетенциям. Практическая часть представляет собой апробацию результатов исследований на соревнованиях по стандартам WorldSkills, и, надо отметить, список перспективных компетенций постепенно расширяется. Образовательная часть предполагает использовать разработанные компетенции, чтобы сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего.

Организаторы Т^е^кйЬ уже приступили к подготовке следующего

чемпионата 2020 г., основываясь на результатах исследований по трансформирующимся компетенциям и разрабатывая задания участникам в соответствии с меняющимися требованиями современной индустрии туризма.

Участие студентов в профессиональном чемпионате повышает авторитет и признание квалифицированных людей и показывает, насколько важны навыки в достижении экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Абылкасымова А.Е., Кальней В.А., Шишов С.Е. Международные тенденции формирования непрерывного педагогического образования для подготовки кадров, релевантных цифровой экономике // Вестник РМАТ. 2018. № 3. С. 28-39.

2. Первый отраслевой чемпионат TravelSkills. [Электронный ресурс]. URL: http://travelskills.

ru

3. Трофимов Е.Н. Ответственный туризм: новый взгляд на подготовку кадров // Высшее образование сегодня. 2019. № 3.

4. URL: https://worldskills.org

5. URL: https://worldskills.ru

6. URL: www.50plus.worldskills.ru

7. URL: http://rt-online.ru/dlya-uchastiya-v-45-m-mirovom-pervenstve-worldskills-ka-zan-2019-zayavilis-66-stran (дата обращения: 21.05.2019).

8. URL: https://www2.unwto.org/press-release/2019-01-21/international-tourist-arrivals-reach-14-billion-two-years-ahead-forecasts (дата обращения: 14.03.2019).

9. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/futureskills.html (дата обращения: 22.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.