Научная статья на тему 'Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в процессе внеучебной деятельности'

Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в процессе внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL SYSTEM / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL ADAPTATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RESEARCH WORK / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Е.В., Охлопкова Д.К., Петухова А.А.

The article analyzes the process of professional training of bachelors of tourism and service within the systematic approach. Based on the theory of social systems it has been studied social-pedagogical phenomenon of extracurricular activities in higher education, which is considered as a social system in which the professional formation of bachelors is carried out in the process of development of social roles by mastering a variety of types and forms of activities in their free time. From the standpoint of an integrated approach, the principles of practice-orientation and systematic nature it has been determined the system-forming role of extracurricular activities in the process of improving the quality of professional training of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Е.В., Охлопкова Д.К., Петухова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF THE QUALITY OF BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article analyzes the process of professional training of bachelors of tourism and service within the systematic approach. Based on the theory of social systems it has been studied social-pedagogical phenomenon of extracurricular activities in higher education, which is considered as a social system in which the professional formation of bachelors is carried out in the process of development of social roles by mastering a variety of types and forms of activities in their free time. From the standpoint of an integrated approach, the principles of practice-orientation and systematic nature it has been determined the system-forming role of extracurricular activities in the process of improving the quality of professional training of students.

Текст научной работы на тему «Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в процессе внеучебной деятельности»

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-71-6-298-310

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.01)

УДК 37

Е.В. Андреева, Д.К. Охлопкова, А.А. Петухова

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова г. Якутск, Россия klio_e@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[Elena V. Andreeva, Dina K. Okhlopkova, Alexandra A. Petukhova Improving of the quality of bachelors professional training in the process of extracurricular activities]

The article analyzes the process of professional training of bachelors of tourism and service within the systematic approach. Based on the theory of social systems it has been studied social-pedagogical phenomenon of extracurricular activities in higher education, which is considered as a social system in which the professional formation of bachelors is carried out in the process of development of social roles by mastering a variety of types and forms of activities in their free time. From the standpoint of an integrated approach, the principles of practice-orientation and systematic nature it has been determined the system-forming role of extracurricular activities in the process of improving the quality of professional training of students.

Key words: social system, self-realization, professional training, social adaptation, extracurricular activities, research work, quality of education, professional orientation, social partnership.

Государственная политика в сфере образования в Российской Федерации направлена сегодня на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах развития страны во всех сферах [8]. В этой связи повышение качества профессиональной подготовки бакалавров и магистров является необходимым условием подготовки специалиста, вовлеченного в социальную практику, способного к социальной адаптации, активного участника процесса формирования правовых, культурных и нравственных ценностей.

В рамках предмета нашего исследования значимым является повышение качества профессиональной подготовки студентов профессиональных образовательных учреждений в процессе внеучебной деятельности. Цели, процесс и результаты профессиональной подготовки включены сегодня в сферу актуальной педагогической категории «качество образования». В настоящее время существует большое количество исследований, рассматривающих понятие «качество образования», критерии, системы, оценки, управление качеством образования, в том числе профессиональным.

В философском аспекте «качество» трактуется как целостная совокупность свойств, связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений [7]. Качество характеризует такие существенные признаки: целостность, позволяющая характеризовать объект как целостный; управляемость, выражающаяся в том, что качество может улучшаться или ухудшаться под влиянием внешних условий, в результате деятельности; измеряемость, что проявляется в его возможности удовлетворять определенным потребностям [2].

Многочисленные и фундаментальные исследования проблемы качества образования привели к многообразию понимания данного термина, в каждом случае определение отражает одну или несколько сторон данного понятия, среди которых можно выделить следующие:

• качество образования как совокупность и соотношение цели, процесса и результатов образования;

• качество образования как уровень, комплекс характеристик образовательного процесса, отражающих степень соответствия требованиям участников этого процесса, а также заказчика;

• качество образования как способность удовлетворять требования общества.

Наиболее концептуальным и сообразным цели нашего исследования мы

считаем определение качества образования, сформулированное Э.М. Корото-ковым: «Качество образования - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [3].

Исследователями специфика проблемы обеспечения качества профессионального образования достаточно хорошо изучена в контексте учебных занятий студентов (А.Г. Бермусом, Ф.М. Каллимулиным, Е.А. Лебедевой, Т.В. Лопуховой, А.Ф. Лындиным, А.М. Новиковым, Г.Д. Пановым, И.И. Тубером, И.В. Чистовой и другими), вместе с тем, она остается открытой в контексте внеучебной деятельности, профессиональная и социальная значимость которой не всегда осознается не только студентами, но и преподавателями. Проведенное теоретическое, историко-педагогическое исследование позволило нам привлечь внеучебную деятельность в сферу вопросов, связанных с обеспечением качества профессиональной подготовки студентов.

С позиций системного подхода, положений теории социальных систем, социологического подхода в образовании (Т. Парсонс, Р. Мертон, В.Я. Нечаев, Ю.М. Плотинский, А.И. Субетто и другие) мы проанализировали внеучебную деятельность как социальную систему, где факторами входа являются:

• государственный заказ, выражающийся в Федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартах, определяющих основные требования к профессиональной подготовке специалиста;

• социальный заказ, определяемый экономическими и социальными условиями и требованиями конкретного региона;

• знания, умения и навыки интеллектуального развития учащихся, мотивация учебной и профессиональной деятельности, модель учебного и профессионального поведения;

• статус учебного заведения, учебно-методический потенциал преподавательского состава, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, материально-техническая база.

Факторами выхода является степень удовлетворенности государства и общества качеством профессионального образования, выражающаяся в трудоустройстве выпускников, их социальной и профессиональной мобильности, отношении государства к проблемам профессионального образования.

Нарушение уравновешенного баланса входов и выходов между двумя и более единицами системы есть проявление тенденции к изменению, которую Т. Парсонс называет напряжением. Напряжение - это такое состояние отношения между единицами, для которого характерна тенденция преобразования этого отношения в фактор, нарушающий равновесие на соответствующем участке системы [4].

Анализ исследований, изучающих в настоящее время роль внеучебной деятельности в профессиональной подготовке студентов в профессиональных учебных заведениях (Г.Н. Алова, А.Г. Бермус, В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирская, О.Л. Назарова, А.М. Новиков, М.М. Поташник, В.И. Попова и другие) позволил определить ситуацию напряжения, которая выражается в следующем:

• существует разрыв между профессиональной подготовкой в учебное время и деятельностью студентов в соответствии с собственными интересами во внеучебное время;

• отсутствует гибкое взаимодействие учебных курсов и внеучебной деятельности по предмету и, как следствие, отсутствие навыков креативного мышления будущих специалистов;

• недостаточно исследовано, как участие во внеучебной деятельности помогает выпускникам на практике осуществлять разнообразные профессиональные и трудовые функции; как это помогает профессиональному росту;

• в национальных субъектах недостаточно учитываются процессы билингвизма, эволюции языковой ситуации в регионах, когда студенты-билингвы во внеучебной деятельности осваивают профессию и одновременно овладевают русским языком как языком межнационального общения.

С точки зрения системного анализа, причина указанного напряжения заключается в рассогласовании ролей. Т. Парсонс считает роли важными интегративными механизмами, отсутствие или несовершенство которых приводит к конфликтам и фрустрации [5]. В связи с этим, источник изменения и развития следует рассматривать в сфере, где ролевые ориентации различных акторов, включенных в одну и ту же социальную систему могут быть интегрированы в единое целое. Такой сферой является внеучебная деятельность, которую мы рассматриваем как функциональный императив интеграции системы профессионального образования, являющийся условием стабильности данной системы.

Проведенный в процессе исследования анализ литературы и источников по проблемам обеспечения качества образования показал, что одним из механизмов, позволяющим сохранить равновесное состояние системы образования, является повышение качества, которое, согласно М.М. Поташнику, означает смену требований к существенным свойствам результатов образования и переход выпускников в новое качество [6].

Мы предлагаем реализовать данный механизм в системе внеучебной деятельности. Как было сказано выше, процесс сохранения равновесия в системе предполагает структурное изменение ее подсистем. Опираясь на выделенные Т. Парсонсом функциональные императивы социальной системы (сохранение образца, интеграция, достижение цели, адаптация), мы выделили в системе внеучебной деятельности следующие подсистемы:

• мотивационная подсистема - выполняет функцию адаптации (обеспечивает формирование потребности студента в профессиональных знаниях, умениях, навыках, видах деятельности);

• профессионально-направленная подсистема - обеспечивает функцию достижения цели (формирует способность планировать, организовывать и осуществлять профессиональную деятельность);

• коммуникативная функция - обеспечивает внутреннее единство, способность осуществлять разноплановые взаимоотношения, строить отношения с различными единицами системы;

• рефлексивная подсистема - обеспечивает регулирование, способность оценивать деятельность свою и чужую, корректировать ее, осуществлять диагностику.

Для эффективного функционирования системы и достижения цели указанные подсистемы должны формировать структуры и отношения, наполненные особым, интересным содержанием, взаимодополняющие и взаимообогащаю-щие друг друга на основе принципа интеграции; формировать потребность в творческом решении профессиональных задач, что позволит снизить степень рассогласованности ролей и выделить наиболее существенные из них, освоение которых формирует на выходе из системы интегральные профессиональные качества: организационные, коммуникативные, рефлексивно-аналитические.

На основе изучения российского, собственного организационно-педагогического опыта мы опосредовали выделенные подсистемы формами внеучебной деятельности, способствующими решению данных задач. К ним относятся: занятия в студенческих научных обществах, реализация исследовательских проектов, участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, в социально значимых проектах.

Современные образовательные стандарты уже направлены на реализацию компетентностного подхода в подготовке специалистов, в основе которого лежит

подготовка выпускников способных и готовых применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Одним из способов повышения конкурентоспособности бакалавров туризма и сервиса является модернизация не только учебного процесса, но и работы всего образовательного учреждения, направленной на социальную, образовательную, психолого-педагогическую поддержку профессионального развития личности, формирование качеств будущего участника профессиональных отношений. В связи с этим становится актуальным участие студентов кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в чемпионатах Международного некоммерческого движения Ворлдскиллс Интернешнл (WorldSkills International). Центральная идея движения представляет собой стремление к повышению стандартов подготовки кадров. Оно позволяет систематизировать работу по подготовке будущих профессиональных кадров, производить независимую оценку их квалификации.

Движение Ворлдскиллс Интернешнл зародилось в Испании после Второй мировой войны. Его цель - повышение престижа рабочих профессий и их популяризация среди молодежи. Сегодня это еще обмен лучшим мировым практическим опытом в виде проведения состязаний профессионального мастерства по шести группам профессий, в том числе по профессиям сферы услуг и обслуживания. В настоящее время в движении участвуют 79 стран. Под эгидой Ворлдскиллс проводятся соревнования самого разного уровня: региональные, национальные, мировые и континентальные. В 2012 г. к движению присоединилась Российская Федерация. На данный момент в нашей стране проведено более 500 чемпионатов, в них приняло участие около 100 тыс. участников [9]. Республика Саха (Якутия) вступила в международное движение в 2013 г. и стала десятым регионом - членом ассоциации Ворлдскиллс Россия (WorldSkills Russia).

В чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс принимают участие не только учащиеся и студенты, но и преподаватели вузов, ссузов. Они выполняют функции экспертов и экспертов-компатриотов. Для экспертного сообщества в рамках мероприятий проводятся методические семинары и мастер-классы. Затем они могут принимать участие в оценке работ участников (в зависимости от класса со-

ревнования). Это позволяет преподавательскому составу учебных заведений лучше понимать требования стандартов соревнований, совершенствовать содержание и методы подготовки участников, приобретать практический опыт.

По компетенциям сферы услуг и обслуживания в чемпионатах Ворлдскиллс проводятся соревнования по следующим направлениям: администрирование отеля, ресторанный сервис, предпринимательство, туризм. В 2018 г. добавлена новая компетенция - «Организация экскурсионных услуг», инициатором которой выступил Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова.

Рассмотрим требования чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс к конкурсантам по компетенциям «Туризм» и «Ресторанный сервис». Конкурсные задания разрабатываются экспертным сообществом или внешним разработчиком (сторонней организацией) таким образом, чтобы позволять провести оценку сформированности профессиональных компетенций конкурсантов. Участники выполняют конкурсные задания в условиях, имитирующих реальную рабочую обстановку - в офисе туристской компании или ресторане (баре, кафе). При выполнении конкурсных заданий участники должны продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки в процессе практической деятельности в течение заданного периода времени. Оценка производится в процессе презентации результатов выполненных заданий - экспертная группа оценивает уровень профессиональных компетенций участников в виде выставления баллов в соответствии с определенными заблаговременно критериями.

Чемпионат по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Туризм» представляет собой командное соревнование (конкурс) профессионального мастерства с двумя участниками в области туристской деятельности. Модули конкурсного задания выглядят в виде запроса клиента с реальной ситуацией из сферы туризма: оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура, разработка программы тура по заказу клиента, технология продаж и продвижение турпродукта, разработка и обоснование нового туристского маршрута. Кроме того, конкурсанты выполняют по два специальных задания, представляющие собой проблемные ситуации из туристской практики.

Критерии оценки зависят от содержания модуля конкурсного задания. Например, критериями оценки компетенций по модулю «Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура» являются: умение подбирать тур в соответствии с заданной ситуацией, навыки по заполнению договора о

реализации турпродукта, навыки по оформлению коммерческого предложения на поездку в соответствии с заявкой клиента, качество оформления программы обслуживания тура в соответствии с заданными параметрами.

Существуют универсальные критерии, позволяющие оценить общепрофессиональные компетенции: навыки работы в PowerPoint, качество и полнота устного представления программы обслуживания тура, умение продуктивно использовать выделенное время для презентации, навыки успешной коммуникации и умения работать в команде [10].

В отличие от соревнований по компетенции «Туризм, компетенция «Ресторанный сервис» - это оценка сформированности профессиональных навыков и умений конкурсанта в личном зачете, здесь утверждены строгие определенные требования к дресс-коду участников в зависимости от рабочей ситуации. Конкурсные задания по данной компетенции разделены на четыре модуля: обед или ужин в неофициальной обстановке, банкетная сервировка, бар, высокая кухня. В каждом модуле конкурсанты должны продемонстрировать свои компетенции по подготовке столиков для гостей, подбору блюд и напитков, сервировке блюд и напитков в соответствии с ситуацией [11, с. 17-18]. Участникам даются практические задания, которые позволяют оценивать уровень теоретических знаний, знаний о продуктах, практические навыки, личное впечатление, социальные навыки и соблюдение правил охраны окружающей среды.

В качестве примера критериев оценки участников чемпионатов по компетенции «Ресторанный сервис» приведем критерии по заданию «Декантирование вин» одного из модулей: соблюдение требований «мизанплас», презентация вин, процедура открытия, проверка качества вин, техника декантирования, вино не пролито [11, с. 15]. Кроме того, по данной компетенции существует оценка профессионального мастерства: соблюдение санитарных норм и правил при работе с посудой и приборами, качество обслуживания гостя, организаторские способности, четкость презентации, опрятность, творческий подход и другое.

Критерии оценки профессиональных компетенций участников соревнований по стандартам Ворлдскиллс основаны на требованиях Профессиональных стандартов в РФ, то есть характеристик квалификаций, требуемых от работника для осуществления определенных видов профессиональной

деятельности. Результаты подобных соревнований дают возможность оценить готовность участника к осуществлению профессиональной деятельности по выбранной специальности.

В последние годы чемпионаты по стандартам Ворлдскиллс по вышеуказанным компетенциям, а также ряду других стали проводиться и в Республике Саха (Якутия). Студенты кафедры социально-культурного сервиса и туризма СВФУ им. М.К. Аммосова впервые приняли участие соревнованиях по стандартам Ворлдскиллс в марте 2017 года. Это был V Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) по компетенции «Туризм», где заняли третье место среди пяти команд. За два учебных года студенты и преподаватели кафедры приняли участие в следующих чемпионатах движения Ворлдскиллс:

• Вузовский отборочный чемпионат по стандартам Ворлдскиллс, г. Якутск, 16-18 октября 2017 г.: по компетенции «Туризм» участвовало 5 команд из числа студентов СВФУ 2-3 курсов, обучающихся по направлению «Туризм».

• Финал I Национального межвузовского чемпионата по стандартам Ворлдскиллс, г. Москва, 28 ноября - 1 декабря 2017 г.: по компетенции «Туризм» участвовала команда в составе двух студентов 3 курса направления «Туризм», победившая в домашнем чемпионате. По сумме баллов команда заняла четвертое место среди 15 команд российских вузов.

• VI Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), г. Якутск, 16-20 февраля 2018 г.: по компетенции «Туризм» участвовала команда студентов 3 курса направления «Туризм». По сумме баллов команда заняла первое место, но в связи с участием в статусе «вне конкурса», студенты не принимали участия в дальнейших этапах соревнований.

• VI Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), г. Якутск, 16-20 февраля 2018 г.: представитель ИЯКН СВ РФ СВФУ впервые участвовал в соревнованиях по компетенции «Ресторанный сервис». Это была студентка 3 курса направления «Сервис». По сумме баллов участница заняла пятое место.

• Вузовский отборочный чемпионат по стандартам Ворлдскиллс, г. Якутск, 22-26 мая октября 2018 г.: по компетенции «Туризм» участвова-

ло 5 команд из числа студентов СВФУ 1-3 курсов, обучающихся по направлению «Туризм» и «Сервис». Победившая команда участвовала в Полуфинале II Национального межвузовского чемпионата в г. Москве.

• Полуфинал II Национального межвузовского чемпионата, г. Москва, 19-20 сентября 2018 г.: по компетенции «Туризм» участвовала команда студентов 4 курса ИЯКН СВ РФ, обучающихся по направлениям «Туризм» и «Сервис». По сумме баллов команда заняла четырнадцатое место среди 18 команд российских вузов.

На вышеуказанных соревнованиях профессионального мастерства студенты показывали приобретенные ими профессиональные навыки в сфере туризма и сервиса, отстаивали честь своей кафедры, института, университета, а также получили дополнительную мотивацию для дальнейшего развития профессионального образования. Участие в чемпионатах дало возможность студентам познакомиться с передовым опытом в профессиональной квалификации и карьере, позволило повысить статус и качество профессиональной подготовки, способствовало грамотной профориентации.

Участие на соревнованиях по стандартам Ворлдскиллс - это далеко не только личное достижение студента, но и деятельность всей команды единомышленников, поддерживавшей его и работавшей на общий результат. Необходимо отметить работу экспертов, экспертов-компатриотов чемпионатов, которые в процессе работы не только проявили компетентность, но и позволили открыть новые перспективы взаимодействия как внутри отрасли, так и с внешними субъектами.

Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. По движению Ворлдскиллс кафедра социально-культурного сервиса и туризма планирует не только участие в чемпионатах, но и разработку и проведение демонстрационных экзаменов в рамках итоговой государственной аттестации. Раньше кафедра самостоятельно определяла перечень рекомендуемых тем выпускных квалификационных практических работ, в большинстве случаев он не изменялся несколько лет. На сегодняшний день кафедра планирует внедрить методики по стандартам Ворлдскиллс в выпускной экзамен, то есть каждый выпускник будет на деле демонстрировать свои навыки, которые он получил в процессе обучения. Для этого

на первоначальном этапе скорректированы программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, согласно профессиональным стандартам по профессиям. В разработке находятся комплекты оценочных средств, которые предполагают прохождение квалификационного экзамена в форме демонстрационного экзамена. Содержание заданий экзамена разрабатывается на основе заданий регионального чемпионата по стандартам Ворлдскиллс.

Реализация вышеуказанных методов работы по технологии проведения чемпионата по стандартам Ворлдскиллс, с нашей точки зрения, позволит решить задачи, трудно достижимые при традиционном теоретическом обучении:

• развитие практических умений и навыков, позволяющих студентам осуществлять разнообразные профессиональные функции в условиях туристской дестинации Республики Саха (Якутия);

• формирование профессиональной мотивации и профессионального интереса к будущей профессии туроператора и турагента.

Таким образом, можно подвести следующий итог:

1. Профессиональная подготовка бакалавров включает весь комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, научных мероприятий, направленных на подготовку будущих специалистов к выбору сферы деятельности с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, выявление пригодности к выбранной профессии, на оказание помощи в профессиональном становлении и развитии специалиста и его трудоустройстве.

2. Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров реализуется в процессе внеучебной деятельности, являющейся самостоятельной открытой, динамичной социальной системой, в рамках которой профессиональное формирование осуществляется в процессе освоения социальных ролей посредством овладения разнообразными видами и формами деятельности в свободное от учебных занятий время.

3. Эффективность повышения качества профессиональной подготовки бакалавров обеспечивают следующие условия: включение всех студентов и преподавателей в интеллектуально-творческую, профессионально-направленную деятельность, непосредственно связанную с содержанием профиля; поэтапное формирование у студентов профессионального интереса к будущей профессии с позиций свободного выбора форм и

видов внеучебной деятельности в соответствии с мотивами, способностями, интересами; осуществление профессионально-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса с преобладанием субъект-субъектного характера взаимодействия на основе моделирования условий предстоящей профессиональной деятельности; осуществления социального партнерства [1].

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Андреева Е.В., Охлопкова Д.К. Внеучебная деятельность в профессиональном образовании как социальная система // Казанская наука. Казань. 2017. № 12.

2. Иванова Р.В. Совершенствование системы управления качеством образования в вузе // Дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2004.

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., 2006.

4. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М., 2002.

5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М., 2000.

6. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000.

7. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 2009.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // httpsV/минобрнауки.рф (дата обращения 10.07.2018).

9. Союз «Ворлдскиллс Россия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.ru/ (дата обращения 10.10.2018).

10.Техническое описание компетенции R9 Туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie -chempionatyi/texnicheskaya-dokumentacziya/ (дата обращения 10.10.2018).

11.Техническое описание компетенции Ресторанный сервис / Сфера услуг. 07.06.2017-V 6.0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/ texnicheskaya-dokumentacziya/ (дата обращения 10.10.2018).

R E F E R E N C E S

1. Andreeva E.V., Okhlopkova D.K. Extracurricular activities in professional education as a social system // Kazan science. Kazan. 2017. No 12.

2. Ivanova R.V. Improving the quality management system of education at the University // Thesis. Yoshkar-Ola, 2004. 167 p.

3. Korotkov E.M. Quality management of education. M., 2006.

4. Parsons T. On social systems / Ed. V.F. Chesnokova and S.A. Belanovsky. M., 2002.

5. Parsons T. About structure of social action / Ed. by V.F. Chesnokova and S.A. Belanovsky. M., 2000.

6. Quality management of education / Ed. M.M. Potashnika. M., 2000.

7. Philosophical encyclopedic dictionary / Ed.-comp. E.V. Gubskiy, G.V. Ko-rableva, V.A. Lutchenko. M., 2009.

8. Ministry of education and science of the Russian Federation [Electronic resource] // httpsV/минобрнауки.рф (date of circulation 10.07.2018).

9. The Union of the "WorldSkills Russia" [Electronic resource]. Mode of access: https://worldskills.ru/ (accessed 10.10.2018).

10.Technical description of competence R9 Tourism [Electronic resource]. Mode of access: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/texnicheskaya-dokumentacziya/ (accessed 10.10.2018).

11.Technical description of restaurant service competence / service Sector. 07.06.2017-V 6.0 [Electronic resource]. Mode of access: https://worldskill-s.ru/nashi-proektyi/chempionatyi/mezhvuzovskie-chempionatyi/texnich-eskaya-dokumentacziya/ (accessed 10.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_12 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.