Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Елисеев, М. А. Технологические процессы и задания WorldSkills: проблемы соответствия (мнение эксперта регионального чемпионата по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы») [Текст] / М. А. Елисеев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 34-37.
УДК 377 ББК 74.57
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЗАДАНИЯ WORLDSKILLS: ПРОБЛЕМЫ
СООТВЕТСТВИЯ (МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА ПО КОМПЕТЕНЦИИ «СУХОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ШТУКАТУРНЫЕ РАБОТЫ»)
М. А. Елисеев
В данной статье обсуждается вопрос подготовки обучающихся к чемпионату WorldSkills International. Особое внимание уделено сравнительному анализу требований WSI и компании KNAUF к технологическому процессу монтажа каркасно-обшивочных конструкций. Автором предложены пути разрешения несоответствия между требованиями WSI и компании KNAUF.
Ключевые слова: WorldSkills International, сухое строительство и штукатурные работы, мастер сухого строительства, монтаж каркасно-обшивочных конструкций.
Достижение такой цели, как «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами» [1], с необходимостью требует повышения качества профессионального образования. В свою очередь, значимость задачи повышения качества подготовки кадров обуславливает применение инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. В качестве одной из них рассматривается привлечение обучающихся к активной конкурсной деятельности. Наше обращение к конкурсной деятельности студентов связано с тем, что, во-первых, «конкурсно-соревновательная деятельность
выступает в качестве промежуточного звена между теорией и самостоятельной профессиональной деятельностью будущего специалиста, что позволяет интегрировать знания из различных учебных дисциплин; во-вторых, она выступает как самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, осмысление и усвоение информации, необходимой для принятия решений как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях» [2, с. 93]. В этой связи особое значение имеет подготовка и участие студентов профессиональных образовательных организаций в чемпионате рабочих профессий WorldSkills International (далее — WsI).
В соответствии с целями и предметом деятельности Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"»
определен перечень актуальных названий компетенций: WSI (чемпионат мирового уровня) включает 51 компетенцию, WSR (чемпионат российского уровня) расширяет число компетенций до 77 исходя из количества направлений профессиональной деятельности, востребованных сегодня на российском рынке труда [3; 4].
Рассмотрим компетенцию WSI № 21 «Сухое строительство и штукатурные работы» (Plastering and Drywall Systems).
В нее входит четыре модуля [5]:
- модуль 1: «Сборка конструкции с установкой тепло- и звукоизоляции»;
- модуль 2: «Финишное шпаклевание с заделкой стыков и углов»;
- модуль 3: «Фигурные гипсовые элементы», включает задание на скорость;
- модуль 4: «Задание в свободном стиле».
Участник WSI по данной компетенции
должен знать и понимать: стандарты и нормы, касающиеся сооружения перегородок и потолков из гипсокартона; существующие государственные стандарты; специализированную терминологию; методики сооружения конструкций, включая использование деревянных каркасов; каркасные конструкции, используемые при возведении стен; каркасные конструкции, используемые при возведении потолков; винты и крепления, используемые при возведении стен и потолков; различные виды гипсокартона.
Участник WSI по данной компетенции должен уметь: размещать различные элементы стен и потолков; производить четкие измерения; четко резать металлические профили; воздвигать каркасы с вырезами для окон и дверей — перпендикулярно, вертикально и выровненно; сверлить, устанавливать или сгибать металлические элементы; направлять и крепить металлические профили; устанавливать металлические конструкции, такие как арочные проходы и потолки со скатами; резать и устанавливать листы гипсокартона при помощи клеевых растворов и шурупов.
WSI стремится к развитию у обучающихся высокого профессионального мастерства. Однако требования WSI и известной компании KNAUF к выполнению некоторых операций технологического процесса имеют ряд расхождений.
Так, в учебнике Б. А. Буданова технологический процесс возведения перегородок описан на примере использования материалов, инструментов, оборудования и технологий, применяемых компанией KNAUF, которая является спонсором WSI по данной компетенции [6].
В учебнике говорится: «перед креплением на внешнюю сторону стенки профиля наклеивают ленту "Дихтунгсбанд" или в углубление гофры на стенке профиля наносят силиконовый герметик» [6, с. 55] и «на крайние вертикальные стойки каркаса, примыкающие к стенам или колоннам, также наклеивают ленту "Дихтунгсбанд"» [6, с. 55], тогда как в конкурсном задании первого модуля данная операция не выполняется и лента вообще не используется. Кроме того, согласно технологии, «в закрепленные направляющие профили устанавливают стоечные профили с шагом 600 мм (в некоторых случаях стойка устанавливается с шагом 300 или 400 мм), которые крепят при помощи просекателя» [6, с. 106]. Однако при оценивании никак не учитывается соответствие стоечных профилей установленной стандартом длине и не рассматривается сам собранный каркас перегородки, хотя отступления от технологии в данном случае могут привести к скрытым ошибкам монтажа.
При осуществлении штукатурных работ (второй модуль) также не соблюдаются описанные в учебнике технологические требования, которые гласят: «нельзя допускать запыления прогрунтованной поверхности» [6, с. 106]. Во время выполнения конкурсного задания поверхность при монтаже не грунтуется вовсе. Конкурсант наносит шпаклевку на негрунтованную и не обеспыленную конструкцию, что создает ему дополнительные сложности.
В технологии применения комплектных систем компании KNAUF говорится: «Название "комплектные системы" не случайно, оно полностью соответствует содержанию. Слово "комплект" в переводе с латинского языка означает "полный", а "система" — "целое", т. е. максимально возможное количество элементов, используя которые, можно решить ту или иную строительную задачу. Если более глубоко проанализировать, что собой представляют комплектные системы, то можно увидеть цепь последовательных звеньев, каждое из которых имеет определенное функциональное назначение» [6, с. 7].
При подготовке обучающихся по профессии 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» [7] преподаватель опирается на стандарты комплектных систем KNAUF. Но имея опыт участия в чемпионатах в качестве эксперта, мы приходим к выводу, что для победы участники обходят технологический процесс выполнения работ.
Инновационное развитие профессионального образования
С одной стороны, это вызывает сомнение в их профессионализме, с другой — порождает большие трудности при объяснении технологического процесса и подготовке обучающегося, который в будущем должен стать мастером своего дела и работать по нормам и правилам сис-
Если учесть все недостатки систем и привести в соответствие требования WSI и компании KNAUF, конкурсные задания, на наш взгляд, не только обеспечат высокое качество выполнения монтажных работ, но и нивелируют противоречия в подготовке по данной компетенции.
Хотелось бы отметить, что чемпионат WSI вносит большой вклад в развитие профессиональных навыков у обучающихся, однако экспертное сообщество неоднозначно относится к требованиям WSI, считая неоправданно высоким уровень сложности заданий.
В заключение подчеркнем необходимость обращения в Союз «Молодые профессионалы
тем, которые нарушаются при выполнении конкурсных заданий. Выявленные несоответствия между требованиями технологического процесса компании KNAUF при монтаже комплектных систем и технологией выполнения заданий WSI представлены в таблице 1.
(Ворлдскиллс Россия)» с предложением рассмотреть возможность внесения следующих изменений в конкурсные задания в соответствии с технологиями компании KNAUF:
- во-первых, увеличить время выполнения конкурсного задания или добавить в процессе выполнения задания первого модуля команду «стоп» для проверки каркаса каждой стены;
- во-вторых, в конце первого модуля добавить огрунтовывание поверхности, что необходимо для того, чтобы участники выполняли второй модуль финишного шпаклевания согласно требованиям технологического процесса.
Таблица 1
Несоответствие между требованиями технологического процесса компании KNAUF при монтаже комплектных систем и технологией выполнения заданий WSI
№ п/п Технология KNAUF Технология WSI
1 Наклеивание уплотнительной ленты «Дихтунгсбанд» Не используется
2 Установка стоечных профилей на требуемом стандартом расстоянии Не учитывается
3 Огрунтовывание поверхности перед заделкой стыков и финишным шпаклеванием Не используется
Библиографический список
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
2. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : моногр. / Е. Ю. Никтина, З. Р. Танаева. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛаДоС, 2010. — 233 с.
3. WorldSkills Russia : Цель и миссия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html.
4. О утверждении названий компетенций ВСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs//ПО-28-2018_up.pdf.
5. WorldSkills Russia, описание компетенции № 21 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B-LuFXGsBUHFTGFlM3Y3SVFJdXc/view.
6. Буданов, Б. А. Технология монтажа каркасно-обшивных конструкций [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Б. А. Буданов, В. В. Поплавский. — М. : Изд. центр «Академия», 2012. — 176 с.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1545]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71476306.
For citation: Eliseev, M. A. Technological processes and WorldSkills tasks: compliance problems (regional competition expert's opinion) [Text] / M. A. Eliseev // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 34-37.
TECHNOLOGICAL PROCESSES AND WORLDSKILLS TASKS: COMPLIANCE PROBLEMS (REGIONAL COMPETITION EXPERT'S OPINION)
M. A. Eliseev
The article discusses the issue of students training for participation in WorldSkills International. Particular attention is paid to the comparative analysis of the WSI and KNAUF Company requirements for the technological process of frame and trim constructions assembling. The author proposes the solutions for the problems of WSI and KNAUF requirements inconsistency.
Key words: WorldSkills International, dry building and plaster work, dry building specialist, frame and trim constructions assembling.
References
1. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda, available at: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
2. Nikitina E. Ju., Tanaeva Z. R. Pedagogicheskoe upravlenie professional'noj podgotovkoj budushhih specialistov k rabote s nesovershennoletnimi pravonarushiteljami, Moscow: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2010, 233 p. (In Russian)
3. WorldSkills Russia : Cel' i missija, available at: http://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/ czel-i-missiya.html.
4. O utverzhdenii nazvanij kompetencij VSR, available at: https://worldskills.ru/assets/docs//PO-28-2018_up.pdf.
5. WorldSkills Russia, opisanie kompetencii № 21, available at: https://drive.google.com/file/ d/0B-LuFXGsBUHFTGFlM3Y3SVFJdXc/view.
6. Budanov B. A., Poplavskij V. V. Tehnologija montazha karkasno-obshivnyh konstrukcij: uchebnik dlja nach. prof. obrazovanija, Moscow: Izd. centr «Akademija», 2012, 176 p. (In Russian)
7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po professii 08.01.25 Master otdelochnyh stroitel'nyh i dekorativnyh rabot, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476306.
Елисеев Максим Алексеевич, мастер про- Eliseev M. A., vocational trainer, South-Ural
изводственного обучения ГБПОУ «Южно-Ураль- versatile college, Chelyabinsk, e-mail: tynomax@
ский многопрофильный колледж», г. Челябинск, bk.ru e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Задорожная, Н. В. Применение технологии «Портфолио» на уроках литературы (из опыта работы ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. ОСАДЧЕГО») [Текст] / Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 37-44.
УДК 372.016:82 ББК 74.268.3
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)
Н. В. Задорожная
В статье описывается опыт использования технологии «Портфолио» на уроках литературы при изучении пьесы А. М. Горького «На дне».