Научная статья на тему 'Участие университета в движении WorldSkills'

Участие университета в движении WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL SKILLS / APPLIED SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареев Ильнур Фаилович

Движение WorldSkills Russia охватывает всё большее количество участников, в последние годы к нему присоединились и высшие учебные заведения. В Республике Татарстан сотрудничество между строительными колледжами и архитектурно-строительным университетом ведется в рамках научно-образовательного кластера. С 2016 года сотрудники Казанского государственного архитектурно-строительного университета стали активными участниками движения WorldSkills. Активное участие в администрировании участия сотрудников вуза в движении WorldSkills позволило выявить положительные аспекты как для студентов вуза, так и для самого вуза. Полученные выводы будут полезны для вузов, рассматривающих вхождение в движение WorldSkills, и для студентов, желающих приобрести прикладные навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареев Ильнур Фаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the University in WORLDSKILLS movement

WorldSkills Russia movement embraces more and more participants, in recent years higher education institutions have also joined it. In the Republic of Tatarstan, cooperation between construction colleges and University of Architecture and Engineering is carried out within the framework of a scientific and educational cluster. Since 2016, the staff of Kazan State University of Architecture and Engineering have become active participants of the WorldSkill movement. Active participation in the administration of university staff participation in the WorldSkills movement made it possible to identify positive aspects both for university students and for the university itself. The obtained results will be useful for universities considering the participation in the WorldSkills movement and for students willing to acquire applied skills.

Текст научной работы на тему «Участие университета в движении WorldSkills»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 23 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

участие университета в движении

worldskills

Гареев И.Ф. 1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Движение WorldSkills Russia охватывает все большее количество участников, в последние годы к нему присоединились и высшие учебные заведения. В Республике Татарстан сотрудничество между строительными колледжами и архитектурно-строительным университетом ведется в рамках научно-образовательного кластера. С 2016 года сотрудники Казанского государственного архитектурно-строительного университета стали активными участниками движения WorldSkills. Активное участие в администрировании участия сотрудников вуза в движении WorldSkills позволило выявить положительные аспекты как для студентов вуза, так и для самого вуза. Полученные выводы будут полезны для вузов, рассматривающих вхождение в движение WorldSkills и для студентов, желающих приобрести прикладные навыки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: WorldSkills, профессиональные навыки, прикладные навыки, профессиональные компетенции.

participation of the university in WoRLDsKILLs movement

Gareev I.F. 1

1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education \, Russia

введение

Главным фактором сокращения притока молодых рабочих на промышленные предприятия является снижение престижа рабочих профессий. В 2014 году Правительством Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив был учрежден союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia» с целью формирования системы профессионального образования в соответствии со стандартами WSI и обеспечения экономики квалифицированными рабочими кадрами [3] (Dyachenko, 2016).

Миссия движения WorldSkills - популяризация среднего профессионального образования в России. Крупным компаниям сейчас нужны не столько инженеры, сколько рабочие руки. Поэтому студенты, кото-

рые прошли через WorldSkills, имеют шансы трудоустроиться в любой организации, в любой стране [9] (Lomovtseva, Migunova, 2016).

WorldSkills International - международная некоммерческая ассоциация, целью деятельности которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации рабочих через интеграцию лучших мировых практик и профессиональных стандартов [6] (Kopnov, Sokolova, 2015).

Следует помнить, что Казань получила право на проведение чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2019. Поэтому усовершенствование содержания профессиональных образовательных программ в соответствии со стандартами Worldskills, является необходимым условием.

С 2016 года руководство республиканского координационного центра Worldskills обратилось в КГАСУ, чтобы привлечь научно-педагогических работников к участию в движении Worldskills. С этого момента у КГАСУ появилась новая страница в истории - история участия Worldskills.

КГАСУ - это университет, целью которого является подготовка квалифицированных инженерных кадров для инвестиционно-строительного комплекса страны. В то же время Worldskills - мощное движение, направленное на популяризацию рабочих профессий.

В связи с этим у сотрудников и руководства КГАСУ появился вопрос - насколько уместно участие вуза в конкурсе, где оцениваются прикладные компетенции по рабочим профессиям?

ABSTRACT:_

WorldSkills Russia movement embraces more and more participants, in recent years higher education institutions have also joined it. In the Republic of Tatarstan, cooperation between construction colleges and University of Architecture and Engineering is carried out within the framework of a scientific and educational cluster Since 2016, the staff of Kazan State University of Architecture and Engineering have become active participants of the WorldSkiU movement. Active participation in the administration of university staff participation in the WorldSkills movement made it possible to identify positive aspects both for university students and for the university itself. The obtained results will be useful for universities considering the participation in the WorldSkills movement and for students willing to acquire applied skills.

KEYWORDS: WorldSkills, professional skills, applied skills, professional competencies

JEL Classification: 123, i26, J40, J48 Received: 11.11.2017 / Published: 16.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gareev I.F. (igareev0kgasu.ru)

CITATION:_

Gareev I.F. (2017) Uchastie universiteta v dvizhenii WORLDSKILLS [Participation of the University in WORLDSKILLS movement]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (23). - 3775-3788. doi: 10.18334/rp.18.23.38795

При этом в вузе прекрасно понимают, что наличие таких прикладных компетенций, как, например, каменщик, штукатур, маляр, столяр, плотник, у инженера-строителя, при прочих равных условиях, является выгодным преимуществом при последующем трудоустройстве.

Данное исследование является продолжением нашего исследования о повышении привлекательности рабочих профессий, опубликованного двумя годами ранее [1] (Gareev, Matveeva, Salakhieva, Yunusov, 2015).

В первой части мы сделали выводы о том, что ведущие организации строительной отрасли являются социальными партнерами строительных колледжей. В основном это подрядные организации, производители строительных материалов и конструкций. Они организовывают на территории колледжа учебно-производственные мастерские. Там организации располагают свое оборудование, предоставляют свою продукцию для изучения и модернизации, привлекают студентов к работе на территории своих организаций.

В данной части анализ вхождения университета в движение ШогИзЫк рассматривается как новый виток развития профессиональных навыков у студентов строительного вуза.

В связи с вышеизложенным нами была сформулирована цель по выявлению положительных сторон от участия вуза в движении ШогЫзЫк и формулировке задач на среднесрочную перспективу.

методика исследования

В качестве объектов для исследования нами были выбраны учебные заведения, входящие в научно-образовательный кластер «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». К настоящему времени в НОК КГАСУ входит пять учреждений профессионального образования. Автор данной статьи является членом административной группы, курирующей взаимодействие учебных заведений в рамках НОК КГАСУ. Благодаря вовлечению в процесс администрирования удается на практике выявить различные стороны от внедрения новых образовательных технологий, определить их преимущества и перспективы для вуза.

ОБ АВТОРЕ:_

Гареев Ильнур Фаилович, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», кандидат экономических наук (igareev0kgasu.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гареев И.Ф. Участие университета в движении WORLDSKILLS // Российское предпринимательство. -2017. - Том 18. - № 23. - С. 3775-3788. doi: 10.18334/rp.18.23.38795

Предпосылки вхождения вуза в движение Worldskills

Основной причиной вхождения вуза в движение Worldskills является активное сотрудничество между ведущим отраслевым высшим учебным заведением и строительными колледжами Республики Татарстан. В регионе такое взаимодействие осуществляется в рамках научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (НОК КГАСУ).

Функционирование образовательных учреждений научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» направлено на координацию усилий государственных структур, муниципальных учреждений, строительных, транспортных, жилищно-коммунальных предприятий и организаций, учреждений профессионального образования по успешному выполнению программ устойчивого развития строительного и дорожно-транспортного комплексов Республики Татарстан и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан. Это позволяет создать системы многоуровневой подготовки, обеспечивающей разработку и внедрение новых образовательных программ, востребованных рынком труда [11] (Naumova, 2014).

В настоящее время в состав НОК КГАСУ входят Казанский государственный архитектурно-строительный университет и 5 учреждений профессионального образования: Казанский строительный колледж, Казанский колледж архитектуры, строительства и городского хозяйства, Камский строительный колледж им. Е.Н. Батенчука, Бугульминский строительно-технический колледж и Нижнекамский агропромышленный колледж.

Постоянное развитие и изменение внешней среды приводят к необходимости совершенствования сетевых мероприятий внутри кластера [7] (Korchagin, Safin, 2013). В связи с этим нами поставлена цель отразить наиболее интересные результаты сотрудничества между высшей школой и колледжами, что позволит сформулировать стратегические задачи на будущее.

Одной из важнейших точек соприкосновения высшей школы и профессиональных организаций является реализация непрерывного образования. В рамках строительного кластера наиболее популярной является связка профильных специальностей - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (в колледжах) и «Промышленное и гражданское строительство» (направление «Строительство») в вузе.

Структура поступления из колледжей в вуз в 2017 году такова (всего обучается 235 человек): «Строительство» - 218 (93 %); «Менеджмент» - 8 (3 %); «Архитектура» -4 (2 %), «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» - 1 (0,5 %), «Градостроительство» - 1 (0,5 %), «Дизайн архитектурной среды» - 1 (0,5 %); «Техносферная безопасность» - 1 (0,5 %).

Положительным моментом является то, что выпускники колледжей могут поступать в КГАСУ и на бюджетную форму обучения (22 %). Ведущим колледжем, выпуск-

ники которого больше других выбирают местом своего дальнейшего образования КГАСУ, является Казанский строительный колледж:

• в Казанский строительный колледж, поступило 47 студентов, а это 20 % от поступивших;

• в Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства», г.Казань, -20 студентов, 9 %;

• в Альметьевский политехнический техникум - 22 студента, 9 %;

• в Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства - 9 студентов, 4 %;

• в Камский строительный колледж им. Е.Н. Батенчука - 12 студентов, 5 %;

• в Казанский автотранспортный техникум - 9 студентов, 4 %;

• в другие колледжи, 116 студентов - 49 %.

Для укрепления ускоренной формы обучения необходимо:

• формирование вариативной части учебного плана специальностей в колледже из дисциплин КГАСУ;

• корректировка зачетных единиц и компетенций под стандарты КГАСУ;

• участие сотрудников КГАСУ в обучении студентов колледжей. Среди текущих задач НОК КГАСУ можно выделить:

• необходимость совершенствования процедуры мониторинга текущей и перспективной потребности рабочих кадров и специалистов для учреждений жилищно-коммунального хозяйства города и строительных организаций;

• важность проведения мониторинга перечня профессий и специальностей, необходимых для развития строительной отрасли;

• необходимость развития методики формирования прогноза потребности строительной отрасли в квалифицированных специалистах;

• необходимость осуществления постоянного мониторинга количества и качества подготовки выпускников.

Взаимодействие колледжей и вуза должно предусматривать:

• проведение совместных мероприятий;

• участие сотрудников КГАСУ в составе жюри различных конкурсов;

• участие КГАСУ в движении WorldSkills Russia;

• получение студентами КГАСУ рабочих профессий.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что в рамках НОК КГАСУ завершился первый этап сотрудничества между разными уровнями образования -укрепление связей через выработку логичной траектории непрерывного образования. Следующий этап - это взаимообогащение образовательных программ. По нашей гипотезе, студенты вуза существенно повысят свою квалификацию, если приобретут прикладные навыки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Как сможет работать выпускник вуза прорабом, если не сможет проконтролировать и обеспечить качество своей бригады?

В свою очередь выпускники колледжей должны понимать тип перспективных задач, которые будут стоять перед ними при дальнейшем обучении в вузе. Также это повысит уровень их ответственности в трудовой деятельности.

Участие КГАСУ в движении WorldSkills Russia

В настоящее время организации профессионального образования одновременно взаимодействует с участниками рынка образовательных услуг и с рынком труда.

Анализ мировой практики показывает, какое значительное влияние имеет уровень и качество образования на рост производительности труда. Научные и технические знания следует рассматривать как фундамент научно-технического творческого прогресса. Инвестиции в образование, в знания людей выступают активаторами успешного развития самих корпораций, осуществляющих такие инновации [4] (Zaripova, Margilevskaya, 2016).

С 2016 года научно-педагогические работники КГАСУ оказались активными участниками WorldSkills. В вуз поступило предложение с тем, чтобы сотрудники КГАСУ выступили экспертами на чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills.

Какой же была первая реакция вуза на необходимость участия в движении WorldSkills? Настороженной, ведь вуз не занимается подготовкой специалистов по рабочим профессиям, а преподаватели не владеют соответствующими прикладными навыками. Но таковой реакция была только по началу.

По задумке республиканского координационного центра WorldSkills предполагалось разделение единого эксперта-тренера на:

• эксперта от вуза, обеспечивающего максимальное качественное администрирование на соревновательной площадке, благодаря языковой подготовке;

• тренера от колледжа (производства), полностью сосредоточенного на подготовке участника к конкурсу.

На позицию эксперта по каждой компетенции нами были подобраны не просто соответствующие тематическому профилю преподаватели, а действительно разбирающиеся в основных видах строительных работ. Например, по компетенции «Кирпичная кладка» экспертом был определен доцент кафедры железобетонных и каменных конструкций, который обладает навыками кладки печей. По компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» очень успешно ведет свою деятельность эксперт с кафедры строительных материалов, на базе которой функционирует учебный центр от ведущего мирового производителя «Кнауф» (гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, гипсовые пазогребневые плиты, сухие строительные смеси, изоляционные материалы и так далее). По компетенции «Сантехника и отопление» экспертом выступает доцент кафедры теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции. Такая же ситуация сложилась и в остальных компетенциях: «Облицовка плиткой», «Ландшафтный дизайн», «Производство мебели», «Столярное дело», «Плотницкое дело», «Малярные и декоративные работы».

Команда экспертов от КГАСУ знала, что международные стандарты WorldSkills способствуют формированию экспертных сообществ по всему миру и разработке метастандартов по профессиям, востребованным и прогнозируемым.

В задачи наших экспертов входило максимально объективное судейство, что позволило бы выявить сильнейших участников и общий уровень подготовки в колледжах.

Первичными задачами перед экспертами КГАСУ были:

• получение опыта судейства на сетевых и региональных чемпионатах, подтверждение своей квалификации в компетенции, прохождение обучения с целью дальнейшей сертификации.

• принимать активное участие в проработке регламентирующих документов Регионального чемпионата WorldSkills («Молодые профессионалы»).

Главным структурным элементом формирования опыта профессиональной деятельности обучающихся выступают способы организации учебной и профессиональной деятельности.

Благодаря участию в движении WorldSkills можно провести поиск новых методов и форм профессиональной подготовки как студентов, так и преподавателей колледжа, а также работодателей, социальных партнеров.

На сегодняшний день наибольших успехов участие экспертов КГАСУ достигнуто в нескольких направлениях движения WorldSkills.

1. Сотрудником кафедры металлических конструкций и испытания сооружений, выступавшим независимым экспертом, осуществляется инженерная поддержка участников по компетенции «Плотницкое дело». В частности, конкурсное задание является очень сложным, требует особых навыков чтения рабочих чертежей и проведения расчетов. Для того чтобы на соревновательной площадке быстро пройти первый этап и приступить непосредственно к плотницким делам, сотрудники перевели чертежи задания в 3D вид, что существенно облегчило понимание задания, которое надо выполнить участнику. И это обеспечило победу на Национальном чемпионате WorldSkills, что стало «входным билетом» для участия в Международном чемпионате 2017 в Абу-Даби.

2. Сотрудники кафедры «Строительные материалы» (на базе которой действует учебный центр «Кнауф»), также выступавшие независимыми экспертами, обеспечивают технологическую поддержку экспертов-тренеров и участников в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы». Дело в том, что данная компетенция является относительно молодой для наших колледжей, в связи с чем у последних наблюдается некоторый недостаток квалифицированных мастеров производственного обучения. Преподаватели вуза особую помощь оказывали в фиксации результатов работ. Дело в том, что по заданию выполнения штукатурных работ (с использованием гипсокартонных систем) предшествует возведение металлических конструкций. Данные конструкции могут быть сложными и включать в себя изгибы и отверстия для дверей и окон. Конструкции должны быть подготовлены с соблюдением всех нормативных указаний и методических рекомендаций.

3. В компетенции «Ландшафтный дизайн» в настоящее время наблюдается традиционное лидерство Лубянского лесотехнического колледжа. Среди строительных колледжей, входящих в наш научно-образовательный кластер, только Казанский строительный колледж взялся осваивать данную компетенцию, но к настоящему времени они не обладают квалифицированным мастером. В результате главным экспертом в Республике Татарстан по данной компетенции был выбран наш сотрудник с кафедры дизайна.

4. В рамках компетенции «Сантехника и отопление» достигнуты самые неожиданные и приятные успехи. От вуза в работе по компетенции принимают участие два сотрудника кафедры теплоэнергетики, газоснабжения и вентиляции. Один из сотрудников кафедры является менеджером компетенции в Союз WorldSkills Russia, а второй сотрудник выступает экспертом-компатриотом, ученик которого (имея скудные возможности материально-технической базы) занял второе место на региональном чемпионате 2017 года.

5. Компетенция «Дизайн интерьера» является уникальной среди строительных компетенций в Республике Татарстан - за ее развитие отвечает специализированный центр компетенций (СЦК) на базе вуза. То есть и эксперт-тренер, и участники -это представители КГАСУ. К сожалению, к концу 2017 году ни один из колледжей Республики Татарстан не подключился к участию в данной компетенции. Главная причина - на уровне среднего профессионального образования практически полностью отсутствует подготовка по какой-либо смежной специальности. Только в одном из колледжей есть подготовка по специальности «Архитектура», которые могут принять активное участие в конкурсе. Но самые опытные студенты только на 2 курсе и успели изучить только основы специальности.

Участие и организация таких мероприятий обеспечивает учебные заведения и участников процесса неоспоримыми преимуществами.

Во-первых, при подготовке технического описания, конкурсного задания, критериев оценок, схем рабочих мест экспертам приходится проанализировать большой объем материала, что определенным образом влияет на повышение их профессионального уровня.

Во-вторых, студент вынужден анализировать порядок выполнения операции (технологию), выбирать наиболее эффективные способы разборки и сборки узлов и агрегатов, получает профессиональные навыки по выполнению операций, развивает профессиональную самостоятельность, пропитывается соревновательным духом, азартом и формирует опыт творческо-конструкторской деятельности.

Все перечисленное повышает профессиональный уровень студентов и преподавателей [5] (Kityzina, 2016).

Учитывая это, в учебных заведениях среднего профессионального образования начали вводить, так называемый, демонстрационный экзамен - когда студенты кроме защиты выпускной квалификационной работы выполняют часть конкурсного задания, для подтверждения своих профессиональных навыков.

По мнению исследователей, использование методики WorldSkills при проведении государственной итоговой аттестации имеет превосходство над традиционным методом [13] (Smolina, 2017). Задания и формат соревнований построены так, что полностью охватывают профессиональные знания и навыки, позволяя полноценно оценить квалификацию конкурсанта. Такой подход, а фактически это выполнение конкретного профессионального задания, позволяет выявить практически все пробелы в знаниях студентов, которые зачастую остаются скрытыми в традиционном экзамене с билетами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, полученные в процессе разработки, апробации и внедрения практико-ориентированных экзаменов, подтверждают возможность применения их при оценке качества подготовки студентов, они позволяют более полно контролировать знания студентов, корректировать содержания дисциплин [14] (Cherednichenko, Guschina, 2016). Такой экзамен готовит студента к трудовой жизни, позволяет оценить свои силы для участия в конкурсе WorldSkills [8] (Kochkurov, 2017).

Проведение государственной итоговой аттестации в форме ВКР с практической частью в формате WorldSkills позволяет одновременно решить целый комплекс задач:

• ориентирует каждого преподавателя и студента на конечный результат;

• позволяет в комплексе повысить качество учебного процесса, качество подготовки специалиста и объективность оценки подготовленности выпускников;

• систематизирует знания, умения и опыт, полученные студентами во время обучения и во время прохождения производственной практики;

• расширяет полученные знания за счет изучения новейших практических разработок и проведения исследований в профессиональной сфере [15] (Yakovleva, 2016).

Ежегодно на базе СЦК центра организуются региональные и национальные соревнования РФ, по результатам которых лучшие молодые специалисты попадают в расширенный состав сборной WorldSkills Russia. Прошедшие отбор участники начинают заниматься с тренерами индивидуально, отдельно разбирая каждый аспект из оценочного листа. Для проведения тренировок в условиях, максимально близким к соревновательным, СЦК регулярно приглашает принять участие в национальных соревнованиях участников из стран-призеров чемпионатов мира WorldSkills.

Участие студентов вуза в движении WorldSkills ориентировано на достижение следующих задач:

• развитие творческих, креативных способностей студентов, умения ориентироваться в потоке информации;

• повышение уровня мотивации обучающихся к профессиональному саморазвитию и личностному росту [12] (Samuseva, Kochegarova, 2016);

• популяризация рабочих профессий, укрепление в обществе уважительного отношения к человеку труда [10] (Minyaeva, Taspaeva, 2017).

Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения, которое рассматривается как внеурочная деятельность обучаемых, имеет большое образовательное зна-

чение и способствует выполнению ряда важных задач: выявляет одаренных обучающихся и инженерно-педагогических работников, создает условия для обмена опытом, способствует популяризации рабочих профессий и специальностей, стимулирует мотивацию саморазвития, личностный и профессиональный рост.

Конкурсы по профессиям и специальностям давно приобрели популярность и проводятся регулярно. Главное, что их цель не ограничена лишь популяризацией профессий, обменом опытом, а имеет более широкий масштаб [2] (Gayneev, 2017).

Опыт показал, что совместно проводимые конкурсы профессионального мастерства становятся настоящим праздником профессионализма, способствуют повышению качества обучения, обмену передовым опытом и внедрению современных технологий, являются прекрасным стимулом для саморазвития личности и способствуют формированию основ творческо-конструкторской деятельности обучающихся.

Важная роль в социальном взаимодействии принадлежит представителям строительного сектора Республики Татарстан. В качестве постоянных партнеров различных мероприятий и конкурсов профессионального мастерства в рамках чемпионатов WorldSkills выступают ведущие, социально-ориентированные компании республики.

Заключение

По итогам обзора обозначим основные формы участия КГАСУ в движении WorldSkills Russia:

• участие сотрудников КГАСУ в качестве независимых экспертов по строительным компетенциям, что обеспечивает:

• инженерную поддержку участников по компетенции «Плотницкое дело»;

• технологическую поддержку всех республиканских экспертов-компатриотов в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы»;

• повышение общего уровня подготовки участников в части «дизайнерского» раздела в компетенции «Ландшафтный дизайн», так как эксперт от КГАСУ является главным экспертом по Республики Татарстан;

• популяризацию компетенции «Сантехника и отопление» в ряде строительных колледжей Республики Татарстан (до 2017 года эта компетенция осваивалась только в одном колледже Республики Татарстан), так как наш эксперт от КГАСУ является менеджером компетенции в Союзе WorldSkills Russia.

• непосредственное участие сотрудников и студентов КГАСУ в конкурсе в рамках компетенции «Дизайн интерьера», что обеспечивает развитие прикладных навыков студентов, обучающихся по смежным профилям высшего образования;

• инициирование создания на базе КГАСУ учебного центра, осуществляющего подготовку студентов вуза по базовым рабочим профессиям строительного профиля.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гареев И.Ф., Матвеева Е.С., Салахиева Л.Р., Юнусов И.И. Пути интеграции учре-

ждений среднего профессионального образования с организациями отрасли // Российское предпринимательство. - 2015. - № 21. - с. 3871-3884. - doi: 10.18334/ rp.16.21.2069.

2. Гайнеев Э.Р. Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чем-

пионатам Worldskills // Вестник Университета Российской академии образования.

- 2017. - № 3. - с. 43-47.

3. Дьяченко Н.С. Движение «Worldskills Russia» как система подготовки квалифициро-

ванных кадров для экономики региона // Научно-методический журнал «Поиск».

- 2016. - № 2 (54). - с. 71-72.

4. Зарипова И.Р., Маргилевская Е.В. Необходимость разработки экономического ме-

ханизма государственно-частного партнерства в профессиональном образовании // Креативная экономика. - 2016. - № 3. - с. 279-290. - doi: 10.18334/ce.10.3.34965.

5. Китызина С.А. Совершенствование содержания профессиональных образователь-

ных программ в соответствии со стандартами Worldskills // Научный альманах. -2016. - № 11-3 (25). - с. 70-73. - doi: 10.17117/na.2016.11.03.070.

6. Копнов В.А., Соколова А.В. Введение новой компетенции «Мастер производственного обучения» в национальный чемпионат рабочих профессий Worldskills // Образование и наука. - 2015. - № 7. - с. 75-89. - doi: 10.17853/1994-5639-2015-7-75-89.

7. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Интеграция как основа уровневого профессионального

образования в научно-образовательном кластере // Высшее образование в России.

- 2013. - № 6. - с. 19-25.

8. Кочкуров В.О. Worldskills формирует навыки будущего у молодежи // Профессиональное образование и общество. - 2017. - № 1 (21). - с. 283-288.

9. Ломовцева Н.Н., Мигунова Л.П. Актуальные направления оценки качества обра-

зования в РФ: требования и перспективы // Экономика труда. - 2016. - № 2. - с. 119-130. - doi: 10.18334/et.3.2.36096.

10. Миняева Н.М., Таспаева М.Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам Worldskills Russia // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 8. - с. 38-42.

11. Наумова О.Н. Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-частного и социального партнерства // Креативная экономика. - 2014.

- № 11 (95). - с. 33-45. - url: http://www.creativeconomy.ru/articles/41945/.

12. Самусева Г.В., Кочегарова С.В. Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс ГБПОУ ВО // Перспективы науки и образования. - 2016. - № 6 (24). - с. 33-36.

13. Смолина О.А. О формировании востребованной системы оценки квалификаций в формате Worldskills // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2017. - № 2. - с. 32-40.

14. Чередниченко И.А., Гущина Ю.И. Высшее образование как фактор социально-экономической трансформации общества // Российское предпринимательство. - 2016. - № 23. - с. 3431-3442. - doi: 10.18334/rp.17.23.37141.

15. Яковлева О.С. Роблемы занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) (на примере выпускников «Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова») // Экономика труда. - 2016. - № 4. - с. 325-330. - doi: 10.18334/ et.3.4.36955.

REFERENCES:

Cherednichenko I.A., Guschina Yu.I. (2016). Vysshee obrazovanie kak faktor sotsialno-ekonomicheskoy transformatsii obschestva [Higher education as a factor of social-economic transformation of the society]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (23). 3431-3442. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.23.37141. Dyachenko N.S. (2016). Dvizhenie «Worldskills Russia» kak sistema podgotovki kvalifitsirovannyh kadrov dlya ekonomiki regiona ["Worldskills Russia" movement as a system of training qualified personnel for the economy of the region]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal "Poisk". (2 (54)). 71-72. (in Russian). Gareev I.F., Matveeva E.S., Salakhieva L.R., Yunusov I.I. (2015). Puti integratsii uchrezhdeniy srednego professionalnogo obrazovaniya s organizatsiyami otrasli [The ways for integrating secondary professional education institutions into the industrial organizations]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (21). 3871-3884. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.21.2069. Gayneev E.R. (2017). Dualnoe vzaimodeystvie sotsialnyh partnerov v podgotovke k chempionatam Worldskills[Dual interaction of social partners in training for worldskills championships]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. (3). 43-47. (in Russian). Kityzina S.A. (2016). Sovershenstvovanie soderzhaniya professionalnyh obrazovatelnyh programm v sootvetstvii so standartami Worldskills [Improving the content of professional educational programs in accordance with Worldskills standards]. Scientific almanac. (11-3 (25)). 70-73. (in Russian). doi: 10.17117/ na.2016.11.03.070.

Kochkurov V.O. (2017). Worldskills formiruet navyki buduschego u molodezhi [Worldskills forms future skills for youth]. Professionalnoe obrazovanie i obschestvo. (1 (21)). 283-288. (in Russian). Kopnov V.A., Sokolova A.V. (2015). Vvedenie novoy kompetentsii «Master proizvodstvennogo obucheniya» v natsionalnyy chempionat rabochikh professiy Worldskills [Introduction of New Skill «In-Service Trainer» in WorldSkills Russia]. The Education and Science Journal. (7). 75-89. (in Russian). doi: 10.17853/1994-5639-2015-7-75-89.

Korchagin E.A., Safin R.S. (2013). Integratsiya kak osnova urovnevogo professionalnogo obrazovaniya v nauchno-obrazovatelnom klastere [InTegration as a basis of degree-oriented education in scientific-educational cluster]. Higher education in Russia. (6). 19-25. (in Russian).

Lomovtseva N.N., Migunova L.P. (2016). Aktualnye napravleniya otsenki kachestva obrazovaniya v RF: trebovaniya i perspektivy [Relevant Directions in the Assessment of the Education Quality in the Russian Federation: Demands and Prospects]. Russian Journal of Labor Economics. 3 (2). 119-130. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.2.36096.

Minyaeva N.M., Taspaeva M.G. (2017). Opyt raboty po podgotovke studentov kolledzha k chempionatu professionalnogo masterstva po standartam Worldskills Russia [The Experience in Training College Students for the Excellence Championship for WorldSkills Russia Professional Standards]. Srednee professionalnoe obrazovanie. (8). 38-42. (in Russian).

Naumova O.N. (2014). Formirovanie obrazovatelnogo klastera v usloviyakh razvitiya gosudarstvenno-chastnogo i sotsialnogo partnerstva [Formation of the education cluster in terms of development of public-private and social partnership]. Creative economy. (11 (95)). 33-45. (in Russian).

Samuseva G.V., Kochegarova S.V. (2016). Vozmozhnosti vnedreniya professionalnyh standartov konkursnogo dvizheniya Worldskills Russia v obrazovatelnyy protsess GBPOU VO [The possibility of introducing professional standards to the competition Worldskills Russia movement in the educational process "VGPPK"]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. (6 (24)). 33-36. (in Russian).

Smolina O.A. (2017). O formirovanii vostrebovannoy sistemy otsenki kvalifikatsiy v formate Worldskills [About Formation of Demanded Evaluation System of Qualifications in Worldskills'' Format]. Uchenye zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 12 (2). 32-40. (in Russian).

Yakovleva O.S. (2016). Roblemy zanyatosti molodezhi v Respublike Sakha (Yakutiya) (na primere vypusknikov «Severo-vostochnogo federalnogo universiteta im. M.K. Ammosova») [Youth employment problems in the Republic of Sakha (Yakutia) (by the example of graduates of "Ammosov North-Eastern Federal University")]. Russian Journal of Labor Economics. 3 (4). 325-330. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.4.36955.

Zaripova I.R., Margilevskaya E.V. (2016). Neobkhodimost razrabotki ekonomicheskogo mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v professionalnom obrazovanii [The need for developing an economic mechanism of public-private partnership in vocational education]. Creative economy. 10 (3). 279-290. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.3.34965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.