ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Гареев И.Ф. , Рожков В.Л.
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Практика сотрудничества средней и высшей школы в рамках научно-образовательного кластера в строительной отрасли
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается характеристика активности институтов строительного научно-образовательного кластера. И если органы государственного управления продолжают пребывать в раздумьях относительно путей развития, то образовательные учреждения научно-образовательного кластера КГАСУ самостоятельно формируют успешные пути сотрудничества. В представленном исследовании раскрыты успешные практики сотрудничества средней и высшей школы. Данный материал будет полезен организациям строительной отрасли, интересующимся спецификой подготовки квалифицированных кадров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-образовательный кластер, подготовка квалифицированных рабочих, рабочие профессии, повышение квалификации
JEL: I20, J24, 030
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Гареев, И.Ф., Рожков, В.Л. (2015). Практика сотрудничества средней и высшей школы в рамках научно-образовательного кластера в строительной отрасли. Российское предпринимательство, 16(19), 3311-3320. doi: 10.18334/rp.l6.19.1986
Гареев Ильнур Фаилович, канд. экон. наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])
Рожков Вадим Львович, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 31.08.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 16.10.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.19.1986
(с) Гареев И.Ф., Рожков В.Л. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
3312
Введение
В настоящее время между учреждениями средней и высшей школы научно-образовательного кластера «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (НОК КГАСУ) активно развивается сетевое взаимодействие. Одним из достижений можно отметить то, что выпускники Казанского строительного колледжа, обучавшиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», могут поступить в КГАСУ на укороченную программу подготовки по направлению «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»).
В рамках реализации программ прикладного бакалавриата планируется обучение студентов КГАСУ в Казанском строительном колледже, благодаря чему студенты смогут получить рабочие профессии.
В рамках функционирования НОК КГАСУ осуществляется вовлечение работодателей в процесс разработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий, аттестации образовательных программ, технического оснащения производственных мастерских и повышении квалификации мастеров производственного обучения. Ежегодно обеспечивается мониторинг потребности в кадрах строительной отрасли в текущем и прогнозном периодах (для обеспечения заданных действующими программами темпов жилищного строительства (Бондаренко, 2011)).
Исследованию особенностей реализации этих процессов в образовательных учреждениях научно-образовательного кластера КГАСУ и посвящена данная статья.
Характеристика деятельности учреждений НОК КГАСУ
Главным индикатором востребованности учебного заведения является интерес к его выпускникам (Клячко, 2010). Анализ трудоустройства выпускников, обучавшихся по строительным профилям, показывает, что доля выпускников дневной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования организаций среднего профессионального образования (СПО) кластера, трудоустроившихся по специальности не позднее завершения первого года после выпуска, составляет 100%. По КГАСУ данный показатель достигает 99,5%.
3313
Таблица 1
Информация о прогнозе потребности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов строительной отрасли, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
на 2015-2017 годы
Уровни профессионального образования Годы Всего
2015 2016 2017
Начальное 1936 2093 2217 6246
Среднее 1704 1829 1917 5450
Высшее 1880 2091 2179 6150
Всего 5520 6013 6313 17846
При этом фактический выпуск примерно на 40% меньше потребности в кадрах (табл. 2).
Таблица 2
Количество обучающихся и выпускников в учреждениях профессионального образования, входящих в научно-образовательный
кластер КГАСУ
Наименование учебного заведения Выпуск учащихся, чел. в 2014 г.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет 1100
Казанский строительный колледж 429
Бугульминский строительно-технический колледж 297
Набережночелнинский экономико-строительный колледж им. Е.Н. Батенчука 138
Набережночелнинский строительный колледж 113
ВСЕГО 2077
Колледжи, рассматриваемые для включения в НОК КГАСУ:
Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства 298
Нижнекамский агропромышленный колледж 250
Одной из причин такой популярности строительного образования является высокая деловая активность в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан. Значительное количество реализуемых проектов требуют большого количества квалифицированных кадров (Прокофьев, 2013а). А если учесть, что за последний год ужесточилась миграционная политика, то особый интерес испытывают колледжи со стороны строительных организаций, демонстрирующие существенно возросшую потребность в квалифицированных рабочих (Кульков, 2014).
3314
Место WorldSkills Russia в развитии образовательных учреждений
С целью повышения привлекательности рабочих профессий в Российской Федерации запущено движение WorldSkills.
WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Региональный чемпионат проведен с целью выявления наиболее способных и профессионально подготовленных студентов для участия в Национальном Чемпионате WorldSkills Russia.
Для популяризации строительных профессий среди студентов университета наши коллеги из колледжа решили пригласить их для участия в региональном чемпионате WorldSkills Russia. Участие студентов КГАСУ было возможным только вне конкурса. Тем не менее, опытные ребята студенческого строительного отряда «КГАСУ» были рады попробовать свои силы в соревнованиях со сверстниками из колледжа.
Наши студенты участвовали вне конкурса (по компетенциям «Облицовочник-плиточник» и «Каменщик»), но показанные ими жюри чемпионата результаты позволили оценить их работу выше среднего уровня, сразу за призовыми местами. В жюри входили представители ведущих строительных организаций, которые отметили, что показанный им уровень мастерства позволяет быть востребованными на рынке труда уже сейчас.
Стороны договорились о расширении перечня специальностей, по которым студенты КГАСУ будут привлекаться к участию в конкурсах профессионального мастерства.
Интеграция учащихся колледжей в университетскую жизнь
С целью повышения качества образовательной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, вузом, совместно с колледжами научно-образовательного кластера, реализуется план мероприятий, направленный на популяризацию научной деятельности и привлечение внимания учащихся к разработкам молодых ученых университета (Сафин, Корчагин, Загидуллина, и др., 2012).
3315
21 апреля 2015 года в рамках запланированного перечня мероприятий научно-образовательного кластера «КГАСУ» в Казанском колледже коммунального хозяйства и строительства прошла очередная встреча молодых ученых КГАСУ с учащимися. На встрече присутствовали учащиеся старших курсов.
С целью вовлечения в профессиональную деятельность в стенах Казанского строительного колледжа была проведена встреча представителей студенческого строительного отряда (ССО) университета с учащимися колледжа.
На встречу с представителями ССО собралось более 90 студентов 2, 3, 4 курсов. Большой интерес нашего ССО к студентам колледжа вызван тем, что учащиеся колледжа после 2-3 курсов получают рабочие профессии. А это позволит ССО работать на тех участках, где требуются квалифицированные кадры. Учащиеся получают наиболее востребованные профессии - каменщик, сварщик, маляр, штукатур.
2 июня 2015 года по случаю 85-летия основания вуза и 125-летия строительного образования в Республике Татарстан учреждения среднего профессионального образования, входящие в состав НОК КГАСУ, продемонстрировали мощный творческий и образовательный потенциал своих коллективов.
Студенты Казанского строительного колледжа гостям продемонстрировали специфику кирпичной кладки. Учащиеся Казанского колледжа коммунального хозяйства и строительства показали особенности таких необходимых компетенций, как плотницкое и столярное дело. Студент Нижнекамского агропромышленного колледжа раскрыл секреты сухого строительства и штукатурных работ. Представители Бугульминского строительно-технического колледжа показали талант в малярных и декоративных работах.
Все представители колледжей являются победителями и призерами региональных и национальных конкурсов профессионального мастерства.
О роли социального партнерства
Для развития строительной отрасли необходимо тесное взаимодействие учебных заведений с ведущими предприятиями и организациями (Сироткин, 2011). Прежде всего, необходимо выделение значительных средств на укрепление материально-технической базы учреждений СПО (Чугунов, Васильев, Фрумин, 2010). В практике
3316
функционирования строительных колледжей это видится следующим образом.
Конкретные учебные аудитории и мастерские закрепляются за отдельными организациями отрасли. При содействии организаций осуществляется капитальный ремонт помещений, оснащение их необходимым оборудованием и инвентарем (Наумова, 2014). Преподаватели и мастера производственного обучения проходят курсы повышения квалификации, при необходимости - стажировку в базовой организации (Сафина, 2009). В дальнейшем оснащенная учебная аудитория позволит как обучать всех желающих, так и повышать квалификацию сотрудников базовой организации (Фурин, 2014).
Это позволит регулярно проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации (Фрумин, Поляруш, 2008). В программах обучения, помимо преподавателей СПО, принимают участие представители строительных компаний и производителей строительных материалов и конструкций. В свою очередь, для повышения квалификации преподаватели СПО должны проходить стажировку на базе организаций (Прокофьев, 2013Ь).
Одним из многочисленных примеров успешного взаимодействия колледжа и производителя строительных материалов является сотрудничество ООО «ТехноНИКОЛЬ - Строительные Системы» (производитель кровельных и гидроизоляционных материалов).
В рамках запланированного к запуску ресурсного центра на базе Казанского строительного колледжа компания ТехноНИКОЛЬ запускает свой собственный учебный центр, призванный решить проблему нехватки квалифицированных специалистов. Учебный центр оснащен современным оборудованием и материалами, что способствует получению теоретических знаний и практических навыков по кровельным работам и теплоизоляции строительных конструкций.
Перспективные направления взаимодействия участников научно-образовательного кластера
Для усиления развития НОК КГАСУ необходима реализация комплекса мероприятий, которые должны быть сосредоточены на нескольких основных направлениях.
1. Профориентация. Высокоэффективная система
профориентационной деятельности, основанная на популяризации строительных и инженерных профессий, дополнит существующие меры.
3317
Комплекс мер должен распространяться на школьников в период последних 3-4 лет обучения. За это время у учащихся могут проявиться наклонности к той или иной профессиональной деятельности (Игнатова, 2012).
2. Конкурсы. Организация олимпиад и конкурсов профессионального мастерства позволит привлечь внимание к отрасли. Проведение подобных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней обеспечит сильнейший толчок для развития профессий (компетенций). Выявленный уровень позволит отразить уровень подготовки в учебных заведениях и подстегнет их к дальнейшему развитию.
3. Стимулирование. Необходима разработка и реализация системы поддержки талантливой молодежи. Мероприятия должны быть предложены различными сторонами - учебными заведениями, работодателями, органами государственной власти (Косарецкий, Пинская, Груничева, 2014). Внедрение именных стипендий и гарантии трудоустройства повысят привлекательность строительных профессий.
4. Проектное обучение. Вовлечение студентов старших курсов к реальному бизнес-проектированию и трудовой деятельности на базе ведущих организаций отрасли ускорит адаптацию выпускников к профессиональной деятельности и повысит эффективность их труда (Руткаускас, Сироткин, 2012). Важное место должен занять институт наставничества.
5. Стажировки. Наряду с проектным обучением необходимо внедрение системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, когда они не просто изучали бы деятельность ведущих предприятий отрасли, но и принимали бы активное участие в их деятельности. Это позволит ускорить передачу навыков и методов работы с новейшими строительными материалами, средствами механизации и инвестиционно-строительными проектами в образовательный процесс.
6. Социальное партнерство. Необходимо активное участие ведущих строительных организаций и производителей строительных конструкций и материалов (социальных партнеров) в формировании и реализации стратегии развития учебного заведения, в том числе путем обеспечения развития материально-технической базы. В условиях нехватки квалифицированных кадров это позволит заблаговременно закрепить за своей организацией необходимые кадры.
3318
7. Инженерные центры. Активное внедрение в учебном процессе средств механизации строительства обеспечит выпускников практическими навыками их использования, а проявление «инженерной мысли» - их дальнейшее совершенствование. Создание подобных инженерных центров обеспечит научно-техническое развитие колледжей и, к примеру, снизит зависимость от зарубежной техники (Романова, Мухаррамова, Ахметов, 2010).
Заключение
Активная реализация и усиление обозначенных направлений деятельности учреждений НОК КГАСУ позволит обеспечить:
— опережающее развитие системы подготовки квалифицированных кадров для строительной отрасли Республики Татарстан;
— баланс подготовки специалистов среднего звена и рабочих высокой квалификации в соответствии с реальными потребностями рынка труда;
— концентрацию бюджетных, материальных, учебно-производственных ресурсов и кадрового педагогического потенциала образовательных учреждений, повышение эффективности их использования.
ИСТОЧНИКИ:
Бондаренко, М.В. (2011). Эмпирическая оценка факторов, определяющих объемы жилищного строительства. Сервис plus, 3, 3-9.
Игнатова, Т.В. (2012). Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров. Креативная экономика, 3, 94-99.
Клячко, Т.Л. (2010). Профессиональное образование: снова реформы?. Журнал новой экономической ассоциации, 8, 140-142.
Косарецкий, С.Г., Пинская, М.А., Груничева, И.Г. (2014). Проблемы бедности и доступа к образованию. оценка ситуации в России и международный опыт. Мир России: Социология, этнология, 23(2), 133-153.
Кульков, А.А. (2014). Вопросы подготовки кадров в строительном кластере Республики Татарстан. Российское предпринимательство, 18, 197-208.
Наумова, О.Н. (2014). Формирование образовательного кластера в условиях развития
государственно-частного и социального партнерства. Креативная экономика, 11, 33-45.
Прокофьев, К.Ю. (2013a). Кластерный подход на рынке жилищно-коммунальных услуг. Экономика и управление, 9, 104-107.
Прокофьев, К.Ю. (2013b). Место территориальных кластеров в механизме
инновационного развития регионов. Региональная экономика: теория и практика, 14, 22-29.
3319
Романова, А.И., Мухаррамова, Э.Р., Ахметов, Ш.Р. (2010). Выявление кризисной ситуации на предприятиях рынка строительных услуг. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, 6, 157-162.
Руткаускас, Т.К., Сироткин, В.А. (2012). Кластерный подход при воспроизводстве
жилищного фонда муниципальных образований. Экономика: вчера, сегодня, завтра, 3-4, 96-107.
Сафин, Р.С., Корчагин, Е.А., Загидуллина, Г.М. и др. (2012). Интеграционный процесс
формирования и развития строительного образовательного кластера. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 4, 520-529.
Сафина, В.Ф. (2009). Образовательный потенциал Республики Татарстан: актуальные проблемы и пути развития. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1, 045-048.
Сироткин, В.А. (2011). Особенности формирования кластерной структуры при
воспроизводстве жилищного фонда. Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление, 1, 76-83.
Фрумин, И.Д., Поляруш, П.П. (2008). Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта. Вопросы образования, 2, 73-107.
Фурин, А.Г. (2014). Образовательный кластер как институт улучшения качества человеческого капитала. Креативная экономика, 4, 70-77.
Чугунов, Д.Ю., Васильев, К.Б., Фрумин, И.Д. (2010). Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?. Вопросы образования, 4, 247-268.
Ilnur F. Gareev, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Chair of Real Estate Expertise and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering
Vadim L. Rozhkov, Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer, Chair of Real Estate Expertise and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering
Practices relating to cooperation between secondary and high school as part of scientific and educational cluster in the construction
industry
ABSTRACT:
The article characters the activity of engineering institutes of scientific and educational cluster. While the government remains in meditations on ways of development, educational institutions of KSUAE scientific and educational cluster are developing their own successful ways to collaborate. This study revealed the successful practices of cooperation of secondary and high school. This material will be useful for construction companies that are interested in the specifics of training of skilled personnel. KEYWORDS: scientific and educational cluster, training of skilled workers, worker occupations, advanced training