Научная статья на тему 'Пути интеграции учреждений среднего профессионального образования с организациями отрасли'

Пути интеграции учреждений среднего профессионального образования с организациями отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ / INDUSTRIAL INTEGRATION / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL SKILLS / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ / CONSTRUCTIONAL OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареев Ильнур Фаилович, Матвеева Елена Сергеевна, Салахиева Лилия Ринатовна, Юнусов Ильназ Ирекович

В статье рассмотрен опыт и перспективы сотрудничества образовательных учреждений с организациями отрасли. На примере строительных колледжей определены перспективные варианты развития образовательных кампусов. Представленные выводы могут быть использованы при разработке планов развития учреждений среднего профессионального образования строительного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареев Ильнур Фаилович, Матвеева Елена Сергеевна, Салахиева Лилия Ринатовна, Юнусов Ильназ Ирекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of integration of secondary professional education institutions into the industrial organizations

The authors discuss the experience and prospects of the cooperation between educational institutions and the industrial organizations. Through the example of constructional colleges, promising options for the development of educational campuses have been identified. The presented conclusions may be used in the elaboration of the development plans of secondary professional education institutions with specialization in construction.

Текст научной работы на тему «Пути интеграции учреждений среднего профессионального образования с организациями отрасли»

ИССЛЕДОВАНИЕ

11 11 Гареев И.Ф. , Матвеева Е.С. , Салахиева Л.Р. , Юнусов И.И.

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Пути интеграции учреждений среднего профессионального образования с организациями отрасли

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрен опыт и перспективы сотрудничества образовательных учреждений с организациями отрасли. На примере строительных колледжей определены перспективные варианты развития образовательных кампусов. Представленные выводы могут быть использованы при разработке планов развития учреждений среднего профессионального образования строительного профиля.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: колледж, профессиональное образование, интеграция с производством, практические навыки, строительные профессии

JEL: I20, J24, J44

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Гареев, И.Ф., Матвеева, Е.С., Салахиева, Л.Р., Юнусов, И.И. (2015). Пути интеграции учреждений среднего профессионального образования с организациями отрасли. Российское предпринимательство, 16(21), 3871-3884. doi: 10.18334/rp.16.21.2069

Гареев Ильнур Фаилович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (igareev@kgasu.ru)

Матвеева Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Салахиева Лилия Ринатовна, студент, специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Юнусов Ильназ Ирекович, студент, специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 27.10.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.21.2069

(с) Гареев И.Ф., Матвеева Е.С., Салахиева Л.Р., Юнусов И.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3872

Введение

В настоящее время одной из основных проблем строительных организаций является нехватка квалифицированных, подготовленных кадров инженерных и рабочих специальностей (Власов, 2014а). Выпускники учебных заведений обладают недостаточными практическими навыками, что вызывает значительные сложности при трудоустройстве и начальном этапе своей профессиональной карьеры (Чигрова, Солдатова, 2014). Решением данной проблемы может быть только более тесная интеграция образовательного учреждения с ведущими организациями отрасли.

Во времена СССР законодательно определялись сотрудничество образовательных учреждений и предприятий, развитие системы обучения на производстве (Власов, 2014Ь). Статья 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года гласила: «предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением». В 90-е годы XX века это взаимодействие сошло на нет, но потребность в нем на сегодняшний день остается актуальной (Иваненко, 2013). Компании, по мере увеличения деловой активности на строительном рынке, испытывают все большую нехватку квалифицированных кадров, а выпускники - рабочих мест. В соответствии с вышеуказанным, нами была поставлена цель по исследованию специфики и выявлению потенциала для развития строительных колледжей.

Краткая характеристика успешных примеров сотрудничества учебных заведений и реального сектора экономики

В современных условиях существенно повышается значение сферы образования в опережающем развитии экономики страны. Это объясняется постоянным расширением и усложнением технологий и процессов. И это показывает недостаточную связь образовательных учреждений с реальным сектором экономики (Кехян, 2013). В итоге, подготовка кадров, в большинстве случаев, не предполагает системного характера. А наукоемкие предприятия для обеспечения себя современными научными разработками и подготовленными кадрами организовывают собственные научно-технические и учебные центры (Мухров, 2012). Общепризнанным решением этого вопроса является дуальная система образования.

3873

Дуальная система образования - такой вид обучения, в котором теоретическое обучение в учебном заведении сочетается с практической деятельностью на предприятии. В разных странах по-разному подходят к соотношению данной пропорции, но в целом доля практического обучения не бывает меньше теоретической части (Савзиханова, 2013).

Данная модель обучения уже много лет успешно применяется в системе профессионального образования в Германии. Эта страна признана лидером по качеству подготовки кадров Международным институтом мониторинга качества рабочей силы. Отличительная особенность СПО в Германии заключается в том, что более 50% учебного времени занимают внеаудиторные практические занятия, и базовые дисциплины подстроены под вид деятельности каждой специальности. По официальным данным, более половины всех выпускников средних школ выбирают именно это направление. Эта система позволяет развивать практические навыки на предприятии, получая среднее профессиональное образование (Пахомова, 2012). В России данная методика активно применяется в медицинских колледжах.

Данный вид образования внедряется и в Татарстане. Впервые дуальное обучение было опробовано в нефтегазохимической сфере и сфере машиностроения. На сегодняшний день внедрением активно занимается Казанский национально-исследовательский

технологический университет.

Благодаря научно-техническому кластеру КНИТУ прослеживается эффективное функционирование и плодотворность дуального образования:

— работодатели начали инвестировать в образование с целью получения более квалифицированных и качественно подготовленных кадров;

— сокращение между спросом рынка труда и предложением ВУЗов;

— 80% студентов остаются работать на предприятии, в котором проходили обучение.

Специфика образовательной деятельности в колледжах научно-образовательного кластера «КГАСУ»

В качестве объектов для исследования нами были выбраны учебные заведения, входящие в научно-образовательный кластер «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (НОК КГАСУ). К настоящему времени в НОК КГАСУ входит четыре

3874

учреждения среднего профессионального образования (СПО) и еще с двумя ведется постоянное сотрудничество. Один из авторов данной статьи (Гареев И.Ф.) является членом административной группы, курирующей взаимодействие учебных заведений в рамках НОК КГАСУ. Рассмотренные в данной статье мероприятия находятся в процессе внедрения. В некоторых случаях запущены пилотные проекты.

С целью совершенствования образовательной деятельности и подготовки квалифицированных кадров необходимо построение перспективных схем сотрудничества между образовательным учреждениями и работодателями (Танцев, 2011).

Для решения этой проблемы мы определили несколько основных направлений для совершенствования:

— организация учебного процесса совместно с представителями ведущих организаций отрасли (Чигрова, 2012);

— подготовка кадров, соответствующих потребностям рынка труда;

— организация практической деятельности на территории работодателя в виде стажировок для студентов;

— актуализация функционала преподавательского состава под изменяющиеся экономические условия и повышение его квалификации;

— адаптация учебных программ с учетом современных научно-технических достижений.

В связи с выбранными приоритетами развитию среднепрофессионального образования в Республике Татарстан уделяется большое внимание. В частности, руководством региона поставлена задача по запуску сети ресурсных центров на базе ведущих колледжей, которые оперативно и качественно реагировали бы на потребности рынка труда. Другими словами, ресурсный центр, по желанию граждан (решивших сменить профессиональную принадлежность) или организаций (в связи с увеличившейся производственной необходимостью), должен на самом современном оборудовании обучить наиболее перспективным и востребованным профессиям.

В НОК КГАСУ, учреждением СПО, на базе которого принято решение о создании ресурсного центра, является Казанский строительный колледж (КСК). На протяжении 2014-2015 годов ведутся активные работы по капитальному ремонту помещений и оснащению их современным строительным инвентарем и оборудованием.

3875

Вместе с этим для успешного воплощения положений дуального образования ведущие строительные организации отрасли и производители строительных материалов и конструкций (социальные партнеры) успешно выполняют следующие задачи:

1. проведение учебных занятий и организация курсов на базе предприятий;

2. привлечение наиболее опытных специалистов к образовательному процессу, организация наставничества;

3. финансирование научно-технической деятельности (покупка оборудования, учебных пособий и т.д.).

Казанский строительный колледж, в свою очередь:

1. Постоянно занимается поиском организаций, осуществляющих свою деятельность в строительной сфере. К настоящему моменту одним из лучших примеров сотрудничества можно отметить взаимодействие с компанией «Технониколь», которая является ведущим производителем кровельных и изоляционных материалов. В частности, ею на базе КСК организован учебно-консультационный центр, который знакомит учащихся, работников отрасли с новинками и технологиями работы. Основной целью подобного проникновения в «массы» является повышение лояльности к торговой марке;

2. Подбирает преподавательский состав, обеспечивает регулярные курсы повышения квалификации. Зачастую сотрудниками колледжа становятся его бывшие выпускники. В частности, молодые специалисты сразу после завершения обучения остаются в тех организациях, в которых проходили практику, но по прошествии времени возвращаются преподавателями и мастерами производственного обучения. Наличие практического опыта позволяет им осуществлять квалифицированную подготовку учащихся. Подтверждением правильности выбранного пути являются конкурсы профессионального мастерства, которые выигрывают сотрудники колледжей. Более того, студенческие конкурсы по рабочим профессиям учениками таких преподавателей обязательно выигрываются;

3. Осуществляет анализ сложившейся ситуации на рынке труда и в соответствии с полученными результатами вносит изменения в перечень образовательных программ. Благодаря развитию инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан постоянно растет потребность в квалифицированных специалистах, а многообразие строящихся объектов недвижимости приводит к

3876

необходимости расширения новых специальностей специальности, по которым осуществляется подготовка. В частности, в настоящее время в колледже совместно с компанией «Технониколь» идет процесс проработки образовательной программы для подготовки по профессии «Кровельщик». Отметим, что в Республике Татарстан ни одно из учреждений СПО не осуществляет по ней подготовку. Это своеобразная база, на которой будущие специалисты получают первый опыт работы, знакомятся с азами и особенностями их профессии. Такое сотрудничество помогает будущим выпускникам применять свои теоретические знания в деле, что благоприятно сказывается на их профессионализме; облегчает поиск работы и дальнейший карьерный рост;

4. Предоставляет помещения в кабинетах и производственных мастерских для размещения оборудования и лабораторий организации. В настоящее время, в период создания ресурсного центра на базе КСК, практически каждое помещение в мастерских закреплено за ведущими организациями отрасли. Общая схема партнерства такова: организация обеспечивает расходными материалами, макетами и аналогами рабочего места, что позволяет максимально быстро адаптироваться к будущей трудовой деятельности;

5. Содействует трудоустройству выпускников. Учитывая высокую деловую активность в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан, у выпускников колледжа отсутствуют проблемы с трудоустройством. Более того, складывается обратная ситуация. Те организации, которые является ведущими социальными партнерами колледжа, не могут обеспечить себе лояльность и сохранить для себя лучших выпускников колледжа. В частности, набравшись опыта на объектах г. Казань, новоиспеченные специалисты уезжают на ведущие строительные площадки страны;

6. Обеспечивает непрерывность образования. В настоящее время учащиеся, обучавшиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», могут продолжить обучение по профилю «Промышленное и гражданское строительство» в КГАСУ на ускоренной основе (рис. 1). Вместе с этим сейчас в КГАСУ разрабатываются «сквозные», сокращенные рабочие программы и для других профилей: автомобильные дороги, производство строительных материалов и конструкций (технологи) и земельный кадастр. Одновременно планируется корректировка рабочих программ и в КСК.

3877

Более того, часть дисциплин в колледже преподается молодыми учеными и сотрудниками КГАСУ, и это сотрудничество только усиливается;

7. Выполняет комплекс мероприятий, направленных на популяризацию рабочих специальностей и своего учебного заведения. За последние год студенты колледжа являются победителями участниками и победителями региональных и федеральных конкурсов профессионального мастерства World Skills Russia. В частности, студенты колледжа выступали по таким компетенциям, как каменная кладка, облицовка плиткой и кровельные работы.

Рисунок 1. Непрерывное образование в рамках научно-образовательного кластера

Благодаря подобному сотрудничеству, все участники образовательного процесса получают свои выгоды. В частности, это взаимодействие позволяет организациям:

— обеспечить себя квалифицированными кадрами, знакомыми с их деятельностью;

— разрабатывать новые идеи, проекты, пробовать их на упрощенных моделях (Удальцова, Кучерова, 2013);

— снизить риски по реализации и внедрению новых открытий и технологий;

— получить дополнительные научно-технические базы;

— использовать научные достижения студентов и преподавателей.

3878

Наибольшие выгоды от данной схемы сотрудничества получают студенты:

— бесценный практический опыт, включающий в себя все необходимые профессиональные навыки (Лукьяненко, 2010);

— наличие возможности подработки еще во время обучения и гарантированное трудоустройство после завершения учебы;

— быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка труда (во время обучения студенты приобретают как минимум две рабочие специальности);

— знакомство с новыми достижениями в области строительных материалов, конструкций и технологий (Ронжин, 2011);

— расширение профессионального кругозора и осознанное самосовершенствование по выбранной специальности (Малютин, 2013).

Перспективные направления развития профессионального образования

Изучение успешного зарубежного опыта показало, что в учреждениях СПО актуально применение такой системы дуального образования, которая позволит не только решить проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров и гарантированного трудоустройства, но и создаст условия для активной научной деятельности (Tai, Sadler, 2009).

По итогам анализа возможностей практического участия студентов колледжа в развитии науки и техники строительной отрасли были выбраны несколько основных направлений. Рассмотрим возможности и перспективы их реализации на территории Казанского строительного колледжа.

Казанский строительный колледж является тем учебным заведением, закончив который, специалист, как видится многим со стороны, должен уметь построить дом, в том числе своим силами. Однако осваиваемые профессии носят локальный характер и характеризуют лишь отдельные участки строительных работ. Таким образом, для получения навыков строительно-монтажных работ необходимо наиболее полно отразить все циклы - от подготовки фундамента до отделочных работ. При этом важно не забыть этап технической эксплуатации объекта недвижимости. Для решения данной комплексной задачи мы предлагаем строительство и эксплуатацию на территории колледжа малоэтажного дома. Этот процесс мы предлагаем разбить на два этапа.

3879

Первый этап - это размещение выставочного дома на территории Казанского строительного колледжа. Современные достижения диктуют реализовать проект энергоэффективного дома. Должно быть осуществлено благоустройство территории или организация открытой площадки с применением элементов ландшафтного дизайна. Это позволит продемонстрировать полноценную застройку индивидуальной жилой среды. Отметим, что для размещения дома на территории колледжа есть необходимые условия и строительство может вестись на льготных условиях: без приобретения земельного участка и платы за подключение к инженерной инфраструктуре (Чувашов, Литвин, 2011).

Отметим, что строительство дома может вестись как за счет колледжа, так и за счет какой-либо строительной организации. В случае спонсорской помощи дом может использоваться также как офис, а для нужд колледжа - как учебная аудитория и натурный экспонат.

В дальнейшем для развития идей индивидуального дома актуален запуск фирменного ежегодного конкурса на лучший дипломный проект по индивидуальному домостроению среди студентов строительных специальностей.

Вторым этапом данного проекта является эксплуатационная стадия, когда будет осуществляться функционирование учебного центра по индивидуальному домостроению. Будут разработаны и запущены кратко- и среднесрочные курсы по деревянному домостроению. Возможно оказание индивидуальных консультационных услуг по строительству домов и разработка проектов индивидуальных домов. Силами опытных студентов под руководством профессиональных мастеров возможно выполнение работ по строительству домов с привлечением выпускников.

Логичным видится организация филиала кафедры КГАСУ в Казанском строительном колледже. Это позволило бы усилить качество предлагаемых услуг.

Помимо строительства индивидуального дома крайне перспективными видятся:

1. создание технорума (аналог дома, только в виде квартиры в помещении мастерских колледжа).

2. лаборатория новых строительных материалов, в которых они бы не просто демонстрировались, но и была бы представлена возможность их использования.

3880

3. центр экспозиции и обслуживания дорожно-строительной техники. Площадку колледжа можно, как и в случае с домом, использовать как постоянно действующую выставочную площадку. Студенты могли бы не только овладевать навыками по их использованию, но учились бы ее обслуживать и совершенствовать.

4. «город профессий» как выставка строительных профессий, что служило бы для профориентации и конкурсов профессионального мастерства.

5. площадка для демонстрации достижений других колледжей, например, где учащиеся профильного колледжа демонстрировали бы достижения в парикмахерском искусстве.

Рассмотренные выше пути развития территория колледжа, считай, предусматривают развитие его кампуса путем создания инженерного центра с демонстрацией современных достижений.

В связи с тем, что колледж находится в обособленном районе г. Казань, то территорию колледжа можно было бы использовать как объект социального развития граждан.

Обозначенные направления самодостаточны и будут проанализированы в будущих работах.

С нашей точки зрения, перспективен еще один пример сотрудничества - между Казанским колледжем коммунального хозяйства и строительства и производителем строительного оборудования Bosсh. Данный производитель мог бы разместить сервисный центр на территории колледжа, привлечь к работе талантливых студентов, которые могли бы совершенствовать оборудование, повышая его эффективность и снижая стоимость и эксплуатационные расходы.

Заключение

Рассмотренные выше мероприятия авторы предлагают внедрить в Казанском строительном колледже. Используя имеющиеся партнерские связи и налаживая новые, возможно создание на его территории лабораторий и даже небольших предприятий. Это позволило бы студентам проводить практические занятия в приближенных к реальному производству условиям. Студенты могли бы ознакомиться со всеми этапами производственного процесса и применить свои теоретические знания на практике.

3881

Организации, в свою очередь, получат дополнительные научно-технические базы, возможность использования разработок и достижений студентов и преподавателей, возможность апробации новых технологий и решений на «уменьшенных копиях», что позволит снизить риски при нововведениях в реальных масштабах. Сотрудничество с учебным заведением также станет хорошей рекламой для предприятия. Студенты будут знать о качестве строительных материалов, и он будет для них приоритетным.

Ведущие организации отрасли на сегодняшний день являются социальными партнерами колледжа. Но сейчас это в основном подрядные организации, должно быть активное привлечение производителей строительных материалов и конструкций. Они могут организовывать на территории колледжа учебно-исследовательские отделы (Schütte, Köller 2015). Такие предприятия могут располагать свое оборудование в колледже, тем самым готовя специалистов к работе с ними, могут предоставлять свою продукцию для изучения и модернизации, привлекать студентов к работе на территории своих предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для внедрения такой системы обучения необходимо:

1) обеспечить условия для размещения научного и испытательного оборудования на территории учебного заведения, создания на ней учебно-производственных центров;

2) корректировать учебный план в зависимости от требований работодателей и рынка труда в целом;

3) организовать для студентов рабочие места на предприятии;

4) организовать курсы повышения квалификации как для преподавательского состава, так и для работников предприятия.

Описанное сотрудничество выгодно всем: и студентам, и организациям, и государству. Она обеспечит повышение качества образования и знаний студентов; Республика получит квалифицированных специалистов с практическим опытом работы.

3882

ИСТОЧНИКИ:

Власов, С.А. (2014a). Обеспечение рабочими кадрами стройиндустрии Дальнего Востока России в современных условиях. Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 5-4, 15-24.

Власов, С.А. (2014b). Подготовка рабочих кадров для стройиндустрии в профессионально-технических училищах Дальнего Востока (конец 1950-х - 1991 гг.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 3-2, 34-38.

Иваненко, И.А. (2013). Реализация механизма социального партнёрства в

профессиональном образовании. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, 4, 46-50.

Кехян, М.Г. (2013). Основные тенденции глобализации сферы образования. Креативная экономика, 1, 84-88.

Лукьяненко, Е.С. (2010). Эффективность информационного обеспечения учебного

процесса в подготовке специалиста начального профессионального образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2, 34-39.

Малютин, Д.Л. (2013). Анализ и оценка формирования инновационной среды в Японии. Креативная экономика, 5, 65-69.

Мухров, И.С. (2012). Производственное обучение в учреждениях начального

профессионального образования в условиях социального партнерства. Научный поиск, 2, 19-22.

Пахомова, Е.А. (2012). Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1, 32-37.

Ронжин, И.В. (2011). Научное образование в системе профессиональной подготовки. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 8, 135-138.

Савзиханова, С.Э. (2013). Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг. Креативная экономика, 10, 127-135.

Танцев, А.А. (2011). Управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров в

системе начального профессионального образования Томской области. Вестник Томского государственного педагогического университета, 13, 192-196.

Удальцова, Н.Л., Кучерова, М.С. (2013). Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ. Креативная экономика, 5, 59-64.

Чигрова, Н.В. (2012). О реформировании механизма финансового обеспечения начального профессионального образования. Вестник Оренбургского государственного университета, 9, 84-88.

Чигрова, Н.В., Солдатова, Л.А. (2014). Проблемы финансового обеспечения

профессионального обучения кадров рабочих специальностей. Вестник Оренбургского государственного университета, 8, 182-187.

3SS3

Чувашов, Е.В., Литвин, А.В. (2011). Управление инфраструктурой (facility management) государственных образовательных учреждений. Российское предпринимательство, S-2, 148-153.

Schütte, K., Köller O. (2015). «Discover, Understand, Implement, and Transfer»: Effectiveness of an intervention programme to motivate students for science. International Journal of Science Education, 37(14), 2306-2325. doi: 10.1080/09500693.2015.1077537

Tai, R.H., Sadler, P.M. (2009). Same Science for All? Interactive association of structure in learning activities and academic attainment background on college science performance in the USA. International Journal of Science Education, 31(5), 675-696. doi: http://dx.doi.org/10.1080/09500690701750600

3SS4

Ilnur F. Gareev, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Expertise and

Real Estate Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Elena S. Matveeva, Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer of the Chair of Economics and

Entrepreneurship in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering

Liliya S. Salahieva, Student, speciality "Expertise and Real Estate Management", Kazan State

University of Architecture and Engineering

Ilnaz I. Yunusov, student, speciality "Expertise and Real Estate Management", Kazan State University of Architecture and Engineering

The ways of integration of secondary professional education institutions into the industrial

organizations

ABSTRACT:

The authors discuss the experience and prospects of the cooperation between educational institutions and the industrial organizations. Through the example of constructional colleges, promising options for the development of educational campuses have been identified. The presented conclusions may be used in the elaboration of the development plans of secondary professional education institutions with specialization in construction.

KEYWORDS: college, professional education, industrial integration, practical skills, constructional occupations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.