УДК 070 ББК 76.0
DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.1-212-238
ИРИНА СЕРГЕЕВНА ГЛЕБОВА
кандидат политических наук, доцент кафедры «Режиссура кино и мультимедиа» «Институт кино и телевидения» (ГИТР) г. Москва
ORCID: 0000-0002-3545-1405 [email protected]
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ХОДАКОВ
доцент кафедры «Звукорежиссура и музыкальное искусство» «Институт кино и телевидения» (ГИТР) г. Москва
ORCID: 0000-0002-3637-021X [email protected]
J uniorS kills как фактор
создания мультимедийной журналистики будущего
(НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА JUNIORSKILLS 2018 МОСКВА)
Аннотация. В работе представлена краткая история развития некоммерческого международного движения профессиональной подготовки квалифицированных кадров «WorldSkills International» («WSI»). Авторы статьи впервые в научном мире исследуют данное направление, определяют перспективы проведения Чемпионата «JuniorSkills» по мультимедийной журналистике
в России и его роль в профессиональной подготовке и профориентации молодых специалистов. В статье используется метод системного анализа, полученного в результате личного опыта по судейству и экспертной оценке Регионального Чемпионата «JuniorSkШs» 2018 в Москве. В виде схемы представлены профессии, которые составляют единое целое наиболее популярного формата мультимедийного сторителлинга — лонгрид, производство которого является основным заданием по компетенции «Мультимедийная журналистика». Проведенное анкетирование позволило определить важнейшие вопросы подготовки участников (школьников) и экспертов к следующим Чемпионатам «JuniorSkШs». На основании анализа предложены конкретные действия, направленные на повышение стандартов профессиональной подготовки и развитие мультимедийной журналистики как самостоятельной профессии будущего. В данной статье впервые сформулированы выводы, позволяющие оценить данное направление «JuniorSkШs» («JS») как перспективное и инновационное для подготовки универсальных журналистов нового поколения. Ключевые слова: JunюrSkШs, WorldSkШs, мультимедийная журналистика, лонгрид, универсальные специалисты, медиа пространство, профессиональные стандарты, профориентация школьников.
J uniorS kills as a factor
of creation of multimedia journalism of the future
(ON THE EXAMPLE OF THE REGIONAL CHAMPIONSHIP "JUNIORSKILLS" 2018 MOSCOW)
IRINA S. GLEBOVA
PhD in Political sciences, associate professor of the Department of Movie, Television and Multimedia Directing at the GITR Film and Television School, Moscow
ORCID: 0000-0002-3545-1405 [email protected]
VALENTIN A. KHODAKOV
Associate Professor of the department of Sound Engineering and Musical Art at GITR Film and Television school, Moscow
ORCID: 0000-0002-3637-021X e-mail: [email protected]
Abstract. The article presents a brief history of the development of the non-commercial international movement of professional training of qualified personnel "WorldSkills International" ("WSI"). For the first time in the world of scholarship the authors of the article are exploring this direction, determining the prospects of the "JuniorSkills" Championship for Multimedia Journalism in Russia and its role in the training and career guidance of young professionals. The article uses the method of systemic
analysis obtained as a result of personal experience in judging and expert evaluation of the regional Championship "JuniorSkills" 2018 in Moscow. Professions forming a unified whole are being presented in the form of diagrams in one of the most popular formats for multimedia storytelling -"longread", the production of which is the main task of the competence of "Multimedia journalism". The conducted survey allowed to identify critical issues of training participants (students) and experts for the next "JuniorSkills" Championships. On the basis of the analysis concrete actions are proposed aimed at raising the standards of professional training and the development of multimedia journalism as an independent profession of the future. In this article for the first time conclusions are formulated making it possible to estimate this direction of "JuniorSkills" ("JS") as being perspective and innovative for training new generations of universal journalists.
Keywords: JuniorSkills, WorldSkills, multimedia journalism, longed, versatile, professionals, media, professional standards, career guidance students
Одной из злободневных проблем в нашей стране является острая нехватка молодых кадров для digital-трансформации бизнеса. Для их появления необходимо перестроить всю систему профессионального образования. В связи с этим Союз «WorldSkills Russia» («Молодые профессионалы России») в целях возрождения рабочих профессий ввел новые для них стандарты, изменил экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также стал связующим звеном между работодателями и молодыми работниками [1]. Поставленные в середине прошлого века одним из инициаторов Движения WorldSkills International (WSI) Фр. Аль-бертом-Видалем задачи превратить участников соревнований в образец для подражания молодежи, организовать международ-
ные встречи экспертного и профессионального сообществ и дать молодым рабочим возможность определиться на мировом рынке труда — остаются актуальными и сегодня. Не случайно за 70 лет со времени возникновения чемпионатов профессионального мастерства их масштабы выросли в несколько раз: в 1950-м году собралось всего лишь 12 конкурсантов, в 2017-м на 44-м чемпионате WorldSkills в Абу-Даби — 1300. На международном первенстве в Казани в 2019 году ожидается уже полторы тысячи участников [1].
Научное осмысление достижений дипломантов «WorldSkills International» (международной организации, целью которой является развитие профессионального, технического и ориентированного на сферу услуг образования, а также повышение стандартов профессиональной подготовки специалистов разных рабочих профессий в 75 странах мира) изучается за рубежом. Полученные финскими исследователями результаты показали, что участники Чемпионата отличались от своих коллег рядом приобретенных ценных качеств: «навыками межличностного общения, волей, мотивацией и другими характеристиками, жизненно важными для профессионального опыта и профессионального развития... особое внимание уделялось важности логико-математических навыков (понимание общих рабочих процессов, быстрого и независимого творческого мышления по решению проблем)» [2, с. 108]. Британские исследователи в результате исследования особенностей использования и применения результатов Чемпионата «WorldSkills» на базе колледжей отмечали «повышение устремления студентов к профессии, росту самооценки. преобразованию учащихся в новые профессиональные личности, благодаря восприятию "унаследованного" опыта профессиональных учителей» [3, с. 154].
Наша же задача состоит в том, чтобы рассмотреть в Движении «WorldSkills» участие России, поскольку до сих пор отечественная система подготовки молодых специалистов в этом явлении не исследовалась, а между тем использование у наслуч-
ших международных обучающих практик и стандартов обратило на себя большое внимание в мире.
Ценность движения «WorldSkills» отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «У нас появляется все больше молодых специалистов и высококвалифицированных рабочих, способных решать задачи нового технологического уровня. Такие чемпионаты — это, безусловно (и мы с вами это хорошо понимаем), не только престижные турниры. Они задают тон, ориентир для развития национальной системы образования на основе лучших мировых практик, помогают настраивать образовательные программы и профессиональные стандарты под запросы текущего дня, экономики» [4, с. 371].
Движение «WorldSkills» зародилось в Испании в эпоху кризиса после Второй мировой войны как международное некоммерческое движение по профессиональной подготовке квалифицированных кадров. Генеральный директор Испанской молодежной организации г-н Антонио Элола Оласо решил создать систему профессионального образования, которая бы эффективно готовила кадры, поднимала престиж рабочих профессий, объединяла молодежь, их родителей и преподавателей с потенциальными работодателями.
Первый национальный конкурс по профессионально-технической подготовке специалистов (рабочие специальности) состоялся в Испании в 1947 году, уже через 6 лет его поддержали 6 европейских стран, к 1980 — 17 стран, включая США и Японию. Развитие профессионального образования проводилось «WorldSkills» посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди молодых квалифицированных кадров. Каждый участник соревнований должен был продемонстрировать свои профессиональные навыки в соответствии с требованиями международных стандартов, в рамках заданного времени, под контролем наставников и экспертов — ведущих специалистов в заданной области. В итоге «стандарты «WorldSkills» позволяли
«задавать планку» для подготовки специалистов высокого уровня и формулировать требования к выпускникам образовательных учреждений» [5].
В 1983 году была сформирована международная организация по проведению конкурсов профессионального мастерства — «International Vocational Training Organisation» («IVTO»). В 2000 году это международное движение объединило 36 стран-участников, и символика «IVTO» была изменена на «WorldSkills International» («WSI»). К 2017 году под эгиду «WSI» вошли 76 стран, которые ежегодно участвуют в региональных и национальных соревнованиях, континентальных первенствах, и раз в 2 года — в Мировом чемпионате. Рабочие и инженерные профессии (каменщик, слесарь, сварщик, токарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, монтажник, технолог, оператор для работы с различным промышленным оборудованием и другие) составляют основной блок специальностей Чемпионата1, каждый блок состоит из компетенций2. Миссия «WSI» — определение высшей категории специалистов, выработка важнейших профессиональных навыков и умений, отбор лучших из лучших профессионалов с опытом по каждой конкретной профессии, «с помощью совместных действий государств-членов мировой общественности содействовать тому, чтобы профессии и высокий уровень квалификации вносили свой вклад в достижение экономического успеха и развития личности» [6, с. 491]. «Применение стандартов «WorldSkills» даст новый качественный импульс к развитию и распространению профессиональных стандартов подготовки специалистов рабочих специальностей» [4, с. 374].
1 Блоки специальностей Чемпионата «WS»: «Строительство и строительные технологии», «Производство и инженерные технологии», «Информационные и коммуникационные технологии», «Творчество и дизайн», «Сфера услуг», «Транспорт и логистика».
2 «Компетенция» (в терминологии «WSI») — профессиональная способность Участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции «WSI» включают перечень из 50 профессий (специальностей).
Россия присоединилась к движению «WorldSkills International» в 2012 году и впервые приняла участие в Чемпионате Европы 2014. Через год Сборная команда России «WorldSkills Russia»3 (категория 18+) участвовала на Чемпионате Мира «WorldSkills Competition 2015» в Сан-Паулу и завоевала 14 место в общем зачете, став обладательницей 6 медалей «За высшее мастерство»4. Итогами участия в соревнованиях Европейского уровня становится повышение интернационализации профессионального образования и обучения. Показав достойный результат, Россия была выбрана на Генеральной ассамблее «WSI» страной проведения мирового первенства, которое, как было сказано выше, состоится в Казани в 2019 году.
В мае 2015 года в рамках III Национального чемпионата «WorldSkills Russia» в Казани впервые состоялся I Национальный чемпионат «JuniorSkills» («JS»). В отличии от «WSR», где принимают участие специалисты категории 18+, «JS» была создана для школьников 10-17 лет как программа ранней профессиональной подготовки. Эта программа была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» при поддержке Агентства стратегических инициатив, «WorldSkills Russia», Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ. Концепция программы «JuniorSkills» — создание модели ранней профориентации, «каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе в профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию» [7, с. 13].
Участниками I Национального чемпионата «JuniorSkills» 2015 стали более 100 школьников из 14 регионов России, победу одер-
3 «WorldSkills Russia» («WSR») — некоммерческое движение, осуществляющее цели и задачи «WorldSkills International» («WSI») на территории Российской Федерации.
4 К началу 2018 года Сборная России «WorldSkills» занимает 27 место (из 75) в мировом рейтинге стран.
жала команда Республики Татарстан. Поручением В.В. Путина от 21 сентября 2015 года чемпионаты «JuniorSkiNs» включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей». II Национальный чемпионат «JS» состоялся в мае 2016 года в Москве, в нем приняли участие 173 школьника из 20 регионов России и двух стран (Белоруссии и Швейцарии). В мае 2017 года в Краснодаре прошел III Национальный чемпионат «JS» в рамках V Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («WorldSkills Russia»). В этом Чемпионате приняли участие 148 команд, 197 наставников и экспертов из 36 регионов России, а также юниоры из Белоруссии, Швейцарии, Нидерландов5. По итогам пяти Национальных чемпионатов «WorldSkills Russia» была составлена табл. 1, аккумулировавшая количественные показатели участников «JuniorSkills» (актуальные на 1 января 2018 года).
Таблица 1
Количественные показатели «JuniorSkills»
Отборочные чемпионаты (кол-во) Компетенции (востребованные профессии будущего) Кол-во регионов Кол-во участников (школьники) Кол-во наставников и экспертов Партнеры Компании (потенциальные работодатели)
102 20 56 3000 900 250
Новая, перспективная и востребованная профессия будущего «Мультимедийная журналистика» была предложена Сборной России мировому сообществу <^ог№кИ^» как «презентационная» для включения в общий список компетенций Чемпионата. В качестве апробации эту специальность ввели в программу
5 Победу в командном зачете одержала Сборная команда Москвы, второе место заняла Сборная Республики Татарстан, третье место разделили команды Новосибирской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга.
регионального Чемпионата «JuniorSkills» 2015. Через год эксперимент по внедрению новой компетенции повторили на региональных Чемпионатах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, и впервые включили в список компетенций III Национального чемпионата «JuniorSkills» 2017 в рамках V Национального чемпионата «WorldSkills Russia»6.
Схема оценки навыков и квалификации конкурсантов по «Мультимедийной журналистике» включает в себя задание по созданию мультимедийной статьи в формате лонгрид. Лонгрид (от англ. «long read» — «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов в Интернете7. «Основными характеристиками его создания является сочетание большого текстового материала (посвященного одной теме) с различными мультимедийными элементами: фотографиями, аудио, видео сюжетами, инфогра-фикой, анимацией и другими визуальными компонентами» [8, с. 247]. Впервые лонгрид как новый формат мультимедийной журналистики был зафиксирован зарубежными медиа-экспертами в 2012 г. на сайте журнала «The New York Times» в проекте «Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek» («Снегопад: лавина в проходе "Крик"») [9]. Графический директор данного проекта Стив Дуенс писал, что главной задачей проекта стало создание нового и необычного продукта, в котором все «мультимедийные элементы воспринимались естественной и органичной частью повествования» [10, с. 284].
Таким образом, мультимедийная статья была адаптирована к онлайн-чтению и стала естественной для зрительского восприятия. Проект «Snow Fall» в 2013 году получил Пулитцеровскую премию за художественное письмо, после чего цифровая онлайн-среда
6 Остальные страны-участники движения «WorldSkills International» компетенцию «Мультимедийная журналистика» считают «презентационной» и пока не включили в общий список компетенций Мирового Чемпионата (данные на 1 января 2018 года).
7 В онлайн-среде помимо термина «лонгрид» («long read») можно встретить синонимы, такие как: «long story», «сноуфолл» («snow fall»), «deep story», «мультимедийная история».
предоставила повествовательной журналистике новые возможности — мультимедийные элементы и присутствие в Интернете, которые могут как укрепить подлинность истории, так и ослабить ее эффект погружения из-за слишком большого количества сенсорных стимулов. В июне 2013 года политический новостной сайт Politico объявил, что Сьюзан Глассер, тогдашний главный редактор журнала «Foreign Policy», присоединилась к своей команде, чтобы помочь ей добиться успеха в «игре за длинную форму» [11] и чтобы доказать, что читатели Интернет-изданий готовы воспринимать объемные тексты и таким образом противостоять распространенному убеждению, что веб-статьи требуют коротких форм.
В целом лонгрид, по наблюдению А. Золотухина и Ю. Мажа-рина, явился одним из показателей вершины современного журнализма: «В условиях нарастания информационного шума и непрекращающихся информационных войн, которые ознаменовали последние годы, у аудитории произошло "переедание информационным фастфудом" и возникло закономерное желание обстоятельно разобраться в сути событий, сопереживать им. А лонгриды как нельзя лучше помогают сделать это, детально рассматривая с разных сторон заявленную тему» [12, с. 94].
Для наглядности на рис. 1 (см. стр. 220) представлены мультимедийные профессии, которые составляют единое целое нового мультимедийного направления — лонгрид.
Крупнейшие мультимедийные агентства мира («CNN», «The New York Times») последние 5 лет соперничают друг с другом по созданию имиджевых спецпроектов в формате лонгрид. Для подготовки одной такой статьи издательства привлекали от 15-25 специалистов в области мультимедиа, выделяли на производство длительные сроки (от нескольких недель - до нескольких месяцев), что естественно требовало значительных финансовых затрат. Результатом работы становился качественный мультимедийный лонгрид, который вызывал у читателей яркие эмоции, обсуждения, реакцию, им делились в социальных сетях. По оцен-
ке экспертов, самые дорогие интерактивные статьи мира в один день становились популярными и востребованными читателями8.
Рис. 1. Структура лонгрид по мультимедийным профессиям
После разработки «Тильда» («Tilda СС» — tilda.cc/ru)9 у онлайн-изданий появилась возможность в 10-20 раз сократить расходы на производство лонгридов и привлекать минимальное количество специалистов. Навыки, которыми теперь должен обладать мультимедийный журналист для создания лонгрида расширились: на-
8 Проект «Snow Fall» («Снегопад») только за первую неделю в Интернете просмотрели 3,5 миллиона пользователей.
9 «Тильда» («Tilda Publiching») и «Medium.com» — это универсальные блог-платформы, на базе которой удобно конструировать лонгрид и любые интерактивные истории.
писание и редактирование текста по заданному информационному поводу, создание телевизионного видеоконтента, фотосъёмка и обработка фотографий, запись аудиоматериалов, видеомонтаж, создание интерактивных компонентов, владение основами веб-дизайна, вёрстка и управление Интернет материалами (размещение их на платформе «Тильда»). По мнению исследователя М. Бу-лаевой, журналистские тексты в совокупности с мультимедийными платформами формируются в определенную структуру, приобретают новые формы и дают возможность характеризовать лонгрид, как «формат универсальной журналистики. В отличие от жанра, суть которого определяется содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта» [13, с. 122].
Именно поэтому создание интерактивной статьи в формате лонгрид стало основным конкурсным заданием для участников Чемпионата «JuniorSkills» в компетенции «Мультимедийная журналистика».
Сборная команда Москвы впервые присоединилась к региональному Чемпионату «JuniorSkills» в 2016 году10. В первом заочном предварительном отборе участников Чемпионата в компетенции «Мультимедийная журналистика» приняли участие 142 команды (по 3 человека). Для участия в I московском региональном Чемпионате «JuniorSkills» 2016 было отобрано 10 команд, конкурсантов разделили по двум возрастным категориям: 10+ (5 команд, возраст школьников от 10 до 13 лет) и 14+ (5 команд, возраст школьников от 14 до 17 лет). Участникам конкурса нужно было создать и опубликовать в Интернет мультимедийную статью в формате лонгрид,
10 По итогам III Национального чемпионата «JuniorSkills» 2017 в Краснодаре победу в медальном зачете одержала сборная команда города Москвы. На счету сборной столицы 27 медалей, из них: 17 золотых, 4 серебряных и 6 бронзовых. Юные москвичи завоевали медали в 11 компетенциях (из 19): «Инженерный дизайн CAD», «Прототипирование», «Электроника», «Аэрокосмическая инженерия», «Электромонтажные работы», «Лазерные работы», «Интернет вещей», «Лабораторный химический анализ», «Ландшафтный дизайн», «Мультимедийная журналистика» и «Кулинарное дело».
освещающую соревнования «JuniorSkills» по компетенциям «Кулинарное дело» и «Деревообработка». Работа участников была строго регламентирована по времени и количеству заданий (модулей), распланированных по дням. В финал вышла команда из московской школы №199 (категории 14+) получившая 96,7 баллов11. Участники Чемпионата категории 10+ не могли без предварительной подготовки проанализировать сложные технические процессы (например, по деревообработке), из-за этого качество их мультимедийных статей отличалось от лонгридов старшеклассников, и они оценивались экспертами соответственно. Проанализировав полученные итоги и представив общие экспертные выводы и оценки было принято решение в дальнейшем допускать к участию в Чемпионате «JuniorSkills» по компетенции «Мультимедийная журналистика» школьников возрастной категория 14+.
С 4 по 8 декабря 2017 года в Москве прошёл Региональный чемпионат «JuniorSkills» 2018 в рамках открытого чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)12. Авторами статьи в результате личного опыта по судейству и экспертной оценке данной компетенции Чемпионата было впервые в научном мире проведено практическое исследование этого направления. Программа профессиональной подготовки и профориентации школьников проводилась по трем компетенциям:
1. «Умный дом» (возрастные группы 10+ и 14+)
2. «Интернет вещей» (возрастные группы 10+ и 14+)
11 Команда из московской школы №199 поехала представлять Москву в Краснодар на Национальном Чемпионате «1ипюгёкМ^» 2016 и одержала победу в компетенции «Мультимедийная журналистика», обойдя 3 конкурентов-участников из других городов.
12 Принять участие в региональном Чемпионате «1ипюгёкИ^» Москва «Молодые профессионалы» может любая московская школа. На портале Городского методического центра Департамента образования Москвы выкладывается кейс, в котором указаны задание, требования, используемые компьютерные программы, межпредметные связи по компетенции «Мультимедийная журналистика». На первом (заочном) этапе присланные работы школьников отсматривают старший эксперт по компетенции «Мультимедийная журналистика» регионального чемпионата «1ишогёкМ^» Москва «Молодые профессионалы» А. Кошкина и приглашенные независимые эксперты, которые оценивают работы по 100-балльной системе.
3. «Мультимедийная журналистика» (возрастная группа 14+) В компетенции «Мультимедийная журналистика» предполагалось участие 9 команд из общеобразовательных школ Москвы, в каждой — по 2 участника-школьника. Конкурсное задание рассчитано на командное выполнение и разделено на несколько модулей, выполняемых последовательно в течении 3 дней, где каждый выполненный модуль оценивается экспертами отдельно. Выполнение работ между участниками команд не регламентируется, а распределяется в индивидуальном порядке. Всего на выполнение всех модулей отводится 12 часов (табл. 2).
Таблица 2 Модули конкурсного задания (Регионального чемпионата <«1ишогёкП^» 2018)
№ модуля Название модуля Подробное описание работ Время
1 Разработка темы лонгрида (выбор актуального информационного повода и изучение его специфики и особенностей) Участникам команды даётся папка с материалами по теме «Движение Junior Skills по освещаемой компетенции». Конкурсанты должны изучить и обсудить тему, найти информационный повод для лонгрида. Придумать и написать план мультимедийного материала (лонгрида), в котором должны быть указаны способы раскрытия темы. План будущего материала не должен превышать объем в 300 знаков 1 час
2 Написание первичного текста лонгрида Написание основного текста выполняется одним из участников команды. В тексте должно быть не менее 1.500 тысяч знаков и не более 3.000 знаков. 1 час
3 Подготовка дополнительных мультимедийных элементов: видео, фото, аналитического опроса, создание инфографики для иллюстрации материала Видеорепортаж создаётся двумя членами команды (корреспондент, видеооператор) в сопровождении независимого эксперта на площадке «Junior Skills». Количество видеорепортажей — один (от 1 мин. — до 1 мин. 30 сек), содержащий стенд-ап, интервью, закадровый текст. Для записи закадрового текста используется видеокамера с внешним микрофоном. Монтаж производится с помощью программного обеспечения Adobe Master Collection 5.5. Формат видео /установки проекта: Н264 (MP4), 16:9, 720р или 1080i. Для создания инфографики опрос-информационный проводится одним членом команды устно или с 6 часов
использованием видеокамеры (корреспондентом и видеоператором) в сопровождении эксперта на площадке «Junior Skills». Количество респондентов: экспертов — 3; руководителей и организаторов Чемпионата JS, наставников и гостей — 3; участников — 5. Для создания фоторепортажа одним из участников команды выполняется фотосъёмка в сопровождении эксперта на площадке «Junior Skills». Количество фотографий к статье — не более 3. Формат: JPG, цветовой профиль RGB, 72 или 96 dpi, размер — не менее 1920 пикселей по длинной стороне. Фоторепортаж должен иметь не менее 5 — не более 9 фотографий разной крупности, заголовок, подписи под фото и сопроводительный текст.
4 Сборка мультимедийных элементов, подготовка окончательного материала и его размещение на платформе Tilda CC Размещение лонгрида на платформе «Tilda Publich-ing». Важно учесть наличие: заголовка и подзаголовков, имён авторов материалов, цитат, подписей (титров) ко всем элементам материала, ссылок на внешние источники, логотипа «Junior Skills» в элементах лонгрида
Календарный план проведения Чемпионата состоял из пяти дней. Первые два дня представители 5 команд (из 9) собирали материал на площадке компетенции «Умный дом» и работали по первым 3 модулям, на третий и четвёртый день другие участники 4 команд собирали материал на площадке компетенции «Интернет вещей», последний пятый день выделялся для выполнения 4 модуля всеми 9 командами.
За каждой командой был закреплён эксперт, который определялся ежедневно перед началом соревнований методом жеребьёвки. В качестве экспертов на Чемпионаты «JuniorSkills» по «Мультимедийной журналистике» всегда приглашались ведущие специалисты медиа индустрии. В задачи каждого эксперта входило: сопровождение команды во время сбора и обработки материалов, контроль за самостоятельным выполнением всех конкурсных заданий, оценка проделанной работы по итогам каждого дня. Критерии оценки были внесены в специальные таблицы, которые каждый эксперт ежедневно заполнял, проставляя баллы. По ито-
гам всех соревновательных дней каждая команда могла максимально набрать 100 баллов.
По мнению авторов статьи, которые выступали в роли экспертов по компетенции «Мультимедийная журналистика», уровень подготовки участников Чемпионата разный и во многом зависит от профиля школы и специальности их наставников. В процессе проведения «1ипюгБкШ$» были выявлены общие проблемы у всех команд, а именно слабая подготовка по основам операторского и зву-корежиссерского мастерства. Это было видно на всех этапах работы над лонгридом. Много ошибок было при выборе крупности плана и ракурса съёмки, расположения героев по отношению к источникам света, работе с микрофоном, выборе места для записи закадрового текста и пр. Как выяснилось из бесед с участниками и наставниками больше всего внимания при подготовке к Чемпионату уделялось работе журналиста с текстом, как в классических печатных изданиях. Аудио, видео и фото материалам уделялось в большинстве случаев значительно меньше времени. Самой слабой стороной абсолютно всех работ оказался звук, так как ему в подавляющем большинстве команд практически не уделялось времени на этапе подготовки к Чемпионату. К сожалению, такая ситуация среди участников и их наставников в целом не отражает общей тенденции медиа производства, где уже давно для изложения информации стало привычным использование разных элементов современных медиа, а также совмещение одним человеком нескольких профессий.
В финале Чемпионата «ОипюгёкИ^» 2018 Москва авторы статьи провели анкетирование всех участников-конкурсантов по компетенции «Мультимедийная журналистика» (18 человек)13. Задача анкетирования была не только в получении портрета участников
13 Участники 9 команд — 7 юношей и 11 девушек, учатся на базе средних общеобразовательных школ в 9, 10 и 11 классах. Из них 2 конкурсанта в прошлом году принимали участие в региональном чемпионате «ОишогБЫ^», но не прошли в финал. Курс по «Мультимедийной журналистики» преподают в 5 школах из 9, сроки обучения варьируются от 3 недель до 3 лет. Профильное журналистское образование было зафиксировано у 4 наставников из 9.
чемпионата, но и выявление того, какие дополнительные образовательные дисциплины вводились в школах перед предварительным отбором на соревнование. Так же было выявлено какими программами для монтажа видео владеют школьники: Adobe Premiere Pro — 17 человек, Sony Vegas Pro — 5. Опыт создания мультимедийных продуктов был у 16 человек, так как у 7 школ есть свой собственный телеканал. Полученные результаты были проанализированы и представлены в рис. 2.
Il ll ll ll .1
Основы журналистики Основы операторского мастерства Основы фотокомпозиции Основы видеомонтажа Основы звукорежиссуры
■да 10 8 8 11 5
■ нет 8 10 10 7 13
Дисциплины
■да "нет
Рис. 2. Дисциплины по мультимедийной журналистике, преподаваемые в школах участникам «JuшorSkiNs» Москва 2018
При анализе полученных данных анкетирования участников Чемпионата «JuniorSkills» 2018 в Москве были выявлены проблемы, связанные с системой организации подготовки школьников к Чемпионату:
1. Нехватка квалифицированных кадров, владеющих практическими навыками создания мультимедийных продуктов, для проведения обучения молодых специалистов по компетенции «Мультимедийная журналистика». В связи с этим рекомендуется привлекать медиа специалистов с производства для консультаций.
2. Необходимо создавать учебные программы дополнительного образования и корректировать учебно-методический комплекс для обеспечения системной подготовки участников к соревнованиям.
3. Для получения практических навыков молодым специалистам необходима материально-техническая база: видеокамеры, штативы, осветительное оборудование, фотоаппараты, микрофоны, компьютеры для монтажа программ, системы хранений данных и т.д.
4. Создание на базе школьного учреждения собственного телевизионного канала (с новостными сюжетами, интервью, отчетными мероприятиями), а также необходимость размещения на сайте школы тематических мультимедийных статей позволит выстроить систему регулярного производства и практического применения полученных знаний для будущих участников Чемпионата.
5. Отсутствие поддержки, заинтересованности и внимания к молодым мультимедийным журналистам со стороны партнеров из медиа индустрии (будущих работодателей) и медиа ВУЗов.
Для подготовки новых участников Чемпионата «ОипюгёкМ^» по компетенции «Мультимедийная журналистика» необходимо создавать благоприятные условия по освоению профессиональных навыков, заинтересовывать партнеров и привлекать их к разработке содержания образовательных программ. «Любой профессионал, уверен, всегда мечтает о том, чтобы профессия, которой он посвятил всю свою жизнь, развивалась, — заявил Президент В.В. Путин на встрече с участниками всероссийского форума «Наставник», который проходил в Москве на ВДНХ с 13 по 15 февраля 2018 года. — Чтобы дело, которым он занимается, оказалось в надежных руках» [14].
После Чемпионата опрошенные конкурсанты подвели итоги проделанной работы и определили перспективы личного выбора «Мультимедийной журналистики» в качестве будущей профессии (рис. 3, см. стр. 228).
Авторы статьи определяют значимую роль Чемпионата «ОипюгёкИ^» в профессиональной подготовке и профориентации молодых специалистов по мультимедийной журналистике и рекомендуют данное направление как перспективное для проведения
по всей России. Участие в Чемпионатах «JuniorSkills» способствуют повышению профессиональных стандартов до международного уровня и совершенствованию технологий обучения на всех этапах подготовки квалифицированных специалистов. Несмотря на то, что мультимедийная журналистика является новым перспективным направлением в медиа пространстве России и мира, в российских высших учебных заведениях медленно обновляются образовательные программы и методы преподавания профессиональной подготовки молодых медиа специалистов.
Рис. 3. Кто из участников Чемпионата планирует выбрать «Мультимедийную журналистику» в качестве своей будущей профессии
В результате проведенного исследования предлагаются следующие выводы:
1. Система создания статьи в формате лонгрид похожа на игру и этим заинтересовывает школьников, позволяя им за короткий срок освоить весь спектр мультимедийных профессий.
2. Минимальный состав команды участников (2 человека) доказывает возможность создания готового продукта (мультимедийной статьи в формате лонгрид) за короткий период времени (12 часов) и позволяет заменить боль-
■ да
■ нет
возможно
шой коллектив специалистов, создавая универсальных и конкурентоспособных работников для рынка труда.
3. Трехлетний российский эксперимент по проведению конкурса «ОипюгёкМ^» по компетенции «Мультимедийная журналистика» для школьников категории 14+ имеет положительный результат. Разработана методика отбора участников Чемпионата, получен уникальный опыт отбора лучших специалистов, который подтверждает гипотезу о возможности освоения этой компетенции учащимися среднеобразовательных школ. Рекомендуется включение этой компетенции в программу международных соревнований «ОипюгёкМ^», а в последствии и в Чемпионат «^ог^Ы^».
4. Предлагается ввести дисциплину «Создание мультимедийной статьи (лонгрид)» на факультетах журналистики в программу бакалавриата ВУЗов. Необходимо начать разработку полноценного учебного комплекса по специальности «Мультимедийная журналистика» для подготовки нового поколения специалистов мультимедийного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Как WorldSkills меняет систему образования и профподготовки в России [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https:// ria.ru/worldskills/20171226/1510749424.html. (Дата обращения: 25.03.2018).
2. Pylvas L., Nokelainen P. Finnish WorldSkills achievers' vocational talent development and school-to-work pathways [Электронный ресурс] // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2017. С. 95-116 / URL: https://www.econstor. eu/handle/10419/168413. (Дата обращения 12.03.20018)
3. Leigh, Nigel. William Skills competitions: a winning formula for enhancing the quality of vocational education? [Электронный ресурс] // University of Birmingham. 2015. 238 с. URL: http://etheses. bham.ac.uk/5786/1/Leigh15EdD.pdf. (Дата обращения 12.03.20018)
4. Михайлова Е.М., Шафикова Л.А. Движение WorldSkills как средство совершенствования подготовки кадров // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: Материалы 11-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ: Школа, 2017. С. 371-375.
5. Калугина К. Итоги III Открытого Чемпионата WorldSkills Russia по городу Москва [Электронный ресурс] // Колледж предпринимательства №11 (сайт). URL: http://www.kp11.ru/images/public/ docs/itogi_chempionata.pdf. (Дата обращения 05.03.20018)
6. Пономарева С.Е. Роль WorldSkills International и WorldSkills Russia в становлении профессионального мастерства молодых специалистов // Образование. Наука. Культура: сборник научных статей / Гжельский государственный университет; под общ. ред. Б.В. Илькевича, ответ. ред. Н.В. Осипова. Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. С. 490-492.
7. Кузьмина М.В. Мультимедийная журналистика на чемпионате «WorldSkills» — компетенция, медиатворчество, профессиональная проба [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация: международный журнал. URL: http://mic.org.ru/ phocadownload/20-kuzmina.pdf. (Дата обращения 12.03.2018)
8. Глебова И.С. Лонгрид — перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Пенза: Наука и Просвещение. 2017. Ч. 1. С. 246-252.
9. Duenes S. How The New York Times' 'Snow Fall' project unifies text, multimedia [Электронный ресурс] // Poynter [сайт]. URL:
https://www.poynter.org/news/how-new-york-times-snow-fall-project-unifies-text-multimedia (Дата обращения: 18.01.2018)
10. Павлова А.Г. Лонгрид — новый формат масс-медиа [Электронный ресурс] // Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов / отв. ред. И.Н. Хрусталев, Ю.В. Лазарев, Н.Г. Агапова. Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2016. С. 284-286. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_28333257_75291421.pdf (Дата обращения: 18.01.2018)
11. Lassila-Merisalo M. Story First—Publishing Narrative LongForm Journalism in Digital Environments [Электронный ресурс] // Journal of Magazine & New Media Research. 2014. Vol. 15. No. 2. С. 1-15. URL: https://www.researchgate.net/publication/285596977_ Story_First-Publishing_Narrative_Long-Form_Journalism_in_Digital_ Environments. (Дата обращения: 05.03.2018)
12. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история — как новые вершины журнализма [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93-96. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22. pdf (Дата обращения: 18.01.2018)
13. Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. №4. С. 121-122.
Путин предложил запустить проект по профориентации школьников "Билет в будущее" [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС. 14.02.2018 URL: http://tass.ru/ obschestvo/4958274 (Дата обращения: 15.02.2018)
REFERENCES
1. How WorldSkills is Changing the System of Education and Professional Preparation in Russia // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/ worldskills/20171226/1510749424.html. (25.03.2018)
2. Pylväs L., Nokelainen P. Finnish WorldSkills achievers' vocational talent development and school-to-work pathways // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2017. С. 95-116. URL: https://www.econstor.eu/ handle/10419/168413. (12.03.20018)
3. Leigh, Nigel. William Skills competitions: a winning formula for enhancing the quality of vocational education? // University of Birmingham. 2015. 238 с. URL: http://etheses.bham.ac.uk/5786/!/ Leigh15EdD.pdf. (12.03.20018)
4. Mikhailova E.M., Shafikova L.A. Dvizhenie WorldSkills kak sredstvo sovershenstvovania podgotovki kadrov [The WorldSkills Movements as a Means for erfection of Preparation of Personnel] // Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak faktor ustoychivogo razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: Materialy 11-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Continuous Professional Education as a Factor of Steady Development of Innovational Economics: Materials of the 11th International Scholarly-Practical Conference / under the General Edition of E.A. Korchagin and R.S. Safin. Kazan: KGASU: School 2017 p. 371-375.
5. Kalugina K. Itogi III Otkrytogo Chempionata WorldSkills Russia po gorodu Moskva [Results of the Third Open Championship WorldSkills Russia in the City of Moscow // Kolledzh predprinimatel'stva [College of Business Enterprise] No.11 (website). URL: http://www.kp11.ru/ images/public/docs/itogi_chempionata.pdf. (05.03.20018)
6. Ponomareva S.E. Rol' WorldSkills International i WorldSkills Russia v stanovlenii professional'nogo masterstva molodykh spetsialistov [The Role of WorldSkills International and WorldSkills Russia in the Formation of the Professional Mastery of Young Specialists] // Obrazovanie. Nauka. Kul'tura: sbornik nauchnykh statey [Education. Scholarship. Culture: Compilation of Scholarly Articles] / Gzhel'sky gosudarstvenny universitet [Gzhel State University]; under General Editorship of B.V. Ilkevich, Responsible Editor N.V. Osipova. Gzhel: Gzhel State University, 2016. pp. 490-492.
7. Kuz'mina M.V. Multimediynaya zhurnalistika na chempionate
«WorldSkills» - kompetentsia, mediatvorchestvo, professional'naya proba [Multimedia Journalism at the "WorldSkills" Championship
- Competence, Media-Creativity, Professional Effort] // Media. Informatsia. Kommunikatsia: Mezhdunarodny zhurnal [Media. Information. Communication: International journal. URL: http://mic. org.ru/phocadownload/20-kuzmina.pdf. ( 12.03.2018)
8. Glebova I.S. Longrid - perspektivny format rossiyskoy multimediynoy zhurnalistiki: opyt i tekhnologiya sozdania [Longread
- a Perspective Format of Russian Multimedia Journalism: Experience and Technology of Creation] // Proryvnye nauchnye issledovaniya: problemy, zakonomernosti, perspektivy: sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4 ch. [Breakthrough Scholarly Research: Problems, Regular Laws, Perspectives: Compilation of Articles of the 9th International Scholarly-Practical Conference in 4 Parts] Penza: Nauka i Prosveshchenie [Scholarship and Enlightenment]. 2017. Part. 1. pp. 246-252.
9. Duenes S. How The New York Times' 'Snow Fall' project unifies text, multimedia [Electronic resource] // Poynter [website]. URL: https://www.poynter.org/news/how-new-york-times-snow-fall-project-unifies-text-multimedia (18.01 2018)
10. Pavlova A.G. Longrid - novy format mass-media [Longread
- a New Format of Mass-Media] // Slovo. Slovestnost'. Slovesnik: materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley i studentov [Word. Language Arts. Philologist: Materials of the Inter-Regional Scholarly-Practical Conference of Faculty Members and Students / Responsible Editor I.N. Khrustalev, Yu.V. Lazarev, N.G. Agapova. Ryazan: Ryazan State S.A. Yesenin University, 2016. pp. 284-286. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_28333257_75291421.pdf (18.01.2018)
11. Lassila-Merisalo M. Story First - Publishing Narrative LongForm Journalism in Digital Environments // Journal of Magazine & New Media Research. 2014. Vol. 15. No. 2. pp. 1-15. URL: https://www. researchgate.net/publication/285596977_Story_First-Publishing_
Narrative_Long-Form_Journalism_in_Digital_Environments. (05.03.2018)
12. Zolotukhin A.A., Mazharina Yu. N. Longrid, snoufoll, multimediynaya istoria - kak novye vershiny zhurnalizma [Longread, Snowfall and Multimedia History as New Heights of Journalism] // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. 2015. No. 2. pp. 93-96. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf. (18.01.2018)
13. Bulaeva M.N. Multimediyny longrid kak novy zhurnalistskiy format [Multimedia Longread as a New Journalistic Format] // Zhurnalistskiy yezhegodnik [Annual Edition for Journalists]. 2015. No.4. pp.121-122.
Putin predlozhil zapustit' proekt po proforientatsii shkol'nikov "Bilet v budushchee" [Putin Proposed Launching the Project on Professional Orientation of Schoolchildren "A Ticket to the Future" // Informational Agency of Russia TASS. February 14, 2018 URL: http:// tass.ru/obschestvo/4958274 (15.02.2018)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
ИРИНА СЕРГЕЕВНА ГЛЕБОВА
доцент кафедры режиссуры кино и мультимедиа, Институт кино и телевидения (ГИТР) 123007, Москва, Хорошевское ш., д. 32 А кандидат политологии ORCID: 0000-0002-3545-1405 E-mail: [email protected]
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ХОДАКОВ
доцент кафедры звукорежиссуры и музыкального искусства,
Институт кино и телевидения (ГИТР)
123007, Москва, Хорошевское ш., д. 32 А
ORCID: 0000-0002-3637-021X
E-mail: [email protected]
ABOUT AUTHORES
IRINA S. GLEBOVA
associate professor of the Department of Movie, Television and Multimedia Directing at
GITR Film and Television School, 123007, Moscow, Khoroshevskoe sh., d. 32A PhD in Political sciences ORCID: 0000-0002-3545-1405 E-mail: [email protected]
VALENTIN A. KHODAKOV
Associate Professor of the Department of Sound Engineering and Musical Art at
GITR Film and Television school, 123007, Moscow, Khoroshevskoe sh., d. 32 A ORCID: 0000-0002-3637-021X E-mail: [email protected]