Научная статья на тему 'Дорожная карта оценки квалификаций в туризме и гостеприимстве'

Дорожная карта оценки квалификаций в туризме и гостеприимстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ROADMAP / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / INTERNATIONAL QUALITY STANDARDS / TOURISM / HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н., Комкова Л. А.

Рассматривается новая парадигма оценки профессиональных квалификаций в туризме и гостеприимстве, выстраивается дорожная карта, основанная на национальных и международных стандартах качества по направлениям подготовки студентов. Ключевые сл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремцева Т. Н., Комкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта оценки квалификаций в туризме и гостеприимстве»

УДК 371.13:339.9 Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА, Л.А. КОМКОВА

ДОРОЖНАЯ КАРТА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ

Рассматривается новая парадигма оценки профессиональных квалификаций в туризме и гостеприимстве, выстраивается дорожная карта, основанная на национальных и международных стандартах качества по направлениям подготовки студентов.

Ключевые слова: дорожная карта, профессиональные квалификации, международные стандарты качества, туризм, гостеприимство.

The authors discuss a new paradigm for assessing professional qualifications in tourism and hospitality, building a roadmap based on national and international quality standards in the areas of students training.

Keywords: roadmap, professional qualifications, international quality standards, tourism, hospitality.

Скорость изменений информационно-коммуникационных и образовательных технологий, развитие виртуальных образовательных сред и средств, используемых для разработки программ обучения, требуют безотлагательного пересмотра механизмов оценки качества подготовки на всех уровнях профессионального образования.

Глобализация экономических процессов и усиление мобильности трудовых ресурсов являются движущей силой в принятии решений по стратегическому планированию подготовки профессиональных кадров в разных странах мира.

Принятая в 2000 г. Лиссабонская стратегия нацелена на создание конкурентоспособной и динамично развивающейся экономики (в том числе и туризма) в странах Европейского союза. Основными целями данной стратегии являются непрерывный экономический рост, создание новых (с улучшенными условиями труда) рабочих мест, а также

© Ефремцева Т.Н., Комкова Л.А., 2018

развитие широкого социального взаимодействия между народами, проживающими в странах ЕС. Неотъемлемая часть данной стратегии - развитие единой европейской образовательной среды, не имеющей какого-либо возрастного ценза для обучающихся [5, 6].

Создание самого большого в мире торгово-экономического блока азиатских стран (ASEAN), подобного уже существующему Евросоюзу, и тот факт, что туризму отводится одна из важнейших ролей в экономическом развитии нового содружества, привело к тому, что было создано Соглашение о взаимном признании квалификаций в сфере туризма в странах Юго-Восточной Азии.

Целью этого соглашения является содействие в обеспечении мобильности специалистов, имеющих сертификаты по туристским специальностям, а также улучшение качества услуг, которые должны предоставлять специалисты в сфере туризма. Данное соглашение описывает процедуру взаимного признания квалификаций для всех входящих

в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии: представлены требования к 32 должностям: от административно-хозяйственного работника и специалиста по обеспечению питанием гостиничного подразделения до туроператора. Кроме того, в Соглашении отмечается необходимость обмена самыми успешными программами при обучении специалистов в сфере туризма [10].

Международным стандартом качества туристского образования является UN-WTO TedQualCertification. Созданная Всемирной туристской организацией в 1998 г. система профессиональной сертификации способствует постоянному совершенствованию качества туристского образования, подготовки кадров и научно-исследовательских программ путем определения набора минимальных стандартов в сфере туризма.

Сертификация TedQual состоит из нескольких оценочных критериев, универсально применяемых к любому туристскому образованию или исследовательской программе. Они позволяют измерить эффективность образовательной системы, а также степень ее соответствия запросам туристского сектора, общества и студентов. Учитывается пять областей анализа, которые оценивают внутренние и внешние аспекты программы вуза. К ним относятся: согласованность плана исследований; инфраструктура и педагогическая поддержка; политика, инструменты и механизмы поддержки административного управления; существование прозрачного механизма для выбора факультета и благоприятных условий для профессионального развития, а также актуальность содержания программы исследований в связи с потребностями сектора туризма [2].

По данным Всемирной туристской организации, на 2017 г. профессиональную

сертификацию UNWTO TedQual в мире имеют 74 вуза, а именно: 13 университетов в Китае, по 6 в Мексике и Индонезии, 4 в Великобритании, 3 в Испании, 1 в США. К сожалению, сегодня в России нет программ, аккредитованных UNWTO TedQualCertification [9].

Особое внимание, которое уделяется качеству профессиональной подготовки кадров в сфере туризма, обусловлено динамичным ростом туриндустрии в мире в последние годы. Внимание заслуживает и система оценки качества подготовки специалистов в данной области. Разные учебные заведения и образовательные программы, не связанные едиными или унифицированными стандартами, выпускают специалистов с разными профессиональными компетенциями [4].

В 2012 г. Россия присоединилась к международному движению World-SkillsInternational (WSI), целью деятельности которого является популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

За более чем 70-летнюю историю (движение существует с 1947 г.) World-Skills гармонизирует лучшие мировые практики и профессиональные стандарты. Раз в два года организуют и проводят конкурсы по профессиональному мастерству в каждой из 79 стран-членов движения WSI. Такие конкурсы позволяют измерять и сравнивать уровень навыков специалистов и студентов, участвующих в чемпионатах по стандартам WorldSkills. Примечательно, что осенью 2019 г. впервые в России, в Казани, пройдет 45-й международный чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills [8].

Движение WorldSkills активно развивается и, изначально появившись как

конкурс рабочих профессий, т.е. для студентов среднего профессионального образования, в последние годы он получил популярность среди студентов вузов по всему миру. На международном уровне разработаны конкурсные задания по основным группам компетенций:

• Информационные и коммуникационные технологии.

• Обслуживание гражданского транспорта.

• Промышленное производство.

• Строительная сфера.

• Сфера услуг.

• Творчество и дизайн [14]. Приведем примеры компетенций из

группы «Сфера услуг», которые будут интересны учебным заведениям, готовящим кадры для индустрии туризма и гостеприимства: «Администрирование отеля», «Ресторанный сервис» и «Туризм».

Конкурсные задания компетенции «Администрирование отеля» включают: телефонные переговоры, бронирование по телефону, заселение; деловую переписку; помощь гостям во время проживания; экстраординарные и неожиданные ситуации в отеле; предоставление туристской информации; разработку VIP-программы; кассовые операции; процедуру выселения, а также оценивается впечатление от участника.

Услуги в сфере питания требуют от будущего специалиста обширных знаний о международной кухне, напитках и винах. Модули компетенции «Ресторанный сервис» включают три сервиса: «Бистро/кафе», «Ресторан» и «Банкет». Конкурсанты должны показать следующие знания и умения: организацию и управление работой; навыки обслуживания и общения с гостями; подготовку к обслуживанию (сервировку); общественное питание, а также серви-

ровку алкогольных и безалкогольных напитков.

В компетенцию «Туризм» включены следующие конкурсные задания: оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура; разработка программы тура по заказу клиента; разработка, обоснование и продвижение нового туристского маршрута, а также специальное задание [14].

Важнейшим условием участия студентов в международных конкурсах профессионального мастерства в формате WoridSkilis является свободное владение английским языком, так как все задания на международных чемпионатах выполняются на этом языке. Поэтому возрастает роль кафедр иностранных языков и их взаимодействие с профильными кафедрами в процессе подготовки специалистов по этим направлениям.

Пилотный проект по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkillsRussia в систему государственной итоговой аттестации стартовал в январе 2017 г. На этом экзамене студенты выполняют задания, разработанные экспертным сообществом WorldSkills на основе конкурсных заданий чемпионатов по компетенциям, соответствующим программам среднего профессионального образования. В проекте приняло участие свыше 14 тыс. студентов и выпускников колледжей по 73 компетенциям из 26 регионов России [15].

По результатам конкурсных испытаний участники получают доступ к электронному документу - Skills-паспорту, где зафиксированы все их результаты. Такой паспорт уже признали такие организации, как корпорация «Росатом», ООО «СТАН», ОАК, ЧТПЗ, DMG MORI и др.

Организация WorldSkillsRussia проводит всероссийские чемпионаты про-

фессионального мастерства по пяти направлениям:

• Конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей в возрасте до 22 лет. Раз в год победители региональных первенств соревнуются на Национальном финале «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Из победителей формируется расширенный состав национальной сборной для участия в мировом чемпионате WorldSkills Competition. С 2017 г. появилась отдельная возрастная линейка - юниоры WorldSkills (14-16 лет).

• Корпоративные чемпионаты, которые проводятся на производственных площадках крупнейших российских компаний. В них принимают участие молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет. Победители представляют свою корпорацию на ежегодном финале WorldSkillsHi-Tech.

• Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора -DigitalSkills. Участники - студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний, таких как «Лаборатория Каспер-ского», «Кибер Россия», «Ростелеком» и «1C». Возрастное ограничение - до 28 лет.

• AgroSkills - отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (возраст 18-28 лет). Соорганизатором выступает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, чемпионат проводится по трем компетенциям: «Агрономия», «Ветеринария», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».

• Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills - конкурс профес-

сионального мастерства между студентами высших учебных заведений. Победители вузовских чемпионатов встречаются в национальном финале [15].

В России с июля 2016 г. действует закон о профессиональных стандартах, разработанный Минтрудом, а с 2017 г. -закон об оценке квалификации, где прописана процедура экзамена и подтверждения соответствия сотрудника занимаемой должности. Проверять это соответствие и выдавать свидетельства о квалификации, в том числе в сфере туризма и гостиничного хозяйства, будут Центры оценки квалификации (ЦОК) -аккредитованные организации, которые сейчас повсеместно создаются. Над ними стоят отраслевые советы по профессиональным квалификациям (СПК), а всей системой руководит Национальный совет по профессиональным квалификациям (НСПК) при президенте Российской Федерации (рис. 1) [11].

Каждый профстандарт структурирован таким образом, что в нем находят отражение требования к образованию и обучению, требования к опыту работы, особые условия допуска к работе, а также перечень необходимых знаний и умений, которыми должен обладать работник для качественного выполнения трудовых функций. Закон дает работодателям право самостоятельно формулировать требования к квалификации своего персонала на базе утвержденных профессиональных стандартов.

Профессиональный экзамен - это способ подтвердить свои компетенции через процедуру, которая пользуется доверием работодателей. Работодатель, имея возможность получить работника, прошедшего профессиональный экзамен, получит выгоду, т.е. сэкономит средства, потому что не надо будет переучивать

Рис. 1. Модель системы независимой оценки квалификаций Источник: Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) [11].

новых сотрудников или их увольнять. Рынок труда, в свою очередь, станет более качественным в связи с приобретением высококвалифицированных специалистов [3].

Центр оценки квалификаций (ЦОК) в индустрии гостеприимства создан в России на базе Союза «Молодые профессионалы». Проект реализуется в партнерстве с Советом по профессиональным квалификациям (СПК) в индустрии гостеприимства, который одним из первых заключил соглашение о сотрудничестве с союзом WorldSkillsRussia.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Деловая Россия» в 2017 г. совместно с десятью вузами (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МГМУ им. И.М. Сеченова, МГПУ, ИТМО, СПбПУ, ТГУ, УрФУ и ТюмГУ) организовали олимпиаду «Я -профессионал». Техническую поддержку предоставили партнеры - компания «Яндекс» и издательство «Просвещение».

Проект реализуется в рамках открытой платформы «Россия - страна возможностей» [12].

Платформа осуществляет отбор, экспертизу и поддержку проектов для обеспечения работы эффективных и справедливых социальных лифтов для личностной и профессиональной самореализации. Она рассчитана на перспективных управленцев, предпринимателей, молодых профессионалов, волонтеров и школьников. Работодатели ведущих предприятий разных отраслей экономики сейчас принимают участие в составлении заданий для олимпиады, однако необходимо расширять дальнейшее взаимодействие бизнеса и вузов.

Регистрация на олимпиаду «Я - профессионал» стартует в конце сентября 2018 г., в ноябре пройдет онлайн-этап соревнований, а заключительный очный этап состоится в конце января - начале февраля. Итоги олимпиады «Я - профессионал» будут подведены весной 2019 г.

Анализ дефицита специалистов по категориям, проведенный РСПП, подтверждает актуальность проводимых в России мероприятий по организации оценки качества профессиональной подготовки специалистов (рис. 2).

Совершенно очевидно, что российская экономика сегодня испытывает огромную нехватку в первую очередь квалифицированных рабочих. На втором месте (50,4%) - дефицит специалистов высшего уровня профквалификации, на третьем месте (31,3%) - специалистов среднего уровня квалификации.

Учебным заведениям высшего и среднего профессионального образования предстоит большая работа по перестройке системы формирования и оценки профессиональных компетенций и квалификаций.

Нами разработана дорожная карта оценки квалификаций в сфере туриз-

ма и гостеприимства, которая является стратегическим инструментом в достижении целей - подготовки высококвалифицированных кадров для индустрии туризма. Стратегия разработана для реализации на базе туристского вуза и состоит из четырех последовательных шагов: планирование, реализация, оценивание, улучшение (табл.).

Преимущества разработки дорожной карты:

• четкая постановка задач для всех участников учебного процесса;

• продуманное планирование всех этапов оценки;

• студенты - активные участники формирования компетенций;

• постоянный мониторинг сформи-рованности компетенций в течение учебного процесса;

• понятная и прозрачная система оценки формируемых компетенций;

Рис. 2. Дефицит специалистов Источник: РСПП, 2017 (www.rspp.ru) [12]

Дорожная карта оценки квалификаций в сфере туризма и гостеприимства

№ Мероприятия Исполнители Сроки

I. ПЛАНИРОВАНИЕ. Подготовительный этап

1 Знакомство с профессиональными стандартами и описанием квалификаций Организаторы учебного процесса До начала обучения

2 Знакомство с описанием компетенций (ОК, ОПК, ПК) и матрицей дисциплин, которые их формируют

3 Подготовка ФОС по каждой компетенции (с учетом ФОС дисциплин)

4 Сверка учебных программ и ФОС по дисциплинам с ФОС компетенций

5 Знакомство с профессиональными стандартами и описанием квалификаций. Знакомство с ФОС всех компетенций Студенты В начале обучения

II. РЕАЛИЗАЦИЯ. Мониторинг формирования профессиональных компетенций

1 Промежуточный мониторинг прохождения матрицы формирования компетенций Организаторы учебного процесса Один раз в семестр

2 Промежуточное тестирование сформированности компетенций по дисциплинам Все участники учебного процесса В конце изучения дисциплины

3 Промежуточное тестирование сформированности компетенций Один раз в год

4 Итоговый мониторинг сформированности каждой отдельной компетенции В конце формирования каждой компетенции

5 Итоговый мониторинг сформированности всех компетенций В конце срока обучения

III. ОЦЕНИВАНИЕ. Готовность к оценке профессиональных квалификаций

1 Внутренний квалификационный экзамен/симуляция в формате WoldSkills или в международном формате Студенты В конце срока обучения

2 Участие в межвузовских чемпионатах по профессиональным квалификациям По плану

3 Оформление портфолио выпускника (как приложение к диплому) В конце срока обучения

4 Внешний квалификационный экзамен в региональном ЦОК По плану ЦОК

5 Международный квалификационный экзамен (по желанию студента) По плану

Окончание табл.

№ Мероприятия Исполнители Сроки

IV. УЛУЧШЕНИЕ. Программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Дополнительные профессиональные модули

1 Программы повышения квалификации для работников, имеющих профессиональное образование Выпускники туристских вузов и колледжей Круглогодично

2 Программы переподготовки кадров для лиц с непрофильным высшим образованием для работы в сфере туризма и гостеприимства Лица без профильного туристского образования По плану

3 Дополнительные профессиональные модули по квалификациям Любой слушатель Круглогодично

4 Дополнительные модули по компетенциям

• готовность к оценке профессиональных квалификаций по окончании обучения;

• престиж получаемой профессии/квалификации;

• престиж вуза/колледжа. Предложенная дорожная карта оценки

квалификаций может быть рекомендована к реализации в любом учебном заведении профессионального образования. Однако необходима серьезная работа по дальнейшему развитию компетенций и профессиональных квалификаций.

FutureSkills - это одна из приоритетных инициатив российского движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), направленная на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке. Проект предполагает проектирование новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики; выявление трансформирующихся компетенций и проектирование путей их трансформации; работа с ухо-

дящими компетенциями: поиск «гавани» для «лишних» людей, которые рискуют в будущем быть вытесненными из профессии. Поэтому сегодня в центре всеобщего внимания оказываются специалисты по форсайту, т.е. те, кто занимается новыми компетенциями и разрабатывает профессии будущего [13].

Ключевым моментом в системе обеспечения качества высшего и среднего профессионального образования является высокий профессиональный уровень преподавателей, задействованных на определенных программах, а также четкое понимание нужд рынка труда с тем, чтобы иметь возможность подготовить необходимое количество работников, требующихся на том или ином рынке в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером решения актуальных вопросов разных сфер профессионального образования является деятельность общественной организации «Лига преподавателей высшей школы» [7]. Созданная в 2015 г., она выступает площадкой для эффективного профессионального диалога преподавателей и руководителей высших учебных заведений и универси-

тетов, студенчества и бизнес-сообщества, работодателей и представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, профильного министерства, региональной власти

и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки преподавателей, а также представителей экспертного сообщества.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография/под науч. ред. Е.Н. Трофимова. М.: Университетская книга, 2016. 504 с.

2. Ефремцева Т.Н. Международные стандарты качества как условие новой парадигмы профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. 2014. № 2 (8). С. 76 -80.

3. Зайцева Н.А., Ушанов Ю.В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. М.: РУСАЙНС, 2016.

4. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса. М.:Логос, 2015.272 с.

5. Florian Hans, Klaus-Jürgen Rupp (2015): European supplementary qualification in tourism management. URL: http://www.eu-eqt.de

6. Michalik Klaus D., Nickel, Bettina (2003): AusbildungstrendsimeuropäischenTourismus. Eine StudiezurZukunft der Aus- und Weiterbildungim-Tourismussektor. URL: http://www.eu-eqt.de

7. URL: http://professors.today

8. URL: http://tass.ru/worldskills-russia/ 3785747 (дата обращения: 28.05.2018).

9. URL: http://themis.unwto.org/en/content/ institutions-unwtotedqual-certified-programmes (дата обращения: 15.02.2018).

10. URL: http://www.asean.org/storage/images/ 2013/economic/handbook%20mra%20tourism_ opt.pdf (дата обращения: 13.07.2017).

11. URL: http://www.nark.ru

12. URL: http://www.rspp.ru

13. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/ futureskills.html (дата обращения: 22.02.2018).

14. URL: https://www.worldskills.org

15. URL: https://www.worldskills.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.