Научная статья на тему 'Трансцендентная природа импровизации'

Трансцендентная природа импровизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / МУЗЫКА / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ / TRANSCENDENCE / IMPROVISATION / MUSIC / INTENTIONALITY / CULTURAL TEXT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Екатерина Борисовна

В статье рассматривается концепт трансцендентной природы импровизации, который включает в себя её внеположенность, интенциональную устремлённость к высшим началам, изменение ею существующего культурного текста. Т рансцендентность импровизации проявляется в ускользании её от рациональной рефлексии. Импровизация как наивысшее проявление творческих способностей субъекта рассматривается на примере музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transcendental nature of improvisation

In this article the concept of transcedental nature of improvisation is considered which includes its outpositionness, intentional tendency to the higher beginnings, change of the existing cultural text made by it. Transcendence of improvisation is shown in its escape from rational reflection. Improvisation as the highest display of creative abilities of the subject is considered on a music example.

Текст научной работы на тему «Трансцендентная природа импровизации»

она построена на правде и очевидности, как на принципиальном повторе того, что уже было. Можно сказать, что в этом случае преобладает коммуникация с прошлым, как с посредником. В первом случае также есть третий собеседник, но он потаен, он провокационного, скрытого типа, как туз в рукаве.

В тимосе имманентно предполагается миссия, означающая будущий слом того, что есть в настоящее время, при этом человек вовсе не неудовлетворен тем, что есть, скорее наоборот, он готов отказаться от хорошего, чтобы получить лучшее. Это предполагает переменчивость чувств и общение в стиле противоречивости с самим собой. При этом реализация проекта миссии означает также и ее понимание, и понимание себя.

В пути совершенствования себя понимать не надо, так как «Я» понимается как повторение предков. Человек гораздо более устойчив и традиционен, он дорожит тем, что имеет и вряд ли способен отказываться от этого. В целом, можно сказать, что общая динамика первой стратегии предполагает дивергенцию всех и вся, аналитическое разделение понятий и позиций в коммуникации, во втором случае — преобладает конвергенция, и попытки возвращения и объединения состояний и положений.

Отметим, что лддер в западном пути — яркая иллюстрация динамичного типа конфликта и толерантности, а традиция в восточном — статичного. Опыт сопоставления западной и восточной модели развития — статики показывает, что относительность существенно меняется в зависимости от культуры. Это ставит вопрос о разной роли и структуре развития в разных цивилизациях и о возможности успешной статичной стратегии, в восточной традиции, а также о ее проблематичности в западной.

Пока можно предположить рабочую гипотезу, что восточная система соучастия подразумевает толерантность совершенно иного типа, которая построена не на отделении своего и чужого, а на адаптации чужого к своему, то есть она в статике снимает разрывность толерантной самокоммуникации. Идентификация в рамках этой установки и традиции должна протекать существенно иначе, то есть она должна не подчеркивать границу своего и чужого, а постоянно перешагивать эту границу в целях эффективного «переваривания» чужого своим. Без понимания этого существенного отличия развитие статичной конфликтности в рамках толерантности чревато эскалацией конфликтов.

Библиографический список

1. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М. : ACT, 2005. - С. 304.

2. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. — М. : Весь мир, 2008. — С. 309-310.

ВАСИЛЮК Ксения Викторовна, преподаватель Неф-теюганского филиала ОмГТУ, аспирантка кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета. ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: dmlara@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2011 г.

© К. В. Василюк, Л. М. Дмитриева

уДК 130 2 Е. Б. НОВИКОВА

Омский государственный педагогический университет

ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ПРИРОДА ИМПРОВИЗАЦИИ________________________________________

В статье рассматривается концепт трансцендентной природы импровизации, который включает в себя её внеположенность, интенциональную устремлённость к высшим началам, изменение ею существующего культурного текста. Т рансцендентность импровизации проявляется в ускользании её от рациональной рефлексии. Импровизация как наивысшее проявление творческих способностей субъекта рассматривается на примере музыки.

Ключевые слова: трансцендентность, импровизация, музыка, интенциональность, культурный текст.

Трансцендентный, то есть выходящий за пределы, недоступный познанию, находящийся за пределами всякого возможного опыта [1, с. 699]. Трансцендентный — значит, внеположенный, находящийся вне чего-то, что можно постичь с помощью разума. Трансцендентным в философии принято полагать Бога, как высшее существо, недоступное возможному опытному познанию. Насколько правомерно ставить вопрос о трансцендентной природе импровизации, если импровизация (англ. improvisation) определяется в гу-

манитарном дискурсе как особый вид творчества, предполагающий создание продукта творчества непосредственно в момент его исполнения, без предварительной подготовки? Что может быть внеполо-женного, недоступного познанию в творчестве, осуществляемом без подготовки? Импровизация как творчество без подготовки достаточно широко представлена как в искусстве музыки, театра, танца, так и в иных областях творческой деятельности. В то же время частная искусствоведческая рефлексия импро-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

визации, например в джазе, упирается в тупик невыразимости, несмотря на вполне убедительные с музыковедческой точки зрения типологические классификации джазовых импровизаций, поскольку определить тип импровизации, выявить её музыкальные характеристики ещё не значит выявить её сущность. А сущность данного явления ускользает от частного знания и требует философского взгляда.

Поскольку импровизация наиболее ярко представлена в музыке, и музыковеды подходят вплотную к её предельным основаниям и невозможности выразить музыковедческим языком эту предельность, мы рассмотрим трансцендентную природу импровизации именно в музыке. В качестве приёма раскрытия трансцендентной природы импровизации возьмём концепцию истока творения, предложенную М. Хайдеггером [2], который в качестве истоковых бытийных форм творчества выделил такие как: принадлежность творения, переворачивание им порядка, а затем его воздвижение и освящение. Импровизация как творение вполне укладывается в эту онтологию. Действительно, бытие импровизации осуществляется через её принадлежность к чему-то уже существующему: импровизация всегда творится на основе чего-либо, какой-либо темы, сюжета, мотива, стандарта. Отталкиваясь от них, импровизация переворачивает то, что существовало до неё, она меняет порядок. Смена ею порядка ведёт в свою очередь к воздвижению в бытии того нового, чем она явилась и, тем самым, к освящению нового порядка. Акцентируем в этой последовательности процесса творения позиции воздвижения и освящения. Воздвижение творения есть его определённое наличное бытие с интенцией устремлённости ввысь. Освящение есть сакрализация сотворённого. Таким образом, можно сказать, что воздвижение и освящение, осуществляемые в импровизации, есть устремлённость к трансцендентному и проявление самого трансцендентного. Здесь возможен вывод, что импровизация наглядно представляет сакральную сторону процесса творения. Указанные позиции в концепте творения М.Хайдеггера соотнесём с пониманием трансцендентного и импровизации, с целью выявления её трансцендентной природы. Принадлежность творения, смена им порядка, его воздвижение и освящение, представляя собой структуру истока творения и его процесс, изоморфны таким проявления трансцендентности импровизации как её внеположенность существующему; интенциальность, устремлённость к высшим началам; изменение ею существующего культурного текста; ускользание её от логической рациональной рефлексии; постига-емость импровизации субъектом через откровение. Предлагая данную основу конструкта трансцендентности импровизации, подтвердим выявленные позиции обращением к философии музыки.

Внеположенность существующему, данному как характеристика трансцендентной природы импровизации заложена в самой музыке. Так, Г. В. Ф. Гегель, полагая музыку романтическим искусством, где большое значение имеет выражение субъективного духа, считает, что «деятельность в сфере прекрасного можем рассматривать как освобождение души, как отказ от принуждения и ограниченности, причем само искусство теоретическим формированием смягчает грозную трагическую судьбу и превращает её в предмет наслаждения, то музыка доводит эту свободу до последнего предела» [3, с. 283]. Гегель полагает, что невербальная природа музыки способствует её наибольшему воздействию на человека: «Среди всех других искусств музыка заключает в себе наи-

большие возможности освободиться не только от любого реального текста, но и вообще от выражения какого-либо определённого содержания, находя удовлетворение в замкнутом ограниченном чисто музыкальной сферой звуков течении сочетаний, изменений, противоположностей и опосредований» [3, 289]. В настоящее время известно, что реакция на музыку имеет место уже во внутриутробный и младенческий периоды жизни человека, чего нельзя сказать ни о живописи, ни о скульптуре, ни о литературе. Музыка же способна привести младенца в состояние экстаза. Взрослый человек лишён детской непосредственности, его жизнью управляет рассудок, однако, «если же мы абстрагируемся от этой рассудочности и отдадимся свободному порыву, то музыкальное произведение целиком поглотит нас и увлечет за собой, независимо от влияния, оказываемого на нас искусством как таковым. Своеобразная сила музыки является стихийной силой, она заключается в стихии звука, в которой развёртывается это искусство» [1, с. 293]. Внеположенность, трансцендентность музыки обусловливает её импровизационную репрезентативность. И, хотя Г. В. Ф. Гегель не рассматривает импровизацию как таковую, все суждения о музыкальном искусстве он строит на понятиях свободы и необходимости, определяющих суть импровизации.

То, что Гегель называет стихийной силой музыки, её воздействием на нас помимо нашего желания и порой даже помимо мастерства самого исполнителя, можно объяснить трансцендентным импровизационным началом музыкального творчества, которое в силу невербального характера музыки проявляется более наглядно, чем в иных искусствах. Свободу, освобождение души отказ от принуждения, столь очевидные именно в музыке, проживаемые как музыкантом, так и слушателем, можно рассматривать как внеположенность — проявление трансцендентного начала импровизации.

Интенциальность, устремлённость к высшим началам как проявление трансцендентной природы импровизации находит подтверждение в философии творчества Н.А. Бердяева [4], который, как и Гегель, акцентирует в творчестве, прежде всего свободу: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы. Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы» [4, с. 130]. Эта, по сути, гегелевская мысль находит у Бердяева развитие, он указывает на интенцию творческого акта, который «тран-сцендентен по отношению к мировой данности, к замкнутому кругу мировой энергии. Акт творческой свободы прорывает детерминированную цепь мировой энергии» [4, с. 130]. Эмпирика импровизации подтверждает это. И импровизатор, и слушатели проживают состояние откровения, ощущение приобщения к возвышенному, воссоединения с ним. Бердяев подчёркивает, что «подлинное творчество не может быть демоническим, оно всегда есть выход из тьмы. Демоническое зло человеческой природы сгорает в творческом экстазе, претворяется в иное бытие. Ибо всякое зло есть прикованность к этому «миру», к его страстям и его тяжести. Творческий подъем отрывает от тяжести этого «мира» и претворяет страсть в иное бытие». Проживание эмпирической импровизации есть устремление ввысь, отрыв от тяжести мира, то есть воссоединение с божественным началом. На это указывает и известное выражение: «творческий подъём».

Изменение культурного текста является естественным этапом в творческом процессе. Это изменение осуществляется в процессе устремленности к трансцендентному. Действительно, эмпирическая музыкальная импровизация меняет существующий культурный музыкальный текст, раздвигая привычные рамки, устои и представления. Здесь уместно привести метафору Ортеги-и-Гассета «размышления о рамке». Рамка, как щель в нереальное, наиболее очевидна в живописи, но в скрытом виде она присутствует в любом искусстве. «Передо мною вид на холсте, а не в реальности, и мост, если разобраться, здесь вовсе не мост, дым — не дым, а поле — не поле. Все тут — только метафора, воображаемая реальность. Живопись — как, впрочем, и поэзия, и музыка, да и любое иное искусство — это щель в нереальное, чудесно прорезавшаяся среди окружающей нас реальной жизни» [5, с. 487]. То есть и искусство само по себе, и творческий акт есть рамка, захватывающая в своё пространство нечто. Рамка — инструмент и способ изменения существующего культурного контекста. Это — портал трансцендирования. Импровизация, таким образом, есть щель в нереальное, прорыв пространства реального мира к возвышенному. Благодаря импровизации музыкант и слушатель может почувствовать Бога, приобщиться, прикоснуться к нему, слиться с ним.

Качество трансцендентности импровизации проявляется в ускользании её от логической рациональной рефлексии. При этом, как уже было отмечено, частное искусствоведческое знание определённо испытывает недостаток стратегий, подходов, лексикона. Однако и философия музыки не миновала тупика невыразимости. Так, у А. Ф. Лосева [6] музыка есть «живоописание внутренней жизни духа и бытия», «в одно время и мы сами, и та вожделенная глубина мироздания» [6, с. 620], «музыка есть смеющаяся беспочвенность, страдающая радость, тоскующий Бог» [6, с. 628]. Согласимся что отождествление музыки с Бытием, Духом, Богом, Жизнью включает её в ряд метакатегорий, пока ещё неотрефлексиро-ванных философией в полной мере. В то же время наличие музыки, а значит и музыкальной импровизации в этом категориальном ряду затрудняет философам задачу рациональной рефлексии музыки. Примером тому сам А. Ф.Лосев, который, несмотря на исследование музыкальной формы с позиций логики, приходил к неуловимости музыки для логического анализа и опирался в её понимании на своё непосредственное проживание и чувствование музыки. Так, инфернальной он считал музыку Скрябина и божественной музыку Римского-Корсакова. Скрябинские образы хтонических сил для Лосева с его просветлённо православным видением мира являются воплощением зла, а опора на православные распевы Римского-Корсакова определяет светонос-ность его музыки, возвышенное, трансцендентное начало.

Прямое упоминание Бога в философских трудах, в стремлении характеризовать музыку, говорит о том, что именно музыка является наиболее благоприятной почвой для импровизации, в своей устремлённости

к Богу. Поэтому «бытие музыкальное прямо неописуемо и несказанно, как, впрочем, неописуемо и несказанно вообще всё непосредственное» [6, с. 628].

Неописуемость и несказанность музыкального бытия, а, следовательно, и трансцендентной природы импровизации, можно постичь через откровение в процессе творчества. Субъектная сторона импровизации отражает принадлежность импровизации к индивидууму. Она зарождается не сама по себе, а внутри конкретной личности, посредством её связи с божественным началом. «Творчество есть то, что идёт изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. [4, с. 131]. Свою божественную природу человек может постичь через творческий акт импровизации. Свобода импровизации, в первую очередь есть освобождение от зла. Полёт творческой фантазии переносит импровизатора в иное, идеальное бытие, он как бы улетает от зла и тяжести реального мира. «Творчество — такое же религиозное делание, как и аскетика. В творческом религиозном опыте есть не отрицательное, а положительное преодоление «мира». [4, с. 149]. Импровизация — это своеобразная молитва, но смысл её не в отказе от греха, а в развороте сознания в сторону противоположную тьме. В момент импровизации уходит сама мысль о греховном, борьба с ним не нужна, поскольку тьма просто рассеивается, ибо ей не остаётся ничего другого, так как о ней забывают. И если импровизация является наивысшим проявлением творческих способностей, то она, из всех искусств, вправе считаться самой божественной, наиболее трансцендентной. Глубинный смысл её не только в самовыражении и торжестве свободы и креативности, скорее в очищении и освящении мира. В этом, возможно, её высшее предназначение.

Библиографический список

1. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. — М., 1954. — 856 с.

2. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер ; пер. с нем. Михайлова А. В. — М. : Академический проект, 2008. — 528 с. — (Философские технологии: философия).

3. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3. / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Искусство, 1971. — 624 с.

4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев : худож-офор. Б. Ф. Бублик. — Харьков : Фолио ; М. : АСТ, 2002. — 668 с.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс : сб. : пер с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. — М. : АСТ, 2001. — 509 с.

6. Лосев, А. Ф. Форма — Стиль — Выражение / А. Ф. Лосев : сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Ма-ханькова. — М. : Мысль, 1995. — 944 с.

НОВИКОВА Екатерина Борисовна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: email: katika73@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2011 г.

© Е. Б. Новикова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.