Научная статья на тему 'Г. В. Свиридов: линия сопряжения духовно-нравственных начал в творчестве и жизни'

Г. В. Свиридов: линия сопряжения духовно-нравственных начал в творчестве и жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
849
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКИЙ НАРОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кинаш Л. А., Жиров М. С.

В представленной статье рассматривается проблема сопряжения духовно-нравственных основ бытия на примере творческого наследия Г.В. Свиридова, – композитора, творца, мыслителя прошлого столетия, выполнившего «целый ряд великих заданий», связанных с культурой, искусством, творчеством, духовной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GV SVIRIDOV: LINE INTERFACE OF SPIRITUAL AND MORAL BEGINNINGS IN THE WORKS AND LIFE

In the present paper the problem of interfacing the spiritual and moral foundations of being an example of the creative heritage GV Sviridov a composer, a creator, a thinker of the last century who performed "a number of great jobs " associated with culture, art, creativity, and spiritual realms.

Текст научной работы на тему «Г. В. Свиридов: линия сопряжения духовно-нравственных начал в творчестве и жизни»

УДК 1:78.01:78.071.1

Г.В. СВИРИДОВ: ЛИНИЯ СОПРЯЖЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ

Л.А. Кинаш^, М.С. Жиров2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: kisknarp216@rambler.ru 2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: zhirov@bsu.edu.ru

В представленной статье рассматривается проблема сопряжения духовно-нравственных основ бытия на примере творческого наследия Г.В. Свиридова, - композитора, творца, мыслителя прошлого столетия, выполнившего «целый ряд великих заданий», связанных с культурой, искусством, творчеством, духовной сферой.

Ключевые слова: творческое наследие, духовно-нравственные ценности и идеалы, искусство, музыка, культура, мировоззрение, русская религиозная философия, русский народ.

В реалиях объективной потребности расширения присутствия России в мировом гуманитарном, духовно-нравственном, информационном и культурном пространстве особую значимость и актуальность приобретает творческое наследие великих сынов Отечества: мыслителей, писателей, поэтов, композиторов, художников, общественных и государственных деятелей.

В ряду таких созидателей «разумного, доброго, вечного», проповедников высоких духовно-нравственных ценностей и идеалов в искусстве, музыке, культуре, особое место занимает Г.В. Свиридов (1915-1998 гг.), уроженец Курской губернии (г. Фатеж), выдающийся советский композитор, музыкальный, общественный деятель, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), обладатель Государственных премий СССР (1946, 1968), Ленинской премии (1960) и других престижных премий и наград.

При жизни ставший классиком русской музыки, Г.В. Свиридов внес весомый вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру. Его творчество опиралось на великие традиции русской национальной культуры и прочные, глубоко продуманные духовно-нравственные принципы искусства, основной миссией которого является духовное совершенствование человека: в самом себе, в своих делах, поступках, во внешнем мире (И. А. Ильин), а поиски творческого и жизненного кредо направлялись пытливой мыслью и взыскающим нравственным чувством совести - нести людям правду, помогать жить лучше, быть чище, добрее, искать и находить ответы «на самые важные, самые сокровенные вопросы своей судьбы и жизни»1.

Многогранное музыкальное наследие Г.В. Свиридова (вокальное, вокальносимфоническое, инструментальное, музыка для театра и кино), имеющее оригинальное авторское стилевое направление, позволяет говорить о нем как о современном художнике, создавшего свою традицию в русской музыке, запечатлевшей «вечное в

1 Свиридов Г. Искания и победы // Литературная газета. 1958. 28 марта.

новом и новое в вечном». Каждое произведение композитора - открытие нового мира и в то же время продолжение устойчивых, давних, освященных столетиями традиций многовековой национальной культуры. Его новаторский вклад в советское оратори-ально-кантатное, хоровое, романсовое творчество стоит в одном ряду с тем, что сделал, например, С.С. Прокофьев для оперы, балета, фортепианной музыки, а Д.Д. Шостакович - для симфонии и камерно-инструментальных жанров.

Г.В. Свиридов видел смысл своей творческой деятельности в продолжении этого большого традиционного дела демократической русской культуры - служения своей стране, своему народу с целью - осмыслить исторический путь и перспективы развития России, раскрыть сущность и противоречия жизни русского сообщества в разных формах ее проявления: духовный склад и характер народа, любовь к своей земле и природе, идеи народности, всечеловеческого братства, утверждение высоких идеалов общественного долга, гражданственности, национального самосознания и Т.д.

Действительно темой творческих исканий Г.В. Свиридова была сама Россия, с ее самобытностью, духовной красотой и мощью, разными для судьбы Отечества временами: счастливыми и тягостными, трагическими и судьбоносными как для народа, так и для композитора. Отмечая пороки и недостатки многих сфер жизнедеятельности российского общества, Г.В. Свиридов тем не менее называл жизнь великим даром, «страшно интересным делом», позволяющим быть свидетелем колоссальных событий и вообще жизни человечества . Во всех этих ипостасях бытия феноменальным образом проявился дар композитора проникать в глубину мироздания: слышать эпоху, шаги истории, разные времена далекого прошлого, ощущать дыхание «настоящего и будущего»; но более всего слышать Россию в ее громадной необъятности значений, подтверждая слова Г.В. Свиридова: «Для меня Россия - страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа <. . .> Я хочу создать миф: «Россия». Пишу всё об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог» .

В стремлении осмыслить историю своей страны, ее современность и будущность в духовно-нравственных категориях Г.В. Свиридов апеллировал музыкой, имеющей свой образный мир, свои берущие за душу интонации, в которой нот мало, а музыки много (Д. Шостакович), Однако, простота музыки - следствие глубокого личностного постижения композитором сложности жизни во времени и пространстве, а также уникальный пример профессионального умения сказать о ней просто, но емко, наглядно, убедительно.

Как любой русский гений, Г.В. Свиридов не замыкался в узкой сфере профессионального музыкального творчества, свидетельство тому - богатейшее эпистолярное наследие композитора (рукописные рабочие тетради, дневниковые размышления и записи), составившее содержание монографического издания, озаглавленного словами самого композитора - Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002, серия «Библиотека мемуаров».

По существу эта работа являет собой литературную параллель музыкального наследия Г.В. Свиридова, его творческих исканий, взглядов, воззрений, убеждений, пристрастий; бесценное свидетельство внутренней жизни: музыкальный и творческий мир в широком смысле, мир идеалов и философии (культура, искусство, творчество в контексте взаимосвязей политических, общественных, социально-культурных собы-

Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 351.

3 Там же. -С. 350, 539.

тий). Ввиду этого, содержание издания «Музыка как судьба» открывает современникам новые грани творчества Г.В. Свиридова - мыслителя, критика, документального публициста, продолжившего плеяду представителей русской литературы и философии XIX «золотого» для России века знаковыми работами («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского; «Окаянные дни» И.А. Бунина; «Наши задачи» И. А. Ильина).

Однако если тождество философа и писателя является достаточно известным фактом русской истории культуры (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев, А.С. Хомяков), то органичный симбиоз композиторского, писательского и философского дара феноменальным образом проявился лишь в творчестве Г.В. Свиридова, последовательно утверждающего ключевой жизненнотворческий тезис «Художник призван по мере своих сил служить раскрытию Истины (Истины Мира)»4.

Несмотря на обилие музыкальной тематики, «записки» Г.В. Свиридова имеют историко-философский характер в силу ряда факторов. Так, определяя для себя то или иное явление, даже относящее к сфере культуры, искусства, творчества, композитор всегда обращался к его корням, прослеживая причинно-следственные связи, прежде всего - исторический контекст. Не случайно, суть многих эпохальных событий, отраженных в музыке или дневниковых «записках» (Революция, Гражданская война, строительство новой социалистической жизни, развал Советского Союза и т.д.) он раскрывает через их отражение в мировом культурном процессе. Одним словом, состояние культуры в каждый определенный момент времени являлось для Свиридова зеркалом нравственного состояния общества, его душевной и духовной направленности

Именно с этих позиций творческое наследие Г.В. Свиридова (музыкальное, литературное, философское) требует актуализации, поскольку в нём пытливая (ищущая) мысль находит ответ на извечный и основной вопрос: что ждёт Россию, русский народ, русского человека? Содержание ответа музыкального гения, которое обнаруживается в его многогранном творчестве, нравственном выборе главного для России во все времена вопроса: «Что делать?», впечатляет простотой и в тоже время масштабом мысли: надеяться на русский народ, его многовековой духовный и практический опыт, на веру православную, самую несокрушимую из всех вер, которая во все века русской истории возвращала Русь-Россию из пучины бед («Единением и любовью» -во времена монгольского ига; «Терпением и смирением» - в период строительства «новой» жизни; «Патриотизмом, самопожертвованием, соборностью и державно-стью» - в годы Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства).

Г.В. Свиридов одним из первых советских композиторов осознал последствия величайшей катастрофы, потрясшей Советский Союз в конце XX века, и указал путь выхода из тупика: обратиться к ценностям православия, традиционной русской религиозности, национальной культуры в самом широком значении и смысла этого слова, в том числе народной и православной музыке, являющих собой исключительно духовное явление, характеризующее ту или иную мотивацию поведения личности, её сущность и содержание внутреннего мира. Не случайно, Г.В. Свиридов вполне определённо связывал назначение искусства с духовностью: «Искусство - то, чем питаются духовно»5. Духовность в русской традиции, по Свиридову, это стремление к идеа-

4 Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 230.

5 Там же.-С. 539.

лу и его утверждение в жизненных делах и поступках. Полагаем этот тезис мыслителя в контексте осмысления и восприятия её как проявление «человеческого в человеке» с позиции целостного сознания - идеологического, правого, нравственного, религиозного, эстетического и т.д. в решении проблем современного мира6 воспринимается более чем актуально.

Духовность всегда конкретна и всегда личностна, «человек есть личный дух», - не уставал повторять И. А. Ильин, советуя «найти начало духовности в самом себе, в той субъективной глубине, которая сама спрашивает, испытывает, желает, мыслит, воображает и чувствует»7. И в этой «субъективной» глубине своей, по И. А. Ильину, человек есть живой, личный дух.

Говоря об историческом аспекте русской духовности вполне допустима мысль английского философа Дж. Локка о том, что в душе народа нет ничего, чего не было бы в его истории, подтверждая мысль о диалектической преемственности сознания и чувств, формирующих социокультурную духовность, включающую систему представлений, взглядов, убеждений, верований и идеалов относительно предельно общих взаимосвязей общественного и индивидуального бытия, принципов взаимоотношений друг с другом. Поэтому философское понятие «духовность» родственно дефинициям «душа народа», «дух народа», где «душа» трактуется как совокупность психических характеристик личности, «дух» - её ценностный мировоззренческий пласт, а «душевный мир» - это переживания, влечения и т.п., а также характер отдельно взятого человека, представляющего свой народ, конкретным проявлением которого он является.

Поскольку дух беспределен, духовность не поддаётся рационалистическому объяснению, поэтому изначально связана с трансцендентным началом. Понятие «духовность» отражает внутреннее состояние человека, его отношение с Богом, окружающим миром, потребность познания смысла и назначения жизни, в первую очередь, собственной. Духовность определяется мерой «обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, к сознательной устремлённости к совершенству; соответственно

одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеа-

8

лу» .

В русской религиозной философии утверждается мысль о том, что духовность человека определяется не рационально, а чувственно, эстетически. Именно духовный потенциал человеческой деятельности определяет её смысл и ценность. Духовная красота рассматривается как высшее проявление художественного начала. В работе «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренский пишет о том, что «есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет. Знатоки этой красоты - старцы духовные мастера «художества из художеств» так сказать, «набили руку» в распознавании доброкачествености духовной жизни»9. Г.В. Свиридов видит её в православной вере, которая является основой и источником человеческого и художественного самостояния вкупе с музыкальным мастерством и воображением.

6 Жиров М.С. Традиции национальной культуры как ресурс духовно-нравственной позитивности российского общества / М.С. Жиров // Духовная безопасность молодежи: Социокультурный аспект: Монография. Белгород, 2009.

7 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство АСМ, 2002. - С. 32.

8 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - С. 81.

9 Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Флоренский П. Оправдание космоса. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии. 1994. - С. 66.

В своих «записках» композитор акцентирует внимание на факте родства некоторой части русской культуры с культурой Древней Греции. Корни общих характерных элементов он находит в православной вере, впитавшую в себя и древнюю греческую философию. Для художника совершенно очевидно: откуда появился платонизм у М. Мусоргского, В.Соловьёва, А. Блока и С.Есенина - преобладающий элемент духовного начала в творчестве (Божественного). Именно поэтому, по мысли Г.В. Свиридова, искусство этих художников невозможно мерить европейской меркой (чувствительность, схоластика, рационализм Спинозы или Бетховена). Это искусство не клерикальное, не религиозное (культ, обряд, богослужение). Оно религиозно, священно, сакраментально в том смысле, как утверждал Платон, - что душа сотворена Богом, - это та Божественная часть человеческого существа, которая способна общаться со своим творчеством и одна лишь несёт в себе подлинное, неизменное, вечное Божественное начало в человеке.

Таким образом, человек духовен настолько, насколько он живёт не только внешним, чувственно-материальным, но и внутренним опытом, отличая объективно прекрасное, истинно нравственное, художественно справедливое, следуя этим ценностям и формируя их у себя неустанно на протяжении всей жизни. По мысли Г.В. Свиридова, быть художником - это значит не заниматься выкладками, а расти подобно дереву, которое не подгоняет свои соки, но доверчиво противостоит буйным весенним ветрам. Человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно, совершая низменные безнравственные антигуманные поступки.

Мировоззренческая позиция Свиридова - творца зиждется на понимании гражданской ответственности художника, высокой этической миссии искусства, неприятия облегчённого представления о нём. По справедливому утверждению Г.В. Свиридова, великое искусство всегда исполнено духовности и «в этом секрет его неувядания, сохраняемости во времени, бессмертие...10. Ключевой тезис свиридов-ских дневников - утверждение духовной сущности и гуманистической направленности искусства, которое должно раскрыть человеческую душу, выразить духовный мир человека11.

В обширных дневниковых записях Г.В. Свиридова содержатся ценные высказывания, характеризующие духовный облик творцов художественных ценностей, творческое кредо ряда композиторов, поэтов, философов, миросозерцание которых близко и понятно композитору по духу. «Величие художника - это величие души (величие духа) художника. Величие М.П. Мусоргского и А.П. Бородина - это величие христианина; М.И. Глинка был первым среди музыкантов, увидевшим мир и, прежде всего Россию и народ её крупно, объёмно, разнохарактерно, как целое, как художественную идею. В музыке М.И. Глинки впервые выразился он сам как великая личность; М.П. Мусоргский и Р. Вагнер были величайшими из композиторов (величайшими художниками, людьми) < ... > Они видели судьбу наций, крестный их путь»12.

По Свиридову, духовный облик художника-творца - это «неотделимость искусства от народа, чуткость к народному сердцу, любовь, искренняя свобода художника, простота его гимнов и, наконец, неподкупность его совести»13. В «записках» художника красной нитью проходит тезис о взаимозависимости русской культуры от

111 Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 271.

11 Там же.-С. 121, 152.

12 Там же. - С. 65, 175, 302, 371.

13 Там же. - С. 294.

«чувства совести», которое Россия принесла в мировое сознание14, а в настоящее время есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.

Универсальность категории «совесть» в контексте творчества Г.В. Свиридова следует рассматривать как этический критерий «личности и самосознательности» художника, как «голос иного», как «Всеобщий закон, высшая Истина»15; как «книгу» всех дел композитора (творческих, общественных, социально-культурных и пр.); как «обличитель и свидетель» души16. Совесть как имманентное качество духовности незримо присутствует в музыкальных творениях Г.В. Свиридова, его мемуарном наследии. В этом нравственном истоке художник видел созидательную силу развития русской художественной традиции, путь достижения гармонии с миром, самим собой, средство воспитания человеческих добродетелей, формирования национального самосознания, русской ментальности, «взаимопонимания мирового сообщества в общих чувствах добра, справедливости, красоты, уважения человеческого достоинства в решении глобальных проблем человечества: экологических, геополитических, нрав-

17

ственных, этических, религиозных .

Рассуждая о всечеловечности русской культуры, её открытости, обращенности ко всем людям земли, композитор постулирует важный для современности тезис о том, что «может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача - это

питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего

18 «-*

низменного» . И в этой связи Г.В. Свиридов предельно жестко говорит об уничтожении Русской культуры как идейной культуры в кино, в музыке, в театре, в литературе, на телевидении» «очернение, окарикатуривание Родины, Человека, жизни, всего святого, всего чистого» <...>. Из великих произведений искусства и литературы умело вытравливается их сущность, их высокий нравственный смысл - та идея, во имя которой собственно и созданы эти произведения»19.

Анализируя современное состояние художественной культуры, Г.В. Свиридов с горечью констатирует об «убывании духовного начала искусства», организованном и сознательном понижении культуры, «унижении и опошлении художественных ценностей, низведение их на тротуар»20. Корень этого зла художник отчетливо видит, в том числе, в деструктивных способах системы управления и регулирования культур-ной политикой (пресса, критика, учебные заведения, антреприза и т.д.) .

Безусловно, высота понятия духовности определяет собою и глубину понятия «нравственность», характеризующего внутренние духовные качества личности (система правил, норм, оценок, требований), которыми руководствуется человек в соответствии со своими взглядами, внутренними установками и убеждениями в выборе своих мыслей, желаний, поступков, действий, в формировании своих способностей, жизненных ценностей, привычек, характера. Не случайно нравственность нередко отождествляется с этикой и моралью, ввиду их сущностной идентичности как сово-

14 Там же. - С. 373.

15 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - С. 265.

16 Иоанн (Маслов) Схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: САМШИТ, 1996. - С.957.

17 Жиров М.С., Алексеева О.И. Русская народная песня: история и современность. Белгород, 2007. -С.130.

18 Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 382.

19 Там же. - С. 157.

20 Там же. - С. 503.

21 Там же. - С. 227.

купности (системы) норм и принципов нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к своему народу, обществу, государству, семье, друг к другу.

Статья «Сила искусства» О. Сокуровой и А. Белоненко, посвященная «Пушкинскому венку» Г.В. Свиридова, содержит подтверждение мысли о нравственной активности этого художественного творения, проповедующего подлинные ценности и идеалы, и особой нравственной ответственности художника в современном мире, его творческой миссии «... искать гармонию в глубине жизни и ею исцелять людей»22.

В записках Г.В. Свиридова, датируемых 1981 годом (11/2), композитор актуализирует нравственную сторону поступков (жизнь поэтов, композиторов, писателей, деятелей культуры), для которых искусство, творчество лишено всякого нравственного смысла. К примеру, для того, чтобы заявить о своей национальной принадлежности, композитору достаточно вставить в своё сочинение цитату из русской классики, порой крайне бестактно. Возникновение подобных вставок ничего общего не имеющих с основной тканью музыки, её посылом, внутренним смыслом, типом эмоции и миросозерцания являют собой, по мысли Г.В. Свиридова, «неорганичное соединение чуждых здравых элементов». Подобное «творчество» не требует душевных сил, вдохновения, творческой тайны. Достаточно «комбинаторских» приёмов, правил, по которым производится движение материи, чтобы обеспечить «кроличью плодовитость» современных произведений, лишённых всякого духовного содержания. «Искусство зашло в тупик, оно потеряло глубину, потеряло душу, потеряло смысл и значение, Божественное. Оно утратило и Человеческое, обратившись в механическое, инстинк-

23

тивно-животное, безмелодично-ритмическое, примитивное» . Чрезмерная сложность музыки маскирует, прикрывает недостаток внутреннего содержания, равно как «будет поэзия без поэзии, где всё будет заключаться в делании, будет мануфактур-поэзия» (Гёте).

Современную музыку не упрекнёшь в мелкотемье - с иронией и горечью констатирует Г.В. Свиридов. Поражает невероятная легковесность, бездушевность и безнравственность по отношению к великим творениям Шекспира, Толстого, Гоголя, Есенина, равно как и величайшим людям нашей эры (Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Великий, Господь Бог). Это усилиями таких великих творцов и гениев - наше искусство, отечественная культура обрели нравственную суть, которая так безнаказанно и далеко не безуспешно попирается в XXI веке.

Таким образом, в потери духовной самостоятельности Г.В. Свиридов видел главную причину водораздела художественных течений в современной ему советской художественной культуре (музыка, литература, театр), в творчестве тех или иных композиторов, писателей, поэтов, деятелей культуры, СМИ и пр., вновь и вновь подчеркивая, что духовно-нравственная составляющая - есть основная линия человеческого бытия, смысла жизни в целом. Возвращение к ней, по мысли Г.В. Свиридова, способствует единству нации, ее целостности, жизнеспособности, а следовательно, и защите русской культуры, культурной идентичности от глобального натиска мировых культурных стандартов. Многогранное наследие Г.В. Свиридова являет нам пример уникального сопряжения духовно-нравственных начал в личной, общественной и

^ Сокурова О., Белоненко А. Сила гармонии. Размышления о «Пушкинском венке» Георгия Свиридова // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей. Отв. ред. и сост. В. Смирнов. - Л.: Сов. Композитор, 1983. - С. 102.

23 Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. - С. 503.

творческой жизни композитора, которые необходимо изучать и культивировать в современном социуме.

Список литературы

1. Жиров, М.С., Алексеева О.И. Русская народная песня: история и современность. Белгород, 2007.

2. Жиров, М.С. Традиции национальной культуры как ресурс духовно-нравственной позитивности российского общества / М.С. Жиров // Духовная безопасность молодежи: Социокультурный аспект: Монография. Белгород, 2009.

3. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ООО «Издательство АСМ, 2002.

4. Иоанн, (Маслов) Схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: САМШИТ, 1996.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.

6. Свиридов, Г. Искания и победы // Литературная газета. 1958. 28 марта.

7. Свиридов, Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002..

8. Сокурова О., Белоненко А. Сила гармонии. Размышления о «Пушкинском венке» Георгия Свиридова // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей. Отв. ред. и сост. В. Смирнов. - Л.: Сов. Композитор, 1983.

9. Флоренский, П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Флоренский П. Оправдание космоса. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 1994.

GV SVIRIDOV: LINE INTERFACE OF SPIRITUAL AND MORAL BEGINNINGS

IN THE WORKS AND LIFE

L. A Kinash1), MS Zhirov2)

^ Belgorod State Institute of Arts and Culture,

Belgorod State National Research University e-mail: kisknarp216@rambler.ru 2) National Research Belgorod State University e-mail: zhirov@bsu.edu.ru

In the present paper the problem of interfacing the spiritual and moral foundations of being an example of the creative heritage GV Sviridov - a composer , a creator , a thinker of the last century who performed "a number of great jobs " associated with culture, art, creativity, and spiritual realms .

Keywords : creative heritage of spiritual and moral values and ideals , art, music, culture , philosophy, Russian religious philosophy , the Russian people .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.