Научная статья на тему 'Транспортный налог'

Транспортный налог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог»

налогообложение

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

А.С. БАЗАРОВА, консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Транспортный налог ст. 14 Налогового кодекса РФ отнесен к числу региональных налогов, т. е. транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении региональных налогов должны быть определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Ставки, установленные главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, законами субъектов РФ, могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Помимо этого к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а также налоговых льгот, основания и порядка их применения.

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании ст. 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога, которыми могут быть как физические, так и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому лицу на основании доверенности.

Государственная регистрация автомототранс-портных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России утверждены приказом МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее — Правила № 59). Пунктом 12 Правил № 59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995. Пунктом 2.1 Правил № 59 установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

У организаций нередко возникают вопросы о том, кто должен платить транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.

«Лизинговый» транспорт по соглашению сторон договора может быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах у получателя транспортного средства будет временная регистрация в местной ГИБДД, срок которой ограничен сроками действия договора лизинга (сублизинга).

Пункт 52 Правил № 59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность физическим или юридическим лицом и переданных им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Если договором лизинга или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием

для регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства.

Если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными органами.

В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с регистрационного учета.

В ст. 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

- автотранспортные средства;

- водные транспортные средства;

- воздушные транспортные средства.

Все перечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств, а соответственно, и в отношении автотранспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

- троллейбусы;

- железнодорожные и трамвайные локомотивы;

- рельсовый подвижной состав;

- прицепы, полуприцепы и другие несамоходные

средства транспорта.

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен письмом Министерства социальной защиты населения РФ № 1-707-18 и Министерства финансов РФ от 23.03.1993 № 28.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:

- тракторы;

- самоходные комбайны всех марок;

- специальные автомобили (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Однако данную льготу могут применять не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а лишь те организации, у которых выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % от общего дохода, у рыболовецких предприятий — более 70 %. Такой вывод следует из ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а также сель-

скохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно ст. 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в киловаттах, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в киловаттах, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент: 1 кВт =1,35962 л. с. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся

с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В этом случае при определении мощности двигателя принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. В п. 3 ст. 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды. Пунктом 6 ст. 363 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л. с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки транспортного налога в отношении наземных транспортных средств приведены в таблице.

Ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5

— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7

— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2

— свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5

— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8

— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно — свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 5 10

налогообложение

В законах субъектов РФ может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ, при этом допускается уменьшение (увеличение) ставок налога, но не более чем в 5 раз.

Минимальные и максимальные предельные налоговые ставки приведены в п. 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. Таким образом, если ставки налога увеличены (уменьшены) более чем в 5 раз по сравнению с базовыми ставками, то налогоплательщик должен платить налог по ставке, установленной НК РФ.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, т. е. в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. В НК РФ не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель.

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

Транспортный налог в соответствии со ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признающемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. В свою очередь, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 1 ст. 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нередко налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но в связи с производственной необходимостью данные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.

Ответ на данный вопрос содержится в письме Минфина России от 16.07.2004 № БГ-03-05-11/103. В письме, в частности, говорится о том, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль за уплатой в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.

В связи с этим Методическими рекомендациями установлено, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация, и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Также п. 1 ст. 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов РФ. При этом срок уплаты для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т. е. не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом — срока подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики-организации по окончании налогового периода согласно ст. 363.1 НК РФ должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств и налоговый расчет по авансовым платежам.

Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и порядок ее заполнения утверждаются Минфином России в соответствии со ст. 80 НК РФ. Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 13.04.2006 № 65н.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2004).

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

3. О государственной регистрации автомототран-спортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938.

4. О порядке регистрации транспортных средств: приказ МВД России от 27.01.2003 № 59.

5. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

Более подробно с особенностями учета транспортного налога в автомобилестроении можно ознакомиться в книге ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» «Автомобиль от производства до списания».

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.