Научная статья на тему 'Транспортный налог'

Транспортный налог Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2290
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД / ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ / СРОК УПЛАТЫ / СТАВКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассказано об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, порядке исчисления налога, сроках уплаты и ставках транспортного налога, отнесенного ст. 14 Налогового кодекса РФ к числу региональных налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог»

Налогообложение

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Многие организации используют в своей деятельности собственные или арендованные автомобили. Исчисление и уплата транспортного налога, отнесенного ст. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к числу региональных налогов, регулируются гл. 28 НК РФ. Налоговым кодексом РФ установлены такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления транспортного налога. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. Законодателям субъектов предоставлено право установления налоговых льгот и оснований их использования налогоплательщиками.

Объект налогообложения. Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, на основании п. 1ст. 358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомото-транспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление № 938) на территории РФ осуществляется государственная регистрация авто-мототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам.

Регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования на территории РФ, согласно

п. 2 Постановления № 938 осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее — ГИБДД России).

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД России утверждены приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 (далее — Правила № 1001).

В общем случае, в соответствии с п. 20 Правил №1001 автотранспортные средства регистрируются только за их собственниками — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на автотранспортные средства в соответствии с законодательством РФ.

Регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы Гостехнадзора России).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995.

Регистрацию автотранспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций осуществляют военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД России, также признаются объектом налогообложения, что следует из письма Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15 «О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога».

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) автомобили и прицепы автомобильные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К передвижным предприятиям отнесены, в частности, передвижные электростанции и трансформаторные установки, передвижные мастерские и диагностические установки, вагоны-лаборатории и вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы ит. п.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 09.04.2010 № 03-05-04-04/08, от 23.07.2010 № 03-05-05-04/16, не подлежат налогообложению транспортным налогом не зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

В отношении автомобильного транспорта в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектами налогообложения:

— автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

— специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производс-твасельскохозяйственной продукции;

— транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

— транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Кратко рассмотрим каждую категорию автомобилей, не являющихся объектом налогообложения.

В письме Минфина России от 26.03.2009 № 03-05-04-04/02 обращено внимание, что автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами и автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, в целях применения гл. 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств.

На этом основании положение, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств. Таким образом, легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, полученные также через Фонд социального страхования РФ, не будут являться объектом налогообложения по транспортному налогу.

Аналогичная позиция высказана и в письме Минфина России от 06.08.2010 № 03-05-06-04/201, в котором отмечено, что приобретенный и переоборудованный автомобиль с мощностью двигателя 110 л. с. не будет являться объектом налогообложения по транспортному налогу.

По поводу предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физическим лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в письме Минфина России от 03.07.2009 № 03-05-06-04/112 сказано, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим доходную часть региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Перечень автомобилей легковых, не являющихся объектами налогообложения, приведен в подп. 2 п. 2ст. 358 НК РФ. Вопросы, связанные с предоставлением иных льгот по уплате транспортного налога, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

В частности п. Зет. 25 Закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-03 «О льготном налогообложении в Московской области» (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что лица, на которых распространяется действие Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О

социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период. Данная льгота распространяется на автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 50 л. с. (до 36,8кВт) включительно, изготовленные в РФ и государствах — бывших республиках СССР и являющиеся объектами налогообложения в соответствии с российским налоговым законодательством.

В отношении специальных автомашин, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйствен-ныхработахдпяпроизводствасельскохозяйственной продукции необходимо отметить следующее. Как сказано в письме Минфина России от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08, в соответствии с п. 1ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % в течение календарного года. Согласно письму Минфина России от 19.05.2009 № 03-05-05-04/05 доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по итогам календарного года, являющегося налоговым периодом по транспортному налогу.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании п. 2ст. 3 Закона № 264-ФЗ признаются также:

— граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

— сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации»;

— крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Поскольку термин «сельскохозяйственный товаропроизводитель» частью первой и гл. 28 НК РФ не определен, в целях применения подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, содержащееся в Законе № 264-ФЗ.

В письме Минфина России от 28.07.2008 № 03-05-04-04/07 отмечено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно подп. 5 п.2 ст. 358 НКРФ.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба содержится в приложении к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317. Такими федеральными органами являются: МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России, МЧС России.

Напоминаем, что до 01.01.2010 не являлись объектами налогообложения и транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, на праве хозяйственного ведения, а не только на праве оперативного управления. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от28.11.2009 № 283-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, транспортные средства, принадлежащие вышеперечисленным федеральным органам на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2010 облагаются транспортным налогом в общем порядке.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Как установлено п. 17.4 Методических рекоменда-

ций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 (далее — Рекомендации № БГ-3-21/177), документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД,УВДидр.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

В случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства. Налоговики столицы в письме УФНС по г. Москве от 15.01.2008 № 18-12/4/002041 разъяснили, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Если у налоговой инспекции возникают сомнения в отношении предъявленной справки об угоне, она направляет запрос в органы МВД России с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства. Следовательно, только в случае представления в налоговый орган подлинника справки об угоне автотранспортного средства, подтверждающей факт угона, выданной органами МВД России, инспекция произведет сложение сумм начисленного транспортного налога по данному автомобилю. Указанный документ можно подать лично или через уполномоченного представителя. Такие разъяснения приведены в письме УФНС России по г. Москве от 12.07.2010 № 20-14/4/072999@.

Автомобиль может отсутствовать у налогоплательщика и по другим причинам, в частности, может быть изъят правоохранительными органами по причине установления факта изменения его идентификационного номера неустановленным лицом. Нужно ли платить налог в этом случае?

Налоговый орган, проводивший проверку налогоплательщика, в аналогичной ситуации принял решение, что транспортный налог платить следует. Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд. В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу № А29-2848/2008 указано, что факт регистрации автомобиля за организацией подтвержден материалами дела и организацией не оспаривается.

Исследовав доказательства, представленные в дело, суд установил, что документа, свидетельствующего о хищении (угоне) автомобиля, в материалах дела не содержится, как и доказательств, подтверж-

дающих обращение налогоплательщика в ГИБДД России с заявлением о снятии названного транспортного средства с регистрационного учета.

Суд пришел к выводу, что организация является плательщиком транспортного налога по данному транспортному средству (факт нахождения этого автомобиля в федеральном розыске не свидетельствует о его хищении (угоне). С учетом изложенного суд обоснованно отказал организации в удовлетворении ее требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа по привлечению организации к налоговой ответственности за неполную уплату транспортного налога и начислению соответствующих сумм этого налога и пеней.

Налогоплательщики. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрировали транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357, 358 НКРФ.

Как отмечено в предыдущем разделе, в общем случае автотранспортные средства регистрируются только за их собственниками — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на автотранспортные средства в соответствии с законодательством РФ. Но автомобили очень часто становятся объектами договоров аренды и лизинга. Кто будет являться налогоплательщиком при заключении таких договоров?

Правовые основы аренды транспортных средств установлены § 3 «Аренда транспортных средств» гл. 34 ГК РФ (ГК РФ). Транспортное средство может быть предоставлено в аренду как с экипажем, так и без экипажа. В отношении наземных транспортных средств, являющихся объектами налогообложения транспортным налогом, налогоплательщиком будет являться лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, независимо оттого, что это транспортное средство может быть передано арендатору по договору аренды.

Правовые основы договора лизинга установлены Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ). Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, что следует из ст. 11 Закона № 164-ФЗ. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в частности транспортные средства, согласно ст. 20 Закона № 164-ФЗ регистрируются

по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

Подробно порядок регистрации транспортных средств, являющихся предметом лизинга, изложен в п. 48 Правил № 1001, согласно которому транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга лизингополучателю во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях. Значит, если транспортное средство регистрируется на лизингодателя, то налогоплательщиком транспортного налога является лизингодатель, который уплачивает налог по месту регистрации транспортного средства.

Напомним, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу осуществляется налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ (ст. 363 НК РФ). Местом нахождения автотранспортных средств в целях налогообложения согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Вместе с тем Правилами № 1001 предусмотрена возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. По разъяснениям Минфина России, содержащимся в письме от 24.03.2009 № 03-0505-04/01, если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются лизингополучателю и временно ставятся на учет в органах ГИБДД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован только на эту организацию. Иными словами, если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком

транспортного налога будет являться лизингополучатель. Аналогичные разъяснения даны и в более ранних письмах Минфина России от 30.06.2008 № 03-05-05-04/14, от27.03.2007 № 03-05-06-04/15, от 12.12.2006 № 03-06-04-04/52.

Налоговая база, налоговые ставки, определение категории автомобилей. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что установлено подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 19 Рекомендаций № БГ-3-21/177, если в технической документации на транспортное средств мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. е.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

В случае расхождения сведений, представленных государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, согласно п. 22 Рекомендаций № БГ-3-21/177, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Дело по иску налогоплательщика к налоговому органу, доначислившему сумму транспортного налога в связи с тем, что при определении мощности двигателя налогоплательщик воспользовался данными справочника НИИАТЮ издательства Москва «Транспорт» рассмотрел ФАС Уральского округа.

В постановлении ФАС Уральского округа от 30.06.2009 № Ф09-4465/09-СЗ по делу № А76-26085/2008-11-721/62 сказано, что мощность двигателя, указанная налогоплательщиком в целях определения транспортного налога, была подтверждена заводом-изготовителем. В письме от 26.05.2008 № 6980-АК/Д03 завода-изготовителя указано, что с 1988г. автомобили семействаУАЭ-3741-01 оснащались бензиновыми карбюраторными двигателями УМЗ-4178 номинальной мощностью в комплектации «нетто» по ГОСТ 14846 — 76 л. с. Мощность

двигателя в паспорте транспортного средства нового образца должна указываться в комплектации «нетто» согласно действующей форме «Одобрение типа транспортного средства» (далее — ОТТС), утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Довод налоговых органов, что мощность двигателя составляет 92 л. с. отклонен, поскольку согласно справке ОВД МВД России мощность двигателя спорного автомобиля действительно составляет 92 л. е., при этом не указан вид комплектации двигателя, взятый за основу для определения мощности. Согласно справке завода-изготовителя 92 л. с. составляют мощность двигателя в комплектации «брутто», однако в полной комплектации «нетто» мощность двигателя составляет 76 л. с. При таких обстоятельствах суд удовлетворил заявленные требования налогоплательщика.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов РФ, приведены в п. 1ст. 361 НК РФ. Причем, налоговые ставки по автомобильному транспорту устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

В письме Минфина России от 03.12.2009 № 03-05-06-04/401 отмечено, что законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных вст. 361 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Обратите внимание, указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

ПунктЗст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

В настоящее время установление категории транспортного средства, согласно разъяснениям Минтранса России, производится органом по сертификации при выдаче ОТТС в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств

и прицепов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19, а также другими нормативными документами системы сертификации механических транспортных средств и прицепов.

При определении категории органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции транспортного средства, используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее — КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р51709-2001, утвержденным постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст.

В письме ФНС России от 07.07.2007 № 043-04/000649 «О транспортном налоге» обращено внимание, что в целях повышения безопасности дорожного движения и принятия единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Эта Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII. Российская Федерация является договаривающейся стороной, и правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать положения этой Конвенции.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждено приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от23.06.2005 (далее — Положение о ПТС). Согласно этому положению в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп) паспорта указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной п. 5 приложения 6 Конвенции, заключенной в Вене. Категории транспортных средств, установленные п. 5 приложения 6 Конвенции, определены для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами.

Учитывая изложенное, а также разъяснения Минтранса России, определение категории транспортных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН, на что обращено внимание в письме ФНС России от 07.06.2007 № 04-3-04/000649.

Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории М1, то должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей. Если автотранспортное средство сертифицировано по категориям N1, N2, N3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей.

Нередко в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) указана категория, не соответствующая категории, указанной в ОТТС. В письме Минфина России от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01 указано, что ПТС — это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий в том числе наличие ОТТС, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в ОТТС (сертификате соответствия).

Перевод категорий транспортных средств, указываемых в ОТТС, в категории по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Например, указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

Таким образом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 07.02.2008 № 03-05-0404/01, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС.

В ответе на запрос налогоплательщика о том, насколько правомерно по микроавтобусу «КИА-Беста», который согласно ПТС относится к категории «В» и имеет семь пассажирских мест (не считая места водителя), применять ставку налога, предусмотренную для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. е., специалисты Минфина России в письме от29.03.2007 № 03-05-06-04/17 ответили следующее: если указанный автомобиль согласно ПТС относится к категории «В» — легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом, исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Как отмечено в письме Минфина России от 06.07.2007 № 18-0-09/0204, для правильного применения ставок налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД России, следует учитывать, что РФ является договаривающейся стороной международного соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключен-

ного в Женеве 20.03.1958. Согласно классификации транспортных средств, введенной названным соглашением и используемым в РФ при сертификации транспортных средств, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям, из чего следует, что по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

Налоговый и отчетный периоды. Уплата налога. Отчетность. Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал, хотя отчетные периоды могут и не устанавливаться законами субъектов РФ.

Налогоплательщики — организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно, что установлено п. 1 ст. 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, на основании п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иной порядок не предусмотрен ст. 362 НК РФ. При этом налогоплательщиками определяется разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Исчисленная сумма и подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Особый порядок исчисления транспортного налога установлен для случаев, когда транспортное средство зарегистрировано и (или) снято с регистрации в течение налогового периода. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Аналогичный порядок применяется и при исчислении суммы авансовых платежей по налогу.

Обратите внимание, месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации в соответствии с п. Зет. 362 НК РФ принимается за полный месяц. Если транспортное средство зарегистрировано и снято с регистрации в течение одного календарного месяца, этот месяц принимается как один полный месяц.

Транспортный налог следует исчислить и уплатить в бюджет даже в том случае, если транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика и было зарегистрировано за ним всего один день. Такие разъяснения содержит письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-05-05-04/23, в котором сказано, что организация, зарегистрировавшая и снявшая с регистрации в органах ГИБДД России транспортное средство в течение одного календарного месяца, обязана исчислить транспортный налог с учетом коэффициента 1/12.

Положение п. Зет. 362 НК РФ применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства, на что обращено внимание в письме Минфина России от 27.08.2009 № 03-05-05-04/11.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему на основании п. 1 ст. 363 НК РФ производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. Зет. 363.1 НК РФ. Напомним, что названным пунктом установлен срок сдачи налоговой декларации по транспортному налогу.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый

орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 363.1 НК РФ. Форма налоговой декларации по налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2.0 государственной регистрации автомототран-споргных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938.

3. Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения: приказ Минфина России от 13.04.2006 № 65н.

4. Письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-05-05-04/23.

5. Письмо Минфина России от 06.07.2007 № 18-0-09/0204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.