Научная статья на тему 'Транспортные проблемы при устройстве промышленных выставок в России во второй половине XIX - начала XX века'

Транспортные проблемы при устройстве промышленных выставок в России во второй половине XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / АРХИТЕКТУРА ВЫСТАВОЧНЫХ ПАВИЛЬОНОВ / ВРЕМЕННЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТРАНСПОРТ / INDUSTRIAL EXHIBITIONS / ARCHITECTURE OF FAIRS PAVILIONS / TEMPORARY EXHIBITIONS KOMPLEXES / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Ю. А.

Рассматривается история создания временных выставочных комплексов в дореволюционной России и решение различных транспортных проблем, которые возникали у организаторов этих смотров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport problems of organization of Industrial Exhibitions in Russia in the second half of XIX - beginning XX century

History of temporary exhibitions complexes in Russia in the second half of XIX beginning XX century and different transport problems by organizers of this shows

Текст научной работы на тему «Транспортные проблемы при устройстве промышленных выставок в России во второй половине XIX - начала XX века»

2. Отчет председателя Морского ученого комитета контр-адмирала Зеленого за 1862 г. // Морской сборник. Т. LXVII. - 1863. - № 7. - С. 111-152.

3. О пробе железа / Э. Фон-Хемниц // Морской сборник. Т. LXXXII. - 1866. - № 2. - С. 151-169.

4. Практические приемы и данные при постройке паровых котлов / А. Никитин // Морской сборник. Т. LXXXII. - 1866. - № 2. - С. 53-72.

5. Отчет о действиях Кораблестроительного технического комитета в 1862 г. представленный генерал-майором Чернявским // Морской сборник. Т. LXVII. - 1863. -№ 8. - С. 166-257.

6. Осмотр российских торговых судов и их механизмов // Труды отдела торговых портов. - Вып. XIV. Положения об осмотрах с приложением технических подробностей / Сост. инспекторы торгового мореплавания и портов Р. М. Ловягин, Г. М. Молодежников. - СПб., 1905. - 217 с.

7. Основы судостроения / Д. В. Дорогостайский, Н. Я. Мальцев, А. Д. Чернов. - Л. : Государственное изд-во судостроительной литературы, 1952. - 296 с.

8. Производство паровых котлов в России / Г. Ф. Депп // Журнал МПС. Кн. 8. - 1896. - С. 175-200.

9. Рентгенодефектоскопия / А. К. Трапезников. - М. : Машгиз, 1948. - 423 с.

10. Технология судостроения : учеб. для студентов, обучающихся по спец. «Судостроение и судоремонт» / Под общ. ред. В. Д. Мацкевича. - Л. : Судостроение, 1971. - 616 с.

11. Сварка и пайка жаропрочных сплавов в судостроении / В. Ф. Квасницкий. - Л. : Судостроение, 1986. - 222 с.

12. Организация оптимальных систем неразрушающего контроля на Севмашпредприятии / С. Н. Емельянов; гл. ред. А. К. Гурвич // В мире неразрушающего контроля. - 2000. - № 3 (9). - С. 26-29.

УДК 72

Ю. А. Никитин

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

В статье говорится об истории создания временных выставочных комплексов в дореволюционной России и о том, как решались различные транспортные проблемы, которые возникали у организаторов этих смотров.

промышленные выставки, архитектура выставочных павильонов, временные выставочные комплексы, транспорт.

Введение

Превращение отечественных выставок в выставочные комплексы павильонного типа во второй половине XIX в. потребовало решения ряда

градостроительных вопросов. Одной из важнейших задач, стоявших перед организаторами этих смотров, была проблема выбора территории. Выработались два основных приема расположения выставочных комплексов: в центральной части и на окраине городов. Эта практика перекликается с опытом организации всемирных выставок за рубежом. Близость предполагаемой выставочной территории к существующим железнодорожным путям часто оказывалось решающим фактором для выбора того или иного участка.

Появление железных дорог в середине XIX в. в России способствовало не только активизации всего выставочного дела, но и устройству специальных транспортных отделов на проводимых смотрах. Министерство путей сообщения, региональные округа путей сообщения становились участниками многих всероссийских и местных выставок. Освоение новых территорий требовало больших работ по их благоустройству, озеленению и инженерному оборудованию. На выставки проводили водопровод, электричество, телефон, телеграф и т. п. Доставка крупногабаритных экспонатов и организация железнодорожных отделов требовали строительства подъездных путей ко многим выставочным территориям. Делалось это не только при размещении выставок на окраине городов, но и даже когда они устраивались в центральных городских частях (Петербург, 1870 г., 1893 г.; Москва, 1872 г.; Харьков, 1887 г.; Екатеринослав, 1910 г.; Киев, 1913 г. и др.).

1 Прокладка к выставкам железнодорожных путей

Транспортные средства впервые были широко представлены на XIV Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге. Для транспортировки на выставку паровозов и вагонов были проложены временные рельсы от Московского (Николаевского) вокзала. Экспонаты размещались в длинной галерее в Соляном переулке, пристроенной к главному выставочному зданию. Важно отметить и тот факт, что 14 железных дорог и 8 пароходных компаний предоставили участникам этого смотра льготы на проезд и провоз экспонатов на выставку. Надо сказать, что подобные транспортные льготы устраивались на очень многих выставках. Большой интерес на Политехнической выставке 1872 г. в Москве вызвал специальный железнодорожный отдел, разместившийся на набережной Москвы-реки. Для его устройства была проложена железнодорожная ветка и выстроены здания, среди которых выделялся главный павильон, перекрытый большепролетной деревянной арочной конструкцией. На территории отдела экспонировались паровозы, различные типы вагонов, образцовое станционное хозяйство (рис. 1).

Масштабы Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. (30 га) потребовали изыскания большого свободного пространства,

которое трудно было найти в центре Москвы (рис. 2). Организаторы смотра отдали предпочтение Ходынскому полю. Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были обширность территории и удобство сообщения с ней (существующая конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость Белорусского вокзала). Был учтен и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком - «любимым гульбищем московских жителей» [1]. Публика попадала на Всероссийскую выставку 1882 г. в Москве через три входа: главный вход со стороны Петербургского шоссе вел прямо в центральное здание; в павильон художественного отдела публика попадала с платформы конно-железной дороги, а в машинный павильон - с платформы железнодорожной станции. К территории выставки на Ходынском поле была проложена железнодорожная ветка (от станции Смоленской железной дороги - ныне Белорусского вокзала) и построена пассажирская станция с вокзалом.

Рис. 1. Железнодорожный отдел на Политехнической выставке 1872 г. в Москве

Рис. 2. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. в Москве (аксонометрия). На переднем плане - железнодорожная станция На Нижегородской выставке 1896 г. функционировали два входа: главный - со стороны города, к которому были проложены шоссе, линия трамвая и Молитовская ветка железной дороги; другой - со стороны новой пассажирской станции, специально построенной на железнодорожной линии Москва - Нижний Новгород и вплотную примыкавшей к выставке. Надо сказать, что железнодорожные вокзалы строились на многих выставках.

2 Организация внутреннего транспорта на выставках

На крупнейших выставках, занимавших значительную площадь, создавался свой внутренний транспорт. На Политехнической выставке 1872 г. в Москве впервые были использованы катальные кресла, которые затем применялись и на других выставках (Москва, 1882 г.; Нижний Новгород, 1896 г. и т. д.). Правда, это средство передвижения, как заметила нижегородская газета, не имело успеха, так как «пользование такими креслами мало подходит к характеру русского человека: многие чувствуют себя неловко в таком кресле и избегают пользоваться им» [2].

На Всероссийской выставке 1882 г. в Москве впервые была проложена электрическая железная дорога, построенная известной фирмой «Сименс и Гальске» (рис. 3). Длина круговой электрической железной дороги на Нижегородской выставке 1896 г., построенной Товариществом «М. М. Подобедов и К°», достигала 4 км. На Киевской выставке 1897 г. впервые по-явился трамвай. Екатеринославскую выставку 1910 г. обслуживал 12сильный бензовоз с четырьмя вагончиками. Организаторы Одесской выставки устроили так называемый «топоган» - движущийся тротуар по

мосту, соединяющему два участка выставочной территории. На Киевской выставке 1913 г. действовали трамвай, фуникулер и эскалатор.

Рис. 3. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г. в Москве. Электрическая железная дорога и павильон «Сименс и Гальске»

3 Архитектура транспортных павильонов на всероссийских выставках

Наиболее полно транспорт был представлен на крупнейшем дореволюционном смотре - XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде (рис. 4). Гигантский выставочный комплекс раскинулся на низком левом берегу Оки за пределами города на площади 84 га. Из двенадцати транспортных павильонов выставки обращал на себя внимание павильон казенных железных дорог, созданный замечательным русским инженером В. Г. Шуховым (рис. 5). Он имел оригинальное конструктивное решение. Перекрытие представляло собой сводчатую оболочку, состоящую из металлических уголков, скрепляемых в местах пересечений. Распор этой системы погашался затяжками из тонкого круглого металла. Величина пролета достигала 32 м. Освещение решалось при помощи продольного светового фонаря на своде и обычных оконных проемов в стенах (1845 кв. м).

Рис. 4. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде.

Электрическая железная дорога. На заднем плане -павильон «Экипажное дело» (автор проекта - инж. В. Г. Шухов)

По проектам В. Г. Шухова было построено еще несколько павильонов с использованием сетчатых арочных, сетчатых висячих и мембранной конструкций, не имеющих образцов в мировой практике и опередивших почти на полстолетия начало их регулярного применения. Монтаж этих зданий был произведен всего за четыре месяца из типовых элементов, полностью изготовленных на московском заводе А. В. Бари. Вес такого покрытия и стоимость его были в три раза меньше обычного. Большое свободное пространство и равномерное освещение внутри создавали хорошие возможности для размещения экспозиции [3].

Интерес вызывал и деревянный павильон Сибирской железной дороги, экспозиция которого рассказывала о строительстве Великого сибирского пути (арх. А. Н. Векшинский). Здание в плане представляло крест, в центре которого находился большой зал с куполом (546 кв. м). Композиция плана позволяла хорошо организовать экспозицию и осветить внутреннее пространство павильона (рис. 6).

Рис. 5. Павильон казенных железных дорог на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде (проект инж. В. Г. Шухова)

Рис. 6. Павильон Сибирской железной дороги на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде (арх. А. Н. Векшинский)

Надо отметить, что транспортные павильоны строились на всех крупных выставках. Обращают на себя внимание попытки придать тематическим транспортным павильонам на выставках черты вокзальных сооружений на железных дорогах и речных пристанях. Павильон Казанского округа путей сообщения на Нижегородской выставке 1896 г. представлял собой бутафорский «каменный» дворец, поставленный на обширный цоколь в виде большой деревянной баржи (архитектор В. С. Шервуд). Это натуралистическое воспроизведение конкретной утилитарной формы в сочетании с небольшим приукрашенным речным вокзалом нашло многочисленные подражания на многих выставках (рис. 7). Аналогичные композиционные приемы были использованы на Всероссийской

гигиенической выставке 1913 г. в Петербурге в павильоне водных путей. Павильон Киевского округа путей сообщения на Всероссийской выставке 1913 г. в Киеве строился специально как речной вокзал. После выставки он был установлен на барже, чтобы выполнять свое прямое назначение.

Рис. 7. Павильон Казанского округа путей сообщения на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде (арх. В. С. Шервуд)

Интересным примером тематического экспозиционного здания может служить павильон судоходства на той же киевской выставке 1913 г. Павильон представлял собой высокую башню в виде маяка с изящной пристройкой в стиле необарокко (рис. 8).

Рис. 8. Павильон судоходства на Всероссийской выставке 1913 г. в Киеве

4 Влияние выставок на развитие городского транспорта

Устройство выставок связано с улучшением старых и созданием новых видов городского транспорта. Так, в связи с Политехнической выставкой 1872 г. в Москве сооружаются первые линии уличного рельсового транспорта - конка. Были созданы две линии: пассажирская (Петровский парк - Иверские ворота) и грузовая (Курский вокзал - Зарядье) [4]. В Нижнем Новгороде к открытию Всероссийской выставки 1896 г. были сооружены две трамвайные линии [5]. По инициативе распорядительного комитета Одесской выставки 1910 г. бельгийские предприниматели проложили специальную линию электрического трамвая по направлению от Александровской площади до выставочной территории и далее до ворот городской дачи «Ланжерон» [6].

Г ородские власти шли на подобные мероприятия, требовавшие значительных капиталовложений, что свидетельствует о большом значении выставок.

Подготовка к Всероссийской выставке 1917 г. в Москве коснулась и грандиозных планов по реконструкции городского транспорта. Помимо создания трамвайных путей на самой выставке, планировалась прокладка через всю Москву диаметрального тоннеля метрополитена [7]. На выставке собирались построить железнодорожную станцию для организации движения специальных поездов по Окружной железной дороге, что привело бы к разгрузке трамвайного движения.

Заключение

Всероссийские и местные выставки были важным событием в экономической и культурной жизни дореволюционной России. Они оказали благотворное влияние на развитие отечественной промышленности, сельского хозяйства, торговли, технического и социального прогресса. На них демонстрировались самые современные по тому времени образцы всех областей деятельности многонациональной России. Устройство выставок связано с улучшением старых и созданием новых видов городского транспорта. Большое влияние оказали выставки на развитие русских городов, их благоустройство, санитарное состояние и т. п. Изучение конкретных достижений отечественных выставок помогает нам определить начальные даты тех или иных прогрессивных явлений в области архитектуры, градостроительства, транспорта, так как именно там часто впервые появлялись новые решения многих проблем городского хозяйства.

Интересно, что и первые выставки советской России продолжили практику организации транспортных отделов. К территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. в Москве (ныне парк культуры и отдыха им. М. Горького) подвели специальную ветку от станции Канатчиково Окружной железной дороги. Эта железнодорожная ветка послужила основой для создания обширного транспортного отдела в юго-западной части выставочной территории. Здесь разместились железнодорожная станция, пассажирский вокзал и еще пять павильонов НКПС [8]. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г. в Москве транспортная тематика была представлена только павильоном дорожного строительства.

Библиографический список

1. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. В 6 т. Т. 6 / Под ред. В. П. Безобразова. - СПб., 1884. - С. 4.

2. На выставке // Нижегородская почта. - 1896. - № 3.

3. Промышленные выставки России XIX - начала XX века / Ю. А. Никитин. -Череповец : Полиграфист, 2004. - 272 с.

4. Зарождение и развитие современных видов транспорта в Москве / Строители России. ХХ век. Москва начала века. - М., 2001.

5. Электрические железные дороги / Н. К. Ламан // Взгляд через столетие. -Н. Новгород, 1996. - С. 54.

6. Официальный каталог фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставки в Одессе 1910 г. - Одесса, 1910. - С. 5.

7. Всероссийская выставка. Собрание выставочного комитета // Русское слово. - 1914. - 19 июня.

8. Выставка и архитектура // Красная нива. - 1923. - № 38. - С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.